Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики  

по вопросам регистрации международных платежных систем» 

(в Правила осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике,  

в Положение «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике») 

 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» (далее  проект постановления) разработан в целях внесения изменений, уточняющих действующий порядок регистрации международных платежных систем расчетов с использованием банковских платежных карт и операторов систем денежных переводов, а также аннулирование регистрации в Национальном банке Кыргызской Республики (далее  Национальный банк) международных платежных систем расчетов с использованием банковских платежных карт и др. 

 

2. Описательная часть 

Проектом постановления вносятся изменения в следующие нормативные правовые акты Национального банка: 

- постановление Правления Национального банка «Об утверждении «Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике» от 15 июля 2009 года № 30/6. 

- постановление Правления Национального банка «Об утверждении Положения «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» от 9 декабря 2015 года № 76/8; 

В соответствии с Положением «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 9 декабря 2015 года № 76/8, (далее  Положение), для осуществления деятельности на территории Кыргызской Республики международные платежные системы расчетов с использованием банковских платежных карт (далее  международные платежные системы) должны пройти регистрацию в Национальном банке. Деятельность указанных субъектов на территории Кыргызской Республики без наличия регистрации в Национальном банке запрещается. 

При этом в Положении не были предусмотрены порядок и основания для аннулирования регистрации международных платежных систем в Национальном банке в случаях, когда это необходимо. 

В связи с этим проектом постановления вносятся в Положение следующие изменения и дополнения в качестве оснований для аннулирования регистрации в Национальном банке: 

1) в случае отзыва (аннулирования) у международной платежной системы и/или ее оператора регистрационных/ разрешительных документов (лицензий/ сертификатов/ свидетельства о регистрации и др.) на право осуществления деятельности по процессингу и обслуживанию международных платежных карт, ранее выданных уполномоченным органом по финансовому надзору страны происхождения; 

2) в случае предоставления оператором международной платежной системы заявления об исключении международной платежной системы из реестра международных платежных систем либо иного письменного уведомления о прекращении деятельности на территории Кыргызской Республики. 

Кроме того, согласно поступившим предложениям от участников рынка, проектом постановления исключается предусмотренный в Положении действующий лимит на проведение держателями банковских платежных карт бесконтактных платежей без использования ПИН-кода в размере не более 30 (тридцати) расчетных показателей за одну транзакцию. Согласно вводимым нормам, эмитент карт будет вправе разрешить держателям карт проведение бесконтактных платежей без использования ПИН-кода в пределах лимитов, устанавливаемых во внутренних правилах и процедурах для держателей карт с учетом критериев оценки степени (уровня) рисков на клиента, в соответствии с программой внутреннего контроля эмитента. 

Одновременно для технической реализации внесены изменения и дополнения в пункт 15-1 Положения, касающийся лимита при обналичивании денежных средств с банковской карты через агента банка, который не должен превышать 150 (сто пятьдесят) расчетных показателей в день по одному устройству (POS-терминалу), установленному у агента, на одну платежную карту. 

Также в Положение вносятся изменения и дополнения, направленные на уточнение оснований для отказа в регистрации, перечня предоставляемых документов, исходя из различий и особенностей регистрационных/ разрешительных документов иностранных государств, используемых терминов, а также на определение единых требований к оформлению документов, предоставляемых в Национальный банк, согласно различным процедурам лицензирования/ регистрации операторов платежных систем и др. Аналогичные изменения и дополнения проектом постановления вносятся в Правила осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике, утвержденные постановлением Правления Национального банка от 15 июля 2009 года № 30/6. 

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий 

Принятие проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан и юридических лиц, а также проекты нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, кроме проектов нормативных правовых актов, вытекающих из решения Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики, подлежат общественному обсуждению посредством размещения на официальном сайте нормотворческого органа. 

В соответствии со статьей 23 обозначенного выше Закона срок общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов составляет не менее одного месяца, за исключением проектов нормативных правовых актов, направленных на регулирование прав граждан и юридических лиц в условиях обстоятельств непреодолимой силы. 

Материалы по проекту постановления будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка по итогам информационного заседания Правления Национального банка. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит нормам законодательства Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие проекта постановления не потребует дополнительного финансирования, а также не повлечет финансовых затрат со стороны заинтересованных субъектов. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

Согласно статье 19 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование предпринимательской деятельности, за исключением случаев регулирования предпринимательской деятельности в условиях обстоятельств непреодолимой силы, подлежат анализу регулятивного воздействия в соответствии с методикой, утвержденной Правительством. 

Согласно постановлению Правительства Кыргызской Республики «О мерах по реализации Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам стабилизации социально-экономической ситуации в связи с обстоятельствами непреодолимой силы» от 8 мая 2020 года № 241, ситуация по борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Кыргызской Республики признана обстоятельством непреодолимой силы. 

Одновременно предлагаемые в проекте постановления изменения и дополнения не ограничивают права и не устанавливают новые обязательства для регулируемых субъектов, а также не оказывают негативного влияния на их предпринимательскую деятельность. 

В связи с вышеизложенным анализ регулятивного воздействия к проекту постановления не проводился. 

 

 

 

 

 

Проект 

 

 

О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики  

по вопросам регистрации международных платежных систем 

 

 

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются): 

- «Об утверждении «Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике» от 15 июля 2009 года № 30/6. 

- «Об утверждении Положения «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» от 9 декабря 2015 года № 76/8; 

 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования. 

 

3. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

4. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, ОЮЛ “Союз банков Кыргызстана”, ОЮЛ “Ассоциация операторов платежных систем KG (КЕЙ ДЖИ)”, операторов международных платежных систем расчетов с использованием банковских платежных карт и операторов систем денежных переводов, зарегистрированных в Национальном банке Кыргызской Республики. 

 

5. Отделу развития государственного языка и документооборота довести настоящее постановление до сведения соответствующих структурных подразделений, областных управлений, представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего Управление платежных систем. 

 

 

 

 

 

Приложение 

к постановлению 

Правления Национального банка 

Кыргызской Республики 

от «____» _____________ 2020 года 

№ ____________________________ 

 

 

Изменения 

в некоторые нормативные правовые акты 

Национального банка Кыргызской Республики 

по вопросам регистрации международных платежных систем 

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении «Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике» от 15 июля 2009 года № 30/6 следующие изменения: 

в Правилах осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике, утвержденных вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 1.6 предложение первое изложить в следующей редакции: 

«Банк может заключить договор/соглашение с розничными агентами по предоставлению услуг населению по денежным переводам через системы денежных переводов в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.»; 

- пункт 3.1 изложить в следующей редакции: 

«3.1. Оператор (резидент или нерезидент Кыргызской Республики) для оказания услуг по системам денежных переводов на территории Кыргызской Республики должен пройти регистрацию в Национальном банке. Деятельность операторов системы денежных переводов на территории Кыргызской Республики без наличия регистрации в Национальном банке запрещается. 

Для прохождения регистрации оператор предоставляет в Национальный банк следующие подлинные документы или заверенные надлежащим образом их копии (в бумажной форме, если иное не предусмотрено настоящим Положением или иными нормативными правовыми актами Национального банка): 

1) заявление о регистрации для оказания услуг по системам денежных переводов с указанием следующих сведений: 

- наименования системы денежных переводов; 

- наименования оператора системы денежных переводов и страны происхождения; 

- сведений о юридическом и фактическом адресах оператора; 

- наименования расчетного банка оператора, если оператор является некредитной организацией; 

2) копию свидетельства и/или иного документа о государственной/ учетной регистрации юридического лица, подтверждающих его юридический статус и страну происхождения; 

3) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе страны происхождения; 

4) копию свидетельства о регистрации оператора системы денежных переводов, лицензии/ сертификата и других документов, подтверждающих право осуществления денежных переводов, выданных уполномоченным органом по финансовому надзору страны происхождения, (в случае применимости) либо письменное подтверждение данного органа/ юридической компании о том, что такое разрешение/подтверждение не требуется по законодательству страны происхождения (не является лицензируемым/ регулируемым видом деятельности); 

5) правила системы, утвержденные уполномоченным органом систем денежных переводов; 

6) типовой договор с участниками системы, при наличии таковых. 

Если система денежных переводов принадлежит банку, в Национальный банк дополнительно предоставляется надлежащим образом заверенная копия лицензии на осуществление банковских операций, выданная центральным (национальным) банком страны происхождения.»; 

- Правила дополнить пунктами 3.1-1, 3.1-2, 3.1-3 и 3.1-4 следующего содержания: 

«3.1-1. Официальные документы иностранных государств, предоставленные оператором системы денежных переводов-нерезидентом для регистрации, должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено вступившими в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика. 

Документы на иностранном языке должны содержать заверенный надлежащим образом перевод на государственный и/или официальный языки Кыргызской Республики. 

Оригиналы документов, содержащие более одного листа, должны быть пронумерованы полистно, прошиты, подписаны и заверены надлежащим образом. 

По требованию Национального банка документы должны предоставляться в электронной форме. 

Документы, предоставленные операторами системы денежных переводов в Национальный банк, не возвращаются. 

3.1-2. В срок, не превышающий 15 (пятнадцати) календарных дней со дня поступления в Национальный банк от оператора заявления о регистрации и документов для прохождения регистрации, Национальный банк принимает решение о регистрации данного оператора системы денежных переводов или об отказе в регистрации. 

В срок рассмотрения документов не входит время, затраченное оператором на доработку документов. Если предоставленные документы не отвечают требованиям, предъявляемым Национальным банком, отсчет срока рассмотрения документов начинается с даты получения Национальным банком документов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям. 

При принятии положительного решения о регистрации Национальный банк присваивает оператору системы денежных переводов регистрационный номер, включает информацию о нем в реестр операторов, оказывающих услуги по системам денежных переводов на территории Кыргызской Республики (далее  реестр операторов систем денежных переводов), и направляет оператору письменное уведомление о прохождении регистрации с указанием присвоенного регистрационного номера. Порядок ведения реестра операторов систем денежных переводов устанавливается Национальным банком. 

3.1-3. В случае несоответствия документов установленным требованиям и/или при предоставлении неполного пакета документов, они возвращаются на доработку. Документы, доработанные с учетом замечаний, должны быть предоставлены в Национальный банк в срок не более 10 (десяти) рабочих дней со дня получения оператором документов на доработку. Указанные документы предварительно могут быть предоставлены в электронной форме, с обязательным досылом оригиналов в бумажных формах. 

При предоставлении документов, не соответствующих требованиям настоящих Правил или не в полном объеме более двух раз, Национальный банк вправе отказать оператору системы денежных переводов в регистрации, с направлением соответствующего письменного уведомления с указанием причин отказа. 

3.1-4. Оператор системы денежных переводов обязан уведомлять в письменной форме Национальный банк об изменении любых сведений, указанных при его регистрации, в течение 3 (трех) рабочих дней с момента наступления изменений. Национальный банк на основании предоставленной информации, в случае необходимости, в течение 3 (трех) рабочих дней вносит соответствующую запись в реестр операторов систем денежных переводов. 

Оператор системы денежных переводов на этапе внедрения новых сервисов/продуктов/услуг (совершенствования) системы на территории Кыргызской Республики предварительно должен информировать Национальный банк и направить уведомление с приложением детальной информации, описывающей разрабатываемый сервис/продукт/услуги, предполагаемые изменения/дополнения в системе и получить разрешение Национального банка на использование новых сервисов/продуктов/услуг (совершенствования) системы на территории Кыргызской Республики.»; 

- пункт 3.2-1 изложить в следующей редакции: 

«3.2-1. Национальный банк аннулирует регистрацию оператора международной системы денежных переводов и вносит соответствующую запись в реестр операторов систем денежных переводов в следующих случаях: 

1) в случае отзыва/аннулирования у оператора-нерезидента разрешительных документов, лицензии/сертификата/свидетельства о регистрации на право осуществления деятельности оператора систем денежных переводов, выданных уполномоченным органом по финансовому надзору страны происхождения; 

2) в случае подачи оператором международной системы денежных переводов заявления о прекращении им осуществления деятельности оператора международной системы денежных переводов на территории Кыргызской Республики. 

Национальный банк письменно уведомляет оператора международной системы денежных переводов и коммерческие банки Кыргызской Республики об аннулировании регистрации и размещает информацию об аннулировании регистрации на своем официальном интернет-сайте. 

Оператор международной системы денежных переводов должен прекратить оказание услуг по системам денежных переводов на территории Кыргызской Республики не позднее дня исключения Национальным банком его из соответствующего реестра и размещения информации об этом на своем официальном интернет-сайте.»; 

- Правила дополнить пунктом 3.7-1 следующего содержания: 

«3.7-1. При осуществлении денежного перевода без открытия счета посредством зачисления денежного перевода на указанный отправителем банковский счет и/или банковскую платежную карту оператор, кроме оператора локальных систем денежных переводов, должен исполнять требования пункта 3.7 настоящих Правил.». 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» от 9 декабря 2015 года № 76/8 следующие изменения: 

в Положении «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 5: 

абзац восьмой изложить в следующей редакции: 

«Банкомат  аппаратно-программный комплекс для выдачи и/или приема наличных денежных средств, проведения платежей с использованием карт и получения информации по совершенным транзакциям. Банкомат является банковским оборудованием и предназначен для самостоятельного совершения держателем операций с использованием карты без участия уполномоченного работника коммерческого банка.»; 

абзац двадцать восьмой изложить в следующей редакции: 

«POS(point-of-sale)-терминал  аппаратно-программный комплекс, установленный в торгово-сервисном предприятии, для совершения операций посредством банковских платежных карт, электронных кошельков и/или других инструментов дистанционного обслуживания, включая выдачу наличных денежных средств с банковских карт.»; 

- пункт 15-1 изложить в следующей редакции: 

«15-1. Лимит при обналичивании денежных средств с банковской карты через агента банка не должен превышать 150 расчетных показателей в день по одному устройству (POS-терминалу), установленному у агента, на одну платежную карту.»; 

- абзац четырнадцатый пункта 33 изложить в следующей редакции: 

«Эмитент имеет право разрешить проведение платежей держателю карты без использования ПИН-кода и проведение бесконтактных платежей в пределах лимитов, устанавливаемых во внутренних правилах и процедурах для держателей карт с учетом критериев оценки степени (уровня) рисков на клиента, согласно программе внутреннего контроля эмитента. При этом ответственность за данные транзакции несет эмитент.»; 

- Главу 9 изложить в следующей редакции: 

 

«Глава 9. Требования к международным платежным системам/ операторам международных платежных систем 

 

59. Оператор национальной и локальной платежной системы по расчетам банковскими платежными картами должен быть резидентом Кыргызской Республики и иметь лицензию Национального банка на осуществление деятельности по оказанию услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. Порядок получения лицензии и основные требования к банкам установлены в главе 11 настоящего Положения, для других операторов платежной системы  в нормативных правовых актах Национального банка. 

60. Международная платежная система для оказания услуг по использованию банковских платежных карт на территории Кыргызской Республики должна пройти регистрацию в Национальном банке. Деятельность международной платежной системы на территории Кыргызской Республики без наличия регистрации в Национальном банке запрещается. 

61. Для регистрации международной платежной системы оператор международной платежной системы предоставляет в Национальный банк следующие документы: 

1) заявление о регистрации международной платежной системы, с указанием следующих сведений: 

- наименования международной платежной системы; 

- наименования оператора международной платежной системы (при наличии) и сведений о юридическом и фактическом адресах оператора; 

2) копию свидетельства и/или иного документа о государственной/ учетной регистрации юридического лица, подтверждающих его юридический статус и страну происхождения; 

3) копии свидетельства о регистрации международной платежной системы, лицензий/ сертификатов и других документов, подтверждающих право осуществления деятельности по процессингу и обслуживанию международных платежных карт, выданных уполномоченным органом по финансовому надзору страны происхождения, (в случае применимости) либо письменное подтверждение данного органа/ юридической компании о том, что такое разрешение/подтверждение не требуется по законодательству страны происхождения (не является лицензируемым/ регулируемым видом деятельности); 

4) типовой договор с участниками системы. 

Международная платежная система и/или ее оператор также должны предоставить доступ к правилам и тарифам международной платежной системы. 

62. Документы, предоставляемые в Национальный банк в соответствии с настоящей главой, должны предоставляться в бумажной форме, если иное не предусмотрено настоящим Положением или иными нормативными правовыми актами Национального банка. 

В случае необходимости по запросу Национального банка отдельные документы должны предоставляться в электронной форме. 

Оригиналы документов, содержащие более одного листа, должны быть пронумерованы полистно, прошиты, подписаны и заверены надлежащим образом. 

Копии документов должны быть заверены надлежащим образом. 

Официальные документы иностранных государств должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено вступившими в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика. 

Документы на иностранном языке должны содержать заверенный надлежащим образом перевод на государственный и/или официальный языки Кыргызской Республики. 

63. Срок рассмотрения заявления о регистрации международной платежной системы составляет 15 (пятнадцать) календарных дней. 

Если предоставленные документы не отвечают требованиям, предъявляемым Национальным банком, отсчет срока рассмотрения документов начинается с даты получения Национальным банком документов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям. 

63-1. В случае несоответствия документов установленным требованиям и/или при предоставлении неполного пакета документов они возвращаются на доработку. Документы, доработанные с учетом замечаний, должны быть предоставлены в Национальный банк в срок не более 10 (десяти) рабочих дней со дня получения международной платежной системой/ оператором международной платежной системы документов на доработку. Указанные документы предварительно могут быть предоставлены в электронной форме, с обязательным досылом оригиналов в бумажной форме. 

63-2. При предоставлении документов, не соответствующих требованиям настоящего Положения и/или не в полном объеме более двух раз, а также в случае непредоставления/отсутствия доступа к правилам и тарифам международной платежной системы Национальный банк вправе отказать в регистрации международной платежной системы, с направлением соответствующего письменного уведомления с указанием причин отказа. 

64. В случае принятия положительного решения по итогам рассмотрения заявления о регистрации Национальный банк присваивает международной платежной системе регистрационный номер, включает информацию о ней в реестр международных платежных систем расчетов с использованием банковских платежных карт на территории Кыргызской Республики (далее  реестр международных платежных систем) и направляет международной платежной системе/ оператору международной платежной системы письменное уведомление о прохождении регистрации с указанием присвоенного регистрационного номера. 

Порядок ведения реестра международных платежных систем устанавливается Национальным банком. 

65. Международная платежная система/ оператор международной платежной системы обязан(а) уведомлять в письменной форме Национальный банк об изменении любых сведений, указанных при регистрации международной платежной системы, в течение 3 (трех) рабочих дней с момента наступления изменений. Национальный банк на основании предоставленной информации, в случае необходимости, в течение 3 (трех) рабочих дней вносит соответствующую запись в реестр международных платежных систем. 

66. Документы, предоставленные международными платежными системами/ операторами международных платежных систем в Национальный банк, не возвращаются. 

67. Международная платежная система и/или ее оператор после прохождения процедуры регистрации должны предоставить для Национального банка постоянный доступ к документам системы (правилам, действующим тарифам, типовым договорам, требованиям для участия, новостям, отчетам и т.д.), в том числе на своих сайтах. 

67-1. Национальный банк аннулирует регистрацию международной платежной системы и вносит соответствующую запись в реестр международных платежных систем в следующих случаях: 

1) в случае отзыва (аннулирования) у международной платежной системы и/или ее оператора регистрационных/разрешительных документов (лицензий/ сертификатов/ свидетельства о регистрации и др.) на право осуществления деятельности по процессингу и обслуживанию международных платежных карт, ранее выданных уполномоченным органом по финансовому надзору страны происхождения; 

2) в случае предоставления оператором международной платежной системы заявления об исключении международной платежной системы из реестра международных платежных систем либо иного письменного уведомления о прекращении деятельности на территории Кыргызской Республики. 

Национальный банк письменно уведомляет оператора международной платежной системы и коммерческие банки Кыргызской Республики об аннулировании регистрации, а также размещает информацию об аннулировании регистрации на своем официальном интернет-сайте. 

Международная платежная система и ее оператор должны прекратить оказание услуг по использованию банковских платежных карт на территории Кыргызской Республики не позднее дня исключения Национальным банком международной платежной системы из соответствующего реестра и размещения информации об этом на своем официальном интернет-сайте.». 

 

 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики  

по вопросам регистрации международных платежных систем» 

(в Правила осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике,  

в Положение «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике») 

№ 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Примечание 

I. 

 

ПРАВИЛА 

осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике, 

утвержденные постановлением Правления Национального банка от 15 июля 2009 года № 30/6 

 

 

1. Общие положения 

1.  

1.6. Банк может заключить договор (агентское соглашение) с небанковскими финансово-кредитными учреждениями и небанковскими организациями по предоставлению услуг населению по денежным переводам через системы денежных переводов в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. При этом ответственность по исполнению обязательств по денежным переводам несет банк. 

1.6. Банк может заключить договор/соглашение с розничными агентами по предоставлению услуг населению по денежным переводам через системы денежных переводов в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. При этом ответственность по исполнению обязательств по денежным переводам несет банк. 

 

 

 

3. Требования к оператору 

2.  

3.1. Оператор (резидент или нерезидент Кыргызской Республики) для оказания услуг по системам денежных переводов на территории Кыргызской Республики должен пройти регистрацию в Национальном банке. Деятельность операторов системы денежных переводов на территории Кыргызской Республики без наличия регистрации в Национальном банке запрещается. 

Для прохождения регистрации оператор должен предоставить в Национальный банк следующие подлинные документы или заверенные надлежащим образом их копии: 

 

 

 

- письмо-заявление о прохождении регистрации для оказания услуг по системам денежных переводов с указанием: 

названия системы денежных переводов;  

названия оператора системы денежных переводов и страны происхождения;  

сведений об адресе (месте нахождения) оператора;  

 

названия расчетного банка оператора, если оператор является не кредитной организацией; 

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выданное уполномоченным органом по регистрации юридических лиц страны происхождения; 

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе страны происхождения;  

- свидетельство о регистрации оператора системы денежных переводов, лицензия/сертификат на право осуществления денежных переводов, выданные уполномоченным органом по финансовому надзору страны происхождения или подтверждение уполномоченного органа по финансовому надзору страны происхождения/юридической компании о том, что в соответствии с национальным законодательством страны происхождения оператора системы денежных переводов наличие таких документов не является обязательным/не является лицензируемым видом деятельности;  

- правила системы, утвержденные уполномоченным органом систем денежных переводов;  

- типовой договор с участниками системы, при наличии таковых.  

Если система денежных переводов принадлежит банку, в Национальный банк дополнительно предоставляется надлежащим образом заверенная копия лицензии на осуществление банковских операций, выданная центральным (национальным) банком страны происхождения. 

- (абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 13 сентября 2018 года № 2018-П-14/37-3)  

- (абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 13 сентября 2018 года № 2018-П-14/37-3)  

- (абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 13 сентября 2018 года № 2018-П-14/37-3)  

Оригинал документа, содержащий более одного листа, должен быть описан полистно, прошит, пронумерован, подписан и заверен надлежащим образом. Документы, представленные оператором системы денежных переводов - нерезидентом, должны быть легализованы в порядке, установленном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

По требованию Национального банка документы должны предоставляться в электронной форме. 

 

В срок, не превышающий 15 календарных дней со дня поступления в Национальный банк от оператора заявления о регистрации и документов для прохождения регистрации, Национальный банк принимает решение о регистрации данного оператора системы денежных переводов или об отказе в регистрации. В срок рассмотрения документов не входит время, затраченное оператором на доработку документов. Если предоставленные документы не отвечают требованиям, предъявляемым Национальным банком, отсчет срока рассмотрения документов начинается с даты получения Национальным банком документов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям. 

При принятии решения о регистрации Национальный банк присваивает оператору системы денежных переводов регистрационный номер, включает информацию о нем в реестр операторов, оказывающих услуги по системам денежных переводов на территории Кыргызской Республики, и в срок не позднее 7 календарных дней с даты принятия решения направляет оператору письмо о прохождении регистрации. Порядок ведения реестра операторов систем денежных переводов устанавливается Национальным банком. 

 

 

В случае несоответствия документов установленным требованиям и/или при предоставлении неполного пакета документов, они возвращаются на доработку. Оператор системы денежных переводов в срок не более 10 (десяти) календарных дней должен предоставить в Национальный банк документы в электронном виде (сканированная копия) с досылом оригинала, доработанные с учетом замечаний. При предоставлении документов, не соответствующих требованиям настоящих Правил или не в полном объеме более двух раз, Национальный банк вправе отказать оператору системы денежных переводов в регистрации. 

 

 

 

 

 

Оператор системы денежных переводов обязан уведомить в письменной форме Национальный банк об изменении любых сведений, указанных при его регистрации в течение 3 рабочих дней с момента наступления изменений. Национальный банк на основании предоставленной информации в течение 3 рабочих дней вносит информацию в реестр операторов систем денежных переводов. 

 

Оператор системы денежных переводов на этапе внедрения новых сервисов/продуктов/услуг (совершенствования) системы на территории Кыргызской Республики предварительно должен информировать Национальный банк и направить уведомление с приложением детальной информации, описывающей разрабатываемый сервис/продукт/услуги, предполагаемые изменения/дополнения в системе и получить разрешение Национального банка на использование новых сервисов/продуктов/услуг (совершенствования) системы на территории Кыргызской Республики.  

Документы, предоставленные операторами системы денежных переводов в Национальный банк, не возвращаются. 

3.1. Оператор (резидент или нерезидент Кыргызской Республики) для оказания услуг по системам денежных переводов на территории Кыргызской Республики должен пройти регистрацию в Национальном банке. Деятельность операторов системы денежных переводов на территории Кыргызской Республики без наличия регистрации в Национальном банке запрещается. 

Для прохождения регистрации оператор предоставляет в Национальный банк следующие подлинные документы или заверенные надлежащим образом их копии (в бумажной форме, если иное не предусмотрено настоящим Положением или иными нормативными правовыми актами Национального банка)

1) заявление о регистрации для оказания услуг по системам денежных переводов с указанием следующих сведений

- наименования системы денежных переводов;  

- наименования оператора системы денежных переводов и страны происхождения; 

- сведений о юридическом и фактическом адресах оператора; 

- наименования расчетного банка оператора, если оператор является некредитной организацией; 

2) копию свидетельства и/или иного документа о государственной/ учетной регистрации юридического лица, подтверждающих его юридический статус и страну происхождения; 

3) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе страны происхождения;  

4) копию свидетельства о регистрации оператора системы денежных переводов, лицензии/ сертификата и других документов, подтверждающих право осуществления денежных переводов, выданных уполномоченным органом по финансовому надзору страны происхождения, (в случае применимости) либо письменное подтверждение данного органа/ юридической компании о том, что такое разрешение/подтверждение не требуется по законодательству страны происхождения (не является лицензируемым/ регулируемым видом деятельности)

 

5) правила системы, утвержденные уполномоченным органом систем денежных переводов; 

6) типовой договор с участниками системы, при наличии таковых.  

Если система денежных переводов принадлежит банку, в Национальный банк дополнительно предоставляется надлежащим образом заверенная копия лицензии на осуществление банковских операций, выданная центральным (национальным) банком страны происхождения. 

3.1-1. Официальные документы иностранных государств, предоставленные оператором системы денежных переводов-нерезидентом для регистрации, должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено вступившими в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика. 

Документы на иностранном языке должны содержать заверенный надлежащим образом перевод на государственный и/или официальный языки Кыргызской Республики. 

Оригиналы документов, содержащие более одного листа, должны быть пронумерованы полистно, прошиты, подписаны и заверены надлежащим образом. 

По требованию Национального банка документы должны предоставляться в электронной форме. 

Документы, предоставленные операторами системы денежных переводов в Национальный банк, не возвращаются. 

3.1-2. В срок, не превышающий 15 (пятнадцати) календарных дней со дня поступления в Национальный банк от оператора заявления о регистрации и документов для прохождения регистрации, Национальный банк принимает решение о регистрации данного оператора системы денежных переводов или об отказе в регистрации. 

В срок рассмотрения документов не входит время, затраченное оператором на доработку документов. Если предоставленные документы не отвечают требованиям, предъявляемым Национальным банком, отсчет срока рассмотрения документов начинается с даты получения Национальным банком документов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям. 

При принятии положительного решения о регистрации Национальный банк присваивает оператору системы денежных переводов регистрационный номер, включает информацию о нем в реестр операторов, оказывающих услуги по системам денежных переводов на территории Кыргызской Республики (далее  реестр операторов систем денежных переводов), и направляет оператору письменное уведомление о прохождении регистрации с указанием присвоенного регистрационного номера. Порядок ведения реестра операторов систем денежных переводов устанавливается Национальным банком. 

3.1-3. В случае несоответствия документов установленным требованиям и/или при предоставлении неполного пакета документов, они возвращаются на доработку. Документы, доработанные с учетом замечаний, должны быть предоставлены в Национальный банк в срок не более 10 (десяти) рабочих дней со дня получения оператором документов на доработку. Указанные документы предварительно могут быть предоставлены в электронной форме, с обязательным досылом оригиналов в бумажных формах. 

При предоставлении документов, не соответствующих требованиям настоящих Правил или не в полном объеме более двух раз, Национальный банк вправе отказать оператору системы денежных переводов в регистрации, с направлением соответствующего письменного уведомления с указанием причин отказа

3.1-4. Оператор системы денежных переводов обязан уведомлять в письменной форме Национальный банк об изменении любых сведений, указанных при его регистрации, в течение 3 (трех) рабочих дней с момента наступления изменений. Национальный банк на основании предоставленной информации, в случае необходимости, в течение 3 (трех) рабочих дней вносит соответствующую запись в реестр операторов систем денежных переводов. 

Оператор системы денежных переводов на этапе внедрения новых сервисов/продуктов/услуг (совершенствования) системы на территории Кыргызской Республики предварительно должен информировать Национальный банк и направить уведомление с приложением детальной информации, описывающей разрабатываемый сервис/продукт/услуги, предполагаемые изменения/дополнения в системе и получить разрешение Национального банка на использование новых сервисов/продуктов/услуг (совершенствования) системы на территории Кыргызской Республики. 

В целях определения единых требований к документам, предоставляемым в Национальный банк согласно различным процедурам лицензирования/ регистрации операторов платежных систем. 

3.  

3.2-1. Национальный банк аннулирует регистрацию оператора международной системы денежных переводов в следующих случаях: 

 

- в случае отзыва/аннулирования у оператора-нерезидента разрешительных документов, лицензии/сертификата/свидетельства о регистрации на право осуществления деятельности оператора систем денежных переводов, выданных уполномоченным органом страны происхождения, лицензирующим/регулирующим указанную деятельность

- в случае подачи заявления оператора международной системы денежных переводов о прекращении им осуществления деятельности оператора международной системы денежных переводов на территории Кыргызской Республики. 

Национальный банк вносит изменения в реестр международных платежных систем и размещает информацию об аннулировании регистрации оператора международной системы денежных переводов на официальном интернет-сайте. 

3.2-1. Национальный банк аннулирует регистрацию оператора международной системы денежных переводов и вносит соответствующую запись в реестр операторов систем денежных переводов в следующих случаях: 

1) в случае отзыва/аннулирования у оператора-нерезидента разрешительных документов, лицензии/сертификата/свидетельства о регистрации на право осуществления деятельности оператора систем денежных переводов, выданных уполномоченным органом по финансовому надзору страны происхождения

 

2) в случае подачи оператором международной системы денежных переводов заявления о прекращении им осуществления деятельности оператора международной системы денежных переводов на территории Кыргызской Республики. 

Национальный банк письменно уведомляет оператора международной системы денежных переводов и коммерческие банки Кыргызской Республики об аннулировании регистрации и размещает информацию об аннулировании регистрации на своем официальном интернет-сайте. 

Оператор международной системы денежных переводов должен прекратить оказание услуг по системам денежных переводов на территории Кыргызской Республики не позднее дня исключения Национальным банком его из соответствующего реестра и размещения информации об этом на своем официальном интернет-сайте. 

Уточняющие правки 

4.  

… 

3.7-1. При осуществлении денежного перевода без открытия счета посредством зачисления денежного перевода на указанный отправителем банковский счет и/или банковскую платежную карту оператор, кроме оператора локальных систем денежных переводов, должен исполнять требования пункта 3.7 настоящих Правил. 

Уточняющая норма для однозначного понимания уже действующей нормы, согласно которой оператор, кроме оператора локальных систем денежных переводов, должен исполнять требования пункта 3.7 Правил. 

II. 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

«О банковских платежных картах в Кыргызской Республике», 

утвержденное постановлением Правления Национального банка от 9 декабря 2015 года № 76/8 

 

 

Глава 2. Термины и определения 

5.  

5. В настоящем Положении используются следующие термины и определения: 

… 

Банкомат - аппаратно-программный комплекс для выдачи и/или приема наличных денежных средств, записи денежных средств на карту, получения информации по совершенным транзакциям держателем карты, осуществления безналичных платежей и выдачи карт-чека по всем видам произведенных транзакций. Банкомат является банковским оборудованием и предназначен для самостоятельного совершения держателем операций с использованием карты без участия уполномоченного работника коммерческого банка. 

… 

POS(point-of-sale)-терминал - терминал - банковское оборудование, установленное в торгово-сервисном предприятии для приема оплаты за товары и услуги посредством платежных карт, электронных кошельков и/или других инструментов дистанционного обслуживания, а также выдачи наличных денежных средств с банковских карт. 

… 

5. В настоящем Положении используются следующие термины и определения: 

… 

Банкомат  аппаратно-программный комплекс для выдачи и/или приема наличных денежных средств, проведения платежей с использованием карт и получения информации по совершенным транзакциям. Банкомат является банковским оборудованием и предназначен для самостоятельного совершения держателем операций с использованием карты без участия уполномоченного работника коммерческого банка. 

… 

 

 

POS(point-of-sale)-терминал  аппаратно-программный комплекс, установленный в торгово-сервисном предприятии, для совершения операций посредством банковских платежных карт, электронных кошельков и/или других инструментов дистанционного обслуживания, включая выдачу наличных денежных средств с банковских карт. 

… 

Уточняющие правки 

 

 

Глава 3. Порядок проведения платежей с использованием карт 

6.  

15-1. Лимит при обналичивании денежных средств с банковской карты через агента банка не должен превышать 150 расчетных показателей в день на одного держателя карты

15-1. Лимит при обналичивании денежных средств с банковской карты через агента банка не должен превышать 150 расчетных показателей в день по одному устройству (POS-терминалу), установленному у агента, на одну платежную карту

 

 

 

Глава 5. Порядок эмиссии банковских платежных карт 

7.  

33. При выдаче карты следующие обязательные условия по предоставлению услуги по картам отражаются в договоре банковского счета: 

... 

Эмитент имеет право разрешить проведение платежей держателю карты без использования ПИН-кода и проведение бесконтактных платежей на общую сумму не более 30 расчетных показателей за одну транзакцию. При этом ответственность за данные транзакции несет эмитент. 

... 

33. При выдаче карты следующие обязательные условия по предоставлению услуги по картам отражаются в договоре банковского счета: 

... 

Эмитент имеет право разрешить проведение платежей держателю карты без использования ПИН-кода и проведение бесконтактных платежей в пределах лимитов, устанавливаемых во внутренних правилах и процедурах для держателей карт с учетом критериев оценки степени (уровня) рисков на клиента, согласно программе внутреннего контроля эмитента. При этом ответственность за данные транзакции несет эмитент. 

... 

 

 

 

Глава 9. Требования к операторам и международным платежным системам 

 

Глава 9. Требования к международным платежным системам/ операторам международных платежных систем 

8.  

61. Для прохождения регистрации международной платежной системы необходимо направить в Национальный банк заявление о регистрации и предоставить пакет документов, включающих следующее: 

 

 

название международной платежной системы; 

 

 

 

- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица; 

 

 

- копии свидетельства о регистрации международной платежной системы, лицензии/сертификата на право осуществления деятельности по процессингу и обслуживанию международных платежных карт, выданные уполномоченным органом по финансовому надзору страны происхождения в случае применимости; 

 

 

 

 

 

- типовой договор с участниками системы. 

Международная платежная система должна предоставить доступ к правилам международной платежной системы и тарифам

61. Для регистрации международной платежной системы оператор международной платежной системы предоставляет в Национальный банк следующие документы: 

1) заявление о регистрации международной платежной системы, с указанием следующих сведений: 

- наименования международной платежной системы; 

- наименования оператора международной платежной системы (при наличии) и сведений о юридическом и фактическом адресах оператора; 

2) копию свидетельства и/или иного документа о государственной/ учетной регистрации юридического лица, подтверждающих его юридический статус и страну происхождения; 

3) копии свидетельства о регистрации международной платежной системы, лицензий/ сертификатов и других документов, подтверждающих право осуществления деятельности по процессингу и обслуживанию международных платежных карт, выданных уполномоченным органом по финансовому надзору страны происхождения, (в случае применимости) либо письменное подтверждение данного органа/ юридической компании о том, что такое разрешение/подтверждение не требуется по законодательству страны происхождения (не является лицензируемым/ регулируемым видом деятельности)

4) типовой договор с участниками системы. 

Международная платежная система и/или ее оператор также должны предоставить доступ к правилам и тарифам международной платежной системы. 

В целях уточнения перечня предоставляемых документов, исходя из различий и особенностей регистрационных/ разрешительных документов иностранных государств. 

9.  

62. В случае необходимости по запросу Национального банка отдельные документы должны предоставляться в электронной форме. 

62. Документы, предоставляемые в Национальный банк в соответствии с настоящей главой, должны предоставляться в бумажной форме, если иное не предусмотрено настоящим Положением или иными нормативными правовыми актами Национального банка. 

В случае необходимости по запросу Национального банка отдельные документы должны предоставляться в электронной форме. 

Оригиналы документов, содержащие более одного листа, должны быть пронумерованы полистно, прошиты, подписаны и заверены надлежащим образом. 

Копии документов должны быть заверены надлежащим образом. 

Официальные документы иностранных государств должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено вступившими в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика. 

Документы на иностранном языке должны содержать заверенный надлежащим образом перевод на государственный и/или официальный языки Кыргызской Республики. 

В целях определения единых требований к оформлению документов, предоставляемых в Национальный банк согласно различным процедурам лицензирования/ регистрации операторов платежных систем и др. 

10.  

63. Срок рассмотрения заявления на регистрацию международной платежной системы составляет 15 календарных дней. Если предоставленные документы не отвечают требованиям, предъявляемым Национальным банком, отсчет срока рассмотрения документов начинается с даты получения Национальным банком документов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям. В случае несоответствия документов установленным требованиям и при предоставлении неполного пакета документов они возвращаются на доработку. Международная платежная система в срок не более 10 календарных дней должна предоставить в Национальный банк документы, доработанные с учетом замечаний. При предоставлении документов, не соответствующих требованиям настоящего Положения или не в полном объеме более двух раз, Национальный банк вправе отказать международной платежной системе в регистрации

63. Срок рассмотрения заявления о регистрации международной платежной системы составляет 15 (пятнадцать) календарных дней. 

Если предоставленные документы не отвечают требованиям, предъявляемым Национальным банком, отсчет срока рассмотрения документов начинается с даты получения Национальным банком документов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям. 

63-1. В случае несоответствия документов установленным требованиям и/или при предоставлении неполного пакета документов они возвращаются на доработку. Документы, доработанные с учетом замечаний, должны быть предоставлены в Национальный банк в срок не более 10 (десяти) рабочих дней со дня получения международной платежной системой/ оператором международной платежной системы документов на доработку. Указанные документы предварительно могут быть предоставлены в электронной форме, с обязательным досылом оригиналов в бумажной форме. 

63-2. При предоставлении документов, не соответствующих требованиям настоящего Положения и/или не в полном объеме более двух раз, а также в случае непредоставления/отсутствия доступа к правилам и тарифам международной платежной системы Национальный банк вправе отказать в регистрации международной платежной системы, с направлением соответствующего письменного уведомления с указанием причин отказа

Уточняющие правки 

11.  

64. В случае принятия решения о регистрации Национальный банк присваивает международной платежной системе регистрационный номер, включает информацию о ней в реестр международных платежных систем расчетов с использованием банковских платежных карт на территории Кыргызской Республики, и в срок не позднее 7 календарных дней с даты принятия решения направляет международной платежной системе письмо о прохождении регистрации. Порядок ведения реестра международных платежных систем устанавливается Национальным банком. 

64. В случае принятия положительного решения по итогам рассмотрения заявления о регистрации Национальный банк присваивает международной платежной системе регистрационный номер, включает информацию о ней в реестр международных платежных систем расчетов с использованием банковских платежных карт на территории Кыргызской Республики (далее  реестр международных платежных систем) и направляет международной платежной системе/ оператору международной платежной системы письменное уведомление о прохождении регистрации с указанием присвоенного регистрационного номера

Порядок ведения реестра международных платежных систем устанавливается Национальным банком. 

Уточняющие правки 

12.  

65. Международная платежная система обязана уведомить в письменной форме Национальный банк об изменении любых сведений, указанных при ее регистрации в течение 3 рабочих дней с момента наступления изменений. Национальный банк на основании предоставленной информации в течение 3 рабочих дней вносит информацию в реестр международных платежных систем с использованием банковских платежных карт

65. Международная платежная система/ оператор международной платежной системы обязан(а) уведомлять в письменной форме Национальный банк об изменении любых сведений, указанных при регистрации международной платежной системы, в течение 3 (трех) рабочих дней с момента наступления изменений. Национальный банк на основании предоставленной информации, в случае необходимости, в течение 3 (трех) рабочих дней вносит соответствующую запись в реестр международных платежных систем. 

Уточняющие правки 

13.  

66. Документы, предоставленные международными платежными системами в Национальный банк, не возвращаются. 

66. Документы, предоставленные международными платежными системами/ операторами международных платежных систем в Национальный банк, не возвращаются. 

Уточняющие правки 

14.  

67. Международная платежная система после прохождения процедуры регистрации должна предоставить для Национального банка постоянный доступ к документам системы (правилам, действующим тарифам, типовым договорам, требованиям для участия, новости, отчетам и т.д.), в том числе на своих сайтах. 

67. Международная платежная система и/или ее оператор после прохождения процедуры регистрации должны предоставить для Национального банка постоянный доступ к документам системы (правилам, действующим тарифам, типовым договорам, требованиям для участия, новостям, отчетам и т.д.), в том числе на своих сайтах. 

Уточняющие правки 

15.  

… 

67-1. Национальный банк аннулирует регистрацию международной платежной системы и вносит соответствующую запись в реестр международных платежных систем в следующих случаях: 

1) в случае отзыва (аннулирования) у международной платежной системы и/или ее оператора регистрационных/разрешительных документов (лицензий/ сертификатов/ свидетельства о регистрации и др.) на право осуществления деятельности по процессингу и обслуживанию международных платежных карт, ранее выданных уполномоченным органом по финансовому надзору страны происхождения; 

2) в случае предоставления оператором международной платежной системы заявления об исключении международной платежной системы из реестра международных платежных систем либо иного письменного уведомления о прекращении деятельности на территории Кыргызской Республики. 

Национальный банк письменно уведомляет оператора международной платежной системы и коммерческие банки Кыргызской Республики об аннулировании регистрации, а также размещает информацию об аннулировании регистрации на своем официальном интернет-сайте. 

Международная платежная система и ее оператор должны прекратить оказание услуг по использованию банковских платежных карт на территории Кыргызской Республики не позднее дня исключения Национальным банком международной платежной системы из соответствующего реестра и размещения информации об этом на своем официальном интернет-сайте. 

В целях определения оснований для аннулирования регистрации международных платежных систем расчетов с использованием банковских платежных карт в Национальном банке.