СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики
по вопросам банковского регулирования и надзора»
1. Цель и задачи
Проект постановления Правления Национального банка «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам банковского регулирования и надзора» (далее – проект постановления) разработан в целях совершенствования методов риск-ориентированного надзора за деятельностью банков, приведения нормативных правовых актов Национального банка в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и повышения доступа населения к банковским услугам, а также по предложению коммерческих банков.
2. Описательная часть
В рамках проекта постановления предоставляется возможность клиентам, имеющим счет в банке, использовать водительское удостоверение для осуществления денежных переводов.
Кроме того, проектом постановления сокращено количество экземпляров карточки с образцами подписей и оттиска печати, представляемых юридическими лицами в банк при открытии счета.
В связи с введением в действие Международных стандартов финансовой отчетности 16 «Аренда» пересмотрен показатель максимального размера инвестиций в недвижимое имущество (основные средства).
Для оценки рисков в банковской системе в рамках осуществления риск-ориентированного надзора за деятельностью банков предусмотрена возможность направления инспекторами запросов в банк о представлении соответствующей информации.
В целях обеспечения Национального банка полноценной информацией по кандидатам на те или иные должности в коммерческом банке, проектом постановления предусмотрена возможность указания в отчете о проверке банка, а также в предписаниях регулятора, ФИО должностных лиц и/или органов управления, ответственных за допущение нарушений законодательства Кыргызской Республики.
Проект постановления также предусматривает требование по обеспечению банками надлежащей защиты и хранения переписки по внутренней электронной почте и любым другим корпоративным электронным средствам обмена сообщениями руководства и сотрудников банка, ответственных за управление активами и пассивами, кредитную деятельность банка, руководителей структурных подразделений в течение 5 лет путем создания резервных копий.
В соответствии с проектом постановления изменения вносятся в следующие нормативные правовые акты Национального банка:
- Положение об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики, утвержденное постановлением Правления Национального банка от 21 июля 2004 года № 18/1;
- Инструкцию по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам), утвержденную постановлением Правления Национального банка от 31 октября 2012 года № 41/12;
- Положение «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-4-(НПА)»;
- Инструкцию об осуществлении банковского надзора, утвержденную постановлением Правления Национального банка от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-2-(НПА).
3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий.
Принятие данного проекта негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.
Материалы по проекту будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики.
6. Информация о необходимости финансирования
Принятие предлагаемого проекта не предусматривает выделения дополнительных средств.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия
К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой, утвержденной Правительством Кыргызской Республики.
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от _______2020 года
№______________________
Изменения в некоторые нормативные правовые акты
Национального банка Кыргызской Республики
по вопросам банковского регулирования и надзора
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики»
от 21 июля 2004 года № 18/1 следующие изменения:
в Положении об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением:
- в пункте 10.2 слово «финансовой» исключить;
- в пункте 10.3 слова «(по договору операционной и/или финансовой аренды)» и «финансовой» исключить.
2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам)» от 31 октября 2012 года № 41/12 следующие изменения:
в Инструкции по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам), утвержденной вышеуказанным постановлением:
в Приложении 1 к Инструкции:
- абзац шестой подпункта 1 пункта 5 изложить в следующей редакции:
«- водительское удостоверение (только при пополнении третьими лицами банковского счета клиента и для осуществления денежных переводов клиентами, имеющими счет в банке);»;
- пункт 6 признать утратившим силу;
в Приложении 2 к Инструкции:
- абзац второй пункта 8 изложить в следующей редакции:
«При этом один из экземпляров должен постоянно находиться в деле клиента банка. Остальные экземпляры в бумажном или электронном виде хранятся в порядке, установленном внутренними правилами банка. Электронная версия карточки с образцами подписей и оттиска печати должна храниться в автоматизированной системе банка.».
3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О Положении «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-4-(НПА)» следующие изменения:
в Положении «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением:
абзац девятый пункта 22 дополнить предложением вторым следующего содержания:
«Кроме того, при необходимости в предписании могут указываться фамилия, имя, отчество ответственного (-ых) за допущение нарушения лица (лиц) и/или орган управления, которые определяются согласно требованиям Национального банка, внутренним документам банка, а также практике и процедурам организации деятельности банка.».
4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции об осуществлении банковского надзора»
от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-2-(НПА) следующие изменения:
в Инструкции об осуществлении банковского надзора, утвержденной вышеуказанным постановлением:
- пункт 7 изложить в следующей редакции:
«7. Для обсуждения текущих проблем банка кураторы/институциональные инспекторы могут встречаться с исполнительным руководством банка, а также с Советом директоров/членом Совета директоров банка - по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Встречи при необходимости могут быть задокументированы.
Предметом обсуждения могут быть:
- показатели финансового состояния и наметившиеся тенденции;
- существенные, по мнению исполнительного органа или Совета директоров банка, вопросы, касающиеся банка и банковской системы в целом;
- выполнение мер по предупреждению/исправлению недостатков и негативных последствий;
- адекватность управленческой информации и эффективность менеджмента банка;
- возможные изменения в профиле риска банка (холдинговой компании/аффилированного банка);
- будущие надзорные мероприятия;
- меры, предпринимаемые банком по информированию общественности;
- другие вопросы.
Кроме того, кураторы/институциональные инспекторы могут встречаться с внешними аудиторами банка по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
В рамках банковского надзора начальник соответствующего подразделения Национального банка по корпоративной электронной почте направляет на имя председателя/заместителя председателя Правления банка данные куратора/институционального инспектора того или иного банка (ФИО, адрес почты, телефоны, должность), информацию о необходимости предоставления запрашиваемых куратором/институциональным инспектором данных в любом доступном виде, в том числе по электронной почте. Для оценки рисков в банковской системе куратором/институциональным инспектором могут быть направлены запросы в банк о представлении необходимой информации (статистические данные, таблицы, вопросники по оценке банковских рисков и др.). При этом куратор/институциональный инспектор направляет запросы в банк только по вопросам, относящимся к функциям надзора за деятельностью банка. Запросы, направленные начальником соответствующего подразделения Национального банка по электронной почте с домена Национального банка (*@nbkr.kg или *@nbkr.banks.kg) в рамках осуществления надзорных функций с уведомлением куратора/институционального инспектора банка, приравниваются к запросам куратора/институционального инспектора банка.
При необходимости посещения банка куратором/институциональным инспектором банк должен обеспечить доступ в помещения банка, к необходимой документации, материалам и к банковским записям. В присутствии уполномоченного сотрудника банка банк должен обеспечить доступ к технической инфраструктуре (автоматизированной системе банка, документации по системе, включая документацию по результатам тестовых испытаний, базы данных платежных систем, включая СВИФТ), за исключением информации о кодах доступа (пароли, PIN-коды) пользователей и клиентов к автоматизированным системам и другой аналогичной информации.
Банк, его акционеры, должностные лица и другие работники, а также связанные с банком лица, обязаны своевременно представлять отчеты, документы и любую информацию по требованию Национального банка.
Банк обязан обеспечить надлежащую защиту и хранение переписки по внутренней электронной почте и любым другим корпоративным электронным средствам обмена сообщениями руководства банка, сотрудников, ответственных за управление активами и пассивами, кредитную деятельность банка, руководителей структурных подразделений, в течение 5 лет путем создания резервных копий.»;
- пункт 22 дополнить абзацем пятым следующего содержания:
«- предоставление доступа к просмотру внутренней электронной почты и любым другим корпоративным электронным средствам обмена сообщениями сотрудников банка, указанных в пункте 7 настоящей Инструкции, в том числе уволенных. По требованию группы проверяющих информация и документы, содержащиеся во внутренней электронной почте и любых других корпоративных электронных средствах обмена сообщениями, должны быть распечатаны и заверены должностным лицом и печатью банка;»;
- пункт 36 изложить в следующей редакции:
«36. По итогам комплексных проверок в банк направляется отчет о проверке. Отчет о проверке информирует Совет директоров и Правление об основных выводах и заключениях проверки, включая все существенные проблемы и меры, которые необходимо предпринять. По итогам проверки в случае выявления недостатков, нарушений и рискованной практики к банку и его должностным лицам могут применяться меры воздействия и/или рекомендованы меры для исправления и/или улучшения ситуации.»;
- пункт 37 изложить в следующей редакции:
«37. Отчет о проверке содержит информацию об общем состоянии банка и, если необходимо, то и о состоянии отдельных подразделений (филиалов) банка, а также об имеющихся недостатках, существенных рисках и/или нарушениях законодательства Кыргызской Республики, в том числе могут указываться ответственные за их допущение должностные лица с указанием их ФИО и/или орган управления.»;
- в пункте 51 предложение второе изложить в следующей редакции:
«План мероприятий банка по устранению нарушений и выполнению мер воздействия представляется в Национальный банк в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения отчета о проверке банка либо со дня получения предписаний в случае если отчет не направляется /не будет направлен в банк.».
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики
по вопросам банковского регулирования и надзора»
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
|
1. Положение об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики, утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 июля 2004 года № 18/1 |
||
10. Максимальный размер инвестиций в недвижимое имущество (основные средства) 10.1. Максимальный размер инвестиций в недвижимое имущество (основные средства) ((9) см. примечание) не должен превышать 100% размера оплаченного уставного капитала банка. 10.2. Для целей настоящего Положения под недвижимым имуществом понимается недвижимое имущество (включая строящееся/устанавливаемое недвижимое имущество), которое принадлежит банку или находится в распоряжении банка по договору финансовой аренды и используется/будет использоваться в качестве основного средства. 10.3. В расчет максимального размера инвестиций в недвижимое имущество (основные средства) должны включаться все недвижимое имущество, капитальные вложения в благоустройство арендованной собственности (по договору операционной и/или финансовой аренды), а также любые вложения в акции или облигации или другие подобные долговые обязательства предприятия, владеющего помещениями банка, и все кредиты, выданные таким предприятиям и/или обеспеченные их акциями. Все указанные активы (за исключением недвижимого имущества по договору финансовой аренды) включаются в расчет по их балансовой стоимости. Недвижимое имущество, находящееся в распоряжении банка по договору финансовой аренды, должны включаться в расчет максимального размера инвестиций в недвижимое имущество (основные средства) по первоначальной стоимости за вычетом текущего размера обязательств по финансовой аренде. 10.4. Банк может иметь недвижимое имущество, предназначенное для создания условий труда и отдыха сотрудников, при условии включения балансовой стоимости данного имущества в расчет максимального размера инвестиций в недвижимое имущество (основные средства). 10.5. При проведении переоценки стоимости недвижимого имущества, в результате которой будет нарушен максимальный размер инвестиций в недвижимое имущество (основные средства), банк предоставляет в Национальный банк письмо-обязательство о том, что в течение 12 месяцев с момента проведения переоценки приведет размер инвестиций в недвижимое имущество (основные средства) в соответствие с требованиями Национального банка. 10.6. Имущество, полученное банком в погашение задолженности по выданным кредитам, может быть принято банком как основное средство при соблюдении требований законодательства и выполнении следующих условий: - принятие имущества как основного средства не повлечет нарушения максимального размера инвестиций в недвижимое имущество; - данное имущество будет использоваться для целей банковской деятельности; - срок введения его в эксплуатацию не должен превышать 18 месяцев. Имущество, полученное в погашение задолженности по выданным кредитам, может быть принято как основное средство только на основании решения Совета Директоров, если стоимость принимаемого имущества превышает 10% от чистого суммарного капитала. |
10. Максимальный размер инвестиций в недвижимое имущество (основные средства) 10.1. Максимальный размер инвестиций в недвижимое имущество (основные средства) ((9) см. примечание) не должен превышать 100% размера оплаченного уставного капитала банка. 10.2. Для целей настоящего Положения под недвижимым имуществом понимается недвижимое имущество (включая строящееся/устанавливаемое недвижимое имущество), которое принадлежит банку или находится в распоряжении банка по договору аренды и используется/будет использоваться в качестве основного средства. 10.3. В расчет максимального размера инвестиций в недвижимое имущество (основные средства) должны включаться все недвижимое имущество, капитальные вложения в благоустройство арендованной собственности, а также любые вложения в акции или облигации или другие подобные долговые обязательства предприятия, владеющего помещениями банка, и все кредиты, выданные таким предприятиям и/или обеспеченные их акциями. Все указанные активы (за исключением недвижимого имущества по договору аренды) включаются в расчет по их балансовой стоимости. Недвижимое имущество, находящееся в распоряжении банка по договору аренды, должны включаться в расчет максимального размера инвестиций в недвижимое имущество (основные средства) по первоначальной стоимости за вычетом текущего размера обязательств по аренде. 10.4. Банк может иметь недвижимое имущество, предназначенное для создания условий труда и отдыха сотрудников, при условии включения балансовой стоимости данного имущества в расчет максимального размера инвестиций в недвижимое имущество (основные средства). 10.5. При проведении переоценки стоимости недвижимого имущества, в результате которой будет нарушен максимальный размер инвестиций в недвижимое имущество (основные средства), банк предоставляет в Национальный банк письмо-обязательство о том, что в течение 12 месяцев с момента проведения переоценки приведет размер инвестиций в недвижимое имущество (основные средства) в соответствие с требованиями Национального банка. 10.6. Имущество, полученное банком в погашение задолженности по выданным кредитам, может быть принято банком как основное средство при соблюдении требований законодательства и выполнении следующих условий: - принятие имущества как основного средства не повлечет нарушения максимального размера инвестиций в недвижимое имущество; - данное имущество будет использоваться для целей банковской деятельности; - срок введения его в эксплуатацию не должен превышать 18 месяцев. Имущество, полученное в погашение задолженности по выданным кредитам, может быть принято как основное средство только на основании решения Совета Директоров, если стоимость принимаемого имущества превышает 10% от чистого суммарного капитала. |
|
2. Инструкция по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам), утвержденная постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 31 октября 2012 года № 41/12 |
||
Приложение 1 Требования к политике «знай своего клиента» |
||
5. Для удостоверения личности физических лиц принимаются следующие документы: 1) для граждан Кыргызской Республики: - паспорт гражданина Кыргызской Республики (ID карта); - общегражданский паспорт (загранпаспорт) гражданина Кыргызской Республики при наличии в их общегражданском паспорте отметки дипломатического представительства или консульского учреждения Кыргызской Республики о постановке на консульский учет или на постоянное место жительства и действительного вида на жительство страны пребывания, а также о семейном положении; - свидетельство о рождении (для открытия счета в пользу несовершеннолетних лиц до 14 лет, а также для открытия счета самим несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет); - удостоверение личности офицера, прапорщика или военный билет военнослужащего срочной службы; - водительское удостоверение (только при пополнении третьими лицами банковского счета клиента); 2) для иностранных граждан: - паспорт иностранного гражданина; - вид на жительство в Кыргызской Республике; 3) для лиц без гражданства – вид на жительство в Кыргызской Республике; 4) для беженцев: - свидетельство о регистрации ходатайства о признании лица беженцем; - удостоверение беженца. |
5. Для удостоверения личности физических лиц принимаются следующие документы: 1) для граждан Кыргызской Республики: - паспорт гражданина Кыргызской Республики (ID карта); - общегражданский паспорт (загранпаспорт) гражданина Кыргызской Республики при наличии в их общегражданском паспорте отметки дипломатического представительства или консульского учреждения Кыргызской Республики о постановке на консульский учет или на постоянное место жительства и действительного вида на жительство страны пребывания, а также о семейном положении; - свидетельство о рождении (для открытия счета в пользу несовершеннолетних лиц до 14 лет, а также для открытия счета самим несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет); - удостоверение личности офицера, прапорщика или военный билет военнослужащего срочной службы; - водительское удостоверение (только при пополнении третьими лицами банковского счета клиента и для осуществления денежных переводов клиентами, имеющими счет в банке); 2) для иностранных граждан: - паспорт иностранного гражданина; - вид на жительство в Кыргызской Республике; 3) для лиц без гражданства – вид на жительство в Кыргызской Республике; 4) для беженцев: - свидетельство о регистрации ходатайства о признании лица беженцем; - удостоверение беженца. |
|
6. Если клиент открывает счет для проведения операций с удаленного доступа без непосредственного контакта и/или является лицом, проживающим в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и/или не предусматривающих полное раскрытие и представление информации органам банковского надзора (оффшорные зоны), перечень которых утвержден Национальным банком, то клиент-физическое лицо или представитель клиента-физического или юридического лица, имеющий надлежаще оформленные документы, подтверждающие полномочия на открытие счета, или третье лицо, открывающее счет на имя клиента, должен представить оригинал документа, удостоверяющего личность. При этом ответственный сотрудник банка должен снять с него копию, на оборотной стороне которой лицо, представившее документ, должно собственноручно написать свою фамилию и расписаться с указанием даты подписания. После этого сотрудник банка также должен расписаться с указанием даты подписания на данной копии документа, подтверждая тем самым ее достоверность. Данный документ должен быть подшит в дело клиента. |
Признать утратившим силу. |
|
Приложение 2 Минимальные требования, предъявляемые к карточке с образцами подписей и оттиском печати |
||
1. Карточка с образцами подписей и оттиском печати является основным документом, подтверждающим полномочия определенных должностных лиц юридического лица на распоряжение денежными средствами, находящимися на его счете, а также подтверждающим подлинность подписей вышеуказанных должностных лиц. 2. Назначение карточки и ее необходимость обусловлены, прежде всего, тем, что подпись является обязательным реквизитом документов, служащих основанием для движения средств по счету юридического лица. Лица, имеющие право первой и второй подписи, указываются в карточке с образцами подписей и оттиска печати. Правом первой подписи обладает руководитель и/или другие уполномоченные им лица. Право второй подписи предоставляется главному бухгалтеру и/или другим уполномоченным лицам. Право первой подписи не может быть предоставлено главному бухгалтеру и другим лицам, имеющим право второй подписи. Данные полномочия предоставляются на основании учредительных документов, либо приказов руководителей соответствующих юридических лиц, филиалов или представительств, либо иных документов, на основании которых предоставлены такие полномочия. Если в штате юридического лица, филиала или представительства отсутствуют лица, которым может быть предоставлено право второй подписи, документ принимается банком с образцом только первой подписи, о чем делается соответствующая запись в данном документе. 3. В документах с образцами подписей и оттиска печати должен быть образец оттиска печати юридического лица, филиала или представительства юридического лица. Данное требование не распространяется на юридических лиц-нерезидентов Кыргызской Республики, их филиалы и представительства, у которых отсутствует печать вследствие специфики законодательства страны происхождения таких юридических лиц. 4. В карточку с образцами подписей и оттиска печати обязательно включается образец четко различимого оттиска присвоенной юридическому лицу печати, в которой его название должно обязательно соответствовать названию по регистрации. Запрещается принимать образцы оттиска печатей, предназначенных для специальных целей («отдел кадров», «для пакета» и других). 5. Карточка с образцами подписей и оттиска печати должна содержать отметку банка о сроке действия документа, удостоверяющего личность лиц, уполномоченных распоряжаться средствами юридического лица. 6. Банк обязан требовать нотариального удостоверения подписей лиц, внесенных в документ с образцами подписей и оттиска печати. В населенных пунктах, где отсутствуют нотариусы, подписи лиц, внесенных в документ с образцами подписей и оттиска печати, удостоверяются местным органом исполнительной власти. 7. В случае переименования юридического лица, утери или износа печати, банк вправе предоставить клиенту необходимый срок для изготовления новой печати. В период изготовления печати банком и клиентом устанавливается порядок оформления платежных документов без печати клиента, который должен быть указан в договоре.
8. Необходимое количество экземпляров документов с образцами подписей и оттиска печати, представляемых клиентом для открытия счета, определяется банком. При этом один из экземпляров должен постоянно находиться у операционного работника банка, другой - в деле клиента банка. Остальные экземпляры хранятся в порядке, установленном внутренними правилами банка. 9. При замене хотя бы одного образца подписи либо оттиска печати, в банк представляется новый документ с образцами подписей и оттиска печати, удостоверенный в порядке, указанном в настоящей Инструкции. |
1. Карточка с образцами подписей и оттиском печати является основным документом, подтверждающим полномочия определенных должностных лиц юридического лица на распоряжение денежными средствами, находящимися на его счете, а также подтверждающим подлинность подписей вышеуказанных должностных лиц. 2. Назначение карточки и ее необходимость обусловлены, прежде всего, тем, что подпись является обязательным реквизитом документов, служащих основанием для движения средств по счету юридического лица. Лица, имеющие право первой и второй подписи, указываются в карточке с образцами подписей и оттиска печати. Правом первой подписи обладает руководитель и/или другие уполномоченные им лица. Право второй подписи предоставляется главному бухгалтеру и/или другим уполномоченным лицам. Право первой подписи не может быть предоставлено главному бухгалтеру и другим лицам, имеющим право второй подписи. Данные полномочия предоставляются на основании учредительных документов, либо приказов руководителей соответствующих юридических лиц, филиалов или представительств, либо иных документов, на основании которых предоставлены такие полномочия. Если в штате юридического лица, филиала или представительства отсутствуют лица, которым может быть предоставлено право второй подписи, документ принимается банком с образцом только первой подписи, о чем делается соответствующая запись в данном документе. 3. В документах с образцами подписей и оттиска печати должен быть образец оттиска печати юридического лица, филиала или представительства юридического лица. Данное требование не распространяется на юридических лиц-нерезидентов Кыргызской Республики, их филиалы и представительства, у которых отсутствует печать вследствие специфики законодательства страны происхождения таких юридических лиц. 4. В карточку с образцами подписей и оттиска печати обязательно включается образец четко различимого оттиска присвоенной юридическому лицу печати, в которой его название должно обязательно соответствовать названию по регистрации. Запрещается принимать образцы оттиска печатей, предназначенных для специальных целей («отдел кадров», «для пакета» и других). 5. Карточка с образцами подписей и оттиска печати должна содержать отметку банка о сроке действия документа, удостоверяющего личность лиц, уполномоченных распоряжаться средствами юридического лица. 6. Банк обязан требовать нотариального удостоверения подписей лиц, внесенных в документ с образцами подписей и оттиска печати. В населенных пунктах, где отсутствуют нотариусы, подписи лиц, внесенных в документ с образцами подписей и оттиска печати, удостоверяются местным органом исполнительной власти. 7. В случае переименования юридического лица, утери или износа печати, банк вправе предоставить клиенту необходимый срок для изготовления новой печати. В период изготовления печати банком и клиентом устанавливается порядок оформления платежных документов без печати клиента, который должен быть указан в договоре. 8. Необходимое количество экземпляров документов с образцами подписей и оттиска печати, представляемых клиентом для открытия счета, определяется банком. При этом один из экземпляров должен постоянно находиться в деле клиента банка. Остальные экземпляры в бумажном или электронном виде хранятся в порядке, установленном внутренними правилами банка. Электронная версия карточки с образцами подписей и оттиска печати должна храниться в автоматизированной системе банка. 9. При замене хотя бы одного образца подписи либо оттиска печати, в банк представляется новый документ с образцами подписей и оттиска печати, удостоверенный в порядке, указанном в настоящей Инструкции. |
|
3. Положение о мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-4-(НПА) |
||
22. Предписание должно содержать следующее: - дату и место вынесения предписания; - регистрационный номер; - полное наименование органа/ФИО лица, издавшего предписание; - фамилию, имя, отчество лица, которому адресовано предписание/полное наименование банка; - срок вступления в силу; - срок действия предписания, если оно принимается на определенное время; - срок обжалования и орган, где может быть обжаловано это предписание. Предписание также содержит описание вопроса, то есть указание на факт нарушения, а также всех обстоятельств, с которыми связано нарушение, и с изложением соответствующих ссылок, положений законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативных правовых актов Национального банка, которые были нарушены банком/акционером(ами)/должностными лицами в обоснование направления предписания. При вынесении предписания указываются законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался Национальный банк при вынесении предписания, изложение принятого решения, соответствующие меры, которые должны быть предприняты банком/акционером(ами)/должностными лицами банка и устанавливаются сроки их исполнения. Предписание скрепляется печатью Национального банка согласно установленному внутреннему порядку. |
22. Предписание должно содержать следующее: - дату и место вынесения предписания; - регистрационный номер; - полное наименование органа/ФИО лица, издавшего предписание; - фамилию, имя, отчество лица, которому адресовано предписание/полное наименование банка; - срок вступления в силу; - срок действия предписания, если оно принимается на определенное время; - срок обжалования и орган, где может быть обжаловано это предписание. Предписание также содержит описание вопроса, то есть указание на факт нарушения, а также всех обстоятельств, с которыми связано нарушение, и с изложением соответствующих ссылок, положений законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативных правовых актов Национального банка, которые были нарушены банком/акционером(ами)/должностными лицами в обоснование направления предписания. Кроме того, при необходимости в предписании могут указываться фамилия, имя, отчество ответственного (-ых) за допущение нарушения лица (лиц) и/или орган управления, которые определяются согласно требованиям Национального банка, внутренним документам банка, а также практике и процедурам организации деятельности банка. При вынесении предписания указываются законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался Национальный банк при вынесении предписания, изложение принятого решения, соответствующие меры, которые должны быть предприняты банком/акционером(ами)/должностными лицами банка и устанавливаются сроки их исполнения. Предписание скрепляется печатью Национального банка согласно установленному внутреннему порядку. |
|
4. Инструкция об осуществлении банковского надзора, утвержденная постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-2-(НПА) |
||
Глава 2. Банковский надзор |
||
7. Для обсуждения текущих проблем банка кураторы/институциональные инспекторы могут встречаться с исполнительным руководством банка, а также с Советом директоров/членом Совета директоров банка - по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Кроме того, кураторы/институциональные инспекторы могут встречаться с внешними аудиторами банка по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Встречи при необходимости могут быть задокументированы. Предметом обсуждения могут быть: - показатели финансового состояния и наметившиеся тенденции; - существенные, по мнению исполнительного органа или Совета директоров банка, вопросы, касающиеся банка и банковской системы в целом; - выполнение мер по предупреждению/исправлению недостатков и негативных последствий; - адекватность управленческой информации и эффективности менеджмента банка; - возможные изменения в профиле риска банка (холдинговой компании/аффилированного банка); - будущие надзорные мероприятия; - меры, предпринимаемые банком по информированию общественности; - другие вопросы. В рамках банковского надзора начальник соответствующего подразделения Национального банка по корпоративной электронной почте направляет на имя председателя/заместителя председателя Правления банка данные куратора/институционального инспектора того или иного банка (ФИО, адрес почты, телефоны, должность), информацию о необходимости предоставления запрашиваемых куратором/институциональным инспектором данных в любом доступном виде, в том числе по электронной почте. Куратор/институциональный инспектор направляет запросы в банк только по вопросам, относящимся к функциям надзора за деятельностью банка. Запросы, направленные начальником соответствующего подразделения Национального банка по электронной почте с домена Национального банка (*@nbkr.kg или *@nbkr.banks.kg) в рамках осуществления надзорных функций с уведомлением куратора/институционального инспектора банка, приравниваются к запросам куратора/институционального инспектора банка. При необходимости посещения банка куратором/институциональным инспектором банк должен обеспечить доступ в помещения банка, к необходимой документации, материалам и к банковским записям. В присутствии уполномоченного сотрудника банка банк должен обеспечить доступ к технической инфраструктуре (автоматизированной системе банка, документации по системе, включая документацию по результатам тестовых испытаний, базы данных платежных систем, включая СВИФТ), за исключением информации о кодах доступа (пароли, PIN-коды) пользователей и клиентов к автоматизированным системам и другой аналогичной информации. Банк, его акционеры, должностные лица и другие работники, а также связанные с банком лица, обязаны своевременно представлять отчеты, документы и любую информацию по требованию Национального банка. |
7. Для обсуждения текущих проблем банка кураторы/институциональные инспекторы могут встречаться с исполнительным руководством банка, а также с Советом директоров/членом Совета директоров банка - по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Встречи при необходимости могут быть задокументированы. Предметом обсуждения могут быть: - показатели финансового состояния и наметившиеся тенденции; - существенные, по мнению исполнительного органа или Совета директоров банка, вопросы, касающиеся банка и банковской системы в целом; - выполнение мер по предупреждению/исправлению недостатков и негативных последствий; - адекватность управленческой информации и эффективность менеджмента банка; - возможные изменения в профиле риска банка (холдинговой компании/аффилированного банка); - будущие надзорные мероприятия; - меры, предпринимаемые банком по информированию общественности; - другие вопросы. Кроме того, кураторы/институциональные инспекторы могут встречаться с внешними аудиторами банка по мере необходимости, но не реже одного раза в год. В рамках банковского надзора начальник соответствующего подразделения Национального банка по корпоративной электронной почте направляет на имя председателя/заместителя председателя Правления банка данные куратора/институционального инспектора того или иного банка (ФИО, адрес почты, телефоны, должность), информацию о необходимости предоставления запрашиваемых куратором/институциональным инспектором данных в любом доступном виде, в том числе по электронной почте. Для оценки рисков в банковской системе куратором/институциональным инспектором могут быть направлены запросы в банк о представлении необходимой информации (статистические данные, таблицы, вопросники по оценке банковских рисков и др.). При этом куратор/институциональный инспектор направляет запросы в банк только по вопросам, относящимся к функциям надзора за деятельностью банка. Запросы, направленные начальником соответствующего подразделения Национального банка по электронной почте с домена Национального банка (*@nbkr.kg или *@nbkr.banks.kg) в рамках осуществления надзорных функций с уведомлением куратора/институционального инспектора банка, приравниваются к запросам куратора/институционального инспектора банка. При необходимости посещения банка куратором/институциональным инспектором банк должен обеспечить доступ в помещения банка, к необходимой документации, материалам и к банковским записям. В присутствии уполномоченного сотрудника банка банк должен обеспечить доступ к технической инфраструктуре (автоматизированной системе банка, документации по системе, включая документацию по результатам тестовых испытаний, базы данных платежных систем, включая СВИФТ), за исключением информации о кодах доступа (пароли, PIN-коды) пользователей и клиентов к автоматизированным системам и другой аналогичной информации. Банк, его акционеры, должностные лица и другие работники, а также связанные с банком лица, обязаны своевременно представлять отчеты, документы и любую информацию по требованию Национального банка. Банк обязан обеспечить надлежащую защиту и хранение переписки по внутренней электронной почте и любым другим корпоративным электронным средствам обмена сообщениями руководства банка, сотрудников, ответственных за управление активами и пассивами, кредитную деятельность банка, руководителей структурных подразделений, в течение 5 лет путем создания резервных копий. |
|
Глава 5. Проведение инспекторской проверки |
||
22. Во время инспекторской проверки руководство и персонал банка должны оказывать группе проверяющих (инспекторам) всестороннее содействие и обеспечить выполнение следующих условий: - свободный доступ в помещения банка, к любому сотруднику банка, документации в формате, запрашиваемом инспекторами в установленные сроки, в том числе банковским записям, в присутствии уполномоченного сотрудника проверяемого банка - к технической инфраструктуре (автоматизированные системы банка, документация на систему, включая документацию по результатам тестовых испытаний, базы данных платежных систем, включая СВИФТ), необходимый для проведения инспекторской проверки, за исключением информации о кодах доступа (пароли, PIN-коды) пользователей и клиентов к автоматизированным системам; - предоставление электронной копии (файлы резервного копирования в широко используемом формате при работе с базами данных банков) полной и достоверной информации из автоматизированной банковской системы банка по любым видам деятельности банка, включая депозитную, кредитную, платежную, казначейскую деятельность, а также по работе с корпоративными ценными бумагами за любой указанный период, за исключением информации о кодах доступа (пароли, PIN-коды) пользователей и клиентов к автоматизированным системам; - предоставление электронной копии полной и достоверной информации обо всех финансовых операциях банка, проведенных через систему СВИФТ, включая выписки по корреспондентским счетам банков-корреспондентов на запрашиваемую инспекторами дату, а также по другим платежным системам, используемым банком и затрагивающим корреспондентские счета; - своевременное получение инспекторами всей необходимой устной и письменной информации; - предоставление группе проверяющих отдельного помещения в банке, в котором отсутствуют аудио- и видеоустройства, обеспечивающие видео- и аудиозапись, и пресекать любые попытки третьих лиц установить аудио- и видеооборудование в помещении, предоставленном группе проверяющих, и незамедлительно сообщать об этом руководителю проверки. В случае нарушения данных требований сотрудники банка, в том числе руководство банка, будут нести ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; - обеспечение банком безопасного хранения документов банка и Национального банка, а также обеспечение оборудованием и техникой, необходимыми для осуществления проверки; - предоставление группе проверяющих права доступа к автоматизированным банковским системам с возможностью получения информации обо всех клиентах банка и их счетах, обо всех балансовых счетах банка (чтение, формирование и печать отчетов, без права проведения проводок); - назначение одного из заместителей председателя Правления ответственным за координацию взаимоотношений банка с группой проверяющих, за оперативное и эффективное решение административных и иных вопросов, возникающих в ходе инспекторской проверки. |
22. Во время инспекторской проверки руководство и персонал банка должны оказывать группе проверяющих (инспекторам) всестороннее содействие и обеспечить выполнение следующих условий: - свободный доступ в помещения банка, к любому сотруднику банка, документации в формате, запрашиваемом инспекторами в установленные сроки, в том числе банковским записям, в присутствии уполномоченного сотрудника проверяемого банка - к технической инфраструктуре (автоматизированные системы банка, документация на систему, включая документацию по результатам тестовых испытаний, базы данных платежных систем, включая СВИФТ), необходимый для проведения инспекторской проверки, за исключением информации о кодах доступа (пароли, PIN-коды) пользователей и клиентов к автоматизированным системам; - предоставление электронной копии (файлы резервного копирования в широко используемом формате при работе с базами данных банков) полной и достоверной информации из автоматизированной банковской системы банка по любым видам деятельности банка, включая депозитную, кредитную, платежную, казначейскую деятельность, а также по работе с корпоративными ценными бумагами за любой указанный период, за исключением информации о кодах доступа (пароли, PIN-коды) пользователей и клиентов к автоматизированным системам; - предоставление электронной копии полной и достоверной информации обо всех финансовых операциях банка, проведенных через систему СВИФТ, включая выписки по корреспондентским счетам банков-корреспондентов на запрашиваемую инспекторами дату, а также по другим платежным системам, используемым банком и затрагивающим корреспондентские счета; - предоставление доступа к просмотру внутренней электронной почты и любым другим корпоративным электронным средствам обмена сообщениями сотрудников банка, указанных в пункте 7 настоящей Инструкции, в том числе уволенных. По требованию группы проверяющих информация и документы, содержащиеся во внутренней электронной почте и любых других корпоративных электронных средствах обмена сообщениями, должны быть распечатаны и заверены должностным лицом и печатью банка; - своевременное получение инспекторами всей необходимой устной и письменной информации; - предоставление группе проверяющих отдельного помещения в банке, в котором отсутствуют аудио- и видеоустройства, обеспечивающие видео- и аудиозапись, и пресекать любые попытки третьих лиц установить аудио- и видеооборудование в помещении, предоставленном группе проверяющих, и незамедлительно сообщать об этом руководителю проверки. В случае нарушения данных требований сотрудники банка, в том числе руководство банка, будут нести ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; - обеспечение банком безопасного хранения документов банка и Национального банка, а также обеспечение оборудованием и техникой, необходимыми для осуществления проверки; - предоставление группе проверяющих права доступа к автоматизированным банковским системам с возможностью получения информации обо всех клиентах банка и их счетах, обо всех балансовых счетах банка (чтение, формирование и печать отчетов, без права проведения проводок); - назначение одного из заместителей председателя Правления ответственным за координацию взаимоотношений банка с группой проверяющих, за оперативное и эффективное решение административных и иных вопросов, возникающих в ходе инспекторской проверки. |
|
Глава 7. Отчет о проверке |
||
36. По итогам проверки в случае выявления недостатков, нарушений и рискованной практики к банку могут применяться меры воздействия и/или рекомендации для исправления и/или улучшения ситуации. По итогам комплексных проверок в банк направляется отчет о проверке. Отчет о проверке информирует Совет директоров и Правление об основных выводах и заключениях проверки, включая все существенные проблемы и меры, которые необходимо предпринять. |
36. По итогам комплексных проверок в банк направляется отчет о проверке. Отчет о проверке информирует Совет директоров и Правление об основных выводах и заключениях проверки, включая все существенные проблемы и меры, которые необходимо предпринять. По итогам проверки в случае выявления недостатков, нарушений и рискованной практики к банку и его должностным лицам могут применяться меры воздействия и/или рекомендованы меры для исправления и/или улучшения ситуации. |
|
37. Отчет о проверке содержит информацию об общем состоянии банка, и если необходимо, то и о состоянии отдельных подразделений (филиалов) банка, а также об имеющихся существенных рисках и/или недостатках. |
37. Отчет о проверке содержит информацию об общем состоянии банка, и если необходимо, то и о состоянии отдельных подразделений (филиалов) банка, а также об имеющихся недостатках, существенных рисках и/или нарушениях законодательства Кыргызской Республики, в том числе могут указываться ответственные за их допущение должностные лица с указанием их ФИО и/или орган управления. |
|
Глава 11. Предупредительные меры и меры воздействия |
||
51. Меры воздействия определяют конкретные меры, которые должны быть выполнены банком строго в установленные сроки в обязательном порядке. План мероприятий банка по устранению нарушений и выполнению мер воздействия представляется в Национальный банк в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения отчета о проверке банка. |
51. Меры воздействия определяют конкретные меры, которые должны быть выполнены банком строго в установленные сроки в обязательном порядке. План мероприятий банка по устранению нарушений и выполнению мер воздействия представляется в Национальный банк в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения отчета о проверке банка либо со дня получения предписаний в случае если отчет не направляется /не будет направлен в банк. |