Вернуться назад

Заявление Национального банка Кыргызской Республики 

относительно постановления Собрания народных представителей 

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 

от 3 ноября 2004 года № 1178-II-21 

В связи с принятием постановления Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики  № 1178-II-21 от 3 ноября 2004 года "Об информации Межведомственной комиссии по использованию кредитных средств АО "Жибек Жолу", Европейского банка реконструкции и развития, Центральноазиатского банка сотрудничества и развития" Национальный банк Кыргызской Республики считает необходимым заявить следующее: 

1. Все меры и действия Национального банка Кыргызской Республики, касающиеся данных вопросов, были приняты в соответствии с законодательством. За период с 2000 года по 2004 год деятельность НБКР проверялась более 20-ти раз депутатскими комиссиями, Счетной палатой и независимыми аудиторами. 

2. Депутатская комиссия, возглавляемая Президентом инвестиционно-коммерческого банка "Иссык-Куль" депутатом СНП ЖК КР Байкожоевым Б.М. имела возможность в течение длительного времени изучать все обстоятельства дела. Эти вопросы неоднократно проверялись и ранее. Однако, предвзятый характер проверок, необоснованность их выводов, при отсутствии противозаконных действий в решениях Национального банка, приводили к принятию Собранием народных представителей Жогорку Кенеша ряда постановлений, отдельные пункты которых противоречили ранее принятым решениям. 

3. Национальный банк Кыргызской Республики обращает внимание на наличие прямого конфликта интересов между органом надзора и депутатами-банкирами, так как они являются руководителями коммерческих банков, деятельность которых регулируется Национальным банком.  

4. Национальный банк Кыргызской Республики, как центральный банк страны, согласно Конституции Кыргызской Республики не входит в систему ни одной из ветвей государственной власти и, соответственно, не может служить ареной для политической борьбы. 

Национальный банк выполняет поставленные перед ним задачи в полном соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

В течение последних 5 лет наблюдается тенденция снижения темпов инфляции, стабильность национальной валюты и укрепление банковской системы. Так, инфляция снизилась с 39,9 % в 1999 году до 5,6 % в 2003 году; золотовалютные резервы превысили уровень полмиллиарда долларов США; в банковской системе преодолены негативные тенденции и закрыты неплатежеспособные банки, в результате чего из убыточной банковская система стала прибыльной и динамично развивающейся. 

  

Справка  

к Заявлению Национального банка Кыргызской Республики  

относительно постановления Собрания народных представителей  

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики  

от 3 ноября 2004 года №  

По вопросу о проекте акционерного общества "Жибек-Жолу" 

Началом реализации данного проекта было подписание соглашения между Правительством Кыргызской Республики и швейцарской компанией "Andre & Cie S.A." от 4 июня 1993 года.  

В соответствии с пунктом 4 указанного выше соглашения и принимая во внимание, что предоставление золотовалютного залогового обеспечения не противоречило действовавшему на тот момент законодательству КР, Национальный банк КР представил рекомендации и предложения по эффективному использованию золотого запаса с целью увеличения финансовых ресурсов Кыргызской Республики. Далее, 21 сентября 1993 года было подписано соглашение о реализации проекта между Джалал-Абадской государственной администрацией и фирмой "Andre & Cie S.A." о поставке оборудования по производству детского питания и розливу в бутылки минеральной воды. 

В соответствии с достигнутыми договоренностями обязательства по швейцарскому кредиту должны были исполняться непосредственным заемщиком - акционерным обществом "Жибек-Жолу". На начальной стадии освоения проекта были налажены частичное производство и реализация продукции. Однако, в последующем, ухудшение финансового состояния АО "Жибек-Жолу" привело к остановке производственной деятельности и, как следствие, его неплатежеспособности. В результате, погашение кредита было автоматически возложено на Правительство КР, как гаранта по данному проекту.  

Национальный банк КР, как и сегодня, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики был не вправе вмешиваться и отслеживать хозяйственную деятельность коммерческих организаций, в том числе АО "Жибек-Жолу". При этом Национальным банком КР неоднократно поднимался вопрос о необходимости принятия мер по решению проблем, возникших перед данным акционерным обществом.  

Во избежание потерь залогового депозита и отвлечения средств государственного бюджета, в том числе направляемых на финансирование социальных программ (пенсии, пособия), Национальный банк и Правительство КР были вынуждены провести переговоры по реструктуризации кредита, как единственного на тот момент способа разрешения конфликтной ситуации с международным инвестором. 

В мае 2002 года истек срок погашения кредита. Для избежания роста штрафов и экономии государственных средств, кредит был погашен кыргызской стороной за счет гарантийного депозита Национального банка, что позволило сохранить для республики 1,6 млн. долларов США. 

Принимая во внимание, что Национальный банк выступал лишь в качестве залогодателя, Правительство КР, как гарант по указанному кредиту, выпустило в пользу Национального банка государственные ценные бумаги. Данная реструктуризация долга была одобрена и затем проведена в рамках реализации постановления СНП Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 11 декабря 2002 года № 614-II-13.  

Так, пунктом 2 отмеченного постановления Правительству КР поручено: "Рассмотреть вопрос о реструктуризации задолженности ПКР перед НБКР по обслуживанию кредитной линии АО "Жибек-Жолу" в полной сумме убытков, понесенных НБКР". 

Таким образом, все действия Национального банка осуществлялись строго в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики. С момента вступления в должность Председателя НБКР господина Сарбанова У.К. Национальным банком были предприняты все возможные меры по решению данной проблемы, включая урегулирование данного вопроса в рамках договоренностей с Парижским клубом кредиторов. 

По вопросу о реализации кредитной линии ЕБРР 

В середине 90-х годов отечественные коммерческие банки занимались кредитованием в основном высокодоходных торговых и коммерческих операций. Таким образом, приватизированные промышленные предприятия и начинающие предприниматели не имели доступа к финансовым ресурсам для обновления, реконструкции, организации новых производств или пополнения оборотного капитала. 

В этой связи, Правительство КР совместно с НБКР провел в 1994-1995 г.г. переговоры с Европейским банком реконструкции и развития (далее, ЕБРР или Европейский банк), и 16.02.1995 г. было подписано Кредитное Соглашение между НБКР и ЕБРР о предоставлении 10,5 млн. долларов США для поддержки малых и средних предприятий частного сектора.  

Кредитная линия была предоставлена под гарантию Правительства Кыргызской Республики. Гарантийное Соглашение между ЕБРР и Кыргызстаном от 16.02.1995 г. было подписано Председателем НБКР Султановым М.А. на основании письма Премьер-министра Кыргызской Республикой от 09.02.1995 г. N2 1/82. Для вступления в силу указанного Гарантийного Соглашения в ЕБРР было направлено соответствующее юридическое заключение Министерства юстиции Кыргызской Республики. 

Все процедуры, предусмотренные законодательством республики, были соблюдены. Гарантийное Соглашение между Кыргызской Республикой и ЕБРР от 16.02.1995 года было ратифицировано постановлением Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 17.05.1995 года N2 72-1 и постановлением Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 31.05.1995 г. N2 55-1. 

Отбор банков-участников производился Европейским банком на основе собственных требований. После официального одобрения ЕБРР, Национальный банк и коммерческий банк приступали к процедуре подписания отдельного Соглашения о кредитных средствах. Для реализации кредитной линии Европейским банком были отобраны АКБ "Кыргызстан", АКБ "Курулуш банк", АКБ "КыргызКрамдс банк" и АКБ "Меркюри". 

Участвующие коммерческие банки самостоятельно определяли приемлемые для финансирования инвестиционные проекты и полностью принимали на себя все кредитные риски. Окончательное одобрение каждого бизнес-проекта проводилось Европейским банком. 

Всего было профинансировано 38 проектов на общую сумму 11.601.122,00 долларов США, из которых по состоянию на 08.11.2004 г. коммерческие банки погасили 4.708.372,61 долларов США. При этом полностью погашены 10 проектов на сумму 2.015.872,00 долларов США.  

Таким образом, в рамках реализации кредитной линии Европейским банком был определен конкретный круг полномочий как для Национального, так и коммерческих банков республики. На момент выдачи кредитов от ЕБРР все участвующие коммерческие банки соответствовали требованиям Национального банка, предъявляемым к финансово-кредитным учреждениям. Основная часть кредитов была выдана в период 1996 - начало 1998 года. 

НБКР были приняты конкретные мероприятия для возврата данных кредитов, в том числе были пересмотрены действующие нормативные требования НБКР, были разработаны правила реструктуризации проблемных займов, проводилась отсрочка и пролонгация сроков погашения отдельных займов.  

Однако данные меры не приносили положительных результатов, вследствие уклонения заемщиков от выполнения обязательств и погашению кредитов.  

Вследствие этого НБКР обратился в правоохранительные органы по установлению уголовной ответственности заемщиков. По инициативе НБКР вопрос о возвратности кредитов, обеспеченных государственной гарантией был рассмотрен 9 марта 2004 г. на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов под председательством Генеральной Прокуратуры КР.  

За непродолжительное время Генеральной Прокуратурой КР совместно с Агентством по реорганизации банков и реструктуризации долгов и НБКР была проведена работа, которая фактически дала положительные результаты. Были активизированы судебные мероприятия и действия правоохранительных органов в отношении проектов, было проверено залоговое обеспечение проектов, а также выявлены некоторые недостатки при работе с судебными исками и взаимодействию государственных ведомств. 

Следует также отметить, что по результатам решения Координационного Совещания от 9 марта 2004 г. Национальным Банком КР, Агентством по реорганизации банков и реструктуризации долгов и Судебным Департаментом при Министерстве Юстиции был утвержден совместный план мероприятий, в рамках которого осуществляются мероприятия. 

По вопросу о внесении взносов в уставной капитал ЦАБСиР и размещения депозитов  

Внесение Национальным банком Кыргызской Республики взносов в уставной капитал ЦАБСиР является законным. ЦАБСиР является межгосударственным банком, который был учрежден межправительственным Соглашением, подписанным 8 июля 1994 года между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан. В соответствии с указанным Соглашением уставной капитал ЦАБСиР формировался за счет средств Правительств трех государств-участников.  

В связи со сложным положением государственного бюджета Кыргызской Республики средства от имени КР были внесены Национальным банком в период с 1994 года по 1997 год на основании Закона "О Национальном банке КР" от 12 декабря 1992 года. При этом средства Национального банка, внесенные в уставной капитал ЦАБСиР, позднее были переоформлены в ценные бумаги, как задолженность Правительства КР перед Национальным банком КР согласно гарантии.  

Необходимо отметить, что запрет на кредитование Национальным банком Правительства КР введен лишь с 1 января 1998 года в соответствии с вновь принятым в 1997 году Законом "О Национальном банке Кыргызской Республики".  

Национальный банк размещал депозиты (на общую сумму 4 млн. долларов США) в ЦАБСиР в соответствии с законами "О Национальном банке КР" (глава 6 Закона от 12 декабря 1992 года и глава 8 Закона от 29 июля 1997 года) и на основе норм международного права, учитывая межгосударственный статус ЦАБСиР. 

НБКР пытался урегулировать данную проблему всеми мерами, предусмотренными законодательством. В результате (i) Арбитражным судом гор. Бишкека 26 июня 2000 года принято решение о взыскании с ЦАБСиР в пользу Национального банка Кыргызстана суммы основного долга в 4 102 250 долларов США и процентов в 423 052,20 долларов США, и (ii) Алмаатинским городским судом принято решение 13 января 2003 года в пользу Национального банка Кыргызстана о принудительном исполнении решений суда на территории Казахстана. 

Национальный банк Кыргызской Республики не признает прямыми убытками и потерями суммы остатка депозитов в ЦАБСиР. Национальный банк КР продолжает работу по возврату депозитов в соответствии с решениями судов.  

По состоянию на 1 октября 2004 года в счет погашения депозитов с ЦАБСиР взыскано 217 794,22 долларов США. Остаток задолженности по основной сумме депозитов составляет 3 884 455,78 долларов США. 

* * * * *