Вернуться назад

Принята к сведению 

постановлением Правления НБКР 

№ 40/10 от 05 ноября 2008 года 

и одобрена Координационным центром 

по стратегическому управлению 

Кыргызской Республики 

30 декабря 2008 года 

 

 

 

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА 

НА ПЕРИОД ДО КОНЦА 2011 ГОДА 

 

ВВЕДЕНИЕ. 

 

Стратегия развития банковского сектора на период до конца 2011 года (далее Стратегия) отражает цели и задачи, стоящие перед банковской системой на последующий среднесрочный (трехлетний) период 2009-2011 годы. 

При разработке настоящей Стратегии учитывались документы и планы мероприятий стратегического характера, такие как Стратегия развития страны на 2007-2010 годы, положения Новой экономической политики в соответствии с заявлением Президента Кыргызской Республики Бакиева К.С., Стратегические направления деятельности НБКР на период 2008-2011 годы и другие стратегические документы. 

Стратегия нацелена на дальнейший рост уровня финансового посредничества, повышение роли банковского сектора в экономике Кыргызской Республики, поддержание эффективности, безопасности и надежности банковской деятельности. 

Разработка настоящей стратегии основана на планах коммерческих банков на среднесрочную перспективу. 

В рамках общей стратегии укрепления банковского сектора и создания благоприятных условий для дальнейшего развития финансового сектора Кыргызской Республики, начиная с 2003 года НБКР проводит работу по дальнейшему развитию платежной системы посредством реализации Государственной программы и внедрения проекта Модернизации платежной и банковской систем в целях обеспечения свободного доступа населения к банковским услугам не только в городах, но и в сельских отдаленных районах Кыргызской Республики, предоставления коммерческими банками широкого спектра разнообразных банковских услуг для привлечения вкладов населения и их дальнейшего инвестирования в реальный сектор экономики. 

  

I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2006-2008 ГОДЫ. 

  

В 2006 году была разработана и одобрена постановлением Правления НБКР №16/4 от 31 мая 2006 года и Координационным советом по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики 16 августа 2006 года Стратегия развития банковского сектора на период до конца 2008 года. 

В данном документе были определены прогнозные следующие показатели уровня финансового посредничества на соответствующие отчетные даты: 

 

 

31.12.2006 

31.12.2007 

31.12.2008 

Активы к ВВП 

24,8% 

28,3% 

30,6% 

Кредиты к ВВП 

9,9% 

11,8% 

13,1% 

Депозиты к ВВП 

13,7% 

15,7% 

17,4% 

Заложенные в Стратегии развития банковского сектора прогнозные показатели уровня финансового посредничества по состоянию на конец 2006 года были достигнуты по показателям «активы к ВВП» и «кредиты к ВВП», а по показателю «депозиты к ВВП» даже превышены; по состоянию же на конец 2007 года данные прогнозные показатели были не только достигнуты, но и по всем показателям наблюдалось превышение фактических данных относительно целевых. По состоянию на конец сентября 2008 года прогнозный показатель уровня финансового посредничества, предусмотренный на конец 2008 года по показателю «кредиты к ВВП» также уже фактически был превышен (при этом к концу 2008 года данный показатель может измениться, в том числе и в сторону снижения), но по показателям «активы к ВВП» и «депозиты к ВВП» наблюдалось отставание от заложенных на конец 2008 года прогнозных показателей, что не может не вызывать беспокойства и требует внимания. Фактически достигнутые показатели составили: 

 

 

 

31.12.2006 

31.12.2007 

30.09.2008 

Активы к ВВП 

24,8% 

30,1% 

29,9% 

Кредиты к ВВП 

9,9% 

14,9% 

14,9% 

Депозиты к ВВП 

14,5% 

16,3% 

14,4% 

 

В основном все цели и задачи, поставленные в Стратегии развития банковского сектора на период до конца 2008 года, достигнуты и реализованы. В частности, в том документе был определен ряд важных задач, направленных на: 

· совершенствование внутренней системы управления в коммерческих банках, формирование адекватной системы управления банковскими рисками; 

· повышение безопасности инвестиций, рост доверия к коммерческим банкам республики со стороны населения и других кредиторов, создание условий для развития здоровой конкуренции; 

· повышение прозрачности банковской системы, развитие корпоративного управления в коммерческих банках; 

· предотвращение операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; 

· создание благоприятных условий для дальнейшего развития финансового сектора Кыргызской Республики; 

· обеспечение макроэкономической стабильности; 

· дальнейшее развитие платежной системы; 

· развитие законодательной базы банковской деятельности и надзора; 

· развитие новых видов финансовых услуг. 

 

Работа, проведенная в 2006-2008 годах, была нацелена, в основном, на проведение соответствующих мероприятий по вышеуказанным направлениям, которые, в совокупности, способствовали дальнейшему развитию банковского сектора и повышению уровня финансового посредничества. 

  

II. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА. 

  

Основные тенденции развития. Текущее состояние. 

По состоянию на конец 2007 года на территории Кыргызской Республики действовало 22 коммерческих банка, включая Бишкекский филиал Национального банка Пакистана (на 31 декабря 2005 года 19 коммерческих банков). 

За два года суммарные активы банковской системы увеличились почти в 2 раза, составив на конец 2007 года 42,1 млрд. сомов. 

Общий объем остатков по депозитам предприятий, населения и органов власти в коммерческих банках за два года увеличился на 75,4% и на конец 2007 года составил 22,8 млрд. сомов. 

Объем кредитов клиентам (остатков ссудной задолженности) по состоянию на конец 2007 года составил 20,8 млрд. сомов, увеличившись за 2 года более чем в 2,7 раза (на конец 2005 года 7,6 млрд. сомов). 

Процентная ставка по вновь выданным кредитам в национальной валюте в конце 2007 года (средневзвешенная ставка за последний месяц года) составила 25,83% (на конец 2005 года 25,67%), в иностранной валюте 18,30% (на конец 2005 года 16,22%). 

Процентная ставка по вновь принятым срочным депозитам в национальной валюте в конце 2007 года (средневзвешенная ставка за последний месяц года) составила 5,28% (на конец 2005 года 9,65%), в иностранной валюте 5,66% (на конец 2005 года 5,87%). Таким образом, по итогам 2-х лет (с конца 2005 по конец 2007 года) можно отметить увеличение процентных ставок по вновь выданным кредитам как в национальной валюте, так и в иностранной валюте, и в то же время произошло снижение процентных ставок по вновь принятым срочным депозитам как в национальной валюте, так и в иностранной валюте, что в свою очередь привело к увеличению спрэда процентных ставок. 

Суммарный регулятивный капитал банковской системы также продолжал расти, и к концу 2007 года он составил 9,0 млрд. сомов, увеличившись за последние 2 года более чем в 2,5 раза. 

По итогам последних лет продолжается рост доходности банковской деятельности. В 2007 году банки получили текущую прибыль в размере 1 553,2 млн. сомов (за 2005 год 429,8 млн. сомов, то есть за 2 года наблюдается увеличение полученной банками по итогам года текущей прибыли более чем в 3,5 раза). При этом доходность активов банковской системы (ROA) в годовом исчислении, по состоянию на конец 2007 года, составила 4,3%, а доходность на вложенный капитал (ROE) 26,4% (для сравнения, по итогам 2005 года - 2,3% и 17,6%, соответственно. 

По состоянию на 30 сентября 2008 года на территории Кыргызской Республики действовало 22 коммерческих банка (включая Бишкекский филиал Национального банка Пакистана). 

За январь-сентябрь 2008 года суммарные активы банковской системы увеличились на 22,2%, составив 51,51 млрд. сомов (увеличение на 9,4 млрд. сомов). 

По состоянию на 30 сентября 2008 года общая депозитная база банковской системы составила 29,91 млрд. сомов (увеличившись с начала 2008 года на 13,1%), из них:  

1) депозиты предприятий и населения составили 20,51 млрд. сомов, увеличившись с начала 2008 года на 7,7%;  

2) депозиты банков и других ФКУ составили 5,01 млрд. сомов, увеличившись с начала 2008 года на 38,5%;  

3) депозиты и кредиты органов власти составили 4,39 млрд. сомов, увеличившись с начала 2008 года на 16,1% .  

Депозиты предприятий и населения (здесь и далее в данную категорию не включаются депозиты банков и других ФКУ, а также депозиты и кредиты органов власти) по состоянию на 30 сентября 2008 года представлены следующим образом: 

депозиты юридических лиц 13,41 млрд. сомов или 65,4% общего объема депозитов (на начало 2008 года 12,81 млрд. сомов или 67,3%); 

депозиты физических лиц 7,10 млрд. сомов или 34,6% общего объема депозитов (на начало 2008 года 6,24 млрд. сомов или 32,7%).  

По состоянию на 30 сентября 2008 года прирост с начала 2008 года по депозитам юридических лиц составил 4,7%, прирост объема депозитов физических лиц составил 13,8%.  

В сентябре 2008 года средневзвешенные процентные ставки по вновь принятым срочным депозитам в национальной валюте составили 8,6% (в аналогичном периоде 2007 года 8,3%), в иностранной валюте 4,7% (в аналогичном периоде 2007 года 6,7%). 

По состоянию на 30 сентября 2008 года общий кредитный портфель банковской системы составил 25,75 млрд. сомов, при этом сумма дисконта по нему составила 36,6 млн. сомов. 

Объем кредитов клиентам (без кредитов банкам и другим ФКУ, а также без учета дисконта по выданным кредитам) по состоянию на 30 сентября 2008 года составил 25,72 млрд. сомов, увеличившись по сравнению с началом 2008 года на 23,6% (на 31 декабря 2007 года 20,80 млрд. сомов). 

В кредитном портфеле доля классифицированных кредитов по состоянию на 30 сентября 2008 года составила 4,1% или 1,04 млрд. сомов (на начало 2008 года - 3,5% или 0,74 млрд. сомов). 

В сентябре 2008 года средневзвешенные процентные ставки по вновь выданным кредитам в национальной валюте составили 26,7% (в аналогичном периоде 2007 года 23,3%), в иностранной валюте 20,7% (в аналогичном периоде 2007 года 18,1%). 

Показатель чистого суммарного капитала банковской системы, применяемый для расчета установленных НБКР экономических нормативов, на 30 сентября 2008 года составил 11,06 млрд. сомов, увеличившись с начала 2008 года на 2 167,0 млн. сомов или 24,4% (на начало 2008 года - 8,90 млрд. сомов).  

По состоянию на 30 сентября 2008 года общий показатель достаточности капитала в целом по банковской системе составил 30,8% (по итогам 2007 года 31,1%). 

В изменении балансового капитала также наблюдалась тенденция роста за январь-сентябрь 2008 года он вырос на 2 716,5 млн. сомов (прирост на 30,2%) и составил 11,71 млрд. сомов. 

Чистая прибыль банковской системы за январь - сентябрь 2008 года составила 1 316,9 млн. сомов (за аналогичный период 2007 года данный показатель составил 1 116,2 млн. сомов). 

Суммарные доходы коммерческих банков за январь - сентябрь 2008 года составили 9,9 млрд. сомов, суммарные расходы 8,59 млрд. сомов (по сравнению с аналогичным периодом 2007 года отмечается прирост на 103,2% и 128,4%, соответственно). 

За январь-сентябрь 2008 года доходность активов банковской системы (ROA), составила 3,8% (по итогам 2007 года 4,3%), а доходность на вложенный капитал (ROE), составила 20,4% (по итогам 2007 года 26,4%). 

  

Система защиты депозитов. 

Значительным фактором повышения доверия к банковскому сектору является наличие системы защиты депозитов (СЗД), внедрение которой будет гарантировать вкладчикам (физическим лицам) возврат определенной суммы денежных средств при банкротстве банка. 

После вступления в силу 13 августа 2008 года Закона Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)» приоритетным направлением дальнейшего развития в области регулирования банковской деятельности остается реализация мероприятий, связанных с внедрением в Кыргызской Республике системы защиты депозитов. 

В настоящее время Национальным банком разработаны нормативные документы, регламентирующие порядок вступления коммерческих банков в систему защиты депозитов. Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 387 от 18 июля 2008 года создано Агентство по защите депозитов. Для обеспечения эффективной реализации Закона «О защите банковских вкладов (депозитов)» на данном этапе Национальным банком проведена работа по приведению норм действующего законодательства Кыргызской Республики в соответствие с Законом «О защите банковских вкладов (депозитов)» (проекты Законов «О внесении изменений и дополнений в Закон «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», «О внесении дополнений в Налоговый Кодекс Кыргызской Республики» 10 октября 2008 года приняты Жогорку Кенешем Кыргызской Республики). 

 

Исламские принципы банковского дела и финансирования. 

Внедрение исламских принципов банковского дела и финансирования в Кыргызской Республике, наряду с традиционным банковским делом, рассматривается как мера, способствующая совершенствованию экономических правоотношений и развитию конкурирующих систем финансирования, и осуществляется в качестве пилотного проекта на основании Меморандума о Взаимопонимании между Кыргызской Республикой, Исламским банком развития и пилотным банком (ОАО "ЭкоБанк"). 

Национальный банк в рамках полномочий, определенных законодательством Кыргызской Республики, разработал нормативные и правовые акты, устанавливающие порядок осуществления отдельных (разрешенных) видов деятельности в соответствии с исламскими принципами финансирования и определяющие регулятивные требования к деятельности ОАО «ЭкоБанк» в рамках реализации пилотного проекта по внедрению исламских принципов финансирования.  

В свете реализации государственной политики по развитию конкурирующих систем финансирования, а также в целях расширения спектра банковских услуг, Национальный банк продолжит работу по созданию условий для развития исламских принципов банковского дела и финансирования. 

 

Повышение доступности банковских услуг для предприятий и населения в регионах. 

По состоянию на конец 2007 года, в сравнении с концом 2005 года, общее количество филиалов коммерческих банков выросло на 47 ед. или на 28,0%, и составило 215 ед., а сберегательных касс на 173 ед. или на 105,5%, и составило 337 ед. Это способствовало повышению доступности банковских услуг для предприятий и населения. Информация по количеству филиалов и сберегательных касс коммерческих банков в разбивке по регионам, по состоянию на конец 2005, 2006 и 2007 годов, представлена ниже: 

 

Область 

31.12.2005 

31.12.2006 

31.12.2007 

филиалы 

сбер. кассы 

филиалы 

сбер. кассы 

филиалы 

сбер. кассы 

Бишкек 

30 

82 

30 

103 

38 

136 

Баткен 

10 

11 

16 

13 

20 

Жалалабат 

30 

23 

30 

38 

37 

54 

Иссыккуль 

23 

24 

10 

32 

19 

Нарын 

13 

13 

17 

Ош 

27 

33 

29 

49 

36 

68 

Талас 

Чуй 

27 

14 

27 

25 

33 

34 

Итого 

168  

164  

172  

247  

215  

337  

 

Платежная система. 

Основными компонентами Государственной программы, внедренными в 2006-2008 годах, являются: 

1. Система Пакетного клиринга внедрена в промышленную эксплуатацию 13 октября 2006 года для обработки массовых розничных и регулярных платежей населения с использованием разнообразных форм платежных инструментов, удобных для населения и эффективных для организации денежного обращения в Кыргызской Республике. Данная система позволяет населению свободно выбирать коммерческий банк для проведения регулярных платежей, что способствует развитию конкуренции в банковском секторе.  

2. Единый межбанковский процессинговый центр (ЕМПЦ) по обработке платежей с использованием банковских платежных карт внедрен в промышленную эксплуатацию 22 декабря 2006 года. Главной задачей ЕМПЦ является обеспечение возможности широким слоям населения КР управлять своими счетами. Таким образом, население получает возможность проведения расчетов за товары и услуги, а также получения наличных денег с использованием платежных карт в любом месте страны и независимо от того, в каком коммерческом банке обслуживается держатель такой карты.  

Для развития инфраструктуры по приему и обслуживанию платежей с использованием карт Национальным банком совместно с коммерческими банками создано отдельное самостоятельное юридическое лицо ЗАО «Межбанковский процессинговый центр». Создание и функционирование ЗАО позволит расширить инфраструктуру платежной системы, а коммерческим банкам - использовать общие ресурсы на развитие и единые стандарты, существенно снизить затраты каждого банка в отдельности на создание и функционирование системы. Коммерческие банки будут конкурировать между собой в отношении условий, которые они предложат компаниям, торговым точкам и индивидуальным клиентам (госслужащим, пенсионерам и др.). 

3. Гроссовая система расчетов в режиме реального времени (ГСРРВ) - система по обработке крупных платежей по сделкам на финансовых рынках, а также срочных платежей, внедрена в промышленную эксплуатацию 20 июня 2008 года. Одной из основных задач ГСРРВ является снижение рисков участников финансовых рынков и увеличение оборачиваемости денежных средств в расчетах, что позволит активизировать работу финансовых рынков, усилит безопасность и стабильность банковского сектора с помощью более эффективного управления операционными, системными, кредитными и ликвидными рисками в платежной системе Кыргызской Республики. В дальнейшем посредством ГСРРВ возможна интеграция платежной системы Кыргызской Республики в общую платежно-расчетную систему стран СНГ и дальнего зарубежья. 

Реализация Государственной программы нацелена на решение высокоприоритетных задач Правительства Кыргызской Республики в области реформирования экономики Кыргызской Республики. Поэтому успешное и качественное завершение данной программы во многом зависит от совместной работы предприятий и организаций, коммерческих банков и Национального банка, также государственных структур и ведомств, которые несут ответственность за экономическое развитие страны при полной поддержке Правительства Кыргызской Республики. В связи с этим 30 декабря 2005 года совместным постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка утверждена Межведомственная комиссия по реализации основных направлений Государственной программы. Основной целью создания Межведомственной комиссии является обеспечение единого контроля и координации за ходом работ по реализации Государственной программы. 

По состоянию на 01 октября 2008 года участниками межбанковских систем расчетов являлись НБКР, все 22 действующих коммерческих банков, включая 227 их филиалов, Межгосударственный банк и Центральное Казначейство. 

В настоящее время в Кыргызской Республике действуют карты как международной системы Visa&Master card Int., так и локальных систем: Алай кард, Демир 24 и национальной системы Элкарт. По состоянию на 01 октября 2008 года было эмитировано более 100 тыс. карт. 

Одним из приоритетных направлений стратегии развития банков, лидирующих на карточном рынке Кыргызстана, является реализация «зарплатных» проектов на базе карт международных и локальных систем. Именно за счет этих проектов банки добиваются ощутимого роста эмиссии карт и объемов операций, что позволяет сделать значительный шаг вперед в направлении укрепления позиций банков на этом рынке.  

Неразвитость филиальной сети банков в регионах является одним из сдерживающих факторов развития безналичных расчетов. В связи с этим Национальным банком совместно с коммерческими банками проводятся мероприятия по расширению сети банкоматов и терминалов с целью обеспечения доступа широких слоев населения ко всему спектру банковских услуг по всей республике. 

 

Сектор микрофинансирования. 

В связи с быстрым ростом сектора микрофинансирования Национальный банк Кыргызской Республики в 2005 году инициировал разработку «Среднесрочной стратегии развития микрофинансирования в Кыргызской Республике на 2006-2010 годы» (ССРМ), которая была утверждена совместным постановлением Правительства и НБКР № 637/37/7 от 30 декабря 2005 года. 

ССРМ направлена на концентрацию усилий государственных органов, финансового сектора, в частности, микрофинансовых институтов, и других заинтересованных сторон, на построение динамичной и устойчивой отрасли микрофинансирования, так как устойчивая отрасль микрофинансирования с развитым потенциалом по предоставлению услуг широким слоям городского и сельского населения приведет к повышению экономического уровня и сокращению бедности. Расширение доступа населения к финансовым услугам представляет собой один из ключевых факторов дальнейшего экономического роста. 

В результате реализации мероприятий по ССРМ, а также либеральных требований по созданию микрофинансовых учреждений были достигнуты следующие показатели: общий кредитный портфель в системе микрофинансирования, включая объем микрокредитов, выдаваемых коммерческими банками и небанковскими финансово-кредитными учреждениями (НФКУ), по состоянию на конец 2007 года составил 10,4 млрд. сомов, а количество заемщиков 232 тыс. заемщиков. 

Микрокредитный портфель коммерческих банков по состоянию на конец 2007 года составил 5,5 млрд. сомов, а количество заемщиков - 71 тыс. заемщиков. 

На сегодняшний день в рамках ССРМ в части банковского сектора уже реализованы следующие мероприятия: 

§ Расширены функции сберегательных касс коммерческих банков операциями по кредитованию. В результате количество сберкасс банков в Кыргызской Республике увеличилось с 247 по состоянию на конец 2006 года до 337 по состоянию на конец 2007 года. 

§ Финансово-кредитными учреждениями совместно с международными донорами разрабатываются новые продукты по микрофинансированию. ЕБРР предложил продукт «Агрокредит» для комбанков, работающих по проекту Программы малого и микрофинансирования (ПММФ) ЕБРР. «Айыл Банк» успешно развивает проект «Чакан кредит», открывая представительства по групповому кредитованию на уровне сел, а также развивает освоение кредитных средств Всемирного банка по проекту «Агробизнес и маркетинг». 

§ Решением Правления НБКР от 20 декабря 2007 года ОАО «Расчетно-сберегательная компания» выдана полная банковская лицензия, что позволит ему в дальнейшем осуществлять операции по микрокредитованию; также решением Правления НБКР от 27 декабря 2006 года КСФК, занимавшаяся выдачей микрокредитов, преобразована в «Айыл Банк». 

  

 

III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, РИСКИ И УГРОЗЫ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА. 

 

В банковском секторе страны имеют место следующие проблемы:  

1. Относительно низкий уровень финансового посредничества  в экономике республики, несмотря на положительную динамику этого показателя, приведенную далее в таблице. 

  

Динамика основных показателей финансового посредничества в банковской системе Кыргызской Республики (на конец периода): 

(в процентах) 

Показатели 

2000 

2001 

2002 

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

сентябрь 2008 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Активы к ВВП 

7,2 

6,8 

10,4 

13,6 

18,8 

21,7 

24,8 

30,1 

29,9 

Кредиты к ВВП 

2,2 

2,1 

2,7 

3,5 

6,2 

7,6 

9,9 

14,9 

14,9 

Депозиты к ВВП 

4,2 

3,4 

4,8 

6,0 

8,7 

12,9 

14,5 

16,3 

14,4 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

Указанные показатели финансового посредничества (отношение активов, кредитов и депозитов к ВВП) продолжают оставаться на невысоком уровне по сравнению с аналогичными показателями других стран с переходной экономикой, что говорит о значительном потенциале роста влияния банковской системы на развитие экономики в целом. 

 

2. Возможное негативное влияние внешних шоков на банковский сектор Кыргызской Республики. 

Наблюдающиеся в настоящее время кризисные явления в мировой экономике и экономиках стран - основных внешнеторговых партнеров могут косвенным образом затронуть и банковскую систему Кыргызской Республики, в связи с чем особенно актуальным становится усиление работы в направлении совершенствования системы управления рисками в коммерческих банках и внедрение элементов риск-ориентированного надзора в Национальном банке Кыргызской Республики. 

 

3. Относительно низкий уровень привлекаемых от населения ресурсов. 

Низкие процентные ставки по депозитам, высокие инфляционные ожидания, отсутствие в ближайшее время возможности получать страховые выплаты по системе защиты депозитов, повышение стоимости жизни и снижение уровня сбережений населения в связи с ростом цен на продукты питания, ГСМ, электричество и т.д., а также другие существующие риски ведут к тому, что уровень депозитов населения остается невысоким.  

 

4. Высокий уровень процентных ставок по выдаваемым кредитам и большой спрэд процентных ставок. 

Уровень процентных ставок, действующих в настоящее время в коммерческих банках, остается высоким и даже имеет тенденцию к повышению, что отрицательно влияет на уровень финансового посредничества и рост экономики в целом. Средний уровень процентных ставок по кредитам, сложившийся на конец 2007 года, составил 25% в национальной валюте и 18% - в иностранной валюте. Кроме того, сохраняется высокий спрэд процентных ставок: по состоянию на конец 2007 года в национальной валюте 20,5 процентных пункта, в иностранной валюте 12,6 процентных пункта. Сохраняющийся высокий спрэд процентных ставок по кредитам и депозитам в Кыргызской Республике обусловлен влиянием следующих факторов: 

ь высокий спрос на кредитные средства;  

ь сохраняющийся высокий уровень рисков; 

ь недостаточный уровень конкуренции в банковской системе; 

ь относительно низкие процентные ставки по привлекаемым депозитам. 

 

SWOT-анализ деятельности коммерческих банков. 

  

Оценка деятельности коммерческих банков, представленная в данном разделе,   основана на результатах самооценки, проведенной банками, а также  анализа, проведенного Управлением банковского надзора НБКР. 

SWOT-анализ позволяет определить сильные и слабые стороны коммерческих банков, а также оценить возможности дальнейшего развития бизнеса и угрозы, которые несут в себе потенциальные риски для банков. 

 

Сильные и слабые стороны коммерческих банков 

 

Сильные стороны коммерческих банков 

Слабые стороны коммерческих банков 

Ш Рост капитализации коммерческих банков, позволяющий увеличить возможность финансирования крупных проектов и покрытия существующих рисков 

Ш Рост кредитного портфеля банковской системы, что увеличивает финансирование населения и предприятий и позволяет повысить доходность банковской деятельности 

Ш Высокий уровень текущей ликвидности 

Ш Наличие развитой и эффективно работающей сети корреспондентских отношений 

Ш Международный аудит деятельности ряда коммерческих банков 

Ш Внедрение новых видов банковских продуктов и услуг 

Ш Эффективные и разнообразные каналы продаж 

Ш Улучшение качества обслуживания клиентов и постоянное совершенствование в данном направлении 

Ш Наличие постоянных клиентов 

Ш Персонал, имеющий многолетний опыт работы в банковской системе и высокую квалификацию 

Ш Постоянное внимание к повышению квалификации персонала и наличие учебных центров 

Ш Отлаженная операционная работа 

Ш Внедрение системы защиты депозитов 

Ш Многолетний опыт работы на рынке банковских и финансовых услуг 

Ш Наличие системы управления рисками 

Ш Материальная и техническая оснащенность 

Ш Доступ ряда банков к недорогим ресурсам материнских компаний 

Ш Осуществление соответствующих мероприятий по улучшению качества кредитного портфеля 

Ш Консервативная политика кредитования 

Ш Все еще остающийся низким, с точки зрения возможности конкуренции с зарубежными банками, уровень капитализации 

Ш Отсутствие развитой сети филиалов и сберкасс у большинства коммерческих банков, особенно в отдаленных регионах 

Ш Низкий уровень привлечения средств предприятий и, особенно, населения, на внутреннем рынке 

Ш Использование устаревших информационных технологий и автоматизированных систем во многих коммерческих банках 

Ш Неразвитость франчайзинга розничных банковских услуг 

Ш Невысокий уровень осведомленности клиентов о банковских продуктах 

Ш Ограниченная возможность мобилизации значительного капитала 

Ш Несбалансированная структура источников фондирования в ряде коммерческих банков 

Ш Недифференцированные кредитные продукты 

Ш Дефицит долгосрочных финансовых ресурсов 

Ш Недостаток средств для институционального и инфраструктурного развития 

Ш Отсутствие должного риск-менеджмента у ряда банков 

  

Возможности и угрозы деятельности коммерческих банков 

 

Имеющиеся возможности в деятельности коммерческих банков 

Существующие угрозы деятельности коммерческих банков 

Ш Увеличение активов, в частности кредитного портфеля, а также дальнейшее улучшение их качества 

Ш Повышение профессионального уровня сотрудников 

Ш Совершенствование применяемых информационных технологий 

Ш Расширение спектра предоставляемых услуг и продуктового ряда (платежные карты, розничные кредиты, новые вклады, Интернет- банкинг, системы MasterCard, American Express т.д.), что может привести к повышению спроса на услуги банка и успешному развитию розничного направления 

Ш Диверсификация каналов продаж, в том числе расширение филиальной сети, особенно в регионах 

Ш Изучение и адаптация на локальном рынке опыта международных кредитных институтов 

Ш Снижение себестоимости продуктов за счет активного использования современных технологий автоматизации банковских процессов и использования каналов самообслуживания клиентов 

Ш Привлечение международного аудита в качестве независимого внешнего аудита, что повысит доверие клиентов и позволит изменить стратегию банка относительно целевых групп 

Ш Выход на новые рынки, предоставление широкого спектра услуг 

Ш Продуктовая линейка, ориентированная на непосредственные потребности клиентов 

Ш Расширение ресурсной базы 

Ш Увеличение уставного капитала  

Ш Участие в реализации государственных программ долгосрочного и среднесрочного финансирования экономики 

Ш Оптимизация структуры банка 

Ш Возможность распространения кризисных явлений в мировой экономике и экономиках стран-основных внешнеторговых партнеров Кыргызской Республики через дочерние банки в Кыргызстане 

Ш Ухудшение макроэкономической ситуации, что может негативно отразиться на деятельности банка 

Ш Рост инфляции 

Ш Резкое изменение курса национальной валюты 

Ш Растущие операционные издержки 

Ш Ухудшение условий внешней торговли 

Ш Отток вкладов из-за политической или экономической нестабильности, более того, колебания курсов валют на международных рынках могут стимулировать перевод сбережений в другие сектора экономики или же на рынок недвижимости 

Ш Недостоверная финансовая отчетность потенциальных заемщиков, непрозрачность их деятельности, ограничивающая возможность адекватного финансового анализа потенциальных заемщиков 

Ш Законодательство находится в стадии развития и, как следствие, подвержено изменениям 

Ш Высокая текучесть кадров 

Ш Снижение объемов донорской помощи в экономике 

Ш Форс-мажорные обстоятельства 

 

Проведенная оценка деятельности банков показывает, что в настоящее время они обладают целым рядом позитивных сторон, которые способствуют дальнейшему развитию финансового сектора, но наряду с этим существует и ряд факторов, которые либо уже оказывают негативное влияние, либо в перспективе могут отрицательно повлиять на финансовую устойчивость финансово-кредитных организаций. 

 

IV. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. 

 

Стратегия нацелена на дальнейший рост уровня финансового посредничества, повышение роли банковского сектора в экономике Кыргызской Республики, поддержание эффективности, безопасности и надежности банковской деятельности. 

Для реализации Стратегии и достижения поставленных в ней целей необходимо решить следующие задачи (Приложение 1 Дерево целей развития банковского сектора на период до конца 2011 года): 

 

1. Повышение объемов и доступности кредитования и финансовых услуг для предприятий и населения, особенно в регионах. 

1.1. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в банковский сектор, в том числе иностранных, способствующих дальнейшему развитию финансового сектора Кыргызской Республики и поддержанию уровня конкуренции в ней. 

1.2. Внедрение исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике и дальнейшее развитие исламского банковского дела и финансирования в Кыргызской Республике. 

1.3. Развитие инфраструктуры банковского сектора. 

1.4. Развитие сектора микрофинансирования и системы небанковских финансово-кредитных учреждений. 

 

2. Укрепление доверия населения к банковской системе и повышение уровня привлеченных сбережений (мобилизация внутренних ресурсов). 

2.1. Совершенствование надзорной функции Национального банка Кыргызской Республики и внутренней системы управления в коммерческих банках. 

2.1.1. Дальнейшее продолжение гармонизации банковского надзора в Кыргызской Республике в соответствии с принципами Базельского Комитета по банковскому надзору, постепенное формирование системы консолидированного надзора и внедрение элементов риск-ориентированного надзора. 

2.1.2. Дальнейшее совершенствование и внедрение адекватной системы управления рисками, присущими банковской деятельности; совершенствование системы оценки, анализа, раннего реагирования и предупреждения рисков; дальнейшее совершенствование внутренней системы управления в коммерческих банках, в том числе корпоративного управления. 

2.1.3. Увеличение минимальных требований к собственному капиталу коммерческих банков до 200 млн. сом до конца 2010 года. 

2.2. Внедрение эффективно действующей системы защиты депозитов. 

 

Создание благоприятных условий для развития: 

 

3. Макроэкономическая стабильность. 

3.1. Поддержание уровня инфляции на уровне: 2009 год 12-15 %, 2010 год около 10,0 %, 2011 год менее 10,0 %. 

3.2. Проведение анализа финансовой стабильности и осуществление соответствующих мероприятий в целях её укрепления. 

3.3. Защита от внешних шоков. 

 

4. Развитие и совершенствование законодательства. 

4.1. Развитие и совершенствование законодательства в области исламского банковского дела и финансирования. 

4.2. Развитие и совершенствование законодательства в области микрофинансирования и регулирования небанковских финансово-кредитных учреждений. 

4.3. Развитие и совершенствование законодательства в области регулирования платежной системы. 

4.4. Совершенствование подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих систему управления рисками в коммерческих банках. 

 

5. Дальнейшее развитие платежной системы. 

5.1. Увеличение доли безналичных платежей и денежных средств. 

5.2. Расширение спектра розничных платежных услуг, предоставляемых финансово-кредитными учреждениями. 

5.3. Создание условий для интеграции системы крупных платежей НБКР с торговыми системами и операторами торговых площадок. 

5.4. Создание условий для интеграции платежных систем КР с национальными и международными платежными системами и системами денежных переводов. 

  

V. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ 

И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ. 

  

Развитие банковского сектора. 

Дальнейшее развитие банковского сектора тесно связано со стабильностью макроэкономической ситуации в республике, отсутствием дисбалансов в развитии экономики и проведении денежно-кредитной политики, влиянием внешних шоков на экономику и банковский сектор Кыргызской Республики. В связи с этим, при составлении планов дальнейшего развития, использовались следующие допущения: 

а)  темп прироста реального ВВП в рассматриваемом периоде (2009-2011 годы) будет изменяться в диапазоне 7-8 процентов в годовом исчислении, а индекс потребительских цен от менее 10 до 15 процентов в годовом исчислении; 

б) продолжится положительная динамика роста производства в базовых отраслях экономики, которые обеспечат основу экономического роста; 

в)  ежегодный прирост реальных доходов населения будет составлять около 10 процентов уровня предыдущего года; 

г) будет снижаться уровень коррупции и происходить легализация теневого сектора экономики; 

д)  ситуация на финансовом рынке и в экономике в целом не приведет к пересмотру планов банков в сторону сокращения активности; 

е) не будет значительного влияния внешних шоков на деятельность коммерческих банков и рынок банковских услуг, а также на экономическое состояние и деятельность населения и предприятий. 

  

Банковская система в ближайшие три года продолжит свой рост. Необходимо обратить внимание, что, по прогнозам коммерческих банков, прирост капитала в период до конца 2011 года сохранит относительно высокий темп, что говорит о намерении банков повышать свою финансовую устойчивость. Во многом рост капитала планируется обеспечивать получаемой текущей прибылью. 

Таким образом, прогнозируются следующие количественные ориентиры на период до конца 2011 года: предполагается, что соотношение активов к ВВП достигнет к концу 2011 года уровня 32 процента; прирост активов, кредитов и депозитов к концу 2011 года достигнет, по сравнению с концом 2008 года, уровня 60, 73 и 60 процентов, соответственно (Приложение 2 Прогнозные темпы прироста основных показателей банковского сектора и уровня финансового посредничества на период 2009-2011 годы.). При этом необходимо отметить, что значительное влияние внешних шоков может привести к существенной корректировке предполагаемых прогнозных показателей. 

 

Постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики за № 18/6 от 25 апреля 2008 года были приняты «Стратегические направления деятельности НБКР на период 2008-2011 годы» и разработан соответствующий План реализации, утвержденный Приказом НБКР за № 156-О от 19 августа 2008 года, в рамках которых предусмотрены соответствующие конкретные мероприятия, механизмы их реализации и достижения ряда представленных в настоящей Стратегии целей и задач, в частности, в области дальнейшего продолжения гармонизации банковского надзора в Кыргызской Республике в соответствии с принципами Базельского Комитета по банковскому надзору, постепенного формирования системы консолидированного надзора и внедрения элементов риск-ориентированного надзора, дальнейшего совершенствования и внедрения адекватной системы управления рисками, присущими банковской деятельности, совершенствования системы оценки, анализа, раннего реагирования и предупреждения рисков, дальнейшего совершенствования внутренней системы управления в коммерческих банках, в том числе корпоративного управления и т.д. В связи с этим, на основе вышеуказанного Плана реализации был разработан План мероприятий по реализации настоящей Стратегии (Приложение 4 План мероприятий по реализации Стратегии развития банковского сектора на период до конца 2011 года). Также соответствующие конкретные мероприятия и механизмы реализации и достижения многих представленных в настоящей Стратегии целей и задач представлены в соответствующих бизнес-планах, среднесрочных стратегиях развития и других документах и планах среднесрочного характера коммерческих банков, небанковских финансово-кредитных учреждений, соответствующих учреждений и организаций, министерств и ведомств и т.д. 

Постановлением Правительства №387 от 18 июля 2008 года создано Агентство по защите депозитов, которое будет формировать Фонд защиты депозитов (далее - ФЗД), являющийся финансовым обеспечением системы защиты депозитов, до целевого уровня, определенного Законом "О защите банковских вкладов (депозитов)" (далее Закон), вступившим в силу 13 августа 2008 года. В соответствии с Законом, целевое значение ФЗД рассчитывается на дату вступления в силу Закона. Целевой размер ФЗД утвержден Советом директоров Агентства по защите депозитов в размере 132,7 млн. сомов. Согласно Закону, целевое значение ФЗД будет формироваться в течение 2-х лет со дня вступления в силу Закона и, таким образом, должно быть достигнуто не позднее августа 2010 года. 

В рамках реализации Указа Президента Кыргызской Республики от 22 апреля 2008 года «О дальнейших мерах по внедрению индустрии исламских финансовых услуг в Кыргызской Республике», постановлением Правления НБКР №20/1 от 14 мая 2008 года одобрены предложения НБКР в План мероприятий на 2008-2010 годы по формированию и становлению г. Бишкек центром индустрии исламских финансовых услуг в центральноазиатском регионе, которые в последующем утверждены постановлением Правительства КР №361 от 2 июля 2008 года «О внедрении индустрии исламских финансовых услуг в Кыргызской Республике». 

 

Развитие небанковских финансово-кредитных учреждений. 

В части развития небанковских финансово-кредитных учреждений предполагается следующее: 

В дальнейшем продолжить реализацию Среднесрочной стратегии развития микрофинансирования в срок до 2010 года. 

В 2011 году будут проведены мероприятия по дальнейшему улучшению правовой и регулятивной среды в целях качественного роста микрофинансовых услуг. В данном направлении будет проведен плановый анализ законодательства, регулирующего сектор микрофинансирования (в том числе законы «О кредитных союзах», «О микрофинансовых организациях», нормативные правовые акты банковского законодательства), а также анализ рынка микрофинансирования на предмет определения дальнейших мероприятий: 

ь по расширению перечня финансовых услуг и повышению доступа населения (диверсификация); 

ь по укреплению микрофинансовых институтов (финансовая устойчивость). 

С учетом тенденций развития микрофинансового сектора в рамках настоящей стратегии к концу 2011 года реально выполнимы следующие целевые показатели по объемам кредитования и охвату населения: общий размер кредитного портфеля по небанковским финансово-кредитным учреждениям должен достичь 8-9 млрд. сом (действующий целевой показатель в соответствии с ССРМ до 2010 года 6-7 млрд. сом.). Охват кредитованием населения должен возрасти до 250 000 заемщиков (действующий целевой показатель до 2010 года 220 тыс. заемщиков). 

Предлагаемые целевые показатели были рассчитаны на основе имеющихся тенденций на рынке микрофинансирования в Кыргызской Республике, анализе реализации проектов по микрокредитованию, финансируемых международными донорами, оценки существующей потребности в кредитных ресурсах. Так, среднегодовые (за последние 3 года) темпы прироста активов НФКУ составили 61%, кредитного портфеля - 58,6%. Портфель микрокредитов на последнюю отчетную дату составил 10,4 млрд. сом., однако, следует отметить, что около 5 млрд. сом поступили по проектам развития (по кредитам от таких международных организаций, как Всемирный Банк, ЕБРР, АБР). Окончание данных проектов означает начало выплат средств доноров, т.е. отток средств, размещенных в кредитный портфель. Таким образом, целевые показатели определены с учетом прогнозируемых оттоков и тенденций увеличения кредитования со стороны микрофинансовых организаций. 

При этом конкретные мероприятия и механизмы реализации представлены в «Среднесрочной стратегии развития микрофинансирования в Кыргызской Республике на 2006-2010 годы» и в соответствующем Плане мероприятий к ней. 

Платежная система. 

В дальнейшем НБКР планируется продолжить реализацию мероприятий по реформированию платежной системы КР 

Долгосрочные стратегические цели реформирования платежной системы Кыргызской Республики заключаются в подержании надежной и безопасной работы платежных систем во всех секторах экономики с целью эффективной организации движения денежных потоков, обеспечения стабильности финансовых рынков и поддержания доверия к национальной валюте. НБКР продолжит работу по развитию новых эффективных, надежных и недорогих методов оказания платежных и финансовых услуг потребителям.  

Для достижения стратегических целей реформирования платежной системы Кыргызской Республики НБКР намерен способствовать расширению спектра розничных платежных услуг, предоставляемых финансово-кредитными учреждениями, путем развития инструментов системы пакетного клиринга по обработке розничных и регулярных платежей и содействия коммерческим банкам в развитии инфраструктуры по обеспечению расчетов с использованием банковских платежных карт. В рамках дальнейшего развития финансовых рынков в 20082010 годах будет продолжена работа по повышению эффективности проведения платежей по сделкам на финансовых рынках в части, касающейся интеграции системы крупных платежей НБКР с торговыми системами и операторами торговых площадок. НБКР намерен также способствовать подготовке и проведению мероприятий по интеграции платежных систем Кыргызской Республики с национальными и международными платежными системами и системами денежных переводов в течение 20082011 годов. 

С целью обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы Кыргызской Республики НБКР будет осуществлять надзор за платежной системой путем проведения мониторинга, контроля, анализа и оценки систем крупных и розничных платежей в соответствии с Политикой по надзору за Платежной системой Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления НБКР № 7/8 от 23 марта 2006 года.  

Указанные мероприятия будут способствовать принятию решений по совершенствованию отдельных платежных систем, обеспечивающих потребности в расчетах в различных секторах экономики. Осуществление НБКР надзора за платежной системой страны будет направлено на выполнение задач государственной политики в развитии платежной системы и полное приближение платежной системы республики к международным стандартам в области платежных систем. 

При этом конкретные мероприятия и механизмы реализации представлены в «Основных направлениях развития платежной системы Кыргызской Республике на 2009-2011 годы» и в соответствующем Плане мероприятий к ним. 

 

 Приложение1

   

Дерево целей развития банковского сектора на период до конца 2011 года. 

 

 Приложение2

   

Прогнозные темпы прироста основных показателей банковского сектора и уровня финансового посредничества на период 2009-2011 годы составлены на основе информации, предоставленной коммерческими банками. При этом, на фоне возможного значительного влияния на экономику и банковский сектор Кыргызстана внешних шоков, предполагаемые темпы прироста основных показателей банковского сектора и уровня финансового посредничества могут подвергнуться существенной корректировке. 

 

 

Приложение3 

   

Динамика изменения объемов основных показателей деятельности коммерческих банков (активов, кредитов и депозитов) и темпов их прироста, а также отношения активов банковской системы к ВВП (за период 2005-2007 годы). 

 

Приложение 4. 

   

План мероприятий по реализации Стратегии развития банковского сектора на период до конца 2011 года (на основе утвержденного Приказом НБКР за № 156-О от 19 августа 2008 года Плана реализации Стратегических направлений деятельности НБКР на период 2008-2011 годы, утвержденных постановлением Правления НБКР за № 18/6 от 25 апреля 2008 года).