Вернуться назад

ОДОБРЕНО  

Постановлением Правления НБКР 

№51/8 от «20» декабря 2013 г. 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА 

НА ПЕРИОД 2014-2017 гг. 

(разработано при участии ОЮЛ «Союза банков Кыргызстана»,  

совместно с представителями коммерческих банков) 

 

ВВЕДЕНИЕ 

I. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

1.1. Общая макроэкономическая среда и роль банков в экономике 

1.2. Общая информация о текущей ситуации в банковском секторе КР 

 

1.3. Риски в банковской системе 

 

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА 

2.1. Мобилизация внутренних ресурсов 

2.2. Развитие кредитного рынка 

2.3. Снижение процентных ставок 

2.4. Развитие рынка платежных услуг  

2.5. Новые банковские продукты  

2.6. Повышение качества банковских услуг 

2.7. Роль бизнес-ассоциаций 

2.8. Антикоррупционные мероприятия Национального банка КР 

 

III. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА 

3.1. Формирование условий создания финансового центра 

3.2. Улучшение инвестиционного климата  

3.3. Развитие фондового рынка КР 

3.4. Реформа пенсионной системы 

3.5. Развитие страхового рынка 

3.6. Реформа ГП «Кыргызпочтасы» 

3.7. Дальнейшее развитие Специализированного финансового учреждения 

3.8. Формирование условий для создания кооперативных банков 

IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

ВВЕДЕНИЕ 

Основные направления развития банковского сектора на период до 2017 года (далее Основные направления) отражают цели и задачи, стоящие перед банковской системой на последующий среднесрочный (трехлетний) период с 2014 по 2017 годы.  

 Основные направления нацелены на формирование условий для дальнейшего экономического роста и усиление устойчивости банковского сектора, повышение роли банковского сектора в экономике Кыргызской Республики, поддержание эффективности, безопасности и надежности банковской системы, создание условий для увеличения доступа к банковским услугам и их доступности, дальнейший рост уровня финансового посредничества, а также на предотвращение вовлечения коммерческих банков в проведение нездоровой и небезопасной банковской практики.  

Целью развития банковской системы является формирование устойчивой и надежной системы финансово-кредитных учреждений, способных проводить эффективную мобилизацию внутренних финансовых ресурсов страны и предоставлять банковские услуги, соответствующие потребностям их потребителей (население, хозяйствующие субъекты, органы государственного управления Кыргызской Республики). 

 

Основными задачами являются:  

· повышение и укрепление устойчивости банковской системы;  

· усиление роли государства в части стимулирования и содействия дальнейшему развитию банковского сектора; 

· создание условий для повышения качества и расширения доступа банковских услуг;  

· совершенствование функционирования платежной системы и увеличение доли безналичных платежей и расчетов;  

· развитие конкурентной среды и обеспечение прозрачности в деятельности коммерческих банков;  

· усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков; 

· искоренение вероятности возникновения коррупциогенных факторов и причин, её порождающих; 

· укрепление доверия к банковскому сектору республики со стороны инвесторов. 

Для достижения вышеотмеченных целей и выполнения поставленных задач необходимы совместные действия коммерческих банков и Национального банка Кыргызской Республики по следующим направлениям: 

1. Создание благоприятных условий для расширения видов банковских услуг, включая дальнейшее развитие лизинга и ипотечного кредитования; 

2. Повышение доверия населения к банковской системе и повышение уровня внутренних сбережений населения путем совершенствования системы защиты депозитов и повышения эффективности надзорной функции Национального банка; 

3. Повышение здоровой конкуренции участников банковском секторе и укрепление рыночной дисциплины. Успешная реализация данных мероприятий будет также способствовать стабилизации и снижению процентных ставок по кредитным продуктам банковского сектора, что в свою очередь обеспечит расширение доступа к финансовым услугам и дальнейший рост внутренних ресурсов банковской системы (депозиты) и повышение уровня финансового посредничества; 

4. Разработка и создание нормативно-правовой базы для обеспечения реализации антикоррупционной политики. 

При разработке основных направлений учитывались документы и планы мероприятий стратегического характера: Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденная указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2012 года №11, Программа Правительства по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы от 30 апреля 2013 года N 218 и другие стратегические документы.  

I. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

1.1. Общая макроэкономическая среда и роль банков в экономике 

Реальный сектор 

Ситуация в экономике Кыргызской Республики в 2008-2012 годы формировалась в условиях негативного воздействия мирового финансового кризиса, внешних ценовых шоков на продовольствие и нефть и затяжного посткризисного восстановления мировой экономики. Внутри этого периода экономический рост был неоднородным и разнонаправленным. Остается критичным показателем высокая зависимость всей экономики от деятельности крупнейшего предприятия-монополиста. Так, положительная, но неустойчивая тенденция роста 2008-2009 годы (8,4% и 2,9 %соответственно), сменилась падением ВВП в 2010 году (-0,5 процента) в результате влияния политической нестабильности, существенного ухудшения условий торговли. В 2011 году экономика Кыргызстана характеризовалась общим восстановлением и оживлением деловой активности, темп прироста ВВП составил 6,0 процента. В 2012 году, в результате падения производства на предприятии по разработке золоторудного месторождения «Кумтор», темп прироста ВВП сложился отрицательным (-0,9 процента). Без учета предприятия по разработке золоторудного месторождения «Кумтор», экономический рост был более устойчив, за исключением 2010 года, и в течение пятилетнего периода сохранялся в среднем на уровне 4 процента. 

Сектор государственных финансов 

В течение последнего пятилетнего периода ситуация в секторе государственных финансов оставалась сложной. Хронический дисбаланс государственного бюджета постепенно ухудшался с профицита на уровне 0,8 процента в 2008 году до дефицита в 6,6 процента к ВВП в 2012 году. Кроме того ресурсная часть бюджета продолжала существенно зависеть от внешних факторов. Большая доля доходов бюджета формировалась за счет налогообложения внешнеэкономической деятельности, которая, в свою очередь, зависит от условий торговли с другими странами. 

Положительные темпы роста экономики в 2008 году способствовали опережающему росту доходной части бюджета по сравнению с ростом расходной части, что привело к профициту бюджета (0,8 процента к ВВП). Однако, в 2009 году принятие новой редакции Налогового кодекса приведшее к уменьшению количества налогов и снижению ставки НДС, а также дополнительные бюджетные расходы отразились на росте дефицита государственного бюджета, который составил 1,5 процента к ВВП. В 2010 году нестабильная политическая ситуация привела к сужению доходов государственного бюджета, в том числе к сокращению поступлений официальных трансфертов. Увеличение Правительством расходов на социальную защиту, экономические вопросы, оборону, защиту общественного порядка и безопасность, также привело к увеличению дефицита бюджета, составившего 4,9 процента к ВВП. В 2011 году проведение политики повышения уровня жизни населения посредством увеличения пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы способствовало сохранению дисбаланса государственного бюджета, дефицит бюджета составил 4,7 процента к ВВП. 

В 2012 году снижение налоговых поступлений от предприятия по разработке месторождения «Кумтор», а также сокращение поступлений официальных трансфертов привело к выпадению поступлений в ресурсной части бюджета. Кроме того, были увеличены расходы на оплату труда, приобретение товаров и услуг, расходы, связанные с реализацией программы государственных инвестиций. Это привело к ухудшению показателя сбалансированности сектора государственных финансов: дефицит бюджета в 2012 году увеличился до 6,6 процента к ВВП. 

 

Инфляция 

Динамика инфляции в 2008-2012 года также оставалась подверженной внешним и внутренним шокам. Высокая зависимость экономики от импорта товаров и низкий производственный потенциал определяли большую степень воздействия внешних всплесков цен на инфляцию в республике. 

Так, резкое удорожание продовольствия и энергоносителей в 2007-2008 годы на мировом рынке отразилось на ускорении инфляции до 20 процентов в 2008 году. Меры Национального банка и Правительства в 2009 году, направленные на сдерживание инфляционных процессов, а также снижение внешнего инфляционного давления, позволили не увеличить инфляцию предшествующего года (уровень инфляции в 2009г. - 0,0 процента). В 2010 году вследствие региональных шоков на продовольственные товары, ухудшения условий торговли, роста стоимости ГСМ в связи с введением экспортных таможенных пошлин, значительно выросли цены на внутренние продовольственные товары, в результате чего уровень инфляции по итогам года составил 19,2 процента. Инфляционная инерция 2010 года продолжилась и в первом квартале 2011 года. Однако меры денежно-кредитной политики и насыщение внутреннего рынка отечественными товарами (высокий урожай сельского хозяйства) позволили ограничить инфляцию в пределах 5,7 процента. В 2012 году инфляция формировалась под воздействием монетарных факторов, которое происходило, главным образом, за счет роста предложения денег со стороны сектора государственных финансов, а также под влиянием регионального роста цен на зерновые. По итогам 2012 года уровень инфляции составил 7,5 %. 

Таблица 1 . Основные макроэкономические показатели 

  

2008 

2009 

2010 

2011 

2012 

Темпы прироста ВВП, в % 

8,4 

2,9 

-0,5 

6,0 

-0,9 

Дефицит бюджета, в % к ВВП  

0,8 

-1,5 

-4,9 

-4,7 

-6,6 

Инфляция, в %  

20,0 

0,0 

19,2 

5,7 

7,5 

 

Роль банковского сектора в экономике 

Вклад банковского сектора в развитие экономики Кыргызской Республики заключается в предоставлении финансирования для развития крупных корпоративных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса, кредитования индивидуальных предпринимателей и физических лиц. 

В течение последних лет наметилась устойчивая динамика роста уровня финансового посредничества в показателях по активам, кредитам и депозитам к ВВП. В то же время, потенциал банковской системы по дальнейшему росту кредитования реального сектора имеется, как за счет продолжающейся капитализации банков, так и за счет роста депозитной базы. Поэтому остается важным поддержание и дальнейшее развитие конкуренции на рынке банковских услуг, что позволит направить финансовые ресурсы в приоритетные отрасли экономики, а так же предоставлять кредиты для населения по приемлемым процентным ставкам. 

Деятельность коммерческих банков, как экономических субъектов, обеспечивает рабочими местами население, и с расширением филиалов и сберкасс увеличивается количество занятых в банковской системе. Налоговые отчисления коммерческих банков также растут. 

По состоянию на конец 2012 года в коммерческих банках Кыргызской Республики трудятся 10,3тыс. человек, а всего экономически активное население составило 2 496,8 тыс. человек, то есть 0,4% всего экономически активного населения трудится в коммерческих банках. Среднемесячная заработная плата сотрудника коммерческого банка в 2012 году составила 21,2 тыс. сом. 

По состоянию на 2012 год количество кредитов составляло 152,9 тыс. кредитов, а по состоянию на конец2009 года этот показатель был на уровне 86,5 тыс. кредитов, т.е. увеличение количества кредитов составило 76,7%. В то же время растет и количество заемщиков, в 2009 году 85,0 тыс.заемщиков, в 2012 году 155,7 тыс.  

Коммерческие банки активно участвуют в реализации государственных программ по финансированию сельского хозяйства. Так, за 2011 2012 годы в рамках проекта «Доступные кредиты фермерам» было профинансировано проектов на сумму более 1,2 млрд. сом для более чем 11.0 тыс. заемщиков, а в течение 2013 года - по проекту Правительства субсидированного кредитования сельского хозяйства- на сумму около2,3 млрд. сом для 10,7 тыс. заемщиков. 

Наряду с участием коммерческих банков в реализации государственных программ по поддержке сельского хозяйства, также финансируются инвестиционные проекты на долгосрочный период (более 3-х лет).  

 

1.2. Общая информация о текущей ситуации в банковском секторе  

 

В период с 2008 по 2012 гг. продолжился рост активов банковского сектора. Так, по состоянию на 31 декабря 2012 года увеличение по сравнению с 2008 года составило 44,1млрд. сомов (или 103,5%). Рост активов был обусловлен в основном приростом кредитного портфеля (16,8 млрд. сом или 72,4%), денежных средств (5,6 млрд. сом или 216,8) и портфеля ценных бумаг (5,6 млрд. сомов или 172,6%), при этом доля кредитного портфеля в активах банковской системе не изменилась и сохранялась на уровне 46 процентов (структура совокупных активов приведена в графике 1). 

 

График 1. Структура активов банковского сектора 

В условиях постепенного роста кредитования отмечалась отраслевая (торговля и сельское хозяйство) и географическая (более половины выданных банками кредитов сконцентри-рованы в г. Бишкек) концентрация. При этом преобладало кратко- и среднесрочное кредитование, что обусловлено высоким спросом клиентов и недостатком «длинных» ресурсов банков. Так, средневзвешенная срочность кредитов банковского сектора практически не изменилась, составив на начало 2013 года 21,6 месяца (1,8года). В сегменте кредитования корпоративных клиентов доминировали банки, акционерами которых являются нерезиденты, остальные кредитовали в основном домашние хозяйства. 

График 2. Структура кредитного портфеля по срочности

 

По состоянию на конец июня 2013 года, кредитный портфель представлен краткосрочными кредитами (до 1 года) - 15,0 млрд. сомов (36,6% от общего объема кредитного портфеля банковской системы), среднесрочными кредитами (от 1 до 3-х лет) - 16,0 млрд. сомов (39,0%) и долгосрочными кредитами (более 3-х лет) - 10,0 млрд. сомов (24,4%). 

Краткосрочное кредитование обусловлено высоким спросом клиентов на короткие кредиты (торговля, сельское хозяйство, потребительские) и в целом отсутствием долгосрочных ресурсов у банков.  

Основной объём долгосрочных кредитов приходился на крупные банки. 

 

 

График 3. Кредиты по отраслям экономики 

Структура кредитного портфеля коммерческих банков в разрезе отраслей изменилась незначительно. По-прежнему отмечается основная концентрация кредитов в торговле (41,0%). 

За период 2010 - 2012 гг. доля кредитов в сельское хозяйство увеличилась до 15,4% в кредитном портфеле в результате реализации государственной программы доступных кредитов фермерам, а так же субсидированных кредитов для сельского хозяйства(объемы кредитования выросли с 4,0 до 6,2 млрд. сомов). 

В течение последнего пятилетнего периода развития банковской системы продолжалось увеличение количества кредитов и по состоянию на начало июля 2013г. кредитный портфель включал 155тыс. кредитов, в том числе в сельском хозяйстве 63тыс. кредитов, в потребительском секторе 42 тыс. кредитов и в торговле 32 тыс. кредитов. 

 

График 4. Количество и средний размер кредитов по отраслям экономики 

Основной спрос на рынке кредитования отмечался со стороны физических лиц, что обусловлено преобладанием мелкого и среднего бизнеса. По итогам 2012 года объем выданных кредитов клиентам составил 36,1 млрд. сомов (в т.ч. физическим лицам - 49,5% от выданных кредитов). При этом крупные банки 77,8% кредитов выдали юридическим лицам (корпоративному сектору), средние банки кредитовали преимущественно физических лиц 74,5%, мелкие банки равномерно распределяли кредитный портфель. 

Необходимо отметить увеличение средней суммы кредита на промышленность, в то время как размер кредита на ипотеку несколько снизился, а по другим отраслям заметных изменений среднего размера практически не наблюдалось. 

На фоне сохраняющегося роста объёма обязательств, главной их структурной составляющей остаются депозиты до востребования, в результате ресурсная база коммерческих банков остается краткосрочной. Одновременно отмечалась динамика восстановления уровня обеспеченности банков срочными депозитами. Основным источником для кратко - и средне -срочного кредитования являлись вклады домашних хозяйств, а долгосрочного кредитования капитал банков. Банки с участием иностранного капитала относительно в большей степени обеспечили экономику «длинными» деньгами за счёт ресурсов нерезидентов и самого капитала этих банков. 

Рост объема обязательств банковского сектора на начало июля 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 27,7% или 16,9 млрд. сомов. 

В структуре срочных ресурсов банков основная доля от общего объема обязательств банков приходилась на вклады домашних хозяйств (17,2%) и кредиты и депозиты нерезидентов (13,9%).Наблюдалась динамика восстановления до 69,8% уровня обеспеченности срочными обязательствами банковского сектора после его снижения в 2010 году. 

 

График 5. Структура обязательств по срочности, млрд. сом. 

 

 

 

Вклады домашних хозяйств являются основным ресурсом кратко- и среднесрочного кредитования. Основу финансирования кредитного портфеля банковского сектора составляют срочные депозиты домашних хозяйств (30,3%), кредиты и депозиты нерезидентов (24,5%) и собственные средства банков (24%). При этом в период 2011 2013 гг. прирост депозитов физических лиц опережал темп прироста депозитов юридических лиц, что демонстрирует некоторое повышение доверия населения к банковской системе. 

 

Платежные услуги коммерческих банков. За период с 2008 по 2013 год в целом наблюдалась положительная динамика в части развития розничных платежных систем с использованием банковских платежных карт и инфраструктуры по их приему и обслуживанию. 

По состоянию на начало 2013 г. на территории Кыргызской Республики услуги по эмиссии и эквайрингу банковских платежных карт предоставляли 21 из 23 действующих банков, из которых эмитентами и эквайерами международных карт являлись 13 банков и по национальной системе «Элкарт» - 17 банков. 

 

Общее число эмитированных платежных карт по состоянию на конец 2012 г. составило 408 906 и по сравнению с концом 2011 года количество карт возросло на 50,8 процента. При этом более 83 процентов приходится на международные системы карты («Visa», «Золотая корона» (Россия), «MasterCard») и около 17 процентов на национальную систему «Элкарт». В целом за период с конца 2008 года до конца 2012 года количество эмитированных платежных карт увеличилось в 4 раза,c 101,4 тыс. шт. на конец 2008 года до 408,9 тыс. шт. на конец 2012 года. Заметные темпы роста количества эмитированных банковских карт во многом обусловлены увеличением количества банковских карт, выданных в рамках зарплатных проектов. 

По состоянию на конец 2012 года банковские платежные карты принимались к обслуживанию в 610-ти банкоматах и 2 487-ми терминалах, установленных по всей территории республики.В целом за период с конца 2008 года до конца 2012 года количество банкоматов увеличилось почти в 3 раза (с 207 шт. на конец 2008 года до 610 шт. на конец 2012 года), а количество pos-терминалов более чем в 2 раза (с 1 130 шт. на конец 2008 года до 2 487 шт. на конец 2012 года). 

Совокупный объем операций с использованием банковских платежных карт в течение 2012 года составил 35,3 млрд. сомов и увеличился на 44,6 процента по сравнению с данным показателем 2011 года, что свидетельствует об активизации деятельности коммерческих банков на рынке банковских карт в рамках реализации Государственной программы мероприятий по увеличению доли безналичных платежей и расчетов на 2012-2017 годы. 

Несмотря на значительное расширение инфраструктуры обслуживания платежных карт, основная доля всех операций приходилась на обналичивание денежных средств: так в течение 2012 года объем операций по снятию наличных денег в сети банкоматов составил 33,8 млрд. сомов (95,7 процента от всех проведенных операций), в то время как объем сделок в торгово-сервисных предприятиях с использованием платежных карт оставался достаточно низким и составил 1,5 млрд. сомов (4,3 процента от всех проведенных операций). 

В то же время наблюдается значительный рост транзакций с использование банковских платежных карт: в 2012 году было проведено 7,2 млн. транзакций, что на 47,0 процента больше, чем в предыдущем году. За последний пятилетний период 2008-2012 годы наблюдалась устойчивая положительная динамика роста основных показателей развития розничных платежных систем с использованием банковских платежных карт и инфраструктуры по их приему и обслуживанию, в частности, по количеству банковских платежных карт, по количеству действующих банкоматов и терминалов, по количеству и объему операций, совершенных с использованием банковских платежных карт. Соответственно, также наблюдалось увеличение указанных основных показателей в расчете на душу населения. 

 

1.3. Риски в банковской системе 

Основными рисками в банковской системе Кыргызской Республики являются: 

· нестабильная политическая обстановка (риск массовых беспорядков) и правовая среда - риски связанные с частым изменением законодательства; 

· репутационный риск банковской системы, низкий уровень кредитной культуры и доверия к банковской системе; 

· кредитный риск: уровень кредитного риска хотя и остается на приемлемом/контролируемом уровне, однако существуют угрозы для неконтролируемого роста кредитного риска; 

· риски корпоративного управления, связанные с уровнем корпоративной культуры субъекта хозяйствования; 

· операционный риск, то есть риск убытка от неадекватных или ошибочных внутренних процессов или систем, действий сотрудников или внешних событий. Данное определение, согласно Базеля-2 включает также юридический риск. Недостаточное понимание операционного риска увеличивает вероятность того, что риски останутся незамеченными и неконтролируемыми, что приведет к возможным огромным убыткам банка. Операционный риск не всегда является результатом операционной деятельности банка, а в большой мере внешним фактором (стихийные митинги, перекрытие дорог, вмешательство в операционную деятельность субъектов хозяйствования), другими словами, любое вмешательство извне: 

· человеческий фактор; 

· финансовый риск (риск ликвидности, изменение обменного курса и др.); 

· уязвимость к влиянию внешних экономических и геополитических шоков; 

· неопределенность, связанная со вступлением в Таможенный союз (ТС) и его последствиями на миграции, денежных переводах. Вступление в  ТС, что помимо плюсов, несет также возможные риски в части повышения цен товаров и услуг, импортируемых не из стран ТС. Возможно ухудшение экономической ситуации в странах, где трудятся мигранты из Кыргызской Республики, что приведет к снижению денежных переводов  и, соответственно, снижению в целом потребительского спроса населения (ухудшение основных макроэкономических показателей КР) и снижению платежеспособности заемщиков; 

· макроэкономическая нестабильность и рост госдолга; 

· малый объем внутреннего рынка (рост безработицы, низкий темп роста субъектов частного предпринимательства и МСБ); 

· усугубление теневой экономики, отсутствие корпоративной культуры у субъектов МСБ и транспарентной отчетности;  

· недостаточность внутренних долгосрочных источников ресурсной базы. 

Резюмируя все вышеизложенное, можно заключить, что со стороны национального регулятора должно уделяться пристальное внимание функциональным рискам корпоративный, операционный, стратегический и репутационный риски. 

 

 

II. ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА  

 

2.1. Мобилизация внутренних ресурсов  

Не смотря на активную политику коммерческих банков по привлечению депозитов, их уровень остается все еще низким по сравнению с другими странами. В то же время необходимо отметить неуклонный рост депозитной базы банковской системы, объем которой в течение последних пяти лет увеличился в 3,2 раза.  

Устойчивая динамика ежегодного прироста депозитов физических лиц, причем опережающим темпом по сравнению с депозитами юридических лиц, свидетельствует о повышении доверия населения к банковской системе. Так, в 2012 году объем депозитов физических лиц составил 22,02 млрд. сом и прирост по сравнению с 2011 годом составил 36,3 % (таблица 3).  

Таблица 3. Депозиты населения и предприятий 

Видится актуальным продолжение деятельности коммерческих банков по привлечению внутренних сбережений населения в банковскую систему, прежде всего как одного из источников размещения в доходные активы, включая кредитование, а так же для развития безналичных розничных платежей и новых платежных и банковских продуктов. 

Также необходимо привлечение юридических лиц к полноценному банковскому обслуживанию, что позволит обеспечить транспарентность их экономической деятельности обеспечить потенциальный рост налоговых поступлений государственного бюджета. При этом практика кредитования корпоративного сектора коммерческими банками должна быть основана на анализе финансовой отчетности компаний, а не на основе данных, не отраженных в финансовой и налоговой отчетности хозяйствующих субъектов. 

Для стимулирования дальнейшего привлечения финансовых ресурсов в банковскую систему необходимы меры государства. Например, в части оптимизации налогового законодательства, проведения эффективной легализации (амнистии) капитала и др.Возможным следствием введения налога на доходы по банковским депозитам может стать снижение депозитной базы коммерческих банков и рост процентных ставок, как по депозитам, так и по кредитам. 

Одной из мер для привлечения внутренних ресурсов в банковский сектор может стать развитие системы защиты депозитов, которая в настоящее время требует пересмотра или изменения в части формирования страхового фонда для увеличения суммы покрытия депозита.  

В последние годы актуальной стала проблема возврата кредитов некоторыми заемщиками, которые не намерены выполнять принятые обязательства перед коммерческими банкам по полученным кредитам. Проблема заемщиков раскрыла низкий уровень финансовой грамотности, когда заемщики не знают своих прав и обязанностей, не осознают будущее обязательство по выплате кредитной задолженности. Для повышения финансовой грамотности создана межведомственная комиссия по разработке Национальной стратегии финансовой грамотности.  

В рамках выполнения мероприятий Стратегии развития микрофинансирования на 2011-2015 годы Национальным банком был инициирован вопрос о разработке Национальной программы по повышению финансовой грамотности. На данном этапе проводится работа по согласованию проекта распоряжения Правительства о создании межведомственной рабочей группы по разработке предложений и реализации Национальной программы по повышению финансовой грамотности. В условиях недостаточного уровня финансовой грамотности потребителей финансовых услуг особенно актуальным представляется создание законодательной основы для функционирования системы обмена кредитной информации. При содействии международных доноров разработан закон об обмене кредитной информации, который позволит коммерческим банкам и микрофинансовым организациям предотвратить чрезмерную кредитную задолженность неплатежеспособных заемщиков множественных кредитов.  

 

 

2.2. Развитие кредитного рынка 

Для эффективного перераспределения финансовых ресурсов между коммерческими банками требуется дальнейшее развитие кредитного рынка. Инструменты краткосрочного кредитования на межбанковском рынке, а так же инструменты Национального банка позволяют эффективно управлять ликвидностью и проводить заимствование на кредитных аукционах для финансирования реального сектора. Сохраняющийся высокий уровень избыточной краткосрочной ликвидности коммерческих банков сдерживает эффективное размещение в более долгосрочные кредиты и другие кредитные инструменты. В то же время имеющиеся кредитные инструменты НБКР для обеспечения краткосрочной ликвидности банков позволяют снизить уровень избыточных резервов при соответствующем соблюдении резервных требований. Для того, чтобы такой механизм работал полноценно для участников рынка, необходимо, как один из вариантов, рассмотреть возможность создания Страхового фонда для обеспечения завершения расчетов в платежной системе (нормативный правовой акт принят в 2009 году). 

Требуется дальнейшее стимулирование кредитного рынка путем создания полноценной правовой базы для заимствований на открытом рынке через площадку фондовой биржи, а так же путем размещения корпоративных ценных бумаг. Согласно Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013 2017 гг. определены перспективы деятельности Агентства по финансовому надзору. 

История залога как способа обеспечения кредитных обязательств насчитывает не один десяток лет, в то же время роль залога в кредитной сделке, при кажущейся очевидности вопроса, не так однозначна. С одной стороны, важность залога никем не оспаривается, с другой стороны, применение залогового механизма рассматривается как фактор, тормозящий развитие кредитного бизнеса. Залоговый механизм является следствием несовершенства экономических отношений, однако даже развитый Запад им не пренебрегает, более того, требования западных банков в отношении залога порой более жесткие. Построение сбалансированной, гибкой залоговой политики - одна из приоритетных задач банковского сектора 

В Кыргызской Республике развитие законодательства о залоге начало отсчет с 12 марта 1992 года, когда был принят первый закон «О залоге». В настоящее время действует закон «О залоге» принятый в 2005 году, а также Гражданский кодекс Кыргызской Республики (с июня 1996 года), глава 19-ая которого содержит нормы, регулирующие правоотношения по залогу. 

Необходимы изменения в части регистрации движимого имущества, реформы должны предусмотреть систему регистрации залогового обеспечения, в частности, усовершенствование законодательной базы, регулирующей залоговые правоотношения, модернизацию Единого государственного реестра по залогам движимого имущества посредством разработки онлайновой системы регистрации залогов. 

Это значит, что регистрация залогов движимого имущества будет максимально упрощена и каждое финансово-кредитное учреждение или другое юридическое лицо сможет осуществлять регистрацию залогов, а также получать информацию об имуществе, находящемся под залогом, непосредственно из своего офиса, с помощью Интернета. 

В рамках проведения предварительной оценки указанных мероприятий должны быть обсуждены вопросы законодательной базы, регулирующей залоговые правоотношения, комплексной оценки действующей системы регистрации залогов, повышения пороговой суммы регистрации, спецификаций планируемого программного обеспечения. 

 

Развитие лизинга 

В Кыргызской Республике лизинговые операции активно осуществляются с 2003 года. Деятельность в лизинговой сфере стала возможной благодаря принятию в 2002 году Закона КР «О финансовой аренде (лизинге)», а также внесенным в последующем изменениям от 06 октября 2012 года и дополнениям в Гражданский кодекс КР, Налоговый кодекс КР, Законы КР «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», «О Национальном банке КР», «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике» и нормативно-правовым актам Национального банка Кыргызской Республики. 

Согласно действующему законодательству лизингодателями могут выступать коммерческие банки, микрофинансовые организации, кредитные союзы и специализированные финансово-кредитные учреждения. В целом законодательство предусматривает упрощенный порядок лицензирования лизинговых операций. Согласно Закону КР «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике» и нормативным документам НБКР, микрофинансовая организация, созданная в форме микрофинансовой компании, микрокредитной компании или микрокредитного агентства, может осуществлять операции по финансовому лизингу. При этом, микрофинансовая организация при наличии лицензии Национального банка выступает в качестве посредника, финансируя сделку купли-продажи на условиях кредита покупателю. На основании Закона Кыргызской Республики «О финансовой аренде (лизинге)» специализированная лизинговая компания может выполнять функции лизингодателя. 

На сегодняшний день все банки, осуществляющие свою деятельность на территории Кыргызской Республики, вправе предоставлять услуги по финансовому лизингу. Кроме того существуют 1 микрокредитное агентство, 3 микрокредитных и 1 специализированная лизинговая компания, осуществляющие операции по финансовому лизингу. 

По количеству сделок и в стоимостном выражении большее количество осуществленных лизинговых сделок приходится на сделки с сельскохозяйственной техникой сроком погашения до пяти лет. 

Одним из препятствий на пути развития лизинга в стране является неосведомленность населения о сущности лизинга. Данный факт объясняет недостаточность опыта в осуществлении лизинговых операций и отсутствие спроса на этот вид банковских услуг. 

Весной 2008 года Правительством Кыргызской Республики предприняты реформы в сфере налогообложения лизинга. В новую редакцию Налогового кодекса (далее НК) включены нормы, согласно которым проценты, получаемые лизингодателями-резидентами по договорам финансовой аренды (лизинга), не облагаются у источника выплаты, а микрофинансовые организации включены в определение «Банк», следовательно, МФО будут освобождены от уплаты данного налога. 

Предпринятые изменения в законодательстве в целом должны обеспечить благоприятную среду для развития лизинговых операций. Теперь оборудование, переходящее от лизингодателя к лизингополучателю, не облагается дополнительным налогом на добавленную стоимость (НДС), что ставит лизинговые операции в одинаковые условия с банковскими кредитными операциями, которые ранее обходились клиенту дешевле, чем лизинг. Предполагается, что кыргызские банки активизируют деятельность по оказанию услуг по предложению лизинга. 

Следует отметить, что лизинговые операции в Кыргызской Республике имеют большой потенциал для дальнейшего развития. Как показывает практика, наиболее привлекательными лизинговые операции являются для сельскохозяйственных производителей. В частности, для приобретения сельскохозяйственной техники, оборудования по переработке сельхозпродукции и торгового оборудования. Следует также отметить, что на территории Таласской области отмечается наибольшее количество лизинговых сделок (65% от общего количества лизинговых операций), что частично объясняется функционированием микролизинговой компании, созданной при посредстве Европейской комиссии. В последующем, очень перспективным направлением явится лизинг строительного оборудования, поскольку в настоящее время в условиях кризисных явлений в мировой экономике данная отрасль испытывает некоторые затруднения. 

В развитии лизинга в Кыргызской Республике оказывают помощь международные организации. Так, Международной финансовой корпорацией (далее МФК) при содействии Государственного секретариата Швейцарии по экономике (SECO) осуществляется новая программа технической помощи странам Центральной Азии и Азербайджана. В рамках данного проекта МФК предоставляет кредиты отдельным участвующим в программе финансовым институтам для последующего оказания лизинговых услуг малым и средним предприятиям. 

Развитие ипотечного кредитования  

За последние годы в Кыргызстане уже сложилась практика использования элементов системы ипотечного кредитования. Сформирована основа и заложена законодательная база для его функционирования. Однако ипотека в чистом виде у нас еще не существует. Кредитование жилья или под залог жилья условно принимается как ипотека. Очень часто люди берут кредит на срок от 2 до 5 лет, тогда как сроки чистой ипотеки обычно варьируются от 15 до 25 лет. 

Перспективы развития ипотечного кредитования зависят от наличия «длинных» финансовых ресурсов. Это, прежде всего, связано с кредитными возможностями банков, развитием рынка ипотечных закладных, а также со степенью доверия кредиторов и заемщиков к текущей экономической ситуации. 

8 из 23 коммерческих банков сегодня предоставляют ипотечные услуги. На 30 июня текущего года по банковской системе страны было выдано 5,9 тыс. ипотечных кредитов на сумму 4,5 млрд. сомов, или 9,5% в кредитном портфеле банковской системы. Причем наибольший объем приходится на Бишкек 3,2 млрд. сомов. 

 В качестве обеспечения принимается приобретаемое жилое имущество. Также большинство банков требуют часть стоимости приобретаемого имущества оплатить потенциальному заемщику собственными средствами или предоставить дополнительный залог, отвечающий требованиям банка. 

В процентную ставку закладываются стоимость привлеченных средств (в том числе выплаты по депозитам), операционные расходы, затраты на покрытие кредитных и других финансовых рисков, плановая норма прибыли (маржа), а также риски, связанные с изменениями ситуации на рынке недвижимости. 

 На величину ставки процента также влияют факторы общеэкономического порядка и специфические условия самого кредита: срок, объем, обеспеченность ссуды и ее вид. Ипотечная ставка зависит от ряда показателей, основные из которых  объект кредитования, сумма первоначального взноса, уровень инфляции, доходов, а также стоимость привлечения ресурса. 

Прежде всего, нужно создать благоприятную налоговую среду, предоставив налоговые льготы для кредитных организаций, осуществляющих ипотечное кредитование. Также следует урегулировать механизм привлечения долгосрочных кредитных ресурсов. Назрела необходимость в создании механизмов социальной защиты при выселении граждан из жилых помещений в случае взыскания заложенного имущества. Следует уделить внимание созданию фонда временного жилья на период обращения взыскания, реализации жилья и приобретения нового для заемщика. Решение этих проблем необходимо как для защиты прав заемщиков, так и кредиторов. 

В тоже время, признавая, что под ипотекой понимается расширенный механизм кредитования первичного жилья с выпуском ипотечных закладных, при участии ипотечной компании, механизма финансирования, и, учитывая, что в настоящее время ипотекой условно называют кредитование жилой недвижимости, необходимо создать условия для полноценной системы ипотечного кредитования согласно концепции, разработанной ранее Правительством и Национальным банком (размещена на сайте НБКР). При этом необходимо участие государства в финансировании, а так же в создании ипотечной компании и отработке всех сопутствующих процессов для каждого участника. 

 

2.3. Снижение процентных ставок 

Снижение процентных ставок на банковские кредитные продукты остается одной из основных задач государства и коммерческих банков. Для этого необходимо принятие комплексных мер, в том числе: 

- обеспечение макроэкономической стабильности и снижение кредитных и других рисков; 

- повышение конкуренции в банковском секторе, стимулирование дальнейшей капитализации банков и мобилизация внутренних ресурсов; 

- создание благоприятных предпосылок для стимулирования снижения процентных ставок экономического характера, таких как предоставление налоговых льгот по подоходному налогу, налогу с продаж, НДС на поставляемые терминальные устройства для ускорения продвижения Государственной программы по развитию безналичных платежей, а также иным видам налогов; 

- участие государства в предоставлении долгосрочных финансовых ресурсов (расчетная сумма фондирования около 7, 0 млрд. сом ежегодно) и\или субсидирование процентных ставок со стороны государства; 

- развитие и реализация государственных целевых программ, реализуемых через Государственный банк развития, гарантийные фонды; 

- создание эффективной нормативно правовой базы по антимонопольному регулированию, защите прав потребителей и финансовой грамотности потребителей финансовых услуг. 

Принятие Закона Кыргызской Республики о гарантийных фондах еще не получило практическую реализацию. Однако, являясь механизмом снижения кредитных рисков, так же может служить одним из способов снижения процентных ставок на кредиты. 

Создание института гарантийных фондов повысит доступность финансово-кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Несмотря на высокую ликвидность в банках и большую потребность в кредитах, банковский сектор страны не увеличивает кредитование реального сектора из-за высоких рисков. Это препятствует росту экономики, развитию финансово-кредитных учреждений, росту занятости и доходов населения. При этом страхование кредитов в Кыргызстане развито недостаточно. 

Необходимо развивать новые финансовые институты, в том числе в виде гарантийных фондов, основная задача которых увеличение доступа малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам, путем частичного гарантирования возврата кредитов, что снижает кредитные риски финансово-кредитных учреждений. 

Механизм предоставления поручительства гарантийным фондом предусматривает погашение задолженности клиента финансово-кредитного учреждения в пределах своих обязательств путем внесения на депозитный счет финансово-кредитного учреждения соответствующей суммы. Данная гарантия является высоколиквидным залогом выполнения обязательств. Гарантийные фонды через создание гарантийных механизмов позволяют малым предприятиям получить требуемое финансирование и оказывают существенное влияние на развитие предпринимательства. Благодаря такой финансовой поддержке малый и средний бизнес получает возможность активно пользоваться банковскими и иными кредитными ресурсами. Причем гарантийные фонды способствуют получению предпринимателями кредитов на большую сумму, чем размер гарантийного капитала, которым располагают фонды. 

Еще одним положительным результатом деятельности гарантийных фондов является снижение безработицы на местном уровне: направляемые на поддержку бизнеса кредитные ресурсы оказывают существенное влияние на рынок труда, способствуя созданию новых рабочих мест. 

 

2.4. Развитие рынка платежных услуг  

Коммерческие банки и участники платежного рынка совместно с Национальным банком Кыргызской Республики и другими заинтересованными сторонами в предстоящий период продолжат дальнейшую деятельность, направленную на развитие платежной системы и рынка платежных услуг. В качестве долгосрочных стратегических целей такого развития будут выступать поддержание надежной и безопасной работы платежных систем с целью эффективной организации движения денежных потоков, обеспечение своевременных расчетов по сделкам на финансовых рынках и увеличение доступа населения к розничным банковским и платежным продуктам и инструментам 

В целях достижения указанных долгосрочных стратегических целей развития платежной системы и рынка платежных услуг Кыргызской Республики, коммерческие банки и участники платежного рынка совместно с Национальным банком и другими заинтересованными сторонами будут расширять доступ к банковским платежным услугам, предоставляемым финансово-кредитными учреждениями, путем развития платежной инфраструктуры и продуктов розничных платежей, в том числе инновационных, таких как мобильные платежи, интернет-банкинг, электронные деньги, банковские платежные карты, предоплаченные карты и т.д. 

Для увеличения безналичных платежей и расчетов, привлечения населения и бизнеса, коммерческие банки усилят работу по созданию с предприятиями торговли и услуг программ различных бонусов и скидок и программ лояльности, будут развивать овердрафтные продукты в рамках зарплатных проектов, проводить разнообразные акции, разрабатывать и внедрять дополнительные сервисы при работе с банковскими платежными картами и другими инновационными платежными инструментами. 

Коммерческие банки усилят работу по увеличению сети банкоматов, установке POS-терминалов в торгово-сервисных предприятиях для расширения инфраструктуры приема оплаты за товары и услуги банковскими платежными картами, особенно в регионах и отдаленных населенных пунктах республики. Также коммерческие банки, в рамках создания и развития «дружественных сетей», могут рассмотреть возможность взаимодействия и координирования по вопросам размещения периферийных устройств (банкоматов и платежных пос- и кэш-ин терминалов) в целях того, чтобы избежать их концентрации в одних и тех же локализованных местах, а попытаться добиться их более равномерного распределения с точки зрения территориального охвата и обеспечения более широкого доступа населения к предлагаемым услугам и банковским продуктам с использованием банковских платежных карт, особенно учитывая достаточно высокие затраты на приобретение и дальнейшее обеспечение функционирования (инкассирование, коммуникации и т.д.) каждой единицы периферийного устройства, особенно банкоматов. 

Коммерческие банки обеспечат стимулирование и информирование своих клиентов и населения о предлагаемых платежных услугах и банковских продуктах, в том числе инновационных. 

Национальным банком Кыргызской Республики, коммерческими банками, ЗАО «Межбанковский процессинговый центр», органами государственной власти и местного самоуправления, министерствами и ведомствами, всеми другими заинтересованными сторонами будет продолжена работа по дальнейшей реализации Государственной программы мероприятий по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в КР на 2012-2017гг., в соответствии с Планом мероприятий к ней. 

В предстоящий период в рамках дальнейшего развития финансовых рынков будет продолжена работа по повышению эффективности проведения платежей по сделкам на финансовых рынках в части интеграции торговых площадок с системой крупных платежей Национального банка Кыргызской Республики. 

В целях дальнейшего развития платежной системы и рынка платежных услуг, Национальный банк продолжит работу по развитию и совершенствованию нормативной правовой базы по платежной системе, в том числе по принятию Закона «О платежной системе Кыргызской Республики». 

В целях снижения рисков в платежной системе, Национальный банк продолжит работу по осуществлению надзора за платежной системой путем проведения мониторинга, контроля, анализа и оценки систем крупных и розничных платежей. Будет уделяться внимание соблюдению операторами и участниками платежных систем законодательства Кыргызской Республики и требований нормативно-правовых актов Национального банка, а также контролю за функционированием технической инфраструктуры платежной системы Кыргызской Республики. Осуществление Национальным банком надзора (оверсайт) за платежной системой Кыргызстана будет направлено на выполнение задач государственной политики по обеспечению надежности и эффективности платежных систем. 

При этом конкретные мероприятия и механизмы их реализации будут представлены в «Основных направлениях развития платежной системы Кыргызской Республики на 2015-2017 годы» и в соответствующем Плане мероприятий к ней. 

 

2.5. Новые банковские продукты  

 

После принятия Закона «О платежной системе Кыргызской Республики», Национальный банк проведет соответствующую работу по приведению в соответствие с ним нормативной правовой базы по платежной системе, по внесению изменений в существующие нормативные правовые акты и разработке требуемых новых нормативных правовых актов. 

Это будет способствовать разработке и развитию коммерческими банками и участниками платежного рынка новых инновационных банковских и платежных продуктов и инструментов, в частности, таких как мобильные платежи, мобильный банкинг, Интернет-банкинг, электронные деньги, различные банковские продукты и услуги с использованием каналов дистанционного банковского обслуживания. 

В ближайшее время некоторые банки планируют внедрить такие кредитные продукты как овердрафт и потребительский кредит под залог приобретаемого имущества (на приобретение бытовой техники, мебели, орг. техники и т.п.), а также разработать новые банковские продукты и услуги, направленные на развитие розничного и корпоративного бизнеса банков (карточные продукты, кредитные продукты, услуги дистанционного банковского обслуживания и т.п.).  

Развитие исламских принципов банковского дела и финансирования в Кыргызской Республике, наряду с традиционным банковским делом, рассматривается как мера, способствующая совершенствованию экономических правоотношений и развитию конкурирующих систем финансирования. 

 

2.6. Повышение качества банковских услуг 

Одним из значительных инструментов повышения доверия к банковскому сектору и фактором, способствующим привлечению и аккумулированию ресурсов, является наличие системы защиты депозитов (СЗД), которая гарантирует вкладчикам - физическим лицам возврат определенной суммы денежных средств при банкротстве банка. Будет продолжено совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей участие Агентства по защите депозитов на ранних стадиях процесса урегулирования несостоятельности банков. Это позволит органу надзора за банками сосредоточиться на государственной политике и целях надзора то есть на вопросах обеспечения финансовой стабильности и защиты интересов вкладчиков и кредиторов. В то же время потребуется предусмотреть соответствующий уровень покрытия банковских депозитов и соответственно, увеличение фонда за счет взносов участников системы страхования депозитов. 

 

2.7. Роль бизнес-ассоциаций 

Для улучшения деловой среды финансового сектора одним из способствующих институтов являются некоммерческие ассоциации инфраструктуры рынка ассоциация коммерческих банков (Союз банков Кыргызстана), Ассоциация микрофинансовых организаций, ассоциации кредитных союзов и другие отраслевые бизнес-ассоциации. Ключевой ролью данных институтов должно стать тесное сотрудничество и взаимодействие с органами государственного управления, установление таких форматов делового сотрудничества, когда законодательная и исполнительная власть заинтересованы в благоприятном функционировании коммерческих структур, общим результатом которого будет повышение экономической и финансовой устойчивости страны.  

В этих условиях перед бизнес -ассоциациями стоит задача повышения профессионального авторитета при разработке законодательных проектов и анализе последствий и воздействия для деловой среды и ее участников. Активизация деятельности ассоциаций для улучшения деловой среды позволит обеспечить заинтересованность всего сообщества в принятии необходимых законов и их эффективных результатах для развития банковской системы и всех заинтересованных сторон, включая потребителей банковских и платежных услуг. 

 

2.8. Антикоррупционные мероприятия 

Важным фактором, обеспечивающим инвестиционную привлекательность банковского сектора Кыргызской Республики и направленным на повышение доверия к банковскому сектору является создание антикоррупционного поведения всех участников экономики республики, в том числе и банковского сектора. Для положительных преобразований и модернизации банковского сектора республики одним из ключевых звеньев являются упреждающие мероприятия, направленные на искоренение вероятности возникновения коррупциогенных факторов и причин, её порождающих. Особое значение приобретают меры, направленные на исключение вмешательства инсайдеров и узко групповых интересов отдельных политических сил в процессы управления коммерческих банков. 

Национальным банком Кыргызской Республики в целях предупреждения и противодействия коррупции, выработки мероприятий, направленных на предупреждение коррупции, и мониторинга их реализации создана Комиссия по предупреждению коррупции. Основной задачей Комиссии является реализация государственной политики по предупреждению и противодействию коррупции как в банковском секторе, так и в Национальном банке. 

Для устранения коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций, на постоянной основе проводится анализ нормативной правовой базы на предмет выявления недостатков, упрощения действующих процедур, и вносятся соответствующие предложения по изменениям и дополнениям в действующие нормативно-правовые акты.  

Особое значение приобретает развитие системы кадрового обеспечения и контроля за соблюдением ограничений и запретов, связанных с приемом на работу и служебной деятельностью в Национальном банке; повышение открытости и обеспечение информационной прозрачности деятельности Национального банка; разработка и внедрение механизмов взаимного сотрудничества с институтами гражданского общества по противодействию коррупции; совершенствование принципов добросовестного управления и этических норм в Национальном банке. 

 

III. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА 

 

3.1. Формирование условий создания финансового центра 

Для создания финансового центра в Кыргызской Республике необходимо иметь высокоразвитую финансовую систему, которая бы создавала предпосылки для привлечения иностранных инвестиций и формировала комфортный бизнес-климат для проведения операций, связанных с движением международного капитала. Создание финансового центра будет способствовать масштабному притоку в страну иностранных инвестиций. Ожидается, что это приведет к увеличению прибыли коммерческих банков и других организаций, работающих на финансовом рынке, а также создаст необходимые предпосылки к облегчению доступа кыргызских предприятий сектора экономики (малого и среднего бизнеса) к крупным и относительно недорогим международным/иностранным источникам финансирования их бизнеса. 

Для создания эффективного функционирования национального финансового центра необходимы определенные объективные условия, требующие достаточный уровень развития по следующим направлениям: 

- регулирование финансовых рынков; 

- достаточный уровень развития национального финансового рынка; 

- интегрированность в глобальные рынки капитала; 

- конкурентоспособность национальной экономики. 

 

Необходимо отметить, что ответственное государственное учреждение должно сформировать нормативно-правовые рамки для формирования обширной базы внутренних (прежде всего частных) инвесторов, а так же создания стимулирующих условий для выхода теневых капиталов. Достижение цели привлечения частных инвесторов потребует решения нескольких задач, ключевыми из которых являются: развитие нормативно-правовой базы по защите прав и интересов частных инвесторов; разработка налоговых льгот в отношении доходов, получаемых гражданами по операциям на финансовом рынке; повышение финансовой грамотности населения, включая инвестирование сбережений, используя финансовый рынок. 

Предпосылки создания финансового центра должны быть подкреплены соответствующими возможностями государства. Основой для успешного функционирования финансового центра является наличие соответствующей регулятивной базы финансового сектора, которая позволит обеспечить следующие условия: 

- согласование и гармонизация нормативных требований к участникам финансового рынка со стороны государственных ведомств, регулирующих различные секторы финансового рынка (ГСФР, Минфин, Минэкономики, НБКР, АКС и др.);  

- улучшение взаимодействия между государственными структурами и ведомствами с целью выработки единой согласованной концепции построения финансового центра;  

- унификация нормативных требований надзорного характера, в отношении участников рынка, включая раскрытие информации, отчетности и порядка проведения проверок; 

- создание более благоприятных условий по сделкам с финансовыми инструментами и расчетов по ним.  

Ожидается, что создание финансового центра положительно повлияет на развитие и банковского сектора при выполнении его основных задач. Успешное продвижение идеи создания финансового центра означает активное участие всего финансового сектора (банки, страховые компании, система соцфонда и т.д.), а также дало бы мощный толчок социально-экономическому развитию страны и качественному росту конкурентоспособности финансового сектора. 

3.2. Улучшение инвестиционного климата  

Активная роль в создании благоприятного инвестиционного климата, привлечении ресурсов отводится органам государственно управления на всех уровнях. Безусловно, на текущий момент государство имеет гораздо больше возможностей, чем бизнес, для привлечения значительных ресурсов для развития. При этом возникает необходимость эффективного использования этих ресурсов и, особенно, обеспечение возвратности кредитов, полученных под гарантии Правительства. 

Особенное значение имеют прямые иностранные инвестиции (ПИИ), поскольку они приносят технологии и практику управления, открывают новые рынки зарубежом. Несмотря на проводимую политику по улучшению инвестиционного климата, объем ПИИ остается ограниченным многие годы, а экономика страны остается непривлекательной. Привлечение инвестиций предполагает наличие прозрачного и эффективно функционирующего законодательства, реально защищающего права собственности, сокращение государственного вмешательства и искоренение коррупции, устойчивость финансовой системы, одинаковые правила для иностранных и внутренних инвесторов. 

Для решения проблем, обозначенных выше, будут реализованы следующие меры политики: (i) создание устойчивых центров интенсивного экономического развития для повышения экономического потенциала страны. Будет осуществлено формирование и эффективное функционирование Государственного Банка Развития и специализированных инвестиционных фондов. Государственные ресурсы будут направляться в те сектора экономики, которые не привлекательны для бизнеса, но имеют важное социальное значение: национальные проекты; ипотека, включая социальное жилье; лизинговые операции;  

(ii) создание института по привлечению инвестиций, в функции которого будут входить тщательная проработка инвестиционных возможностей секторов экономики и частного сектора, отбор приоритетных проектов и предоставление предпринимателям необходимой информации и иных услуг; 

(iii) создание регулятивных, налоговых, административных и иных преференций для трудовых мигрантов из Кыргызстана, решивших инвестировать свои сбережения в отечественный малый и средний бизнес;  

(iv) сокращение и переориентация Программы государственных инвестиций (ПГИ), на поддержание только стратегически важной для страны инфраструктуры. 

Следует существенно усилить контроль над реализацией проектов ПГИ (как на кредитной, так и грантовой основе) и отбором проектов, оптимизировать механизмы софинансирования со стороны государства. В этой связи, предстоит установить конкретный механизм привлечения и использования внешних займов, оценки эффективности воздействия на экономику и обеспечение прозрачности использования привлекаемых средств. 

Будут разработаны меры, обеспечивающие (i) расширение участия отечественных строительных и других компаний в реализации проектов ПГИ, повышение доли инвестиционной составляющей и сокращение доли импорта товаров и услуг в рамках этих проектов; (ii) регулярный мониторинг для сохранения и улучшения позиций в международных рейтингах, связанных с бизнесом и экономикой, и принятие оперативных решений по устранению проблем, выявленных в ходе мониторинга; (iii) разработку и принятие соответствующих НПА для эффектного регулирования ПГИ. 

В целом, улучшение инвестиционного климата отразится и на стоимости привлекаемых ресурсов банковским сектором, а так же повысит привлекательность самих коммерческих банков как объектов инвестиционных вложений. Все эти меры при их успешной реализации позволят создать условия для расширения доступа банковских услуг путем снижения их стоимости, повысят экономический потенциал страны через увеличение финансового посредничества.  

 

 

3.3. Развитие фондового рынка  

 

Рынок ценных бумаг Кыргызской Республики имеет необходимую инфраструктуру, разработана нормативная и правовая база, регулирующая его функционирование. Сформирован институт профессиональных участников рынка ценных бумаг. Кроме того, на рынке ценных бумаг функционируют субъекты, осуществляющие депозитарную, брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг и инвестиционных фондов, управлению инвестиционными фондами. 

Однако в этой сфере существуют следующие проблемы: 

- недостаток привлекательных финансовых инструментов. Корпоративные ценные бумаги в основном представлены акциями, доход по которым зависит от прибыльности компании, а прибыльность большинства предприятий остается на низком уровне. Слабо развит рынок корпоративных облигаций. Отсутствует нормативная правовая база, регулирующая обращение ипотечных, муниципальных и производных ценных бумаг, что является одним из основных факторов, сдерживающих их развитие; 

- ограниченность внутренних инвестиционных ресурсов. Низкая покупательская способность населения и недостаточное развитие институтов коллективного инвестирования не способствуют вложениям в ценные бумаги; 

- несовершенность законодательства по ценным бумагам. Необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства по регулированию ценных бумаг в Кыргызской Республике с учетом мировых стандартов в данной области; 

- недостаточность защиты прав инвесторов и низкий уровень осведомленности населения в вопросах инвестирования в ценные бумаги; 

- проблемы налогообложения доходов по ценным бумагам. Действующая система налогообложения доходов по ценным бумагам не способствует развитию рынка долгосрочных долговых ценных бумаг. 

Цель развития рынка ценных бумаг состоит в создании эффективного механизма аккумулирования инвестиций и их перераспределения, превращения его в источник получения населением дополнительных доходов, содействии притоку в страну долгосрочных финансовых капиталов. 

Дальнейшее развитие рынка ценных бумаг будет происходить за счет реализации следующих приоритетных мероприятий: 

(i) принятие ряда нормативных правовых документов, регулирующих выпуск и обращение дополнительных инструментов на рынке ценных бумаг для реализации Программы жилищного строительства; 

(ii) осуществление мероприятий по принятию законопроектов "О муниципальных ценных бумагах", "О ценных бумагах, выпускаемых по Исламским принципам финансирования"; 

(iii) финансирование важнейших отраслей страны (национальных проектов) посредством выпуска долгосрочных государственных ценных бумаг; 

(iv) развитие рынка капиталов и создание механизма их притока в реальный сектор экономики; 

(v) реализация доли акций компаний с государственным участием через торговые площадки лицензированных организаторов торгов. 

Для увеличения привлекательности долговых ценных бумаг необходимо совершенствовать налогообложение доходов по таким бумагам. Среди населения должна проводиться постоянная работа по разъяснению вопросов деятельности институтов коллективного инвестирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Расширение сети профессиональных участников РЦБ в регионах позволит активизировать операции с ценными бумагами на региональном уровне. 

Выполнение данных мероприятий должно увеличить количество привлекательных инструментов для инвестиций на рынке ценных бумаг. Он станет прозрачным, появятся дополнительные гарантии сохранности прав владельцев ценных бумаг, что должно привести к притоку дополнительных средств. 

Создание эффективно функционирующего рынка ценных бумаг будет способствовать активизации инвестиционной деятельности, что приведет к расширению деятельности акционерных обществ, увеличению объемов производства, и, как следствие, созданию новых рабочих мест, увеличению заработной платы и росту доходов государственного бюджета. 

 

 

3.4. Реформа пенсионной системы 

 

Государство должно обеспечить основу для достижения стабильного и долгосрочного развития экономики. При успешной реализации стратегии стабилизации будут созданы условия для укрепления негосударственных пенсионных фондов как альтернативы и дополнения существующей государственной пенсионной системе. 

В республике будет продолжена работа по разработке и совершенствованию нормативной и правовой базы деятельности НПФ, созданию системы надзора и механизма инвестирования средств пенсионных накоплений. 

Цели развития НПФ на среднесрочный период: 

- повышение уровня добровольного пенсионного обеспечения в Кыргызстане; 

- участие НПФ в системе обязательного накопительного пенсионного страхования; 

- достижение финансовой стабильности пенсионного фонда в среднесрочной долгосрочной перспективе; 

- привлечение пенсионных "длинных" денег в качестве инвестиций в экономику страны; 

- повышение эффективности управления пенсионными активами. 

Будут реализованы следующие задачи: 

- разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность НПФ; 

- принятие диверсификационных мер по защите средств пенсионных накоплений; 

- формирование общественной поддержки, обеспечение прозрачности проводимых мероприятий. 

При условии реализации данной политики НПФ смогут аккумулировать денежные средства, которые затем будут инвестироваться в ценные бумаги. В результате эти фонды будут выполнять функцию защиты от бедности. 

В перспективе решение вышеуказанных задач предполагает возможность получения высоких размеров пенсий при выходе на пенсию, повышение доли сбережений в экономике и экономический рост за счет инвестиций пенсионных активов, выпуска среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Обладая рыночными свойствами капитала, накопление пенсионных средств послужит толчком к развитию финансового рынка, будет способствовать росту долгосрочных инвестиций и стимулировать создание финансовых учреждений (управляющие компании, банки), которые необходимы для экономического развития страны. 

 

 

 

 

3.5. Развитие страхового рынка 

 

На дальнейшее развитие страхового рынка накладывают свой отпечаток общее, нестабильное состояние экономики и реального сектора, низкая культура страхования, невовлеченность в эту деятельность крупных юридических лиц. Принципы налогообложения страховых компаний не стимулируют развитие страховой деятельности. Система надзора и регулирования требует доработки в соответствии с требованиями Международной Ассоциации страхового надзора (МАСН). Проблемой является недостаточное количество специалистов, способных проводить специфические актуарные расчеты. 

Страховые компании имеют невысокую капиталоемкость, недостаточное количество квалифицированных кадров, владеющих современными технологиями предоставления и продвижения услуг. 

Низкий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги не способствуют активному развитию страхования и мобилизации внутренних инвестиций в экономику страны. 

Для становления и укрепления рынка страховых услуг целесообразно: 

- совершенствовать нормативную и правовую базы страховой деятельности, что создаст предпосылки для дальнейшего становления рынка страховых услуг; 

- учредить в республике институт актуариев для проведения, в том числе, актуарной экспертизы проектов законов и других правовых актов, касающейся расчета страховых тарифов. Для этого необходимо сформировать и развивать соответствующую информационную базу данных. Данная структура будет оказывать консультационные, аналитические и информационные услуги страховым компаниям и пенсионным фондам, а также иным финансовым институтам республики. Для этого будут организованы актуарные курсы, подготовлены необходимые учебные материалы; 

- укрепить систему финансового надзора над страховыми компаниями, что обеспечит гарантированную защиту интересов всех участников страхового рынка; 

- проанализировать полноту и достаточность перечня обязательных видов страхования. Это позволит поднять капитализацию национальных страховщиков и будет способствовать становлению страховых компаний, развитию страховой культуры населения; 

- принять меры по росту капитализации страховых компаний в целях обеспечения устойчивости страховой системы и уменьшения оттока капитала из республики; 

- принять меры по стимулированию системы перестрахования внутри республики. 

Основной целью развития страхового дела является разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей в страховой защите граждан, юридических лиц, государства и аккумулированию долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики государства. 

Введение обязательных видов страхования поднимет уровень страхового бизнеса, возмещения убытков и снимет нагрузку с государственного бюджета. Приоритетное внимание будет уделено совершенствованию регулятивных надзорных основ, усилению надзорной практики. Требуется совершенствовать систему налогообложения страховых компаний. 

Будут приняты меры к требованию информирования страхователей о деятельности страховщиков, поскольку информационная закрытость рынка страховых услуг создает проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых компаний. 

Все вышеперечисленные мероприятия создадут конкурентоспособный страховой рынок, обеспечат финансовую устойчивость и надежность страховых организаций, повысят качество предоставляемых ими услуг, расширят сферу применения страховой защиты имущественных и личных интересов населения от различных рисков. 

 

 

 

 

 

 

3.6. Реформа ГП «Кыргызпочтасы» 

 

Почта Кыргызстана,  в лице Государственного предприятия «Кыргызпочтасы», как и многие почтовые службы стран мира,  находится в процессе адаптации к меняющемуся  почтовому окружению, характеризующемуся  тенденциями снижения международного и внутреннего обмена письменной корреспонденцией  и  интенсивным внедрением в повседневную жизнь граждан и практику деятельности физических и юридических лиц всех категорий и форм собственности новых информационно-коммуникационных технологий,  определяющих,  как для государственных, так  и частных операторов почтовой связи,  направления совершенствования и  модернизации применяемых традиционных почтовых и почтово-финансовых услуг и продуктов,   внедрения и развития новых, для почтового сектора, технологий  и  услуг,  ранее  более  характерных  для  финансовой  и  банковской сферы,  сферы деятельности предприятий электрической связи,  информационных  технологий, сферы торговли. 

      Основными приоритетными направлениями деятельности ГП «Кыргызпочтасы» и подведомственных ему территориальных филиалов на среднесрочную перспективу до 2015-2017 г.г. являются (i) реформирование,(ii)модернизация, (iii)развитие. 

В 2011 году разработан проект Программы (Стратегии) реформирования, модернизации и развития ГП «Кыргызпочтасы» на 2012-2014 годы, который был передан на рассмотрение в Управление связи и информатизации Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики. 

ГП «Кыргызпочтасы» является непосредственным участником проекта Второго этапа Государственной программы мероприятий на 2012-2017 годы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике, в частности, в настоящее время подготовлен, согласован и утвержден план реализации пилотного проекта по раскрытию платежей, принимаемых Бишкекским почтамтом для ОАО «Кыргызлифт», при участии НБКР и некоторых коммерческих банков и ГП «Кыргызпочтасы». 

В настоящее время осуществляется проект Всемирного банка по развитию финансового сектора в Кыргызской Республике, который будет финансироваться Международной Ассоциацией Развития в сумме 13 млн.долларов США. 

 

3.7.Дальнейшее развитие Специализированного финансового учреждения.  

 

ОАО Финансовая компания кредитных союзов будет продолжено в направлении создания полноценно функционирующего апексного института, который будет предоставлять банковские услуги для своих участников кредитных союзов, а также консультационные, аудиторские, обучающие услуги, а также предоставлять ресурсы для покрытия краткосрочной ликвидности и осуществления контроля за выполнением требований законодательства и нормативных актов. 

Для этого ОАО ФККС разработает стратегию развития, которая наряду с вышеперечисленным предусматривает увеличение капитала и внедрение необходимого технического оснащения для участия в платежной системе. 

Система кредитных союзов и ОАО ФККС являются основой для последующего преобразования в кооперативный банк при условии, если будут созданы соответствующие законодательные рамки. 

Как показывает опыт других стран, для деятельности кооперативных банков потребуется дополнительное законодательство, так как принцип кооперации в банках не соответствует обычной банковской практике, которая будет усовершенствована в Банковском Кодексе. 

 

 

 

 

 

3.8. Формирование условий для создания кооперативных банков 

Кооперативные банки в мире зарекомендовали себя как важный инструмент для финансирования стратегически важных секторов экономики, таких как сектор малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства. Они способны эффективно управлять рисками и предоставлять кредиты по низким процентным ставкам за счет особой кооперативной структуры, в которой дольщики имеют равные голоса, независимо от размера участия в капитале банка. 

Главной целью кооперативного банка является не максимизация прибыли, а предоставление доступных кредитов и финансовых услуг для своих членов. Вне зависимости от количества паев, кооперативный принцип управления «один человек - один голос» исключает возможность формирования мажоритарной группы акционеров и их интересов, гарантирует равноправность всех участников кооператива. Клиенты могут стать членами- кооперативных банков с относительно небольшими инвестициями в капитал. В кооперативном банке отсутствуют дивиденды, кооперативные выплаты осуществляются на основе других некоммерческих принципов распределения (количество транзакций, и др. в соответствии с законодательством каждой отдельной страны). Соответственно большая часть прибыли распределяется в резервы банка, что обуславливает устойчивость банка и его широкие инвестиционные возможности. Развитие «снизу-вверх» объясняет то, что кооперативные банки прочно интегрированы в местные сообщества и регионы. В отличие от централизованных структур, открывающие свои филиалы в регионах, кооперативный банк имеет возможность лучше управлять кредитными рисками в связи с тем, что он лучше осведомлен о платёжеспособности, деятельности и особенностях своих членов. Исключается возможность иностранного присутствия в капитале банка. Капитал кооперативного банка состоит из непередаваемых паев, что означает, что банк всегда будет принадлежать населению страны, соответственно, преследовать интересы отечественных производителей. 

Кооперативные банки способствовали предпринимательству и развитию сельскохозяйственного сектора, этим самым сделали важный вклад в экономическое развитие многих стран. В связи с этим, необходимо формировать следующие условия для создания кооперативного банка в Кыргызстане: 

(vi) Создание законодательной базы для деятельности кооперативных банков. 

(vii) Изучение и реализация программы трансформации Финансовой компании по поддержке кредитных союзов в кооперативный банк в качестве апексной структуры для кредитных союзов. 

(viii) Подготовка необходимой документации, регулирующей деятельность кооперативных банков. 

(ix) Привлечение грантовых или льготных финансовых ресурсов для поддержки создания кооперативных банков.  

 

IV ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

При достижении цели дальнейшего развития банковской системы, которые были перечислены выше, а так же при создании благоприятных условий, включая сохранение экономической и политической стабильности, мобилизации внутренних ресурсов, улучшения инвестиционного климата, сохранения инфляции на уровне не выше 10%, и повышения доверия к банковской системе, ожидается, что вклад банковского сектора в развитие экономики увеличится и доля активов к ВВП достигнет 37,0 процентов, а кредитов и депозитов 17,8 и 18,7 процентов соответственно. Ожидается снижение процентных ставок по кредитам коммерческих банков до уровня 16,5 процента годовых при условии продолжения государственных программ кредитования (фондирование ресурсов и\или субсидирование процентных ставок. Прогнозные показатели развития банковской системы на предстоящий трехлетний период приведены в таблице 4. 

Таблица 4. Фактические и прогнозные значения основных показателей банковского сектора  

и уровня финансового посредничества на 2013-2017годы 

№ 

Факт 

Прогноз 

Прогноз  

Прогноз 

Прогноз  

Прогноз  

2012 

2013 

2014 

2015 

2016 

2017 

ВВП (за предыдущие 12 мес. в млн. сом)* 

304 350 

351 141 

401 030 

463 175 

524 851 

561 591 

Активы ФКУ к ВВП  

 

 

 

 

 

 

в том числе: 

35,4% 

38,6% 

40,5% 

42,5% 

44,5% 

46,0% 

1. Активы БС к ВВП 

28,5% 

31,5% 

33,0% 

34,5% 

36,0% 

37,0% 

2. Активы НФКУ к ВВП 

6,9% 

7,1 

7,5 

8,0 

8,5 

9,0 

Кредиты ФКУ к ВВП  

 

 

 

 

 

 

в том числе: 

18,3% 

19,6% 

20,3% 

20,8% 

21,7% 

23,5% 

1. Кредиты БС к ВВП 

13,1% 

14,3% 

14,9% 

15,3% 

16,1% 

17,8% 

2. Кредиты НФКУ к ВВП 

5,2% 

5,3% 

5,4% 

5,5% 

5,6% 

5,7% 

Депозиты БС к ВВП 

14,2% 

14,5% 

15,2% 

15,6% 

16,5% 

18,7% 

Межбанковские платежные системы  

Количество платежей (млн.) 

2,4 

2,5 

2,6 

2,7 

2,9 

3,1 

Объем платежей (млрд. сом) 

682, 4 

716,5 

752,3 

789,9 

829,4 

870,9 

Системы расчетов с использованием карт 

Количество эмитированных платежных карт на конец года (шт.) 

408 906  

449 796  

494 775  

544 252  

598 677  

658 544  

Количество транзакций (млн.) 

7,2 

7,9 

8,6 

9,4 

10,3 

11,3 

Объем транзакций (млрд. сом) 

35,3 

38,8 

42,6 

46,8 

51,4 

56,5 

 

 

 

 

 

 

 

* - Прогноз ВВП - данные получены в ЭУ (ОМАФР) НБКР 

 

 

Приоритетное направление. Средневзвешенные процентные ставки на кредиты по банковской системепо прогнозам должны снизятся в 2017 году до 16,5% по мере наступления некоторых событий: (i) в стране установится экономическая и политическая стабильность,(ii) экономика Кыргызстана продолжит развиваться, (iii) дефицит бюджета не будет превышать среднее значение последних трех лет, (iv) уровень инфляции не будет выше 10%, (v)ежегодный темп прироста кредитного портфеля будет на уровне 15%, (vi) Правительством КР будет оказана поддержка реального сектора через кредитование на ежегодном уровне не менее 5% (фондирование около 7,0 млрд. сомов или субсидирование процентных ставок по кредитам на сумму 700 млн. сомов, и что это будет заложено в государственном бюджете), от общего объема всех кредитов банковской системы; (vii) Правительство Кыргызской Республики поручит субсидирования кредитов на сельское хозяйство и торговлю Министерству финансов КР, Министерству экономики и антимонопольной политики КР. 

Национальный банк продолжит работу по улучшению правовых, законодательных и надзорных механизмов для банков, МФО и кредитных союзов, включая следующее: 

(i) обзор и пересмотр законов в области регулирования и надзора за банками, МФО и кредитными союзами, а также сотрудничества с международными органами контроля и надзора за финансовым сектором;  

(ii) разработка новых НПА по новым банковским продуктам и управлению сопутствующими рисками, выполнение ключевых принципов второго и третьего Базельских соглашений, консолидированный надзор и надзор, основанный на оценке рисков;  

(iii) совершенствование и автоматизация единой системы отчетности финансово кредитных учреждений для внешнего надзора и инспектирования на местах; 

(iv) совершенствование антимонопольного регулирования на рынке банковских услуг и защиты прав потребителей; 

(v) участие в разработке и реализации Национальной программы повышения финансовой грамотности потребителей финансовых услуг. 

 

Будут созданы благоприятные условия в области мобилизации внутренних сбережений, расширения спектра предоставляемых услуг, развития агентского банкинга для обеспечения устойчивого и качественного роста банковских и небанковских финансовых учреждений. Деятельность Национального банка как органа, ответственного за развитие и стабильность финансово-кредитной системы страны, будет направлена на стимулирование развития сектора путем внедрения лучшей международной практики. 

В целях повышения доверия населения к банковской системе совместно с Агентством Кыргызской Республики по защите депозитов будет проводиться работа по дальнейшему развитию системы защиты вкладов (депозитов).  

Разработка и принятие Банковского кодекса позволит реформировать банковское законодательство, обеспечить консолидацию всех основных законов, регулирующих деятельность Национального банка, банков и других организаций, чья деятельность лицензируется и регулируется Национальным банком. 

Принятие Банковского кодекса позволит: 

1) повысить статус банковского законодательства;  

2) повысить эффективность деятельности НБКР, как органа банковского надзора и регулирования;  

3) обеспечить стабильность и безопасность банковской системы, как основного условия поддержания доверия населения и стимулирования экономического роста. 

В целях дальнейшего совершенствования системы противодействия финансированию терроризма (экстремизму) и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (ПФТ/ОД), действия Национального банка будут направлены на активное содействие Службе финансовой разведки Кыргызской Республики, как уполномоченному и ответственному органу в данной области. Наряду с этим, Национальным банком будет совершенствоваться нормативная правовая база с учетом новых рекомендаций ФАТФ в целях усиления системы внутреннего контроля коммерческих банков в сфере ПФТ\ОД и повышения ответственности за неисполнение требований законодательства в соответствующей области банковской деятельности.  

Национальным банком в рамках совершенствования регулирования и надзора за банками и небанковскими финансовыми учреждениями, осуществляющими деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком, планируется совершенствование действующих и разработка новых нормативных правовых актов. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Реализация целей и задач, а также мероприятий, заложенных в данном документе, создаст условия для усиление устойчивости банковского сектора, повысит роль банковского сектора, сектора микрофинансирования и бизнес сообщества в экономике Кыргызской Республики, будет способствовать поддержанию эффективности, безопасности и надежности банковской деятельности, создаст условия для роста экономики и ее отдельно взятых секторов, таких как сельское хозяйство, торговля, строительство и промышленность, путем создания доступа к банковским продуктам розничные кредиты, лизинги и ипотечные кредиты. 

Главным результатом работы по реализации Основных направлений развития должно стать устойчивая банковская система, позволяющая динамично развиваться экономике. 

Ожидается, что реализация реформ, предложенных в документе, позволит банковскому сектору развиваться, обеспечит населению доступ к новым банковским продуктам, приведет к снижению процентных ставок по кредитам, обеспечит дальнейший рост уровня финансового посредничества, а также предотвратит вовлечение коммерческих банков в проведении нездоровой и небезопасной банковской практики, создаст условия для увеличения доступа населения к банковским услугам и повысит их доступность. 

Основные направления развития банковского сектора акцентированы на реализации ключевых реформ и развитии стратегических направлений, указанных в плане мероприятий Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, Программе Правительства по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы от 30 апреля 2013 года N 218 и другие стратегические документы.  

Национальная стратегия устойчивого развития предполагает реализацию ряда инвестиционных проектов различного масштаба. Эти проекты должны внести значительный вклад в развитие экономики страны. 

Банковский сектор подготовит предложения и примет участие в финансировании одного или нескольких проектов из их числа. Такое финансирование может быть осуществлено в рамках реализации программы государственно-частного партнерства и/или предоставления синдицированного кредита. Такая работа будет являться прямым вкладом банковского сектора в реализацию НСУР.