Вернуться назад

Постановление Правления НБКР № 67\9 от 30.11 11 г. 

 

О Положении «О корпоративном управлении в банках 

Кыргызской Республики, осуществляющих операции в соответствии 

с исламскими принципами банковского дела и финансирования» 

 

В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Утвердить Положение «О корпоративном управлении в банках Кыргызской Республики, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» (прилагается). 

2. Настоящее постановление опубликовать на официальном сайте Национального банка Кыргызской Республики и в журнале «Нормативные акты Национального банка Кыргызской Республики». 

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца после официального опубликования. 

4. После официального опубликования Юридическому управлению направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

5. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков и областных управлений и Баткенского представительства Национального банка Кыргызской Республики. 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Чокоева З.Л. 

 

Председатель                      Асанкожоева З. М. 

 

 

 

 

Утверждено 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

№67/9 от «30» ноября 2011 года  

 

 

Положение 

«О корпоративном управлении в банках Кыргызской Республики, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

1. Положение «О корпоративном управлении в банках Кыргызской Республики, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» (далее Положение) разработано в соответствии с Законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», а также нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики. Положение распространяется на банки, осуществляющие операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, включая банки, имеющие «исламское окно» (далее - банки). 

Эффективное корпоративное управление в банках является одним из важнейших условий обеспечения стабильного развития отдельных банков и банковской системы в целом. 

Термины и определения, используемые в настоящем Положении, соответствуют терминам и определениям, приведенным в Законе Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», а также нормативным правовым актам Национального банка Кыргызской Республики. 

Дополнительно для целей настоящего Положения используются следующие определения: 

инвестиционные счета - это счета клиентов, на которых отражаются средства, привлеченные банком  на основе договора мудараба. В зависимости от вида договора мудараба инвестиционный счет может быть неограниченным или ограниченным;  

фидуциарная ответственность это ответственность банка перед своими клиентами по соблюдению правил и принципов Шариата, надлежащему управлению денежными средствами держателей инвестиционных счетов и соблюдению условий, оговоренных в договорах мудараба; 

профиль риска сочетание показателей риска банка, основанных на собранной, проанализированной и систематизированной информации, которая характеризует подверженность банка рискам по направлениям деятельности с учетом сложившихся приоритетов. 

2. Под корпоративным управлением понимается определенная система взаимоотношений между акционерами, Советом директоров, Шариатским советом и Правлением банка по общему руководству деятельностью банка в части:  

1) обеспечения соблюдения банком стандартов и принципов Шариата; 

2) определения стратегических целей деятельности банка, путей их достижения и контроля за достижением этих целей; 

3) достижения баланса между интересами акционеров банка, его клиентов, включая держателей инвестиционных счетов и иных вкладчиков, поставщиков, и стабильным развитием банка; 

4) создания стимулов трудовой деятельности, обеспечивающих выполнение органами управления и сотрудниками банка всех действий, необходимых для достижения стратегических целей деятельности банка; 

5) обеспечения соблюдения законодательства Кыргызской Республики, а также внутренних документов банка. 

3. Основными компонентами эффективного корпоративного управления в банках являются: 

1) распределение полномочий, вопросов компетенции и подотчетности между органами управления банка, организация эффективной деятельности Совета директоров, Шариатского совета и Правления банка; 

2) определение и утверждение стратегии развития деятельности банка, бизнес-плана, политик и контроль за их реализацией; 

3) утверждение политики управления, направленной на реализацию эффективного и добросовестного корпоративного управления, которая определяет стратегические роли и функции акционеров и органов управления банка, механизмы балансирования ответственности банка перед акционерами и не противоречит настоящему Положению; 

4) утверждение инвестиционной стратегии по управлению средствами держателей инвестиционных счетов; 

5) предотвращение конфликтов интересов; 

6) определение и соблюдение стандартов профессиональной этики; 

7) обеспечение прозрачности деятельности банка в соответствии со стандартами Организации бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов (AAOIFI) (в случае отсутствия определенных стандартов, банк может использовать стандарты МСФО). 

Методологической основой эффективного корпоративного управления в банках и банковских группах являются рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору и Совета Исламских Финансовых Услуг. 

 

4. Акционеры, Совет директоров и Правление банка несут фидуциарную ответственность перед держателями инвестиционных счетов. 

5. Банк не реже одного раза в год должен проводить оценку корпоративного управления и в рамках финансовой отчетности и периодической регулятивной отчетности банка раскрывать информацию о соблюдении требований настоящего Положения, о применении рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору и Совета Исламских Финансовых Услуг, о выявленных недостатках в корпоративном управлении и планируемых мерах по устранению этих недостатков с указанием конкретных сроков и лиц, ответственных за выполнение необходимых действий. При этом, банк, основываясь на внутренней политике управления банком, самостоятельно определяет форму и содержание указанных раскрытий.  

Оценка проводится Комитетом по корпоративному управлению и предоставляется Совету директоров для принятия мер по устранению выявленных недостатков, а также Правлению банка - для реализации мер по устранению выявленных в деятельности банка недостатков.  

 

2. ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ 

6. Высшим органом управления банка является общее собрание акционеров. 

7. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции годового собрания акционеров банка, определены статьей 21 Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» (далее Закон).  

8. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение другим органам управления, если иное не установлено законодательством. Не допускается деятельность акционеров, выходящая за рамки компетенции, определенной Законом.  

9. Акционеры банка не должны предпринимать действия, приносящие вред интересам клиентов банка, включая держателей инвестиционных счетов.  

 

3. СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ БАНКА 

10. Совет директоров осуществляет контроль за управлением банком и его финансовым состоянием и подотчетен общему собранию акционеров банка.  

11. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции и ответственности Совета директоров, определены статьей 24 Закона и включают определение стратегий и политик банка. 

12. В целях обеспечения эффективного корпоративного управления Совету директоров необходимо: 

1) определить организационную структуру банка, позволяющую устанавливать четкие уровни полномочий, ответственности и подотчетности в рамках организационной структуры банка; 

2) периодически (не реже одного раза в год) оценивать стратегию развития банка, бизнес-планы банка и политики по всем основным видам деятельности банка с целью определения их адекватности текущей деятельности, финансовому состоянию банка и внешним экономическим условиям; 

3) поскольку соблюдение стандартов Шариата является основным в обеспечении добросовестности и надежности банка, необходимо сформировать Шариатский совет банка и создать отдел, ответственный за осуществление мониторинга соблюдения стандартов Шариата (или определить уполномоченного внутреннего аудитора, проверяющего соблюдение стандартов Шариата);  

4) сформировать эффективную систему внутреннего контроля и осуществлять постоянный мониторинг деятельности Правления банка для обеспечения адекватности системы внутреннего контроля размеру, сложности деятельности, структуре и профилю риска банка. В целях организации надлежащего внутреннего контроля, банкам следует руководствоваться рекомендациями Национального банка по организации системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в банках; 

5) сформировать надлежащую систему управления рисками, соответствующую требованиям, установленным Национальным банком, и периодически (не реже одного раза в полгода) оценивать адекватность установленных уровней рисков с учетом результатов деятельности банка; 

6) сформировать эффективное корпоративное управление в банке и установить этические и честные стандарты корпоративной культуры внутри банка, которые предусматривают особую роль и важность внутреннего контроля на всех уровнях и направлениях деятельности банка; 

7) периодически (не реже одного раза в квартал) оценивать текущую банковскую деятельность и финансовые результаты с точки зрения достижения стратегических целей банка и прогнозных показателей бизнес-планов банка; 

8) рассматривать результаты и принимать меры по итогам проверок внешних, внутренних аудиторов и органов банковского надзора с установлением конкретных сроков и лиц, ответственных за их исполнение; 

9) для принятия объективных и компетентных решений владеть достаточной и достоверной информацией для того, чтобы убедиться, что рекомендации и предложения Правления, Шариатского совета, других органов управления и должностных лиц банка обоснованы и отвечают интересам банка; 

10) периодически оценивать свою деятельность, определяя наличие слабых мест и принимая соответствующие корректирующие действия. 

13. Не допускается деятельность членов Совета директоров, выходящая за рамки компетенции Совета директоров. 

14. Деятельность внутренних и внешних аудиторов, соответствующая законодательству Кыргызской Республики, включая нормативным правовым актам Национального банка и международным стандартам аудита, необходима для достижения эффективности корпоративного управления в банке. Функции аудита могут быть усилены посредством: 

1) признания на всех уровнях организационной структуры необходимости и важности работы аудиторов для обеспечения устойчивости финансового состояния и достижения стратегических целей банка; 

2) принятия мер, укрепляющих независимость и адекватность внутреннего аудита;  

3) повышенного внимания со стороны Совета директоров к отчетам и рекомендациям внешних и внутренних аудиторов, основанных на независимой оценке деятельности банка; 

4) принятия своевременных корректирующих мер в отношении проблем, выявленных аудиторами. 

15. При выборе внешнего аудитора для представления общему собранию акционеров Совету директоров следует принимать во внимание соблюдение баланса между затратами на проведение аудита и необходимостью обеспечить надлежащее качество внешнего аудита.  

16. Для укрепления своих контролирующих функций Совету директоров целесообразно проводить регулярные обсуждения с внешним аудитором (не реже одного раза в год), внутренним аудитором (не реже одного раза в квартал) и Шариатским советом (не реже одного раза в год). 

17. Совет директоров вправе привлекать аудиторов для проверки деятельности структурных подразделений, созданных комитетов и должностных лиц банка. 

18. В банке должны быть созданы Кредитный комитет, Комитет по аудиту и Комитет по корпоративному управлению.  

19. Комитет по корпоративному управлению, основной задачей которого является защита интересов не только акционеров, но и заинтересованных сторон, осуществляет мониторинг и оценку внедрения и соблюдения политики управления банком, а также мониторинг реализации инвестиционной стратегии по управлению средствами держателей инвестиционных счетов. В своей работе Комитет по корпоративному управлению взаимодействует с Комитетом по аудиту и Шариатским советом и предоставляет Совету директоров отчеты и рекомендации. Комитет по корпоративному управлению должен состоять как минимум из трех членов: 

1) член Комитета по аудиту; 

2) специалист по Шариату (возможно член Шариатского совета); 

3) независимый член Совета директоров, не являющийся акционером или учредителем банка, имеющий управленческий опыт и обладающий достаточными знаниями и навыками, а также способностью координировать и связывать дополняющие роли и функции Комитета по корпоративному управлению и Комитета по аудиту. Предпочтительно председательство данного Члена Совета директоров в Комитете по корпоративному управлению. 

20. Цели, задачи и функции Комитета по корпоративному управлению не должны дублировать цели, задачи и функции Комитета по аудиту. Деятельность Комитета по корпоративному управлению должна дополнять деятельность Комитета по аудиту по некоторым функциям управления, учитывая что: 

1) в отношении Комитета по аудиту уже установлены определенные требования, обязательные для исполнения, и он несет ответственность по широкому кругу обязанностей; 

2) возможно появление конфликта интересов между акционерами и держателями инвестиционных счетов, в частности в случаях, когда их средства объединяются (смешиваются), что усложняет работу Комитета по аудиту. В данном случае обязанности Комитета по аудиту и Комитета по корпоративному управлению можно четко разделить, исходя из того, что Комитет по аудиту осуществляет мониторинг деятельности банка, прежде всего, с точки зрения интересов акционеров банка, в то время как Комитет по корпоративному управлению осуществляет мониторинг с точки зрения интересов держателей инвестиционных счетов; 

3) Комитет по корпоративному управлению должен концентрироваться на специфике деятельности банка.  

21. В рамках реализации прав держателей инвестиционных счетов Комитет по корпоративному управлению несет ответственность за мониторинг результатов инвестирования банком средств держателей инвестиционных счетов. 

22. В случае наличия разногласий между Комитетом по корпоративному управлению и Комитетом по аудиту Совет директоров несет конечную ответственность за урегулирование таких разногласий.  

23. Совет директоров вправе создавать иные комитеты в целях усиления корпоративного управления в банке, в частности: 

1) Комитет по управлению рисками, обеспечивающий контроль за деятельностью Правления банка в вопросах управления рисками, которые принимает на себя банк; 

2) Комитет по управлению активами и пассивами банка, осуществляющий контроль за общей структурой баланса банка, мониторинг активов и пассивов, а также обеспечивающий контроль за соблюдением политики по управлению активами и пассивами, установленной Советом директоров. 

Во внутренних документах банка, регламентирующих деятельность комитетов, в частности указанных в настоящем пункте и в пункте 22, должны быть определены цель создания, ответственность и полномочия, а также установлены порядок предоставления отчетности и проведения заседаний данных органов.  

24. Председатель и члены Совета директоров несут ответственность за бездействие по вопросам, ответственность за выполнение которых возложена на Совет директоров. 

25. Высокий уровень ответственности и широкий круг полномочий Совета директоров предполагает, что члены Совета директоров обладают достаточными знаниями об основных видах деятельности банка и способностью выражать мнение, независимое от мнения органов оперативного управления и должностных лиц банка. При принятии решений каждый член Совета директоров должен быть объективным и руководствоваться интересами банка, а не личными интересами или интересами отдельных акционеров и должностных лиц банка. 

26. Члены Совета директоров должны соответствовать минимальным квалификационным требованиям, установленным Национальным банком . 

27. В целях обеспечения компетентности, объективности и независимости в Совет директоров могут быть избраны специалисты-эксперты, обладающие признанной репутацией и профессиональным опытом по экономическим, финансовым, монетарным и юридическим вопросам. В соответствии с Законом минимум один член Совета директоров должен быть специалистом-экспертом, не являющимся акционером или учредителем и соответствующим требованиям, установленным Национальным банком . 

4. ПРАВА ДЕРЖАТЕЛЕЙ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СЧЕТОВ 

28. Банк, признавая фидуциарную ответственность перед держателями инвестиционных счетов, поддерживает их интересы в той же степени, что и интересы акционеров банка. 

29. Держатели инвестиционных счетов вправе иметь полный доступ ко всей необходимой информации относительно своих инвестиционных счетов, что будет способствовать принятию ими правильного и информированного решения о своем выборе инвестиционных счетов для размещения своих средств в банке. 

30. Держатели инвестиционных счетов вправе проводить мониторинг результата инвестирования банком их средств, что не является вмешательством в деятельность банка по управлению инвестициями. Банк обязан информировать держателей инвестиционных счетов о методах расчета прибыли, распределения (размещения) активов, инвестиционной стратегии по управлению средствами держателей инвестиционных счетов, о фактически полученных доходах от инвестиций, осуществленных банком в интересах держателей инвестиционных счетов, и механизмах выравнивания прибыли. 

31. Банк обязан осуществлять своевременное раскрытие перед держателями инвестиционных счетов и общественностью существенной и необходимой информации об инвестиционных счетах, которыми он управляет, и существующие политики и практики в отношении инвестиционных счетов, которые предлагаются банком, путем публикации отчета об инвестиционных счетах. При этом, раскрываемая информация должна быть сопоставимой, ясной, доступной для восприятия и понимания. 

32. В банке должны быть внутренние документы, которые предусматривают, как минимум, следующее: 

1) меры по обеспечению защиты инвестиций держателей инвестиционных счетов, включая случаи, когда средства, размещенные на неограниченных инвестиционных счетах смешиваются со средствами акционеров; 

2) нормы об обязательном и надлежащем раскрытии необходимой и существенной информации перед держателями инвестиционных счетов, в том числе указанной в пунктах 30, 31, 36, 38 настоящего Положения; 

3) четкие и ясные принципы распределения прибыли и инвестиционной политики, которые должны основываться на ожидаемых рисках держателей инвестиционных счетов; 

4) квалификационные требования к сотрудникам, которые несут ответственность за управление инвестиционными счетами банка и мероприятия по обеспечению их профессиональной пригодности. 

33. Банк должен принять надежную инвестиционную стратегию по управлению средствами держателей инвестиционных счетов, которая сопоставима с ожиданиями по рискам и доходности инвестиций держателей инвестиционных счетов (принимая во внимание различия между держателями ограниченных и неограниченных инвестиционных счетов), и которая должна быть прозрачной в отношении механизмов выравнивания (распределения) любых доходов.  

34. При разработке инвестиционной стратегии по управлению средствами держателей инвестиционных счетов банк должен внимательно изучить ожидания по рискам и доходности инвестиций держателей инвестиционных счетов с учетом: 

1) наличия у банка политики «знай своего клиента», соблюдение которой может эффективно отражать различные профили риска и доходности инвестиций держателей ограниченных и неограниченных инвестиционных счетов;  

2) наличия квалифицированных инвестиционных менеджеров, которые в полном объеме понимают потребности и ожидания держателей инвестиционных счетов;  

3) информированности в полном объеме Комитета по корпоративному управлению об инвестиционной стратегии, принятой банком.  

35. Условия по расчету резерва на выравнивание прибыли (далее по тексту-РВП) должны быть определены предварительно и применяться в соответствии с условиями договора, подписанного держателем инвестиционного счета и банком. 

36. Банку необходимо информировать держателей инвестиционных счетов при каждом случае перевода прибыли в РВП и выделения средств из РВП в целях улучшения распределения прибыли среди держателей инвестиционных счетов. 

37. Комитет по корпоративному управлению должен проверять надлежащее формирование и использование РВП и/или резерва на покрытие рисков по инвестициям (в случае наличия такового) и предоставлять соответствующие рекомендации Совету директоров. 

38. Сведения о резерве на выравнивание прибыли и резерве на покрытие рисков по инвестициям должны периодически освещаться в средствах массовой информации и в годовом отчете банка. 

 

5. ШАРИАТСКИЙ СОВЕТ 

 

39. В банке должен быть создан Шариатский совет, который несет ответственность за соответствие сделок (договоров) банка стандартам Шариата и отдел, ответственный за осуществление мониторинга соблюдения стандартов Шариата (или определен уполномоченный внутренний аудитор, проверяющий соблюдение стандартов Шариата).  

40. При осуществлении деятельности в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, условия всех продуктов и типовые договора должны быть одобрены Шариатским советом на соответствие требованиям Шариата. Если в условия конкретного договора вносятся существенные изменения и дополнения, меняющие основные положения договора, то предварительно они должны быть одобрены Шариатским советом. 

41. Мониторинг соблюдения банком стандартов Шариата должен охватывать такие аспекты, как проверка соблюдения стандартов Шариата, инвестиционной стратегии по управлению средствами держателей инвестиционных счетов, использования доходов, полученных без соблюдения стандартов Шариата, благотворительную деятельность и т.д.  

42. Отдел, ответственный за осуществление мониторинга соблюдения стандартов Шариата (или уполномоченный внутренний аудитор, проверяющий соблюдение стандартов Шариата), предоставляет отчеты по соблюдению стандартов Шариата Совету директоров, Шариатскому совету, Комитету по аудиту и копию-Правлению банка. 

43. Решения, принимаемые Шариатским советом должны быть доступны, как для клиента банка, так и для населения, через публикации и иные каналы связи. Банк обязан предоставить по требованию разъяснение любого решения Шариатского совета. При этом представляемое разъяснение должно быть предварительно согласовано с Шариатским советом. 

44. Члены Шариатского совета должны соответствовать требованиям, установленным Национальным банком. Сотрудники Отдела, ответственного за осуществление мониторинга соблюдения стандартов Шариата (или уполномоченный внутренний аудитор, проверяющий соблюдение стандартов Шариата) должны получить соответствующее обучение с целью получения навыков по проверке соблюдения банком стандартов Шариата.  

45. При выполнении своих функций Шариатский совет и отдел, ответственный за осуществление мониторинга соблюдения стандартов Шариата, должны быть независимыми от Правления банка.  

46. Деятельность Шариатского совета и отдела, ответственного за осуществление мониторинга соблюдения стандартов Шариата, регулируются Положениями, которые утверждаются Советом директоров банка.   

47. Положение о Шариатском совете должно определять:  

1) организацию работы Шариатского совета состав совета, порядок проведения заседаний;  

2) полномочия и ответственность Шариатского совета;  

3) порядок взаимодействия с Советом директоров, Правлением, Комитетом по корпоративному управлению, Комитетом по аудиту и Кредитным комитетом банка.  

Положение об отделе, который ответственен за осуществление мониторинга соблюдения стандартов Шариата, должно предусматривать: 

1) цели, задачи и функции отдела; 

2) полномочия и ответственность отдела, права и обязанности сотрудников; 

3) порядок взаимодействия с Советом директоров, Правлением, Комитетом по корпоративному управлению, Комитетом по аудиту и другими структурными подразделениями;  

4) необходимость согласования с Шариатским комитетом при назначении, переводе, увольнении сотрудников отдела.  

 

6. ПРАВЛЕНИЕ БАНКА 

 

48. Правление осуществляет руководство текущей деятельностью банка и подотчетно Совету директоров.  

49. Вопросы, отнесенные к ответственности Правления, определены статьей 25 Закона и включают реализацию стратегий и политик, определенных Советом директоров. 

50. В целях обеспечения эффективного корпоративного управления Правлению необходимо: 

1) обеспечить соответствие текущей деятельности банка стандартам Шариата, законодательству Кыргызской Республики, включая нормативным правовым актам и требованиям Национального банка; 

2) обеспечить четкое распределение ответственности, полномочий и подотчетности структурных подразделений, должностных лиц и сотрудников банка; 

3) установить эффективные системы мониторинга исполнения и соблюдения политик и стратегий, утвержденных Советом директоров, стандартов Шариата, рекомендаций и решений Шариатского совета,процедур и должностных инструкций на всех исполнительных уровнях организационной структуры и периодически проводить оценку адекватности данных систем; 

4) разработать и внедрять в деятельности банка политики и процедуры по выявлению, измерению, мониторингу и контролю рисков во всех видах деятельности банка; 

5) установить надежные информационные системы, которые охватывают все значимые сферы деятельности деятельности и операции банка и обеспечивают надлежащую подготовку и своевременное представление информации (финансовой, анализ о событиях и условиях рынка и др.), необходимой для принятия управленческих решении;. 

6) представлять Совету директоров своевременные, содержательные и достоверные отчеты о текущей деятельности, содержащие фактические результаты финансовой и операционной деятельности, позволяющие оценить выполнение прогнозных показателей бизнес-плана и стратегии развития банка;  

7) представлять (не реже одного раза в год) Совету директоров детальную оценку адекватности и эффективности системы внутреннего контроля банка, в том числе по вопросам противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также представлять рекомендации по совершенствованию системы внутреннего контроля;  

8) обеспечить реализацию и поддержание эффективного корпоративного управления в банке, поддержание и соблюдение этических и честных стандартов корпоративной культуры внутри банка, которые предусматривают особую роль внутреннего контроля по всем направлениям деятельности банка; 

9) на периодической основе представлять Совету директоров отчеты и рекомендации по управлению рисками, которые позволят обеспечить эффективность и адекватность непрерывного процесса управления рисками; 

10) незамедлительно информировать Совет директоров о любых ухудшениях в экономическом положении банка или угрозе возникновения такой ситуации; 

11) информировать Совет директоров обо всех выявленных нарушениях законодательства, включая нормативных актов Национального банка, внутренних политик, утвержденных Советом директоров; 

12) принять меры по доведению до сведения соответствующих сотрудников банка бизнес-планов (стратегий) и политик, а также приемлемых уровней риска, утвержденных Советом директоров банка; 

13) принять меры по обеспечению достоверности и своевременности предоставления сведений, финансовых, регулятивных и иных отчетов внешним пользователям и обеспечению безопасности информационных систем банка.  

51. Не допускается деятельность членов Правления банка, выходящая за рамки компетенции Правления. Председатель и члены Правления несут ответственность за бездействие по вопросам, ответственность за выполнение которых возложена на Правление банка. 

52. Члены Правления должны соответствовать минимальным квалификационным требованиям, установленным Национальным банком . 

53. При осуществлении своей деятельности членам Правления следует быть объективными и руководствоваться, прежде всего, интересами банка строго в рамках полномочий, определенных внутренними документами банка, а не личными интересами или интересами отдельных акционеров и должностных лиц банка, прилагая все усилия для обеспечения здоровой и безопасной банковской практики, соответствующей стандартам Шариата. 

54. В практике управленческой деятельности Правления банка не следует допускать случаев, когда:  

1) в принятии решений участвуют члены Правления, не имеющие соответствующих полномочий; 

2) члены Правления не имеют соответствующей квалификации, необходимых навыков и знаний по тем вопросам, которые входят в их компетенцию;  

3) члены Правления не способны осуществлять контроль за работой ключевых сотрудников банка, результаты деятельности которых имеют большое значение для банка (с точки зрения генерируемого дохода, внедрения исламских банковских продуктов и др.); 

4) решения принимаются под давлением акционеров и/или должностных лиц банка, в том числе по вопросам, не предусмотренным стратегиями, бизнес-планами и политиками банка.  

 

7. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТОВ ИНТЕРЕСОВ 

 

55. Важным фактором достижения стратегических целей банка является деятельность Совета директоров и Правления, направленная на установление стандартов профессиональной этики, которые определяют важность следующих аспектов корпоративного управления: 

1) обеспечение эффективной системы внутреннего контроля, в том числе и по вопросам противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на всех уровнях организационной структуры банка; 

2) проведение здоровой и безопасной банковской практики; 

3) защита интересов банка от ненадлежащих или незаконных действий акционеров, должностных лиц банка и иных лиц, имеющих возможность влиять на деятельность банка; 

4) соблюдение стандартов Шариата, законодательства Кыргызской Республики, включая нормативных правовых актов Национального банка и внутренних документов банка; 

5) предотвращение конфликтов интересов и выявление ситуаций и сфер деятельности, где могут возникнуть конфликты интересов; 

6) установление оплаты труда, вознаграждений и поощрений сотрудникам (включая Совет директоров, Шариатский совет и Правление), с учетом не только результатов деятельности банка, но и соответствия стратегическим целям и соблюдения стандартов профессиональной этики банка;  

7) соблюдение требований по безопасности и надежности банка при кредитовании сотрудников и должностных лиц банка; 

8) наличие механизмов, предоставляющих возможность сотрудникам выражать озабоченность в связи с незаконными, неэтичными или сомнительными действиями руководства и обеспечивающих защиту сотрудников от возможной в этом случае негативной реакции со стороны руководства. 

56. Стандарты профессиональной этики, в целях обеспечения их позитивного влияния на уровень корпоративного управления банка, должны быть доведены до всех сотрудников и соблюдаться на всех уровнях организационной структуры банка, включая Совет директоров и Правление. 

57. В банке должны быть разработаны механизмы, обеспечивающие соблюдение законодательства, включая нормативных правовых актов Национального банка по предотвращению конфликтов интересов и регламентации операций с инсайдерами и аффилированными лицами банка.  

58. В области кадровой политики корпоративное управление предполагает обязательное наличие и соблюдение внутренних документов, касающихся: 

1) приема на работу и увольнения сотрудников (включая должностных лиц банка, которые должны приниматься на работу по итогам конкурса на замещение вакантной должности); 

2) кадровых перемещений и карьерного роста; 

3) оплаты труда, вознаграждений и поощрений, предоставления социальных выплат и льгот, включая Совет директоров, Шариатский совет и Правление банка; 

4) обучения сотрудников (включая Совет директоров и Правление); 

5) системы мер по сохранению квалифицированного и компетентного персонала (включая руководство); 

6) применения мер к сотрудниками банка (включая Совет директоров, Шариатский совет и Правление) за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, за нарушение стандартов профессиональной этики, принятых банком. 

При этом, необходимо учитывать следующее: 

1) квалификационные требования, предъявляемые к кандидату при объявлении конкурса для замещения вакантной должности, должны соответствовать требованиям должностной инструкции, соответствующей вакантной должности; 

2) должностные инструкции основных должностных лиц банка должны утверждаться по согласованию с Правлением банка.  

 

8. ПРОЗРАЧНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ 

 

59. Прозрачность управления банком позволяет акционерам, держателям инвестиционных счетов и иным вкладчикам и другим кредиторам банка осуществлять мониторинг деятельности органов управления, а также поддерживает репутацию банка, как осуществляющего эффективное корпоративное управление. Это будет способствовать привлечению новых клиентов, инвесторов, деловых партнеров.  

60. В дополнение к требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики по раскрытию информации о деятельности банка, а также пунктами 5, 30, 31, 36, 38, 43 настоящего Положения, эффективное корпоративное управление предполагает раскрытие информации, которая в числе прочего включает:  

1) структуру органов управления банка (состав, квалификация и опыт, полномочия, обязанности, курируемые области, регламент работы и членство в комитетах и др.); 

2) структуру собственников банка (значительные акционеры банка, доля иностранных инвесторов в акционерном капитале банка и др.);  

3) организационную структуру банка и, при наличии, структуру банковской группы; 

4) виды, условия и объемы операций с аффилированными лицами и инсайдерами банка; 

5) стандарты профессиональной этики; 

6) политику банка в отношении конфликтов интересов. 

61. Информацию, характеризующую корпоративное управление банка, в том числе, приведенную в пункте 60 настоящего Положения, можно разместить на официальном веб-сайте банка и опубликовать в ежегодных и периодических отчетах.