Вернуться назад

Постановление Правления Национального банка  

Кыргызской Республики от 9 декабря 2015 года № 76\8 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об утверждении Положения 

«О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» 

 

 

В соответствии со статьями 7 и 43 Закона «О Национальном банке Кыргызской Республики», Законом «О платежной системе Кыргызской Республики», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Утвердить Положение «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» (прилагается). 

2. Признать утратившими силу следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики: 

- «Об утверждении Положения «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» от 14 октября 2009 года № 41/7; 

- «О внесении изменений и дополнений в Положение «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» от 30 ноября 2011 года № 67/11; 

- «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 25 сентября 2013 года № 35/19. 

3. Коммерческим банкам: 

- до 1 марта 2016 года подготовить и предоставить в Национальный банк Кыргызской Республики План по переводу действующих зарплатных проектов бюджетных организаций из бюджета и платежей в бюджет/из бюджета страны на национальные карты системы «Элкарт» в срок до 31 декабря 2016 года; 

- обеспечить настройку всех имеющихся терминалов, установленных в торгово-сервисных предприятиях только на прием платежей в национальной валюте в рамках мероприятий по дедолларизации экономики Кыргызской Республики и согласно требованиям законодательства Кыргызской Республики. 

4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования, за исключением пункта 74 Положения «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике», который вступает в силу с 1 января 2017 года. 

5. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Национального банка Кыргызской Республики;  

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

 

 

 

6. Управлению по работе с документами и коммуникаций довести настоящее постановление до сведения структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка в Баткенской области. 

7. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков Кыргызской Республики, ЗАО «Межбанковский процессинговый центр» и международных платежных систем. 

8. Управлению методологии надзора и лицензирования Национального банка проводить процесс лицензирования коммерческих банков в соответствии с настоящим постановлением. 

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Орозбаеву Л.Дж. 

 

 

Председатель Т.Абдыгулов 

 

 

Приложение   

к постановлению Правления  Национального банка   

Кыргызской Республики   

от 9 декабря 2015 года № 76\8 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о банковских платежных картах в Кыргызской Республике 

 

ГЛАВА 1. 

Общие положения 

1. Положение о банковских платежных картах в Кыргызской Республике (далее Положение) разработано в соответствии с законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», «О платежной системе Кыргызской Республики», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» и нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк).  

2. Настоящее Положение определяет порядок эмиссии, эквайринга и распространения банковских платежных карт на территории Кыргызской Республики, правила проведения операций, процессинг транзакций, совершенных с использованием банковских платежных карт, а также общие требования к системам расчетов с использованием банковских платежных карт, которые создаются или осуществляют деятельность на территории Кыргызской Республики, и их участникам.  

3. Деятельность, связанная с выпуском и распространением предоплаченных карт, как одной из форм электронных денег, регулируется Положением «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 12.05.2015 г. № 27/8.  

4. Все взаимоотношения участников системы расчетов с использованием банковских платежных карт, их ответственность, права и обязанности, незакрепленные настоящим Положением, устанавливаются соответствующими договорами или соглашениями.   

ГЛАВА 2. 

Термины и определения 

5. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:   

Авторизация процедура подтверждения эмитентом полномочий или авторства держателя карты на проведение им операции с использованием банковской платежной карты (транзакции), в результате которой возникает обязательство эмитента перед эквайером исполнить расчетный документ, составленный с использованием карты вышеуказанного эмитента. Авторизация может быть автоматизированной (посредством терминала) и голосовой (посредством телефонной связи). В случае если по совершаемой с использованием банковской платежной карты операции эмитент и эквайер являются одним и тем же лицом, то авторизация является разрешением, предоставляемым эмитентом клиенту на совершение данной операции.   

Авторизационный запрос запрос эмитенту карты на получение разрешения на проведение транзакции от эквайера по установленным правилам системы.  

Автоматизированный терминал самообслуживания (cash-in) терминал, предназначенный для депонирования (приема)/выдачи наличных денежных средств клиентам банков, держателями карт, пользователями сервисов, включая проведение операций в наличной и безналичной форме в адрес поставщиков услуг.   

Банковская платежная карта (карта) платежный инструмент, позволяющий ее держателю проводить операции по покупке товаров, услуг, получению наличных денежных средств в национальной и иностранной валютах, через терминалы или иные устройства, а также средство доступа к банковскому счету для управления ее держателем денежными средствами, находящимися на банковском счете, в том числе для учета и совершения операций с драгоценными металлами, размещенных на обезличенном металлическом счете, открытом у эмитента, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и договором между держателем карты и эмитентом. Карта может быть выпущена эмитентом как на физическом носителе, так и в электронном виде (виртуальная карта, не имеющая физического носителя и предназначенная для совершения безопасных покупок в интернете. Коммерческие банки должны иметь внутренние процедуры по операциям с виртуальными картами, включая правила безопасности их проведения и расчетов). Операции по карте производятся держателем карты в пределах остатка собственных денежных средств, имеющихся на банковском счете (дебетовая), или кредита, предоставляемого эмитентом в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт, кредитная). Карта является собственностью эмитента и предоставляется в пользование держателю карты в соответствии с условиями договора.   

Банковский счет (далее счет) это способ отражения договорных отношений между банком и клиентом по приему депозита (банковского вклада) и/или выдаче кредита, а также по совершению банком операций, связанных с осуществлением банковского обслуживания клиента, предусмотренного договором по обслуживанию банковского счета, законодательством Кыргызской Республики и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.   

Банкомат аппаратно-программный комплекс для выдачи и/или приема наличных денежных средств, записи денежных средств на карту, получения информации по совершенным транзакциям держателем карты, осуществления безналичных платежей и выдачи карт-чека по всем видам произведенных транзакций. Банкомат является банковским оборудованием и предназначен для самостоятельного совершения держателем операций с использованием карты без участия уполномоченного работника коммерческого банка.  

Владелец счета физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, заключивший договор банковского счета в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.   

Держатель карты клиент банка, физическое лицо, в том числе уполномоченное юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем-владельцем счета, имеющее право совершать операции с использованием карты на основании договора с эмитентом.   

Единый межбанковский процессинговый центр (ЕМПЦ) аппаратно-программный комплекс национальной платежной системы Кыргызской Республики «Элкарт», предназначенный для процессинга транзакций, совершенных с использованием банковских платежных карт «Элкарт», а также карт других систем, интегрированных с системой ЕМПЦ.  

Индент печать  один из способов персонализации карт, при котором на карте печатаются различные символы, не имеющие рельефа, т.е. символы не выступают на поверхности карты. 

Импринтер механическое устройство, предназначенное для подтверждения транзакций путем переноса оттиска рельефных реквизитов карты и реквизитов торгово-сервисного предприятия на бумажный носитель (слип).   

Карт-чек документ на бумажном носителе и/или в электронном виде, сформированный терминалом, банкоматом или иным устройством при проведении транзакции с использованием карты, являющийся основанием для осуществления расчетов по транзакции и служащий подтверждением ее совершения. Для снижения риска мошенничества карт-чек не должен содержать в явном виде всю информацию о номере карты и может содержать частичную информацию о номере карты держателя в соответствии с правилами безопасности системы.   

Ко-бейджинговая карта карта, выпущенная в рамках двух платежных систем.  

Ко-брендинговая карта карта, совместно выпущенная коммерческим банком и какой-либо организацией/ми.  

Локальная платежная система система расчетов с использованием карт, выпускаемых одним (одноэмитентная) или несколькими (многоэмитентная) эмитентами на территории Кыргызской Республики. Карты локальных систем могут обслуживаться в банкоматах и терминалах национальной платежной системы согласно условиям договора между участниками и системами.   

Межбанковская гроссовая система расчетов в режиме реального времени тип платежной системы, в которой осуществляются переводы по денежным обязательствам участников финансовых рынков (национального денежного, валютного рынков и рынка капитала и ценных бумаг), а также переводы, связанные с применением инструментов денежно-кредитной политики.   

Международная платежная система расчетов с использованием банковских платежных карт (далее международная платежная система) система расчетов с использованием международных карт, эмитируемых и обслуживаемых в соответствии с требованиями операторов данных систем и законодательством Кыргызской Республики. Системой устанавливаются определенные правила осуществления взаимных расчетов в иностранной валюте по платежам с использованием карт между участниками системы.  

Национальная карта карта системы «Элкарт», выпускаемая любым эмитентом-резидентом Кыргызской Республики, заключившим соответствующий договор с оператором национальной платежной системы.   

Национальная платежная система по расчетам банковскими платежными картами система расчетов по операциям с использованием национальных карт системы «Элкарт», функционирующая на базе аппаратно-программного комплекса Единого межбанковского процессингового центра.   

Оператор национальной платежной системы Закрытое акционерное общество «Межбанковский процессинговый центр».   

Обезличенные металлические счета это счета, открываемые банком для учета драгоценных металлов без указания индивидуальных признаков и совершения операций по привлечению и размещению драгоценных металлов.    

Овердрафт форма краткосрочного кредита, предоставление которого дает возможность клиенту осуществлять платежи сверх суммы, имеющейся на счете клиента, в пределах сумм и на условиях, определенных договором между эмитентом и держателем карты.   

POS(point-of-sale)-терминал - терминал, установленный в торгово-сервисном предприятии. 

Периферийные устройства терминалы, банкоматы, автоматизированные терминалы самообслуживания, иные устройства, составляющие техническую инфраструктуру по приему и обслуживанию банковских платежных карт.   

Персонализация процедура нанесения на карту и\или запись в память микропроцессора и\или на магнитную полосу карты идентификационной информации, предусмотренной регламентом и порядком работы соответствующей платежной системы по расчетам с картами.   

Персональный идентификационный номер (ПИН-код) пароль доступа к карте, позволяющий совершить транзакцию и подтверждающий, что право распоряжения денежными средствами дано держателем банковской карты.   

Поставщик услуг юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получающее денежные средства клиента за реализуемые товары (выполняемые работы, услуги).  

Предвыпущенная карта карта моментальной выдачи в отделении банка без указания фамилии и имени держателя карты на поверхности карты, обеспечивающая доступ к счету, который открывается на конкретного клиента и предназначенная для получения денежных переводов, обналичивания денежных средств посредством периферийных устройств, оплаты покупок в торговых точках безналичным путем, проведения операций через интернет.  

Процессинг деятельность, включающая в себя сбор, обработку и рассылку участникам расчетов информации по транзакциям, совершенным с использованием карт, а также выполнение иных функций, предусмотренных соответствующими договорами между участниками системы расчетов с использованием карт.   

Процессинговый центр юридическое лицо, осуществляющее процессинг.   

Пункт приема и/или выдачи наличных денежных средств (ПВН) - соответствующим образом оборудованное место (помещение) для совершения операций по выдаче и \или приему наличных денежных средств, проведения расчетов, в том числе и с использованием банковских платежных карт.   

Расчетный агент организация, обеспечивающая проведение окончательных расчетов между участниками системы расчетов с использованием карт.   

CVV-код это трехзначный код для проверки подлинности  карты при оплате через интернет и других видах операций. 

Система расчетов с использованием карт (платежная система по расчетам с использованием банковских платежных карт) совокупность норм, стандартов, правил, учреждений и программно-технических средств для организации расчетов с использованием карт. Платежные системы подразделяются на локальные, национальную и международные.   

Слип бумажный документ, служащий подтверждением совершения операции с использованием карты. Слип должен содержать оттиск рельефных реквизитов карты, произведенный с помощью импринтера, установленного в торгово-сервисном предприятии, а также подписи держателя карты и кассира ТСП. В случае голосовой авторизации слип также должен содержать полученный по телефону авторизационный код.   

Стоп-лист список карт, запрещенных эмитентом к приему для оплаты товаров или услуг и приема или выдачи наличных, включая обмен валют.   

Терминал для приема банковских платежных карт (терминал) электронное устройство, позволяющее считывать информацию с карты, формировать, отправлять и принимать сообщения об операциях с картой в\из соответствующей платежной системе.   

Торгово-сервисное предприятие (ТСП) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которое/ый в соответствии с заключенным с эквайером договором принимает карты для оплаты товаров или услуг с составлением документов, подтверждающих совершение операций с картами.   

Транзакция операция с использованием карты (например, при покупке товаров, услуг, переводе денежных средств, обмене валют или получении наличных денежных средств), в результате которой происходит изменение остатка денежных средств на счете держателя карты.   

Участники системы расчетов с использованием карт эмитент, держатель карты, эквайер, ТСП, процессинговый центр и расчетный агент.   

Чарджбек возвратный или претензионный платеж, отказ эмитента от осуществления платежа по транзакции, проведенной с нарушением правил платежной системы (оспариваемой транзакции). Чарджбек осуществляется в установленный регламентом срок исполнения путем дебетования счета эквайера на сумму оспариваемой транзакции с оформлением документов, требуемых правилами соответствующей платежной системы.   

Эквайер коммерческий банк, получивший разрешение на осуществление эквайринга, владелец сети периферийных устройств, обеспечивающий возможность проведения авторизации или транзакций через свои периферийные устройства в соответствии с технологией и нормативными актами соответствующих платежных систем и законодательством Кыргызской Республики.   

Эквайринг деятельность коммерческого банка, включающая в себя договорные отношения с ТСП по установке периферийных устройств и приему карт в качестве средства платежа за реализуемые товары, работы, услуги, обеспечение расчетов с ТСП и/или выдача налично-денежных средств держателям карт.   

Эмбоссирование нанесение данных на карту в виде рельефных знаков. 

Эмиссия карт деятельность коммерческого банка по выпуску карт.   

Эмитент коммерческий банк, осуществляющий выпуск карт в соответствии с технологией и нормативными актами соответствующих платежных систем и законодательством Кыргызской Республики.   

 

ГЛАВА 3. 

Порядок проведения платежей с использованием карт 

6. Карта изготавливается на основе пластиковой заготовки, технические характеристики которой соответствуют требованиям, регламенту и порядку работы платежной системы, утвержденным оператором платежной системы. Заготовка карт должна содержать специальное устройство, носитель информации (магнитная полоса, микропроцессор (интегральная cxeмa), и/или другое) для осуществления персонализации карты и хранения функциональных характеристик карты соответствующей платежной системы.   

7. В зависимости от регламента и порядка работы платежной системы, а также по типу расчетной схемы карта подразделяется на дебетовую карту, дебетовую карту с овердрафтом (дебетно-кредитная) и кредитную карту.   

8. В зависимости от валюты банковского счета посредством карты предоставляется возможность держателю карты проводить валютно-обменные операции в соответствии с регламентом и порядком работы системы при совершении безналичных расчетов и получении наличных денежных средств как на территории Кыргызской Республики, так и за ее пределами.   

9. Карта является индивидуальной (личной), если держатель карты - физическое лицо является владельцем счета на основании договора банковского счета и/или кредитного договора, заключенного между держателем карты и эмитентом. Любые операции по зачислению и списанию средств с использованием индивидуальной карты осуществляются с банковского счета держателя карты.  

10. Карта является корпоративной, если держатель карты - физическое лицо совершает операции с использованием карты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем, владельцем счета. Операции по списанию денежных средств осуществляются с корпоративного счета данного юридического лица/индивидуального предпринимателя.  

11. Карта является основной, если ее держателем является владелец банковского счета.  

12. Карта является дополнительной, если владелец банковского счета уполномочивает доверенное лицо проводить операции по его банковскому счету в пределах сумм и на условиях, установленных в договоре между эмитентом и владельцем банковского счета. При этом учет движения средств по основной и дополнительной картам банк ведет отдельно по каждой карте. 

13. Карта должна содержать обязательные реквизиты на поверхности карты: наименование эмитента, номер карты, фамилию и имя держателя карты или наименование компании (для карт, привязанных к счетам юридических лиц/индивидуальных предпринимателей), срок действия карты, принадлежность к платежной системе и иные реквизиты, предусмотренные требованиями соответствующей платежной системы. Требования данного пункта не распространяются на закрытые одноэмитентные внутрибанковские системы, а также на виртуальные карты, не имеющие физического носителя и предназначенные для совершения безопасных покупок в интернете.   

Карты, использующие технологию электронного кошелька, регулируются Положением «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике». 

Допускается отсутствие фамилии и имени держателя карты, если карта предвыпущенная и имеет ограниченный срок действия (не более 3 лет), при однозначной идентификации владельца карты в банке-эмитенте. Проведение транзакций посредством предвыпущенной карты осуществляется только с использованием ПИН-кода. 

14. Пополнение банковского счета держателя карты может осуществляться наличными и безналичными денежными средствами, а также используя банковские операции и денежные переводы без открытия счета в соответствии с заключенными договорными отношениями между эмитентом и владельцем счета.  

15. Держатель карты в соответствии с заключенным с эмитентом договором может оплачивать приобретенные товары и услуги в ТСП посредством карты, получать наличные денежные средства в банкомате или в ПВН, а также осуществлять банковские переводы денежных средств со своего банковского счета на любой другой счет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.   

16. ТСП принимает карты для оплаты за товары и услуги и осуществляет обмен информацией с эквайером по проведенным платежам через периферийные устройства, установленные в данном ТСП, после обязательного проведения электронной авторизации или после проведения голосовой авторизации (по телефону/факсимильному аппарату), если установлен импринтер. Для карт с микропроцессором электронная авторизация может осуществляться без прямого соединения с системой банка-эмитента.   

17. Платеж посредством карт, совершенный держателем карты через периферийные устройства, является электронным платежным документом и подтверждается оформлением карт-чека, содержащего следующие обязательные реквизиты:   

- номер документа, дата и время совершения операции;   

- наименование (код) торговой точки или эквайера;   

- сумму платежа;   

- валюту платежа;   

- код авторизации;   

- размер комиссии или скидки (если есть);   

- реквизиты платежной карты в соответствии с правилами безопасности платежной системы;  

- подпись держателя карты (если операция осуществляется через ПВН или ТСП, и регламентируется правилами платежной системы).   

Карт-чек может содержать дополнительные реквизиты, если это предусмотрено регламентом и порядком работы соответствующих платежных систем.   

Данное требование не распространяется на операции электронной коммерции. 

18. Если в ТСП установлен импринтер, факт совершения операции должен быть подтвержден тремя экземплярами слипов на сумму операции. Первый экземпляр слипа с подписями держателя карты и уполномоченного сотрудника ТСП передается эквайеру, второй остается в торговой точке, третий выдается держателю карты.  

19. В случае признания платежа ошибочным или мошенническим после проведения окончательных расчетов платежная система должна предусматривать отдельную процедуру по обязательному возврату денежных средств держателю карты на его банковский счет и последующему урегулированию спора по таким платежам. На период урегулирования спора оспариваемая сумма денежных средств может быть заблокирована на банковском счете держателя карты, если иное не предусмотрено в договоре с держателем карты. Условия разрешения споров между эмитентом и держателем карты, штрафные санкции по таким операциям должны быть установлены в договоре между ними, а также в регламенте и порядке работ соответствующей платежной системы. Разрешение споров между держателем карты и ТСП осуществляется на основании законодательства Кыргызской Республики и не является частью регулирования правилами и договорами системы.   

20. Держатель карты может опротестовать транзакцию, проведенную с использованием карты, подав эмитенту соответствующее заявление в соответствии с договором. Эмитент рассматривает возможность выставления чарджбека согласно регламенту и порядку работы соответствующей платежной системы. Если регламент и порядок работы соответствующей платежной системы содержат ограничения на срок выставления чарджбека определенного типа, то в случае подачи держателем карты заявления на выставления чарджбека после истечения этого срока банк вправе не рассматривать данное заявление.   

 

ГЛАВА 4. 

Требования к эмитенту 

 

21. Банк может стать эмитентом и осуществлять выпуск и распространение карт только при наличии банковской лицензии, выданной Национальным банком, на право осуществления расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание, а также выпуск, покупку, оплату, прием, хранение и подтверждение платежных документов, включая кредитные и платежные карты.  

Банк должен заключить договор с соответствующей платежной системой и ее оператором об участии в системе и получить разрешение платежной системы на выполнение данной операции (кроме одноэмитентных внутрибанковских систем).   

22. Банк, который начинает эмиссию карт соответствующей платежной системы, уведомляет об этом Национальный банк в установленной форме (Приложение 1 к настоящему Положению) не менее чем за один месяц до фактического начала эмиссии карт с приложением копии соответствующего разрешения и договора с платежной системой. В уведомлении также указываются сведения о планируемой эмиссии банковских карт, масштабы и характер операций, планируемых с их использованием.  

Банк, прекращающий эмиссию карт, должен также информировать Национальный банк, оператора и своих клиентов, держателей карт, в соответствии с условиями договоров между ними, в установленной форме (Приложение 1 к настоящему Положению), не менее чем за один месяц до фактического прекращения эмиссии карт. 

23. Банк самостоятельно определяет вид эмитируемых карт (локальные, национальные, международные), перечень услуг с использованием этих карт и условия их предоставления клиентам на основании регламента и порядка работы соответствующей платежной системы.  

24. Для выплаты заработных плат в рамках зарплатных проектов бюджетных организаций, а также пенсий, пособий и других поступлений/выплат бюджетных средств, банк должен предлагать только национальные карты «Элкарт».   

25. Банк может выпускать карты, имеющие различные расчетные схемы (программы): дебетовые, дебетно-кредитные и кредитные.   

26. Банк, выпускающий карты с расчетными схемами по предоставлению возможности получения кредита или овердрафта, должен иметь лицензию Национального банка на право предоставления кредитов и проведения кредитных операций. Кредитные операции осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и внутренней кредитной политикой банка.   

27. Банк, выпускающий карты, обязан соблюдать требования по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.   

28. Банк может выпускать карты, позволяющие их держателям принимать участие в различных нефинансовых программах, осуществляя операции с условными единицами учета (литры, килограммы, штуки и прочие) или в системах предоставления и учета определенных услуг (льгот, скидок, бонусов и прочих услуг). Данные нефинансовые программы могут быть реализованы при участии третьих лиц на основании договора, заключенного с эмитентом и в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.   

 

ГЛАВА 5. 

Порядок эмиссии банковских платежных карт 

29. Эмитент осуществляет выпуск и предоставляет держателю карты в пользование (распространение) карту на основании соответствующего заявления владельца счета и договора банковского счета, заключенного с владельцем счета. Банковская платежная карта является собственностью эмитента, передается держателю карты в пользование и должна изыматься эмитентом по окончании срока действия карты или закрытия банковского счета клиента.  

30. Перевыпуск банковских платежных карт осуществляется эмитентом на основании заявления владельца банковского счета, а также по инициативе Банка, если банк берет на себя всю ответственность в случае возникновения мошеннических операций по данной карте или претензий держателя карты. Заявление владельца банковского счета может быть представлено в банк в виде сканированной копии с подписью владельца по факсу, электронной почте или через системы дистанционного банковского обслуживания, в соответствии с внутренними правилами или процедурами банка и договором с клиентом.   

31. При заключении договора эмитент обязан идентифицировать держателя карты в соответствии с правилами, применяемыми при открытии банковского счета по принципу «знай своего клиента» в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.   

32. Эмитент обязан до момента подписания заявления о выдаче карты и заключения договора ознакомить держателя карты:  

- с условиями договора;  

- правилами по безопасному использованию карты;  

- тарифами на оказываемые услуги;  

- способами получения информации о каждой совершенной транзакции, блокировке карт в целях предотвращения несанкционированного доступа к счету клиента;  

- контактной информацией для связи держателя карты с банком в нерабочее время и выходные (праздничные дни).  

Клиент письменно или с использованием дистанционного банковского обслуживания подтверждает получение указанной информации. Правила по безопасному использованию карты должны быть включены в договор или прилагаться к нему.   

33. При выдаче карты следующие обязательные условия по предоставлению услуги по картам отражаются в договоре банковского счета:   

1) персональные данные владельца счета (фамилия, имя, отчество, паспортные данные (или другие документы, удостоверяющие личность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики) и другие личные данные владельца счета, позволяющие однозначно его идентифицировать);   

2) персональные данные держателя карты (фамилия, имя отчество, паспортные данные (или данные другого документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики) и другие личные данные держателя карты, позволяющие однозначно его идентифицировать);   

3) права, обязанности и ответственность держателя карты и эмитента по операциям с картой;   

4) типы и размер комиссий, подлежащих уплате держателем карты, а также порядок информирования клиентов об изменении тарифов, срока действия карты или других условий пользования картой, новых продуктах и другой информации;   

5) периодичность (но не менее, чем один раз в месяц) и способы предоставления эмитентом выписок о движении денежных средств и остатке на банковском счете;   

6) основные требования по соблюдению безопасности держателем карты (использование ПИН-кода, лимиты, действия держателя в случае утери или кражи карты);   

7) процедура информирования эмитента о факте утери, хищения или использования карты неуполномоченным лицом;   

8) распределение ответственности между сторонами при утере, хищении или использовании карты неуполномоченным лицом;   

9) условия блокирования и изъятия карты эмитентом;   

10) распределение рисков и ответственности между сторонами в случае нарушения процедур безопасности или других условий договора;   

11) порядок рассмотрения споров;   

12) порядок расторжения договора и аннулирование карты.   

Эмитент имеет право разрешить проведение платежей держателю карты без использования ПИН-кода на общую сумму не более 30 расчетных показателей за одну транзакцию. При этом ответственность за данные транзакции несет эмитент. 

В договоре могут быть предусмотрены иные условия.   

34. Эмитент вправе выдать дополнительную карту на основании договора, заключенного между эмитентом и владельцем счета, и заявления владельца счета. Условия использования банковской платежной карты держателем дополнительной карты устанавливаются эмитентом в соответствии с договором банковского счета, заключенным между эмитентом и владельцем счета, и на основании заявления владельца счета о предоставлении права доверенному лицу распоряжаться его счетом посредством дополнительной карты. Эмитент обязан идентифицировать держателей дополнительных карт в соответствии с правилами, применяемыми при открытии банковского счета в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.   

35. При выдаче дебетно-кредитной или кредитной карты эмитент вправе заключить смешанный договор или отдельное дополнительное соглашение, в котором оговариваются возможность получения держателем карты кредита или овердрафта, порядок и сроки их предоставления, способы получения, размер взимаемой комиссии и другие условия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.   

36. Эмитент осуществляет выдачу карт международных платежных систем держателям карт на основании договора об участии в международной платежной системе и договора с оператором системы в соответствии с регламентом и порядком работы системы, не противоречащими законодательству Кыргызской Республики. Эмитент международных карт должен соблюдать требования по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.   

37. Эмитент ведет бухгалтерский учет операций с использованием карты путем зачисления или списания денежных средств по банковскому счету на основании проведенных держателем карты транзакций в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и банковскими правилами ведения бухгалтерского учета. Списание средств со счета может производиться как в пределах остатка на банковском счете, так и за счет предоставленного эмитентом кредита или овердрафта в соответствии с условиями договора.   

38. Если банковский счет держателя карты ведется в другой валюте, списание и зачисление денежных средств осуществляется после конвертации в валюту этого счета в соответствии с внутренним регламентом и порядком работы соответствующей системы и/или договорами, заключенными между эмитентом и владельцем счета.   

39. Эмитент должен предоставлять держателю карты выписки о движении средств и остатке на банковском счете держателя карты/владельца счета по запросу держателя карты/ владельца счета. Сроки (не менее, чем один раз в месяц) и способы предоставления выписки о движении средств и остатке на банковском счете, дополнительные выписки, а также информация о транзакциях держателя карт устанавливаются регламентом и порядком работы соответствующей системы карт и условиями договора, заключенного с эмитентом.   

 

ГЛАВА 6. 

Блокирование, внесение в стоп-лист и изъятие карт 

40. Эмитент может прекратить обслуживание, заблокировать или изъять карту в случаях:   

1) неисполнения держателем карты своих обязательств, предусмотренных договором;   

2) нарушения правил пользования картой;   

3) окончания срока действия карты;   

4) расторжения договора об открытии банковского счета;   

5) в соответствии с правилами платежных систем и законодательством Кыргызской Республики.   

В случае прекращения обслуживания карты эмитент должен уведомить об этом держателя карты в установленном договором порядке.   

41. Эмитент должен внести реквизиты карты в стоп-лист системы при поступлении от держателя карты уведомления и заявления об утере, хищении или о несанкционированном использовании карты.   

42. Сроки и способы уведомления эмитента и подачи заявления держателем карты об утере, похищении или несанкционированном использовании карты, сроки вступления в силу уведомления устанавливаются условиями договора, которые не должны противоречить регламенту и порядку работы соответствующей платежной системы. Ответственность за своевременность подачи заявления несет держатель карты. С момента получения данного заявления ответственность по всем операциям с использованием утраченной или украденной банковской карты возлагается на эмитента.   

43. Эмитент не несет ответственности перед держателем банковской карты в случаях:  

- если держатель карты нарушил правила и процедуры, установленные в заключенных между ними договорах по использованию карты и ПИН-кода;  

- в случае противоправных действий со стороны держателя карты.  

При этом эмитенту необходимо предоставить информацию процессингового центра платежной системы по проведенным транзакциям для подтверждения правомочности действий держателя карты.  

 

ГЛАВА 7. 

Требования к эквайеру 

44. Банк может стать эквайером и осуществлять эквайринг банковских платежных карт только при наличии лицензии Национального банка на право проведения банковских операций. Банк должен заключить договор с соответствующей платежной системой и ее оператором об участии в системе и получить разрешение на выполнение данной операции.   

45. Банк, который начинает эквайринг карт соответствующей системы, уведомляет об этом Национальный банк в установленной форме (Приложение 2 к настоящему Положению) не менее чем за один месяц до фактического начала эквайринга с приложением разрешения от системы, копии соответствующего договора с системой и типового договора с ТСП.   

В случае прекращения эквайринга карт Банк также должен информировать Национальный банк в установленной форме (Приложение 2 к настоящему Положению) не менее чем за один месяц до фактического прекращения эквайринга.  

46. Банк, который начинает эквайринг и обслуживание карт соответствующей системы, может устанавливать собственную сеть банкоматов и/или терминалов и иных периферийных устройств согласно стандартам и требованиям используемой платежной системы и обеспечивать проведение в этой сети операций по картам от всех держателей карт этой системы.   

47. Эквайер обязан за свой счет обеспечить прием и обслуживание национальной карты в собственной сети на всех периферийных устройствах. Любые договорные отношения эквайеров с ТСП не должны создавать барьеры и ограничения по обслуживанию национальных карт другими эквайерами.   

48. Эквайер должен уведомить Национальный банк об установленных устройствах (банкоматах, терминалах или иных периферийных устройствах) не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в порядке и форме согласно Приложению 3 к настоящему Положению.  

49. Все оборудование, приобретаемое эквайером для осуществления операций с использованием карт, должно обеспечивать функциональную совместимость различных видов карт для их взаимного обслуживания и соответствовать техническим стандартам платежных систем. 

50. Эквайер не вправе устанавливать дополнительную комиссию (surcharge) за прием и обслуживание в своей сети периферийных устройств карт других коммерческих банков, если иное не предусмотрено регламентом и порядком работы соответствующей системы. Держатель карты должен быть проинформирован о взимании дополнительной комиссии (surcharge) перед проведением транзакции и иметь возможность отказаться от ее совершения.  

Эквайер не имеет права устанавливать комиссию (surcharge) за прием и обслуживание в своей сети национальных карт, которая не предусмотрена договором держателя карты с эмитентом и правилами национальной платежной системы.   

51. Эквайер должен установить на банкоматах ограничение по размеру операции по обналичиванию денежных средств. Сумма одной операции, осуществляемой держателем карты через банкомат, не должна превышать 250 (двести пятьдесят) расчетных показателей в национальной валюте или ее эквиваленте в иностранной валюте.   

52. Эквайер должен разместить на периферийном устройстве следующую информацию: наименование банка, наименование платежной системы, карты которой принимаются к обслуживанию, телефон горячей линии и иную информацию.   

 

ГЛАВА 8.  

 Требования к эквайрингу 

53. Для установки периферийного устройства в ТСП эквайер должен заключить договор с ТСП об открытии счета для проведения расчетов по транзакциям, проведенным с использованием терминала, и на право приема и обслуживания карт соответствующей системы. Договор между эквайером и ТСП должен содержать следующее:   

 

- наименование ТСП и его юридический адрес;   

- права и обязанности ТСП и эквайера по приему и обслуживанию карт;   

- виды карт, принимаемых ТСП к обслуживанию в обязательном порядке;   

- запрет ТСП на установление дополнительной комиссии или установлении более высокой цены (наценки) на товар/услугу в случае оплаты картой;   

- размер комиссий;   

- основные требования по соблюдению правил безопасности ТСП при использовании POS-терминала;  

- основные требования по соблюдению безопасности при приеме карт ТСП в качестве средства оплаты (авторизация, идентификация держателя карты, обязательное использование ПИН-кода держателем карты при проведении транзакции (если иное не предусмотрено правилами соответствующей платежной системы), лимиты и иные требования), в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;   

- порядок возврата сумм по проведенным операциям, опротестованным соответствующей системой;   

- процедуру возмещения стоимости товара, приобретенного по карте, при его возврате;   

- порядок проведения в рамках договора проверки ТСП по качеству обслуживания карт, предоставляемых услуг, условий содержания и работоспособности терминалов, хранения чеков (слипов);   

- порядок взаимодействия в случае выявления операции с украденной/утерянной картой держателя или проведения мошеннических транзакций самим ТСП;   

- распределение ответственности между сторонами в случае мошеннических операций, нарушения процедур безопасности или других условий договора и штрафные санкции, налагаемые на каждого участника;   

- порядок рассмотрения споров;   

- порядок расторжения договора;   

- требование по правилам обеспечения безопасности при совершении транзакции в соответствии с настоящим Положением.   

В договоре могут быть предусмотрены другие дополнительные условия. Правила обслуживания и приема карт соответствующей системы могут быть включены в договор либо они дополнительно прилагаются к нему.   

54. В договоре с ТСП банк должен установить лимиты на сумму одной операции, свыше которой ТСП необходимо запросить подтверждающий документ держателя карты (паспорт или другие документы, удостоверяющие личность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики). Данные о документе, удостоверяющем личность, обязательно заносятся на карт-чек. 

В договор с ТСП банк должен включить инструкцию (правила) с описанием карт, признаками и/или списком подозрительных действий со стороны держателей карт и необходимые меры, которые должны принимать ТСП при получении соответствующего сообщения из платежной системы. При этом банку необходимо руководствоваться законодательством, регулирующим вопросы защиты прав потребителей, а также иными нормативными правовыми актами и рекомендациями операторов платежных систем, связанными с обеспечением безопасности платежей и расчетов.   

55. Эквайер должен обеспечить обучение уполномоченных сотрудников ТСП правилам приема и обслуживания карт, распознаваний поддельных карт или случаев возможного мошенничества в соответствии со всеми процедурами безопасности, установленными в соответствующей системе. Процедуры безопасности обслуживания карт не подлежат разглашению третьим лицам, за исключением уполномоченных сотрудников ТСП, осуществляющих прием и обслуживание банковских платежных карт в периферийных устройствах.   

56. ТСП может установить собственный терминал на условиях соответствия установленным требованиям и стандартам, предъявляемым эквайером, соответствующей системой и настоящим Положением. В системе терминал определяется как устройство эквайера.   

57. Эквайер может установить в ТСП собственные периферийные устройства.   

58. Эквайер осуществляет возмещение сумм по проведенным операциям с использованием карт в пользу ТСП путем зачисления денежных средств, поступивших от эмитентов по всем держателям карт по результатам процессинга в соответствии со сроками, установленными регламентом и порядком работы системы и в договоре.   

 

ГЛАВА 9.   

Требования к операторам и международным платежным системам 

59. Оператор национальной и локальной платежной системы по расчетам банковскими платежными картами должен быть резидентом Кыргызской Республики и иметь лицензию Национального банка на осуществление деятельности по оказанию услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. Порядок получения лицензии и основные требования к банкам установлены в главе 11 настоящего Положения, для других операторов платежной системы в нормативных правовых актах Национального банка. 

60. Международная платежная система для оказания услуг по использованию банковских платежных карт на территории Кыргызской Республики должна пройти регистрацию в Национальном банке. Деятельность международной платежной системы на территории Кыргызской Республики без наличия регистрации в Национальном банке запрещается.   

61. Для прохождения регистрации международной платежной системы необходимо направить в Национальный банк заявление о регистрации и предоставить пакет документов, включающих следующее:   

- название международной платежной системы;   

- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;   

- копии свидетельства о регистрации международной платежной системы, лицензии/сертификата на право осуществления деятельности по процессингу и обслуживанию международных платежных карт, выданные уполномоченным органом по финансовому надзору страны происхождения в случае применимости;   

- типовой договор с участниками системы.  

Международная платежная система должна предоставить доступ к правилам международной платежной системы и тарифам. 

62. В случае необходимости по запросу Национального банка отдельные документы должны предоставляться в электронной форме.    

63. Срок рассмотрения заявления на регистрацию международной платежной системы составляет 15 календарных дней. Если предоставленные документы не отвечают требованиям, предъявляемым Национальным банком, отсчет срока рассмотрения документов начинается с даты получения Национальным банком документов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям.  В случае несоответствия документов установленным требованиям и при предоставлении неполного пакета документов они возвращаются на доработку. Международная платежная система в срок не более 10 календарных дней должна предоставить в Национальный банк документы, доработанные с учетом замечаний. При предоставлении документов, не соответствующих требованиям настоящего Положения или не в полном объеме более двух раз, Национальный банк вправе отказать международной платежной системе в регистрации.   

64. В случае принятия решения о регистрации Национальный банк присваивает международной платежной системе регистрационный номер, включает информацию о ней в реестр международных платежных систем расчетов с использованием банковских платежных карт на территории Кыргызской Республики, и в срок не позднее 7 календарных дней с даты принятия решения направляет международной платежной системе письмо о прохождении регистрации. Порядок ведения реестра международных платежных систем устанавливается Национальным банком.   

65. Международная платежная система обязана уведомить в письменной форме Национальный банк об изменении любых сведений, указанных при ее регистрации в течение 3 рабочих дней с момента наступления изменений. Национальный банк на основании предоставленной информации в течение 3 рабочих дней вносит информацию в реестр международных платежных систем с использованием банковских платежных карт.   

66. Документы, предоставленные международными платежными системами в Национальный банк, не возвращаются.  

67. Международная платежная система после прохождения процедуры регистрации должна предоставить для Национального банка постоянный доступ к документам системы (правилам, действующим тарифам, типовым договорам, требованиям для участия, новости, отчетам и т.д.), в том числе на своих сайтах.  

 

ГЛАВА 10.  

 Требования к процессингу и процессинговому центру, 

порядок проведения окончательных расчетов 

68. Процессинг транзакций, совершенных с использованием банковских платежных карт осуществляет процессинговый центр.   

69. Функции процессингового центра без наличия дополнительной лицензии вправе выполнять эмитент, если платежная система является локальной и основана на проведении платежей с использованием локальной одноэмитентной карты или осуществляющий собственный процессинг.   

70. Функции процессингового центра системы расчетов с использованием локальной многоэмитентной карты или международных карт для других банков может исполнять эмитент или эквайер, являющийся участником данной системы при наличии дополнительной лицензии на прием, обработку и выдачу финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра.  

71. Функции процессингового центра может выполнять независимый оператор, являющийся участником системы и имеющий лицензию Национального банка, действующий согласно установленному регламенту и порядку работы, договорами между участниками системы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

72. Процессинг транзакций с использованием национальных карт и расчет итоговых чистых позиций участников национальной системы осуществляется оператором национальной платежной системы. Окончательный расчет участников системы платежей с использованием национальных карт осуществляется в межбанковской гроссовой системе расчетов в режиме реального времени в соответствии с регламентом и порядком работы системы.   

73. Процессинг транзакций, совершенных с использованием международных карт, осуществляется операторами международных платежных систем в соответствии с регламентом, порядком работы и договорами этих систем.   

74. Взаиморасчеты по результатам процессинга транзакций участников различных платежных систем с использованием карт резидентов Кыргызской Республики, совершенных в пределах территории Кыргызской Республики, осуществляются в национальной валюте Кыргызской Республики. Окончательный расчет по внутригосударственным операциям должен проходить в Национальном банке.  

75. Все транзакции, проходящие между эмитентом, процессинговым центром и эквайером, имеют электронный вид и в случае необходимости подтверждаются по возможности соответствующим документами (карт-чеками).   

76. Порядок передачи и предоставления процессинговым центром информации по проведенным транзакциям эмитентам и эквайерам, а также расчетному агенту устанавливается регламентом и порядком работы соответствующей системы, в которой осуществлен платеж и/или договорами, заключенными между участниками этой системы.  

77. Файлы межбанковских транзакций по операциям с картами могут передаваться процессинговым центром эмитентам и эквайерам для проведения окончательных взаиморасчетов между участниками системы расчетов картами через межбанковскую гроссовую систему расчетов в режиме реального времени в соответствии с регламентом и порядком работы системы.   

78. В случае если по регламенту и порядку работы платежной системы окончательные расчеты осуществляет расчетный агент, процессинговый центр передает информацию о проведенных транзакциях по картам расчетному агенту для осуществления списания и зачисления денежных средств по счетам эмитентов и эквайеров соответствующих систем.   

79. Взаиморасчеты участников системы платежей с использованием карт международных систем, совершенных за пределами Кыргызской Республики, осуществляются по системам проведения трансграничных платежей в иностранной валюте.  

80. Процессинговые центры могут предоставлять другие виды услуг эмитентам и эквайерам (персонализация карт для клиентов, ведение базы данных по клиентам и торговым точкам и иные услуги) в соответствии с договорными отношениями и требованиями законодательства Кыргызской Республики.   

81. Процессинговый центр несет ответственность за хранение и восстановление информации о транзакциях, совершенных с использованием банковских платежных карт в течение срока, определенного законодательством Кыргызской Республики для платежных документов.   

82. Участники платежной системы по расчетам с использованием банковских платежных карт должны соблюдать требования безопасности по проведению операций, совершаемых с использованием карт, согласно требованиям регламента, порядку работы и процедурам, установленным в соответствующих платежных системах.   

83. Риски, которые могут возникнуть при взаиморасчетах между участниками системы расчетов картами должны быть оговорены в регламенте и порядке работы системы и распределены между участниками системы в договорах.   

 

ГЛАВА 11. 

Порядок и документы, необходимые для получения дополнительной лицензии 

84. Перед началом осуществления деятельности по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра, банк должен: 

- исполнять требования, установленные в Положении «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций», утвержденном постановлением Правления Национального банка от 25.03.2015 г. № 19/10; 

- выполнять все экономические нормативы и требования, установленные Национальным банком; 

- не иметь ограничений по деятельности банка. 

85. Для получения лицензии на осуществление деятельности по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра банк предоставляет в Национальный банк следующие документы в одном экземпляре на государственном или официальном языках: 

1) заявление о выдаче лицензии, составленное по форме, установленной в соответствии с Приложением 4 к настоящему Положению, за подписью руководителя банка; 

2) бизнес-план, содержащий как минимум:   

- определение целей, преследуемых при осуществлении данной деятельности;  

- список банков-участников;  

- прогнозные расчеты экономических результатов, ожидаемых при осуществлении данной деятельности;   

- иную информацию; 

3) копии внутренних документов, регламентирующих порядок осуществления финансового мониторинга операций, осуществляемых в платежной системе; 

4) подписанные руководителем и заверенные печатью правила функционирования платежной системы, которые должны содержать следующее: 

- архитектуру системы и схему ее работы;  

- процедуры вступления и выхода из системы; 

- порядок подключения участника к системе; 

- порядок проведения процессинга; 

- порядок предоставления сведений участниками платежной системы о своей деятельности оператору платежной системы; 

- систему управления рисками в платежной системе, включая используемую модель управления рисками, перечень мероприятий и способов управления рисками; 

- требования к защите информации; 

- порядок разрешения споров; 

- порядок действия участников при возникновении нештатных ситуаций в системе; 

- права, обязанности и ответственность участников; 

- описание о наличии в системе механизмов по управлению справочниками отправителей и получателей, проверку клиентов по спискам террористов, выпускаемым международными организациями, национальным списком террористов, национальным списком подозреваемых в причастности к терроризму; 

5) информацию об исполнении требований, установленных в Положении «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций»; 

6) документ, подтверждающий уплату за выдачу лицензии; 

7) доверенность, выданную представителю на получение лицензии, в случае если от имени банка действует представитель по доверенности. 

86. Все документы, представляемые в Национальный банк в соответствии с настоящим Положением и содержащие более одного листа, должны быть описаны полистно и заверены подписью руководителя и печатью банка. По запросу Национального банка отдельные документы могут представляться в электронной форме. 

87. Срок рассмотрения документов Национальным банком составляет 30 (тридцать) календарных дней. 

88. Национальный банк перед выдачей лицензии вправе осуществить проверку исполнения банком требований, установленных Положением «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций». 

Несоответствие банка требованиям, указанным в пункте 84, может  являться  основанием для  отказа  в выдаче дополнительной лицензии по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра, а  также ее отзыва.  

89. В случае если документы не соответствуют требованиям, установленным настоящим Положением, или если в период рассмотрения заявления и документов, проверки будут представлены дополнительные документы, то отсчет срока рассмотрения заявления и документов начинается вновь со дня получения дополнительных документов, удовлетворяющих требованиям настоящего Положения.  

90. В случае отзыва заявления и документов на получение лицензии либо при отказе в лицензировании или отзыве ранее полученной лицензии в рамках настоящего Положения документы, представленные в Национальный банк, не возвращаются.  

91. Дополнительные документы должны быть представлены в течение 15 (пятнадцати) календарных дней после письменного уведомления Национального банка. В случае, если дополнительные документы не будут представлены в указанный срок, Национальный банк имеет право отказать в выдаче лицензии.  

 

ГЛАВА 12.  

 Заключительные положения 

92. Национальный банк для снижения рисков осуществляет мониторинг, анализ, регулирование и надзор (оверсайт) за платежными системами с использованием карт на территории Кыргызской Республики.   

93. Эмитент должен предоставлять в Национальный банк сведения о выпущенных и обслуживаемых им видах и типах карт в соответствии с формами и сроками, установленными в законодательстве Кыргызской Республики.   

94. Эквайер должен предоставлять в Национальный банк сведения по сети периферийных устройств систем расчетов картами в соответствии с формами и сроками, установленными законодательством Кыргызской Республики.   

95. Оператор системы расчетов с использованием карт должен предоставлять в Национальный банк сведения относительно функционирования системы расчетов картами в соответствии с формами и сроками, установленными законодательством Кыргызской Республики.   

96. Банки, предоставляющие услуги по эмиссии и/или эквайрингу карт, должны осуществлять контроль над соблюдением клиентами условий соответствующих договоров, безопасности проведения транзакций и правил пользования картой.   

97. Банки, предоставляющие услуги по эмиссии и эквайрингу карт, должны осуществлять мониторинг операций с использованием карт по параметрам, установленным регламентом и порядком работы соответствующей системы, а также проводить мероприятия для прекращения и/или предотвращения ошибочных и неправомочных операций. Банки могут передать данные функции в сторонний процессинговый центр согласно установленным договорным отношениям.   

Приложение 1   

к Положению  

«О банковских  платежных  

картах  

в Кыргызской Республике» 

 

Национальный банк Кыргызской Республики 

Управление платежных систем 

УВЕДОМЛЕНИЕ 

о начале/завершении эмиссии банковских платежных карт 

 

 

Настоящим _________________________________________________________ (полное наименование банка) 

уведомляет о начале/завершении выпуска банковских платежных карт _____________________________________________________________________________  

(наименование системы банковских платежных карт и тип карт) 

 

согласно Договору ___________________________ и официальному разрешению платежной системы, прилагаемым к данному Уведомлению.   

 

Председатель Правления (подпись, печать)   

Расшифровка подписи   

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Приложение 2 

к Положению «О банковских  

платежных картах  

в Кыргызской Республике» 

 

Национальный банк Кыргызской Республики 

Управление платежных систем 

УВЕДОМЛЕНИЕ 

о начале/завершении эквайринга по банковским платежным картам 

 

Настоящим ___________________________________________________________ (полное наименование банка) 

уведомляет о начале/завершении эквайринга по банковским платежным картам _____________________________________________________________________________ 

(наименование системы платежных карт и тип карт) 

согласно Договору_______________________________________________ и официальному разрешению платежной системы, прилагаемым к данному Уведомлению.   

 

Председатель Правления (подпись, печать)   

Расшифровка подписи   

    

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

Приложение 3 

к Положению «О банковских  

платежных картах  

в Кыргызской Республике» 

 

Национальный банк Кыргызской Республики 

Управление платежных систем 

УВЕДОМЛЕНИЕ 

об открытии (закрытии) терминала (банкомата) или иного периферийного устройства   

Настоящим _____________________________________________________________ (полное наименование банка) 

уведомляет об открытии/закрытии периферийных устройств за ____квартал 20__ года: 

№ № 

п/п 

Торговая точка 

(наименова-ние торговой точки или др., где находится периферий-ное устройство) 

Почтовый адрес  

местонахождения периферийного устройства, номер телефона или факса (веб-адрес для виртуальных пос-терминалов (V-POS)) 

Вид периферийного устройства 

(терминал (ПВН), POS-терминал,  

сash-in-терминал, банкомат, иное периферийное устройство)  

Наименование периферийного устройства 

(производитель, модель) 

Тип обслуживаемых карт (Visa, Master Card, UP, Элкарт и/или др.) 

Краткая техническая характерис-тика 

периферий- ного устройства 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Председатель Правления (подпись, печать)   

Расшифровка подписи   

 

Приложение 4   

к Положению «О банковских  

платежных картах  

в Кыргызской Республике»   

 

Национальный банк Кыргызской Республики 

ЗАЯВЛЕНИЕ 

   

Прошу выдать (________________________________________________________  

_____________________________________________________________________________) 

(полное название, юридический адрес, фактический адрес, номер телефона) 

лицензию для осуществления деятельности по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра. 

 

Председатель Правления (подпись, печать)   

Расшифровка подписи   

"____" _____________ 20__ г.   

Приложение 5 

к Положению «О банковских  

платежных картах  

в Кыргызской Республике»    

 

 

Национальный банк Кыргызской Республики 

 

ЛИЦЕНЗИЯ №___/5 

на право осуществления деятельности по приему, обработке и выдаче финансовой информации 

 

__________________________________________________________________________ 

(полное наименование банка),  

 

__________________________________________________________________________ 

(сокращенное наименование банка)  

 

_____________________________________________________________________________ 

(местонахождение) 

дается право осуществлять деятельность в качестве оператора платежной системы и проводить операции по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра. 

 

 

Настоящая лицензия вступает в силу с момента ее подписания.  

Лицензия является неотчуждаемой, бессрочной. 

Лицензия зарегистрирована (дата, месяц, год).  

№ ____________ серия бланка ______________ 

 

Заместитель Председателя 

 

   

(подпись и печать)