Вернуться назад

Постановление Правления Национального банка 

Кыргызской Республики от 23 декабря 2015 года № 78/22 

 

 

О внесении изменений и дополнений в постановление 

Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О минимальных требованиях по управлению операционным риском в коммерческих банках Кыргызской Республики" от 15 декабря 2005 года № 37/5 

 

 

В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О минимальных требованиях по управлению операционным риском в коммерческих банках Кыргызской Республики" от 15 декабря 2005 года № 37/5 изменения и дополнения (прилагаются). 

2. Юридическому Управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении двух месяцев со дня официального опубликования. 

4. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, Государственного банка развития Кыргызской Республики, областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Орозбаеву Л.Дж. 

 

 

Председатель Т.Абдыгулов 

 

 

 

 

Приложение 

к постановлению 

Правления Национального банка Кыргызской Республики 

от 23 декабря 2015 года № 78/22 

 

Изменения и дополнения в постановление 

Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О минимальных требованиях по управлению операционным риском в коммерческих банках Кыргызской Республики" от 15 декабря 2005 года № 37/5 

 

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О минимальных требованиях по управлению операционным риском в коммерческих банках Кыргызской Республики" от 15 декабря 2005 года № 37/5 следующие изменения и дополнения: 

в Положении "О минимальных требованиях по управлению операционным риском в коммерческих банках Кыргызской Республики", утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 1.1. аббревиатуру "НБКР" заменить словами "Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк)"; 

- пункт 1.2 дополнить абзацем следующего содержания: 

"Коммерческие банки, осуществляющие операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, руководствуются настоящим Положением с целью соблюдения стандартов управления операционным риском, установленных Положением "О минимальных требованиях по управлению рисками в банках, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования", утвержденным постановлением Правления Национального банка от 28 декабря 2009 года № 51/5."; 

- пункт 2.1 изложить в следующей редакции: 

"2.1. В банке должна быть разработана и утверждена Советом директоров банка политика по управлению операционным риском, соответствующая масштабу, профилю риска, системной значимости и размеру капитала банка. 

Политика по управлению операционным риском может быть представлена в виде отдельного документа либо может быть частью единой политики по управлению рисками и как минимум должна включать: 

- цели и задачи управления операционным риском; 

- основные принципы управления операционным риском; 

- основные виды операционных рисков с учетом всех направлений деятельности банка и причины их возникновения; 

- распределение полномочий и ответственности по всем уровням управления и мониторинга операционным риском; 

- методы выявления, оценки, мониторинга, контроля и минимизации операционного риска; 

- порядок предоставления отчетности и обмена информацией по управлению операционным риском."; 

- в пункте 2.3 шестой абзац изложить в следующей редакции: 

"- по аутсорсингу. Под аутсорсингом понимается привлечение банком внешних поставщиков услуг для выполнения на непрерывной основе отдельных видов работ и услуг, которые в обычных условиях осуществлялись бы самим банком. Банк не может использовать аутсорсинг для проведения операций, связанных с кредитованием, привлечением депозитов либо другой банковской операции, для которой требуется лицензия;"; 

в седьмом абзаце слово "включающее," заменить словом "включающие"; 

- пункт 2.4 изложить в следующей редакции: 

"2.4. Политика по управлению операционным риском должна пересматриваться периодически, не менее одного раза в год, а процедуры и другие внутренние документы банка по управлению операционным риском должны пересматриваться по мере необходимости, но не менее одного раза в два года с учетом достигнутого уровня управления операционным риском в банке и международного опыта, полностью интегрироваться в общий процесс управления рисками банка, а также своевременно доводиться до сведения всех сотрудников банка."; 

- в пункте 2.5 после слов "деятельности банка" дополнить словами ", а также осуществляет контроль за эффективной реализацией Правлением банка политики и процедур по управлению операционным риском"; 

- в пункте 3.1: 

во втором предложении второго абзаца подпункта 3.1.7 слова "Более того, если при проведении значительных операций" заменить словами "Если при проведении отдельных видов работ и услуг", слово "политика" заменить словами "внутренние нормативные документы"; 

дополнить подпунктом 3.1.7-1 следующего содержания: 

"3.1.7-1. До использования аутсорсинга банку необходимо разработать процедуру принятия решений о привлечении поставщиков услуг, а также подготовить договоры аутсорсинга. Договор аутсорсинга является важным инструментом снижения рисков, связанных с его неисполнением или возникновением разногласий сторон. К ключевым положениям договора аутсорсинга должны быть отнесены следующие: 

- четкое определение видов работ и услуг, передающихся на исполнение третьей стороне; 

- возможность доступа банка ко всей бухгалтерской и иной информации поставщика услуг, имеющей отношение к объекту аутсорсинга. При этом по запросу Национального банка и внешних аудиторов банк обязан предоставить указанную информацию, имеющую отношение к объекту аутсорсинга. 

- непрерывное осуществление банком мониторинга и оценки деятельности поставщика услуг с целью своевременного принятия корректирующих мер; 

- условия и минимальные сроки прекращения действия договора в случае возникновения необходимости, а также обязательства, остающиеся в силе, после прекращения действия договора; 

- порядок урегулирования существенных вопросов, присущих только договору об аутсорсинге (например, если поставщик услуг находится за рубежом, положение о законодательстве стран сторон заключения договора, во избежание коллизии нормативных правовых актов); 

- условия передачи на субдоговор всей или части аутсорсинговой деятельности в случае возникновения необходимости (для обеспечения возможности сохранения аналогичного режима управления рисками в случае изменения поставщика услуг); 

- вопросы обеспечения поставщиком услуг конфиденциальности информации, касающейся банка, и защиты от намеренного или случайного её раскрытия посторонним лицам. 

Процедура принятия решений о привлечении поставщиков услуг должна включать в себя критерии, позволяющие осуществлять предварительную оценку возможности и способности поставщика услуг эффективно, надежно и на высоком уровне осуществлять аутсорсинговую деятельность, а также оценивать факторы возникающих рисков, связанных с привлечением определенного поставщика услуг. 

При разработке критериев банку следует учитывать, что поставщик услуг должен: 

- обладать необходимыми ресурсами и иметь работников соответствующей квалификации для выполнения работ и услуг, передаваемых банком на аутсорсинг; 

- понимать цели и задачи банка в данной области деятельности и действовать в соответствии с ними; 

- быть финансово состоятельным с тем, чтобы своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства."; 

- в пункте 4.3 слово "год" заменить словами "два года".