Вернуться назад

Постановление Правления  

Национального банка 

Кыргызской Республики  

от 31 мая 2017 г. № 21\10 

 

 

 

О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

В соответствии со статьями 7 и 43 Закона "О Национальном банке Кыргызской Республики" Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения и дополнения в следующие нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики (прилагается): 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "О Положении "О корпоративном управлении в банках Кыргызской Республики, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" от 30 ноября 2011 года №67/9;  

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О минимальных требованиях по управлению рисками в банках, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" от 28 декабря 2009 года № 51/5; 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "Об операциях, осуществляемых в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" от 23 сентября 2009 года № 38/8; 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "О Положении "О требованиях к типовым договорам, заключаемым в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" от 30 сентября 2009 года № 39/4; 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "О Положении "О реализации исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике в рамках пилотного проекта" от 30 октября 2006 года №32/2; 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "Об операциях, осуществляемых микрофинансовыми организациями и кредитными союзами в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" от 26 октября 2011г. №60/8; 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О минимальных требованиях к типовым договорам микрофинансовых организаций и кредитных союзов, заключаемых в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" от 23 октября 2013 года № 39/9;  

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков микрофинансовыми организациями, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" от 24 сентября 2014 года № 42/8;  

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении "Положения о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков в кредитных союзах, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" от 23 апреля 2014 года № 16/3. 

2. Настоящее постановление вступает в силу c 22 июня 2017 года. 

3. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Национального банка Кыргызской Республики;  

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

4. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения действующих коммерческих банков, микрофинансовых организаций, кредитных союзов, их объединений (ассоциаций), ОАО "Финансовая компания кредитных союзов", ОЮЛ "Ассоциация исламских финансов", ОЮЛ "Союз банков Кыргызстана", областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики Т. Дж. Джусупова. 

 

 

Председатель Т. Абдыгулов  

 

 

 

 

 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 31 мая 2017 г. № 21\10 

 

 

Изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "О Положении "О корпоративном управлении в банках Кыргызской Республики, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" от 30 ноября 2011 года № 67/9" следующие изменения и дополнения: 

в Положении "О корпоративном управлении в банках Кыргызской Республики, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования", утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1 изложить в следующей редакции: 

"1. Настоящее Положение распространяется на банки, осуществляющие операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, включая банки, имеющие "исламское окно" (далее - банки).  

Эффективное корпоративное управление в банках является одним из важнейших условий обеспечения стабильного развития отдельных банков и банковской системы в целом. 

Для целей настоящего Положения используются следующие определения: 

- инвестиционные счета - это счета клиентов, на которых отражаются средства, привлеченные банком на основе договора мудараба. В зависимости от вида договора мудараба инвестиционный счет может быть неограниченным или ограниченным; 

- фидуциарная ответственность это ответственность: 

а) банка перед своими клиентами по соблюдению правил и принципов шариата; 

б) банка по надлежащему управлению денежными средствами держателей инвестиционных счетов и соблюдению условий, оговоренных в договорах мудараба; 

- профиль риска сочетание показателей риска банка, основанных на собранной, проанализированной и систематизированной информации, которая характеризует подверженность банка рискам по направлениям деятельности с учетом сложившихся приоритетов."; 

- девятый абзац пункта 3 изложить в следующей редакции: 

"Методологической основой эффективного корпоративного управления в банках и банковских группах являются рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору и Совета Исламских Финансовых Услуг, которые размещены на сайте Банка международных расчетов (Швейцария) www.bis.org и на сайте Совета исламских финансовых услуг (IFSB) www.ifsb.org, а также принципы корпоративного управления ОЭСР, размещенные на сайте www.oecd.org."; 

- Положение дополнить пунктом 3-1 следующего содержания: 

"3-1. В банке могут быть разработаны внутренние нормативные документы, направленные на реализацию эффективного корпоративного управления и не противоречащие настоящему Положению."; 

- пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания: 

"Акционеры банка и их аффилированные лица, должностные лица банка, а также связанные с банком лица должны иметь безупречную деловую репутацию в соответствии с требованиями, установленными Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" (далее Закон) и требованиями Национального банка по лицензированию деятельности банков, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования."; 

- пункт 7 изложить в следующей редакции: 

"7. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров банка, определены Законом и Законом Кыргызской Республики "Об акционерных обществах"."; 

- Положение дополнить пунктом 9-1 следующего содержания: 

"9-1. Полномочия общего собрания акционеров банка в период режима временной администрации осуществляются согласно нормативным правовым актам Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк)."; 

- пункт 10 изложить в следующей редакции: 

"10. Совет директоров банка - орган управления банка, осуществляющий общее руководство банком в период между общими собраниями акционеров. 

Совет директоров осуществляет контроль за управлением банком и его финансовым состоянием и подотчетен общему собранию акционеров банка."; 

- пункт 11 изложить в следующей редакции: 

"11. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции и ответственности Совета директоров, определены Законом и включают определение стратегий и политик банка.";  

- пункт 18 изложить в следующей редакции: 

"18. Совет директоров в обязательном порядке создает следующие комитеты: 

1) Комитет по управлению рисками, обеспечивающий контроль за деятельностью Правления банка в вопросах управления рисками, которые принимает на себя банк; 

2) Комитет по аудиту; 

3) Комитет по назначениям и вознаграждениям.  

В банке также могут создаваться Комитет по корпоративному управлению, Комитет по новым продуктам, Комитет по комплаенс-контролю и другие комитеты. 

Деятельность комитетов Совета директоров должна соответствовать требованиям Национального банка и внутренним документам банка. 

Банк должен создать иные комитеты в целях усиления корпоративного управления в банке, в частности: 

- Комитет по финансированию, принимающий решения по всем вопросам, касающиеся выдачи финансирования, гарантий, обязательств, поручительств, других активов и обязательств, по своей сути являющихся операциями финансирования и несущих в себе риск кредитной потери. Деятельность комитета по финансированию регулируется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и внутренним положением о Комитете, которое утверждается Советом директоров. 

- Комитет по управлению активами и пассивами банка, осуществляющий контроль за общей структурой баланса банка, мониторинг за структурой активов и пассивов, а также обеспечивающий соблюдение политики по управлению активами и пассивами, установленной Советом директоров. Деятельность Комитета по управлению активами и пассивами регулируется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и внутренним положением о Комитете, которое утверждается Советом директоров. 

Все комитеты в банке возглавляются председателями указанных комитетов."; 

- первое предложение пункта 19 изложить в следующей редакции: 

"Комитет по корпоративному управлению, основной задачей которого является защита интересов не только акционеров, но и заинтересованных сторон (сотрудники, клиенты, включая держателей инвестиционных счетов и иных вкладчиков, поставщики), осуществляет мониторинг и оценку внедрения и соблюдения политики управления банком, а также мониторинг реализации инвестиционной стратегии по управлению средствами держателей инвестиционных счетов."; 

- пункт 23 изложить в следующей редакции: 

"23. Комитет по управлению рисками, обеспечивает контроль за деятельностью Правления банка в вопросах управления рисками, которые принимает на себя банк.  

Комитет по управлению активами и пассивами банка, осуществляет контроль за общей структурой баланса банка, мониторинг активов и пассивов, а также контроль за соблюдением политики по управлению активами и пассивами, установленной Советом директоров."; 

- Положение дополнить пунктом 23-1 следующего содержания: 

"23-1. Во внутренних документах банка, регламентирующих деятельность всех комитетов, созданных в банке, должны быть определены:  

- цель создания и деятельности комитета;  

- полномочия комитета;  

- порядок назначения Председателя комитета; 

- порядок проведения заседаний;  

- порядок отчетности;  

- ответственность каждого члена комитета за принятые и подписанные им решения.  

Также в этих документах к каждому члену комитета, участвующему в заседании и принимающему решения, должны быть установлены следующие требования:  

- быть осведомленным о сути рассматриваемого вопроса;  

- осознавать влияние принимаемых им решений на деятельность банка;  

- оценивать возможность возникновения рисков и последствий принимаемых им решений.  

Мнение члена комитета, имеющего замечания и предложения по рассматриваемому вопросу и не согласного с принятым решением, должно быть выражено при голосовании и отражено в протоколе. Протокол должен быть подписан всеми членами комитета, присутствовавшими на заседании, и секретарем комитета. Члены комитета, не принимавшие участие на заседании, должны быть ознакомлены с протоколом и принятыми решениями под роспись."; 

- пункт 24 изложить в следующей редакции: 

"24. Совет директоров должен действовать в наилучших интересах банка, соблюдать принцип равного отношения ко всем акционерам и обязан представлять акционерам отчет о своей деятельности на каждом ежегодном общем собрании акционеров банка. 

Председатель и члены Совета директоров несут ответственность за бездействие по вопросам, ответственность за выполнение которых возложена на Совет директоров."; 

- в пункте 25: 

в первом предложении слово "оперативного" исключить; 

пункт дополнить абзацем вторым следующего содержания: 

"Мнение члена Совета директоров, имеющего замечания и предложения по рассматриваемому вопросу и не согласного с принятым решением, должно быть выражено при голосовании и отражено в протоколе. Протокол и стенографический отчет (подробный письменный текст выступлений участников) заседания Совета директоров должны быть подписаны председательствующим и секретарем Совета, после согласования (визирования) с членами Совета директоров, присутствовавшими на заседании. Члены Совета директоров, не принимавшие участие на заседании, должны быть ознакомлены с протоколом и принятыми решениями под роспись."; 

- пункт 26 изложить в следующей редакции: 

"26. Члены Совета директоров должны соответствовать минимальным квалификационным требованиям, установленным Национальным банком.";  

- пункт 27 изложить в следующей редакции: 

"27. В целях обеспечения компетентности, объективности и независимости в Совет директоров должны быть избраны независимые члены Совета директоров, обладающие признанной репутацией и профессиональным опытом по экономическим, финансовым, монетарным и юридическим вопросам.  

Не менее чем один член Совета директоров банка должен быть гражданином Кыргызской Республики, владеющим государственным и/или официальным языком. 

Не менее одной трети состава Совета директоров банка должны составлять независимые члены Совета директоров. 

В целях обеспечения компетентности, объективности и независимости в Совет директоров должны быть избраны независимые члены Совета директоров, обладающие признанной репутацией и профессиональным опытом по экономическим, финансовым, монетарным и юридическим вопросам. Не менее чем один член Совета директоров банка должен быть гражданином Кыргызской Республики, владеющим государственным и/или официальным языком. 

Не менее одной трети состава Совета директоров банка должны составлять независимые члены Совета директоров."; 

- пункт 29 дополнить предложением следующего содержания: 

"Например, в случае, если банк предлагает различные виды ограниченных инвестиционных счетов.";  

- в пункте 39 слова "сделок (договоров)" заменить словами "политик и типовых договоров"; 

- Положение дополнить пунктом 39-1 следующего содержания: 

"39-1. Нарушение членом Шариатского совета своих фидуциарных обязанностей может быть основанием для фидуциара (банка и их акционеров) для досрочного прекращения его полномочий и возможного предъявления Банком к нему претензий, исковых и других требований."; 

- в пункте 40 после слов "на соответствие требованиям" дополнить словом "стандартов"; 

- первое предложение пункта 44 изложить в следующей редакции: 

"Члены Шариатского совета должны соответствовать требованиям, установленным Национальным банком.";  

- в пункте 45 после слов "независимыми от Правления" дополнить словами "и Совета директоров"; 

- пункт 46 изложить в следующей редакции: 

"46. Деятельность Шариатского совета банка регулируется положением, которое утверждается общим собранием акционеров. Для банка, имеющего "исламское окно", где доля активов не превышает 50% от валюты баланса, деятельность Шариатского совета регулируется положением, которое утверждается Советом директоров банка. Деятельность отдела, ответственного за осуществление мониторинга соблюдения стандартов шариата, регулируется положением, которое утверждается Советом директоров банка и согласовывается Шариатским советом."; 

- абзац 4 пункта 47 изложить в следующей редакции: 

"3) порядок взаимодействия с Советом директоров, Правлением и комитетами банка."; 

- пункт 48 изложить в следующей редакции: 

"48. Правление осуществляет руководство текущей деятельностью банка на основании законодательства Кыргызской Республики, внутреннего положения о Правлении и подотчетно Совету директоров."; 

- пункт 49 изложить в следующей редакции: 

"49. Вопросы, отнесенные к компетенции и ответственности Правления, определены Законом и включают реализацию стратегий и политик, определенных Советом директоров.";  

- пункт 52 изложить в следующей редакции: 

"52. Члены Правления должны соответствовать минимальным квалификационным требованиям, установленным Национальным банком."; 

- пункт 53 изложить в следующей редакции: 

"53. При осуществлении своей деятельности членам Правления следует быть объективными и руководствоваться, прежде всего, интересами банка, а не личными интересами или интересами отдельных акционеров и должностных лиц банка, прилагая все усилия для обеспечения здоровой и безопасной банковской практики, соответствующей стандартам шариата.  

Мнение члена Правления, имеющего замечания и предложения по рассматриваемому вопросу и не согласного с принятым решением, должно быть выражено при голосовании и отражено в протоколе. Протокол и стенографический отчет (подробный письменный текст выступлений участников) заседания Правления должны быть подписаны председательствующим и секретарем Правления банка, после согласования (визирования) с членами Правления банка, присутствовавшими на заседании. Члены Правления, не принимавшие участие на заседании, должны быть ознакомлены с протоколом и принятыми решениями под роспись."; 

- абзац второй пункта 54 изложить в следующей редакции: 

"1) в принятии решений участвуют члены Правления, не имеющие соответствующих полномочий согласно функциональному распределению обязанностей, за исключением случаев, когда решение принимается коллегиально;"; 

- пункт 57 изложить в следующей редакции: 

"57. В банке должны быть разработаны механизмы, обеспечивающие соблюдение законодательства, включая нормативных правовых актов Национального банка по предотвращению конфликтов интересов и регламентации операций с аффилированными лицами банка и связанными с банком лицами, с членами Правления, Совета директоров, с другими должностными лицами, значительными участниками, а также с любыми другими физическими лицами, связанными с указанными лицами общими интересами. 

В целях идентификации и недопущению конфликта интересов, банку необходимо как минимум следующее: 

- разработать процедуры информирования Совета директоров и Правления банка о потенциальных угрозах в деятельности банка, связанных с конфликтом интересов; 

- должностное лицо банка и работники банка до назначения (избрания) на должность, обязаны предоставлять банку список близких родственников;  

- в случае возникновения конфликта интересов должностное лицо или работник банка, обязан немедленно уведомить об этом Правление и/или Совет директоров банка; 

- банк должен вести базу данных об имевших место конфликтах интересов; 

- несвоевременное раскрытие конфликта интересов влечет ответственность в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики."; 

- пункт 60 изложить в следующей редакции: 

"60. В дополнение к требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики по раскрытию информации о деятельности банка, а также пунктами 5, 30, 31, 36, 38, 43 настоящего Положения, эффективное корпоративное управление предполагает раскрытие информации, которая в числе прочего включает:  

1) структуру органов управления банка (состав, квалификация и опыт, полномочия, обязанности, курируемые области, регламент работы и членство в комитетах, в том числе информацию о количестве проводимых заседаний комитетов и др.);  

2) структуру собственников банка (значительные акционеры банка, доля иностранных инвесторов в акционерном капитале банка, право голоса и др.);  

3) организационную структуру банка и, при наличии, структуру банковской группы;  

4) виды, условия и объемы операций с аффилированными лицами и инсайдерами банка;  

5) стандарты профессиональной этики;  

6) сведения по вопросам конфликта интересов, вознаграждения и управления рисками."; 

- примечания к Положению признать утратившими силу; 

- Положение дополнить главами 9, 10 и 11 следующего содержания:  

 

"9. Корпоративный секретарь банка. 

62. Корпоративный секретарь банка обеспечивает и организовывает работу (заседаний и делопроизводство) общего собрания акционеров и Совета директоров банка. 

63. Корпоративный секретарь является должностным лицом банка, назначается и освобождается от должности решением Советом директоров банка.  

64. Корпоративный секретарь осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом, нормативными правовыми актами Национального банка, уставом банка и внутренними нормативными актами банка, а также решениями общего собрания акционеров и Совета директоров банка.  

65. Совмещение самостоятельной должности корпоративного секретаря банка с выполнением иных обязанностей в банке допускается только с согласия Совета директоров банка. 

66. Функциональные обязанности корпоративного секретаря разрабатываются банком самостоятельно в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и внутренними нормативными актами банка. 

67. Корпоративный секретарь банка обязан действовать добросовестно и разумно в наилучших интересах банка, что предполагает соблюдение ими следующих фидуциарных обязанностей: 

1) выполнять свои полномочия с соблюдением требований банковского законодательства Кыргызской Республики, устава банка и внутренних нормативных актов банка; 

2) использовать предоставленные ему полномочия; 

3) соблюдать принцип равенства в отношении к акционерам и к членам совета директоров;  

4) соответствовать требованиям безупречной деловой репутации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

68. Корпоративный секретарь в обязательном порядке должен вести стенографический протокол (подробный письменный текст выступлений участников) заседаний Совета директоров банка и осуществлять подготовку протоколов по результатам в том числе голосования путем письменного опроса и с использованием средств коммуникаций. 

Корпоративный секретарь в обязательном порядке должен ознакомить с подписанным протоколом всех членов Совета директоров, в том числе путем использования средств коммуникаций. 

 

10. Основные требования к комитету по назначениям и вознаграждениям 

69. Комитет по назначениям и вознаграждениям создается в банке независимо от осуществляемых видов деятельности для повышения эффективности работы Совета директоров банка и оптимизация принимаемых им решений. 

Деятельность Комитета должна быть направлена на усиление контроля за назначениями и вознаграждениями членов Правления, руководителей и работников служб внутреннего аудита, риск-менеджмента и комплаенс-контроля, а также ключевых работников, определяемых банком. 

70. Комитет по назначениям и вознаграждениям определяет уровень выплачиваемого банком вознаграждения, который должен быть достаточным для привлечения, мотивации и удержания лиц, обладающих необходимой для банка компетенцией и квалификацией, при этом уровень выплачиваемого банком вознаграждения не должен привести к убыточной деятельности.  

71. Деятельность Комитета регулируется требованиями законодательства Кыргызской Республики и внутренним положением о Комитете, которое утверждается Советом директоров банка. 

72. Комитет должен состоять не менее чем из трех членов Совета директоров, назначаемых собранием акционеров банка, один из которых должны быть независимыми. 

73. Комитет дает рекомендации Совету директоров по кандидатурам для включения в состав Правления, руководителей и работников служб внутреннего аудита, риск-менеджмента и комплаенс-контроля, а также ключевых работников, определяемых банком с учетом требований, установленных Национальным банком. 

74. Комитет рассматривает кандидатуры на должность Корпоративного секретаря, оценивает соответствие кандидатур установленным требованиям и представляет свои рекомендации Совету директоров. 

75. Выплата вознаграждения членам Совета директоров, Правлению, руководителям служб внутреннего аудита, риск-менеджмента, комплаенсконтроля, а также ключевым работникам определяемых банком, должна осуществляться в соответствии с принятой в банке внутренним нормативным актом по вознаграждению. 

Внутренний нормативный акт по вознаграждению должен разрабатываться Комитетом по вознаграждениям и утверждаться Советом директоров банка. Совет директоров при поддержке Комитета по вознаграждениям должен обеспечить контроль за внедрением и реализацией в банке внутреннего нормативного акта по вознаграждению, а при необходимости пересматривать и вносить коррективы. 

76. Уровень вознаграждения, предоставляемого банком членам Совета директоров, Правлению, руководителям служб внутреннего аудита, риск-менеджмента, комплаенс-контроля и ключевым работникам определяемых банком, должен создавать достаточную мотивацию для их эффективной работы, позволяя банку привлекать и удерживать компетентных и квалифицированных специалистов.  

Размер дополнительного вознаграждения членам Совета директоров должен устанавливается решением общего собрания акционеров с учетом результатов работы банка, по итогам результатов финансового года и эффективного участия члена Совета директоров в деятельности Совета директоров. 

77. Система оплаты труда должна соответствовать бизнес-стратегии, стратегии управления рисками, целям, ценностям и долгосрочным интересам банка, а также должна предусматривать меры по предотвращению конфликта интересов. Стимулирующие программы должны способствовать реализации принятой культуры управления рисками, в рамках которой практика принятия решений соответствует установленным критериям и поощряет работников действовать в интересах банка (учитывая при этом интересы клиентов), а не только в своих личных интересах или в интересах своего подразделения. В частности, премии (бонусы), предусмотренные стимулирующей программой, не должны способствовать принятию работниками чрезмерных рисков. 

78. Размер вознаграждения должен напрямую зависеть от соотношения риска к результату. Способы выплаты вознаграждений в счет будущих доходов, срок и вероятность получения которых являются неопределенными, должны тщательно взвешиваться на основании принятых качественных и количественных показателей. Система вознаграждений должна предусматривать возможность изменения размеров выплачиваемых премий (бонусов) с учетом всех рисков, включая нарушения лимитов риск-аппетита, внутренних процедур или регуляторных требований.  

79. Внутренний нормативный акт о вознаграждениях должен включать следующее: 

-порядок и период выплаты премий (бонусов); 

-систему критериев выплаты премий (бонусов), которая должна учитывать результаты управления рисками в перспективе в целях долгосрочной мотивации; 

- размеры премий (бонусов); 

- при необходимости условия отсрочки выплаты существенной доли премий (бонусов) до момента получения результата от принятия конкретного риска, с учетом мер по снижению рисков ("неблагонадежность/потеря"); 

- условия уменьшения или аннулирования премий (бонусов), на основании полученных результатов или принятия мер перед их выплатой; 

- условия соблюдения и выполнения планов работ/утвержденного бюджета банка; 

- прибыльность банка. 

 

11. Основные требования к комитету по новым продуктам 

80. Комитет по новым продуктам может создаваться в банке для принятия решения по необходимости разработки новых банковских продуктов, внедрения новых продуктов на рынок банковских услуг, а также для контроля процесса вхождения банка в рынок разработанных банком новых продуктов в соответствии с требованиями законодательства по антимонопольному регулированию.  

81. Комитет уполномочен принимать решения в отношении новых банковских продуктов для обеспечения эффективного, целенаправленного и контролируемого процесса первоначальной оценки, последующей разработки, тестирования и внедрения банковских продуктов или услуг в рамках существующих ресурсных ограничений. 

82. Комитет может определять степень вовлеченности тех или иных подразделений банка в процесс разработки новых банковских продуктов. 

83. При разработке и внедрению новых банковских продуктов комитет должен проводить оценку рисков по новым банковским продуктам и пути их снижения (минимизации).  

84. Деятельность комитета регулируется законодательством Кыргызской Республики и Положением "О комитете", которое утверждается Советом директоров банка. 

85. Комитет может состоять из членов Совета директоров и/или членов Правления, назначаемых собранием акционеров банка. 

86. Комитет при принятии решения по разработке и внедрению новых банковских продуктов должен соблюдать в пределах своих полномочий требования законодательства Кыргызской Республики и нормативных актов.". 

 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О минимальных требованиях по управлению рисками в банках, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" от 28 декабря 2009 года № 51/5 следующие изменения и дополнения: 

в Положении "О минимальных требованиях по управлению рисками в банках, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования", утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункты 1 и 3 признать утратившим силу; 

- пункт 7 изложить в следующей редакции:  

"7. Управление рисками банка должно осуществляться всесторонне и одновременно на всех уровнях банка. При этом: 

1) деятельность Совета директоров и Правления банка должна быть направлена на определение концепции и процедур по управлению рисками, установление приемлемого уровня рисков и создание адекватных систем контроля; 

2) деятельностью комитета по управлению рисками является рассмотрение основных стратегических вопросов управления рисками, оценка его текущего состояния, обеспечение контроля за деятельностью Правления банка, а также установление и оценка рисков при внедрении новых банковских технологий; 

3) управление рисками на уровне структурных подразделений должно охватывать деятельность руководителей среднего звена и функциональных подразделений, связанных с обзором рисков; 

4) управление рисками на уровне лиц, которые принимают риск от имени банка, должно ограничиваться соблюдением операционных процедур, процедур внутреннего контроля и других требований, установленных руководством банка."; 

- Положение дополнить главой 2-1 следующего содержаия: 

"2-1. Комитет по управлению рисками 

9-1. Целью создания комитета по управлению рисками (далее комитет по рискам) является содействие Совету директоров банка в определении приоритетных направлений деятельности банка в области банковских рисков и содействие в создании условий для надлежащего управления рисками. 

9-2. В компетенцию комитета по рискам, как минимум, входят: 

1) Оценка эффективности действующей системы управления рисками: 

- анализ внутренних документов банка, регламентирующих процесс управления рисками;  

- анализ достаточности управленческой отчетности по рискам; 

- анализ достаточности информационной поддержки процесса управления рисками.  

2) Рассмотрение: 

- политики и положения по управлению банковскими рисками, вносимых исполнительным органом на утверждение Совета директоров; 

- регулярные отчеты по существенным (значимым) видам рисков, состояние банковских лимитов, результатов стресс-тестирования. 

3) Взаимодействие со структурными подразделениями, ответственными за построение и реализацию системы управления рисками, с внутренним и внешним аудитом по вопросам управления рисками в банке. 

4) Разработка/подготовка рекомендаций для Совета директоров банка:  

- по повышению эффективности действующих систем управления рискам;  

- по политике ограничения рисков по всем банковским операциям и другим сделкам банка; 

- по иным существенным вопросам в области управления рисками. 

5) Доведение до сведения Совета директоров банка информации обо всех значимых для банка банковских рисках, включая вопросов, имеющих особое значение."; 

- в пункте 12 после слов "на основе информации, представленной" дополнить словами "комитетом по рискам,"; 

- пункт 15 изложить в следующей редакции: 

"15. Правление несет ответственность за определение и измерение рисков на консолидированной основе, оценку значительности выявленных рисков и предоставление на периодической основе отчетов и рекомендаций по управлению рисками Совету директоров, которые позволят обеспечить эффективность и адекватность непрерывного процесса управления рисками."; 

- Положение дополнить пунктами 36-1 и 36-2 следующего содержания: 

"36-1. В результате риска нормы доходности может возникнуть перемещенный коммерческий риск. Банк может отказаться от своих прав на часть или всю долю прибылей, причитающихся по контракту мудараба, для удовлетворения и сохранения источников финансирования и убеждения не отзывать свои средства. Перемещенный коммерческий риск проистекает из конкурентного давления на банк привлекать и удерживать инвесторов (источников финансирования).  

36-2. Решение банка об отказе от своих прав на всю причитающуюся долю прибылей по контракту мудараба в пользу держателей инвестиционных счетов является коммерческим решением, основанием для которого должны выступать четкие политики и процедуры, утвержденные Советом директоров банка."; 

- в четвертом предложении пункта 40: 

слово ", риск несоответствия" исключить; 

пункт дополнить абзацем следующего содержания: 

"Исламские финансовые инструменты представляют собой не единый контракт или договор, а совокупность письменных документов и договоров, заключённых в определённом порядке и представляющих целостную структуру, и в целях минимизации рисков банку необходимо обеспечить контроль рисков на каждом этапе совершения операции и оформления по ним документов."; 

- пункты 46 и 47 признать утратившими силу; 

- третье предложение пункта 61 изложить в следующей редакции: 

"Риск потери репутации может возникнуть в результате вовлечения банка в судебные разбирательства, наличия негативной информации в СМИ и других негативных событий, следствием которых могут быть финансовые потери, отток депозитов или потеря репутации банка."; 

- главу 4 дополнить параграфом 8-1 следующего содержания: 

"§ 8-1. Комплаенс-риск 

65-1. При организации системы управления комплаенс-риском банк анализирует текущую рыночную ситуацию, рассматривает стратегию банка, оценивает размер, уровень сложности банковских операций и разрабатывает внутренние документы, охватывающие компоненты системы управления комплаенс-риском.  

65-2. Комплаенс-риск может привести к подрыву репутации, наложению штрафов или других денежных взысканий, снижению стоимости активов банка, ограничению деловых возможностей, снижению потенциала для расширения деятельности, и к неисполнению условий заключенных соглашений, контрактов.  

65-3. С целью снижения комплаенс-риска, банки должны утвердить политики, процедуры и/или процессы по управлению комплаенс-риском  

65-4. Совет директоров банка отвечает за разработку комплаенс-политики, содержащей основные принципы, на основании которых выявляются и управляются комплаенс-риски на всех уровнях структуры банка.  

65-5. Совет директоров банка должен обеспечить реализацию следующих процессов:  

1) Определение риска - должны быть проведены объективная оценка и определение существенности нарушений (событий, сделок), которые могут привести к возникновению комплаенс-риска. Определение должно основываться на планах на будущее и текущей деятельности банка.  

2) Оценка риска - количественная и качественная оценка выявленных рисков для определения материального влияния на основные направления деятельности банка.  

3) Мониторинг/УИС - комплаенс-контролер должен представить отчеты Совету директоров для информирования о комплаенс-риске по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Информация о любых нарушениях закона или положения, вся переписка с Национальным банком, связанная с комплаенс-риском должны предоставляться Совету директоров. Совет директоров должен обеспечить выполнение мер по исправлению недостатков, связанных с комплаенс-риском и внести необходимые изменения в политики внутреннего контроля и процессы с целью предотвращения повторного появления таких недостатков.  

4) Контроль риска - банк должен осуществлять контроль для снижения комплаенс-риска. Это должно включать, как минимум:  

а) необходимость определения, измерения и мониторинга комплаенс-риска;  

б) внедрение корпоративной культуры, способствующей ограничению комплаенс-риска;  

в) четкое определение подотчетности и ответственности за соответствие нормам законодательства, политикам и процедурам банка;  

г) развитие комплексной структуры (плана), включающей процедуры, обеспечивающие последовательное соответствие всем законам и положениям;  

д) требование по проведению анализа любых новых банковских продуктов или видов деятельности на предмет потенциального комплаенс-риска;  

е) требование, чтобы программа внутреннего аудита включала периодические проверки на соответствие законам, правилам и положениям;  

ж) обучение для персонала банка по вопросам соответствия с тем, чтобы все служащие банка знали требования законодательства, правил и положений, которые влияют на деятельность банка;  

з) любые иные политики, процедуры, или процессы, которые по мнению Совета директоров необходимы для снижения уровня комплаенс-риска в банке.". 

 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "Об операциях, осуществляемых в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" от 23 сентября 2009 года № 38/8 следующие изменения и дополнения: 

в Положении "Об операциях, осуществляемых в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования", утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1.1 признать утратившим силу; 

- в пункте 1.2 слова "Кыргызской Республики" заменить словами ", включая банки, имеющие "исламское окно"; 

- пункт 1.4 изложить в следующей редакции: 

"1.4. В банке должен быть создан Шариатский совет. Все политики и типовые договоры банка должны быть одобрены Шариатским советом."; 

- в пункте 1.5 слова "Исламский банк" заменить словом "Банк"; 

- пункт 2.1.1 после первого предложения дополнить предложением следующего содержания: 

"Задолженность мудариба или иной стороны перед инвестором не может быть использована в качестве капитала в сделке мудараба."; 

- пункт 2.1.2 дополнить абзацем пятым следующего содержания: 

"Стороны могут согласовать постепенный отзыв капитала инвестором."; 

- пункт 2.1.6 изложить в следующей редакции: 

"2.1.6. При выдаче денежных средств по сделке ограниченная/специальная мудараба банк должен включить в договор условия, запрещающие мударибу нецелевое использование денежных средств, включая выдачу займов третьим лицам и предоставление подарков, и пожертвований на благотворительные цели за счет средств финансирования."; 

- пункт 2.2.6 изложить в следующей редакции: 

"Если в капитал юридического лица, учрежденного на основе договора о партнерстве шарика/мушарака, вносятся материальные активы (товары), денежная стоимость таких активов должна быть определена на основе независимой оценки.  

Если партнеры произвели взносы в капитал в разной валюте, их необходимо перевести в валюту договора шарика/мушарака по текущим обменным курсам."; 

- пункт 2.2.11 дополнить предложением третьим следующего содержания: 

"Если один из партнеров назначается в качестве управляющего активами/денежными средствами на основе отдельного договора (от договора шарика/мушарака), он вправе получать определенное вознаграждение."; 

- пункт 2.2.15 дополнить предложением следующего содержания: 

"Стороны могут договориться о распределении прибыли непропорционально вкладам партнеров в капитал. При этом, коэффициент доли пассивного партнера (если имеется таковой согласно условиям договора) в прибыли не может быть выше коэффициента его вклада в капитал."; 

- в пункте 2.3.1 предложение первое дополнить словами ", либо находящегося в собственности банка к моменту обращения клиента."; 

- в пункте 2.3.5 предложение второе абзаца второго изложить в следующей редакции; 

"Не допускается, чтобы клиент или его агент выступали и продавцом в сделке купли-продажи товара и клиентом по договору мурабаха с банком."; 

- в пункте 2.3.7: 

абзац третий изложить в следующей редакции: 

"Банк несет риски, связанные с повреждением товара при перевозке или хранении до передачи во владение клиенту, и они не могут быть покрыты за счет залога."; 

предложение второе абзаца пятого изложить в следующей редакции; 

"Однако, банк не вправе взимать авансовый платеж во время составления контрактов на стадии, когда клиент дал обязательство купить товар."; 

абзац пятнадцатый дополнить предложением следующего содержания: 

"При необходимости, клиент имеет право обратиться непосредственно к поставщику за получением компенсаций;"; 

в абзаце восемнадцатом слово "иностранной" заменить словом "какой-либо"; 

- пункт 2.4.1 изложить в следующей редакции: 

"2.4.1. Сделка иджара - это сделка по специальному приобретению банком движимого или недвижимого имущества в собственность по заявке клиента, либо движимого или недвижимого имущества находящегося в собственности банка к моменту обращения клиента и предоставление его клиенту в имущественный наём (аренду) во временное владение и пользование на согласованный срок, на платной основе."; 

- пункт 2.4.4 дополнить предложением пятым следующего содержания: 

"Данная сумма может быть принята в счет уплаты очередных платежей по аренде."; 

- пункт 2.4.39 дополнить абзацем седьмым следующего содержания: 

"Действие договора иджара не прекращается со смертью одной из сторон. Однако, наследники арендатора могут расторгнуть договор иджара в случае предоставления доказательств об обременительности исполнения договора иджара или отсутствия потребности в договоре иджара после наступления смерти наследодателя."; 

- в пункте 2.5.4 аббревиатуру "НБКР" заменить словами "Национального банка Кыргызской Республики"; 

- предложение второе пункта 2.6.18 изложить в следующей редакции: 

"За предварительную оплату допускается скидка, при условии, что она не была предусмотрена при заключении контракта."; 

- в пункте 2.8.17 слово "иностранная" заменить словом "какая-либо". 

 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "О положении "О реализации исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике в рамках пилотного проекта" от 30 октября 2006 года № 32/2 следующие изменения и дополнение: 

в Положении "О реализации исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике в рамках пилотного проекта", утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в главе 2.4: 

пункт 1 изложить в следующей редакции: 

"1. Иджара - это сделка по специальному приобретению арендодателем движимого или недвижимого имущества в собственность по заявлению клиента, либо движимого или недвижимого имущества находящегося в собственности банка к моменту обращения клиента и предоставление его арендатору в имущественный наём (аренду) во временное владение и пользование на согласованный срок, на платной основе."; 

пункт 3 изложить в следующей редакции: 

"3. Договор Иджара - договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность движимое или недвижимое имущество, указанное арендатором, либо движимое или недвижимое имущество, находящееся в собственности банка к моменту обращения арендатора и предоставить его арендатору в имущественный наём (аренду) во временное владение и пользование на согласованный срок, на платной основе.";  

- в пункте 49: 

в абзаце четвертом слова "кредиты/лизинги" заменить словом "финансирование"; 

в абзаце пятом после слов "потерь и убытков" дополнить словами "при осуществлении операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования". 

 

5. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "О Положении "О требованиях к типовым договорам, заключаемым в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" от 30 сентября 2009 года № 39/4 следующие изменения и дополнения: 

в Положении "О требованиях к типовым договорам, заключаемым в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования", утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- преамбулу изложить в следующей редакции: 

"Настоящее Положение обязательно для использования коммерческими банками, имеющими лицензию Национального банка Кыргызской Республики на проведение операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, а также банками, имеющими "исламское окно" (далее - банки).";  

- пункт 1.1.3 после слов "третьим лицам" дополнить словами ", и предоставление подарков и пожертвований на благотворительные цели."; 

- пункт 2.1.1. после слов "определенного товара" дополнить словами ", либо товара находящегося в собственности банка к моменту обращения клиента."; 

-пункт 2.1.2. после слов "предмет договора по заказу клиента" дополнить словами ", либо находящегося в собственности банка к моменту обращения клиента,"; 

- подпункт "а" пункта 2.1.8 изложить в следующей редакции: 

"а) что банк не несет ответственности за какие-либо или все дефекты товара, после того как товар перейдет во владение клиента, и клиент имеет право обратиться непосредственно к поставщику за получением компенсаций;"; 

- в подпункте "а" пункта 2.1.9 слово "иностранной" заменить словами "какой-либо". 

 

6. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "Об операциях, осуществляемых микрофинансовыми организациями и кредитными союзами в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" от 26.10.2011г. №60/8 следующие дополнения и изменения: 

в Положении "Об операциях, осуществляемых микрофинансовыми организациями и кредитными союзами в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования", утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- преамбулу признать утратившей силу; 

- по всему тексту аббревиатуру "ФКУ" заменить аббревиатурой "ФКО"; 

- пункт 1 после слов "порядка осуществления микрофинансовыми организациями" дополнить словами ", включая микрофинансовые организации, имеющие "исламское окно"; 

- в пункте 2 аббревиатуру "КР" заменить словами "Кыргызской Республики"; 

- в пункте 53 первое предложение изложить в следующей редакции: 

"Сделка мурабаха - это сделка предусматривающая продажу товара в рассрочку, приобретенного ФКО по заявке клиента, либо находящегося в собственности ФКО к моменту обращения клиента."; 

- раздел II "Виды сделок, соответствующих исламским принципам банковского дела и финансирования" дополнить главой 8 следующего содержания: 

"Глава 8  

Сделка истиснаа и параллельная истиснаа  

154-5. Сделка истиснаа - это сделка, по условиям которой одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу (с использованием исходных материалов и труда) и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить заранее согласованную стоимость. 

154-6. Предметом договора истиснаа является результат деятельности подрядчика по изготовлению объекта, а также его обработки (улучшению качеств или изменению свойств объекта) или переработке (созданию нового объекта в результате уничтожения имеющегося) либо выполнение иной работы (с использованием исходных материалов и труда) и сдачи ее результатов согласно определенным спецификациям. 

154-7. Параллельная истиснаа - это сделка, которая действует с помощью двух отдельных и независимых договоров. В первом договоре ФКО выступает в качестве подрядчика или поставщика и заключает договор истиснаа с клиентом, выступающим в качестве заказчика. Во втором договоре ФКО выступает в качестве заказчика и заключает другой договор (параллельная истиснаа) с подрядчиком или поставщиком с целью выполнения своих контрактных обязательств в рамках первого договора. Поставщик или подрядчик - юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Клиент - юридическое или физическое лицо, которое заказывает в рамках договора истиснаа выполнение определенных работ (с использованием материалов и труда) и сдачи ее результатов согласно определенным спецификациям. 

154-8. До заключения договора истиснаа клиент обращается в ФКО с заявкой, согласно которой просит ФКО выполнить определенную работу (с использованием материалов и труда) и сдать по завершению работ ее результаты в соответствии с согласованными спецификациями. Стороны договора определяют спецификации заказа (проекта) за определенную цену, которую выплачивают незамедлительно или через определенный период. ФКО должно осуществить оценку платежеспособности заказчика, а также в случае необходимости оценку его имущества на основании предоставленных финансовых документов. 

154-9. ФКО и клиент заключают договор истиснаа до того, как ФКО получит право собственности на предмет договора, который должен быть продан клиенту или право собственности на материалы, из которых производится, строится и используется предмет договора для выполнения заказа клиента. 

154-10. Договор истиснаа является обязательным для его сторон, если соблюдены все условия, такие как указание спецификации, указание типа и цены, указание сроков, качества и количества предмет договора, который должен быть произведен. Заказчик имеет право выбора (принять предмет договора или отказаться), если предмет договора не отвечает согласованным спецификациям. 

154-11. Договор истиснаа заключается в письменной форме и является юридически обязательным. Стороны договора связаны всеми обязательствами и последствиями, вытекающими из их договоренности.  

154-12. Подрядчик обязан выполнить по заданию заказчика определенную работу, являющейся предметом договора, и сдать ее результаты с установленными спецификациями в течение оговоренного периода времени, если стороны не согласовали иное. 

154-13. В договоре указывается цена предмета договора, дата поставки или приемка результатов работ, используемые ресурсы (собственные или с использованием компонентов, произведенных иными лицами, существовавшими до заключения договора, если иное не предусмотрено договором). 

154-14. До заключения договора истиснаа рассматриваются все предложения по определению цены предмета договора. 

154-15. Цена предмета договора определяется на момент заключения договора и может быть выплачена в форме денежных или материальных средств, или узуфрукта от активов на определенный срок, независимо от того, связан ли такой узуфрукт с другими активами, отличными от предмета договора, или он связан с самим предметом договора. Цена может быть выплачена на отсроченной основе или в рассрочку в течение определенного периода времени, при этом в целях недопущения неопределенности, стороны должны в момент заключения договора, выбрать и определить для себя один из способов оплаты. Если процесс выполнения определенных работ в рамках договора истиснаа состоит из нескольких этапов или оплата определена исходя из поэтапного выполнения работы, в таком случае подрядчик имеет право требовать от заказчика осуществлять платежи по мере завершения этапов работы в соответствии с оговоренной спецификацией. 

154-16. Цена по операциям договора истиснаа может варьировать в соответствии с изменением даты поставки. Цена предмета договора истиснаа не может быть определена на основе "издержки плюс фиксированная прибыль". ФКО использует информацию о ценах поставщиков, конкурентных на рынке, для оценки затрат и определения перспективной прибыли. 

154-17. Сделка истиснаа не должна являться средством для простого финансирования под проценты. 

154-18. Договор истиснаа может быть заключен на строительство объектов недвижимого имущества на определенном земельном участке, который принадлежит конечному покупателю или подрядчику или на земле, от использования которой каждый из них имеет выгоду. 

154-19. В случае банкротства подрядчика/поставщика, заказчик имеет в рамках договора истиснаа приоритетное право в отношении незавершенного объекта, при условии оплаты клиентом части стоимости исходных материалов. 

154-20. Стороны устанавливают срок в рамках договора истиснаа, в течение которого подрядчик/поставщик несет ответственность за любые дефекты или за техническое обслуживание объекта, являющегося предметом договора. 

154-21. Стороны имеют право в рамках договора истиснаа, в случае необходимости, при условии обоюдного согласия, внести изменения и дополнения в действующий договор истиснаа, как в части ранее согласованных спецификаций, так и в части внесения дополнительных требований. При этом, цена должна быть соответственно откорректирована и должен быть предоставлен разумный срок для выполнения новых требований. 

154-22. Не разрешается внесение изменений в договор истисна с целью увеличения цены в обмен на предоставление отсрочки платежа. Скидка за предварительную оплату допускается, при условии, что она не была оговорена в момент заключения договора истиснаа.  

154-23. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (форс-мажор) могут быть внесены изменения в цену по соглашению сторон или в судебном порядке.  

154-24. ФКО может заменить подрядчика и заключить с заказчиком договор истиснаа для завершения проекта, который был начат с предыдущим подрядчиком. В этом случае оценку проекта следует делать на основе существующего статуса проекта, за счет заказчика. Также заказчик несет личную ответственность за все неоплаченные долги, если таковые возникнут в результате незавершенного договора истиснаа. В дальнейшем заключается новый договор истиснаа для выполнения оставшейся работы.  

154-25. В случае строительства зданий или коммунальных сооружений на земле, принадлежащей заказчику, договор истиснаа может осуществляться за счет подрядчика, если последний не выполняет договор или не может завершить работы в установленный период времени, и это положение вступает в силу с момента прекращения подрядчиком работ. 

154-26. Если подрядчик не в состоянии продолжить выполнение своего обязательства, заказчик (владелец земли) не имеет права приобрести в собственность незавершенные строительные или коммунальные сооружения, которые уже готовы, не предоставив подрядчику возмещения. Это условие зависит от причины, по которой подрядчик не может продолжить работу.  

Если договор не выполняется по вине подрядчика, то клиент может получить только оплаченную стоимость построенного сооружения, и строительный подрядчик должен компенсировать конечному покупателю сумму фактических убытков, которые он понес.  

Если невыполнение договора связано с неправомерными действиями заказчика, подрядчик имеет право на получение суммы, равной стоимости завершенной работы, и компенсации за какие-либо убытки или ущерб.  

Если невыполнение договора связано с причинами, к которым ни одна из сторон договора не имеет отношения, то заказчик только выплачивает стоимость выполненных работ подрядчиком, в остальном стороны не несут ответственности друг перед другом за нанесенный ущерб или убыток. 

154-27. В случае изменения законодательства, если последствия данных изменений влекут за собой дополнительные издержки в рамках договора истиснаа, которые не могут быть возложены в силу закона на подрядчика, то дополнительные издержки несет заказчик.  

154-28. ФКО, действующая в качестве подрядчика или конечного покупателя, может в качестве гарантии потребовать или выплатить денежные средства в качастве задатка, которые составляют часть цены, если условия договора выполняются. В случае, если договор истиснаа расторгается, задаток удерживается в качестве штрафа, при этом сумма должна быть равна фактически понесенному ущербу.  

154-29. В рамках договора истиснаа ФКО имеет право требовать, вне зависимости от того, выступает оно в качестве подрядчика или заказчика, такие гарантии, какие оно сочтет достаточными для защиты своих прав в отношениях с заказчиком или подрядчиком. ФКО, выступающая в качестве заказчика, может давать гарантии, запрашиваемые подрядчиком, которые могут быть в форме залога, переуступки прав. 

154-30. ФКО, выступающая в качестве заказчика, может назначать, с согласия подрядчика, фирму-консультанта с техническим опытом для того, чтобы она от имени ФКО осуществляла контроль над соответствием выполняемых работ согласованным спецификациям, а также предоставляла рекомендации в отношении оплаты за выполненные работы, ее поставки и приемки. 

154-31. ФКО, выступающая в качестве подрядчика имеет право заключать отдельный агентский договор, согласно которому заказчик назначается агентом ФКО по контролю над процессом изготовления или строительства в целях обеспечения соответствия предмета договора согласованным спецификациям. 

154-32. Дополнительные расходы по контролю за исполнением договора истиснаа оплачиваются по договоренности сторон. 

154-33. Подрядчик освобождается от обязательства по договору истиснаа, если предмет договора передан конечному покупателю, если он в состоянии осуществлять полный контроль над предметом договора, либо лицу, назначенному конечным покупателем. 

154-34. Если состояние предмета договора не соответствует оговоренной специфике заказа (проекта) на дату доставки, то заказчик имеет право отказаться или принять его, что будет означать удовлетворительное выполнение договора, с возможностью изменения цены.  

154-35. Заказчик обязан принять доставленный предмет договора, если нет достаточного основания для его отклонения. Для отказа в принятии предмета договора должно быть четкое обоснование причины этого отказа. 

154-36. В случае необоснованного отказа предмет договора остается во владении подрядчика. В этом случае подрядчик не несет никакой ответственности за убытки и ущерб, которые могут произойти с предметом договора, если такие убытки и ущерб не являются результатом небрежного отношения или неправомерных действий подрядчика. Заказчик несет расходы по сохранности предмета договора. 

154-37. Доставка предмета договора считается осуществленной с момента передачи в фактическое владение (с момента подписания сторонами акта-приема передачи) конечному покупателю, которое позволяет ему получить контроль над предметом договора после завершения производственного процесса. На этом этапе обязательство подрядчика в отношении предмета договора заканчивается и начинается обязательство конечного покупателя. Если после того, как конечный покупатель получил возможность взять под контроль предмет договора, то ответственность за любые убытки или ущерб, которые происходят впоследствии с предметом договора, без доказательства наличия небрежного отношения или неправомерных действий со стороны подрядчика, несет конечный покупатель.  

154-38. Подрядчик может выступать в качестве агента заказчика в операции продажи предмета договора, если со стороны заказчика есть задержка в приеме предмета договора в течение установленного периода времени. В этом случае подрядчик продает предмет договора от имени заказчика и после вычета оговоренной контрактной стоимости возвращает оставшиеся средства, если таковые имеются, заказчику. Если полученная цена меньше оговоренной договором цены, то подрядчик имеет право обратиться к заказчику для возмещения оставшейся части. При этом расходы, связанные с процедурой продажи предмета договора, несет заказчик 

154-39. Заказчик несет расходы по продаже предмета договора.  

154-40. В отношении подрядчика предмета договора могут быть применены штрафные санкции в случае нарушения подрядчиком сроков поставки предмета договора, при условии, что задержка не была вызвана непредвиденными обстоятельствами (форс-мажор). При этом не разрешается предусматривать оговорку о штрафных санкциях, направленных против конечного заказчика за неуплату.  

154-41. Не разрешается продавать предмет договора до того, как оно перейдет в фактическое владение ФКО, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 154-38. 

154-42. ФКО, выступающая в качестве заказчика, после вступления во владение предметом договора может назначать подрядчика в качестве агента для продажи предмета договора заказчикам ФКО. В данном случае агентский договор между ФКО и подрядчиком заключается отдельно от договора истиснаа. 

154-43. ФКО имеет право в рамках договора заказать изготовление товара, имеющего свою спецификацию. Впоследствии ФКО имеет право на основе договора "параллельная истиснаа" заключить договор с другой стороной с целью продажи, уже в качестве подрядчика или поставщика товаров, спецификация которых соответствует требованиям договора другой стороны, и выполнить соответственно свои договорные обязательства. При этом, дата поставки, предусмотренная в параллельном договоре (договоре продажи), не должна предшествовать дате, предусмотренной в первоначальном договоре покупки, и более того, два договора не должны быть связанными друг с другом. 

154-44. ФКО, выступающая в качестве подрядчика или поставщика, имеет право заключать договор истиснаа с целью продажи таких товаров заказчику в рассрочку и заключать договор параллельная истиснаа на основе немедленного платежа с основным подрядчиком/поставщиком для приобретения товаров со спецификациями, предусмотренных в первом договоре и далее продажи их заказчику. При этом, два договора не должны быть связанными друг с другом. 

154-45. В случае заключения договора истиснаа в качестве подрядчика или поставщика, ФКО принимает на себя обязательство по имущественному риску, по затратам на техническое обслуживание и страхованию на срок до передачи предмета договора заказчику. ФКО не может в договоре параллельная истиснаа, заключенном с изготовителем/поставщиком, передавать последнему ответственность за риск, вытекающий из обязательств ФКО по отношению к заказчику.  

154-46. Не допускаются договорные связи между обязательствами по двум договорам (договорам истиснаа и параллельная истиснаа) при их заключении. Таким образом, не разрешается стороне, участвующей в обычном договоре истиснаа отказываться от своих обязательств или задерживать передачу предмета договора, вследствие возникновения задержек или неисполнения обязательств по договору параллельная истиснаа или увеличивать цену на поставляемые товары из-за увеличения стоимости товаров по договору параллельная истиснаа.  

При этом не ограничивается право ФКО предусматривать условия и требования при заключении договора параллельная истиснаа, когда ФКО выступает в качестве покупателя, включая оговорку, касающуюся штрафных санкций, отличающуюся или аналогичную оговорке, которую заказчик предусмотрел в первом договоре истиснаа, в котором ФКО выступает в качестве поставщика.". 

 

7. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О минимальных требованиях к типовым договорам микрофинансовых организаций и кредитных союзов, заключаемых в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" от 23 октября 2013 года № 39/9 следующие изменения и дополнение: 

в Положении "О минимальных требованиях к типовым договорам микрофинансовых организаций и кредитных союзов, заключаемых в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования", утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- преамбулу изложить в следующей редакции: 

"Настоящее Положение распространяется на микрофинансовые организации, включая микрофинансовые организации, имеющие "исламское окно", и кредитные союзы, имеющие лицензию (свидетельства) Национального банка Кыргызской Республики на проведение операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования (далее - ФКО)."; 

- по всему тексту аббревиатуру "ФКУ" заменить аббревиатурой "ФКО"; 

- пункт 20 после слов "определенного товара" дополнить словами ", либо товара находящегося в собственности ФКО к моменту обращения клиента."; 

- пункт 21 изложить в следующей редакции: 

"21. По договору мурабаха ФКО обязуется от своего имени приобрести предмет договора по заказу клиента, либо находящегося в собственности ФКО к моменту обращения клиента и продать последнему в рассрочку.". 

 

8. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков микрофинансовыми организациями, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" от 24 сентября 2014 года № 42/8 следующие изменения: 

в Положении "О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков микрофинансовыми организациями, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования", утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1 признать утратившим силу; 

- пункт 2 изложить в следующей редакции: 

"2. Настоящее Положение определяет общие принципы системы классификации активов и резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков (далее - РППУ), для микрофинансовых организаций, включая микрофинансовые организации, имеющие "исламское окно", не имеющих лицензии на право привлечения денежных средств (далее - МФО), осуществляющих свою деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования на основании свидетельства/лицензии Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк)."; 

- подпункт 2 пункта 29 изложить в следующей редакции: 

"2) трех лет с момента возникновения права собственности - для недвижимого имущества, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, сроки по которым устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.". 

 

9. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении "Положения о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков в кредитных союзах, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования" от 23 апреля 2014 года № 16/3 следующие изменения: 

в Положении "О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков в кредитных союзах, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования", утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1 изложить в следующей редакции: 

"1. Настоящее Положение распространяется на кредитные союзы, имеющие лицензию Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) на проведение операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования (далее - кредитные союзы)."; 

- подпункт 2 пункта 23 изложить в следующей редакции: 

"2) трех лет с момента возникновения права собственности - для недвижимого имущества, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, сроки по которым устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.".