Вернуться назад

Постановление Правления Национального банка 

Кыргызской Республики  

от 8 июня 2017 г.  

№ 2017-П-12\23-6-(НПА) 

 

 

Об утверждении Положения «О консолидированном надзоре» 

 

 

В соответствии со статьями 7 и 43 Закона «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Утвердить Положение «О консолидированном надзоре» (прилагается). 

2. Признать утратившими силу: 

- пункт 1 постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 17 февраля 2010 года №2/3; 

- пункт 34 приложения к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 16 ноября 2012 года № 43/1; 

- в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики» от 27 ноября 2014 года № 53/8: 

абзац пятый пункта 1 постановления; 

пункт 4 приложения к постановлению. 

3. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

4. Настоящее постановление вступает в силу 22 июня 2017 года. 

5. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, Государственного банка развития Кыргызской Республики, ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики Джусупова Т.Дж. 

 

 

Председатель Т. Абдыгулов  

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 8 июня 2017 года  

№ 2017-П-12\23-6-(НПА) 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о консолидированном надзоре 

 

Глава 1. Общие положения 

 

1. Настоящее Положение разработано в целях осуществления надзора на консолидированной основе за деятельностью банковских групп и их аффилированных лиц. 

2. В целях настоящего Положения применяются следующие определения:  

Банковская группа:  

- группа, состоящая из банка, действующего на территории Кыргызской Республики, и его дочерних и/или зависимых компаний, а также их аффилированных лиц;  

- группа, состоящая из банковской холдинговой компании, созданной на территории Кыргызской Республики, одной из дочерних и/или зависимых компаний которой является банк, действующий на территории Кыргызской Республики;  

- группа юридических лиц, занимающихся банковской и/или финансовой деятельностью, которая также включает банк, контроль над которыми осуществляет одно и то же юридическое или физическое лицо, единолично или совместно с другими лицами.  

Банковская холдинговая компания - материнская компания, дочерней компанией или одной из дочерних и/или зависимых компаний которой является банк.  

Дочерний банк - это банк, контролируемый другим банком или иным юридическим лицом (материнская компания). Дочерний банк дочернего банка также рассматривается как дочерний банк материнской компании;  

Зависимый банк это банк, в котором какое-либо лицо, единолично или совместно с другим лицом, осуществляет прямое или косвенное управление более двадцати процентами голосующих акций;  

Управляющая компания - это компания, которая может быть создана основной материнской компанией, в форме акционерного общества, исключительно с целью управления дочерними и/или зависимыми компаниями (участниками), входящими в банковскую группу.  

Участник банковской группы - юридическое лицо, входящее в состав банковской группы. 

3. Для целей определения значительного участника, зависимой компании и контроля: 

1) акции, находящиеся во владении компаний, которые являются зависимыми компаниями одного лица или контролируются одним лицом, рассматриваются как находящиеся в косвенном владении этого лица и объединяются совместно с акциями, находящимися в прямом владении данного лица, при установлении общего количества принадлежащих лицу акций; 

2) акции, принадлежащие лицу и его близким родственникам (наследники первой и второй очереди согласно гражданскому законодательству), рассматриваются как напрямую принадлежащие этому лицу. 

4. Национальный банк осуществляет надзор на консолидированной основе в отношении: 

- банка, действующего на территории Кыргызской Республики, и его дочерних и/или зависимых компаний; 

- банковской группы, состоящей из банковской холдинговой компании, одной из дочерних и/или зависимых компаний, которой является банк, действующий на территории Кыргызской Республики; 

- группы юридических лиц, занимающихся банковской и/или финансовой деятельностью на территории Кыргызской Республики, в состав которой также входит банк, действующий на территории Кыргызской Республики, контроль над которыми осуществляет одно и то же лицо, единолично или совместно с другими лицами. 

В случае если в группе юридических лиц, занимающихся банковской и/или финансовой деятельностью, над которыми контроль осуществляет одно и тоже лицо, единолично или совместно с другими лицами, отсутствует материнская компания, то уполномоченное соответствующим решением контролирующего лица и согласованное с Национальным банком юридическое лицо (занимающееся банковской и/или финансовой деятельностью) выполняет требования, установленные Национальным банком, в том числе по предоставлению информации и отчетности. 

 

Глава 2. Прозрачность деятельности банковской группы 

 

5. Компании, входящие в банковскую группу, могут осуществлять только банковскую и/или финансовую деятельность, а также деятельность, связанную с банковской и/или финансовой деятельностью, включая владение акциями участников группы в случае с банковскими холдинговыми компаниями. 

6. Национальный банк вправе в любое время требовать необходимую информацию от контролирующих лиц и значительных участников банка, любого другого участника банковской группы и лиц, имеющих с банком общие интересы для определения:  

- финансового состояния, уровня системы управления рисками и качества корпоративного управления банковской холдинговой компании;  

- степени влияния банковской холдинговой компании на дочерний банк;  

- контролирующего лица и/или лиц (физических и юридических);  

- деятельности, осуществляемой банковской группой и ее участниками;  

- финансового состояния банковской группы и ее участников;  

- видов рисков, присущих банковской группе и ее участникам;  

- системы управления рисками банковской группы;  

- деловых, финансовых и других взаимоотношений между участниками банковской группы.  

Национальный банк может потребовать предоставления дополнительной информации от банковской холдинговой компании или от любого участника банковской группы. 

7. Любое физическое или юридическое лицо обязано получить предварительное разрешение Национального банка, если оно намеревается единолично или совместно с другими лицами приобрести или отчудить пороговое участие в капитале банка согласно законодательству. 

Юридические лица, не занимающиеся банковской и/или финансовой деятельностью, а также деятельностью, связанной с банковской и/или финансовой деятельностью, не могут единолично или совместно с другими лицами, осуществлять: 

- прямое или косвенное владение, или управление более двадцати процентами голосующих акций (любого типа) банка; 

- или, независимо от участия в уставном капитале банка, осуществлять значительное влияние на руководство и/или политику данного банка на основании соглашения или иным образом. 

8. Разрешение Национального банка необходимо получить также в случае, если в результате дополнительного приобретения акций банка или иным образом любое физическое или юридическое лицо становится прямо или косвенно значительным участником банка, будет осуществлять прямое или косвенное владение, или управление пороговым участием или становиться контролирующим лицом банка. 

9. При подаче заявки на приобретение акций банка, в Национальный банк должна быть представлена информация в соответствии с требованиями Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», Положения о лицензировании деятельности банков (далее - Положение о лицензировании деятельности банков). 

10. Банк, являющийся участником банковской группы, осуществляет свою деятельность независимо от остальных участников банковской группы. 

11. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская/управляющая компания, контролирующая группу юридических лиц, несут ответственность за деятельность всей банковской группы на соответствие требованиям законодательства. 

12. Наблюдательный орган и исполнительный орган банка, находящегося во главе банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской компании/управляющей компании, контролирующей группу юридических лиц, должны обеспечить надлежащий обмен необходимой информацией между всеми участниками банковской группы. 

13. Материнская компания (в том числе нерезидент Кыргызской Республики), при наличии фактов или обстоятельств, которые могут негативно/существенно повлиять на деятельность ее дочернего и/или зависимого банка, лицензируемого Национальным банком, в течение 5 рабочих дней с момента выявления указанных фактов или обстоятельств, направляет в Национальный банк письменное уведомление об этом с указанием предпринимаемых мер по недопущению такого влияния. 

Примечание: Под негативным и/или существенным влиянием понимаются факты или обстоятельства, которые могут привести к нарушению законодательства Кыргызской Республики или изменениям в деятельности банка, лицензируемым Национальным банком. 

При неуведомлении материнской компанией или уведомлении с нарушением установленного срока, Национальный банк вправе применить в отношении дочернего и/или зависимого банка, расположенного на территории Кыргызской Республики и его материнской компании (резидента Кыргызской Республики), меры воздействия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики. 

Материнская компания, в случае наличия фактов или обстоятельств, которые могут негативно и /или /существенно повлиять на деятельность ее дочернего и/или зависимого банка, лицензируемого Национальным банком, в целях недопущения такого влияния, своевременно информирует об этом дочерний и/или зависимый банк, расположенный на территории Кыргызской Республики. 

Дочерний и/или зависимый банк, лицензируемый Национальным банком, при получении вышеуказанной информации от материнской компании, письменно извещает об этом Национальный банк в течение 2 рабочих дней после получения данной информации. 

14. В случае наличия угрозы финансовому состоянию банка, лицензируемого Национальным банком, возникающей в результате участия в банковской группе, банк в течение 2 рабочих дней с момента возникновения угрозы, письменно сообщает Национальному банку об этом с указанием предпринимаемых мер по недопущению такого воздействия. 

 

Глава 3. Капитал банковской группы 

 

15. Банковская группа должна иметь соответствующий уровень капитала, достаточный для покрытия непредвиденных возможных убытков и потерь всех участников группы. 

16. Участники банковской группы должны иметь политики и процедуры по обеспечению адекватности капитала, предусматривающие защиту от возможных потрясений банков, находящихся в группе, и соответствующие их хозяйственной деятельности. 

17. Капитал банковской группы и участников банковской группы должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Национального банка. Участники банковской группы несут ответственность за обеспечение выполнения данного требования. 

18. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская/управляющая компания, контролирующая группу юридических лиц, должны представить в Национальный банк утвержденную наблюдательным органом политику банковской группы по адекватности капитала, в том числе, утвержденную методику оценки адекватности капитала. 

19. При осуществлении инспекторских проверок Национальный банк вправе проверить наличие и соблюдение соответствующих политик и процедур банковской группы по адекватности капитала. 

20. В целях обеспечения защиты банков, входящих в банковскую группу, Национальный банк может требовать внесения изменений и дополнений в политики и процедуры по обеспечению адекватности капитала. 

21. Национальный банк может потребовать от банка внесения дополнительного капитала или ввести более высокие экономические нормативы по адекватности капитала, если установит, что капитал группы недостаточен для защиты банка и присутствует существенный риск негативного влияния на финансовое состояние банка, связанный с его участием в банковской группе, или что деятельность банковской группы недостаточно прозрачна для выполнения законодательства Кыргызской Республики, включая требования Национального банка. 

22. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская/управляющая компания, контролирующая группу юридических лиц, в обязательном порядке должны уведомлять Национальный банк обо всех фактах или обстоятельствах, которые могут существенно повлиять на ее капитал или на капитал любой ее дочерней или зависимой компании. 

 

Глава 4. Управление рисками и внутренний контроль банковской группы 

 

23. Участники банковской группы в своей деятельности не должны принимать на себя риски, которые могут подвергнуть опасности финансовую стабильность любого участника банковской группы или банковской группы в целом. 

24. Банковские группы должны иметь системы управления рисками и внутреннего контроля, соответствующие деятельности банковской группы. 

25. Банковская группа должна соблюдать ограничения Национального банка по крупным рискам, размерам инвестиций и валютной позиции на консолидированной основе, а также выполнять иные требования по минимизации рисков и ограничению деятельности. 

26. Политика управления рисками банковской группы должна включать: 

1) адекватное управление принимаемыми рисками банковской группы в соответствии с политиками, утвержденными органом управления банковской группы; 

2) нормы, обеспечивающие поддержание уровня капитала, достаточного для покрытия рисков, принимаемых банковской группой; 

3) положения, в соответствии с которыми системы управления рисками охватывают всю банковскую группу. 

27. Система внутреннего контроля должна включать: 

1) адекватные существенным рискам механизмы, определяющие оценку достаточности капитала по отношению к принимаемым банковской группой; 

2) надежные процедуры отчетности и учета для определения, оценки, мониторинга и контроля операций внутри группы и риска концентрации. 

28. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская/управляющая компания, контролирующая группу юридических лиц, несет ответственность за соблюдение банковской группой требований Национального банка к системе управлениям рисками. 

29. Банковская группа, участники которой осуществляют финансовую деятельность (небанковскую), должны иметь политики и процедуры по ограничению крупных кредитных рисков, риска ликвидности, инвестиционных, валютных и других рисков, характерных для их деятельности и защищающих банки, находящиеся в группе. 

30. Участники банковской группы, которые осуществляют финансовую деятельность (небанковскую), должны включать описание политик и процедур в ежегодный отчет банковской холдинговой компании или банка, находящегося во главе банковской группы. 

31. Национальный банк может потребовать внесения корректировок в политики и процедуры участников банковской группы, осуществляющих финансовую (небанковскую) деятельность, в целях минимизации рисков и недопущения нарушения законодательства Кыргызской Республики банком (банками), входящего (входящими) в группу. 

32. В случае привлечения денежных средств банком, участником банковской группы (депозит/кредит и других активов, несущих в себе кредитный риск.), соответствующий договор на привлечение денежных средств от материнской компании, участника банковской группы или любой другой зарубежной компании/участника банковской группы должен содержать условие об обязательном уведомлении Национального банка о досрочном расторжении договора за 30 рабочих дней до его расторжения. При этом инициатором уведомления должен быть тот участник банковской группы, который является поднадзорным Национальному банку. 

 

Глава 5. Корпоративное управление банковской группой 

 

33. Должностные лица, члены наблюдательного и исполнительных органов банка, состоящего во главе банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской/управляющей компании, контролирующей группу юридических лиц, включая любую контролируемую финансово-кредитную организацию, входящей в банковскую группу, которая находится на территории Кыргызской Республики, должны иметь безупречную деловую репутацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Также, должностные лица, члены наблюдательного и исполнительных органов банка, состоящего во главе банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской/управляющей компании, которые находятся на территории Кыргызской Республики и контролирующие группу юридических лиц, включая финансово-кредитные организации, любая из которых находится на территории Кыргызской Республики, должны соответствовать минимальным квалификационным требованиям, установленным Национальным банком для должностных лиц. 

34. Банковская холдинговая компания должна предоставлять в Национальный банк информацию о членах наблюдательного органа и исполнительного органа, о значительных участниках, о лицах, прямо или косвенно осуществляющих контроль и об иных связанных с ними лицах, вместе с информацией о деловой репутации и надежности назначенных должностных лиц в соответствии с требованиями Положения о лицензировании деятельности банков. 

Банковская холдинговая компания-резидент Кыргызской Республики должна предоставить в Национальный банк вышеуказанную информацию в течение тридцати рабочих дней после их назначения. 

Банковская холдинговая компания-нерезидент Кыргызской Республики должна предоставить в Национальный банк вышеуказанную информацию в течение тридцати календарных дней после их назначения. 

35. Лицо не может быть членом наблюдательного органа банковской холдинговой компании: 

1) если оно не имеет или утратило безупречную деловую репутацию; 

2) если оно не соответствует минимальным квалификационным требованиям, установленным Национальным банком для должностных лиц банков (банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской/управляющей компании, контролирующей группу юридических лиц на территории КР). 

36. Наблюдательный и исполнительный органы банка, находящегося во главе банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской/управляющей компании, контролирующей группу юридических лиц, несут ответственность за установление и реализацию общих политик и стратегии банковской группы с целью определения оптимальной структуры управления ее дочерними/зависимыми банками и дочерними/зависимыми компаниями, которая будет содействовать осуществлению эффективного и последовательного контроля за деятельностью банковской группы в целом. 

37. Наблюдательный орган банка, находящегося во главе банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской/управляющей компании, контролирующей группу юридических лиц, должен: 

1) предоставлять в Национальный банк сведения о структуре банковской группы, информацию об участниках банковской группы, включая сведения об основной деятельности участников группы, политики банковской группы по управлению рисками и по внутреннему контролю, утвержденные наблюдательным органом банковской холдинговой компании, сведения о контролирующих участников банковской группы лицах, сведения о лицах, которые осуществляют реальный контроль в банковской группе, сведения о финансовом состоянии участников группы; 

2) представлять в Национальный банк утвержденную стратегию развития банковской группы и банковской холдинговой компании на предстоящий трехлетний период деятельности; 

3) разработать и утвердить политику по адекватной капитализации банковской группы для покрытия рисков, характерных для деятельности банковской группы, удовлетворяющую регулятивным, рыночным и стратегическим потребностям банковской группы; 

4) разработать и утвердить политику по выявлению и управлению всеми рисками, связанными с участниками банковской группы или видами деятельности; 

5) установить соответствующие лимиты по операциям с участниками банковской группы; 

6) осуществлять контроль соблюдения банковской группой требований законодательства и внутренних политик; 

7) обеспечить надлежащий обмен необходимой информацией между всеми участниками банковской группы; 

8) обеспечить безопасность и надежность управления, гарантирующую защиту вкладчиков банков, входящих в банковскую группу, и других кредиторов банковской группы. 

38. Наблюдательный орган банка, находящегося во главе банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской/управляющей компании, контролирующей группу юридических лиц, в целях повышения эффективности корпоративного управления, устанавливает требования о включении в проверку адекватности внутреннего контроля при осуществлении всех видов деятельности участников банковской группы на предмет соблюдения стратегических целей и законодательства, оценки рисков, возникающих от деятельности участников банковской группы. 

39. Наблюдательный и исполнительный органы банка, находящегося во главе банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской/управляющей компании, контролирующей группу юридических лиц должны знать о рисках, которые могут повлиять на деятельность участников банковской группы, следовательно, должны осуществлять соответствующий контроль их деятельности. Исполнительный орган не реже одного раза в квартал, а при необходимости - незамедлительно, информирует Наблюдательный орган в письменной форме о рисках, имеющих место в деятельности банковской холдинговой компании или банка, стоящего во главе банковской группы и банковской группы, а также о мерах, предпринимаемых по их своевременному выявлению и устранению.  

40. Банковская холдинговая компания может иметь Комитет по аудиту. 

 

Глава 6. Требования к дочерним и зависимым компаниям банка 

 

41. Банк может создать или приобрести дочернюю или зависимую компанию. При этом юридические лица, над которыми осуществляют контроль или в которых имеют участие дочерние и/или зависимые компании банковской холдинговой компании или банка, лицензируемого Национальным банком, не вправе создавать и/или приобретать дочерние и/или зависимые компании. 

42. Дочерние и/или зависимые компании, входящие в банковскую группу, могут осуществлять только следующие виды деятельности: 

1) банковская деятельность; 

2) микрофинансовая деятельность в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике»; 

3) инвестиционную деятельность в соответствии с Законом «Об инвестиционных фондах»; 

4) страховая деятельность в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об организации страхования в Кыргызской Республике»; 

5) аудиторская деятельность в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности»; 

6) деятельность по организации и ведению бухгалтерского учета в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете»; 

7) лизинговая деятельность; 

8) деятельность ломбардов; 

9) деятельность по оказанию платежных услуг: 

- прием и проведение платежей и расчетов в пользу третьих лиц без открытия счета; 

- прием, обработка и выдача финансовой информации (процессинг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежных систем; 

- прием, обработка и выдача финансовой информации (межбанковский процессинг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам как межбанковских, так и небанковских платежных систем; 

- выпуск, распространение, прием к оплате и подтверждение предоплаченных карт в эквиваленте электронных денег; 

10) покупка и продажа долговых обязательств (факторинг); 

11) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; 

12) осуществление брокерских услуг, включая покупку и продажу ценных бумаг по поручению клиента, действуя по инструкциям клиента; 

13) осуществление доверительного управления (траст) имуществом по договору с физическим или юридическим лицом; 

14) выпуск от своего имени ценных бумаг в соответствии с нормативными правовыми актами, за исключением выпуска долговых ценных бумаг; 

15) покупка и продажа ценных бумаг для компании от своего имени в соответствии с нормативными правовыми актами; 

16) оказание консультационных и информационных услуг, связанных с деятельностью компании. 

43. Создание или приобретение банком дочерней или зависимой компании осуществляется на основании письменного разрешения Национального банка. 

44. Создание и/или приобретение банком дочерней или зависимой компании осуществляется в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами Национального банка. 

45. Создание или приобретение дочерней или зависимой компании не должно нарушать прозрачность организационной структуры банковской группы. 

46. Если приобретаемая или создаваемая компания является иностранной и подлежит регулированию со стороны органа надзора за финансовым сектором, то заявка должна содержать информацию о надзорном режиме, которому подлежит данная компания в стране своего происхождения. 

47. Банк, который создает или приобретает иностранную дочернюю или зависимую компанию, должен обеспечить: 

1) предоставление в банк дочерней или зависимой компанией всей информации, необходимой для выполнения банком требований настоящего Положения; 

2) предотвращение установления общих интересов с другими лицами, которые могут привести к нарушению требований Национального банка относительно прозрачности структуры банковской группы. 

48. Национальный банк может отозвать свое согласие на создание или приобретение дочерней, зависимой компании, если станут известны факты, на основании которых может быть отказано в выдаче разрешения на создание банка, или если дочерняя или зависимая компания участвует в деятельности, не разрешенной законодательством Кыргызской Республики. 

49. В случае отзыва Национальным банком своего разрешения, банк должен продать принадлежащие ему акции дочерней компании лицам, не связанным с банком в течение срока, определенного Национальным банком. 

50. Если банк создает или приобретает дочернюю, зависимую компанию без предварительного письменного согласия Национального банка, такая сделка является ничтожной. 

 

Глава 7. Экономические нормативы, устанавливаемые Национальным банком 

 

51. Национальный банк устанавливает следующие экономические нормативы и требования, обязательные для выполнения банковской группой: 

1) коэффициент адекватности капитала (собственных средств); 

2) максимальный размер риска на одного заемщика; 

3) норматив ликвидности; 

4) другие нормативы и требования, необходимые для снижения рисков банковской группы и защиты интересов вкладчиков банков, входящих в данную группу. 

52. Коэффициент адекватности капитала (собственных средств) банковской группы (К) должен быть не менее 12%. Он определяется как отношение суммы чистого суммарного капитала коммерческого банка, входящего в состав банковской группы, и собственных капиталов (собственных средств) участников банковской группы к сумме активов коммерческого банка, входящего в состав банковской группы, взвешенных по степени риска, и суммарных активов участников банковской группы по формуле: 

К = СК / СА х 100%, где: 

СК - сумма чистого суммарного капитала коммерческого банка, входящего в состав банковской группы, и собственных капиталов (собственных средств) участников банковской группы. 

СА - сумма суммарных активов участников банковской группы и активов коммерческого банка, входящего в состав банковской группы, взвешенных по степени риска, за минусом инвестиций банка в дочерние и/или зависимые компании. 

Чистый суммарный капитал и активы, взвешенные по степени риска коммерческого банка, входящего в состав банковской группы определяются согласно Инструкции по определению стандартов адекватности капитала коммерческих банков Кыргызской Республики. При этом при расчете чистого суммарного капитала коммерческого банка, входящего в состав банковской группы исключаются инвестиции в уставный капитал участников банковской группы. 

Примечание: Утверждено постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении новой редакции Инструкции по определению стандартов адекватности капитала коммерческих банков Кыргызской Республики» от 21 июля 2004 года № 18/2, регистрационный номер МЮ КР 94-04 от 23 августа 2004 года. 

Размер собственного капитала участника банковской группы определяется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

Размер собственного капитала участника банковской группы, являющегося нерезидентом Кыргызской Республики, определяется нормативными правовыми актами уполномоченного органа, регулирующего его деятельность в стране его нахождения. 

В случае если в отношении участника банковской группы не установлен особый порядок расчета размера собственного капитала, то капитал участника банковской группы определяется как разница между его активами и обязательствами в соответствии с установленными нормами бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности. 

53. Норматив ликвидности необходимо поддерживать на уровне не ниже 30%. 

Норматив ликвидности определяется по формуле: 

НЛ = ЛА / О, где: 

ЛА - сумма ликвидных активов участников банковской группы, к которым относятся: 

- ликвидные активы банка, участника банковской группы, определенные в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка; 

- ликвидные активы участника банковской группы, определенные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, включающие денежные средства и ценные бумаги, которые могут быть обращены в денежные средства в течение 30 дней с момента оценки, за вычетом заложенных. 

О - сумма обязательств участников банковской группы, к которым для расчета норматива ликвидности относятся: 

- обязательства банка, участника банковской группы, определенные в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка; 

- обязательства участника банковской группы, определенные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, расчеты по которым наступают в течение 30 дней после отчетной даты. 

54. Максимальный размер риска на одного заемщика банковской группы (MP) не должен превышать следующие значения: 

- максимальный размер риска на одного заемщика, не связанного с банковской группой - 15%; 

- максимальный размер риска на одного заемщика, связанного с банковской группой - 10%. 

Норматив максимального размера риска на одного заемщика (MP) рассчитывается следующим образом: 

МР = СЗ / К х 100%, где: 

СЗ - совокупная задолженность, общая задолженность одного заемщика по всем активам, предоставленным ему участниками банковской группы, несущим в себе кредитный риск, в том числе по: 

- кредитам (вне зависимости от срока погашения); 

- факторингу; 

- финансовой аренде; 

- межбанковским размещениям; 

- инвестициям в капитал; 

- инвестициям в форме долговых обязательств; 

- начисленным процентам к получению; 

- любому другому виду прямой или косвенной выдачи средств заемщикам, которые по сути являются кредитными заменителями; 

- сумме забалансовых обязательств (гарантий, аккредитивов, обязательств на выдачу кредитов), выданных данному заемщику; 

- любому риску участника в отношении третьей стороны, который безусловно гарантирован этим заемщиком; 

- ранее списанным кредитам, в том числе процентам. В кредитном деле каждого заемщика должны быть подшиты сведения о ранее списанных кредитах и процентах этого заемщика и связанных с ним лиц, которые должны содержать следующую информацию: имя заемщика и связанных с ним лиц, сумму списанного кредита и процентов, дату списания и причину, по которой данная задолженность была списана. 

К - сумма чистого суммарного капитала коммерческого банка, входящего в состав банковской группы, и собственных капиталов (собственных средств) участников банковской группы. 

Соблюдение максимального размера риска на одного заемщика связанного с банковской группой, осуществляется в случаях, когда заемщик: 

- входит в состав банковской группы; 

- является связанным с банком и/или аффилированным лицом участника банковской группы; 

- связан с другим заемщиком договором о совместной деятельности либо иным документом, который содержит признаки договора о совместной деятельности; 

- является лицом, способным оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления юридических лиц - заемщиков. 

55. Компании, в том числе банки, входящие в банковскую группу, должны выполнять соответствующие требования и экономические нормативы, установленные для них законодательством Кыргызской Республики. 

56. Для выполнения экономических нормативов и снижения рисков, банковской группе рекомендуется установить внутренние пределы по экономическим нормативам и требованиям, которые должны быть ниже максимальных и выше минимальных пределов, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Национального банка. 

57. Банк, участник банковской группы не может вступать в сделку и/или осуществлять операции с каким-либо лицом с целью предоставить ему возможность: 

- оплатить обязательство перед связанным с банком или аффилированным лицом участника банковской группы; 

- покупать какое-либо имущество у связанного с банком или аффилированного лица участника банковской группы; 

- приобретать ценные бумаги, эмитированные аффилированным лицом участника банковской группы; 

- осуществления операций/сделок, которые могут привести к ухудшению финансового состояния банка. 

Связанный с банком и/или аффилированное лицо одного из участников банковской группы, признается связанный с банком и/или аффилированным лицом каждого участника банковской группы. 

58. Банковская холдинговая компания или банк, находящийся во главе банковской группы несет ответственность за обеспечение выполнения требований и экономических нормативов участниками банковской группы. 

 

Глава 8. Отчетность и сведения, предоставляемые банковской группой в Национальный банк 

 

59. Банковская группа обязана раскрывать и представлять в Национальный банк консолидированную отчетность и сведения о своей деятельности по перечню, в форме, объеме, порядке и сроки, установленным Национальным банком, в том числе в отношении участников банковской группы - нерезидентов Кыргызской Республики. 

60. Юридические лица, в отношении которых банковская группа или ее участники имеют или оказывают существенное (прямое или косвенное) влияние, обязаны представлять им отчетность о своей деятельности для целей составления консолидированной отчетности. 

61. Банк, находящийся во главе банковской группы или банковская холдинговая компания, в том числе материнская/управляющая компания-нерезидент Кыргызской Республики, направляет в Национальный банк информацию о членах Совета директоров и Правления, о значительных участниках, лицах, прямо или косвенно осуществляющих контроль, об иных, связанных с ними, лицах в объеме, порядке и сроки, установленные Национальным банком, а также об изменениях, вносимых в учредительные документы, уставы, структуру дочерних или зависимых компаний, расширении их деятельности, смене должностных лиц в дочерних или зависимых компаниях, а также информацию о создании и/или приобретении дочерних компаний дочерними компаниями банка в срок, не позднее 30 дней с момента принятия соответствующего решения.  

62. Банк, находящийся во главе банковской группы или банковская холдинговая компания, в том числе материнская/управляющая компания-нерезидент Кыргызской Республики, направляет в Национальный банк информацию о членах Совета директоров и Правления, о значительных участниках, лицах, прямо или косвенно осуществляющих контроль, об иных, связанных с ними, лицах в объеме, порядке и сроки, установленные Национальным банком, а также об изменениях, вносимых в учредительные документы, уставы, структуру дочерних или зависимых компаний, расширении их деятельности, смене должностных лиц в дочерних или зависимых компаниях, а также информацию о создании и/или приобретении дочерних компаний дочерними компаниями банка в срок, не позднее 30 дней с момента принятия соответствующего решения. 

63. Банк, находящийся во главе банковской группы или банковская холдинговая компания, в том числе материнская компания-нерезидент Кыргызской Республики, представляет в Национальный банк годовой отчет вместе с годовой финансовой отчетностью, подтвержденной независимой аудиторской компанией, на индивидуальной и консолидированной основе в срок, не позднее 180 дней со дня завершения отчетного года, и содержащий оценку адекватности внутреннего контроля для банковской группы и банковской холдинговой компании. Данные отчеты также должны содержать информацию о деятельности банковской группы, включая информацию обо всех дочерних и зависимых компаниях банковской холдинговой компании, включая название, процент владения, вид или виды деятельности, в которые вовлечен каждый участник банковской группы. 

64. Национальный банк вправе требовать представления других отчетов и сведений от банковской группы и ее участников для оценки финансового состояния, системы управления рисками, качества корпоративного управления и других целей надзора. 

65. Годовой отчет должен быть подписан председателем наблюдательного органа, исполнительного органа и главным бухгалтером банковской холдинговой компании или банка, находящегося во главе банковской группы. 

 

Глава 9. Применимые меры к участникам банковской группы 

 

66. К любому участнику (физическим и юридическим лицам) банковской группы или ее должностному лицу могут быть применены меры воздействия в соответствии с требованиями, предусмотренными в Законе «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», если: 

1) аффилированные лица не принимают меры по требованию Национального банка к устранению выявленных нарушений и недостатков, которые наносят или могут нанести ущерб финансовой стабильности банка и интересам вкладчиков банка; 

2) значительный участник банка не принимает меры по требованию Национального банка по отношению к контролируемым ими компаниям, чья деятельность или финансовое положение наносят или могут нанести ущерб финансовой стабильности банка и интересам вкладчиков банка; 

3) по оценке Национального банка внутри банковской группы со стороны головного (материнского) банка/компании и/или зарубежного надзорного органа осуществляется недостаточный контроль/надзор за участниками банковской группы, не позволяющий выявить и минимизировать риски; 

4) Национальный банк не может получить доступ к необходимой информации для осуществления надзора на консолидированной основе; 

5) по иным основаниям, предусмотренным Законом «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», в том числе. 

а) если возникли препятствия в осуществлении надлежащего консолидированного надзора в отношении банка и участников банковской группы; 

б) в случае нарушения норм, требований и ограничений, установленных законодательством Кыргызской Республики. 

67. Национальный банк вправе: 

1) в случае с дочерней компанией банка - потребовать от банка приостановления любых инвестиций в данную компанию; 

2) в случае с аффилированными лицами банка - потребовать от банка и/или аффилированных лиц приостановить проведение операций, сделок (прямых и косвенных) между такими аффилированными лицами и банком; 

3) в случае с банковской холдинговой компанией - потребовать от банковской холдинговой компании приостановить осуществление контроля над банком, в том числе приостановить осуществление, прямо или косвенно, права голоса по акциям; 

4) в случае с компаниями, которые контролируются значительными участниками банка, - потребовать от значительного участника: 

а) приостановить участие в деятельности банка, в том числе приостановить осуществление, прямо или косвенно, права голоса по акциям; 

б) приостановить осуществление прямых и косвенных операций, сделок между банком и значительным участником и/или между банком и компанией, контролируемой значительным участником банка; 

5) в случае с дочерней или зависимой компанией банка - потребовать, чтобы банк уменьшил свои инвестиции до уровня, когда компания не будет более являться дочерней или зависимой компанией банка; 

6) в случае с банковской холдинговой компанией - аннулировать разрешение на приобретение порогового участия в капитале банка и потребовать продать соответствующий пакет акций; 

7) в случае с дочерней компанией материнской компании банка - потребовать, чтобы банковская холдинговая компания прекратила контроль над дочерней компанией либо банком; 

8) в случае с компаниями, которые являются значительными участниками банка, - аннулировать разрешение на приобретение порогового участия в капитале банка и требовать прекращения значительного участия в банке; 

9) в случае с юридическими лицами, контролируемыми значительными участниками банка, - аннулировать разрешение на право быть значительным участником в банке и требовать прекращения значительного участия в банке. Форма изложения требований Национального банка - предписание Национального банка или письменное соглашение между Национальным банком и аффилированным лицом банка. 

68. В случаях, указанных в подпунктах 3-9 пункта 67, голоса по акциям не учитываются при подсчете кворума акционерного собрания банка и при принятии решений. Все ранее принятые решения считаются недействительными, если количество голосов по таким акциям повлияло на принятие решения по существу. По требованию Национального банка лицо, со стороны которого выявлено нарушение, обязано продать соответствующий пакет акций лицам, не связанным с ним, в течение установленного срока. В противном случае Национальный банк обращается в суд с заявлением о принудительном отчуждении акций указанного лица. 

69. В случаях, указанных в подпунктах 1, 2, 4 пункта 67, если сделки осуществлены в нарушение требования Национального банка, то такие сделки являются заведомо ничтожными. Национальный банк вправе обратиться в суд с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки. 

 

Глава 10. Взаимодействие между надзорными органами финансового сектора 

 

70. Если компания, являющаяся частью банковской группы, подлежит надзору или регулированию со стороны другого уполномоченного государственного органа, Национальный банк и другой уполномоченный государственный орган должны осуществлять сотрудничество в целях всестороннего регулирования и надзора за банковской группой. 

71. Уполномоченный государственный орган предоставляет Национальному банку информацию, находящуюся в его распоряжении и касающуюся банковской группы или любого участника банковской группы: 

- позволяющую определить структуру банковской группы, контролирующих лиц, должностных лиц; 

- об изменениях в структуре владения, управления или в организационной структуре любого участника банковской группы, которые требуют одобрения или уведомления этого уполномоченного государственного органа; 

- о деятельности и политике банковской группы или участника банковской группы; 

- о финансовом состоянии банковской группы и его участников (особое внимание должно быть уделено адекватности капитала, операциям с лицами, имеющими общий интерес, внутригрупповым рискам и прибыли); 

- об организации системы внутреннего контроля банковской группы или участника банковской группы, управлении рисками; 

- о процедуре сбора информации от органов управления участников банковской группы и проверке такой информации; 

- об операциях, сделках, иных событиях внутри банковской группы или участника банковской группы, которые могут серьезно повлиять на деятельность банка-участника банковской группы; 

- о мерах и санкциях, предпринятых со стороны уполномоченного государственного органа в отношении участников банковской группы; 

- другую информацию, необходимую для осуществления эффективного банковского надзора. 

72. Национальный банк вправе запросить отчеты и другие материалы данного уполномоченного государственного органа в целях осуществления надзора на консолидированной основе. Национальный банк также вправе проводить инспектирование участников банковской группы, если другой уполномоченный государственный орган не обладает информацией, необходимой Национальному банку, или если информация, предоставленная другим уполномоченным государственным органом, по мнению Национального банка, недостаточна. Указанные компании и их должностные лица обязаны оказывать содействие и не препятствовать в осуществлении Национальным банком своих полномочий в такой же степени, как это требуется от банка и их должностных лиц. 

73. В целях всестороннего регулирования и надзора за банковской группой на консолидированной основе между надзорными органами страны происхождения и принимающей страны могут заключаться меморандумы о сотрудничестве.