Вернуться назад

 

 

Постановление Правления  

Национального банка 

Кыргызской Республики от 13 декабря 2017 г.  

№ 2017-П-14/51-7-(ПС) 

 

 

 

 

 

 

 

Об Основных направлениях развития платежной системы Кыргызской Республики  

на 2018 2022 годы 

 

 

В соответствии со статьями 16, 20 и 68 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Утвердить Основные направления развития платежной системы Кыргызской Республики на 2018 2022 годы (прилагаются). 

2. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.  

4. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения структурных подразделений Национального банка Кыргызской Республики, областных управлений, представительства Национального банка в Баткенской области, коммерческих банков Кыргызской Республики, ЗАО «Межбанковский процессинговый центр», ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», операторов платежных систем и платежных организаций. 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Орозбаеву Л.Дж. 

 

 

Исполняющий обязанности Председателя Н. Жениш 

 

 

 

 

Приложение  

к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики 

от 13 декабря 2017 г.  

№ 2017-П-14/51-7-(ПС) 

 

 

Основные направления развития платежной системы 

Кыргызской Республики на 2018-2022 годы 

 

ГЛАВА 1 Введение 

§ 1. Общие положения 

Обеспечение эффективности, безопасности и надежности платежной системы Кыргызской Республики является одной из задач, определенных Законом  

«О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности». Для выполнения этой задачи усилия будут направлены на поддержание работы платежных систем на высоком технологическом уровне путем внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий. 

Основные направления развития платежной системы Кыргызской Республики на 2018-2022 годы определяют цель, задачи и вектор развития платежной системы на среднесрочный период в рамках исполнения документа Стратегические направления деятельности Национального банка Кыргызской Республики на 2018-2021 гг., утвержденного постановлением Правления Национального банка от 31.05.2017 г. № 21/19, основных направлений развития банковского сектора, а также исполнения мероприятий в части развития банковского сектора, предусмотренных в Программе Правительства Кыргызской Республики «Жаңы доорго кырк кадам», утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 25 августа 2017 года  

№ 1836-VI.  

Приоритетными направлениями Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) на среднесрочный период в области платежной системы являются увеличение доли безналичных платежей и расчетов и обеспечение безопасности платежной системы посредством совершенствования законодательства и механизмов регулирования и взаимодействия в области информационной безопасности для финансово-кредитных и платежных организаций, операторов платежных систем с учетом использования лучших мировых практик, а также поддержка и содействие при внедрении инновационных продуктов и услуг в Кыргызской Республике

Данный документ содержит: 

- итоги реализации основных направлений развития платежной системы на 2015-2017 годы; 

- целевые показатели и приоритеты в развитии национальной платежной системы на 2018-2022 годы; 

-  меры для достижения цели развития платежной системы и механизмы реализации. 

Документ основывается на принципах: 

- соответствия стратегических целей и задач нормативным правовым актам, регулирующим банковскую деятельность; 

- взвешенного подхода в развитии национальной платежной системы, включая внедрение банковских инновационных услуг с учетом оценки возможных рисков и адаптации их к условиям рынка Кыргызской Республики

- открытости процесса развития национальной платежной системы на основе взаимодействия Национального банка, заинтересованных органов государственной власти Кыргызской Республики, участников рынка платежных услуг; 

совершенствования нормативных правовых актов, направленных на устранение пробелов в законодательстве и обеспечение сбалансированного правового регулирования всех элементов платежной системы; 

- использования лучшего зарубежного опыта. 

Реализация Основных направлений развития платежной системы Кыргызской Республики на 2018-2022 годы будет осуществляться Национальным банком совместно с заинтересованными сторонами в соответствии с Планом мероприятий с указанием конкретных мер и сроков выполнения (Приложение 1). 

 

§ 2. Общая структура платежной системы Кыргызской Республики 

На территории Кыргызской Республики компоненты платежной системы представлены следующим образом:  

1) система крупных платежей Национального банка Гроссовая система расчетов в режиме реального времени (ГСРРВ); 

2) системы розничных платежей: система пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей (СПК), системы расчетов платежными картами, системы денежных переводов, системы для моментальных платежей, системы электронных денег; 

3) инфраструктура для маршрутизации финансовых сообщений (УКП SWIFT, межбанковская коммуникационная сеть). 

Функционально структура платежной системы Кыргызской Республики представлена в Приложении 2. 

 

ГЛАВА 2 

Современные тенденции платежной системы Кыргызской Республики 

§ 1. Основные итоги развития платежной системы. 

В 2015-2017 годы экономика Кыргызской Республики характеризовалась положительной динамикой роста. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики (Нацстатком), прирост ВВП в 2015 году (на 3,9 процента) был поддержан секторами услуг, строительства и сельского хозяйства. Без учета предприятий месторождения «Кумтор» прирост ВВП страны составил 4,9 процента. В номинальном выражении объем ВВП составил 430,5 млрд сомов. 

В 2016 году ВВП в реальном выражении увеличился на 3,8 процента. Экономический рост страны был поддержан всеми основными секторами экономики. Без учета предприятий по разработке золоторудного месторождения «Кумтор» прирост ВВП составил 3,7 процента. В номинальном выражении объем ВВП составил 458,0 млрд сомов. 

По итогам января-сентября 2017 года объем ВВП в текущих ценах составил 335,0 млрд сомов, увеличившись в реальном выражении по сравнению с аналогичным показателем января-сентября 2016 года на 5,0 процента. Положительный вклад в прирост экономики был внесен всеми секторами экономики, кроме сектора «информация и связь». Номинальный прирост ВВП в обзорном периоде составил 6,2 процента. 

Положительная динамика роста экономики Кыргызской Республики положительно отразилась и на функционировании платежной системы. 

За период 2015-2017 годы наблюдалось увеличение объема платежей в межбанковской платежной системе, что свидетельствует о тенденции увеличения роли платежной системы в реальной экономике республики. 

Если в 2015 году через межбанковские платежные системы (ГСРРВ и СПК) было проведено 3,6 млн платежей на общую сумму 1 848,7 млрд сомов, то в 2016 году через ГСРРВ и СПК было проведено 4,1 млн платежей на общую сумму 5 206,7 млрд сомов (прирост составил 13,9 процента и в 2,8 раза соответственно). Объемы платежей в ГСРРВ и СПК увеличились в 2,9 раза и на 19,8 процента соответственно.  

Рост объема межбанковских платежей произошел, главным образом, в результате увеличения объема платежей по банковским операциям, в том числе по операциям через автоматизированную торговую систему Национального банка (операции с ценными бумагами, иностранной валютой, с кредитными операциями). 

На конец сентября 2017 года через межбанковские платежные системы (ГСРРВ и СПК) было проведено 6,5 млн платежей на общую сумму 4 056,7 млрд сомов. 

Анализ межбанковских платежей по итогам январь-сентябрь 2017 года в разрезе регионов показывает, что наибольший удельный вес платежей по объему (99,0 процента от общего объема) и количеству (62,8 процента от общего количества), по-прежнему, приходился на Чуйскую область и г. Бишкек (существенная концентрация). На Ошскую область приходилось 0,3 процента объема и 13,5 процента количества межбанковских платежей. По остальным областям удельный вес платежей по количеству платежей  составил от 2,4 процента до 8,1 процента от общего количества платежей, по объему платежей удельный вес не превысил 0,3 процента. Такая концентрация, по-прежнему, объясняется недостаточностью проникновения банковских и платежных услуг в регионы республики. 

На рынке банковских платежных карт также наблюдалась положительная тенденция. 

Если на конец 2015 года общее количество выпущенных банковских платежных карт составило 1,2 млн шт., то по итогам 2016 года данный показатель составил 1,6 млн карт, а по состоянию на 30 сентября 2017 года общее число выпущенных банковских платежных карт составило 1,8 млн карт. При этом количество выпущенных карт национальной системы «Элкарт» в 2015 году составило 307,3 тыс. шт., в 2016 году 579,6 тыс. шт., а по состоянию на 30 сентября 2017 года 752,6 тыс. шт.  

Рост банковских платежных карт, главным образом, был обусловлен увеличением количества банковских платежных карт, выданных в рамках зарплатных проектов (все бюджетные организации, получающие в рамках зарплатных проектов заработную плату на международные карты, были переведены на национальную платежную систему «Элкарт»). 

В разбивке по видам банковских платежных карт по итогам III квартала 2017 года  

59,2 процента составляли карты международных платежных систем и 40,8 процента карты национальной системы «Элкарт».  

Количество операций с использованием карт с учетом снятия наличных денежных средств с карт составило в 2015 году 20,5 млн операций, в 2016 году 24,8 млн операций (прирост на 20,9 процента), совокупный объем увеличился на 19,9 процента и составил 120,5 млрд сомов. По итогам III квартала 2017 года количество операций с использованием карт, проведенных через POS-терминалы в торгово-сервисных предприятиях, составило 1 014,3 тыс. транзакций или 13,3 процента от всех проведенных операций, общий объем операций с использованием карт составил 39 292,3 млн сомов, было проведено 7,6 млн транзакций.  

Данные показатели свидетельствуют об активной деятельности коммерческих банков на рынке банковских карт в рамках реализации Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2012-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка от 14 мая 2012 года №289/5/1, а также использовании населением таких банковских продуктов, как перевод денежных средств с карты на карту, интернет-банкинг и других. Положительная тенденция наблюдается и в развитии периферийной сети коммерческих банков по приему и обслуживанию банковских платежных карт. 

Если по итогам 2015 года банковские платежные карты принимались к обслуживанию в 1 236 банкоматах и 6 054 терминалах, установленных по всей территории республики, то по итогам 2016 года банковские платежные карты (в том числе национальные карты «Элкарт») принимались к обслуживанию в 1 300 банкоматах и 7 101 POS-терминале, (прирост банкоматов составил 5,1 процента или на 64 банкомата, а POS- терминалов 17,3 процента или на 1 047 POS-терминалов). 

По итогам III квартала 2017 г. банковские платежные карты, в том числе национальная карта «Элкарт», принимались к обслуживанию в 1 378 банкоматах и 8033 POS-терминалах, установленных по всей территории республики.  

Трансграничные платежи в III квартале проводились с использованием систем SWIFT, «Telex», «Банк-Клиент», «Е-Клиент» и т.д. Наиболее часто для проведения трансграничных платежей банки использовали систему SWIFT. По итогам III квартала 2017 года международные платежи осуществлялись по 12 видам валют. Общий объем входящих платежей по итогам III квартала 2017 года составил 293,2 млрд сомов (данный показатель увеличился на 36,9 процента по сравнению с аналогичным кварталом 2016 г.), общий объем исходящих платежей составил 326,5 млрд сомов (увеличение на 37,5 процента по сравнению с III кварталом 2016 г.).  

По итогам III квартала 2017 года денежные переводы осуществлялись по международным и локальным системам денежных переводов. По международным системам денежных переводов общее количество входящих переводов составило 1,9 млн на общую сумму 56,0 млрд сомов, количество исходящих переводов составило 156, 5 тыс на общую сумму 11,4 млрд сомов. 

Национальный банк в 2015 году в соответствии с законами «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» и «О платежной системе Кыргызской Республики» начал осуществлять лицензирование и регулирование операторов платежных систем и платежных организаций.  

Объем платежей, проведенных операторами платежных систем и платежными организациями за 2016 год, составил 23,8 млрд сомов. Наибольший объем платежей был произведен за мобильную связь 54,4 процента от общего объема платежей за 2016 год, объем государственных платежей составил 9,5 процентов от всего объема платежей. Общее количество платежей составило порядка 200 млн транзакций.  

Так как деятельность операторов платежных систем и платежных организаций основана на приеме платежей через платежные терминалы самообслуживания и субагентской сети, следует отметить, что на конец 2016 года количество платежных терминалов составило 3 203 шт, количество субагентов 10 382 ед. 

По итогам III квартала 2017 года через операторов платежных систем и платежных организаций проведено 46,4 млн транзакций на общую сумму 6 173,6 млн сомов. Основная доля всех платежей, также как и в 2016 году, приходится на платежи в пользу операторов мобильной связи 3 342,5 млн сомов (54 процента по отношению к общему объему всех платежей), количество платежей в пользу операторов мобильной связи составило 42,8 млн платежей, объем платежей в пользу государственных постащиков услуг/товаров (оплата коммунальных услуг, налоговые сборы, штрафы в ДПС МВД КР, другие платежи в бюджет государства) составил 509,7 млн сомов (8 процентов от общего объема платежей), количество платежей составило 1,4 млн платежей (3 процента от общего количества платежей). Количество платежных терминалов составило 4 062 ед., количество POS-терминалов 166 ед., количество агентов 18 005 ед., количество субагентов 9 947 ед.  

Общая сумма денег в обращении постоянно растет и на 1 октября 2017 года составила 87 771,1 млн сомов, из них 3 128,2 млн сомов (3,6 процента) находились в кассах коммерческих банков, а остальные 84 642,9 (96,4 процента) вне банковской системы (по сравнению с соответствующим периодом 2016 года увеличилась на 19 198,5 млн сомов или на 29,3 процента).   

Возвратность наличных денег в кассы коммерческих банков за III квартал 2017 года составила 98,6 процента (по сравнению со III кварталом 2016 года увеличилась на 0,2 процента).  

Несмотря на то, что наблюдается тенденция увеличения доли безналичных денежных средств, находящихся в банковской системе, продолжает сохраняться ситуация, при которой основная масса финансовых расчетов осуществляется вне банковской системы, имеет место непрозрачность денежных потоков, и, как следствие, остается высоким уровень теневой экономики и проблема преобладания наличных денежных средств в расчетах остается достаточно острой.  

 

Таблица 1. Соотношение наличных и безналичных денег в банковской системе (млн сомов) 

 

Показатели 

на 31.12.2015 

на 31.12.2016 

на 31.09.2017 

млн сомов 

млн сомов 

млн сомов 

Наличные деньги в обращении (деньги вне банков М0) 

53 118,0 

64,6 

69 338,8 

60,1 

81 402,8 

59,7 

Безналичные деньги (деньги в банковской системе (М2-М0)) 

29 149,3 

35,4 

46 105,3 

39,9 

54 884,0 

40,3 

В рамках реформирования платежной системы Кыргызской Республики Национальный банк в рассматриваемом периоде проводил мероприятия, направленные на расширение спектра розничных платежных услуг, предоставляемых финансово-кредитными организациями, операторами платежных систем и платежными организациями, по поддержке функционирования оператора национальной системы расчетов платежными картами «Элкарт» ЗАО Межбанковский процессинговый центр (далее ЗАО «МПЦ»), содействовал коммерческим банкам в развитии инфраструктуры по приему и обслуживанию банковских платежных карт. 

Значимыми направлениями работ в области платежной системы в течение последних лет также стали: 

- принятие Закона «О платежной системе Кыргызской Республики» в 2015 году и внесение изменений в него в 2016 году, разработка новых и совершенствование имеющихся нормативных правовых актов, направленных на устранение пробелов в законодательстве и обеспечение сбалансированного правового регулирования всех элементов платежной системы; 

- реализация мероприятий Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2012-2017 гг., утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка от 14 мая 2012 года №289/5/1 (далее Государственная программа); 

- инициирование интеграционных проектов с российской национальной системой платежных карт (НСПК) и начало проработки вопросов интеграции национальных карточных систем стран ЕАЭС, которые позволят обеспечить прием и обслуживание карт национальной системы «Элкарт» за рубежом, а также проведение трансграничных платежей и развитие электронной торговли; 

- присоединение Национального банка к Соглашению о создании рабочей группы по координации развития национальных платежных систем в целях обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежных систем в рамках ЕАЭС; 

- осуществление лицензирования, регулирования и надзора за новыми участниками рынка платежных услуг Кыргызской Республики (операторами платежных систем и платежными организациями);  

- утверждение критериев значимости платежных систем и определение системно-значимых и значимых платежных систем на территории Кыргызской Республики в соответствии с данными критериями; 

- проведение самооценки системно-значимых платежных систем на соблюдение международных стандартов в области платежных систем (принципы для инфраструктуры финансовых рынков); 

- взаимодействие с международными платежными системами по проекту NNSS; 

- подписание между Национальным банком и коммерческими банками Соглашения об обмене информацией и тесном оперативном взаимодействии по вопросам мошенничества в системах расчетов платежными картами; 

- проведение поэтапной модернизации ЕМПЦ оператора национальной системы «Элкарт» для увеличения мощности и обеспечения бесперебойной работы; 

- инициация создания на базе ЗАО «МПЦ» единого центра обработки розничных транзакций с банковскими платежными картами и перевод заработных плат госсужащих, пенсий и пособий на национальную карту «Элкарт». С 2016 года ЗАО «МПЦ» ввело в использование новую карту с микропроцессором чиповую карту «Элкарт» для повышения уровня безопасности. Чиповые карты «Элкарт» соответствуют международным стандартам, что облегчает реализацию возможности по обслуживанию карт как на территории республики, так и за ее пределами. Учитывая высокий уровень безопасности, чиповые платежные карты «Элкарт» послужат хорошей платформой для реализации новых современных продуктов; 

- осуществление деятельности по лицензированию, регулированию и инспекторским проверкам операторов платежных систем и платежных организаций. С момента лицензирования в целом Национальным банком были выданы 21 лицензия на осуществление деятельности оператора платежной системы и 22 лицензии на осуществление деятельности платежной организации.  

В 2017 году в связи с решением учредителей юридических лиц о добровольной ликвидации были прекращены действия три лицензии (две лицензии платежной организации и одна лицензия оператора платежной системы).  

Также в 2017 году одному юридическому лицу были выданы две лицензии (лицензия оператора платежной системы и платежной организации). Итого по состоянию на 1 ноября 2017 года 20 юридических лиц имеют лицензии Национального банка на право осуществления деятельности оператора платежной системы и платежной организации.  

С января по октябрь 2017 года Национальным банком были проведены четыре плановые инспекторские проверки и четыре внеплановые проверки с целью оценки финансового состояния организации, изучения и анализа на соблюдение требований законодательства Кыргызской Республики.  

- осуществление деятельности по регистрации операторов систем денежных переводов, функционирующих на территории Кыргызской Республики. По состоянию на 1 ноября 2017 года в Национальном банке были зарегистрированы 35 операторов систем денежных переводов, из которых 19 операторы локальных (межфилиальных) систем денежных переводов, 16 операторы международных систем денежных переводов. Также прошли регистрацию шесть международных платежных систем для оказания услуг по использованию банковских платежных карт и четыре оператора/эмитента международных систем электронных денег для оказания услуг с использованием международных электронных денег на территории Кыргызской Республики. 

 

 

§ 2. Основные итоги реализации Государственной программы 

С 2012 года осуществлялась реализация мероприятий Государственной программы, направленных на достижение оптимального соотношения наличного и безналичного денежного обращения и повышения уровня проникновения банковских и платежных услуг путем развития рынка розничных платежей в Кыргызской Республике.  

В рамках работы межведомственной комиссии по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике осуществлялся контроль за исполнением Плана мероприятий Государственной программы со стороны министерств, ведомств, коммерческих банков, рассматривались предложения по увеличению доли безналичных платежей и расчетов, обсуждались возникающие проблемы и пути их решения. 

Итоги проведенных работ существенно повлияли на увеличение безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике, развитие национальной платежной системы и доступность платежных услуг для населения. Так, в рамках исполнения Плана мероприятий по реализации Государственной программы в 2016 году достигнуты следующие результаты: 

- все бюджетные организации, получающие в рамках зарплатных проектов заработную плату на международные карты, были переведены на национальную платежную систему «Элкарт»; 

- социальные выплаты через банковские платежные карты стали получать 59,1 тыс. человек (13,0 процента от общего количества получателей); 

- пенсии через счета в коммерческих банках получили 264,4 тыс. человек, что составило 43,0 процента от общего количества пенсионеров; 

- выпущено 1 296 карт «Получателя бюджетных средств» (карта ПБС) для бюджетных организаций как современная альтернатива чековым книжкам и замена ручной обработки на автоматизированный учет. Количество транзакций по картам ПБС составило 3 254 шт., объем транзакций 670,5 млн сомов; 

- все коммерческие банки республики были подключены к ЗАО «МПЦ», в результате чего карты национальной платежной системы «Элкарт» выпускаются для населения и принимаются к обслуживанию в периферийных устройствах всех коммерческих банков; 

- проведены мероприятия по подключению Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики к Системе пакетного клиринга в качестве самостоятельного участника. 

Банками проводились мероприятия по стимулированию держателей карт к проведению безналичных расчетов (дисконтные программы, маркетинговые акции, рекламные игры, а также расширение перечня услуг, которые можно оплатить через интернет и мобильный телефон). 

Информирование банками населения о новых услугах и продуктах осуществлялось банками посредством размещения рекламы через различные источники информации как в самих учреждениях банка, так и через постоянное взаимодействие со средствами массовой информации, организации пресс-конференции, размещения рекламных модулей и статей.  

В целях повышения финансовой грамотности потребителей розничных платежных услуг, а также разъяснения целей и задач Государственной программы совместно с областными управлениями и Представительством в Баткенской области Национального банка, а также ЗАО «МПЦ» для бюджетных учреждений регионов проводились обучающие семинары. 

В 2015 году был принят Закон «О внесении дополнения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», предусматривающий освобождение от уплаты НДС при ввозе на территорию Кыргызской Республики банковского оборудования. Во исполнение данного Закона был подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством экономики, Национальным банком и ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», а также соглашение с коммерческими банками и за период с января 2015 года по октябрь 2017 года завезено 515 банкоматов (при запланированных 447 ед.), 4 279 POS-терминалов (при запланированных 2 879 ед.), 479 платежных терминалов (при запланированных 408 ед.), 47 банковских киосков (при запланированных 57 ед.). 

В рамках реализации постановления Правительства Кыргызской Республики  

«О мерах по защите прав потребителей» от 23 декабря 2015 года № 869 об обязательной установке торгово-сервисными предприятиями POS-терминалов для приема оплаты за товары и услуги в безналичной форме на конец 2016 года количество POS-терминалов, установленных в торгово-сервисных предприятиях, достигло 5 711 шт., тогда как на начало года количество POS-терминалов составляло 4 613 шт. На 1 октября 2017 года количество POS-терминалов, установленных в торгово-сервисных предприятиях, достигло 6 446 шт. 

Для информирования предпринимателей о порядке исполнения данного постановления и о праве картодержателей оплаты за товары и услуги в безналичной форме для хозяйствующих субъектов осуществлена подготовка и прокат социальных видеороликов на республиканских и региональных телеканалах. 

По результатам выполнения комплекса мероприятий, направленных на увеличение доли безналичных платежей и расчетов, были достигнуты следующие показатели по платежной системе (см. Таблицу 2.): 

 

Таблица 2. Показатели по платежной системе 

 

 

Факт 

2014 

Прогноз 

2015 

Факт  

2015 

Прогноз 

2016 

Факт  

2016 

Факт  

31.09.2017 

По розничным системам: Система пакетного клиринга 

Количество платежей (ед.) 

3 401 687 

2 890 772 

3 270 452 

3 324 388 

3 770 463 

  6 280 697 

Объем платежей (млн сомов) 

101 579,2 

84 112,8 

102 480, 7 

96 729,8 

122 769,8 

129 719,9 

Системы расчетов с использованием карт 

Общее количество эмитированных платежных карт на конец года (шт.) 

 

908 908 

974 341 

1 198 508 

1 120 492 

 

1 615 753 

1 846 849 

Уровень проникновения банковских платежных карт в расчете на 1 человека (шт.) 

0,15 

0,34 

0,20 

0,54 

0,26 

0,45 

Количество операций, совершенных с использованием платежных карт (тыс.шт.) 

 

 

15 460,5  

11 984,7  

20 515,8 

13 183,1  

24 808,0 

7 641,2 

Среднее количество операций в расчете на 1 тыс. человек (шт.) 

2 676,4 

2 044,0 

3 480,1 

2 215,2 

4 121,2 

1 874,5 

Объем операций, совершенных по платежным картам (млн сомов.) 

83 806,2 

60 119,9 

100 500,5 

66 131,8 

120 547,6 

104 719,2 

Средний объем операций с картами в расчете на душу населения (сомов.) 

14 507,9 

10 253,8 

17 048,1 

11 112,5 

20 026,2 

25 689,7 

Количество человек, приходящих на 1 банкомат (тыс. чел.) 

5,8 

5,6 

4,7 

4,6 

4,6 

2,9 

Количество человек, приходящих на 1 терминал (тыс. чел.) 

1,2 

1,1 

0,9 

0,9 

0,8 

0,5 

Население на территории КР (тыс. чел) 

5 776,6 

5 863,2 

5 895,1 

5 951,1 

6 019,5 

4 076,3 

По гроссовой системе расчетов в режиме реального времени 

Количество платежей (ед.) 

262 490 

205 274 

329 435 

236 065 

338 721 

266 772 

Объем платежей (млн сомов) 

1 411 840,9 

1 170 177,9 

1 746 218,6 

1 345 704,6 

5 083 960,3 

3 927 010,6 

Из приведенных данных наблюдается положительная динамика показателей платежной системы.  

 

§ 3. Основные итоги в рамках совершенствования нормативной правовой базы в области платежной системы 

В 2015 году вступил в силу Закон «О платежной системе Кыргызской Республики», который регулирует функционирование платежной системы Кыргызской Республики в условиях развития инновационных технологий, обеспечивает прозрачность и управляемость движения денежных средств в экономике, безопасность и надежность национальной платежной системы, а также защиту прав конечных потребителей при работе с электронными платежными системами. 

В 2017 году в него были внесены изменения в части приведения в соответствие с Законом «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике». 

В целях совершенствования нормативно-правовой базы по платежной системе и приведения в соответствие с Законом «О платежной системе Кыргызской Республики» был разработан и утвержден ряд нормативных правовых актов, направленных: 

- на лицензирование деятельности операторов платежных систем и платежных организаций, регулирование и надзор за их деятельностью; 

- на развитие инновационных технологий посредством предоставления дистанционных банковских и платежных услуг и выпуска электронных денег коммерческими банками республики, их распространения и обналичивания; 

- на расширение доступа населения к банковским розничным услугам в регионах республики через агентов коммерческих банков; 

- на минимизацию рисков при проведении эмиссии, эквайринга, процессинга и распространения банковских платежных карт на территории Кыргызской Республики; 

- на установление порядка прохождения регистрации операторов международных платежных систем в Национальном банке; 

- на усовершенствование надзора (оверсайта) за платежной системой республики, осуществление надзора за функционированием платежной системы с точки зрения безопасности системы, обеспечения конфиденциальности обрабатываемой информации и соблюдения национальной и международной лицензионной политики; 

- на защиту интересов пользователей платежных систем, поддержание и обеспечение эффективности, безопасности и надежности платежных систем, противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности.  

 

ГЛАВА 3 

Комплексные задачи  

по дальнейшему развитию платежной системы на 2018-2022 годы 

§ 1. Основные задачи в области развития платежной системы 

Основной задачей Национального банка в области развития платежных систем на 2018-2022 годы остается поддержание работы платежных систем на высоком технологическом уровне посредством внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих безопасное и эффективное проведение платежей между различными субъектами экономики Кыргызской Республики. 

В среднесрочном периоде развитие платежных систем со стороны Национального банка будет осуществляться по следующим основным направлениям. 

 

1. Достижение оптимального соотношения наличного и безналичного денежного оборота 

В данном направлении Национальный банк совместно с участниками платёжной системы продолжит реализацию мероприятий, направленных на дальнейшее развитие рынка розничных платежей, обеспечение нормативной правовой базой и регулирование деятельности участников платежного рынка. 

При реализации этого направления Национальный банк будет принимать участие в мероприятиях, направленных на повышение доступности платежных услуг для населения и хозяйствующих субъектов, в т.ч. посредством:  

- внедрения инновационных платежных технологий, включая платежные и предоплаченные карты, электронные деньги, а также иных решений, расширяющих географию оказания платежных услуг и снижающих их стоимость для населения и хозяйствующих субъектов, в частности, посредством предоставления им дистанционного доступа к банковским услугам; 

- расширения сферы применения электронных средств платежа, в частности, для осуществления оплаты государственных услуг. 

Национальный банк также будет принимать участие в мероприятиях, направленных на повышение доверия населения и хозяйствующих субъектов к финансовым услугам, в том числе посредством содействия: 

- повышению безопасности использования электронных средств платежа, включая противодействие мошенническим операциям и снижение рисков нарушения защиты информации при осуществлении переводов денежных средств; 

- повышению доступности для населения и хозяйствующих субъектов за счет информирования об условиях оказания платежных услуг, в том числе о тарифах на платежные услуги; 

- совершенствованию защиты прав потребителей банковских и платежных услуг; 

- проведению мероприятий, направленных на обслуживание населения по банковским платежным картам с доступом к обезличенным металлическим счетам (ОМС счетам);  

- проведению мероприятий, направленных на осуществление покупки государственных ценных бумаг посредством дистанционного банковского обслуживания (мобильный банкинг, интернет-банкинг, домашний банкинг); 

- повышению финансовой грамотности населения в части пользования платежными услугами посредством их информирования по оказываемым платежным услугам, включая возникающие риски и меры безопасности; 

- стимулированию использования населением различных платежных инструментов в безналичных расчетах, проведения информационных кампаний, направленных на привлечение внимания населения, общественности к государственной значимости безналичных платежей. 

Кроме того, Национальный банк будет проводить мероприятия по: 

- развитию инфраструктуры по обслуживанию клиентов по приему/проведению платежей в безналичной форме, включая расширение агентской сети, увеличение периферийного оборудования: POS-терминалов, банкоматов, платежных терминалов, иных устройств, составляющих техническую инфраструктуру по приему и обслуживанию различных платежных инструментов в Кыргызской Республике; 

- взаимодействию с государственным и частным секторами по вопросам развития компонентов платежных систем, финансового и розничного рынка; 

- взаимодействию с участниками платежной системы по созданию условий для перевода государственных органов, бюджетных организаций, субъектов бизнеса на безналичные расчеты с использованием различных форм платежных инструментов;  

- взаимодействию с коммерческими банками в реализации ими проектов в социальной сфере на основе многофункциональных социальных льготных карт (медицинская, транспортная, налоговая, пенсионная, банковская), карт получателя бюджетных средств Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики с целью обеспечения контроля расходования средств, выделяемых бюджетом; 

- содействию в развитии систем дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, смс-банкинг, мобильный-банкинг, е-клиент), совершенствованию правового регулирования функционирования данных систем;  

- обеспечению необходимого уровня безопасности операций с использованием банковских платежных карт, электронных денег, систем дистанционного банковского обслуживания в соответствии с международными стандартами. 

 

2. Развитие национальной платежной системы, проведение мероприятий по ее интеграции с платежными системами других стран 

В рамках данного направления Национальным банком будет продолжена работа по развитию национальной платежной системы, включающей национальную систему расчетов платежными картами «Элкарт», новых платежных инструментов и услуг, продуктов с их использованием, внедрению конкурентоспособных отечественных разработок. 

Национальным банком будут инициированы мероприятия по внедрению международных стандартов по форматам финансовых сообщений (стандарта ISO 2022) на территории Кыргызской Республики. 

Также Национальным банком будет продолжено сотрудничество с центральными (национальными) банками государств-членов единого экономического пространства в рамках рабочей группы по координации развития национальных платежных систем ЕАЭС по следующим приоритетным направлениям:  

- в области интеграции национальных платежных карт мероприятия будут проводиться в рамках проекта создания единого платежного пространства стран СНГ и совместного использования технологий с целью обеспечения безопасности, конкурентоспособности и интеграции суверенных платежных систем, реализации инновационных технологий, предлагаемых для совместного использования всем национальным платежным системам в рамках единого платежного пространства;  

- по обеспечению межсистемного взаимодействия и/или интеграции между национальными системами передачи финансовых сообщений; 

- развитию финансовых технологий, разработки единого глоссария по цифровым финансовым технологиям.  

В целях обеспечения экономической безопасности страны, снижения страновых и политических рисков и влияния геополитических факторов будет продолжена работа по переводу бюджетных платежей и выплат (платежей в государственный бюджет и выплат из государственного бюджета) на обслуживание в рамках национальной платежной системы «Элкарт». 

Кроме того, будут проводиться мероприятия по: 

- содействию развития системы расчетов национальными картами «Элкарт», поддержке ЗАО «МПЦ» для создания на его базе единого сервисного центра по обработке мелких розничных и регулярных платежей; 

- расширению спектра платежных услуг с использованием карт «Элкарт», обеспечению безопасности банковских платежных карт путем поэтапного перевода на чиповые технологии и повышения требований по предотвращению мошеннических транзакций, реализации социальных проектов, проведению мероприятий, направленных на рост популярности национальной платёжной системы и др.; 

- содействию внедрения системы мониторинга банками с возможностью создания статистических отчетов и он-лайн проверок возможного несанкционированного проникновения в системы; 

- проведению работ, направленных на интеграцию национальной платежной системы «Элкарт» с платежными системами ближнего и дальнего зарубежья, а также государств-членов единого экономического пространства; 

- повышение конкурентоспособности системы «Элкарт» на внутреннем и международном рынке банковских платежных карт за счет преимуществ ценовой политики, реализации программ лояльности держателей карт, внедрения передовых отечественных разработок и решений;  

- содействию эффективному взаимодействию заинтересованных органов государственной власти Кыргызской Республики и операторов платежных услуг в целях расширения возможностей совершения платежей физическими лицами направляемых в бюджет в безналичном порядке, а также получения денежных средств по бюджетным обязательствам (включая заработную плату, пенсии, стипендии).  

 

3. Осуществление мониторинга и создание благоприятных условий для внедрения инновационных банковских услуг 

В целях стимулирования финансового рынка и повышения доступности финансовых услуг во всех регионах Кыргызской Республики, развития конкуренции и снижения стоимости безналичных платежей Национальный банк будет проводить мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для внедрения инновационных банковских услуг, в т.ч. через: 

- cодействие в развитии дистанционных каналов обслуживания населения (электронные деньги, мобильные платежи, бесконтактные платежи и иные технологические решения, расширяющие географию оказания платежных услуг и снижающие их стоимость для населения и хозяйствующих субъектов) для доступности банковских услуг по всей территории страны и создании Национального шлюза по обработке денежных переводов стран СНГ; 

- содействие выходу на рынок новых платежных продуктов/услуг и выработке норм по их регулированию, направленных на тестирование технологий, оценку существующей системы норм и правил, выявление потенциальных препятствий для новых технологий; 

- взаимодействие с заинтересованными органами государственной власти Кыргызской Республики и участниками рынка платежных услуг по вопросам внедрения новых платежных продуктов/услуг, а также создания благоприятных условий для развития электронной коммерции на территории Кыргызской Республики. 

В рамках современных вызовов и задач, которые стоят перед национальной платежной системой и экономикой в целом, Национальный банк будет проводить работу, связанную с изучением технологии блокчейн, мгновенных платежей, операционной совместимости встраивания основными партнерами Кыргызской Республики криптовалют в экономику своих стран, проблемами регулирования мобильных операторов, связанными с их выходом на рынок банковских услуг, развитием трансграничных платежей, информационной безопасности. 

 

4. Дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в сфере платежной системы  

Национальный банк продолжит совершенствование нормативной правовой базы в целях развития и роста розничных банковских и небанковских платежных услуг, расширения и развития дистанционных каналов обслуживания.  

В будущем усилия по совершенствованию нормативной правовой базы будут направлены на поддержание эффективности платежных механизмов, стимулирование инноваций в платежной индустрии, защиту конечных пользователей (потребителей, торговых организаций и других хозяйствующих субъектов), обеспечение эффективного надзора, обеспечение совместимости, реализацию эффективных, основанных на оценке рисков мер противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности (ПОД/ФТ), предотвращение использования платежных услуг в мошеннических целях и обеспечение дальнейшего развития системы розничных платежей в Кыргызской Республике. 

В целях привлечения бизнес-сообщества к участию в мероприятиях по увеличению доли безналичных платежей Национальный банк будет взаимодействовать с Министерством экономики Кыргызской Республики по продвижению законопроекта, предусматривающего изменение в Гражданский кодекс Кыргызской Республики по проведению платежей в безналичной форме. 

Национальный банк будет инициировать внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» в части расширения полномочий Национального банка по регулированию новых участников банковской деятельности и платежных систем для оказания инновационных услуг, направленных на увеличение безналичных платежей в отдаленных регионах Кыргызской Республики. 

Также совместно с заинтересованными органами государственной власти Кыргызской Республики и участниками рынка платежных услуг будет проводить работу по определению приоритетных направлений развития национальной платежной системы, выявлению и устранению существующих правовых ограничений, сдерживающих развитие национальной платежной системы, а также по обсуждению проектов нормативных правовых актов Национального банка по вопросам платежных систем посредством проведения и/или участия в семинарах, круглых столах, конференциях, рабочих групп. 

В целях стимулирования банковского сектора в части продолжения наращивания инфраструктуры для проведения безналичных платежей, имеющих важное государственное значение, Национальным банком, совместно с заинтересованными органами государственной власти Кыргызской Республики и участниками рынка платежных услуг, будет проводиться работа по продвижению проекта Закона  

«О продлении срока действия Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» от 19 февраля 2015 года № 36» относительно продления срока действия нормы, освобождающей коммерческие банки от уплаты НДС при ввозе банковского оборудования (банкоматы, POS-терминалы, платежные терминалы и банковские киоски).  

 

5. Участие в мероприятиях, проводимых Национальным банком в рамках мониторинга информационной безопасности и реагирования на инциденты и киберугрозы в банковской сфере и платежной системе Кыргызской Республики 

Вопросы информационной безопасности в финансово-кредитной сфере, включая проведение платежей и расчетов, становятся все более актуальными. Своевременное реагирование на инциденты и киберугрозы в банковской и платежной системе призвано улучшить ситуацию и снизить уровень инцидентов. 

В этом направлении будет проводиться работа по:  

- повышению квалификации сотрудников Национального банка, правоохранительных органов и участников платежных систем в области реагирования на кибератаки и вопросах информационной безопасности; 

- разработке требований по наличию функционального механизма обнаружения и смягчения мошенничества и киберугроз в области платежной системы; 

- выставлению требований по укреплению сетевой безопасности и отслеживанию надежности доступа со стороны участников платежных систем. 

Участники платежной системы Кыргызской Республики будут проводить мероприятия, направленные на: 

- своевременный обмен информацией о рисках в платежных системах, методах снижения рисков, а также установки скимминговых устройств; 

- налаживание и поддержание тесного взаимодействия с международными платежными системами и регуляторами других стран по обмену информацией о новых тенденциях в области кибератак, повышения информационной безопасности; 

- выполнение требований к информационной безопасности, к программному и аппаратному обеспечению; 

- определение минимальных требований к кадровому составу, занятому в области информационной безопасности и требования по повышению квалификации; 

- активное взаимодействие с правоохранительными органами Кыргызской Республики, в том числе путем разработки и внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы взаимодействия с правоохранительными органами в части оперативного обращения, возбуждения и ведения уголовных дел и взаимодействия для борьбы и противодействию организованному мошенничеству и кибератакам. 

§ 2. Ожидаемые результаты развития платежной системы 

С целью увеличения доступа населения к платежным услугам и улучшения качества банковского обслуживания населения Национальный банк продолжит работу, направленную на развитие рынка розничных платежей в Кыргызской Республике, совершенствование правового регулирования рынка платежных услуг, реализацию мероприятий в части развития банковского сектора, предусмотренные в Программе Правительства Кыргызской Республики «Жаңы доорго кырк кадам 2018-2023», утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 августа 2017 года № 1836-VI.  

Реализация всех мероприятий, предусмотренных Основными направлениями развития платежной системы Кыргызской Республики на 2018-2022 годы, позволит обеспечить:  

Государству и экономике: 

1. Организацию эффективного денежного обращения и сокращение темпов роста денежной наличности относительно роста номинального ВВП, уменьшение теневого оборота наличных денег. Учет и контроль миграционных процессов и потоков денежных переводов. 

2. Увеличение прозрачности при проведении налогово-бюджетной политики государства. 

3. Сокращение расходов, связанных с поддержанием в обращении (эмиссией) адекватной массы наличных денег. 

Коммерческим банкам и небанковским поставщикам платежных услуг: 

1. Привлечение новых клиентов, увеличение депозитной базы и, следовательно, расширение кредитных линий для инвестирования в реальный сектор экономики. 

2. Развитие сети розничных агентов в регионах. 

3. Расширение спектра дистанционного обслуживания клиентов. 

4. Сокращение издержек, связанных с эмиссионно-кассовой работой (инкассация, обработка, хранение денег). 

Организациям и предприятиям: 

1. Снизить расходы на работу с наличными денежными средствами (прием, хранение и транспортировка). 

2. Эффективное ведение учета, финансового контроля и планирования. 

Населению: 

1. Простой и широкий, надежный и безопасный доступ к платежным услугам, более удобные и быстрые способы оплаты. 

2. Широкий выбор банков для получения платежных услуг. 

3. Широкий выбор платежных инструментов для осуществления платежей и денежных переводов, вне зависимости от банков, систем и территориальной принадлежности. 

Прогнозные показатели 

В рамках комплекса мероприятий, предусмотренных Основными направлениями развития платежной системы Кыргызской Республики на 2018-2022 годы, направленных на выполнение задачи по увеличению доли безналичных расчетов, планируется достижение следующих показателей по платежной системе (см. Таблицу 3.): 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Прогнозные показатели  

№ 

 

Прогноз  

2018 

Прогноз 

2019 

Прогноз  

2020 

Прогноз  

2021 

Прогноз  

2022 

Система пакетного клиринга 

Количество платежей (ед.) 

8 682 343 

9 116 460 

9 572 283 

10 050 897 

10 553 442 

Объем платежей (млн сомов) 

187 387,0 

196 756,3 

206 594,1 

216 923,8 

227 770,0 

Гроссовая система расчетов в режиме реального времени 

Количество платежей (ед.) 

385 955 

405 253 

425 516 

446 791 

469 131 

Объем платежей (млн сомов) 

5 081 447,7 

5 335 520,1 

5 602 296,1 

5 882 410,9 

6 176 531,4 

Системы расчетов с использованием карт 

Общее количество эмитированных платежных карт на конец года (тыс.шт.) 

2 020,0 

2 121,0 

2 227,1 

2 338,4 

2 455,4 

Уровень проникновения банковских платежных карт в расчете на 1 человека (шт.) 

0,50 

0,51 

0,53 

0,55 

0,57 

Количество операций, совершенных с использованием платежных карт (тыс.шт.) 

27 350,8 

28 718,4 

30 154,3 

31 662,0 

33 245,1 

Среднее количество операций в расчете на 1 тыс.человека (шт.) 

6 717,2 

6 948,8 

7 188,4 

7 436,2 

7 692,7 

Объем операций, совершенных по платежным картам (млн сомов.) 

151 212,1 

158 772,7 

166 711,3 

175 046,9 

183 799,2 

Средний объем операций с картами в расчете на 1 чел. (сомов) 

35 966 

37 764 

39 652 

41 635 

43 716 

Количество человек, приходящихся на 1 банкомат ( чел.) 

2 598 

2 396 

2 209 

2 056 

1 930 

Количество человек, приходящихся на 1 POS-терминал (чел.) 

427 

378 

343 

314 

290 

Системы расчетов с использованием электронных денег 

Количество пользователей электронных кошельков) (ед.) 

696 842,6 

940 737,4 

1 269 995,5 

1 714 494,0 

2 314 566,9 

Всего операций с использованием электронных денег (ед.) 

15 882 634,2 

17 470 897,7 

19 217 987,4 

21 139 786,2 

23 253 764,8 

Общий объем транзакций, проведенных с использованием электронных денег (млн сомов) 

9 660,8 

10 626,9 

11 689,6 

12 858,6 

14 144, 4 

 

 

Численность взрослого населения страны (тыс. человек)  

4 071,8 

4 132,9 

4 194,8 

4 257,8 

4 321,6 

 

 

Приложение 1 

к Основным направлениям развития  

платежной системы КР на 2018-2022 гг

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ  

по реализации Основных направлений развития платежной системы Кыргызской Республики на 2018-2022 годы 

№ 

Наименование мероприятия 

Индикаторы исполнения 

Сроки исполнения 

Ответственные исполнители 

Партнеры 

Достижение оптимального соотношения наличного и безналичного денежного оборота 

1.  

Мероприятия по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике 

1.1. Сбор и обработка предложений, ответы на запросы, консультации, организация встреч, участие в межведомственных рабочих группах/советах и т.д. по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике.  

2018-2022гг. 

 

 

Национальный банк, 

ПКР 

Центральные и местные органы власти, министерства и ведомства, КБ, службы ЖКХ 

 

1.2. Содействие участникам платежной системы в развитии инфраструктуры для проведения безналичных платежей населением 

2018 2022 гг. 

Национальный банк 

Участники платежной системы 

 

 

1.3. Содействие развитию инновационных платежных инструментов на территории КР.  

2018-2022 гг.  

На постоянной основе 

Национальный банк, ПКР 

МЭ, ГНС,  

Возможно привлечение международных доноров 

 

 

1.4. Реализация постановлений Правительства и Национального банка в части, касающейся увеличения доли безналичных платежей и расчетов 

2018-2022 гг.  

На постоянной основе 

Национальный банк, ПКР 

МЭ, ГНС 

2. 

Взаимодействие с государственным и частным секторами по вопросам развития компонентов  

платежных систем, финансового и розничного рынков 

2.1. Содействие перевода оплаты бюджетных (таможенных, налоговых, социальных и коммунальных) платежей через счета в коммерческих банках с использованием инновационных технологий (платежных карт, интернет-банкинг, мобильный банкинг и др.). 

На постоянной основе  

 

Национальный банк  

 

 

КБ, участники платёжной системы 

 

2.2. Оказание содействия расширению услуг в безналичной форме (внедрение медицинской карты, карты студента, учащегося, транспортной карты и др., закрытие внутренних касс в медицинских учреждениях, с целью дальнейшего приема оплаты за медицинские услуги в безналичной форме). 

 

2018г. 

 

 

Национальный банк  

 

 

 

КБ, участники платёжной системы  

 

 

2.3. Взаимодействие с участниками платежной системы по созданию условий для перевода государственных органов, бюджетных организаций, субъектов бизнеса на безналичные расчеты с использованием различных форм платежных инструментов, включая платежные карты, электронные деньги, мобильные платежи, а также по развитию инфраструктуры по приему и обслуживанию платежей с использованием банковских платежных карт и других видов инновационных услуг и технологий, с распространением таких услуг в отдаленных регионах страны. 

На постоянной основе 

Национальный банк 

Участники платежной системы, бизнес-сообщество,  

Министерства и ведомства 

 

 

2.4. Проведение заседаний Совета по розничным платежам и взаимодействие (письма, консультации, ответы на запросы и т.д.) с членами Совета по розничным платежам по вопросам развития розничных платежей, разработки и усовершенствования нормативно-правовой базы, модернизации и внедрении новых инновационных технологий и подготовка планов мероприятий, программ развития и хода их реализации. 

По мере необходимости 

Национальный банк  

МЭ, ЗАО «МПЦ», участники платёжной системы, участники рынка платежных услуг 

3. 

Обеспечение надежного и безопасного функционирования УКП SWIFT для проведения трансграничных платежей 

Техническое сопровождение и обслуживание участников УКП SWIFT, аудит системы. Предоставление услуг Единого сервисного центра в случае возникновения нештатных ситуаций у КБ. 

На постоянной основе 

Национальный банк 

КБ 

4. 

Обеспечение функционирования международных платежных систем, операторов платежных систем и платежных организаций на территории Кыргызской Республики 

4.1. Регистрация операторов систем денежных переводов и международных платежных систем, действующих на территории Кыргызской Республики. 

2018 2022гг. 

Национальный банк 

КБ, ОПС/ПО 

4.2. Лицензирование, регулирование, надзор операторов платежных систем и платежных организаций. 

2018 2022гг. 

Национальный банк 

КБ, ОПС/ПО 

5. 

Повышение финансовой грамотности по платежным услугам и инновационным технологиям  

5.1. Информирование населения по вопросам платежной системы в СМИ (публикации, интервью по разъяснению целей и задач развития платежной системы). 

2018-2022гг.  

(не реже 1 раза в полугодие)  

Национальный банк 

КБ 

5.2. Организация семинаров, презентаций, круглых столов для министерств, ведомств и др. организаций по разъяснению целей и задач развития платежной системы. 

2018-2022гг. (ежегодно) 

Национальный банк 

 

5.3. Размещение на официальном интернет-сайте Национального банка информации по платежным услугам и инновационным технологиям, тенденциям развития платежных систем и др. 

2018-2022гг. (ежеквартально) 

Национальный банк 

 

5.4. Разработка памяток, буклетов по новым платежным инструментам, инновационным технологиям и др. 

По мере необходимости 

Национальный банк 

 

Развитие национальной платежной системы, проведение мероприятий по ее интеграции с платежными системами других стран 

6. 

Развитие национальной платежной системы  

6.1. Содействие мероприятиям, проводимым ЗАО «МПЦ, по расширению спектра платежных услуг с использованием карт «Элкарт», реализации социальных проектов. 

Ежеквартально 

Национальный банк 

ЗАО «МПЦ», участники платежной системы 

 

6.2. Содействие участникам национальной платежной системы, в т.ч. взаимодействие с коммерческими банками, ЗАО «МПЦ», бизнес-сообществом по вопросам расширения инфраструктуры по приему безналичных платежей, в том числе с использованием банковских платёжных карт «Элкарт». 

2018-2022гг. 

Национальный банк 

ЗАО «МПЦ», участники платежной системы, бизнес-сообщество 

 

 

6.3. Содействие обеспечению бесперебойной работы Единого межбанковского процессингового центра (ЕМПЦ). 

На постоянной основе 

Национальный банк 

ЗАО «МПЦ», КБ 

 

 

6.4. Содействие созданию на базе ЗАО «МПЦ» единого сервисного центра по обработке мелких розничных и регулярных платежей. 

2020- 2021 

Национальный банк 

ЗАО «МПЦ», КБ 

 

 

6.5. Участие в рабочей группе по координации развития национальных платежных систем и мероприятиях по: 

· интеграции национальной платежной системы «Элкарт» с платежными системами ближнего и дальнего зарубежья, а также государств-членов единого экономического пространства; 

· интеграции между национальными системами передачи финансовых сообщений; 

· развитию финансовых технологий,  

· разработке единого глоссария по цифровым финансовым технологиям. 

На постоянной основе 

Национальный банк 

ЗАО «МПЦ», КБ 

 

 

6.6. Внедрение международных стандартов по форматам финансовых сообщений (стандарта ISO 20022) на территории Кыргызской Республики: 

 

 

 

 

 

· изучение стандартов; 

2018-2019гг. 

Национальный банк 

КБ, участники платежной системы 

 

 

· разработка и внедрение стандартов. 

2019-2022гг. 

Национальный банк 

КБ, участники платежной системы 

Осуществление мониторинга и создание благоприятных условий для внедрения банковских инновационных услуг 

7. 

Повышение доступности финансовых услуг в регионах Кыргызской Республики 

7.1 Взаимодействие с участниками платежных систем, коммерческими банками, бизнес-сообществом, министерствами и ведомствами по вопросу внедрения новых банковских услуг на территории Кыргызской Республики (письма, консультации, ответы на запросы, рабочие встречи т.д.). 

2018г. 

Национальный банк 

Участники платежной системы, бизнес-сообщество,  

Министерства и ведомства  

7.2 Инициирование вопроса внесения изменений в Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» в части расширения полномочий Национального банка по регулированию новых участников банковской деятельности и платежных систем для оказания инновационных услуг, направленных на увеличение безналичных платежей в отдаленных регионах Кыргызской Республики. 

2018-2022гг.  

Национальный банк 

Участники платежной системы, бизнес-сообщество,  

Министерства и ведомства 

Укрепление и совершенствование надзорного (оверсайта) потенциала и роли катализатора  

8. 

Проведение надзора (оверсайта) за платежными системами в соответствии с требованиями Национального банка Кыргызской Республики  

8.1 Мониторинг функционирования платежных систем (в зависимости от степени значимости). 

2018-2022 гг. 

(согласно срокам, установленным в НПА Национального банка по надзору (оверсайту) за ПС). 

Национальный банк 

КБ, ОПС/ПО 

8.2 Оценка функционирования платежной системы на соответствие международным стандартам (аналитический отчет по оценке работы наиболее значимых платежных систем). 

2018-2022гг. 

(согласно срокам, установленным в НПА Национального банка по надзору (оверсайту) за ПС). 

 

Национальный банк 

 

ОПС/ПО 

8.3 Мониторинг за совершенствованием систем по результатам оценки функционирования платежных систем. 

На постоянной основе 

Национальный банк 

КБ, ЗАО «МПЦ», ОПС/ПО 

9. 

Повышение доступности платежных услуг и содействие появлению на рынке удобных платежных сервисов 

9.1 Участие в заседаниях Совета директоров и общих собраниях акционеров ЗАО «МПЦ».  

9.2 Проработка возможности создания Единой платформы систем денежных переводов.  

9.3 Проработка возможности создания национального платежного шлюза. 

На постоянной основе 

 

2018 -2019гг. 

 

2018 -2019гг. 

Национальный банк, ЗАО «МПЦ» 

КБ 

10. 

Обеспечение бесперебойности платежей и расчетов в Кыргызской Республике 

10.1 Модернизация платежных систем Национального банка для обеспечения участников и населения удобными и своевременными расчетами.  

10.2 Содействие межсистемной функциональной совместимости платежных систем. 

10.3 Содействие внедрению новых стандартов и сервисов в сфере платежных систем. 

2018-2022гг. 

 

 

2018-2022гг. 

 

2018-2022гг. 

Национальный банк 

КБ, ОПС/ПО  

11. 

Укрепление сотрудничества с другими уполномоченными органами в области надзора (оверсайта) за платежными системами.  

 

Взаимодействие с органами регулирования и надзора Кыргызской Республики и зарубежных стран по обмену информацией, совместному принятию мер и гармонизации методов регулирования участников рынка платежей и расчетов. 

На постоянной основе 

Национальный банк 

Органы регулирования и надзора (оверсайта) 

Дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в сфере платежной системы  

12. 

Мероприятии по проекту Закона «О внесении изменений в Закон «О платёжной системе КР»» 

12.1. Продвижение законопроекта «О внесении изменений в Закон КР «О платёжной системе Кыргызской Республики»» в части проведения внутригосударственных платежей, а также в части ограничения совмещения деятельности ОПС/ПО, связанной с предоставлением ими услуг по процессингу и проведению платежей в пользу третьих лиц, с другим видом деятельности.  

2018г. 

Национальный банк 

ПКР, ЖККР, ОЮЛ «СБК» 

Приведение в соответствие нормативной правовой базы НБКР закону «О внесении изменений в Закон «О платёжной системе КР» 

12.2 Внесение изменений, согласование и утверждение проектов нормативных правовых актов Национального банка после утверждения Закона «О внесении изменений в Закон «О платёжной системе Кыргызской Республики»».  

2018-2022гг. 

Национальный банк 

Участники платежной системы, ЗАО «МПЦ» 

13. 

Мероприятия по проекту Закона «О продлении срока действия Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» от 19 февраля 2015 года № 36» 

Продвижение проекта Закона «О продлении срока действия Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» от 19 февраля 2015 года № 36», в части продления срока действия нормы, освобождающей коммерческие банки от НДС при ввозе банковского оборудования (банкоматы, POS-терминалы, платежные терминалы и банковские киоски) с 31 декабря 2017 года до 31 декабря 2022 года включительно. 

2018г. 

Национальный банк 

ПКР, ЖККР, ОЮЛ «СБК» 

14. 

Мероприятия по проекту Закона, предусматривающего изменение в Гражданский кодекс Кыргызской Республики по проведению платежей в безналичной форме  

Взаимодействие с Министерством экономики КР по продвижению проекта Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Налоговый кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «Об акционерных обществах»)», в части внесения изменения в Гражданский кодекс КР по установлению нормы проведения расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями свыше пороговой суммы, установленной Правительством Кыргызской Республики, в безналичном порядке. 

2018г. 

МЭ 

Национальный банк, 

межведомственная рабочая группа 

15. 

Совершенствование нормативной правовой базы по надзору (оверсайту) за платежными системами в соответствии с требованиями международных стандартов и законодательством Кыргызской Республики 

Совершенствование методики осуществления надзора (оверсайта) за платежными системами в КР. 

2018-2022гг. 

(по мере появления на рынке новых инструментов и/или платежных систем)  

Национальный банк 

КБ, ОПС/ПО 

Участие в мероприятиях, проводимых Национальным банком в рамках создания центра мониторинга информационной безопасности и реагирования на инциденты и киберугрозы в банковской сфере и платежной систем Кыргызской Республики 

16. 

Мероприятия в рамках создания центра мониторинга информационной безопасности и реагирования на инциденты и киберугрозы в банковской сфере и платежной систем Кыргызской Республики 

16.1. Участие в создании центра мониторинга информационной безопасности и реагирования на инциденты и киберугрозы в банковской и платежной системе Кыргызской Республики. 

2018-2019гг. 

Национальный банк 

 

 

16.2 Обучение сотрудников Национального банка, правоохранительных органов, участников банковской, платежной систем в области реагирования на кибератаки. 

2018-2019гг. 

Национальный банк 

ГКНБ, ГСБЭП, ГСФР, МВД, ОПС /ПО и КБ 

 

16.3. Участие в разработке требований по автоматизации деятельности центра реагирования на инциденты ИБ и киберугрозы: внедрение GRC-системы для центра реагирования на киберугрозы (система управления уязвимостями, управления соответствиями, мониторинг событий ИБ).  

2018-2019гг. 

Национальный банк 

 

 

16.4 Взаимодействие с участниками платежной системы Кыргызской Республики по мероприятиям, направленным на обеспечение информационной безопасности, а также на борьбу и противодействие организованному мошенничеству и кибератакам. 

2018-2022гг. 

Национальный банк 

Участники платежной системы 

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ: 

 

ГКНБ 

Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики 

ГСБЭП 

Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики 

ГСФР 

Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики 

ГНС 

Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики 

ЗАО «МПЦ» 

Закрытое акционерное общество «Межбанковский процессинговый центр» 

ЖККР 

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики 

КБ 

коммерческие банки 

МВД 

Министерство внутренних дел Кыргызской Республики 

МЭ  

Министерство экономики Кыргызской Республики 

Национальный банк 

Национальный банк Кыргызской Республики 

ОЮЛ «СБК»  

ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана» 

ОПС/ПО 

операторы платежных систем/платёжные организации 

ПКР 

Правительство Кыргызской Республики 

Службы ЖКХ 

службы жилищно-коммунального хозяйства 

Участники платёжной системы 

финансово-кредитные организации, специализированные финансово-кредитные учреждения, операторы платёжных систем и платежные организации и их агенты, предоставляющие платежные услуги населению на территории Кыргызской Республики на основании заключённых договоров 

Участники рынка платежных услуг 

ОЮЛ «Ассоциация операторов платежных систем KG»; ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана»;  

ОЮЛ «Ассоциация операторов связи КР»; 

ОЮЛ «Ассоциация поставщиков (производителей и дистрибьюторов)»; 

ОЮЛ «Ассоциация рынков, предприятий торговли и сферы услуг Кыргызстана»; 

ОЮЛ «Ассоциация аудиторов»; 

Операторы мобильной связи:ОсОО «Скай Мобайл, ЗАО «Альфа Телеком», ОсОО «Нур Телеком» 

 

Приложение 2 

к Основным направлениям развития 

платежной системы КР на 2018-2022 гг. 

 

Функциональная структура платежной системы Кыргызской Республики