Вернуться назад

 

Постановление Правления Национального банка 

Кыргызской Республики  

от 20 июня 2018 года  

№ 2018-П-12/24-1-(НПА)  

 

 

 

О внесении изменений и дополнений 

в некоторые нормативные правовые акты 

Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:  

1. Внести изменения и дополнения в следующие нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются):  

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-8-(НПА); 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О корпоративном управлении в коммерческих банках Кыргызской Республики» от 17 мая 2017 года №19/12; 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению страновым риском в коммерческих банках и иных финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 28 июня 2006 года № 19/3

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 28 июня 2006 года № 19/2; 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3. 

2. Признать утратившим силу постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О толковании (разъяснении) пункта 3.1 Положения о досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами, утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 18 марта 2005 года № 5/5» от 1 февраля 2012 года № 6/1. 

 

 

 

 

стр.2 постановления Правления Национального банка 

от __________________2018 года  

№___________________________ 

 

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования, за исключением пункта 27 Положения «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики», который вступает в силу 1 октября 2018 года. 

4. Пункт 4.1.2 Положения о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков действует до 1 июля 2019 года и распространяется только на кредиты, выдаваемые коммерческими банками в регионах республики, за исключением города Бишкек. 

5. Юридическому управлению:  

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;  

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.  

6. Управлению методологии надзора и лицензирования банков довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, соответствующих структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.  

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики Джусупова Т.Дж.  

 

 

Председатель Т. Абдыгулов  

 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики  

от 20 июня 2018 года  

№ 2018-П-12/24-1-(НПА) 

 

 

 

Изменения и дополнения 

в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-8-(НПА) следующие изменения и дополнения: 

в Положении «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

в пункте 3: 

- абзац двадцать седьмой изложить в следующей редакции: 

«Риск-аппетит это совокупный уровень и виды рисков, которые банк готов принять на себя для достижения своих стратегических целей и бизнес-плана, с учетом сложно измеряемых рисков, такие как репутация банка и неэтичная практика. Риск-аппетит учитывается при разработке стратегии развития банка и бизнес плана банка.»; 

- пункт дополнить абзацами двадцать восьмым, двадцать девятым и тридцатым следующего содержания: 

«Внутренний документ об уровне риск-аппетита это документ, в котором должен быть определен/установлен совокупный уровень и виды рисков, которые банк готов принять или избежать для достижения своих стратегических целей и бизнес-плана (определение качественных и количественных показателей по доходности, капиталу, ликвидности и другим соответствующим мерам, например, рост, изменчивость), при этом необходимо учитывать сложно измеряемые риски, такие как риск потери репутации банка и неэтичная практика. При этом данный документ может быть частью бизнес-плана банка. 

Лимиты по рискам - распределение совокупного риск-аппетита банка (количественное ограничение, накладываемое на определенные показатели) по сферам деятельности, филиалам, дочерним компаниям банка, определенным категориям рисков, концентрациям, продуктам и по другим необходимым уровням. Банк несет ответственность за корректное распределение полномочий по реализации различных типов лимитов. 

Профиль риска банка это сводная информация всех текущих видов рисков и их уровней, которые отражают все ключевые проблемы в деятельности банка и выводы по итогам текущей (последней обновленной) оценки имеющейся информации по данным рискам.»;  

- абзац второй пункта 5 изложить в следующей редакции: 

«В целях раскрытия стратегии и масштабов деятельности банка, банк должен составить бизнес-план в соответствии с требованиями законодательства и внутренними документами банка. Внутренний документ об уровне риск-аппетита с указанием уровня лимитов по рискам могут быть также отражены в бизнес-плане банка.»; 

- пункт 12 изложить в следующей редакции: 

«12. Служба риск-менеджмента, как минимум, на ежемесячной основе представляет отчеты Комитету по рискам, а также на ежеквартальной основе предоставляет отчеты Совету директоров. При этом Совет директоров и/или Комитет по рискам могут дополнительно установить иную периодичность предоставления таких отчетов, но не реже установленной в данном пункте периодичности.  

При осуществлении текущей деятельности и для оперативности принятия решений, служба риск-менеджмента тесно сотрудничает с членами Правления банка, структурными подразделениями и работниками банка.»; 

- Положение дополнить пунктами 14-1 - 14-5 следующего содержания: 

«14-1. Внутренний документ об уровне риск-аппетита должен четко определять случаи, когда установленные лимиты могут быть превышены с обязательным одобрением Советом Директоров. При этом Совет Директоров самостоятельно определяет устанавливаемые/ одобряемые лимиты, кем утверждаются превышение лимитов, какому органу предоставляется отчет об уровне риск-аппетита и с какой периодичностью, порядок и сроки уведомления в случаях нарушений, а также делегирование уполномоченным органам банка полномочий по установлению/одобрению лимитов по рискам. 

При этом, могут быть предусмотрены меры по снижению уровня лимитов по рискам. 

14-2. В целях управления текущим профилем риска банка, банк должен ясно сформулировать риск-аппетит, в частности, все виды рисков и их уровни, приемлемые для банка (то есть уровни, которые не будут подвергать риску банк, и обеспечат сохранность вкладов и доходность банка). При этом риск-аппетит должен быть связан с краткосрочной и долгосрочной стратегией банка, и не противоречить бизнес плану банка, а также согласован на уровне соответствующих коллегиальных органов банка. Для этого необходимо: 

1) разработать и утвердить внутренний документ о риск-аппетите согласно определению, указанному в абзаце 28 пункта 3 настоящего Положения, который будет связан с краткосрочной и долгосрочной стратегией, бизнес планом банка, его капиталом и финансовыми планами; 

2) разработать политику, содержащую процесс определения риск-аппетита банка, и на постоянной основе контролировать соответствие деятельности банка к уровню риск-аппетита. При этом данный документ определения риск-аппетита банка должен пересматриваться не менее одного раза в год;  

3) разработать процедуры по оценке, одобрению, уведомлению (информированность внутри банка), а также процессы мониторинга, аудита лимитов по рискам и принципам, определенным и одобренным Советом директоров банка; 

4) измерить, установить, контролировать и управлять лимитами по рискам, которые не должны превышать риск-аппетит, одобренный Советом директоров банка. 

14-3. Совет Директоров контролирует и несет ответственность за профиль риска банка в целях мониторинга лимитов и значений, реализуемых Правлением банка.  

Необходимо установить набор лимитов для контроля воздействия банка на различные измеряемые риски, связанные с операционной деятельностью банка (например, кредитный риск, рыночный риск, риск процентной ставки, риск ликвидности и т.д.). Лимиты по рискам обычно выражаются в отношении прибыльности, капитала, ликвидности или других соответствующих показателей (например, рост и изменчивость). Лимиты по рискам следует устанавливать в соответствии с риск-аппетитом банка. 

14-4. Лимиты по рискам, одобренные Советом директоров, распространяются на лица/работников, отдел или структурное подразделение банка, осуществляющие ту или иную деятельность банка.  

14-5. Уполномоченные структурные подразделения, лица/работники, вовлеченные в процессы операционной деятельности банка, должны быть проинформированы об установленных лимитах по рискам и банк должен обеспечить их понимание о данных лимитах. Проводится тщательный мониторинг использования лимитов и Правление банка в целях принятия соответствующих мер в незамедлительном порядке должно быть проинформировано о лимитах, которые были нарушены.»;  

- в пункте 17: 

абзац пятый подпункта 1 изложить в следующей редакции: 

«- утверждение плана работы службы риск-менеджмента и контроль за его исполнением;»; 

абзац третий подпункта 2 изложить в следующей редакции: 

«- регулярных отчетов по видам рисков, предоставляемых службой риск-менеджмента, а также состояние лимитов по рискам, результатов гэп и стресс-тестирования;»; 

подпункт 3 изложить в следующей редакции: 

«3) взаимодействие с руководителем службы риск-менеджмента, руководителем службы комплаенс-контроля, внутренним и внешним аудитом по вопросам управления рисками в банке, а также, при необходимости, с другими структурными подразделениями банка;»; 

в подпункте 5 слова «заявления о рисках» заменить словами «внутреннего документа о риск-аппетите»; 

- пункт 18 изложить в следующей редакции: 

«18. Количественный и персональный состав Комитета по рискам определяется и утверждается Советом директоров банка и не может быть менее 3 (трех) членов Совета директоров. Как минимум, два члена Комитета по рискам должны быть избраны из числа независимых членов Совета директоров, один из которых является Председателем Комитета по рискам и не возглавляет Комитет по аудиту. 

Все члены Комитета по рискам имеют право голоса, приглашенные без права голоса.»; 

- второе предложение пункта 19 исключить; 

- в абзаце первом пункта 20 слова «одного раза в 3 (три) месяца» заменить словами «одного раза в месяц»; 

- подпункт 2 пункта 27 изложить в следующей редакции: 

«2) рассмотрение и утверждение риск-аппетита банка, разработанного совместно с Правлением и руководителем службы риск-менеджмента, а также следить за соблюдением банком требований к риск-аппетиту, политике по риску и лимитов по рискам и содействовать развитию устойчивой культуры риска в банке.»; 

- в пункте 28: 

слова «обязанности и» исключить; 

пункт дополнить абзацем вторым следующего содержания: 

«Кандидат на должность руководителя службы риск-менеджмента банка согласовывается с Национальным банком в порядке, установленном нормативными правовыми актами Национального банка»; 

- в подпункте 3 пункта 31 слова «один раз в месяц» заменить словами «один раз в квартал»; 

- пункт 38 дополнить подпунктом 11 следующего содержания: 

«11) определение риск-аппетита и лимитов по рискам банка, которые одобрены Советом директоров.»; 

- в абзаце первом пункта 65 слова «в части управления» заменить словом «управлению»; 

- в пункте 66 слова «Внутренний документ» заменить словами «Внутренние документы»; 

- в предложении первом пункта 67 слова «Внутренний документ» заменить словами «Внутренние документы»; 

- пункт 90 изложить в следующей редакции: 

«90. Банк должен иметь внутренний документ (политику) по управлению риском легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности (далее - ОД/ФТЭ), утвержденный Советом директоров. Внутренние документы должны предусматривать процедуры по определению, выявлению, оценке, контролю и снижению риска ОД/ФТЭ в зависимости от размера и сложности деятельности банка, однако, минимальные требования, установленные в законодательстве Кыргызской Республики, должны соблюдаться всеми банками.»; 

- в первом предложении пункта 93 слово «своей» исключить. 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О корпоративном управлении в коммерческих банках Кыргызской Республики» от 17 мая 2017 года №19/12 следующее изменение: 

в Положении «О корпоративном управлении в коммерческих банках Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- абзац пятый пункта 19 изложить в следующей редакции: 

«- порядок проведения заседаний, которые могут быть в очном виде (с присутствием членов комитета) или заочном виде (без присутствия членов комитета, например, через -видео, -аудио конференцию и т.п.), в т.ч. порядок голосования членов комитета;»; 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению страновым риском в коммерческих банках и иных финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 28 июня 2006 года № 19/3 следующие изменения и дополнения: 

в Положении «О минимальных требованиях по управлению страновым риском в коммерческих банках и иных финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 2.2 изложить в следующей редакции: 

«2.2. Банку следует принимать во внимание наличие косвенного странового риска, в том числе при работе с клиентами - резидентами Кыргызской Республики.»; 

- пункт 2.3 дополнить подпунктами 2.3.5 и 2.3.6 следующего содержания: 

«2.3.5. Макроэкономический риск - риск возникновения расходов (потерь) в результате значительных изменений макроэкономических условий в государстве или в иностранном государстве, которые повлияют на способность заемщика выполнять свои обязательства (например, принятие Центральным банком иностранного государства решение по повышению/снижению ставки рефинансирования, которая направлена для предотвращения обесценения/укрепления собственной валюты, которая в последующем может негативно сказаться на заемщиках, имеющих деловые отношения с данной страной). 

2.3.6. Косвенный страновой риск - риск того, что способность заемщика погасить задолженность может ухудшиться вследствие изменения экономических, политических или социальных условий в зарубежной стране, в которой заемщик имеет значительные деловые связи и интересы (см. примечание 2). Косвенный страновой риск должен быть принят во внимание при оценке кредитоспособности клиента.». 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 28 июня 2006 года № 19/2 следующие изменения и дополнения: 

в Положении «О минимальных требованиях по управлению рыночным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 3.1 после слов «масштабам деятельности» дополнить словами «, аппетита к риску»; 

- пункт 3.4 изложить в следующей редакции: 

«3.4. Политика по управлению рыночным риском, утвержденная Советом директоров банка, должна учитывать уровень и сложность риска, которому подвержен банк, и охватывать те виды рыночного риска, которые связаны с деятельностью банка, а также уровень риска от введения новых банковских продуктов и услуг.  

Банки должны учитывать общие и макроэкономические условия, в которых они осуществляют свою деятельность при оценке, управлении своими рисками и их способность привести банк к существенным потерям.  

Примечание: Источниками макроэкономических данных может быть Бюллетень Национального банка или иные источники. 

Если банк принимает решение хеджировать риски, то в политике по управлению рыночным риском должны быть определены методы и критерии хеджирования рисков, включающие, в том числе, критерии эффективности (оптимальности) и стоимости хеджирования.»; 

- Положение дополнить пунктом 3.11 следующего содержания: 

«3.11. Внутренний аудит банка должен регулярно проверять целостность, точность и эффективность управления банком своим рыночным риском. Информация по последующему исполнению корректирующих мероприятий по выявленным в результате внутреннего аудита недостаткам должны периодически, но не реже одного раза в полгода сообщается Совету директоров банка и, как минимум, не реже одного раза в квартал в Комитет по аудиту. 

Оценка рыночного риска, проведенная внутренним аудитом банка должна включать по крайней мере следующие факторы: 

- адекватность масштабов процессов управления рыночным риском (с учетом типа, содержания и уровня сложности позиций, которые вызывают рыночный риск, также должно быть проверено, были ли они адекватно рассмотрены в процессе управления рыночным риском банка); 

- адекватность используемой банком системы управления рыночным риском; 

- достоверность, полнота, целостность и согласованность всех данных и источников таких данных, а также методы оценки, используемых при оценки рыночного риска; 

- адекватность используемой банком системы управления рыночным риском; 

- достоверность, полнота, целостность и согласованность всех данных и источников таких данных, а также методы оценки, используемых при оценки рыночного риска.»; 

- в пункте 4.1: 

в абзаце первом слова «составной частью» заменить словами «составным элементом»; 

второе предложение абзаца второго изложить в следующей редакции: 

«Данные лимиты учитываются при управлении активами и обязательствами банка, а также соответствуют риск аппетиту и капиталу банка;»; 

пункт дополнить абзацем седьмым следующего содержания: 

«- определение процессов и принципов, связанных с новыми продуктами.»; 

- Положение дополнить пунктом 4.3 следующего содержания: 

«4.3. Измерение процентного риска должно охватывать риск переоценки, базовый риск, риск опциона и кривую доходности. 

Совет директоров и Правление банка должны регулярно, но не реже одного раза в полгода, анализировать, результаты стресс-тестирования, в том числе основные предположения, лежащие в их основе. Результаты таких работ следует учитывать при создании и пересмотре политики по управлению рыночным риском. Учитывая потенциальные потери, прогнозируемые стресс-тестами и вероятность возникновения таких потерь Совет директоров и Правление банка, могут принять дополнительные меры для усиления управления рисками.». 

5. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3 следующие изменение: 

в Положении о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 4.1.2 изложить в следующей редакции: 

«4.1.2. Банк может классифицировать часть актива, обеспеченную гарантией ОАО «Гарантийный фонд» как «нормальный» актив, в случае если в данном банке размещен депозит ОАО «Гарантийный фонд». 

При этом, депозитный и гарантийный договор, заключаемые между ОАО «Гарантийный фонд» и коммерческим банком должны предусматривать, как минимум, следующие условия: 

- объем обеспеченных гарантией ОАО «Гарантийный фонд» активов не должен превышать суммы депозита более чем в два раза; 

- условие безотзывности и наличия депозита ОАО «Гарантий фонд» до полного погашения активов, которые обеспечены ОАО «Гарантийный фонд».».