Вернуться назад

Постановление Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 23 марта 2020 года  

№ 2020-П-12/14-1-(БС) 

 

 

О порядке работы и регулирования деятельности банков,  

небанковских финансово-кредитных организаций и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку Кыргызской Республики, при введении на территории Кыргызской Республики чрезвычайной ситуации  

в связи с распространением коронавируса COVID-19 

 

 

 

Правление Национального банка Кыргызской Республики в связи с введением Правительством Кыргызской Республики режима чрезвычайной ситуации на территории Кыргызской Республики в связи с распространением коронавируса COVID-19, руководствуясь статьей 20 и 68 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», постановляет: 

 

1. Утвердить меры по минимизации рисков в деятельности коммерческих банков, небанковских финансово-кредитных организаций и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку Кыргызской Республики, при возникновении угрозы массового инфицирования населения в условиях чрезвычайной ситуации в связи с эпидемией инфекционных заболеваний и способы осуществления комплекса мероприятий, применяемых до, во время и/или после возникновения угрозы массового инфицирования персонала для обеспечения функционирования критичных бизнес-процессов банков небанковских финансово-кредитных организаций и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку Кыргызской Республики и обеспечивающих их реализацию (прилагаются). 

 

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до принятия соответствующего решения Правления Национального банка. 

 

3. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

4. Управлению методологии надзора и лицензирования банков, довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, Государственного банка развития Кыргызской Республики, ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», микрофинансовых организаций, кредитных союзов, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», ОАО «Гарантийный фонд», кредитных бюро, платежных организаций и операторов платежных систем, всех структурных подразделений, областных управлений, представительства Национального банка в Баткенской области.  

 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего Управление методологии надзора и лицензирования банков.  

 

 

Председатель 

 

Т. Абдыгулов 

 

 

 

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 23 марта 2020 года  

№ 2020-П-12/14-1-(БС) 

 

Меры по минимизации рисков  

в деятельности коммерческих банков, небанковских финансово-кредитных организаций и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку Кыргызской Республики, при возникновении угрозы массового инфицирования населения в условиях чрезвычайной ситуации в связи с эпидемией инфекционных заболеваний и способы осуществления комплекса мероприятий, применяемых до, во время и/или после возникновения угрозы массового инфицирования персонала для обеспечения функционирования критичных бизнес-процессов банков небанковских финансово-кредитных организаций и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку Кыргызской Республики  

и обеспечивающих их реализацию 

 

Глава 1. Общие положения 

 

1. Коммерческие банки, небанковские финансово-кредитные организации и другие юридические лица, поднадзорные Национальному банку Кыргызской Республики (далее банки), должны использовать в своей деятельности меры, утвержденные настоящим постановлением с учетом специфики деятельности. 

2. Банки должны разработать внутренние документы, которые будут содержать основные меры, методы и средства сохранения (поддержания) обеспечения непрерывности деятельности банков в случае возникновения нештатных ситуаций, связанных с нарушением работоспособности персонала банков и последствий распространения коронавируса COVID-19 с учетом мер, предусмотренных настоящим постановлением. 

3. На период введения режима чрезвычайной ситуации на территории Кыргызской Республики в связи с распространением коронавируса COVID-19 банки должны соблюдать все экономические нормативы и требования, предусмотренные банковским законодательством Кыргызской Республики, за исключением случаев, предусмотренных настоящим постановлением, а также отдельными решениями Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики. 

 

Глава 2. Обеспечение безопасности персонала и клиентов банка  

 

4. Угроза массового инфицирования персонала в условиях чрезвычайной ситуации в связи с эпидемией (пандемией) инфекционных заболеваний является чрезвычайной ситуацией, требующей оперативного реагирования на риски персонала, который выполняет производственные функции и отвечает за технологический процесс выполнения критичных бизнес-функций банков. 

5. Угроза инфицирования или масштабная эпидемия (пандемия) относится к первой категории нештатных ситуаций, которые могут повлечь значительные материальные потери и людские жертвы. 

6. Превентивные меры реализации эпидемиологических угроз включают определение основных критичных функций на период действия/сохранения угроз и формирование дополнительного резерва специалистов, обслуживающих и эксплуатирующих критичные автоматизированные системы банка. 

7. В банках и их структурных подразделениях, осуществляющих расчетно-кассовое обслуживание клиентов, должны быть предусмотрены меры по обеспечению безопасности клиентов и персонала банка.  

В помещениях банка должна быть в доступном виде размещена информация, которая акцентирует внимание на вопросах санитарно-эпидемиологической защиты при оказании финансовых услуг, а также публиковаться актуальная официальная информация, на официальном интернет-сайте, в аккаунтах финансовых организаций, в социальных сетях и электронных рассылках для клиентов.  

Необходимо обеспечить обслуживание клиентов в помещениях и структурных подразделениях банка с учетом соблюдения санитарных норм безопасности и профилактики распространения инфекции, предписывающих не допускать скопления большого количества людей. 

На входе в помещение банка должны быть обязательно установлены дезинфицирующие средства (санитайзеры). Также банку следует обеспечить клиентам банка, находящимся в очереди, соблюдение безопасного расстояния между ними (не менее 1 м).  

При этом банкам рекомендуется рассмотреть вопрос об особом режиме работы отделений банка в период действия режима чрезвычайной ситуации с обязательным информированием клиентов о графике работы на официальных интернет-сайтах (или в социальных сетях и электронных рассылках для клиентов). 

8. Кассовые и другие работники банка, непосредственно контактирующие с клиентами, должны быть обеспечены средствами личной защиты (масками, средствами защиты глаз, перчатками и санитайзерами) и обрабатывать руки и задействованные поверхности после каждого клиента и работы с денежными средствами.  

Банку рекомендуется обеспечить регулярную обработку дверных ручек во всех помещениях обслуживания клиентов, кнопки вызова и этажей лифта, кнопки POS-терминалов и любых других предметов, контактирующих с клиентами и персоналом, специальными средствами дезинфекции каждые 2 (два) часа. 

В местах расположения всех периферийных устройств банка (POS-терминалах и др.) на видном для клиентов месте обеспечить предупреждающую информацию о принятии мер по дезинфекции до и после использования данных устройств. 

9. Персонал банков, непосредственно не осуществляющий работу с клиентами и не участвующий в основных (критичных) операциях или не ответственный за критичную инфраструктуру банка, может быть переведен на режим удаленной работы с учетом обеспечения режима сохранности и безопасности конфиденциальной информации и защиты каналов передачи информации (вопросы кибербезопасности). 

Вопросы оплаты труда, порядка сокращения числа работников (удаленная работа, отпуск без содержания и др.) в связи с введением режима чрезвычайной ситуации должны решаться в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики. 

10. При осуществлении операций и оказании услуг банкам необходимо принять меры по максимальному использованию доступных дистанционных/удаленных онлайн сервисов и инфраструктуры для ограничения прямых контактов персонала с клиентами. 

В частности, банками по вопросам кредитования (финансирования) и рассмотрения других заявок клиентов может быть предусмотрена первоначальная онлайн-обработка поступивших заявлений и документов (электронные версии документов направляются в отделения банка для их обработки через электронные средства связи). На основании рассмотренных электронных версий документов банком может быть принято решение об удовлетворении заявки и назначено конкретное время, когда клиенту необходимо прийти с готовыми документами в отделение банка для получения средств или иной услуги (в том числе проводится идентификация и верификация клиента). 

11. Банкам провести работу над уменьшением плановых визитов клиентов, проинформировать (на официальных интернет-сайтах или в социальных сетях и электронных рассылках для клиентов) о существующих онлайн-сервисах и дистанционном обслуживании, а также предусмотреть возможность перевода на удаленное дистанционное обслуживание клиентов. 

12. Заседания органов управления банка, комитетов и других коллегиальных органов могут проводиться в удаленном/заочном формате путем применения технологий конференцсвязи/электронной почты и т.д. либо опросным методом, если он предусмотрен внутренними документами банка и не противоречит законам Кыргызской Республики с последующим подтверждением и подписанием принятых решений на очередном очном заседании. 

 

Глава 3. Обеспечение бесперебойности оказания  

банковских и платежных услуг 

 

13. Банкам необходимо обеспечить деятельность обособленных структурных подразделений с учетом возможности обеспечения доступа населения к банковским/платежным услугам в каждом конкретном населенном пункте. 

Решение о закрытии/приостановлении деятельности обособленного структурного подразделения банка (филиалы, сберегательные кассы и т.д.) должно быть предварительно согласовано с Национальным банком. 

Национальный банк может запретить банку приостановление деятельности/закрытие обособленного структурного подразделения, если, по оценке Национального банка, приостановление/закрытие такого обособленного структурного подразделение создаст условия для невозможности получения населением банковских услуг. 

14. Банкам необходимо обеспечить бесперебойное функционирование обособленных структурных подразделений, доступных для обслуживания банкоматов, POS-терминалов и автоматизированных терминалов самообслуживания, а также осуществление основных банковских услуг: расчетно-кассовое обслуживание: прием заявлений, рассмотрение и выдачу кредитов (при необходимости), работу с системами денежных переводов, конверсионные операции (при необходимости). 

15. Банкам необходимо оказывать клиентам в надлежащем порядке консультационные услуги по всем вопросам предоставляемых услуг, а также обеспечить бесперебойную работу колл-центров, интернет-сайтов, онлайн сервисов, страниц в социальных сетях, оптимизировав их под условия чрезвычайной ситуации. 

16. Банкам необходимо заблаговременно проводить анализ потребностей в обеспечении банка и его обособленных структурных подразделений, и банкоматов денежной наличностью. По результатам анализа банкам необходимо подготовить и направить соответствующую заявку в Национальный банк Кыргызской Республики. 

17. Банкам необходимо на постоянной основе своевременно обеспечивать инкассирование и бесперебойную работу банкоматов. 

18. Банкам необходимо обеспечить своевременные взаиморасчеты с платежными системами и прием наличных денежных средств от платежных организаций и их агентов в полном объеме и своевременное зачисление на счета поставщиков товаров/услуг и платежных организаций. 

19. Во избежание рисков возникновения нештатных ситуаций и финансовых потерь банкам необходимо адекватно управлять рисками, связанными с угрозой роста числа хакерских атак на банковские системы в целях хищения денег и данных, взять под особый контроль функционирование периферийной сети, системы расчетов банковскими платежными картами, мобильного/интернет банкинга и мобильных приложений, а также обеспечить бесперебойность и безопасность платежных инструментов, каналов обмена финансовыми сообщениями и деятельности банка в целом. 

20. В банках на постоянной основе должны быть обеспечены возможности решения проблемных задач, связанных с выходом из строя техники, программного обеспечения или других объектов инфраструктуры. 

21. Банкам необходимо на постоянной основе проводить мониторинг текущей ситуации в банке, проводить анализ достаточности имеющихся средств (ликвидных активов) и меры для исключения ухудшения финансового состояния банка. 

 

Глава 4. Вопросы регулирования и надзора за деятельностью банков  

 

22. Требования банковского законодательства по вопросам лицензирования деятельности банков, установленные в нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики, распространяются на банки полностью. При этом сроки рассмотрения документов по вопросам согласования должностных лиц, выдачи лицензий/свидетельств могут быть продлены на неограниченный срок с учетом действия режима чрезвычайной ситуации. Другие вопросы лицензирования, регулируемые нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики, рассматриваются в установленные сроки. 

23. Случаи нарушения банком экономических нормативов и требований, установленные банковским законодательством Кыргызской Республики, в результате введенного режима чрезвычайной ситуации на территории Кыргызской Республики будут рассматриваться Национальным банком Кыргызской Республики с учетом принятых банком мер и действий и влияния режима чрезвычайной ситуации.  

24. Отчетность банков может быть направлена в Национальный банк Кыргызской Республики в электронном формате с последующим предоставлением бумажной версии после снятия режима чрезвычайной ситуации.  

25. В период действия настоящего постановления переписка банков с Национальным банком Кыргызской Республики может осуществлять в электронном формате с уполномоченных адресов электронной почты, определенных банком и направленных на официальную электронную почту Национального банка Кыргызской Республики (mail@nbkr.kg).