СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ (СПД)
Национального банка Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2023-2025 гг.
Стратегический показатель: Отсутствие коррупционных практик в деятельности Национального банка Кыргызской Республики
Целевые индикаторы: транспарентность и подотчетность деятельности Национального банка, доверие населения к деятельности Национального банка, уровень деловой репутации, авторитета и доверия к деятельности Национального банка со стороны банковского сектора и внешних партнеров (центральные банки, международные финансовые организации)
Внутренний контроль: уполномоченный по предупреждению коррупции в Национальном банке Кыргызской Республики Кешикбаев Азиз Асылбекович
Внешний мониторинг: АДС (антикоррупционный деловой совет при Президенте Кыргызской Республики, гражданское общество, бизнес-ассоциации)
Стратегическая цель |
Анти-коррупционная мера |
Задачи |
Действие или мероприятие |
Исполнитель |
Сроки исполнения по годам: 2023 – 2024-2025 |
Источники финансирования |
Результат |
||
I год |
II год |
III год |
|||||||
I. Мониторинг коррупционности |
Вовлечение институтов гражданского общества в противодействие коррупции в Национальном банке |
Допуск к активному участию институтов гражданского общества в противодействии коррупции в Национальном банке |
Обеспечение постоянного функционирования и действенность общественной приемной, телефонов "доверия", позволяющих населению, гражданам и организациям сообщать о фактах коррупции, причинах и условиях, способствующих их совершению |
Уполномоченный (эксперт) по предупреждению коррупции |
Мониторинг и обеспечение функционирования способов донесения информации |
Мониторинг и обеспечение функционирования способов донесения информации |
Мониторинг и обеспечение функционирования способов донесения информации |
Не требует затрат |
В Национальном банке действует телефон горячей линии "сообщи о коррупции", номер размещен на официальном интернет-сайте Национального банка. |
Нормативно-правовое обеспечение противодействия коррупции в Национальном банке |
Предупреждение коррупционных норм в проектах нормативных правовых актов Национального банка |
Проведение анти-коррупционной экспертизы нормативных правовых актов, поступающих в Национальный банк на экспертизу, и проектов нормативных правовых актов Национального банка. Проведение общественных обсуждений, проведение АРВ проектов НПА с бизнес сообществом, гражданами и государственными органами |
ЮУ, УМН, УПС, ЭУ, УДКО, ОЗПП, УДН, УФСО, УБИЗ |
Проведение антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов на постоянной основе |
Проведение антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов на постоянной основе |
Проведение антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов на постоянной основе |
Не требует затрат |
Количество проектов нормативных правовых актов, вынесенных на общественное обсуждение, количество проведенных АРВ, встреч/переговоров по обсуждению нормативных правовых актов, количество проведенных антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов |
|
|
Реализация комплекса мер по своевременному выявлению возможных операционных рисков, в том числе коррупционных, и снижению их влияния на деятельность Национального банка. |
Предупреждение и нивелирование операционных и коррупционных рисков в бизнес процессах Национального банка |
Разработка системных (общебанковских) мероприятий по снижению операционных рисков Национального банка на основе анализа инцидентов, риск-событий, бизнес-процессов. |
ООРБП и СП |
предоставление информации в случае выявления коррупционного риска |
предоставление информации в случае выявления коррупционного риска |
предоставление информации в случае выявления коррупционного риска |
Не требует затрат |
В Национальном банке снижены операционные риски и повышена риск-культура Национального банка. |
II. Внедрение анти-коррупционных стандартов и механизмов обеспечения прозрачности, подотчетности |
Повышение уровня анти-коррупционной политики в Национальном банке, международная сертификация в сфере добро-порядочности бизнеса |
Изучение внедрения национального стандарта КМС ISO 37001:2016 "Система менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию". |
Изучение внедрения национального стандарта КМС ISO 37001:2016 "Система менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию". Вопрос адаптирования данного стандарта в зарубежных центральных банках. |
Уполномоченный (эксперт) по предупреждению коррупции, ОВА |
Изучение опыта внедрения международного стандарта ISO 37001:2016 "Система менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию" в зарубежных центральных банках |
Изучение опыта внедрения международного стандарта ISO 37001:2016 "Система менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию" в зарубежных центральных банках |
Рассмотрение актуальности внедрения стандарта ISO 37001:2016 "Система менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию" в Национальном банке и в случае необходимости, заложение в бюджет Национального банка на 2025 и последующие годы средств на внедрение и сертифкацию |
Бюджет Национального банка |
Изучен опыт внедрения международного стандарта ISO 37001:2016 "Система менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию" в зарубежных центральных банках |
Введение автоматизации и бесконтактности взаимодей ствия Национального банка с физическими юридическими лицами в процессе закупок, связанных с взаимодействием с физическими и юридическими лицами |
Автоматизация системы закупок в целях минимизации человеческого фактора в процессах закупок Национального банка |
Внедрить в Национальном банке автоматизированную систему закупок. |
ООЗРИ, УАДБ |
Создание рабочей группы по разработке тех задания, заложение денежных средств в бюджет Национального банка |
создание комиссии по закупке, объявление конккурса |
выявление победителя конкурса, проработка пилотного проекта, внедрение |
Бюджет Националь ного банка |
В Национальном банке функционирует портал закупок, деятельность по закупкам максимально автоматизирована. |
|
III. Повышение открытости деятельности Национального банка и уровня доверия населения |
Эффективное взаимодействие с институтами гражданского общества, средствами массовой информации, гражданами и бизнес структурами; Создание эффективной системы обратной связи; Обеспечение доступности информации о деятельности Национального банка |
Повышение открытости и обеспечение информационной прозрачности деятельности Национального банка |
Освещение мероприятий с участием Национального банка в СМИ и социальных сетях, в том числе выпуск серии публикаций по вопросам деятельности Национального банка на специальных информационных площадках в центральных общественно-политических, деловых печатных и электронных СМИ по вопросам деятельности Национального банка |
УКМС, СП |
Пресс-релизы Национального банка, мероприятия с участием сотрудников Национального банка, деловые публикации в печатных и электронных СМИ по вопросам деятельности Национального банка, освещения/выпуски серий публикаций |
Пресс-релизы Национального банка, мероприятия с участием сотрудников Национального банка, деловые печатных и электронные СМИ по вопросам деятельности Национального банка, освещения/выпуски серий публикаций |
Пресс-релизы Национального банка, мероприятия с участием сотрудников Национального банка, деловые печатных и электронные СМИ по вопросам деятельности Национального банка, освещения/выпуски серий публикаций |
Не требует затрат |
Количество пресс-релизов Национального банка, количество мроприятий с участием сотрудников Национального банка, количество деловых печатных и электронных СМИ по вопросам деятельности Национального банка, количество освещений/выпуска серий публикаций |
Размещение на официальном интернет-сайте Национального банка информации/регулярных отчетов Национального банка по вопросам противодействия коррупции |
Обеспечение открытости деятельности Национального банка по вопросу противодействия коррупции |
Размещение информации на официальном интернет-сайте Национального банка информации/регулярных отчетов Национального банка по вопросам противодействия коррупции |
Уполномоченный (эксперт) по предупреждению коррупции, УКМС, УАДБ |
Ежеквартальное размещение отчета, свод информации по итогам года |
Ежеквартальное размещение отчета, свод информации по итогам года |
Ежеквартальное размещение отчета, свод информации по итогам года |
Не требует затрат |
Размещение отчета на ежеквартальной основе на официальном интернет-сайте Национального банка, свод информации по итогам года |
|
IV. Формирование деловой этики и ценностей по противодействию взяточничества и противозаконного поведения служащих Национального банка |
Обеспечение добро-порядочности на службе в Национальном банке |
Обучение по вопросам соблюдения этических норм служащих Национального банка. |
Проведение регулярного обучения служащих Национального банка по вопросам соблюдения этических норм. Ознакомление вновь принятых сотрудников с Кодексом норм служебной этики работников Национального банка Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правления Национального банка от 28 декабря 2015 г. № 79/2 |
ОРП |
Ежегодное проведение обучения по вопросам соблюдения этических норм не менее 30% служащих Национального банка. |
Ежегодное проведение обучения по вопросам соблюдения этических норм не менее 30% служащих Национального банка. |
Ежегодное проведение обучения по вопросам соблюдения этических норм не менее 30% служащих Национального банка. |
Не требует затрат |
% служащих, прошедших обучение по вопросам соблюдения этических норм согласно Кодексу норм служебной этики работников Национального банка Кыргызской Республики |
Внедрение правовых и институ-циональных основ оценки и урегулирования конфликта интересов на службе в Национальном банке |
Обучение по вопросам предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов и заполнения декларации личных (частных) интересов, |
Проведение регулярного обучения служащих Национального банка по вопросам предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов и заполнения декларации личных (частных) интересов. Запрос на ежеквартальной основе информации о личных (частных) интересах со структурных подразделений |
ОРП, комиссия по этике и предупреждению коррупции в Национальном банке |
Обучение по вопросам предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов. Количество служащих, подавших декларацию о личных (частных) интересах. |
Обучение по вопросам предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов. Количество служащих, подавших декларацию о личных (частных) интересах. |
Обучение по вопросам предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов. Количество служащих, подавших декларацию о личных (частных) интересах. |
Не требует затрат |
Количество служащих Национального банка по предупреждению, урегулированию и управлению ситуациями конфликта интересов в % соотношении. Ежегодная в обязательном порядке подача декларации о личных (частных) интересах соответствующими служащими Национального банка |
|
V. Повышение уровня защиты прав потребителей банковских и микро-финансовых услуг |
Разработка руководства по надзору за соблюдением со стороны поднадзорных Национальному банку субъектов требований по защите прав потребителей |
Разработка нормативного правового акта по надзору за соблюдением требований предоставления банковских и микрофинансовых услуг |
Подготовка проекта руководства по надзору за соблюдением со стороны поднадзорных финансовых учреждений требований по Защите прав потребителей |
ОЗПП, УМН |
Разработка проекта Руководства к IV кв. 2023 г. совместно с другими подразделениями Национального банка |
Утверждение документа Правлением Национального банка в I полугодии 2024 г. |
|
Не требует затрат |
Разработка проекта Руководства к IV кв. 2023 г. совместно с другими подразделениями Национального банка. Утверждение документа Правлении Национального банка в I полугодии 2024 г. |
Изучение и внедрение передового опыта и определение порядка внесудебного решения споров между поставщиками и потребителями финансовых услуг |
Повышение уровня и качества разрешения споров между поставщиками и потребителями финансовых услуг |
Учреждение службы финансового примирителя, определение правового статуса порядка деятельности, формирования и взаимодействия с государственными и иными органами. Разработка и продвижение проекта закона. Определение порядка финансирования. |
ОЗПП ЮУ УМН |
Изучение опыта зарубежных стран по институту финансового примирителя – I полугодие 2023 г., |
Разработка проекта закона и вынесение на рассмотрение Правления НБКР в срок до конца 2024 г. |
Продвижение проекта Закона Кыргызской Республики "О Службе финансового примирителя в Кыргызской Республике" в срок до конца 2025 года |
Не требует затрат |
Внедрение института финансового примирителя в Кыргызской Республике |
Уполномоченный (эксперт) по предупреждению коррупции А. Кешикбаев
Условные сокращения:
ОРП – Отдел по работе с персоналом;
УКМС – Управление коммуникаций и международного сотрудничества;
ООРБП – Отдел операционных рисков и бизнес-процессов;
ООЗРИ – Отдел организации закупок и реализации имущества;
УАДБ – Управление по автоматизации деятельности банка;
УПС – Управление платежных систем;
УМН – Управление методологии надзора;
ЮУ – Юридическое управление;
ОВА – Отдел внутреннего аудита.
ОЗПП – Отдел по защите прав потребителей;
ЭУ – Экономическое управление;
УДН – Управление денежной наличности;
УФСО – Управление финансовой статистики и обзора;
УДКО – Управление денежно-кредитных операций;
УБИЗ – Управление безопасности и информационной защиты;
СП – Структурные подразделения.