Вернуться назад

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ (СПД) 

Национального банка Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2023-2025 гг. 

 

Стратегический показатель: Отсутствие коррупционных практик в деятельности Национального банка Кыргызской Республики 

Целевые индикаторы: транспарентность и подотчетность деятельности Национального банка, доверие населения к деятельности Национального банка, уровень деловой репутации, авторитета и доверия к деятельности Национального банка со стороны банковского сектора и внешних партнеров (центральные банки, международные финансовые организации) 

Внутренний контроль: уполномоченный по предупреждению коррупции в Национальном банке Кыргызской Республики Кешикбаев Азиз Асылбекович 

Внешний мониторинг: АДС (антикоррупционный деловой совет при Президенте Кыргызской Республики, гражданское общество, бизнес-ассоциации) 

Стратегическая цель 

Антикоррупционная мера 

Задачи 

Действие или мероприятие 

Исполнитель 

Сроки исполнения 

по годам: 2023-2024-2025 

Источники финансирования 

Результат  

за I квартал 2024 г. 

I год 

II год 

III год 

I. Мониторинг коррупцион 

ности  

Вовлечение институтов гражданского общества в противодействие коррупции в Национальном банке 

Допуск к активному участию институтов гражданского общества в противодействии коррупции в Национальном банке 

Обеспечение постоянного функционирования и действенность общественной приемной, телефонов «доверия», позволяющих населению, гражданам и организациям сообщать о фактах коррупции, причинах и условиях, способствующих их совершению 

Уполномочен 

ный (эксперт) по предупрежде 

нию коррупции 

Мониторинг и обеспечение функционирования способов донесения информации 

Мониторинг и обеспечение функционирования способов донесения информации 

Мониторинг и обеспечение функционирования способов донесения информации 

Не требует затрат 

В Националь 

ном банке действует телефон горячей линии «сообщи о коррупции», номер размещен на официальном интернет-сайте Национального банка.  

Нормативно-правовое обеспечение противодействия коррупции в Национальном банке 

Предупрежде 

ние коррупционных норм в проектах нормативных правовых актов Национального банка 

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, поступающих в Национальный банк на экспертизу, и проектов нормативных правовых актов Национального банка. Проведение общественных обсуждений, проведение АРВ проектов НПА с бизнес сообществом, гражданами и государственными органами 

ЮУ, УМН, УПС, ЭУ, УДКО, ОЗПП, УДН, УФСО, УБИЗ 

Проведение антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов на постоянной основе  

Проведение антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов на постоянной основе 

Проведение антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов на постоянной основе 

Не требует затрат 

Проведены соответствующие экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе и антикоррупционная, также направлены на общественное обсуждение следующие проекты постановлений Правления Национального банка: 

в I квартале 2024 г.: 

1) «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросу признания рейтинговых агентств»; 

2) «О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики»  

от 14 декабря 2022 года № 2022-П-12/78-7-(НПА)»; 

3) «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» (по приведению в соответствие с Законом Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О защите банковских вкладов (депозитов)" от 14 декабря 2023 года № 207); 

4)  «О внесении изменений в постановление Правления  

Национального банка Кыргызской Республики «О Порядке идентификации и верификации клиентов в удаленном режиме». 

5) 16.01.2024 г. на общественное обсуждение вынесен проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка» по вопросам эквайринговой деятельности. 

 

По следующим проектам постановлений проведен АРВ: 

1) «Об утверждении Правил регулирования деятельности ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» и внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам регулирования деятельности ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» (утвержден постановлением Правления Национального банка № 2024-П-12/12-2-(НФКУ) от 20 марта 2024 года); 

1) «О внесении изменений в постановление Правления  

Национального банка Кыргызской Республики «О Порядке идентификации и верификации клиентов в удаленном режиме» (утвержден постановление Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики № 2024-П-12/8-4-(НПА) от 28 февраля 2024 года  

1) «Об утверждении Правил регулирования деятельности гарантийных фондов» (утвержден Постановление Правления Национального банка  

Кыргызской Республики № 2024-П-12/8-3-(НПА) 

от 28 февраля 2024 года). 

4) «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» от 9 декабря 2015 года № 76/8»; 

В течение I квартала 2024 года по вопросам денежно-кредитной политики Правлением Национального банка были приняты следуюшие постановления: 

1) «О размере учетной ставки Национального банка Кыргызской Республики» от 29.01.2024 г. № 2024-П-07/3-1-(ДКП) и от 26.02.2024 г. № 2024-П-07-7-2-(ДКП); 

2) «Об отчете денежно-кредитной политике. IV квартал» от 26.02.2024 г. № 2024-П-07/7-1-(ДКП). 

 

Реализация комплекса мер по своевременному выявлению возможных операционных рисков, в том числе коррупцион 

ных, и снижению их влияния на деятельность Национального банка. 

Предупреждение и нивелирование операционных и коррупционных рисков в бизнес процессах Национального банка  

Разработка системных (общебанковских) мероприятий по снижению операционных рисков Национального банка на основе анализа инцидентов, риск-событий, бизнес-процессов. 

ООРБП и СП 

предоставление информации в случае выявления коррупционного риска  

предоставление информации в случае выявления коррупционного риска 

предоставление информации в случае выявления коррупционного риска 

Не требует затрат 

В Националь 

ном банке снижены операционные риски, в том числе коррупционные, и повышена риск-культура банка. 

II. Внедрение антикоррупционных стандартов и механизмов обеспечения прозрачности, подотчетности 

Повышение уровня антикоррупционной политики в Национальном банке, международная сертификация в сфере добропорядочности бизнеса 

Изучение внедрения национального стандарта КМС ISO 37001:2016 «Система менеджмента борьбы со взяточничес 

твом. Требования и руководство по использованию». 

Изучение внедрения национального стандарта КМС ISO 37001:2016 «Система менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию». Вопрос адаптирования данного стандарта в зарубежных центральных банках. 

Уполномоченный (эксперт) по предупреждению коррупции, ОВА 

Изучение опыта внедрения международного стандарта ISO 37001:2016 «Система менеджмента борьбы со взяточничес 

твом. Требования и руководство по использованию» в зарубежных центральных банках 

Изучение опыта внедрения международного стандарта ISO 37001:2016 «Система менеджмента борьбы со взяточничес 

твом. Требования и руководство по использованию» в зарубежных центральных банках 

Рассмотрение актуальности внедрения стандарта ISO 37001:2016 «Система менеджмента борьбы со взяточничес 

твом. Требования и руководство по использованию» в Национальном банке и в случае необходимости, заложение в бюджет Национального банка на 2025 и последующие годы средств на внедрение и сертифкацию  

Бюджет Национального банка 

По данному пункту о внедрении международного стандарта ISO 37001:2016 «Система менеджмента борьбы со взяточничеством» проводится работа, изучаются методы и способы внедрения данного стандарта. 

Введение автоматизации и бесконтактности взаимодей 

ствия Национального банка с физическими юридическими лицами в процессе закупок, связанных с взаимодейс 

твием с физическими и юридическими лицами 

Автоматизация системы закупок в целях минимизации человеческого фактора в процессах закупок Национального банка 

Внедрить в Национальном банке автоматизированную систему закупок.  

ООЗРИ, УАДБ 

Создание рабочей группы по разработке тех задания, заложение денежных средств в бюджет Национального банка 

создание комиссии по закупке, объявление конккурса 

выявление победителя конкурса, проработка пилотного проекта, внедрение 

Бюджет Националь 

ного банка 

Создана рабочая группа по разработке технического задания приказом Национального банка от 14.12.2023 г. № 2023-Пр-16/257-О «О создании рабочей группы в рамках исполнения Стратегического плана действий по противодействию коррупции в Национальном банке Кыргызской Республики на 2023-2025 гг. по внедрению Автоматизированной системы проведения закупок товаров, работ и услуг в Национальном банке Кыргызской Республики». 

Направлены запросы в центральные банки и ЦБ с которыми есть договоренность и технической помощи относительно опыта по вопросу «Внедрение Автоматизированной системы проведения закупок товаров, работ и услуг». Получен предварительный ответ от ЦБ Казахстана, Беларуси и Грузии 

III. Повышение открытости деятельности Национального банка и уровня доверия населения 

Эффективное взаимодейс 

твие с институтами гражданского общества, средствами массовой информации, гражданами и бизнес структурами;  

Создание эффективной системы обратной связи; 

Обеспечение доступности информации о деятельности Национального банка 

Повышение открытости и обеспечение информацион 

ной прозрачности деятельности Национального банка 

Освещение мероприятий с участием Национального банка в СМИ и социальных сетях, в том числе выпуск серии публикаций по вопросам деятельности Национального банка на специальных информационных площадках в центральных общественно-политических, деловых печатных и электронных СМИ по вопросам деятельности Национального банка 

УКМС, СП 

Пресс-релизы Национального банка, мероприятия с участием сотрудников Национального банка, деловые публикации в печатных и электронных СМИ по вопросам деятельности Национального банка, освещения/выпуски серий публикаций 

Пресс-релизы Национального банка, мероприятия с участием сотрудников Национального банка, деловые печатных и электронные СМИ по вопросам деятельности Национального банка, освещения/выпуски серий публикаций 

Пресс-релизы Национального банка, мероприятия с участием сотрудников Национального банка, деловые печатных и электронные СМИ по вопросам деятельности Национального банка, освещения/выпуски серий публикаций 

Не требует затрат 

За отчетный период были проведены 3 пресс-конференции с участием представителей Национального банка, опубликовано 22 пресс-релиза Национального банка на государственном и официальном языках, были проведены 24 выступления в СМИ с участием сотрудников Национального банка, 2465 публикаций в печатных и электронных СМИ по вопросам деятельности Национального банка, 6 программ «Финсабат» на государственном и официальном языках а также программа «Национальный банк сообщает» в эфире Биринчи радио на государственном и официальном языках 

Размещение на официальном интернет-сайте Национального банка информации/регулярных отчетов Национального банка по вопросам противодействия коррупции 

Обеспечение открытости деятельности Национального банка по вопросу противодействия коррупции 

Размещение информации на официальном интернет-сайте Национального банка информации/регулярных отчетов Национального банка по вопросам противодействия коррупции 

Уполномочен 

ный (эксперт) по предупреждению коррупции, УКМС, УАДБ 

Ежеквартальное размещение отчета, свод информации по итогам года 

Ежеквартальное размещение отчета, свод информации по итогам года 

Ежеквартальное размещение отчета, свод информации по итогам года 

Не требует затрат 

По итогам I квартала на официальном интернет-сайте будет размещен отчет. 

IV. Формирование деловой этики и ценностей по противодействию взяточничества и противозаконного поведения служащих Национального банка 

Обеспечение добропорядочности на службе в Национальном банке 

Обучение по вопросам соблюдения этических норм служащих Национального банка. 

Проведение регулярного обучения служащих Национального банка по вопросам соблюдения этических норм. Ознакомление вновь принятых сотрудников с Кодексом норм служебной этики работников Национального банка Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правления Национального банка от 28 декабря 2015 г. № 79/2 

ОРП 

Ежегодное проведение обучения по вопросам соблюдения этических норм не менее 30% служащих Национального банка. 

Ежегодное проведение обучения по вопросам соблюдения этических норм не менее 30% служащих Национального банка. 

Ежегодное проведение обучения по вопросам соблюдения этических норм не менее 30% служащих Национального банка. 

Не требует затрат 

23 вновь принятых сотрудника (4 % из общего числа), за 1-квартал 2024 года ознакомлены с Кодексом норм служебной этики работников Национального банка Кыргызской Республики, при этом необходимо отметить, что данный этап обучения по вопросам соблюдения этических норм проходят все вновь принятые работники (100%) 

Внедрение правовых и институциональных основ оценки и урегулирования конфликта интересов на службе в Национальном банке 

Обучение по вопросам предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов и заполнения декларации личных (частных) интересов, 

Проведение регулярного обучения служащих Национального банка по вопросам предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов и заполнения декларации личных (частных) интересов. Запрос на ежеквартальной основе информации о личных (частных) интересах со структурных подразделений 

ОРП, комиссия по этике и предупреждению коррупции в Национальном банке 

Обучение по вопросам предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов. Количество служащих, подавших декларацию о личных (частных) интересах. 

Обучение по вопросам предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов. Количество служащих, подавших декларацию о личных (частных) интересах. 

Обучение по вопросам предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов. Количество служащих, подавших декларацию о личных (частных) интересах. 

Не требует затрат 

23 вновь принятых сотрудника (4 % из общего числа), за 1-квартал 2024 года заполнили декларации о личных (частных) интересах, при этом необходимо отметить что данный этап заполнения декларации проходят все вновь принятые работники (100%) 

V. 

Повышение уровня защиты прав потребителей банковских и микрофинансовых услуг 

Разработка руководства по надзору за соблюдением со стороны поднадзорных Националь 

ному банку субъектов требований по защите прав потребителей 

Разработка нормативного правового акта по надзору за соблюдением требований предоставле 

ния банковских и микрофинансовых услуг 

Подготовка проекта руководства по надзору за соблюдением со стороны поднадзорных финансовых учреждений требований по Защите прав потребителей  

ОЗПП, УМН 

Разработка проекта  Руководства к IV кв. 2023 г. совместно с другими подразделениями Национального банка 

Утверждение документа Правлением Национального банка в I полугодии  

2024 г. 

 

Не требует затрат 

Проект Руководства в августе 2023 года согласован с со структурными подразделениями Национального банка. 

Документы планируется вынести на рассмотрение Комитета по надзору Национального банка в первом полугодии 2024 г. 

Изучение и внедрение передового опыта и определение порядка внесудебного решения споров между поставщиками и потребителями финансовых услуг 

Повышение уровня и качества разрешения споров между поставщиками и потребителями финансовых услуг 

Учреждение службы финансового примирителя, определение правового статуса порядка деятельности, формирования и взаимодействия с государственными и иными органами. Разработка и продвижение проекта закона. Определение порядка финансирования. 

ОЗПП  

ЮУ 

УМН 

Изучение опыта зарубежных стран по институту финансового примирителя – 

I полугодие  

2023 г., 

Разработка проекта  

закона и вынесение на рассмотрение Правления НБКР в срок до конца 2024 г.  

Продвижение проекта Закона Кыргызской Республики  

«О Службе финансового примирителя в Кыргызской Республике» в срок до конца 2025 года 

Не требует затрат 

В соответствии с пунктом 22 ст.5 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» проводится работа по подготовке предложений относительно модели и учреждению Службы финансового примирителя, его правового статуса, порядка деятельности, формирования и взаимодействия службы финансового примирителя с государственными и иными органами. 

 

Уполномоченный (эксперт) по предупреждению коррупции А. Кешикбаев 

 

Условные сокращения: 

 

ОРП отдел по работе с персоналом; 

УКМС управление коммуникаций и международного сотрудничества; 

ООРБП отдел операционных рисков и бизнес-процессов; 

ООЗРИ отдел организации закупок и реализации имущества; 

УАДБ управление по автоматизации деятельности банка; 

УПС управление платежных систем; 

УМН управление методологии надзора; 

ЮУ юридическое управление; 

ОВА отдел внутреннего аудита; 

ОЗПП отдел по защите прав потребителей; 

ЭУ экономическое управление; 

УДН управление денежной наличности; 

УФСО управление финансовой статистики и обзора; 

УДКО управление денежно-кредитных операций; 

УБИЗ управление безопасности и информационной защиты; 

СП структурные подразделения.