Парламент Кыргызстана утвердил отчет Национального банка за 2014 год
18 июня 2015 года депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики рассмотрели и утвердили отчет о деятельности Национального банка Кыргызской Республики в 2014 году. Соответствующее решение принято на пленарном заседании парламента.
Председатель банка Толкунбек Абдыгулов, представляя отчет, рассказал об основных параметрах денежно-кредитной политики, показателях банковской системы за прошлый год и ситуации на валютном рынке.
Он сообщил, что в 2014 году на развитие экономики Кыргызстана оказали сильное влияние сложные внешние и внутренние макроэкономические условия. Это проявилось и в снижении спроса на продукцию, и в сокращении объемов денежных переводов, которые поступали от трудовых мигрантов. Чистый приток денежных переводов мигрантов снизился на 5,1 % или 107,9 млн долларов США. Экономический рост составил 3,6 %. Экспорт снизился на 8,1 % и составил 1,9 млрд долларов США. Импорт снизился на 5,8 % и составил 5,3 млрд долларов США. Среднегодовая инфляция составила 7,5 %. Денежная база в 2014 году составила 64,5 млрд сомов.
Как отметил Т. Абдыгулов, денежно-кредитная политика Национального банка была направлена на поддержание инфляции на уровне 7 %, как это определено Национальной стратегией устойчивого развития на 2013-2017 годы. "Это наш ориентир на среднесрочный период. Задачей НБКР было сохранить умеренные темпы роста цен, которых удалось достичь в предыдущие годы. В 2014 году среднегодовое значение инфляции сложилось на уровне 7,5 %. В течение всего года среднегодовое значение инфляции изменялось в диапазоне 3,6-7,5 %. Таким образом, ориентир денежно-кредитной политики по инфляции был выдержан", − сообщил председатель Национального банка КР.
Он напомнил, что в 2014 году НБКР начал переход на новую основу денежно-кредитной политики. "Были адаптированы существующие и внедрены новые инструменты денежно-кредитной политики, такие как депозиты "овернайт" и 7-дневный кредит, что в среднесрочном периоде будет способствовать сближению ставок кредитования реального сектора со ставками Национального банка.Размер учетной ставки стал ежемесячно определяться решением Правления Национального банка. С учетом сохранения повышенного инфляционного давления размер учетной ставки повышался в течение года, составив на конец года 10,50 %. Соответственно, изменялись ставки по другим инструментам денежно-кредитной политики: по кредиту "овернайт" на конец года ставка составила 11,50 %, по депозиту "овернайт" до 4,50 %", − отметил глава Национального банка.
В своем отчете Т. Абдыгулов затронул также ситуацию, сложившуюся на внутреннем валютном рынке страны в прошлом году. Глава Национального банка назвал ее сложной, отметив, что регулятор использовал преимущества выбранного Кыргызстаном режима плавающего обменного курса для того, чтобы сглаживать резкие изменения обменного курса, а в сочетании с комплексом надзорных и регуляторных мер – чтобы нейтрализовать попытки спекулятивного давления на курс. "Как следствие, официальный курс доллара США по отношению к сому в 2014 году вырос на 19,6 % , что существенно меньше на фоне обесценения национальных валют государств-партнеров, к примеру, России и Казахстана", − сказал он.
В целях сглаживания курсовых колебаний Национальный банк использовал международные резервы для проведения валютных интервенций как по продаже, так и по покупке долларов США. За 2014 год чистая продажа долларов США на межбанковском валютном рынке составила 516,3 млн долларов США. Но в целом объем международных резервов сократился на меньше значение – на 280,8 млн долларов США, составив на конец года 1,96 млрд долларов США. Золотовалютные резервы пополнялись не только за счет внешних поступлений, но также и за счет доходов от управления ими, и за счет того, что Национальный банк продолжал покупать золото на внутреннем рынке. За счет таких покупок золота в экономику страны было добавлено 0,7 млрд сомов.
Рассказал парламентариям председатель Национального банка и о состоянии финансовой системы страны в 2014 году. По его словам, продолжился прирост основных показателей банковского и небанковского финансовых секторов. Показатель финансового посредничества коммерческих банков или соотношения активов банков к ВВП вырос с 31 % почти до 35 %. Суммарные активы выросли на 24 % и составили более 137 млрд сомов; кредитный портфель повысился на 46 % и составил около 79 млрд сомов; депозитная база увеличилась на 22 % до 78,0 млрд сомов. На рост депозитной базы одинаковое влияние оказали как рост депозитов физических лиц (22%), так и рост депозитов юридических лиц (24%), что свидетельствует о повышении доверия населения к банковской системе. Кредиты НФКУ выросли на 20 % и достигли 23 млрд сомов. Средневзвешенная процентная ставка по выданным банками кредитам в национальной валюте снизилась на 1,1 процентного пункта, до 19,6 %, в иностранной валюте – до 16,1 % (-0,3 процентного пункта).
Как отметил Т. Абдыгулов, в 2014 году в целях укрепления финансовой системы и повышения доверия населения были увеличены требования к капиталу как банков, так и НФКУ. На сегодняшний день наблюдается достаточный запас прочности банковской системы, адекватность капитала остается на достаточно высоком уровне в 22 %, при требованиях не менее 12 %, что дает возможность коммерческим банкам дополнительно увеличить кредитование реального сектора экономики.
Заслушав отчет главы Нацбанка, парламентарии задали ряд вопросов на актуальные темы. В частности, народных избранников интересовали тема кредитования населения, в том числе данные о проблемных кредитах, а также способы решения существующих проблем заемщиков с банками и микрофинансовыми компаниями, тема влияния курса валют на процентные ставки, а также тема исламского финансирования. Кроме того, депутаты задавали вопросы о ситуации на валютном рынке, распределении прибыли Национального банка Правительством, состоянии рынка обменных бюро, рынка платежных систем и многом другом.
В целом депутаты отметили положительные сдвиги в развитии банковского и финансового секторов страны и обозначили приоритетные направления работы Национального банка в текущем году.
Депутаты Жогорку Кенеша рассмотрели проект Банковского кодекса Кыргызской Республики
17 июня, депутаты Жогорку Кенеша на заседании парламента рассмотрели проект Банковского кодекса Кыргызской Республики, сообщает пресс-служба парламента.
Докладчиком по данному вопросу выступил председатель Национального банка Кыргызской Республики Толкунбек Абдыгулов. По его словам, сегодня нормы банковского законодательства во многом морально устарели, отстают от передовой мировой практики и не отвечают современным потребностям участников сферы банковских правоотношений. «Поэтому законодательная база в данной сфере нуждается в системном и комплексном пересмотре», - отметил он и сообщил о том, что в связи с этим выносится на рассмотрение парламента проект Банковского кодекса.
Глава Нацбанка подчеркнул важность принятия рассматриваемого документа, который станет инструментом по реформированию банковского законодательства республики и обеспечению дальнейшего устойчивого, поступательного развития экономики Кыргызской Республики и страны в целом. «Банковский кодекс будет определять принципы осуществления банковской деятельности, установит четкое правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении и регулировании банковской деятельности, упорядочит порядок создания, лицензирования банков и иных лиц, оказывающих банковские услуги», - добавил он.
Депутаты, задав ряд вопросов докладчику, отметили важность усовершенствования банковской системы и инструментов, используемых в данной сфере. Парламентарии также подчеркнули необходимость модернизации законодательной нормы и принципов осуществления банковской деятельности. По итогам обсуждения проект данного кодекса был направлен на голосование в первом чтении.
В Бишкеке состоялись парламентские слушания по обсуждению проекта Банковского кодекса Кыргызской Республики и проекта Закона "О введении в действие Банковского кодекса Кыргызской Республики"
Мероприятие было организовано Комитетом по экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики совместно с Национальным банком Кыргызской Республики. На слушаниях присутствовали депутаты Марат Султанов, Роза Акназарова, Алла Измалкова и Айнуру Алтыбаева. Также во встрече активное участие приняли представители ОЮЛ "Союз банков Кыргызстана", Ассоциации микрофинансовых компаний Кыргызской Республики, коммерческих банков, независимые эксперты и журналисты.
Открывая мероприятие, депутат Жогорку Кенеша Марат Султанов отметил, что Национальный банк разработал и выдвинул актуальный консолидированный законопроект, который объединил основные банковские законы. "Отрадно, что многие нормы улучшены, оптимизированы, но в то же время, пробелы в существующем законодательстве, а также лучшие мировые практики, считает парламентарий. - Главное, чтобы привнося изменения с целью улучшения законодательства, не допустить перерегулированности. Сегодня нам необходимо оптимизировать банковское законодательство, т.к., многие вещи уже морально устарели".
"Центральный банк должен отвечать не только за стабильность цен, но в долгосрочной перспективе и за устойчивый экономический рост. Ведь валютная и денежно-кредитные политики отвечают не только за стабильность цен, но и за развитие экономики в целом. При рассмотрении проекта Банковского кодекса необходимо помнить, чтобы его нормы не противоречили основному закону - Конституции Кыргызской Республики", - подчеркнул депутат.
Выступая перед участниками слушаний, председатель Национального банка Кыргызской Республики Толкунбек Абдыгулов рассказал, что проект Банковского кодекса и законопроект о введении его в действие были внесены в парламент более полутора лет назад. Задержки с его рассмотрением в том числе были связаны с проведением лингвистической экспертизы, занявшей почти год. Проведена колоссальная работа по согласованию терминов на государственном языке.
"В настоящее время законопроект согласован с профильным Комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. В ходе постатейного обсуждения было много замечаний и предложений, многие из них приняты. На этой неделе проект Банковского кодекса будет рассмотрен депутатами в первом чтении", - добавил он.
Говоря о причинах, по которым Национальный банк инициировал новый законопроект, глава НБКР отметил, что в республике давно назрела необходимость реформирования банковского законодательства. "Кыргызстан отличается либеральным банковским законодательством, которое было принято в конце 90-х и начале 2000-х годов. Но настало время внести изменения, чтобы отвечать современным требованиям и вызовам. В основу предлагаемого Банковского кодекса вошли нормы 5 законов. Работа над проектом шла более 2 лет, было разработано более 7 версий документа. От банков и микрофина нсовых организаций поступило более 500 предложении замечаний, из которых были приняты три четверти. Проект прошел широкое общественное обсуждение, а также согласование с банковским сектором, министерствами и ведомствами", - проинформировал он.
Т.Абдыгулов подчеркнул, что Банковский кодекс призван определить основополагающие принципы осуществления банковской деятельности; установить четкое правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении и регулировании банковской деятельности; упорядочить порядок создания, лицензирования банков и иных лиц, оказывающих банковские услуги. Новые правила установят четкие права, обязанности и ответственность всех участников банковских правоотношений при их взаимодействии друг с другом и внешними субъектами, а также обеспечит своевременность и эффективность банковского надзора, в том числе на консолидированной основе. Нормы Банковского кодекса также ориентированы на защиту прав потребителей банковских продуктов и услуг, обеспечение их прав и законных интересов. "В результате принятия Банковского кодекса предполагается повышение доверия населения, внутренних и внешних инвесторов к банковской системе, а также инвестиционной привлекательности страны. Надеемся на вашу поддержку данных законопроектов", - заключил председатель Национального банка.
Национальный банк ввел в обращение новую коллекционную серебряную монету "Дрофа"
Национальный банк Кыргызской Республики с 15 июня 2015 года вводит в обращение новую серебряную коллекционную монету "Тоодак" ("Дрофа") серии "Красная книга Кыргызстана" номиналом "10 сом".
На пресс-конференции, посвященной презентации новой памятной монеты Национального банка, и.о. начальника экспертного отдела Управления денежной наличности Медина Ашыралиева отметила, что новая монета "Тоодак" пополнит коллекцию серии "Красная книга Кыргызстана". Монета выпущена тиражом в 3 000 экземпляров, отчеканена в Казахстанском монетном дворе. Цена продажи монеты – 2000 сомов.
Основным сюжетом лицевой стороны является изображение дрофы с названием монеты "Тоодак" на кыргызском языке и латинским названием вида "Otistarda", на оборотной стороне монеты представлены стилизованные изображения животного мира Кыргызстана, включая данный вид, название серии "Кыргызстандын Кызыл китеби", герб республики и год выпуска монеты. "Национальный банк продолжает применять в изготовлении монет современные технологии монетного производства. Так, для придания особой выразительности в изображении дрофы на лицевой стороне монеты использована технология оксидирования, а растительность вокруг птицы выполнена технологией локального золочения", − уточнила эксперт.
"Основной целью выпуска коллекционных монет Национального банка является популяризация Кыргызстана, его природы, богатого животного и растительного мира", − подчеркнула М.Ашыралиева.
Ведущий эксперт экспертного отдела Управления денежной наличности Эмиль Курманалиев проинформировал, что начиная с 1995 года Национальным банком выпущена всего 51 коллекционная монета, из них 10 медно-никелевых, одна мельхиоровая, три золотые и 37 серебряных. В этом году выпущены коллекционные серебряные монеты − "70 лет Великой Победе" из серии "Исторические события" и "Дрофа" из серии "Красная книга Кыргызстана".
"В республике из года в год растет интерес к нумизматическим монетам. В среднем тираж серебряных монет реализуется в течение от полутора недель до трех лет, медно-никелевых – от недели до двух месяцев", − добавил он.
Спецификации коллекционной монеты:
Название монеты |
Номинал |
Металл (проба) |
Дополнительные технологии |
Вес |
Диаметр |
Качество |
Тираж (штук) |
"Дрофа" |
10 сом |
Серебро 925є |
Оксидирование, локальное золочение |
28.28 г |
38.60 мм |
"proof" |
3 000 |
Монета имеет статус официального платежного средства на территории Кыргызской Республики. Каждая монета помещена в акриловую капсулу и упакована в отдельный футляр с приложением сертификата.
Выданы свидетельства / лицензии следующим НФКУ и обменным бюро:
1. Выдано свидетельство об учетной регистрации ОсОО МКК «БАЙЗАМАН» № 488 от 10.06.2015 г. на микрокредитование физических и юридических лиц. Юридический адрес: Таласская область, г.Талас, ул. Манаса, 122/2.
2. ОсОО «Тысяча мелочей Муса» (лицензия № 5304от 08.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Регистрационный номер обменного бюро № 3302. Юридический адрес: г.Бишкек, ТРК «Дордой», Шымкентская стоянка, 23/4.
3. ОсОО «Кут плюс» (лицензия № 5305 от 08.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Регистрационный номер обменного бюро № 3303. Юридический адрес: г.Бишкек, ул. Абдрахманова, 150/10.
4. ОсОО «Нурислам-Б» (лицензия № 5306от 11.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Юридический адрес: Жалал-Абадская область, Ноокенский р-н, г.Кочкор-Ата, ул. Колхозная, б/н (ориентир: центральный рынок, рынок "Маржанбак").
5. ОсОО «Люкс Людмила» (лицензия № 5307от 12.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Регистрационный номер обменного бюро № 3304.Юридический адрес: г.Бишкек, ТРК «Дордой», шымкентская стоянка № 17 «Т».
6. ОсОО «Султан один» (лицензия № 5308 от 15.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Регистрационный номер обменного бюро № 3307.Юридический адрес: г.Бишкек, ул. Абдрахманова, 150, ОБ "Султан".
7. ОсОО «Ар-Бат финанс» (лицензия № 5309от 15.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Регистрационный номер обменного бюро № 3308. Юридический адрес: г.Бишкек, ул. Абдрахманова, 144.
8. ОсОО «Охранное агентство «Элнур секьюрити» (лицензия № 5310 от 15.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Регистрационный номер обменного бюро № 3309. Юридический адрес: г. Бишкек, ул. Ахунбаева, 132-18.
9. ОсОО «Мариям-М» (лицензия № 5311от 17.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Юридический адрес: Жалал-Абадская область, г.Жалал-Абад, ул. Н. Айтматовой, б/н (ориентир: Центральный рынок, обувной рынок "Мариям").
10. ОсОО «Милан-А.Ш.» (лицензия № 5312от 17.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Юридический адрес: Жалал-Абадская область, г.Жалал-Абад, ул. Н. Айтматовой, б/н (ориентир: Центральный рынок, обувной рынок "Мариям").
Следует отметить, что выданы письма о регистрации дополнительных обменных бюро следующим юридическим лицам:
1) ОсОО «Амина плюс» за № 3304 от 11.06.2015 г. Юридический адрес: г. Бишкек, пр. Чуй, 98.
2) ОсОО «Тайм-Аут» за № 3305 от 12.06.2015 г. Юридический адрес: г.Бишкек, ул. Байтик-Баатыра, 57.
Аннулированы лицензии следующих обменных бюро:
1. Аннулирована лицензия ИП Корчагин Василий Павлович № 5034 от 08.08.2012 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой. Юридический адрес: Баткенская область, Кадамжайский р-н, с. Пульгон, ул. Гагарина б/н, центральный рынок.