Вернуться назад

 Конъюнктура 15 - 19 июня

Парламент Кыргызстана утвердил отчет Национального банка за 2014 год 

18 июня 2015 года депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики рассмотрели и утвердили отчет о деятельности Национального банка Кыргызской Республики в 2014 году. Соответствующее решение принято на пленарном заседании парламента.  

Председатель банка Толкунбек Абдыгулов, представляя отчет, рассказал об основных параметрах денежно-кредитной политики, показателях банковской системы за прошлый год и ситуации на валютном рынке.   

Он сообщил, что в 2014 году на развитие экономики Кыргызстана оказали сильное влияние сложные внешние и внутренние макроэкономические условия. Это проявилось и в снижении спроса на продукцию, и в сокращении объемов денежных переводов, которые поступали от трудовых мигрантов. Чистый приток денежных переводов мигрантов снизился на 5,1 % или 107,9 млн долларов США. Экономический рост составил 3,6 %. Экспорт снизился на 8,1 % и составил 1,9 млрд долларов США. Импорт снизился на 5,8 % и составил 5,3 млрд долларов США. Среднегодовая инфляция составила 7,5 %. Денежная база в 2014 году составила 64,5 млрд сомов.   

Как отметил Т. Абдыгулов, денежно-кредитная политика Национального банка была направлена на поддержание инфляции на уровне 7 %, как это определено Национальной стратегией устойчивого развития на 2013-2017 годы. "Это наш ориентир на среднесрочный период. Задачей НБКР было сохранить умеренные темпы роста цен, которых удалось достичь в предыдущие годы. В 2014 году среднегодовое значение инфляции сложилось на уровне 7,5 %. В течение всего года среднегодовое значение инфляции изменялось в диапазоне 3,6-7,5 %. Таким образом, ориентир денежно-кредитной политики по инфляции был выдержан", сообщил председатель Национального банка КР.   

Он напомнил, что в 2014 году НБКР начал переход на новую основу денежно-кредитной политики. "Были адаптированы существующие и внедрены новые инструменты денежно-кредитной политики, такие как депозиты "овернайт" и 7-дневный кредит, что в среднесрочном периоде будет способствовать сближению ставок кредитования реального сектора со ставками Национального банка.Размер учетной ставки стал ежемесячно определяться решением Правления Национального банка. С учетом сохранения повышенного инфляционного давления размер учетной ставки повышался в течение года, составив на конец года 10,50 %. Соответственно, изменялись ставки по другим инструментам денежно-кредитной политики: по кредиту "овернайт" на конец года ставка составила 11,50 %, по депозиту "овернайт" до 4,50 %", отметил глава Национального банка.  

В своем отчете Т. Абдыгулов затронул также ситуацию, сложившуюся на внутреннем валютном рынке страны в прошлом году. Глава Национального банка назвал ее сложной, отметив, что регулятор использовал преимущества выбранного Кыргызстаном режима плавающего обменного курса для того, чтобы сглаживать резкие изменения обменного курса, а в сочетании с комплексом надзорных и регуляторных мер чтобы нейтрализовать попытки спекулятивного давления на курс. "Как следствие, официальный курс доллара США по отношению к сому в 2014 году вырос на 19,6 % , что существенно меньше на фоне обесценения национальных валют государств-партнеров, к примеру, России и Казахстана", сказал он.   

В целях сглаживания курсовых колебаний Национальный банк использовал международные резервы для проведения валютных интервенций как по продаже, так и по покупке долларов США. За 2014 год чистая продажа долларов США на межбанковском валютном рынке составила 516,3 млн долларов США. Но в целом объем международных резервов сократился на меньше значение на 280,8 млн долларов США, составив на конец года 1,96 млрд долларов США. Золотовалютные резервы пополнялись не только за счет внешних поступлений, но также и за счет доходов от управления ими, и за счет того, что Национальный банк продолжал покупать золото на внутреннем рынке. За счет таких покупок золота в экономику страны было добавлено 0,7 млрд сомов.  

Рассказал парламентариям председатель Национального банка и о состоянии финансовой системы страны в 2014 году. По его словам, продолжился прирост основных показателей банковского и небанковского финансовых секторов. Показатель финансового посредничества коммерческих банков или соотношения активов банков к ВВП вырос с 31 % почти до 35 %. Суммарные активы выросли на 24 % и составили более 137 млрд сомов; кредитный портфель повысился на 46 % и составил около 79 млрд сомов; депозитная база увеличилась на 22 % до 78,0 млрд сомов. На рост депозитной базы одинаковое влияние оказали как рост депозитов физических лиц (22%), так и рост депозитов юридических лиц (24%), что свидетельствует о повышении доверия населения к банковской системе. Кредиты НФКУ выросли на 20 % и достигли 23 млрд сомов. Средневзвешенная процентная ставка по выданным банками кредитам в национальной валюте снизилась на 1,1 процентного пункта, до 19,6 %, в иностранной валюте до 16,1 % (-0,3 процентного пункта).  

Как отметил Т. Абдыгулов, в 2014 году в целях укрепления финансовой системы и повышения доверия населения были увеличены требования к капиталу как банков, так и НФКУ. На сегодняшний день наблюдается достаточный запас прочности банковской системы, адекватность капитала остается на достаточно высоком уровне в 22 %, при требованиях не менее 12 %, что дает возможность коммерческим банкам дополнительно увеличить кредитование реального сектора экономики.  

Заслушав отчет главы Нацбанка, парламентарии задали ряд вопросов на актуальные темы. В частности, народных избранников интересовали тема кредитования населения, в том числе данные о проблемных кредитах, а также способы решения существующих проблем заемщиков с банками и микрофинансовыми компаниями, тема влияния курса валют на процентные ставки, а также тема исламского финансирования. Кроме того, депутаты задавали вопросы о ситуации на валютном рынке, распределении прибыли Национального банка Правительством, состоянии рынка обменных бюро, рынка платежных систем и многом другом.   

В целом депутаты отметили положительные сдвиги в развитии банковского и финансового секторов страны и обозначили приоритетные направления работы Национального банка в текущем году. 

 

Депутаты Жогорку Кенеша рассмотрели проект Банковского кодекса Кыргызской Республики 

 17 июня, депутаты Жогорку Кенеша на заседании парламента рассмотрели проект Банковского кодекса Кыргызской Республики, сообщает пресс-служба парламента.  

 Докладчиком по данному вопросу выступил председатель Национального банка Кыргызской Республики Толкунбек Абдыгулов. По его словам, сегодня нормы банковского законодательства во многом морально устарели, отстают от передовой мировой практики и не отвечают современным потребностям участников сферы банковских правоотношений. «Поэтому законодательная база в данной сфере нуждается в системном и комплексном пересмотре», - отметил он и сообщил о том, что в связи с этим выносится на рассмотрение парламента проект Банковского кодекса.   

 Глава Нацбанка подчеркнул важность принятия рассматриваемого документа, который станет инструментом по реформированию банковского законодательства республики и обеспечению дальнейшего устойчивого, поступательного развития экономики Кыргызской Республики и страны в целом. «Банковский кодекс будет определять принципы осуществления банковской деятельности, установит четкое правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении и регулировании банковской деятельности, упорядочит порядок создания, лицензирования банков и иных лиц, оказывающих банковские услуги», - добавил он.   

 Депутаты, задав ряд вопросов докладчику, отметили важность усовершенствования банковской системы и инструментов, используемых в данной сфере. Парламентарии также подчеркнули необходимость модернизации законодательной нормы и принципов осуществления банковской деятельности. По итогам обсуждения проект данного кодекса был направлен на голосование в первом чтении.   

В Бишкеке состоялись парламентские слушания по обсуждению проекта Банковского кодекса Кыргызской Республики и проекта Закона "О введении в действие Банковского кодекса Кыргызской Республики" 

 Мероприятие было организовано Комитетом по экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики совместно с Национальным банком Кыргызской Республики. На слушаниях присутствовали депутаты Марат Султанов, Роза Акназарова, Алла Измалкова и Айнуру Алтыбаева. Также во встрече активное участие приняли представители ОЮЛ "Союз банков Кыргызстана", Ассоциации микрофинансовых компаний Кыргызской Республики, коммерческих банков, независимые эксперты и журналисты.   

 Открывая мероприятие, депутат Жогорку Кенеша Марат Султанов отметил, что Национальный банк разработал и выдвинул актуальный консолидированный законопроект, который объединил основные банковские законы. "Отрадно, что многие нормы улучшены, оптимизированы, но в то же время, пробелы в существующем законодательстве, а также лучшие мировые практики, считает парламентарий. - Главное, чтобы привнося изменения с целью улучшения законодательства, не допустить перерегулированности. Сегодня нам необходимо оптимизировать банковское законодательство, т.к., многие вещи уже морально устарели".   

 "Центральный банк должен отвечать не только за стабильность цен, но в долгосрочной перспективе и за устойчивый экономический рост. Ведь валютная и денежно-кредитные политики отвечают не только за стабильность цен, но и за развитие экономики в целом. При рассмотрении проекта Банковского кодекса необходимо помнить, чтобы его нормы не противоречили основному закону - Конституции Кыргызской Республики", - подчеркнул депутат.  

 Выступая перед участниками слушаний, председатель Национального банка Кыргызской Республики Толкунбек Абдыгулов рассказал, что проект Банковского кодекса и законопроект о введении его в действие были внесены в парламент более полутора лет назад. Задержки с его рассмотрением в том числе были связаны с проведением лингвистической экспертизы, занявшей почти год. Проведена колоссальная работа по согласованию терминов на государственном языке.   

"В настоящее время законопроект согласован с профильным Комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. В ходе постатейного обсуждения было много замечаний и предложений, многие из них приняты. На этой неделе проект Банковского кодекса будет рассмотрен депутатами в первом чтении", - добавил он.  

 Говоря о причинах, по которым Национальный банк инициировал новый законопроект, глава НБКР отметил, что в республике давно назрела необходимость реформирования банковского законодательства. "Кыргызстан отличается либеральным банковским законодательством, которое было принято в конце 90-х и начале 2000-х годов. Но настало время внести изменения, чтобы отвечать современным требованиям и вызовам. В основу предлагаемого Банковского кодекса вошли нормы 5 законов. Работа над проектом шла более 2 лет, было разработано более 7 версий документа. От банков и микрофина нсовых организаций поступило более 500 предложении замечаний, из которых были приняты три четверти. Проект прошел широкое общественное обсуждение, а также согласование с банковским сектором, министерствами и ведомствами", - проинформировал он.   

 Т.Абдыгулов подчеркнул, что Банковский кодекс призван определить основополагающие принципы осуществления банковской деятельности; установить четкое правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении и регулировании банковской деятельности; упорядочить порядок создания, лицензирования банков и иных лиц, оказывающих банковские услуги. Новые правила установят четкие права, обязанности и ответственность всех участников банковских правоотношений при их взаимодействии друг с другом и внешними субъектами, а также обеспечит своевременность и эффективность банковского надзора, в том числе на консолидированной основе. Нормы Банковского кодекса также ориентированы на защиту прав потребителей банковских продуктов и услуг, обеспечение их прав и законных интересов. "В результате принятия Банковского кодекса предполагается повышение доверия населения, внутренних и внешних инвесторов к банковской системе, а также инвестиционной привлекательности страны. Надеемся на вашу поддержку данных законопроектов", - заключил председатель Национального банка.   

Национальный банк ввел в обращение новую коллекционную серебряную монету "Дрофа" 

 Национальный банк Кыргызской Республики с 15 июня 2015 года вводит в обращение новую серебряную коллекционную монету "Тоодак" ("Дрофа") серии "Красная книга Кыргызстана" номиналом "10 сом".  

 На пресс-конференции, посвященной презентации новой памятной монеты Национального банка, и.о. начальника экспертного отдела Управления денежной наличности Медина Ашыралиева отметила, что новая монета "Тоодак" пополнит коллекцию серии "Красная книга Кыргызстана". Монета выпущена тиражом в 3 000 экземпляров, отчеканена в Казахстанском монетном дворе. Цена продажи монеты 2000 сомов.   

 Основным сюжетом лицевой стороны является изображение дрофы с названием монеты "Тоодак" на кыргызском языке и латинским названием вида "Otistarda", на оборотной стороне монеты представлены стилизованные изображения животного мира Кыргызстана, включая данный вид, название серии "Кыргызстандын Кызыл китеби", герб республики и год выпуска монеты. "Национальный банк продолжает применять в изготовлении монет современные технологии монетного производства. Так, для придания особой выразительности в изображении дрофы на лицевой стороне монеты использована технология оксидирования, а растительность вокруг птицы выполнена технологией локального золочения", уточнила эксперт.  

 "Основной целью выпуска коллекционных монет Национального банка является популяризация Кыргызстана, его природы, богатого животного и растительного мира", подчеркнула М.Ашыралиева.  

 Ведущий эксперт экспертного отдела Управления денежной наличности Эмиль Курманалиев проинформировал, что начиная с 1995 года Национальным банком выпущена всего 51 коллекционная монета, из них 10 медно-никелевых, одна мельхиоровая, три золотые и 37 серебряных. В этом году выпущены коллекционные серебряные монеты "70 лет Великой Победе" из серии "Исторические события" и "Дрофа" из серии "Красная книга Кыргызстана".   

 "В республике из года в год растет интерес к нумизматическим монетам. В среднем тираж серебряных монет реализуется в течение от полутора недель до трех лет, медно-никелевых от недели до двух месяцев", добавил он.  

Спецификации коллекционной монеты: 

Название монеты  

Номинал  

Металл  

(проба)  

Дополнительные технологии  

Вес  

Диаметр  

Качество  

Тираж  

(штук)  

"Дрофа"  

10 сом  

Серебро 925є  

Оксидирование,  

локальное золочение  

28.28 г  

38.60 мм  

"proof"  

3 000  

  

  

Монета имеет статус официального платежного средства на территории Кыргызской Республики. Каждая монета помещена в акриловую капсулу и упакована в отдельный футляр с приложением сертификата.  

 

Выданы свидетельства / лицензии следующим НФКУ и обменным бюро: 

1. Выдано свидетельство об учетной регистрации ОсОО МКК «БАЙЗАМАН» № 488 от 10.06.2015 г. на микрокредитование физических и юридических лиц. Юридический адрес: Таласская область, г.Талас, ул. Манаса, 122/2. 

2. ОсОО «Тысяча мелочей Муса» (лицензия № 5304от 08.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Регистрационный номер обменного бюро № 3302. Юридический адрес: г.Бишкек, ТРК «Дордой», Шымкентская стоянка, 23/4. 

3. ОсОО «Кут плюс» (лицензия № 5305 от 08.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Регистрационный номер обменного бюро № 3303. Юридический адрес: г.Бишкек, ул. Абдрахманова, 150/10. 

4. ОсОО «Нурислам-Б» (лицензия № 5306от 11.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Юридический адрес: Жалал-Абадская область, Ноокенский р-н, г.Кочкор-Ата, ул. Колхозная, б/н (ориентир: центральный рынок, рынок "Маржанбак"). 

5. ОсОО «Люкс Людмила» (лицензия № 5307от 12.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Регистрационный номер обменного бюро № 3304.Юридический адрес: г.Бишкек, ТРК «Дордой», шымкентская стоянка № 17 «Т». 

6. ОсОО «Султан один» (лицензия № 5308 от 15.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Регистрационный номер обменного бюро № 3307.Юридический адрес: г.Бишкек, ул. Абдрахманова, 150, ОБ "Султан". 

7. ОсОО «Ар-Бат финанс» (лицензия № 5309от 15.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Регистрационный номер обменного бюро № 3308. Юридический адрес: г.Бишкек, ул. Абдрахманова, 144. 

8. ОсОО «Охранное агентство «Элнур секьюрити» (лицензия № 5310 от 15.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Регистрационный номер обменного бюро № 3309. Юридический адрес: г. Бишкек, ул. Ахунбаева, 132-18. 

9. ОсОО «Мариям-М» (лицензия № 5311от 17.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Юридический адрес: Жалал-Абадская область, г.Жалал-Абад, ул. Н. Айтматовой, б/н (ориентир: Центральный рынок, обувной рынок "Мариям"). 

10. ОсОО «Милан-А.Ш.» (лицензия № 5312от 17.06.2015 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой). Юридический адрес: Жалал-Абадская область, г.Жалал-Абад, ул. Н. Айтматовой, б/н (ориентир: Центральный рынок, обувной рынок "Мариям"). 

Следует отметить, что выданы письма о регистрации дополнительных обменных бюро следующим юридическим лицам: 

1) ОсОО «Амина плюс» за № 3304 от 11.06.2015 г. Юридический адрес: г. Бишкек, пр. Чуй, 98. 

2) ОсОО «Тайм-Аут» за № 3305 от 12.06.2015 г. Юридический адрес: г.Бишкек, ул. Байтик-Баатыра, 57. 

 

Аннулированы лицензии следующих обменных бюро: 

 

1. Аннулирована лицензия ИП Корчагин Василий Павлович № 5034 от 08.08.2012 г. на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой. Юридический адрес: Баткенская область, Кадамжайский р-н, с. Пульгон, ул. Гагарина б/н, центральный рынок.