Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики» 

 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» (далее проект постановления) разработан в целях стимулирования коммерческих банков принимать гарантии гарантийного фонда, а также совершенствования требований к классификации части кредитов, обеспеченных гарантией гарантийного фонда.  

 

2. Описательная часть  

На сегодняшний день одной из самых острых проблем, с которой сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства при получении кредитов в коммерческих банках, является недостаточность обеспечения. В этой связи для решения указанной проблемы и обеспечения доступа к финансированию коммерческих банков, в том числе в регионах Кыргызской Республики, за счет средств гарантийного фонда выдаются гарантии. Целью выданных гарантий является развитие и повышение доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства банковских кредитов, направляемых ими на развитие бизнеса, расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, инновационную деятельность и открытие новых предприятий путем предоставления гарантий, что ведет к развитию экономики Кыргызской Республики.  

В целях развития регионов страны в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики постановлением Правления Национального банка от 20 июня 2018 года  

№ 2018-П-12/24-1 были приняты нормы, согласно которым коммерческие банки классифицировали часть актива, обеспеченную гарантией гарантийного фонда, как «нормальный актив», и создавали резервы в размере 0%.  

Однако данная норма распространялась только на кредиты, выданные в регионах Кыргызской Республики, за исключением города Бишкек.  

Таким образом, Национальный банк создал условия для дальнейшего сотрудничества банков с гарантийными фондами для развития малого и среднего бизнеса в стране. Действие данной нормы было временным и утратило силу 1 июля 2019 года. 

В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 по всему миру, которая, в свою очередь, оказала сильное влияние на социально-экономическую деятельность в Кыргызской Республике и предполагает возникновение дальнейших последствий, 29 апреля 2020 года постановлением Правления Национального банка  

№ 2020-П-12/25-7-(НПА) приняты Временные правила классификации активов и осуществления соответствующих отчислений в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков коммерческими банками и отдельными небанковскими финансово-кредитными организациями. Данный нормативный правовой акт содержит нормы, согласно которым коммерческие банки могут классифицировать часть гарантий, обеспеченную гарантией гарантийного фонда, как «нормальный актив». Однако вышеуказанный нормативный правовой акт носил временный характер и был принят в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. 

Таким образом, одними из основных причин разработки данного проекта являются: 

- стимулирование коммерческих банков принимать гарантии гарантийного фонда в обеспечение по кредитам; 

- расширение возможностей по использованию гарантийным фондом своих активов; 

При этом изменения направлены на то, чтобы коммерческие банки классифицировали часть активов, обеспеченных гарантий гарантийного фонда, как «нормальный актив», при одновременном соблюдении всех следующих условии: 

- более 50% активов гарантийного фонда должны быть безрисковыми активами на день выдачи гарантии; 

- объем активов, обеспеченных гарантией гарантийного фонда, не должен превышать суммы высоколиквидных активов гарантийного фонда более чем в два раза.  

При этом под «безрисковыми активами» необходимо будет понимать ценные бумаги Правительства Кыргызской Республики и Национального банка, а также срочные депозиты, размещенные в банках, соответствующих всем следующими условиям: 

- наличие значительной доли государственного участия и/или доли участия иных государственных органов; 

- отсутствие ограничений в перечне разрешенных банковских операций в национальной и/или иностранной валютах; 

- соблюдение экономических нормативов и требований; 

- отсутствие введенных специальных режимов. 

Согласно пункту 17 Правил регулирования деятельности гарантийных фондов, Национальный банк установил коэффициент мультипликатора для гарантийных фондов на уровне не более 2. В связи с этим в целях минимизации рисков коммерческих банков объем активов, обеспеченных гарантией гарантийного фонда, не должен превышать суммы высоколиквидных активов гарантийного фонда более чем в два раза. 

Также требования в части того, что более 50% активов гарантийного фонда должны быть безрисковыми активами, необходимы в целях снижения рисков, а также для регулирования размещения активов гарантийных фондов (в ценных бумагах Правительства Кыргызской Республики, нотах Национального банка).  

Дополнительно в проекте предусмотрено определение «безрисковых активов», которое включает депозиты, размещенные в банках, соответствующих определённым условиям, что дает возможность размещать средства в определенных банках.  

Учитывая необходимость в предоставлении гибких условий функционирования банковской системы на период восстановления деловой активности и стабилизации экономических показателей, разработан проект постановления «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики», согласно которому будут внесены изменения в следующие нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики: 

- Положение «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 июля 2004 года № 18/3; 

- «Временные правила классификации активов и осуществления соответствующих отчислений в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков коммерческими банками и отдельными небанковскими финансово-кредитными организациями» от 29 апреля 2020 года № 2020-П-12/25-7-(НПА).  

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий 

Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики», утвержденного постановлением Правления Национального банка от 30 июня 2010 года №52/4, проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

Материалы по проекту будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделения дополнительных средств. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

Представленный проект не требует проведения Анализа регултивного воздействия.  

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от «___» ________ 2021 года  

№___________________________________ 

 

 

 

Изменения в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков»» от 21 июля 2004 года № 18/3 следующие изменения: 

в Положении «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 4.1.2. изложить в следующей редакции: 

«4.1.2. Банк может классифицировать часть актива, обеспеченную гарантией гарантийного фонда, лицензируемого и регулируемого в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, как «нормальный актив», при одновременном соблюдении всех следующих условий: 

- более 50% активов гарантийного фонда являются безрисковыми активами на день выдачи гарантии; 

- объем активов, обеспеченных гарантией гарантийного фонда, не должен превышать суммы высоколиквидных активов гарантийного фонда более чем в два раза.  

В целях настоящего пункта под «безрисковыми активами» необходимо понимать ценные бумаги Правительства Кыргызской Республики и Национального банка, а также срочные депозиты, размещенные в банках, соответствующие следующим условиям: 

- наличие значительной доли государственного участия и/или доли участия иных государственных органов; 

- отсутствие ограничений в перечне разрешенных банковских операций в национальной и/или иностранной валютах; 

- соблюдение экономических нормативов и требований; 

- отсутствие введенных специальных режимов.». 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О Временных правилах классификации активов и осуществления соответствующих отчислений в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков коммерческими банками и отдельными небанковскими финансово-кредитными организациями» от 29 апреля 2020 года № 2020-П-12/25-7-(НПА) следующие изменения: 

во Временных правилах классификации активов и осуществления соответствующих отчислений в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков коммерческими банками и отдельными небанковскими финансово-кредитными организациями, утвержденных вышеуказанным постановлением

- пункт 4 признать утратившим силу. 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» 

 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

I. Положение «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» 

4.1. Нормальные активы 

4.1.2. Банк может классифицировать часть актива, обеспеченную гарантией ОАО "Гарантийный фонд" как "нормальный" актив, в случае если в данном банке размещен депозит ОАО "Гарантийный фонд". 

При этом, депозитный и гарантийный договор, заключаемые между ОАО "Гарантийный фонд" и коммерческим банком должны предусматривать, как минимум, следующие условия: 

- объем обеспеченных гарантией ОАО "Гарантийный фонд" активов не должен превышать суммы депозита более чем в два раза; 

- условие безотзывности и наличия депозита ОАО "Гарантийный фонд" до полного погашения активов, которые обеспечены ОАО "Гарантийный фонд". 

 

В соответствии с п.4 постановления Правления Нацбанка КР от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-1 пункт 4.1.2 настоящего Положения действует до 1 июля 2019 года и распространяется только на кредиты, выдаваемые коммерческими банками в регионах республики, за исключением города Бишкек. 

4.1.2. Банк может классифицировать часть актива, обеспеченную гарантией гарантийного фонда, лицензируемого и регулируемого в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, как «нормальный актив», при одновременном соблюдении всех следующих условий: 

- более 50% активов гарантийного фонда являются безрисковыми активами на день выдачи гарантии; 

- объем активов, обеспеченных гарантией гарантийного фонда, не должен превышать суммы высоколиквидных активов гарантийного фонда более чем в два раза. 

В целях настоящего пункта под «безрисковыми активами» необходимо понимать ценные бумаги Правительства Кыргызской Республики и Национального банка, а также срочные депозиты, размещенные в банках, соответствующие следующим условиям: 

- наличие значительной доли государственного участия и/или доли участия иных государственных органов; 

- отсутствие ограничений в перечне разрешенных банковских операций в национальной и/или иностранной валютах; 

- соблюдение экономических нормативов и требований; 

- отсутствие введенных специальных режимов. 

2. Временные правила классификации активов и осуществления соответствующих отчислений в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков коммерческими банками и отдельными небанковскими финансово-кредитными организациями 

4. Банк может классифицировать часть актива, обеспеченную гарантией ОАО "Гарантийный фонд" как "нормальный" актив, в случае если актив выражен в национальной валюте и в данном банке размещен депозит ОАО "Гарантийный фонд". 

Утратили силу