Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об основных требованиях к учетной политике операторов платежных систем/платежных организаций» 

 

 

1. Цель и задачи  

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об основных требованиях к учетной политике операторов платежных систем/платежных организаций» (далее проект постановления) разработан в рамках совершенствования нормативных правовых актов (НПА) по регулированию деятельности операторов платежных систем и платежных организаций (далее ОПС/ПО) с целью соблюдения ОПС/ПО требований Закона Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете» и Международных стандартов финансовой отчетности. 

 

2. Описательная часть 

На сегодняшний день 21 организация имеет лицензии ОПС/ПО. Согласно требованиям Закона Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете», субъекты предпринимательства обязаны обеспечить принятие учетной политики. При проведении инспекторских проверок наблюдалось, что учетная политика не содержала полный перечень вопросов, которые следует учесть.  

В рамках проекта постановления предлагается установить требования к принимаемой учетной политике ОПС/ПО.  

Проект постановления предусматривает основные требования к содержанию учетной политики, к порядку разработки, утверждения и пересмотра учетной политики, требования по описанию принятых методов учета по активам и обязательствам, раскрытию информации об учетной политике, по определению ответственности руководителя исполнительного органа и главного бухгалтера при принятии учетной политики, ведению бухгалтерского учета, составлению и предоставлению финансовой отчетности. Также предусмотрено требование по разработке внутренних процедур по учету актуальных операций, которые свойственны для деятельности ОПС/ПО.  

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Принятие проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения  

Материалы по проекту постановления будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка по итогам информационного заседания Правления Национального банка. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект постановления не противоречит нормам законодательства Кыргызской Республики.  

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Реализация норм указанного проекта постановления не повлечет дополнительного финансирования.  

 

 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

В связи с тем, что разработанный проект постановления не определяет/не изменяет существующий порядок использования ОПС/ПО собственных или заемных средств, уровень риска для их деятельности, имущественную ответственность, а также условия, влияющие на возможность и размеры получения ими прибыли, проведение АРВ не требуется. Проект не подпадает под действие пункта 3 Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной Правительством Кыргызской Республики.  

 

 

Проект  

 

Приложение к  

постановлению Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики  

от «_____» _______2021 г.  

№_____________________ 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ  

«Об основных требованиях к учетной политике 

операторов платежных систем/ платежных организаций» 

 

 

Глава 1. Общие положения 

 

1. Настоящее Положение устанавливает основные требования, предъявляемые Национальным банком Кыргызской Республики к учетной политике операторов платежных систем/платежных организаций (далее ОПС/ПО), действующих на основании выданной лицензии Национального банка Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

2. Учетная политика ОПС/ПО это совокупность конкретных принципов, основ, общепринятых условий, правил и практических подходов, принятых ОПС/ПО при подготовке и представлении финансовой отчетности пользователям.  

3. Целью учетной политики ОПС/ПО является создание единой системы бухгалтерского учета, обеспечивающей полное и достоверное представление финансовой отчетности и лежащей в ее основе системы внутреннего контроля ОПС/ПО.  

4. Руководство ОПС/ПО должно определять, утверждать и применять учетную политику в целях соответствия данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности ОПС/ПО требованиям каждого применимого для деятельности ОПС/ПО Международного стандарта финансовой отчетности (далее МСФО).  

5. При формировании учетной политики ОПС/ПО должны руководствоваться:  

- Законом Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете»;  

- нормативными правовыми актами (далее НПА) Кыргызской Республики, регулирующими деятельность оператора платежной системы и платежной организации; 

- МСФО;  

- Положением «О документообороте в бухгалтерском учете субъектов предпринимательства, некоммерческих организаций (за исключением бюджетных учреждений)», утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7 октября 2010 года № 231. 

 

Глава 2. Формат учетной политики ОПС/ПО 

 

6. Формат учетной политики ОПС/ПО выбирается ОПС/ПО самостоятельно. Основным требованием к нему является соответствие методологическим принципам МСФО и полный охват вопросов, связанных с организацией бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля. Рекомендуемая к использованию структура учетной политики ОПС/ПО представлена в Приложении к настоящему Положению.  

7. Учетная политика ОПС/ПО формируется одним из следующих способов:  

- общие порядок и принципы учета в отношении каждого вида операций описываются в отдельной политике;  

- порядок и принципы учета операций ОПС/ПО описываются в одной политике с отражением каждого вида операции в отдельном разделе.  

 

Глава 3. Основные требования к содержанию учетной политики 

 

8. Учетная политика должна обеспечивать формирование финансовой отчетности с учетом концептуальных основ представления финансовой отчетности, а также исходя из следующих основных принципов бухгалтерского учета: непрерывность, понятность, уместность, существенность, надежность, полнота, нейтральность, преобладание сущности над формой, осмотрительность, сопоставимость, правдивое представление. 

9. При формировании учетной политики ОПС/ПО должны придерживаться МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», который определяет два основных подхода к формированию учетной политики: 

1) в том случае, когда какой-либо МСФО применяется к операции, прочему событию или условию, учетная политика ОПС/ПО или ее положения, применяемые к этому объекту учета, должны быть определены путем применения данного МСФО; 

2) в случае неприменимости МСФО к каким-либо операциям, прочим событиям или условиям руководство ОПС/ПО должно использовать собственное суждение при разработке и применении учетной политики для формирования информации, которая должна быть уместной и надежной. При этом используемое собственное суждение должно быть выделено или описано. 

10. Учетная политика должна включать в себя подробное описание практики и организации бухгалтерского учета в ОПС/ПО в соответствии с МСФО:  

а) утвержденные в ОПС/ПО план счетов бухгалтерского учета и порядок формирования финансовой отчетности;  

б) критерии признания, классификации, выбытия или закрытия каждого элемента финансовой отчетности: активов, обязательств, капитала, доходов и расходов ОПС/ПО;  

в) применяемые в ОПС/ПО оценки элементов финансовой отчётности и концепцию поддержания капитала;  

г) виды учета, применяемые в ОПС/ПО, их цель и значение (балансовый, забалансовый и внесистемный);  

д) условия, допускающие изменения учетной политики ОПС/ПО, бухгалтерских оценок; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; правила документооборота; 

е) другие основы и правила бухгалтерского учета, не противоречащие МСФО, принятые в ОПС/ПО.  

11. Учетная политика должна определять ответственность руководителя исполнительного органа ОПС/ПО и главного бухгалтера (должностного лица, приравненного по своим функциональным обязанностям к главному бухгалтеру) в отношении организации бухгалтерского учета, соблюдения законодательства Кыргызской Республики при осуществлении деятельности ОПС/ПО, ведения бухгалтерского учета в ОПС/ПО, составления и предоставления финансовой отчетности ОПС/ПО.  

Учетная политика должна определять ответственность должностных лиц ОПС/ПО, в том числе за принятие решения при возникновении нестандартной операции (новой для ОПС/ПО или носящей разовый характер и не описанной в учетной политике) по ее отражению в бухгалтерском учете (нечастые несущественные и нечастые существенные операции).  

12. ОПС/ПО в своей учетной политике должны определить следующее: 

- существенность операций/событий/условий в ОПС/ПО, влияющих на принятие решений; 

- уровень существенности ошибок для каждого показателя финансовой отчетности или пропущенной информации в финансовой отчетности, в том числе для проводимых операций; 

- предел частоты операций.  

13. По каждому виду активов и обязательств ОПС/ПО должны быть описаны принципы, правила и условия учета активов и обязательств при их первоначальном признании, последующем учете (переоценка, переклассификация и амортизация активов, последующие затраты, признание ухудшения и т.д.) и их учет при выбытии. 

14. В случае, когда МСФО разрешает основной и допустимый альтернативный методы учета активов и обязательств, то ОПС/ПО должны четко указать в учетной политике выбранный метод учета по отношению к каждому виду активов и обязательств.  

При этом ОПС/ПО должны строго придерживаться требований МСФО по применимости различных методов учета и оценок (например, МСФО требует применения единого метода учета и оценки ко всей категории или группе активов, или разрешает применять к каждому отдельному активу различные методы учета и оценки).  

15. В учетной политике должен быть определен метод амортизации активов. 

16. В рамках учетной политики должны быть разработаны детализированные правила организации бухгалтерского учета всех операций и их отражения по счетам бухгалтерского учета, а также соответствующие правила организации внутреннего контроля. 

При этом в учетную политику ОПС/ПО необходимо включить правила только по тем операциям, которые на данный момент уже встречаются или запланированы в ближайшем будущем.  

17. В учетной политике ОПС в обязательном порядке должны быть отражены правила учета операций по: 

1) комиссионным доходам, полученным за оказание услуг процессинга и клиринга;  

2) учету внесенного на депозит в банк-эмитент гарантийного обеспечения по эмиссии электронных денег (в случае если ОПС является оператором системы электронных денег); 

3) другим операциям, свойственным для деятельности ОПС. 

18. В учетной политике ПО в обязательном порядке должны быть отражены правила учета операций по: 

1) движению денежных средств, принятых в пользу поставщиков товаров/услуг от пользователей услуг, а также их дальнейшее перечисление на счета поставщиков товаров/услуг, проведение расчетов с поставщиками товаров/услуг, проведение актов сверок с поставщиками товаров/услуг, с агентами; 

2) предоставлению обеспечений в счет будущих платежей в пользу поставщиков товаров/услуг (авансов и предоплат, депозитов, а также по выданным банковским гарантиям); 

3) принятым авансовым платежам от агентов; 

4) зачислению и возврату невыясненных сумм по принятым платежам в пользу поставщиков товаров/услуг; 

5) комиссионным доходам/расходам: 

- подлежащим удержанию/зачислению на соответствующие счета и далее по признанию доходов за прием и обработку платежей;  

- подлежащим оплате агентам;  

- подлежащим оплате инкассаторам (в случае сотрудничества с инкассаторскими службами);  

6) другим операциям, свойственным для деятельности ПО. 

При этом учет обязательств, возникающих вследствие приема платежей от пользователей в пользу поставщиков товаров/услуг необходимо вести отдельно от учета обязательств, возникающих в ходе административно-хозяйственной деятельности ПО. 

19. Каждая операция должна быть своевременно и полностью отражена в бухгалтерском учете (автоматизированной системе учета) ОПС/ПО.  

20. ОПС/ПО должны утвердить правила документооборота и принятые к использованию формы бухгалтерских документов, которые должны отвечать установленным требованиям НПА.  

21. При разработке учетной политики ОПС/ПО необходимо учесть ряд факторов, которые могут влиять на особенности в выборе подходов к отражению операций в бухгалтерской книге ОПС/ПО:  

- особенности деятельности ОПС/ПО, согласно их уставу и бизнес-плану;  

- масштабы деятельности;  

- характер материальной и технической баз, обеспечивающих развитие ОПС/ПО.  

 

Глава 4. Порядок разработки, утверждения и пересмотра учетной политики 

 

22. Учетная политика ОПС/ПО формируется главным бухгалтером (должностным лицом, приравненным по своим функциональным обязанностям к главному бухгалтеру) на основе настоящего Положения и согласовывается руководителем ОПС/ПО. 

23. Учетная политика ОПС/ПО, созданных в форме акционерного общества, должна быть утверждена советом директоров.  

24. Учетная политика ОПС/ПО, созданных в форме Общества с ограниченной ответственностью, должна быть утверждена советом директоров (при наличии) или общим собранием участников, либо участником ОПС/ПО (в случае, если у Общества с ограниченной ответственностью единственный участник). 

25. ОПС/ПО должны постоянно, но не реже одного раза в год отслеживать изменения и дополнения в действующие МСФО, а также вступление в силу новых стандартов, разрабатываемых комитетом по МСФО. Изменение учетной политики ОПС/ПО допускается только в случаях, предусмотренных МСФО, а именно:  

- если был принят новый стандарт или внесены изменения в существующий;  

- добровольное изменение учетной политики, при условии, если это приведет к тому, что финансовая отчетность будет содержать надежную и более уместную информацию о влиянии операций, прочих событий или условий на финансовое положение, финансовые результаты или денежные потоки ОПС/ПО. 

26. Руководитель исполнительного органа и главный бухгалтер (должностное лицо, приравненное по своим функциональным обязанностям к главному бухгалтеру), выбирающие способы и методы ведения бухгалтерского учета, при применении учетной политики должны обеспечить: 

- предоставление достоверного финансового положения ОПС/ПО в результате проведенных операций и движения денежных потоков ОПС/ПО в соответствии с требованиями МСФО; 

- предоставление надежной, сопоставимой и доступной информации; 

- предоставление дополнительного раскрытия информации, которые необходимы для пользователей, в частности существенные операции, события и условия, влияющие на финансовую позицию и/или деятельность ОПС/ПО. 

 

Глава 5. Раскрытие информации об учетной политике 

 

27. Требования к раскрытию информации об учетной политике, а также информация о применении перспективных и ретроспективных изменений в учетной политике, изменениях в бухгалтерских оценках, а также об исправлении ошибок предыдущих периодов должны быть представлены и раскрыты в соответствии с требованиями МСФО.  

 

 

Приложение  

к Положению «О требованиях  

к учетной политике операторов платежных систем/платежных организаций»  

 

 

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА 

__________________________ 

(полное наименование ОПС/ПО) 

 

Раздел 1. Общие положения учетной политики  

 

Назначение учетной политики ОПС/ПО.  

 

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета в ОПС/ПО.  

 

Сфера применения учетной политики ОПС/ПО (в зависимости от выбранной ОПС/ПО формата учетной политики) и право принимать решения в отношении отражения в учете существенных и несущественных моментов.  

 

Ответственность в отношении организации бухгалтерского учета, соблюдения законодательства Кыргызской Республики при совершении деятельности ОПС/ПО и ведения бухгалтерского учета в ОПС/ПО.  

 

Цель учетной политики ОПС/ПО.  

 

Основные задачи учетной политики ОПС/ПО.  

 

Соответствие учетной политики Международным стандартам финансовой отчетности, согласно законодательству Кыргызской Республики.  

 

Организация бухгалтерского учета: кто осуществляет бухгалтерский учет в ОПС/ПО (указать структурное подразделение; главного бухгалтера/бухгалтера). 

 

Основные принципы бухгалтерского учета, применяемые в ОПС/ПО.  

 

Раздел 2. План счетов бухгалтерского учета, принятый в ОПС/ПО.  

 

Раздел 3. Правила составления и представления финансовой отчетности ОПС/ПО.  

 

Раздел 4. Учетная политика ОПС/ПО в отношении каждой совершаемой ОПС/ПО операции и элемента финансовой отчетности.  

 

Раздел 5. Правила проведения инвентаризации активов, обязательств. Правила документооборота.