Вернуться назад

Проект 

 

 

О внесении изменений и дополнений  

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

"Об утверждении Положения "О лицензировании деятельности банков"  

от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-1-(НПА)" 

 

 

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения и дополнения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О лицензировании деятельности банков" от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-1-(НПА)" (прилагаются). 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования. 

3. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

4. Управлению методологии надзора и лицензирования банков довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, ОЮЛ "Союз банков Кыргызстана" и Государственного банка развития Кыргызской Республики. 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Национального банка Кыргызской Республики, курирующего деятельность управления методологии надзора и лицензирования банков. 

 

 

 

Приложение  

к постановлению Правления 

Национального банка  

Кыргызской Республики  

от "____"______________ 

№ ________________________ 

 

 

Изменения и дополнения 

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

"Об утверждении Положения "О лицензировании деятельности банков"  

от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-1-(НПА)" 

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О лицензировании деятельности банков" от 8 июня 2017 года  

№ 2017-П-12/23-1-(НПА)" следующие изменения:  

в Положении "О лицензировании деятельности банков", утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 92 изложить в следующей редакции: 

"92. Для получения разрешения Национального банка на проведение банковских операций, не указанных в перечне разрешенных операций, или на снятие ограничений в банковской лицензии (в перечне разрешенных банковских операций), установленных в рамках применения мер воздействия, влекущие замену перечня разрешенных банковских операций к лицензии, банк в течение одного месяца со дня принятия советом директоров банка соответствующего решения, направляет в Национальный банк следующие документы: 

1) ходатайство банка за подписью председателя совета директоров о рассмотрении вопроса о разрешении на проведение отдельных банковских операций/о снятии ограничений в лицензии с указанием конкретного перечня операций, которые намеревается осуществлять банк; 

2) протокол заседания совета директоров, содержащий решение совета директоров, разрешающее проведение предполагаемых операций, копия, заверенная банком; 

3) документ, свидетельствующий о том, что советом директоров проведен всесторонний анализ предполагаемых операций и их влияния на деятельность банка и что советом директоров идентифицированы риски, сопряженные с предполагаемыми операциями; 

4) утвержденный бизнес-план банка по предполагаемым операциям, содержащий экономическое обоснование необходимости проведения операций/снятия с них ограничений, маркетинговый план по реализации мероприятий, прогнозные экономические расчеты, кредитную стратегию, стратегию по управлению рисками; 

5) прогноз доходности, связанный с предполагаемыми операциями; 

6) информация и сведения об исполнении требований Национального банка/об устранении нарушений, выявленных Национальным банком, в связи с чем были установлены ограничения на проведение соответствующих банковских операций; 

7) сведения, подтверждающие наличие квалифицированного персонала; 

8) организационную структуру банка, пересмотренную в связи с планируемым расширением деятельности банка (при необходимости); 

9) внутренние документы банка (политики), регламентирующие деятельность по предполагаемым операциям; 

10) оригинал доверенности на получение лицензии; 

11) оплата за лицензию. 

Для получения разрешения на проведение дополнительных банковских операций и сделок в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования должны быть предоставлены следующие документы: 

1) ходатайство банка за подписью председателя Совета директоров о рассмотрении вопроса относительно проведения отдельных банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования в национальной и/или иностранной валюте через "исламское окно", содержащее детальное описание типов операций, которые банк намерен проводить, и предполагаемый объем этих операций; 

2) протокол заседания совета директоров, содержащий решение совета директоров, разрешающее проведение предполагаемых операций, копия, заверенная банком; 

3) заявление совета директоров о том, что проведен всесторонний анализ предполагаемых операций и их влияния на деятельность банка и что советом директоров идентифицированы риски, сопряженные с новыми операциями; 

4) организационную структуру банка, пересмотренную в связи с планируемым расширением деятельности банка (при необходимости); 

5) внутренние документы банка, регламентирующие деятельность по предполагаемым операциям, одобренные Шариатским советом банка и утвержденные соответствующим органом банка, и предусматривающие: 

а) меры по выявлению, измерению, контролю и мониторингу всех возможных рисков, которым подвержен банк, в результате проведения им банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования; 

б) контрольные меры по минимизации на постоянной основе всех возможных рисков, возникающих в связи с осуществлением банком банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования; 

6) типовые договоры по осуществлению банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, составленные в соответствии со стандартами шариата и одобренные Шариатским советом банка. 

7) оригинал доверенности на получение лицензии; 

8) оплата за лицензию. 

Для получения разрешения на выпуск электронных денег банк в дополнение к документам, предоставляемым для получения разрешения Национального банка на проведение банковских операций, не указанных в перечне разрешенных операций, или на снятие ограничений в банковской лицензии (в перечне разрешенных банковских операций), установленных в рамках применения мер воздействия, влекущие замену перечня разрешенных банковских операций, к лицензии должен предоставить следующие документы: 

1) копию типового агентского договора по распространению электронных денег с агентом в двух экземплярах; 

2) копию договора с оператором (в случае, если эмитент работает с оператором) в двух экземплярах; 

3) копию акта установки программного обеспечения для получения, ежедневного обновления и хранения базы данных об оборотах и остатках по электронным деньгам в двух экземплярах; 

4) подписанные председателем правления/совета директоров правила работы системы электронных денег в двух экземплярах, которые должны содержать положения о: 

- порядке осуществления операций между банком, оператором, агентами, акцептантами, который должен включать общую схему всех денежных и информационных потоков; 

- организации контроля за финансовыми и техническими рисками при использовании электронных денег; 

- системе безопасности и защиты информации и разграничении прав доступа к информационным ресурсам при использовании электронных денег в двух экземплярах; 

- информацию о лимитах по электронным кошелькам в соответствии с установленными требованиями к лимитам, а также другим требованиям, указанным в Положении "Об электронных деньгах в Кыргызской Республике" в табличной форме; 

- взаимодействии между участниками системы электронных денег в виде схемы/диаграммы. 

Для получения разрешения на осуществление деятельности по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра банк должен в дополнение к документам, предоставляемым для получения разрешения Национального банка на проведение банковских операций, не указанных в перечне разрешенных операций, или на снятие ограничений в банковской лицензии (в перечне разрешенных банковских операций), установленных в рамках применения мер воздействия, влекущие замену перечня разрешенных банковских операций к лицензии, представить следующие документы: 

1) список банков-участников; 

2) копии внутренних документов, регламентирующих порядок осуществления финансового мониторинга операций, осуществляемых в платежной системе; 

3) подписанные председателем правления/совета директоров и заверенные печатью банка правила функционирования платежной системы, которые должны содержать следующее: 

а) архитектуру системы и схему ее работы; 

б) процедуры вступления и выхода из системы; 

в) порядок подключения участника к системе; 

г) порядок проведения процессинга; 

д) порядок предоставления сведений участниками платежной системы о своей деятельности оператору платежной системы; 

е) систему управления рисками в платежной системе, включая используемую модель управления рисками, перечень мероприятий и способов управления рисками; 

ж) требования к защите информации; 

з) порядок разрешения споров; 

и) порядок действия участников при возникновении нештатных ситуаций в системе; 

к) права, обязанности и ответственность участников; 

л) описание о наличии в системе механизмов по управлению справочниками отправителей и получателей, проверку клиентов по спискам террористов, выпускаемым международными организациями, национальным списком террористов, национальным списком подозреваемых в причастности к терроризму; 

4) информацию об исполнении требований, установленных в нормативных правовых актах Национального банка по регулированию деятельности операторов платежных систем. 

При этом для осуществления деятельности по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра, банк должен: 

1) исполнять требования, установленные нормативными правовыми актами Национального банка по регулированию деятельности операторов платежных систем; 

2) выполнять все экономические нормативы и требования, установленные Национальным банком; 

3) не иметь ограничений по деятельности банка, в результате применения к банку мер воздействия или других санкций."; 

- пункт 98 изложить в следующей редакции: 

"98. Для открытия "исламского окна" банк должен выполнять следующие требования: 

а) быть адекватно капитализированным, согласно требованиям Национального банка; 

б) выполнять экономические нормативы и другие требования, установленные Национальным банком. 

Банку может быть выдана лицензия на право проведения банковских операций через "исламское окно" при условии, что на дату подачи ходатайства у банка отсутствуют ограничения или запреты на создание дочерних компаний, филиалов, представительств и других структурных подразделений банка, а также в банке не введен специальный режим."; 

- пункт 120 изложить в следующей редакции:  

"В случае принятия положительного решения Национальный банк направляет письмо в адрес заявителя об удовлетворении заявления, которое является основанием для совершения действий по приобретению акций и последующей регистрации и в котором указывается требование о необходимости заявителю в последующем при продаже акций или уменьшении порогового участия в капитале банка уведомить потенциального приобретателя порогового участия в капитале банка о необходимости получения предварительного разрешения Национального на приобретение порогового участия в капитале банка. После перехода права собственности на акции заявитель в течение 5 (пяти) рабочих дней должен предоставить в Национальный банк копию договора купли-продажи акций или иного документа, на основании которого перешло право собственности, и документы, подтверждающие факт оплаты за акции."; 

- пункт 122 признать утратившим силу; 

- абзац "г" подпункта 1 пункта 125-2 изложить в следующей редакции: 

"г) справку или иной документ, подтверждающий отсутствие обязательств по уплате обязательных платежей в бюджет (органы налоговой службы и Социального фонда (не предоставляется резидентами Кыргызской Республики, при наличии возможности данную информацию получить через информационные системы межведомственного взаимодействия) или уполномоченный орган страны происхождения (для нерезидентов Кыргызской Республики);" 

- абзацы "г" и "д" подпункта 2 пункта 125-2 изложить в следующей редакции: 

"г) справку об уплате обязательных платежей в бюджет (не предоставляется резидентами Кыргызской Республики, при наличии возможности данную информацию получить через информационные системы межведомственного взаимодействия); 

д) справку или иной документ, подтвержденный юридическим лицом об отсутствии судимости у учредителей, акционеров, участников юридического лица, руководителя исполнительного органа, главного бухгалтера (не предоставляется резидентами Кыргызской Республики, при наличии возможности данную информацию получить через информационные системы межведомственного взаимодействия)"; 

- подпункт 4 пункта 158 признать утратившим силу; 

- абзац 11 пункта 158 после слов "Комитета по аудиту" дополнить словами "и Комитета по управлению рисками" 

- пункт 159 изложить в следующей редакции: 

"159. В случае необходимости получения информации о предыдущей деятельности кандидата Национальный банк вправе запросить одно или несколько рекомендательных писем с последних трех мест работы кандидата. В рекомендации должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место и адрес работы, должность, телефон, факс, адрес электронной почты рекомендующего, характеристика на кандидата, сведения, указывающие на то, где и когда вместе работали с кандидатом, а также дата подписания рекомендации. Подлинность подписи рекомендующего лица должна быть удостоверена по месту его работы либо нотариально. Данное требование необязательно при предоставлении рекомендации на фирменном бланке организации и наличии печати организации. При этом не допускается предоставление рекомендаций: 

1) от служащих Национального банка; 

2) от любых родственников; 

3) от руководителей и сотрудников банка, ходатайствующего о согласовании кандидатуры; 

4) от должностных лиц аффилированных компаний ходатайствующего банка; 

5) от лиц, признанных причастными к осуществлению деятельности, относящейся к нездоровой и небезопасной банковской практике, и от лиц, которым при последнем прохождении процедуры согласования на должности, указанные в пункте 126 настоящего Положения, было отказано."; 

- пункт 160 признать утратившим силу; 

- пункт 161 признать утратившим силу; 

- Приложение 22 к Положению о лицензировании деятельности банков признать утратившим силу; 

- в пункте 273 слова "1000000 (один миллион)" заменить на слова "2000000 (два миллиона); 

- в пункте 307 слова "(в двух экземплярах)", "(двух подлинных экземплярах)" исключить; 

- абзац 1 пункта 329 дополнить двумя предложениями следующего содержания: 

"В процессе реорганизации банка могут участвовать только банки, а также микрофинансовые компании, привлекающие депозиты при присоединении к банку. Порядок осуществления реорганизации банков путем присоединения микрофинансовой компании, привлекающей депозиты, осуществляется в соответствии порядком, установленным настоящим Положением для банков и законодательством Кыргызской Республики."; 

- пункт 2.2. Приложения 21 к Положению о лицензировании деятельности банков изложить в следующей редакции: 

"2.2. Какими языками Вы владеете? 

- кыргызский 

- английский 

- русский 

- прочее (указать)"; 

- столбец "Номер тел." таблицы пункта 2.3. Приложения 21 к Положению о лицензировании деятельности банков исключить. 

- пункт 2.8. Приложения 21 к Положению о лицензировании деятельности банков изложить в следующей редакции: 

"2.8. Предоставьте нижеследующую информацию: 

Личный отчет об активах и обязательствах по состоянию на "___" _______________________ (указывается на дату заполнения анкеты) 

Табл. 1 (укажите валюту) 

 

Активы 

Сумма (в сомах/для иностранных граждан указать соответствующую валюту и курс валюты по отношению к дол. США или указать в дол. США) 

Заработная плата по основному месту работы (в месяц) 

 

Заработная плата не по основному месту работы (в месяц) 

 

Наличность 

 

Депозитные средства в финансово-кредитных организациях (с указанием процентной ставки, наценки) 

 

Ценные бумаги (с указанием вида ценных бумаг) 

 

Недвижимость, не находящаяся в залоге или на которую не наложен арест (указывается описание недвижимости и стоимость) 

 

Недвижимость, находящаяся в залоге или на которую наложен арест (указывается описание недвижимости и стоимость) 

 

Дебиторская задолженность (в том числе средства, предоставленные в заем) 

 

 

Обязательства 

 

Задолженность по кредитам (займам) 

 

10 

Кредиторская задолженность 

 

"; 

 

- исключить из таблицы пункта 2.10. Приложения 21 к Положению о лицензировании деятельности банков столбец "Домашний адрес, № тел.". 

 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка  

Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в постановление  

Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О лицензировании деятельности банков" от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-1-(НПА)" 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

"О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О лицензировании деятельности банков" от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-1-(НПА)"" разработан с целью совершенствования нормативных правовых актов Национального банка, а также урегулирования вопросов, связанных с реорганизацией банков и согласованием должностных лиц, разъяснения и уточнения некоторых вопросов в части выдачи лицензии на право проведения банковских операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования (далее ИПФ) через "исламское окно", а также выдаче разрешения на проведение дополнительных банковских операций в соответствии с ИПФ

 

2. Описательная часть  

В соответствии со статьей 95 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" реорганизация банка может осуществляться в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, но исключительно с согласия Национального банка.  

Порядок проведения реорганизации банков устанавливается Национальным банком.  

Действующая редакция Положения "О лицензировании деятельности банков" предусматривает положения, в соответствии с которыми в процессе реорганизации банка могут участвовать только другие банки.  

Проектом постановления предлагается разрешить и регламентировать процесс реорганизации банка путем присоединения к нему микрофинансовой компании, привлекающей депозиты. 

В части вопросов по согласованию должностных лиц банков предлагается исключить из перечня обязательно предоставляемых документов рекомендательных писем. При этом оставлено право Национального банка потребовать предоставления одного или нескольких рекомендательных писем с последних трех мест работы кандидата для выяснения обстоятельств его увольнения и т.д.  

В целом требование предоставления рекомендательных писем нецелесообразно, так как не влияет непосредственно на процесс согласования должностных лиц, а иногда делает затруднительным предоставление полного пакета документов лицам, которые долгое время проработали в одной организации. 

Проектом также предлагается увеличить лимиты остатков денежных средств выездных касс с 1 до 2 млн сом. 

Помимо этого, предлагается установить нормы, в соответствии с которыми лицо, владеющее пороговым участием в капитале банка, при уменьшении размера порогового участия обязано уведомить потенциального покупателя о необходимости получения предварительного разрешения Национального банка. 

В соответствии с разработанным проектом постановления

- глава 11. "Порядок рассмотрения ходатайства о выдаче разрешения на проведение банковских операций или на снятие ограничений в лицензии" дополнена новым пунктом 93-1 в части документов, необходимых для получения разрешения Национального банка на проведение дополнительных операций в соответствии с ИПФ. Предложенное дополнение раскрывает подробно перечень необходимых документов и делает процесс получения разрешения более понятным как для банка, так и лицензирующего органа.  

Помимо этого, проектом постановления предполагается исключение из перечня необходимых документов бизнес-плана и устава банка ввиду отсутствия их предоставления.  

Для увеличения числа участников рынка ИПФ проектом постановления предусматривается снижение и уточнение требований для открытия "исламского окна". Так, в соответствии с проектом постановления для открытия "исламского окна" банк должен выполнять следующие требования: 

- быть адекватно капитализированным согласно требованиям Национального банка; 

- выполнять экономические нормативы и другие требования, установленные Национальным банком; 

- к банку за последние двенадцать месяцев не применялись меры воздействия за систематические нарушения законодательства, связанные с ограничениями или запретами на распоряжение имуществом и/или денежными средствами банка, создание дочерних компаний, филиалов, представительств и других структурных подразделений банка, а также связанные с введением специального режима (два и более раза в течение последних двенадцати месяцев). 

Кроме того, вносятся изменения технического характера. 

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий 

Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит нормам законодательства Кыргызской Республики.  

 

5. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделения дополнительных финансовых средств. 

 

6. Информация об анализе регулятивного воздействия 

К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой, утвержденной Правительством Кыргызской Республики.  

 

7. Информация о результатах общественного обсуждения  

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики", а также с требованиями Положения "О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики", утвержденного постановлением Правления Национального банка от 30 июня 2010 года №52/4, проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект  

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

Полный/частичный АРВ 

(нужное подчеркнуть) 

 

Национальный банк Кыргызской Республики 

 

УТВЕРЖДАЮ 

Председатель Национального банка 

Кыргызской Республики 

Абдыгулов Т.С._________________ 

"______" ________________ 2021 г. 

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

"О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О лицензировании деятельности банков" от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-1-(НПА)" 

 

Основания для разработки: приказ Национального банка Кыргызской Республики  

от 6 февраля 2019 г. № 2019-Пр-121/16-О "О создании постоянной рабочей группы для проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов управления методологии надзора и лицензирования банков Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства". 

Сроки проведения АРВ: _________________ _________________  

(начало) (окончание) 

 

Рабочая группа: 

 

Руководитель группы: Сулайманбекова Ж.С. _______________ 

 

Члены рабочей группы: Чалбаев С.А. _______________ 

 

Бейшеналиева Б.А. _______________ 

 

Султанкулов И.Дж. _______________ 

 

Туратбеков А.Т. _______________ 

 

Элебесов А.И. _______________ 

 

Бообеков Э.З. _______________ 

 

Телтаев С.К. _______________ 

 

Контактные данные ответственного лица: 

Усувалиева Э.А., тел.: 0312 313092, e-mail: eusuvalieva@nbkr.kg;  

Объем 7 стр. 

 

1. Проблемы и основания для изменения регулирования 

 

1.1 Описание проблем  

Согласно статье 138 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" (далее Закон), Национальный банк осуществляет надзор и регулирование деятельности банков в соответствии с настоящим Законом и банковским законодательством Кыргызской Республики. Банковский надзор осуществляется в том числе посредством издания регулятивных норм. Статьей 90 указанного выше Закона установлено, что порядок открытия и особенности деятельности сберегательных касс и других обособленных подразделений определяется Национальным банком. Статьей 95 указанного выше Закона установлено, что порядок проведения реорганизации банков устанавливается Национальным банком.  

В соответствии со статьей 107 Закона требования, предъявляемые к кандидатурам должностных лиц, и порядок их согласования устанавливаются Национальным банком.  

Статьей 111 Закона установлено, что отдельные банковские операции, в том числе в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, могут осуществляться небанковскими финансово-кредитными организациями и другими юридическими лицами при наличии соответствующей лицензии/свидетельства, выданных Национальным банком. 

При этом часть вопросов, связанная с вопросами реорганизации банков с участием небанковских финансово-кредитных организаций, не урегулирована действующим банковским законодательством Кыргызской Республики.  

Также текущие ограничения для выездных касс по размеру общей суммы наличных денежных средств, которая может находиться в кассе 1 млн (один миллион) сом, рассматривается банками как препятствие для оказания банковских услуг и требует от банков дополнительных затрат на инкассацию.  

Кроме того, отмечается целесообразность в исключении обязательного предоставления всеми кандидатами на согласуемые должности рекомендаций. При этом Закон Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" прямо предусматривает полномочия Национального банка по регулированию данного рода правоотношений. Проектом также предлагается внести изменения в требования в части выдачи лицензии на право проведения банковских операции в соответствии ИПФ через "исламское окно" и уточнить перечень необходимых документов на проведение дополнительных операций в соответствии с ИПФ. 

Проблема 1: Необходимость роста рынка ИПФ и повышения доступа к финансированию клиентов банков, осуществляющих операции в соответствии с ИПФ 

На сегодняшний день исламский финансовый сектор является одним из самых быстрорастущих сегментов глобальной индустрии финансовых услуг. За последнее десятилетие мировой рынок исламских финансовых услуг вырос почти до 2,44 трлн долларов США (2,7 процента от мирового реального оборота) при ежегодном росте исламских финансовых инструментов на 11,4 процентов. 

В Кыргызской Республике развитие исламских принципов банковского дела и финансирования (далее ИПФ) началось в 2006 году с реализации пилотного проекта. На сегодняшний день рынок представлен одним пилотным банком, одним банком с "исламским окном", четырьмя микрокредитными компаниями, работающими по ИПФ, и одной микрокредитной компанией с "исламским окном". 

Следует отметить, что в условиях развивающегося рынка ИПФ на данном этапе необходимо устанавливать обоснованные и понятные требования для вхождения новых участников и расширения оказываемых услуг действующими. Открытие полностью исламского банка является более затратным и трудоемким для инвесторов. Принимая во внимание, что в настоящее время международные организации, входящие в состав группы Исламского банка развития, активно ведут работу по размещению финансирования по исламским принципам в Центральноазиатском регионе, в том числе и в Кыргызской Республике, актуальным становится вопрос открытия на данном этапе "исламских окон" в банках.  

В этой связи в целях дальнейшего роста сектора ИПФ представленным проектом предусмотрено установление минимальных обоснованных требований для получения лицензии на право проведения банковских операции в соответствии ИПФ через "исламское окно" и перечня необходимых документов при выдаче разрешения на проведение дополнительных банковских операций в соответствии с ИПФ. 

 

Проблема 2. Неурегулированность вопросов по реорганизации банков с участием небанковских финансово-кредитных организаций 

Действующая редакция норм Положения о лицензировании деятельности банков не предусматривает возможности участия в процессе реорганизации банков небанковских финансово-кредитных организаций. При этом в целях возможности роста банковского сектора, а также расширения спектра предоставления банковских услуг целесообразным является разрешить банкам присоединять микрофинансовые компании, имеющие разрешение на привлечение депозитов (вкладов).  

 

Проблема 3. Снижение нагрузки на банки, их должностных лиц и акционеров в части требований по предоставлению документов, которые могут быть получены Национальным банком в рамках информационных систем межведомственного взаимодействия и документов, необходимость в предоставлении которых в настоящее время отсутствует. 

Проектом предлагается исключить из перечня обязательно предоставляемых документов те документы, которые Национальный банк может получать в рамках систем электронного взаимодействия, в целях снижения нагрузки на банки и их акционеров, а также исключение требований по обязательному предоставлению рекомендаций всеми должностными лицами.  

Кроме того, предлагается внести изменения в части исключения требований о предоставлении отдельных документов в двух экземплярах. 

 

Проблема 4. Необходимость пересмотра установленных ограничений по остатку денежных средств в выездных кассах. 

В настоящее время Положением о лицензировании деятельности банков установлено ограничение на остатки денежных средств выездных касс в сумме 1 млн сомов. В целях обеспечения доступности населения банковскими услугами, а также снижения затрат банков на инкассацию, целесообразным является пересмотр данного ограничения в сторону увеличения до 2 млн сом. 

Заинтересованные стороны: 

1) орган регулирования Национальный банк; 

2) коммерческие банки; 

3) акционеры банков. 

 

1.2. Анализ мнения заинтересованных лиц 

Проект постановления еще не прошел общественное обсуждение с коммерческими банками.  

Вместе с тем в процессе извещения Национальным банком о проведении анализа регулятивного воздействия к данному проекту постановления были получены комментарии от одного коммерческого банка.  

Более широкий анализ мнения заинтересованных сторон планируется провести после согласования проекта постановления с банковским сектором в рамках общественного обсуждения. 

 

1.3. Масштаб проблем 

Масштаб проблем следует рассматривать с точки зрения упущенных возможностей коммерческих банков и их клиентов. Необходимо отметить, что ИБР намерен содействовать развитию индустрии исламских финансовых услуг в стране и укреплять взаимовыгодные отношения.  

Таким образом, установление адекватных требований в части лицензирования банков, желающих осуществлять операции в соответствии с ИПФ, будет оказывать благоприятное влияние на эффективное и устойчивое развитие альтернативного банкинга и использование международных инвестиций для расширения финансирования клиентов потребителей финансовых услуг.  

Текущие ограничения для коммерческих банков по присоединению микрофинансовых организаций и остаткам денежных средств в выездных кассах в настоящее время рассматриваются в качестве препятствий для возможности развития банков и увеличения объемов оказываемых банками услуг.  

Наличие требований по предоставлению документов, целесообразность в предоставлении, которых отсутствует рассматривается в качестве чрезмерного регулирования и нагрузки на банки, их акционеров и должностных. 

 

1.4. Международный опыт 

 

По проблеме 1. 

Республика Казахстан. В соответствии с банковским законодательством Республики Казахстан банки второго уровня могут проводить операции в соответствии с ИПФ только будучи исламскими банками.  

Также законодательство страны предусматривает добровольную реорганизацию банка в форме конвертации в исламский банк.  

Таким образом, в Республике Казахстан у банков отсутствует возможность предоставления операций в соответствии с ИПФ через "исламское окно". 

Для получения лицензии на проведение дополнительных видов банковских и иных операций, осуществляемых исламскими банками, исламский банк должен соответствовать следующим требованиям: 

1) обеспечить выполнение пруденциальных нормативов в течение трех последовательных месяцев, предшествовавших обращению за получением лицензии на проведение дополнительных банковских операций; 

2) обеспечить наличие систем управления рисками и внутреннего контроля, соответствующих требованиям уполномоченного органа; 

3) представить правила об общих условиях проведения дополнительных видов банковских операций. 

Основаниями для отказа могут послужить, помимо несоответствия вышеуказанным требованиям, несоответствия: 

- размера, состава и структуры уставного капитала банка требованиям банковского законодательства,  

- руководящих работников банка и др.  

Республика Таджикистан. В соответствии с банковским законодательством Республики Таджикистан исламские кредитные организации юридические лица (исламские банки, исламские небанковские кредитные организации и исламские микрофинансовые организации, в том числе "исламское банковское окно"), осуществляющие на основании лицензии Национального банка Таджикистана все или отдельные исламские банковские операции.  

Таким образом, деятельность в соответствии с ИПФ могут осуществлять как исламские банки, так и традиционные банки посредством "исламского окна".  

Также законодательством предусмотрено преобразование традиционных кредитных организаций в исламские.  

Национальный банк Таджикистана не даёт согласия на осуществление деятельности "исламского банковского окна" традиционной кредитной организаций в случаях:  

- несоответствия квалификационным требованиям кандидатов на должность руководящих работников "исламского банковского окна";  

- несоответствия зданий и оборудования "исламского банковского окна" требованиям нормативных правовых актов Национального банка Таджикистана;  

- несоблюдения традиционной кредитной организацией законов, нормативных правовых актов Национального банка Таджикистана и пруденциальных нормативов. 

В случае несоблюдения исламскими кредитными организациями пруденциальных норм Национальный банк Таджикистана не поддерживает их заявки об открытии филиалов, представительств, получении дополнительных лицензий и не рассматривает их ходатайства на получение аккредитации для участия в международных программах.  

Исламская Республика Пакистан.  

Законодательством Исламской Республики Пакистан в рамках политики по продвижению исламского банкинга в стране предусмотрено проведение операций в соответствии с ИПФ полноценными исламскими банками и коммерческими банками посредством создания дочерних компаний или автономных филиалов, а также через "исламское окно". 

Для получения разрешения на проведение операций в соответствии с ИПФ через "исламское окно" банку необходимо получить предварительное письменное разрешение от регулирующего органа. Банком должна быть представлена следующая информация:  

1. Количество исламских банковских отделений исламских банковских учреждений, действующих в непосредственной близости, т.е. в радиусе 1 км. 

2. Сведения, подтверждающие наличие квалифицированного персонала (подробная информация о пройденном обучении), обеспеченность персоналом (в то числе информацию, будут ли у "исламского окна" свои сотрудники или одни и те же работники банка будут задействованы как при предоставлении традиционных услуг, так и операций в соответствии с ИПФ) и т.д. 

3. Информация относительно инфраструктуры окна, предполагаемые контактные данные. 

4. Заключение советника по шариату относительно кадрового потенциала и общей системы работы "исламского окна". 

 

По проблеме 2.  

Республика Беларусь 

В соответствии со статьей 101 Банковского кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 года № 441-З банк может быть реорганизован путем присоединения только к другому банку. Присоединиться к банку могут только банк либо небанковская кредитно-финансовая организация. 

 

Российская Федерация 

Федеральный закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 года предусматривает возможность реорганизации кредитных организаций. В соответствии со статьей 1 данного Закона кредитная организация юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Данным Законом не установлено ограничений на реорганизацию банков с другими кредитными организациями, и тем самым законодательство Российской Федерации позволяет участвовать в процессе реорганизации банков другим небанковским финансово-кредитным организациям. 

 

По проблеме 4 

Российская Федерация 

Инструкция Банка России от 02.04.2010 г. № 135-И (ред. от 24.03.2020) "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций". 

Пункт 9.4. Помещения подразделений кредитной организации (филиала) для совершения операций с ценностями должны соответствовать требованиям, установленным нормативными актами Банка России либо должен быть заключен договор имущественного страхования наличных денег на сумму не менее суммы минимального остатка хранения наличных денег, и техническая укрепленность указанных помещений должна быть согласована со страховой организацией.  

Таким образом, лимита остатка денежных средств непосредственно не установлено, но установлено требование о страховании суммы остатков.  

 

2. Описание и оценка рассмотренных вариантов регулирования 

2.1. Цель и задачи регулирования 

Целью регулирования рассматриваемого вопроса является  

- упорядочение вопросов обеспечения возможности банкам присоединять к себе небанковские финансово-кредитные организации,  

- исключение требований по предоставлению отдельных документов,  

- пересмотр размера ограничения общей суммы наличных денежных средств, которая может находиться в кассе выездных касс,  

- изменение требований в части выдачи лицензии на право проведения банковских операции в соответствии ИПФ через "исламское окно"; 

- уточнение перечня необходимых документов на проведение дополнительных операций в соответствии с ИПФ. 

Все это в целом будет иметь положительный эффект на увеличение числа участников рынка исламской банковской деятельности и на расширение доступа к финансированию и привлечения инвестиций.  

Задачи регулирования заключаются в совершенствовании нормативных правовых актов, устранении технических ошибок и исключении устаревших норм. 

Индикатором выступает приведение коммерческими банками своей деятельности в соответствие с предлагаемыми изменениями, а также увеличение количества создаваемых выездных касс, создание возможности присоединения банками небанковских финансово-кредитных организаций, рост рынка ИПФ и повышение доступа к финансированию клиентов банков, осуществляющих операции в соответствии с ИПФ. 

 

2.2. Рассмотренные варианты регулирования 

Вариант 1. Оставить все как есть; 

Вариант 2. Внесение изменений в Положение "О лицензировании деятельности банков" в части предоставления возможности присоединения к банкам микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, исключения требований по обязательному предоставлению рекомендаций, документов, которые можно получить через информационные системы межведомственного взаимодействия, изменения требований в части выдачи лицензии на право проведения банковских операции в соответствии ИПФ через "исламское окно" и уточнить перечень необходимых документов на проведение дополнительных операций в соответствии с ИПФ, установление размера общей суммы наличных денежных средств, которая может находиться в кассе выездных касс в размере двух миллионов сомов. 

 

2.3. Вариант регулирования 

"Оставить все как есть" 

Этот вариант решения не может быть выбран, поскольку проблема по предоставлению возможности банкам присоединить НФКО не будет решена, банки должны будут и дальше предоставлять документы, которые Национальный банк сможет получать через электронные сервисы, а также установленные лимиты общей суммы наличных денежных средств, которая может находиться в кассе выездных касс, не позволят увеличить привлекательность открытия такого рода обособленных структурных подразделений банков, а также действующие требования Национального банка в части лицензирования не будут способствовать открытию "исламских окон" и получению разрешения на проведение дополнительных банковских операций в соответствии с ИПФ 

 

2.4. Вариант регулирования 

"Внесение изменений в Положение "О лицензировании деятельности банков" 

в части предоставления возможности присоединения к банкам микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, исключения требований по обязательному предоставлению рекомендаций, документов, которые можно получить через информационные системы межведомственного взаимодействия, изменения требований в части выдачи лицензии на право проведения банковских операции в соответствии ИПФ через "исламское окно" и уточнить перечень необходимых документов на проведение дополнительных операций в соответствии с ИПФ, установление размера общей суммы наличных денежных средств, которая может находиться в кассе выездных касс  

в размере двух миллионов сомов" 

 

Вариант регулирования внесение изменений Положение "О лицензировании деятельности банков" в части предоставления возможности присоединения к банкам микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, исключения требований по обязательному предоставлению рекомендаций, документов, которые можно получить через информационные системы межведомственного взаимодействия, изменения требований в части выдачи лицензии на право проведения банковских операции в соответствии ИПФ через "исламское окно" и уточнить перечень необходимых документов на проведение дополнительных операций в соответствии с ИПФ, установление размера общей суммы наличных денежных средств, которая может находиться в кассе выездных касс в размере двух миллионов сомов. 

Для решения указанных выше проблем был разработан проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Положение "О лицензировании деятельности банков".  

Проект постановления включает в себя нормы, в соответствии с которыми банкам предоставляется возможность присоединить к себе микрофинансовые компании, привлекающие депозиты.  

Действующая редакция Положения "О лицензировании деятельности банков" предусматривает возможность микрофинансовым компаниям, привлекающим депозиты, при условии соблюдения установленных требований пройти перерегистрацию и получить статус банка. Данное обстоятельство доказывает факт того, что микрофинансовые компании, привлекающие депозиты, по своей сути и перечню оказываемых финансовых услуг наиболее приближены к банкам и банковской деятельности. В связи с чем участие в реорганизации банков других видов НФКО является нецелесообразным, а также может создать риски для банка, особенно учитывая то, что к реорганизованному банку перейдут все права и обязательства присоединенного НФКО, включая кредитный портфель и т.д. 

Кроме того, проектом постановления предлагается увеличить порог общей суммы наличных денежных средств, которые могут находиться в кассе выездных касс, до 2 млн (двух миллионов) сомов. Целесообразность увеличения данного размера обусловлена тем, что нынешний уровень оказываемых банками услуг значительно увеличился и текущие ограничения приводят к тому, что ряд банков вынужден нарушать установленные ограничения. Также текущий уровень ограничения создает для банков дополнительные расходы по транспортировке денежных средств. 

Проектом дополнительно устанавливаются нормы, в соответствии с которыми исключается требование о предоставлении рекомендаций всеми должностными лицами, подлежащими согласованию. Данное изменение облегчит для большинства кандидатов процесс сбора необходимых документов. При этом проект постановления сохраняет право Национального банка в случае необходимости затребовать предоставление рекомендаций, но такие требования будут обоснованы необходимостью получения дополнительной информации и не будут иметь массового характера. 

Кроме того, включаются нормы о том, что у физических и юридических лиц, резидентов Кыргызской Республики не будет обязанности предоставлять документы по судимости и задолженностью перед бюджетом при наличии возможности у Национального банка самостоятельно получить данную информацию через информационные системы межведомственного взаимодействия. Устанавливается норма, в соответствии с которой лицо, владеющее пороговым участием в капитале банка, при уменьшении порогового участия обязано уведомить потенциального покупателя о необходимости получения предварительного разрешения Национального банка.  

Вместо с тем вносятся изменения технического характера, исключаются неактуальные требования. 

Кроме того, будут созданы дополнительные благоприятные условия для открытия "исламских окон" и получения разрешения на проведение дополнительных банковских операций в соответствии с ИПФ 

 

3. Обоснование выбора предпочтительного варианта регулирования 

Проект постановления по варианту 2 должен быть рекомендован для принятия, поскольку обеспечит реализацию следующих аспектов: 

- повышение устойчивости банковской системы; 

- расширение коммерческим банком возможности по дальнейшему развитию путем присоединения микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты; 

- оказание положительного влияния на деятельность выездных касс банков и снижение их расходов на инкассацию; 

- создание благоприятных условий для получения лицензий и разрешений по ИПФ;  

- уменьшение регуляторной нагрузки на банки, их должностных лиц и акционеров; 

- соответствие нормативных правовых актов Национального банка международным стандартам и законодательству Кыргызской Республики. 

 

4. Оценка ожидаемых экономических последствий и воздействие на конкуренцию 

Данный вариант регулирования не повлечет дополнительных затрат республиканского бюджета или коммерческих банков. Либерализации регуляторных требований по вопросу получения лицензий и разрешений на проведение банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования позволит усилить конкуренцию на банковском рынке, так как в настоящее время только два банка имеют право на проведение банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования. 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА  

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

"О внесении изменений и дополнений в Положение "О лицензировании деятельности банков" 

 

№ 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Приме-чания 

92. Для получения разрешения Национального банка на проведение банковских операций, не указанных в перечне разрешенных операций, или на снятие ограничений в банковской лицензии (в перечне разрешенных банковских операций), установленных в рамках применения мер воздействия, влекущие замену перечня разрешенных банковских операций к лицензии, банк в течение одного месяца со дня принятия Советом директоров банка соответствующего решения, направляет в Национальный банк следующие документы: 

1) ходатайство банка за подписью председателя Совета директоров о рассмотрении вопроса о разрешении на проведение отдельных банковских операций/о снятии ограничений в лицензии с указанием конкретного перечня операций, которые намеревается осуществлять банк; 

2) протокол заседания Совета директоров, содержащий решение Совета директоров, разрешающее проведение предполагаемых операций, - копия, заверенная банком; 

3) документ, свидетельствующий о том, что Советом директоров проведен всесторонний анализ предполагаемых операций и их влияния на деятельность банка, и, что Советом директоров идентифицированы риски, сопряженные с предполагаемыми операциями; 

4) утвержденный бизнес-план банка по предполагаемым операциям, содержащий экономическое обоснование необходимости проведения операций/снятия с них ограничений, маркетинговый план по реализации мероприятий, прогнозные экономические расчеты, кредитную стратегию, стратегию по управлению рисками; 

5) прогноз доходности, связанный с предполагаемыми операциями; 

6) информация и сведения об исполнении требований Национального банка/об устранении нарушений, выявленных Национальным банком, в связи с чем были установлены ограничения на проведение соответствующих банковских операций; 

7) сведения, подтверждающие наличие квалифицированного персонала; 

8) организационную структуру банка, пересмотренную в связи с планируемым расширением деятельности банка (при необходимости); 

9) внутренние документы банка (политики), регламентирующие деятельность по предполагаемым операциям; 

10) оригинал доверенности на получение лицензии; 

11) оплата за лицензию. 

92. Для получения разрешения Национального банка на проведение банковских операций, не указанных в перечне разрешенных операций, или на снятие ограничений в банковской лицензии (в перечне разрешенных банковских операций), установленных в рамках применения мер воздействия, влекущие замену перечня разрешенных банковских операций к лицензии, банк в течение одного месяца со дня принятия Советом директоров банка соответствующего решения, направляет в Национальный банк следующие документы: 

1) ходатайство банка за подписью председателя Совета директоров о рассмотрении вопроса о разрешении на проведение отдельных банковских операций/о снятии ограничений в лицензии с указанием конкретного перечня операций, которые намеревается осуществлять банк; 

2) протокол заседания Совета директоров, содержащий решение Совета директоров, разрешающее проведение предполагаемых операций, - копия, заверенная банком; 

3) документ, свидетельствующий о том, что Советом директоров проведен всесторонний анализ предполагаемых операций и их влияния на деятельность банка, и, что Советом директоров идентифицированы риски, сопряженные с предполагаемыми операциями; 

4) утвержденный бизнес-план банка по предполагаемым операциям, содержащий экономическое обоснование необходимости проведения операций/снятия с них ограничений, маркетинговый план по реализации мероприятий, прогнозные экономические расчеты, кредитную стратегию, стратегию по управлению рисками; 

5) прогноз доходности, связанный с предполагаемыми операциями; 

6) информация и сведения об исполнении требований Национального банка/об устранении нарушений, выявленных Национальным банком, в связи с чем были установлены ограничения на проведение соответствующих банковских операций; 

7) сведения, подтверждающие наличие квалифицированного персонала; 

8) организационную структуру банка, пересмотренную в связи с планируемым расширением деятельности банка (при необходимости); 

9) внутренние документы банка (политики), регламентирующие деятельность по предполагаемым операциям; 

10) оригинал доверенности на получение лицензии; 

11) оплата за лицензию. 

Для получения разрешения на проведение дополнительных банковских операций и сделок в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, должны быть предоставлены следующие документы: 

1) ходатайство банка за подписью председателя Совета директоров о рассмотрении вопроса относительно проведения отдельных банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования в национальной и/или иностранной валюте через "исламское окно", содержащее детальное описание типов операций, которые банк намерен проводить, и предполагаемый объем этих операций; 

2) протокол заседания Совета директоров, содержащий решение Совета директоров, разрешающее проведение предполагаемых операций, - копия, заверенная банком; 

3) заявление Совета директоров о том, что проведен всесторонний анализ предполагаемых операций и их влияния на деятельность банка, и что банком идентифицированы риски, сопряженные с новыми операциями; 

4) организационную структуру банка, пересмотренную в связи с планируемым расширением деятельности банка (при необходимости); 

5) внутренние документы банка, регламентирующие деятельность по предполагаемым операциям, одобренные Шариатским советом банка и утвержденные соответствующим органом банка, и предусматривающие: 

а) меры по выявлению, измерению, контролю и мониторингу всех возможных рисков, которым подвержен банк, в результате проведения им банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования; 

б) контрольные меры по минимизации на постоянной основе всех возможных рисков, возникающих в связи с осуществлением банком банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования; 

6) типовые договоры по осуществлению банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, составленные в соответствии со стандартами Шариата и одобренные Шариатским советом банка. 

7) оригинал доверенности на получение лицензии; 

8) оплата за лицензию. 

 

98. Для открытия "исламского окна" банк должен выполнять следующие требования: 

а) быть адекватно капитализированным согласно требованиям Национального банка; 

б) не иметь ограничений по проведению банковских операций в национальной и иностранной валютах

в) выполнять экономические нормативы и другие требования, установленные Национальным банком

Банку может быть выдана лицензия на право проведения банковских операций через "исламское окно" при условии, что за последние двенадцать месяцев к банку не применялись меры воздействия за систематические нарушения законодательства (два и более раза в течение последних двенадцати месяцев). 

98. Для открытия "исламского окна" банк должен выполнять следующие требования: 

а) быть адекватно капитализированным согласно требованиям Национального банка; 

в) выполнять экономические нормативы и другие требования, установленные Национальным банком

Банку может быть выдана лицензия на право проведения банковских операций через "исламское окно" при условии, что на дату подачи ходатайства у банка отсутствуют ограничения или запреты на создание дочерних компаний, филиалов, представительств и других структурных подразделений банка, а также в банк не введен специальный режим

 

 

120. В случае принятия положительного решения, Национальный банк направляет письмо в адрес заявителя об удовлетворении заявления, которое является основанием для совершения действий по приобретению акций и последующей регистрации. После перехода права собственности на акции заявитель в течение 5 (пяти) рабочих дней должен предоставить в Национальный банк копию договора купли-продажи акций или иного документа, на основании которого перешло право собственности, и документы, подтверждающие факт оплаты за акции. 

120. В случае принятия положительного решения, Национальный банк направляет письмо в адрес заявителя об удовлетворении заявления, которое является основанием для совершения действий по приобретению акций и последующей регистрации и в котором указывается требование о необходимости заявителю в последующем при продаже акций или уменьшении порогового участия в капитале банка уведомить потенциального приобретателя порогового участия в капитале банка о необходимости получения предварительного разрешения Национального на приобретение порогового участия в капитале банка. После перехода права собственности на акции заявитель в течение 5 (пяти) рабочих дней должен предоставить в Национальный банк копию договора купли-продажи акций или иного документа, на основании которого перешло право собственности, и документы, подтверждающие факт оплаты за акции. 

 

122. Если пороговое участие в капитале банка было приобретено без разрешения Национального банка, такая сделка является заведомо ничтожной и по таким сделкам наступают последствия, указанные в пункте 124 настоящего Положения. 

Национальный банк вправе обратиться в суд с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки. 

Признать утратившим силу (решение КП ВС КР) 

 

125-2. Любое лицо, приобретающее акции банка в размере, не достигающем первого порогового значения (значительное участие), обязаны в течение 20 (двадцати) рабочих дней после приобретения права собственности на акции предоставить в Национальный банк следующие документы: 

1) для физических лиц: 

а) копию паспорта; 

б) сведения об источниках происхождения денежных средств; 

в) справку из кредитного бюро или от уполномоченного органа страны (для нерезидентов Кыргызской Республики) об отсутствии просроченных задолженностей; 

г) справку или иной документ, подтверждающий отсутствие обязательств по уплате обязательных платежей в бюджет (органы налоговой службы и Социального фонда или уполномоченный орган страны происхождения (для нерезидентов Кыргызской Республики); 

д) справку или иной документ, подтверждающий отсутствие судимости (для нерезидентов Кыргызской Республики); 

е) сведения об основной деятельности (трудовая книжка, патент и описание деятельности); 

2) для юридических лиц: 

а) копии учредительных документов; 

б) свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо иной, приравненный в соответствии с законодательством страны происхождения, документ, подтверждающий регистрацию юридического лица; 

в) справку из кредитного бюро или от уполномоченного органа страны (для нерезидентов Кыргызской Республики) об отсутствии просроченных задолженностей; 

г) справку об уплате обязательных платежей в бюджет; 

д) справку или иной документ, подтвержденный юридическим лицом об отсутствии судимости у учредителей, акционеров, участников юридического лица, руководителя исполнительного органа, главного бухгалтера; 

е) сведения об основной деятельности; 

ж) реестр акционеров, участников, а также копии их паспортов; 

3) информацию о дочерних, зависимых компаниях с указанием доли владения акциями (имущества, паев, долей), основных видах деятельности и месте регистрации; 

и) информацию о конечных бенефициарах юридического лица (до физического лица или до логического конечного выгодоприобретателя). Если бенефициарным собственником выступает государственный орган или государство, указывается соответствующий государственный орган или государство. 

В случае если указанные выше лица приобрели акции банка в размере более 0,01 процента от минимального размера уставного капитала установленного для банков, они должны дополнительно предоставить копию договора купли-продажи акций или иного документа, на основании которого перешло право собственности, и документы, подтверждающие факт оплаты за акции. 

125-2. Любое лицо, приобретающее акции банка в размере, не достигающем первого порогового значения (значительное участие), обязаны в течение 20 (двадцати) рабочих дней после приобретения права собственности на акции предоставить в Национальный банк следующие документы: 

1) для физических лиц: 

а) копию паспорта; 

б) сведения об источниках происхождения денежных средств; 

в) справку из кредитного бюро или от уполномоченного органа страны (для нерезидентов Кыргызской Республики) об отсутствии просроченных задолженностей; 

г) справку или иной документ, подтверждающий отсутствие обязательств по уплате обязательных платежей в бюджет (органы налоговой службы и Социального фонда (не предоставляется резидентами Кыргызской Республики, при наличии возможности данную информацию получить через информационные системы межведомственного взаимодействия) или уполномоченный орган страны происхождения (для нерезидентов Кыргызской Республики); 

д) справку или иной документ, подтверждающий отсутствие судимости (для нерезидентов Кыргызской Республики); 

е) сведения об основной деятельности (трудовая книжка, патент и описание деятельности); 

2) для юридических лиц: 

а) копии учредительных документов; 

б) свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо иной, приравненный в соответствии с законодательством страны происхождения, документ, подтверждающий регистрацию юридического лица; 

в) справку из кредитного бюро или от уполномоченного органа страны (для нерезидентов Кыргызской Республики) об отсутствии просроченных задолженностей; 

г) справку об уплате обязательных платежей в бюджет (не предоставляется резидентами Кыргызской Республики, при наличии возможности данную информацию получить через информационные системы межведомственного взаимодействия); 

д) справку или иной документ, подтвержденный юридическим лицом об отсутствии судимости у учредителей, акционеров, участников юридического лица, руководителя исполнительного органа, главного бухгалтера (не предоставляется резидентами Кыргызской Республики, при наличии возможности данную информацию получить через информационные системы межведомственного взаимодействия)

е) сведения об основной деятельности; 

ж) реестр акционеров, участников, а также копии их паспортов; 

3) информацию о дочерних, зависимых компаниях с указанием доли владения акциями (имущества, паев, долей), основных видах деятельности и месте регистрации; 

и) информацию о конечных бенефициарах юридического лица (до физического лица или до логического конечного выгодоприобретателя). Если бенефициарным собственником выступает государственный орган или государство, указывается соответствующий государственный орган или государство. 

В случае если указанные выше лица приобрели акции банка в размере более 0,01 процента от минимального размера уставного капитала установленного для банков, они должны дополнительно предоставить копию договора купли-продажи акций или иного документа, на основании которого перешло право собственности, и документы, подтверждающие факт оплаты за акции. 

 

158. Банк в течение 10 (десяти) рабочих дней, а в случае избрания/назначения нерезидента - в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня избрания/назначения кандидата должен представить в Национальный банк ходатайство о согласовании кандидатуры с приложением следующих документов: 

1) заверенной копии/выписки протокола заседания, уполномоченного органа управления, принявшего решение об избрании/назначении кандидата (трудового договора); 

2) заверенной копии приказа (постановления, распоряжения) о назначении на должность; 

3) анкеты по форме Приложения 21, в последующем при изменении информации, содержащейся в данной анкете должностное лицо - резидент Кыргызской Республики в течение 10 (десяти) рабочих дней, а нерезидент Кыргызской Республики - в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента возникновения изменений должно уведомить об этом Национальный банк в письменной форме; 

4) не менее двух рекомендаций (с учетом требований пунктов 159-161 настоящего Положения); 

5) перечень функциональных обязанностей, оформленный и заверенный банком соответствующим образом; 

6) разрешение на трудовую или иную деятельность для иностранных граждан в случаях, когда получение такого разрешения обязательно в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

7) копию трудовой книжки (при наличии); 

8) копию паспорта, указанного в анкете по форме Приложения 21 к настоящему Положению; 

9) ходатайство банка на кандидата, согласно Приложению 32 к настоящему Положению. Данное требование не распространяется на кандидатов, проходящих согласование на должности председателя и членов Совета директоров, председателя и членов Шариатского совета. 

Документы, указанные в подпунктах 2 и 5 настоящего пункта Положения, не представляются председателями и членами Совета директоров, Шариатского совета и председателем Комитета по аудиту. 

При согласовании кандидатов на должности членов совета директоров в дочерних банках Национального банка кандидаты на данные должности, в случае если они являются служащими Национального банка, ограничиваются предоставлением анкеты по форме Приложения 21 и должны соответствовать требованиям, установленным настоящим Положением. При отсутствии замечаний к предоставленным документам и соответствии кандидата установленным требованиям уполномоченное лицо Национального банка принимает решение о согласовании, и ответственное структурное подразделение Национального банка направляет в установленные настоящим Положением сроки письмо в банк о согласовании кандидата. 

158. Банк в течение 10 (десяти) рабочих дней, а в случае избрания/назначения нерезидента - в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня избрания/назначения кандидата должен представить в Национальный банк ходатайство о согласовании кандидатуры с приложением следующих документов: 

1) заверенной копии/выписки протокола заседания, уполномоченного органа управления, принявшего решение об избрании/назначении кандидата (трудового договора); 

2) заверенной копии приказа (постановления, распоряжения) о назначении на должность; 

3) анкеты по форме Приложения 21, в последующем при изменении информации, содержащейся в данной анкете должностное лицо - резидент Кыргызской Республики в течение 10 (десяти) рабочих дней, а нерезидент Кыргызской Республики - в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента возникновения изменений должно уведомить об этом Национальный банк в письменной форме; 

4) не менее двух рекомендаций (с учетом требований пунктов 159-161 настоящего Положения)

5) перечень функциональных обязанностей, оформленный и заверенный банком соответствующим образом; 

6) разрешение на трудовую или иную деятельность для иностранных граждан в случаях, когда получение такого разрешения обязательно в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

7) копию трудовой книжки (при наличии); 

8) копию паспорта, указанного в анкете по форме Приложения 21 к настоящему Положению; 

9) ходатайство банка на кандидата, согласно Приложению 32 к настоящему Положению. Данное требование не распространяется на кандидатов, проходящих согласование на должности председателя и членов Совета директоров, председателя и членов Шариатского совета. 

Документы, указанные в подпунктах 2 и 5 настоящего пункта Положения, не представляются председателями и членами Совета директоров, Шариатского совета и председателем Комитета по аудиту и Комитета по управлению рисками

При согласовании кандидатов на должности членов совета директоров в дочерних банках Национального банка кандидаты на данные должности, в случае если они являются служащими Национального банка, ограничиваются предоставлением анкеты по форме Приложения 21 и должны соответствовать требованиям, установленным настоящим Положением. При отсутствии замечаний к предоставленным документам и соответствии кандидата установленным требованиям уполномоченное лицо Национального банка принимает решение о согласовании, и ответственное структурное подразделение Национального банка направляет в установленные настоящим Положением сроки письмо в банк о согласовании кандидата. 

 

159. Рекомендации предоставляются не менее чем от двух лиц, которые работали с кандидатом на прежних местах его работы либо имели деловые отношения с ним. 

Национальный банк вправе затребовать дополнительно рекомендательное письмо, в том числе с последнего места работы кандидата в случае, если представленных рекомендательных писем недостаточно для принятия решения, а также потребовать предоставления устных или письменных пояснений от рекомендующих по ранее предоставленным рекомендациям. Непредставление пояснений рекомендующим лицом может служить основанием для непринятия его рекомендательного письма. 

В случае невозможности предоставления рекомендательного письма с последнего места работы кандидат должен предоставить разъяснение с указанием причин. 

В рекомендации должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место и адрес работы, должность, телефон, факс, адрес электронной почты рекомендующего, а также дата подписания рекомендации. При этом не допускается предоставление рекомендаций: 

1) от служащих Национального банка; 

2) от любых родственников; 

3) от руководителей и сотрудников банка, ходатайствующего о согласовании кандидатуры; 

4) от должностных лиц аффилированных компаний ходатайствующего банка; 

5) от лиц, признанных причастными к осуществлению деятельности, относящейся к нездоровой и небезопасной банковской практике, и от лиц, которым при последнем прохождении процедуры согласования на должности, указанные в пункте 126 настоящего Положения было отказано. 

159. Рекомендации предоставляются не менее чем от двух лиц, которые работали с кандидатом на прежних местах его работы либо имели деловые отношения с ним. 

Национальный банк вправе затребовать дополнительно рекомендательное письмо, в том числе с последнего места работы кандидата в случае, если представленных рекомендательных писем недостаточно для принятия решения, а также потребовать предоставления устных или письменных пояснений от рекомендующих по ранее предоставленным рекомендациям. Непредставление пояснений рекомендующим лицом может служить основанием для непринятия его рекомендательного письма. 

В случае невозможности предоставления рекомендательного письма с последнего места работы кандидат должен предоставить разъяснение с указанием причин. 

В рекомендации должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место и адрес работы, должность, телефон, факс, адрес электронной почты рекомендующего, а также дата подписания рекомендации. При этом не допускается предоставление рекомендаций: 

1) от служащих Национального банка; 

2) от любых родственников; 

3) от руководителей и сотрудников банка, ходатайствующего о согласовании кандидатуры; 

4) от должностных лиц аффилированных компаний ходатайствующего банка; 

5) от лиц, признанных причастными к осуществлению деятельности, относящейся к нездоровой и небезопасной банковской практике, и от лиц, которым при последнем прохождении процедуры согласования на должности, указанные в пункте 126 настоящего Положения было отказано. В случае необходимости получения информации о предыдущей деятельности кандидата, Национальный банк вправе запросить одну или несколько рекомендательных писем с последних трех мест работы кандидата. В рекомендации должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место и адрес работы, должность, телефон, факс, адрес электронной почты рекомендующего, характеристика на кандидата, сведения, указывающие на то, где и когда вместе работали с кандидатом, а также дата подписания рекомендации. Подлинность подписи рекомендующего лица должна быть удостоверена по месту его работы либо нотариально. Данное требование не обязательно при предоставлении рекомендации на фирменном бланке организации и наличии печати организации. При этом не допускается предоставление рекомендаций: 

1) от служащих Национального банка; 

2) от любых родственников; 

3) от руководителей и сотрудников банка, ходатайствующего о согласовании кандидатуры; 

4) от должностных лиц аффилированных компаний ходатайствующего банка; 

5) от лиц, признанных причастными к осуществлению деятельности, относящейся к нездоровой и небезопасной банковской практике, и от лиц, которым при последнем прохождении процедуры согласования на должности, указанные в пункте 126 настоящего Положения было отказано. 

 

160. В рекомендации должны быть отражены следующие моменты (примерная форма приведена в Приложении 22): 

1) деловая репутация кандидата; 

2) моральные качества; 

3) сведения, указывающие на то, где и когда вместе работали, либо были связаны по работе с рекомендуемым, с какого времени знакомы с кандидатом; 

4) другие сведения, которые рекомендующий посчитает важными. 

160. В рекомендации должны быть отражены следующие моменты (примерная форма приведена в Приложении 22): 

1) деловая репутация кандидата; 

2) моральные качества; 

3) сведения, указывающие на то, где и когда вместе работали, либо были связаны по работе с рекомендуемым, с какого времени знакомы с кандидатом; 

4) другие сведения, которые рекомендующий посчитает важными. 

 

161. Рекомендующими могут быть только лица, работавшие или работающие в банковской и/или финансовой сфере. 

Указанное выше ограничение не применяется к рекомендации, предоставляемой с последнего места работы кандидата. 

Подлинность подписи рекомендующего лица должна быть удостоверена по месту его работы либо нотариально. Данное требование не обязательно при предоставлении рекомендации на фирменном бланке организации и наличии печати организации. 

161. Рекомендующими могут быть только лица, работавшие или работающие в банковской и/или финансовой сфере. 

Указанное выше ограничение не применяется к рекомендации, предоставляемой с последнего места работы кандидата. 

Подлинность подписи рекомендующего лица должна быть удостоверена по месту его работы либо нотариально. Данное требование не обязательно при предоставлении рекомендации на фирменном бланке организации и наличии печати организации.

 

Приложение 22 

к Положению о лицензировании деятельности банков 

Признать утратившим силу 

 

10 

273. В целях минимизации рисков, связанных с осуществлением деятельности выездной кассы, общая сумма наличных денежных средств, которая может находиться в кассе, не должна превышать 1000000 (один миллион) сомов. Превышающие данный порог суммы денежных средств должны инкассироваться в кассу филиала банка/головной офис банка, за которым закреплена выездная касса, либо в близлежащую сберегательную кассу банка, о чем составляется соответствующий акт. 

273. В целях минимизации рисков, связанных с осуществлением деятельности выездной кассы, общая сумма наличных денежных средств, которая может находиться в кассе, не должна превышать 2000000 (два миллиона) сомов. Превышающие данный порог суммы денежных средств должны инкассироваться в кассу филиала банка/головной офис банка, за которым закреплена выездная касса, либо в близлежащую сберегательную кассу банка, о чем составляется соответствующий акт. 

 

11 

329. Реорганизация банка может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, выделения, разделения банка. 

При реорганизации банков с созданием нового юридического лица Национальный банк рассматривает вопрос о выдаче новых лицензий на проведение банковских операций. При этом, принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные банки. 

В отношении реорганизации Государственного банка развития Кыргызской Республики действуют требования статьи 24 Закона Кыргызской Республики "О Государственном банке развития Кыргызской Республики". 

Настоящее Положение не рассматривает процедуру принудительной реорганизации банков. 

329. Реорганизация банка может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, выделения, разделения банка.  

При реорганизации банков с созданием нового юридического лица Национальный банк рассматривает вопрос о выдаче новых лицензий на проведение банковских операций. При этом, принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные банки. В процессе реорганизации банка могут участвовать только банки, а также микрофинансовые компании, привлекающие депозиты при присоединении к банку. Порядок осуществления реорганизации банков путем присоединения микрофинансовой компании, привлекающей депозиты, осуществляется в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением для банков и законодательством Кыргызской Республики 

В отношении реорганизации Государственного банка развития Кыргызской Республики действуют требования статьи 24 Закона Кыргызской Республики "О Государственном банке развития Кыргызской Республики". 

Настоящее Положение не рассматривает процедуру принудительной реорганизации банков. 

 

12 

Приложение 21 к Положению о лицензировании деятельности банков 

2.2. Какими иностранными языками Вы владеете? 

- кыргызский 

- английский 

- русский 

- прочее (указать) 

Приложение 21 к Положению о лицензировании деятельности банков 

2.2. Какими иностранными языками Вы владеете? 

- кыргызский 

- английский 

- русский 

- прочее (указать) 

 

13 

2.3. Укажите следующие сведения относительно вашей трудовой деятельности (указываются данные фактической трудовой деятельности, независимо от наличия записи в трудовой книжке): 

Даты поступления на работу и увольнения 

Наименование организации 

Сфера деятельности организации 

Место нахождения 

Номер тел. 

Должность, основные обязанности (основные обязанности указываются для должностей не связанных с банковской деятельностью) 

Основания увольнения 

Отметить, если нет записи в трудовой книжке 

2.3. Укажите следующие сведения относительно вашей трудовой деятельности (указываются данные фактической трудовой деятельности, независимо от наличия записи в трудовой книжке): 

Даты поступления на работу и увольнения 

Наименование организации 

Сфера деятельности организации 

Место нахождения 

Должность, основные обязанности (основные обязанности указываются для должностей не связанных с банковской деятельностью) 

Основания увольнения 

Отметить, если нет записи в трудовой книжке 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 

2.8. Предоставьте нижеследующую информацию: 

Личный отчет об активах и обязательствах по состоянию на "___" _______________________ (указывается на дату заполнения анкеты) 

Табл. 1 (укажите валюту) 

 

Активы 

Сумма (в сомах/для иностранных граждан указать соответствующую валюту и курс валюты по отношению к дол. США или указать в дол. США) 

Заработная плата по основному месту работы (в месяц) 

 

Заработная плата не по основному месту работы (в месяц) 

 

Наличность 

 

Депозитные средства в финансово-кредитных организациях (с указанием процентной ставки, наценки) 

 

Инвестиции в компании (п.2.5) 

 

Ценные бумаги (с указанием вида ценных бумаг) 

 

Недвижимость, не находящаяся в залоге или на которую не наложен арест 

 

Недвижимость, находящаяся в залоге или на которую наложен арест 

 

Дебиторская задолженность (в том числе средства, предоставленные в заем) 

 

10 

Прочие активы 

 

 

Обязательства 

 

11 

Задолженность по кредитам (займам) 

 

12 

Кредиторская задолженность 

 

13 

Прочие пассивы 

 

14 

Личные выданные гарантии 

 

2.8. Предоставьте нижеследующую информацию: 

Личный отчет об активах и обязательствах по состоянию на "___" _______________________ (указывается на дату заполнения анкеты) 

Табл. 1 (укажите валюту) 

 

Активы 

Сумма (в сомах/для иностранных граждан указать соответствующую валюту и курс валюты по отношению к дол. США или указать в дол. США) 

Заработная плата по основному месту работы (в месяц) 

 

Заработная плата не по основному месту работы (в месяц) 

 

Наличность 

 

Депозитные средства в финансово-кредитных организациях (с указанием процентной ставки, наценки) 

 

5

Инвестиции в компании (п.2.5)

 

Ценные бумаги (с указанием вида ценных бумаг) 

 

Недвижимость, не находящаяся в залоге или на которую не наложен арест (указывается описание недвижимости и стоимость) 

 

Недвижимость, находящаяся в залоге или на которую наложен арест (указывается описание недвижимости и стоимость) 

 

Дебиторская задолженность (в том числе средства, предоставленные в заем) 

 

10

Прочие активы

 

 

Обязательства 

 

11 

Задолженность по кредитам (займам) 

 

12 

Кредиторская задолженность 

 

13

Прочие пассивы

 

14

Личные выданные гарантии