Вернуться назад

Проект 

 

 

Об утверждении Положения  

«О минимальных требованиях к политике ценообразования  

банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых  

микрофинансовыми организациями и  

осуществлению ими маркетинговых мероприятий»  

 

 

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики  

«О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:  

 

1. Утвердить Положение «О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями и осуществлению ими маркетинговых мероприятий» (прилагается).  

2. Признать утратившими силу: 

1) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями» от 14 июня 2013 года № 19/2; 

2) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 27 ноября 2013 года № 45/15: 

- абзац второй пункта 1 постановления; 

- пункт 1 Приложения к вышеуказанному постановлению; 

3) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики» от 14 декабря 2016 года № 48/11: 

- абзац третий пункта 1 постановления; 

- пункт 2 Приложения к вышеуказанному постановлению; 

4) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 8 июня 2017 года № 2017-П-14/23-16-(ПС): 

- абзац третий пункта 1 постановления; 

- пункт 2 Приложения к вышеуказанному постановлению; 

5) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8-(НФКУ): 

- абзац двадцатый пункта 1 постановления; 

- пункт 19 Приложения к вышеуказанному постановлению; 

6) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам комиссионных и иных платежей» от 26 февраля 2020 года № 2020-П-12/8-8-(НПА): 

- абзац третий пункта 1 постановления; 

- пункт 2 Приложения к вышеуказанному постановлению. 

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования. 

4. Юридическому управлению:  

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;  

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.  

5. Управлению методологии надзора и лицензирования банков довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, Государственного банка развития, ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», микрофинансовых организаций, платежных организаций, операторов платежных систем, соответствующих структурных подразделений, областных управлений, представительства Национального банка в Баткенской области. 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления, курирующего управление методологии надзора и лицензирования банков. 

 

 

 

Приложение к  

постановлению Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики  

от «___»___________2021 г.  

№_____________________ 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

«О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями и осуществлению ими маркетинговых мероприятий» 

1. Общие положения 

1. Целью настоящего Положения является обеспечение системного подхода к ценообразованию банковских услуг коммерческих банков, платежных услуг операторов платежных систем, платежных организаций и услуг небанковских финансово-кредитных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики (далее Национальный банк), в том числе осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования с учетом специальной терминологии, применяемой ими при осуществлении банковских операций (далее лица, предоставляющие банковские услуги), для соблюдения антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, а также установление минимальных требований к осуществлению маркетинговых мероприятий лицами, предоставляющими банковские услуги. 

2. В целях настоящего Положения: 

политика по ценообразованию это деятельность лица, предоставляющего банковские услуги, направленная на определение стратегии ценообразования, которая должна быть формализована во внутреннем нормативном документе лица, предоставляющего банковские услуги, регламентирующем процесс ценообразования (установления цен) на различные банковские платежные услуги (продукты) и услуги, оказываемые микрофинансовыми организациями, и их изменение в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. 

маркетинговые мероприятия банков деятельность лиц, предоставляющих банковские услуги, направленная на повышение обеспечения конкурентоспособности на рынке банковских услуг, привлечение новых клиентов, поощрение к использованию отдельного продукта/услуги с использованием различных методов современного маркетинга с целью удовлетворения потребностей клиентов. 

3. Размеры процентной ставки и комиссионное вознаграждение, а также тарифы на оказание банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, устанавливаются лицами, предоставляющими банковские услуги, самостоятельно в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Услуга, за которую лица, предоставляющие банковские услуги, взимают комиссионные и иные платежи, должна соответствовать следующим требованиям: 

- иметь для клиента отдельную выгоду или потребительскую ценность; 

- быть самостоятельной и независимой от основной услуги по предоставлению кредита; 

- не относиться к услугам, которые предоставляются безвозмездно в соответствии с требованиями законодательства. 

Информация о предоставляемых лицах, предоставляющих банковские услуги, а также о финансовых продуктах, оказываемых услугах, процентных ставках и тарифах, размещаемая в средствах массовой информации, на официальных веб-сайтах и других носителях (рекламные буклеты, придорожные билборды, стенды и другое), а также предоставляемая при консультировании клиентов, должна быть достоверной и полной. 

4. Лицам, предоставляющим банковские услуги, за исключением операторов платежных систем и платежных организаций (не являющихся банком), запрещается заключать с аффилированным лицом и связанным с банком лицом, а также любым другим лицом, являющимся владельцем товарного знака, договор на использование товарного знака на платной основе, если выгодоприобретателем частично или полностью по такому договору является указанное лицо. 

 

2. Требования к политике ценообразования  

лицам, предоставляющим банковские услуги 

5. Каждое лицо, предоставляющее банковские услуги, должно иметь политику ценообразования, утвержденную уполномоченным органом управления (советом директоров для банков и уполномоченным органом управления/лицом для иных лиц, предоставляющих банковские услуги). 

6. Исполнительный орган (Правление для банков и уполномоченный исполнительный орган/лицо для иных лиц, предоставляющих банковские услуги) ответственен за разработку и реализацию политики ценообразования. 

7. Политика ценообразования должна предусматривать как минимум следующее: 

1) цели и задачи ценовой политики лица, предоставляющего банковские услуги при осуществлении активных и пассивных операций с учетом взвешенности риска и обоснования вознаграждения; 

2) требование к проведению рыночного анализа спроса и цен на банковские платежные услуги и услуги, оказываемые микрофинансовыми организациями; 

3) требование к анализу формирования структуры процентных ставок, в том числе процентных и непроцентных расходов, для достижения установленного лицом, предоставляющим банковские услуги, уровня рентабельности; 

4) требование к раскрытию компонентов, из которых складываются процентные ставки по всем видам кредитов (включая стоимость привлеченных средств, стоимость обслуживания кредита, операционные расходы, расходы на формирование резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков, налоги, плановую норму прибыльности (маржу) и другие затраты, обусловленные объективными факторами, региональными и иными особенностями функционирования лиц, предоставляющих банковские услуги), и приемлемые для лица, предоставляющего банковские услуги, нижние и верхние границы процентных ставок, а также требования к порядку их применения и периодического пересмотра; 

5) требования к раскрытию компонентов по процентным ставкам всех видов депозитов, приемлемые для лиц, предоставляющих банковские услуги, нижние и верхние границы процентных ставок и требования к их применению и периодическому пересмотру; 

6) требования к обоснованию стоимости других банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями в виде тарифов, комиссионных сборов, фиксированных платежей и требования к их применению и периодическому пересмотру; 

7) обоснование выбора метода определения цен на банковские, платежные услуги и услуги, оказываемые микрофинансовыми организациями лицам, предоставляющим банковские услуги, а также требования к методикам, основанным на реалистических предпосылках и особенностях ведения бизнес-деятельности лиц, предоставляющих банковские услуги; 

8) полномочия органов управления и соответствующих структурных подразделений лиц, предоставляющих банковские услуги, их ответственность за достижение целей политики ценообразования и реализацию стратегии ценообразования лиц, предоставляющих банковские услуги; 

9) требования к проведению мониторинга, контроля и анализа эффективности политики ценообразования лица, предоставляющего банковские услуги; 

10) требования о своевременности информирования клиентов об условиях предоставления банковских платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и последующих их изменениях и дополнениях к действующим процентным ставкам и тарифам лиц, предоставляющих банковские услуги; 

11) периодичность анализа действующих тарифов и требования к их пересмотру и предоставлению на рассмотрение уполномоченному органу управления. 

 

3. Требования к проведению маркетинговых мероприятий 

лицами, предоставляющими банковские услуги 

8. Лица, предоставляющие банковские услуги, самостоятельно определяют свою маркетинговую стратегию/политику в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением. 

9. Лица, предоставляющие банковские услуги, не ограничены в своей деятельности в реализации маркетинговых инструментов, за исключением требований настоящего Положения. 

10. Лица, предоставляющие банковские услуги, в рамках маркетинговых мероприятий могут проводить маркетинговые коммуникации, в том числе все виды реклам в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О рекламе». 

11. При проведении маркетинговых мероприятий лица, предоставляющие банковские услуги, должны руководствоваться принципами добросовестной конкуренции, соблюдать морально-этические нормы, не злоупотреблять методами навязчивого и агрессивного маркетинга. 

12. Реклама, публикация банковских услуг не должна умалчивать об условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов или расходов при пользовании банковскими услугами, и иную информацию, вводящую в заблуждение клиентов лиц, предоставляющих банковские услуги. 

13. Реклама лиц, предоставляющих банковские услуги, не должна содержать информацию политического характера, информацию о политических партиях и кандидатах на выборные должности, а также иную информацию политического толка. 

14. Реклама о лице, предоставляющем банковские услуги, о его продуктах и услугах не должна размещаться или опубликовываться на местах, стендах, баннерах и других информационных материалах, связанных с политической деятельностью. 

15. Рекламные материалы распространяются на государственном и официальном языках. 

16. В целях обеспечения доступности информации о банковских услугах любая реклама или публикация о банковских услугах вне зависимости от способа и места ее размещения должна содержать информацию об имеющихся доступных каналах коммуникации (официальный интернет-сайт лица, предоставляющего банковские услуги, телефонные номера, социальные сети, мессенджеры, электронная почта). 

17. Для использования фотоснимков или видеозаписей с изображением клиента/-ов, аудиозаписей и иной информации о них в рекламных, маркетинговых материалах и в других публичных целях необходимо получение на это письменное согласие клиента/-ов.  

18. При проведении маркетинговых мероприятий лицу, предоставляющему банковские услуги, запрещается: 

- быть организатором любых видов лотерей в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О лотереях»;  

- «игровые» мероприятия (основанные на риске мероприятия, дающие возможность как получить выигрыш, так и не получить в зависимости от случайности); 

- спонсировать проведение лотерей, розыгрышей и иных «игровых» мероприятий; 

- участвовать в распространении лотерейных билетов; 

- объявлять, рекламировать или предавать гласности существование любой лотереи, победителей лотереи, розыгрышей и иных «игровых» мероприятий.  

19. Запрет на осуществление лотерейной деятельности не запрещает лицам, предоставляющим банковские услуги, открывать банковские счета юридическим лицам, государственным органам при проведении ими лотерейной деятельности. 

20. В целях стимулирования клиентов, их поощрения, привлечения новых клиентов и повышения уровня использования продуктов и банковских услуг, лица, предоставляющие банковские услуги, вправе проводить стимулирующие мероприятия/акции.  

Под стимулирующим мероприятием/акцией понимается мероприятие, направленное на увеличение объема продаж существующих услуг с помощью различных инструментов стимулирования, поощрения клиентов и привлечение новых клиентов. 

21. Проведение стимулирующих мероприятий/акций не может содержать следующие признаки: 

- случайное определение выигравших участников; 

- «игровой» характер;  

- платное участие; 

- денежный эквивалент для выигрышей в натуре.  

При проведении стимулирующих мероприятий/акций фонд подарков и вознаграждений формируется за счет средств лица, предоставляющего банковские услуги.  

22. Для соблюдения основных принципов банковских правоотношений, аффилированным/связанным с лицом, предоставляющим банковские услуги, лицам запрещается быть участниками стимулирующих мероприятий/акций. 

23. Для проведения стимулирующего мероприятия/акции лицо, предоставляющее банковские услуги, должно разработать и утвердить внутренний документ, отражающий порядок проведения, участников (субъектов, кто может участвовать), порядок участия, условия определения победителя, формирование выигрыша, бюджет и другие требования к проводимому стимулирующему мероприятию/акции.  

24. При запуске проведения стимулирующего мероприятия/акции лицо, предоставляющее банковские услуги, должно объявить о запуске на официальном интернет-сайте, а также по выбору лица, предоставляющего банковские услуги, на других каналах коммуникации и носителях информации путем опубликования публичной оферты. 

25. Публичная оферта должна содержать следующую информацию: 

- наименование стимулирующего мероприятия; 

- информацию об организаторе стимулирующего мероприятия (фирменное наименование, адрес места нахождения, реквизиты); 

- условия проведения;  

- период проведения; 

- требования к участникам; 

- порядок определения победителей; 

- порядок получения победителями призов; 

- права и обязанности участников; 

- права и обязанности организатора;  

- и др. условия. 

26. Итоги проведения стимулирующих мероприятий в обязательном порядке должны публиковаться на официальном интернет-сайте лица, предоставляющего банковские услуги, а также по выбору на других каналах коммуникации и носителях информации. 

27. При проведении маркетингового мероприятия признак случайного определения выигравших участников не касается акций, проводимых в социальных сетях в целях продвижения, посещаемости аккаунтов, увеличения охвата и повышения заинтересованности к лицу, предоставляющему банковские услуги. Условием участия в таких акциях не должно являться приобретение банковского продукта или услуги. 

 

4. Заключительные положения 

28. Политика ценообразования и маркетинговая политика, реализуемые лицом, предоставляющим банковские услуги, должны быть транспарентными, соответствовать требованиям законодательства Кыргызской Республики по антимонопольному регулированию, в сфере защиты персональных данных, банковской тайны, развитию добросовестной конкуренции и защите прав потребителей банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями.  

29. Политика ценообразования должна пересматриваться и утверждаться уполномоченным органом управления не реже одного раза в год с учетом результатов и новых направлений деятельности лица, предоставляющего банковские услуги. 

30. Лица, предоставляющие банковские услуги, обязаны предоставлять политику ценообразования и внутренние документы по требованию Национального банка. 

В случае внесения изменений в декларируемые процентные ставки по депозитам и кредитам лицо, предоставляющее банковские услуги, в течение 7 (семи) рабочих дней обязано уведомить соответствующее структурное подразделение Национального банка о соответствующих изменениях с представлением подробного обоснования причин данных изменений, а также представить внутренние документы (копию протокола и копию решения (выписки) уполномоченного органа лица, предоставляющего банковские услуги, которым они были утверждены). 

В случае внесения изменений в декларируемые тарифы на платежные услуги операторы платежных систем/платежные организации в течение 10 (десяти) рабочих дней обязаны уведомить управление платежных систем Национального банка о соответствующих изменениях с представлением подробного обоснования причин данных изменений, а также представить внутренние документы (копию протокола и копию решения (выписки) уполномоченного органа оператора платежных систем, платежной организации, которым они были утверждены). 

31. Национальный банк осуществляет анализ политики ценообразования лиц, предоставляющих банковские услуги, на предмет ее соответствия законодательству Кыргызской Республики. 

32. Маркетинговая деятельность лиц, предоставляющих банковские услуги, не должна отходить от основных целей и задач, отрицательно влиять на экономические нормативы и репутацию лица, предоставляющего банковские услуги, и соответствовать возможностям и финансовому состоянию лица, предоставляющего банковские услуги. 

33. В случае нарушения требований по проведению маркетинговых мероприятий лицо, предоставляющее банковские услуги, несет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

 

 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления «Об утверждении Положения  

«О минимальных требованиях к политике ценообразования  

банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, 

и осуществлению ими маркетинговых мероприятий»  

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и осуществлению ими маркетинговых мероприятий» (далее проект постановления) разработан в целях приведения в соответствие с Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» от 16 декабря 2016 года № 206 (далее Закон), а также с целью уточнения отдельных требований в части маркетинговых мероприятий, проводимых коммерческими банками, микрофинансовыми организациями, операторами платежных систем/платежных организаций (далее банки). 

2. Описательная часть  

Проектом постановления предлагается установить требования к проведению маркетинговых мероприятий в связи с тем, что на сегодняшний день отсутствуют отдельные требования, регулирующие деятельность банков в части проведения маркетинговых мероприятий.  

В частности, проектом постановления предлагается уточнение требований по вопросам проведения маркетинговых мероприятий, в том числе по проведению стимулирующих мероприятий в банках и осуществлению рекламы.   

Так, согласно проекту постановления: 

- введено определение маркетинговых мероприятий банка; 

- установлены общие требования при проведении маркетинговых мероприятий; 

- уточнены требования относительно запрета на проведение лотерейной деятельности банками; 

- уточнены требования в части осуществления рекламы банка, его услуг и продуктов; 

- предусмотрена возможность проведения стимулирующих мероприятий/акций и порядок их проведения; 

Таким образом, проект постановления направлен на конкретизацию и установление требований по маркетинговым мероприятиям, проводимым банками, что позволит в будущем избежать разногласий между регулятором и банками в понимании и исполнении требований по маркетинговым мероприятиям.  

Кроме того, проект постановления направлен на сохранение активов банков от ведения неприсущей банкам деятельности, уточнение запретов по проведению лотерей, различных игровых мероприятий, несущих в себе риски как для банков, так и для потребителей, защиту прав потребителей в части получения полноценной информации от банков при осуществлении рекламы банками, использования персональных данных, фото- и видеоизображений, а также установление порядка проведения стимулирующих мероприятий/акций.  

Соответственно, проект постановления направлен на урегулирование маркетинговой деятельности в банках в целях устранения действующих недостатков и пробелов в банковском законодательстве и осуществления эффективного банковского надзора. 

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий. 

Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

Материалы по проекту будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка и Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики.  

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделения дополнительных средств. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой, утвержденной Правительством Кыргызской Республики. 

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

  

  

Полный/частичный АРВ 

(нужное подчеркнуть) 

  

Национального банка Кыргызской Республики 

(наименование органа-разработчика) 

  

  

  

                      УТВЕРЖДАЮ 

  

  

____________________________________ 

                       (должность) 

  

  

____________________________________ 

                         (подпись) 

  

  

"___" _______________ 20___ года 

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и осуществлению ими маркетинговых мероприятий»  

 

 

Основания для разработки: приказ Национального банка от 6 февраля 2019 г. № 2019-Пр-121/16-О  

«О создании постоянной рабочей группы для проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов управления методологии надзора и лицензирования банков Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства». 

 

Сроки проведения АРВ: _______________ __________________  

(начало) (окончание) 

 

 

Руководитель рабочей группы: 

Сулайманбекова Ж.С., начальник управлении методологии надзора и лицензирования Национального банка Кыргызской Республики 

 

_______ 

 

 

Рабочая группа: 

Чалбаев С.А., начальник управления банковского надзора 1 Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Бейшеналиева Б.А., начальник управления банковского надзора 2 Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Султанкулов И.Дж., начальник отдела анализа системных рисков Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Туратбеков А.Т., начальник отдела законопроектных работ юридического управления Национального банка Кыргызской Республики 

 

________ 

Элебесов А. И., юрист ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана» 

 

________ 

Бообеков Э.З., начальник отдела правового обеспечения юридического управления ОАО «Банк Компаньон»  

 

________ 

Телтаев С.К., руководитель группы кредитной отчетности ОАО «РСК Банк» 

 

________ 

 

Контактные данные ответственного лица: 

Имашева Б.К., 31-32-73, bimasheva@nbkr.kg 

(ФИО, тел., e-mail) 

  

  

 

 

1. Проблемы и основания для изменения регулирования 

 

1.1 Описание проблем 

 

На сегодняшний день маркетинговая деятельность в коммерческих организациях имеет колоссальное значение для их развития, устойчивого конкурентного преимущества, привлечения клиентов и продажи товаров и услуг.  

В нынешних реалиях коммерческие банки, микрофинансовые организации, платежные организации, операторы платежных систем (далее банки) в целом не ограничены в реализации маркетинговых инструментов и мероприятий, так как их основной целью является извлечение прибыли. 

 

Проблема 1. Отсутствие требований, регулирующих деятельность банков в части проведения маркетинговых мероприятий 

В соответствии с пунктом 8 статьи 111 Закона Кыргызской Республики  

«О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» (далее Закон) банкам запрещается организовывать или участвовать в проведении различных розыгрышей, лотерей и иных подобных «игровых» мероприятиях, а также их рекламе или иных публикациях. Банки могут осуществлять маркетинговые мероприятия в соответствии с требованиями Национального банка. 

Разработка требований к проведению маркетинговых мероприятий банками обусловлено тем, что на сегодняшний день отсутствуют отдельные требования, регулирующие деятельность банков в части проведения маркетинговых мероприятий в соответствии с Законом.  

Отсутствие требований к проведению маркетинговых мероприятий создает правовой вакуум в банковском законодательстве.  

 

Проблема 2. Трудности в правоприменении банковского законодательства при проведении маркетинговых мероприятий финансово-кредитнымии органзациями 

Одним из распространенных видов маркетинговых инструментов в коммерческих организациях является проведение различных лотерей и розыгрышей. Однако такой вид деятельности является неприсущим для банков, основным фокусом деятельности которых является предоставление собственно банковских, а также других финансовых услуг. Данную позицию разделяют также эксперты Всемирного банка. 

Так, согласно пункту 8 статьи 111 Закона, банкам запрещается организовывать или участвовать в проведении различных розыгрышей, лотерей и иных подобных «игровых» мероприятиях, а также их рекламе или иных публикациях.  

На практике банки проводили мероприятия, подобные стимулирующим лотереям. Так как, согласно действующим требованиям, банкам запрещено проведение розыгрышей, лотерей и иных подобных «игровых мероприятий», у инспекторов Национального банка возникали трудности в правопонимании и правоприменении при проведении проверок на соответствие требованиям законодательства в части проведения лотерей.  

В связи с этим необходимо уточнение требований к запрету на проведение всех видов лотерей в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О лотереях».  

При этом проектом постановления предусматривается разрешение различных стимулирующих мероприятий для стимулирования клиентов и увеличения продаж банковских услуг и продуктов, которые должны будут направлены именно на привлечение внимания клиентов к услугам и продуктам банка путем поощрения клиентов, а не нести в себе игровой характер, влекущий риски потери, необдуманной траты денежных средств клиентами банка. 

Помимо этого, необходимо определение уточняющих требований к банковской рекламе, так как реклама банковской деятельности имеет свои отличительные особенности, передает специфику банковской деятельности и создает доверие к банку (положительный образ в глазах потенциальных клиентов), а целью рекламы является привлечение клиентов в банк, стремление напоминать клиентам о существовании данного банка, создание положительного образа/имиджа/репутации, заинтересованность клиентов в покупке определённого вида продукта банка. 

 

1.2. Анализ мнения заинтересованных лиц 

В процессе проведения анализа регулятивного воздействия и сбора предложений мнения заинтересованных лиц были получены предложения от двух коммерческих банков. 

Одним банком было предложено акцентировать внимание на соблюдении пункта 8 статьи 111 Закона.  

Другим банком было предложено рассмотреть возможность определения победителей случайным методом, без привязки к количеству или объему безналичных платежей.  

Первое предложение было принято при проведении анализа регулятивного воздействия, второе предложение не принято в соответствии с действующими требованиями Закона. 

 

1.3. Масштаб проблем  

Масштабы рассматриваемого вопроса не являются крупными, так как маркетинговая деятельность банков являются частью деятельности банков. Вместе с тем, как показывает практика, отдельные требования следует конкретизировать и внести уточнения для эффективного ведения деятельности банками и взаимодействия сторон и правоприменении банковского законодательства. 

 

1.4. Международный опыт 

В целом следует отметить, что по предлагаемым требованиям был изучен опыт других стран.  

В частности, в Российской Федерации в Федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения (вступившие в силу 30.01.2014 г.), согласно которым организатором лотереи может являться только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи (юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с Федеральным законом) посредством заключения с ним контракта.  

Указанная норма в прежней редакции предоставляла право юридическим лицам быть организаторами лотерей.  

Таким образом, банки в Российской Федерации, согласно их законодательству, не вправе быть организатором стимулирующей лотереи.  

Отдельные документы, регулирующие маркетинговую деятельность банков, отсутствуют. 

В Республике Казахстан также отсутствуют отдельные нормативные-правовые акты, содержащие требования к проведению маркетинговых мероприятий банками.  

Вместе с тем в соответствии с Законом Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» осуществлять лотерейную деятельность могут операторы лотереи, которые не вправе заниматься иными видами предпринимательской деятельности, кроме лотерейной.  

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности» банки не вправе осуществлять операции и сделки в качестве предпринимательской деятельности, не относящихся к банковской деятельности.  

Кроме того, данный Закон содержит требования к банкам относительно запрета на рекламу, не соответствующей действительности. 

В Соединенных Штатах Америки Закон «О Федеральной резервной системе» предусматривает запрет государственным банкам-членам на осуществление лотерейной деятельности, но также отсутствуют отдельные нормативные-правовые акты, содержащие требования к проведению маркетинговых мероприятий финансово-кредитными организациями. 

Так, следует отметить, что опыт других стран не развит в области регулирования маркетинговой деятельности банков, кроме наличия профильных законов в области лотерейной деятельности, банковской деятельности. В этой связи провести сравнение по предлагаемому регулированию не представляется возможным. 

Вместе с тем целесообразно установить регулирование в сфере маркетинговой деятельности для банков в связи с наличием вышеуказанных проблем. 

 

1.5 Основание внедрения регулирования 

Основаниями внедрения регулирования маркетинговой деятельности банков является решение соответствующих проблем путём определения требований к проведению маркетинговых мероприятий. Данная задача может быть решена введением государственного регулирования, что позволит снизить риски в правоприменении банковского законодательства и восполнить имеющиеся пробелы в законодательстве.  

 

2. Описание и оценка рассмотренных вариантов регулирования 

2.1. Цель государственного регулирования устранение пробелов в банковском законодательстве Кыргызской Республики, повышение качества нормативной правовой базы для осуществления эффективного надзора за деятельностью банков, а также уточнение отдельных требований Национального банка по вопросам ведения маркетинговой деятельности банков. 

2.2. С целью регулирования вышеуказанных проблем в банковской сфере представлены и рассмотрены три варианта регулирования: 

1) вариант регулирования «оставить все как есть»; 

2) утверждение Положения «О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями и осуществлению ими маркетинговых мероприятий»  

3) альтернативный вариант регулирования. 

2.3 Вариант регулирования «оставить все как есть» 

Этот вариант не может быть выбран, поскольку на сегодняшний день на практике возникают проблемы при осуществлении надзора за деятельностью банков, связанные с разногласиями в понимании и применении норм по маркетинговым мероприятиям из-за отсутствия соответствующих нормативных-правовых актов Национального банка, в том числе в части норм по проведению лотерей и различных стимулирующих мероприятий/акций. 

По ведению маркетинговой деятельности банков имеющиеся пробелы создают условия для возникновения различных рисков, в том числе правового характера. 

Анализ техники исполнения данного варианта регулирования приводит к оценке указанного варианта как более легкого для реализации с технической позиции, однако не решающего вышеуказанные проблемы. 

2.4 Предпочтительный вариант регулирования «утверждение Положения  

«О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и осуществлению ими маркетинговых мероприятий».  

Качественная нормативная база является одним из основных условий осуществления эффективного надзора. Соответственно, регулятивная база должна максимально отражать все необходимые требования, для того чтобы на практике не возникало проблем с единообразным пониманием и применением требований.  

Конкретизация действующих требований, а также устранение имеющихся пробелов прежде всего способствует совершенствованию нормативной базы. При этом следует отметить, что требования к маркетинговым мероприятиям устанавливаются с учетом требований практики, в том числе международной.  

Таким образом, утверждение предлагаемых требований позволит устранить разногласия между регулятором и банками в применении требований в частности по лотерейной деятельности.  

Кроме того, предлагаемые требования обусловлены необходимостью минимизации и исключения различного рода рисков как для прав потребителей, так и для репутации финансово-кредитных организаций.  

a) Способ регулирования 

Способ регулирования маркетинговых мероприятий банков заключается во внесении уточняющего характера требований к маркетинговым мероприятиям. Регулирование направлено на проведение стимулирующих мероприятий, исключающих признаки лотерей, проведения рекламы, присущей банковской деятельности, а также точное и единообразное понимание норм банковского законодательства и избежание рисков, связанных с ними. 

б) Оценка регулятивного воздействия 

Утверждение Положения «О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и осуществлению ими маркетинговых мероприятий» предоставляет возможность привести в соответствие нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики в соответствие с Законом.  

Помимо этого, реализация данного варианта позволит качественно осуществлять банковский надзор и избежать правовые риски. 

в) Оценка реализационных рисков 

Утверждение предлагаемых требований направлено на совершенствование и приведение в соответствие нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики. Кроме того, проект постановления содержит уточняющие требования, что будет способствовать минимизации рисков, связанных с осуществлением маркетинговой деятельности банков, в частности при использовании различных маркетинговых инструментов. 

г) Оценка воздействия на конкуренцию 

Принятие данного варианта регулирования самостоятельно не влияет на состояние конкуренции на рынке банковских услуг, однако адекватная маркетинговая деятельность банков способствует развитию и поддержанию здоровой конкуренции на рынке банковских услуг. 

д) Результаты публичных консультаций 

Область действия требований к ведению маркетинговых мероприятий непосредственно затрагивает деятельность всех финансово-кредитных организаций Кыргызской Республики. 

Проект постановления был представлен на согласование структурным подразделениям Национального банка (надзорному блоку в целом), компетенция которых распространяется на принятие и регулирование рассматриваемого документа. Структурные подразделения представили ряд предложений и замечаний.  

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

В связи с этим проект постановления будет размещен для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка.  

При проведении оценки положений предлагаемого проекта нормативного правового акта содержание в них коррупционных факторов не выявлено. 

 

2.5 Альтернативный вариант регулирования 

Установление требований к маркетинговым мероприятиям финансово-кредитных организаций, в том числе запрет на любые виды стимулирующих мероприятий, акций и любых других видов подобных мероприятий. 

а) Способ регулирования 

Данный вариант подразумевает ведение маркетинговой деятельности банков без использования таких маркетинговых инструментов, как поощрение клиентов и их стимулирование. 

б) Оценка регулятивного воздействия 

Применение данного варианта исключает возможность проводить стимулирующие мероприятия. 

в) Оценка реализационных рисков 

Внедрение предлагаемых изменений направлено на ограничение проведения маркетинговых мероприятий с установленными требованиями. 

г) Оценка воздействия на конкуренцию 

Принятие данного варианта не оказывает какого-либо воздействия на конкуренцию на рынке банковских услуг. 

д) Результаты публичных консультаций 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

В связи с этим проект постановления будет размещен для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка и на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

При проведении оценки положений предлагаемого проекта нормативного правового акта содержание в них коррупционных факторов не выявлено. 

 

3. Обоснование выбора предпочтительного варианта регулирования 

Проект постановления по варианту 2 должен быть рекомендован для принятия по следующим основаниям: 

- позволит привести в соответствие нормативных правовых актов в соответствие с Законом;  

- позволит повысить качество и эффективность деятельности финансово-кредитных организаций и правоприменение при проведении инспекторских проверок. 

 

4. Приложение по оценке ожидаемых экономических последствий  

Учитывая, что предлагаемый проект предусматривает уточняющие нормы для обеспечения единообразного понимания имеющихся требований Закона по маркетинговым мероприятиям, следует отметить, что банки не понесут каких-либо дополнительных затрат.  

 

 

Приложение  

к аналитической записке 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛИЗУ ВЛИЯНИЯ НА КОНКУРЕНЦИЮ 

 

варианта регулирования «утверждение Положения  

«О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями и осуществлению ими маркетинговых мероприятий» 

указать наименование 

 

Методика, в соответствии с которой проводился анализ (наименование): 

 

Методика анализа влияния на конкуренцию при проведении анализа регулятивного воздействия 

 

Дата проведения анализа: С ________________по ___________________ 

 

Основной (краткий) вывод анализа влияния на конкуренцию

- вариант регулирования не оказывает существенное влияние на конкуренцию 

 

Развернутая информация об анализе влияния на конкуренцию: 

 

· Основные параметры товарного рынка 

Продуктовые границы товарного рынка: 

- банковские продукты и услуги  

 

Географические границы товарного рынка: 

- географически не ограничены  

 

Объем товарного рынка (при наличии данных): 

- данные отсутствуют  

 

1) Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке (при наличии данных) 

- Финансово-кредитные организации , операторы платежных систем/платежные организации - доля (%): не известно  

(наименование

 

· Оценки 

 

Наименование фактора 

Оценка 

да/нет 

Обоснование оценки "да" 

 

 

Оценка уровня концентрации товарного рынка 

 

 

Имеется ли доминирующее положение, при котором доля какого-либо хозяйствующего субъекта на данном товарном рынке составляет 35 процентов или выше) - при наличии данных? 

нет 

 

Имеется ли доминирующее положение, при котором совокупное доминирование более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше доли других субъектов на этом рынке и в совокупности превышает 50 процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке - при наличии данных? 

нет 

 

 

Оценка экономических ограничений входа-выхода на товарный рынок 

 

 

Приведет ли новое регулирование к непропорционально высоким затратам:  

- для потенциальных участников рынка, чем это было для действующих;  

- для малых предприятий, чем это предполагается для крупных предприятий и т.д. 

нет 

 

Приведет ли новое регулирование к существенному ограничению доступа потенциальных участников к ресурсам (материально-вещественным, нематериальным и другим), предложение которых на рынке ограничено? 

нет 

 

Приведет ли новое регулирование к неприемлемо высоким (способным подорвать экономическую устойчивость) издержкам действующих хозяйствующих субъектов при их вынужденном прекращении деятельности на данном товарном рыке, связанным с новым регулированием? 

нет 

 

 

Оценка административных ограничений входа на товарный рынок 

 

 

Приведет ли новое регулирование к существенному росту лицензионных требований и стоимости процедур получения лицензии для потенциальных участников рынка? 

нет 

 

Приведет ли новое регулирование к нарушению условий равенства прав хозяйствующих субъектов при административном распределении ограниченных ресурсов? 

нет 

 

Приведет ли новое регулирование к ограничению действующих хозяйствующих субъектов выбирать механизм ценообразования, определять качество продукции, местонахождение размещения производственных мощностей? 

нет 

 

 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

«Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями и осуществлению ими маркетинговых мероприятий»»  

 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

ПОЛОЖЕНИЕ  

о минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями 

ПОЛОЖЕНИЕ  

о минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями и осуществлению ими маркетинговых мероприятий 

1. Общие положения 

2. Целью настоящего Положения является обеспечение системного подхода к ценообразованию банковских услуг коммерческих банков, платежных услуг операторов платежных систем, платежных организаций и услуг небанковских финансово-кредитных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк), в том числе осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования с учетом специальной терминологии, применяемой ими при осуществлении банковских операций (далее - лица, предоставляющие банковские услуги), для соблюдения антимонопольного законодательства Кыргызской Республики. 

2. Целью настоящего Положения является обеспечение системного подхода к ценообразованию банковских услуг коммерческих банков, платежных услуг операторов платежных систем, платежных организаций и услуг небанковских финансово-кредитных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк), в том числе осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования с учетом специальной терминологии, применяемой ими при осуществлении банковских операций (далее - лица, предоставляющие банковские услуги), для соблюдения антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, а также установление минимальных требований к осуществлению маркетинговых мероприятий лицами, предоставляющими банковские услуги. 

3. В целях настоящего Положения, политика по ценообразованию - это деятельность лица, предоставляющего банковские услуги, направленная на определение стратегии ценообразования, которая должна быть формализована во внутреннем нормативном документе лица, предоставляющего банковские услуги, регламентирующем процесс ценообразования (установления цен) на различные банковские платежные услуги (продукты) и услуги, оказываемые микрофинансовыми организациями, и их изменение в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. 

2. В целях настоящего Положения: 

политика по ценообразованию - это деятельность лица, предоставляющего банковские услуги, направленная на определение стратегии ценообразования, которая должна быть формализована во внутреннем нормативном документе лица, предоставляющего банковские услуги, регламентирующем процесс ценообразования (установления цен) на различные банковские платежные услуги (продукты) и услуги, оказываемые микрофинансовыми организациями, и их изменение в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. 

маркетинговые мероприятия банков - деятельность лиц, предоставляющих банковские услуги, направленная на повышение обеспечения конкурентоспособности на рынке банковских услуг, привлечение новых клиентов, поощрение к использованию отдельного продукта/услуги с использованием различных методов современного маркетинга с целью удовлетворения потребностей клиентов. 

3. Ставки процентов и комиссионное вознаграждение, а также тарифы на оказание банковских платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, устанавливаются лицами, предоставляющими банковские услуги самостоятельно в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

3. Размеры процентной ставки и комиссионное вознаграждение, а также тарифы на оказание банковских платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, устанавливаются лицами, предоставляющими банковские услуги, самостоятельно в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

 

3. Требования к проведению маркетинговых мероприятий лицами, предоставляющими банковские услуги 

 

8. Лица, предоставляющие банковские услуги, самостоятельно определяют свою маркетинговую стратегию/политику в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением. 

 

9. Лица, предоставляющие банковские услуги, не ограничены в своей деятельности в реализации маркетинговых инструментов, за исключением требований настоящего Положения. 

 

10. Лица, предоставляющие банковские услуги, в рамках маркетинговых мероприятий могут проводить маркетинговые коммуникации, в том числе все виды реклам в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О рекламе». 

 

11. При проведении маркетинговых мероприятий, лица, предоставляющие банковские услуги, должны руководствоваться принципами добросовестной конкуренции, соблюдать морально-этические нормы, не злоупотреблять методами навязчивого и агрессивного маркетинга. 

 

12. Реклама, публикация банковских услуг не должна умалчивать об условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов или расходов при пользовании банковскими услугами и иную информацию, вводящую в заблуждение клиентов лиц, предоставляющих банковские услуги. 

 

13. Реклама лиц, предоставляющих банковские услуги, не должна содержать информацию политического характера, информацию о политических партиях и кандидатах на выборные должности, а также иную информацию политического толка. 

 

14. Реклама о лице, предоставляющем банковские услуги, его продуктах, услугах не должна размещаться или опубликовываться на местах, стендах, баннерах и других информационных материалах, связанных с политической деятельностью. 

 

15. Рекламные материалы распространяются на государственном и официальном языках. 

 

16. В целях обеспечения доступности информации о банковских услугах любая реклама или публикация о банковских услугах вне зависимости от способа и места ее размещения должна содержать информацию об имеющихся доступных каналах коммуникации (официальный интернет-сайт лица, предоставляющего банковские услуги, телефонные номера, социальные сети, мессенджеры, электронная почта). 

 

17. Для использования фотоснимков или видеозаписей с изображением клиента/-ов, аудиозаписей и иной информации о них в рекламных, маркетинговых материалах и в других публичных целях необходимо получение на это письменное согласие клиента/-ов.  

 

18. При проведении маркетинговых мероприятий лицу, предоставляющему банковские услуги, запрещается: 

- быть организатором любых видов лотерей в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О лотереях»;  

- «игровые» мероприятия (основанные на риске мероприятия, дающие возможность как получить выигрыш, так и не получить в зависимости от случайности); 

- спонсировать проведение лотерей, розыгрышей и иных «игровых» мероприятий; 

- участвовать в распространении лотерейных билетов; 

- объявлять, рекламировать или предавать гласности существование любой лотереи, победителей лотереи, розыгрышей и иных «игровых» мероприятий.  

 

19. Запрет на осуществление лотерейной деятельности не запрещает лицам, предоставляющим банковские услуги, открывать банковские счета юридическим лицам, государственным органам при проведении ими лотерейной деятельности. 

 

20. В целях стимулирования клиентов, их поощрения, привлечения новых клиентов и повышения уровня использования продуктов и банковских услуг, лица, предоставляющие банковские услуги, вправе проводить стимулирующие мероприятия/акции.  

Под стимулирующим мероприятием/акцией понимается мероприятие, направленное на увеличение объема продаж существующих услуг с помощью различных инструментов стимулирования, поощрения клиентов и привлечение новых клиентов. 

 

21. Проведение стимулирующих мероприятий/акций не может содержать следующие признаки: 

- случайное определение выигравших участников; 

- «игровой» характер;  

- платное участие; 

- денежный эквивалент для выигрышей в натуре; 

При проведении стимулирующих мероприятий/акций фонд подарков и вознаграждений формируется за счет средств лица, предоставляющего банковские услуги.  

 

22. Для соблюдения основных принципов банковских правоотношений, аффилированным/связанным с лицом, предоставляющим банковские услуги, лицам запрещается быть участниками стимулирующих мероприятий/акций. 

 

23. Для проведения стимулирующего мероприятия/акции лицо, предоставляющее банковские услуги, должно разработать и утвердить внутренний документ, отражающий порядок проведения, участников (субъектов, кто может участвовать), порядок участия, условия определения победителя, формирование выигрыша, бюджет и другие требования к проводимому стимулирующему мероприятию/акции.  

 

24. При запуске проведения стимулирующего мероприятия/акции лицо, предоставляющее банковские услуги, должен объявить о запуске на официальном интернет-сайте, а также по выбору лица, предоставляющего банковские услуги, на других каналах коммуникации и носителях информации путем опубликования публичной оферты. 

 

25. Публичная оферта должна содержать следующую информацию: 

- наименование стимулирующего мероприятия; 

- информацию об организаторе стимулирующего мероприятия (фирменное наименование, адрес места нахождения, реквизиты); 

- условия проведения;  

- период проведения; 

- требования к участникам;  

- порядок определения победителей; 

- порядок получения победителями призов; 

- права и обязанности участников; 

- права и обязанности организатора;  

- и др. условия. 

 

26. Итоги проведения стимулирующих мероприятий в обязательном порядке должны публиковаться на официальном интернет-сайте лица, предоставляющего банковские услуги, а также по выбору на других каналах коммуникации и носителях информации. 

 

27. При проведении маркетингового мероприятия признак случайного определения выигравших участников не касается акций, проводимых в социальных сетях в целях продвижения, посещаемости аккаунтов, увеличения охвата и повышения заинтересованности к лицу, предоставляющему банковские услуги. Условием участия в таких акциях не должно являться приобретение банковского продукта или услуги. 

 

4. Заключительные положения 

8. Политика ценообразования, реализуемая лицом, предоставляющим банковские услуги, должна быть транспарентной, соответствовать требованиям законодательства Кыргызской Республики по антимонопольному регулированию, развитию добросовестной конкуренции и защите прав потребителей банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями.  

28. Политика ценообразования и маркетинговая политика, реализуемая лицом, предоставляющим банковские услуги, должны быть транспарантными, соответствовать требованиям законодательства Кыргызской Республики по антимонопольному регулированию, в сфере защиты персональных данных, банковской тайны, развитию добросовестной конкуренции и защите прав потребителей банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями. 

10. Лица, предоставляющие банковские услуги обязаны предоставлять политику ценообразования и внутренние документы по требованию Национального банка Кыргызской Республики.  

В случае внесения изменений в декларируемые процентные ставки по депозитам и кредитам лица, предоставляющего банковские услуги в течение семи рабочих дней обязано уведомить соответствующее структурное подразделение Национального банка Кыргызской Республики о соответствующих изменениях с представлением подробного обоснования причин данных изменений, а также представить внутренние документы (копию протокола и копию решения (выписки) уполномоченного органа лица, предоставляющего банковские услуги, которым они были утверждены). 

В случае внесения изменений в декларируемые тарифы на платежные услуги операторы платежных систем, платежные организации в течение семи рабочих дней обязаны уведомить Управление платежных систем Национального банка о соответствующих изменениях с представлением подробного обоснования причин данных изменений, а также представить внутренние документы (копию протокола и копию решения (выписки) уполномоченного органа оператора платежных систем, платежной организации, которым они были утверждены). 

30. Лица, предоставляющие банковские услуги, обязаны предоставлять политику ценообразования, маркетинговую политику и внутренние документы по требованию Национального банка. 

В случае внесения изменений в декларируемые процентные ставки по депозитам и кредитам лицо, предоставляющее банковские услуги, в течение 7 (семи) рабочих дней обязано уведомить соответствующее структурное подразделение Национального банка о соответствующих изменениях с представлением подробного обоснования причин данных изменений, а также представить внутренние документы (копию протокола и копию решения (выписки) уполномоченного органа лица, предоставляющего банковские услуги, которым они были утверждены). 

В случае внесения изменений в декларируемые тарифы на платежные услуги операторы платежных систем, платежные организации в течение 10 (десять) рабочих дней обязаны уведомить управление платежных систем Национального банка о соответствующих изменениях с представлением подробного обоснования причин данных изменений, а также представить внутренние документы (копию протокола и копию решения (выписки) уполномоченного органа оператора платежных систем, платежной организации, которым они были утверждены). 

 

32. Маркетинговая деятельность лиц, предоставляющих банковские услуги, не должна отходить от основных целей и задач, отрицательно влиять на экономические нормативы и репутацию лица, предоставляющего банковские услуги, и соответствовать возможностям и финансовому состоянию лица, предоставляющего банковские услуги. 

 

33. В случае нарушения требований по проведению маркетинговых мероприятий лицо, предоставляющее банковские услуги, несет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.