Вернуться назад

РЕЕСТР ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ОТВЕТОВ 

по результатам публичных консультаций уведомление от 27.01.2022 г. о проведении анализа регулятивного воздействия к проекту нормативного правового акта по вопросам внесения изменений в Правила осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике (далее Правила), утвержденные постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июля 2009 года № 30/6, а также о сборе предложений заинтересованных лиц 

 

Регистрационный № 

Автор (участник публичных консультаций) 

Дата получения 

Замечания и (или) предложения 

Позиция органа-разработчика 

Биялиева Ч., главный специалист юридического управления ОАО «Халык Банк Кыргызстан» 

08.02.2022 г. 

Согласно Правилам денежные переводы осуществляются только физическими лицами. Однако под индивидуальным предпринимателем (далее ИП) понимается, согласно определению данному в статье 24 Налогового кодекса Кыргызской Республики (далее Налоговый кодекс): 

- физическое лицо-резидент, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования организации, включая деятельность на основе патента (за исключением индивидуальной трудовой деятельности), и на которое возложено исполнение обязанностей, установленных настоящим Кодексом; 

- физическое лицо-нерезидент, которое осуществляет свою деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике. 

Таким образом, Правила явно не запрещают ИП осуществлять денежные переводы по системам денежных переводов (далее СДП), но запрещают «денежные переводы без открытия счета между юридическими лицами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью». Данный запрет связан с уклонением от уплаты налогов ИП, со сложностью контроля оборотов средств от их предпринимательской деятельности. Запрет логичен, однако он затрудняет осуществление своей деятельности ИП, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, распространены во всех регионах (селах), в том числе дальних, и в которых не всегда представлены филиалы и сберкассы банков. Т.е. ИП не всегда имеют оперативный выход к своим счетам в банках, а в период локдаунов и других ковидных ограничений, особенно. 

В связи с данными обстоятельствами многие ИП пользуются услугами СДП, как физические лица, и по их частым переводам и оборотам, отличным от средних оборотов физического лица, комплаенс служба ОАО «Халык Банк Кыргызстан» (далее Банк): 

- определяет и выявляет их;  

- запрашивает у них патенты/свидетельства для подтверждения отсутствия риска ФТД/ЛПД;  

- отправляет электронные сообщения по их операциям в Государственную службу финансовой разведки с кодами подозрительности «20029» и «90015», как уклоняющихся от контроля и уплаты налогов (минимальный регистрационный порог по НДС 8 млн сомов).  

Банк подчеркивает, что по операциям ИП по СДП риск ФТД/ЛПД минимальный, их операции являются сомнительными только из-за уклонения от контроля и налогообложения. У всех банков настроены программные фильтры, которые в режиме on-line отслеживают всех участников на санкционные списки («черные» списки лиц, находящихся под наблюдением) и своевременно приостанавливают и, при необходимости, замораживают средства. 

В связи с вышесказанным Банк считает возможным проведение локальных денежных переводов ИП в пользу таких же ИП/ЧП для поддержки малого и среднего бизнеса, облегчения условий для проводимой ими бизнес деятельности и доступа к банковским услугам. Также в настоящее время банки развивают on-line технологии в целях привлечения клиентов, которые дадут возможность ИП оперативно переводить средства таким же ИП.  

Но так как СДП относятся к высокорисковым видам услуг, и проводимые операции должны подвергаться усиленному мониторингу, в соответствии с требованиями законодательства КР по ПФТД/ЛПД, необходимо для ИП введение условий: 

- в отношении ИП должна проводиться процедура «Надлежащая проверка клиента» (удостоверение личности, анкетирование и предоставление патента/свидетельства), как при открытии расчетного счета; 

- должны быть установлены лимиты на осуществляемые ими обороты. С 01.01.2022 г. вступил в действие новый Налоговый кодекс, согласно которому для малого и среднего бизнеса систему налогообложения предлагают упростить и оставить единый налог. Упрощенной системой налогообложения на основе единого налога (вместо налогов на прибыль и с продаж, а также НДС на облагаемые поставки) может воспользоваться малый и средний бизнес с годовым оборотом менее 30 млн сомов. Субъекты, работающие в этом режиме, могут выплачивать только один налог и предоставлять один отчет на ежеквартальной основе. В настоящее время единый налог применяется только для бизнеса с выручкой менее 8 млн сомов. 

Также Банк отмечает, что в рекомендациях ФАТФ нет жестких требований относительно проведения денежных переводов физическими лицами ИП. Основное требование, чтоб услугами СДП не могли воспользоваться террористы и преступники. Рекомендации ФАТФ в основном касаются условий перевода и осуществления банками мониторинга переводов (рекомендация 16):  

- чтобы финансовые учреждения включали требуемую и точную информацию об отправителе и требуемую информацию о получателе в электронный перевод и сопровождающие сообщения, и чтобы эта информация сопровождала электронный перевод или передаваемое сообщение по всей цепочке платежа; 

-  странам необходимо обеспечить, чтобы финансовые учреждения осуществляли мониторинг электронных переводов в целях выявления тех из них, в отношении которых отсутствует требуемая информация об отправителе и/или получателе, и принимали соответствующие меры. 

Предложения будут рассмотрены в рамках проведения анализа регулятивного воздействия. 

Также отметим, что согласно статье 26 Налогового кодекса, вступившего в силу с 1 января 2022 года: 

«Под индивидуальным предпринимателем понимается физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования организации на территории Кыргызской Республики, включая деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, на которое возложено исполнение обязанностей, установленных настоящим Кодексом. 

Индивидуальным предпринимателем не признается физическое лицо, осуществляющее индивидуальную трудовую деятельность в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.».