Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления «Об утверждении Положения о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков в гарантийных фондах» 

 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления «Об утверждении Положения о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков в гарантийных фондах» (далее проект постановления) разработан в целях совершенствования требований нормативных правовых актов, касающихся вопроса классификации активов и соответствующих отчислений в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков в гарантийных фондах Кыргызской Республики. 

 

2. Описательная часть  

С момента начала регулирования деятельности гарантийных фондов требования нормативных актов по классификации активов коммерческих банков применяются и для гарантийных фондов. На сегодняшний день такой подход потерял актуальность и несет в себе определенные риски. 

Так, при классификации кредита коммерческий банк устанавливает для него определенную категорию классификации и создает соответствующий резерв, располагая на случай неплатежеспособности клиента представленным им залоговым имуществом. Гарантийные фонды представляют гарантии на необеспеченную часть кредита, получая комиссионное вознаграждение, но не имеют инструментов покрытия кредитного (гарантийного) риска в виде залога и прочее. Таким образом, в случае наступления неплатежеспособности клиента, получившего кредит в коммерческом банке, обеспеченный в том числе гарантией гарантийного фонда, коммерческий банк имеет право начать процедуру обращения взыскания на залоговое имущество и принять его в счет погашения кредита, а также направить в гарантийный фонд требование об исполнении обязательств за клиента. В этом случае в соответствии с соглашениями, заключенными между сторонами, гарантийный фонд при прочих равных условиях обязан выполнить требование коммерческого банка об исполнении обязательства в рамках выданной гарантии. Впоследствии гарантийный фонд должен самостоятельно изыскивать с клиента средства в рамках законодательства Кыргызской Республики. 

Учитывая изложенное, предлагаемый проект постановления направлен на создание необходимых условий для улучшения системы контроля рисков гарантийных фондов и совершенствование требований к их деятельности посредством:  

- выделения требований по классификации активов и соответствующих отчислений в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков в гарантийных фондах в отдельном нормативном правовом акте с учетом рисков, присущих их деятельности;  

- пересмотра категорий классификации активов гарантийных фондов и размеров создаваемых резервов по активам;  

- оптимизация формы отчетности для гарантийных фондов с исключением необходимости гарантийным фондам представлять в Национальный банк периодическую регуляторную банковскую отчетность. 

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий. 

Принятие проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

Материалы по проекту постановления будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка и на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Предлагаемый вариант не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает дополнительного финансирования. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

К проекту постановления был проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства. 

 

 

С уважением, 

Начальник УННО Э. Абдраимов  

 

 

СОГЛАСОВАНО 

Заместитель председателя М. Жакыпов 

 

 

Проект  

Приложение  

к постановлению Правления Национального банка  

Кыргызской Республики  

от _____________ 2022 года  

№ ______________________  

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

«О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков в гарантийных фондах» 

 

1. Общие положения 

1. Настоящее Положение устанавливает минимальные требования по классификации активов и забалансовых обязательств (далее активы), а также по созданию соответствующих резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков (далее РППУ) в целях регулирования и надзора и распространяется на гарантийные фонды, создаваемые на территории Кыргызской Республики. 

Для целей настоящего Положения гарантии гарантийных фондов, являясь забалансовыми обязательствами, понимаются, как активы гарантийных фондов. 

2. Для своевременного покрытия потенциальных потерь и убытков гарантийные фонды обязаны постоянно проводить оценку качества своих активов и создавать РППУ.  

3. Гарантийные фонды должны поддерживать РППУ на уровне, достаточном для покрытия возможных потерь активов. Основой для правильной оценки размера резерва является система классификации активов, которая должна быть разработана гарантийными фондами в соответствии с настоящим Положением и которая должна соответствовать требованиям нормативных правовых актов Национального банка в части классификации активов. Финансовая отчетность должна соответствовать международным стандартам финансовой отчетности. 

4. Гарантийные фонды обязаны периодически проводить классификацию своих активов. К ним относятся:  

- средства гарантийных фондов, размещенные на текущих и депозитных счетах в коммерческих банках;  

- дебиторская задолженность;  

- прочая собственность (имущество), принятая в погашение актива; 

- любые другие активы, не перечисленные выше, которые несут в себе риск невозврата; 

- гарантии; 

- другие забалансовые обязательства. 

5. Инвестиции/вложения гарантийных фондов в ценные бумаги Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) и Кабинета Министров Кыргызской Республики не подвергаются классификации.  

 

2. Общие указания по классификации активов  

6. При проведении классификации активов гарантийных фондов должна быть учтена кредитная дисциплина клиента по его другим текущим обязательствам. В связи с этим необходимо отслеживать наличие у клиента других обязательств, не гарантированных на момент рассмотрения заявки, в других финансово-кредитных организациях (далее ФКО), используя информацию, получаемую через кредитно-информационное бюро, или иным доступным способом в рамках законодательства Кыргызской Республики. 

7. Для унифицированной классификации качества активов и создания РППУ устанавливаются следующие категории: 

А. Неклассифицированные активы:  

1) нормальные 

2) удовлетворительные 

В. Классифицированные активы: 

3) субстандартные активы; 

4) сомнительные активы; 

5) активы, классифицируемые как потери. 

8. При проведении классификации активов гарантийных фондов необходимо руководствоваться определениями категорий классификации активов и опираться на здравые смысл и суждения для отнесения актива к той или иной категории классификации, не ограничиваясь только теми признаками, которые приведены в настоящем Положении. 

9. В связи с возможными различными толкованиями определений категорий классификации используются количественные и качественные характеристики. Совокупность двух и более признаков определяет категорию классификации активов, если иное не установлено данным Положением. 

 

3. Неклассифицированные активы  

10. Нормальные активы это активы, по которым имеется незначительная вероятность наступления неблагоприятных событий, связанных с риском невозврата. К таким активам можно отнести средства гарантийных фондов, размещенные на текущих и депозитных счетах в ФКО. 

11. При этом гарантийные фонды должны учитывать риски, связанные с финансовым состоянием ФКО и его репутацией, а ФКО должны соответствовать следующим критериям: 

- соблюдение экономических нормативов и требований, установленных в нормативных правовых актах Национального банка в течение последних 12 месяцев; 

- отсутствие вводимых ограничений со стороны Национального банка в течение последних 12 месяцев; 

- отсутствие применявшихся к ФКО в течение последних 12 месяцев мер воздействия, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Национального банка, за исключением предписаний и требований Национального банка, срок исполнения которых еще не наступил. 

12. Удовлетворительные активы это такие активы, по которым клиентом/контрагентом обеспечивается выполнение своих обязательств, а также активы, с которыми по состоянию на текущий момент не связана высокая степень риска.  

Гарантии по кредитам, классифицированным ФКО, как нормальные, должны классифицироваться гарантийными фондами минимум как удовлетворительные.  

13. Активы могут быть классифицированы как удовлетворительные активы, если: 

1) генерируется достаточный поток денежных средств клиентом/контрагентом для обслуживания актива гарантийного фонда; 

2) финансовое состояние клиента удовлетворительное; 

3) бизнес клиента/контрагента является стабильным, достаточно капитализированным; 

4) погашение обязательств по сумме активов гарантийного фонда производится своевременно, и отсутствуют задержки по платежам, согласно графику погашения; 

5) происходит изменение первоначальных условий договора по активу путем перевода валюты данного актива из иностранной валюты в национальную в случае, если этот актив ранее не входил в категорию «классифицированных активов». 

14. По удовлетворительным активам гарантийные фонды должны формировать РППУ в размере 2%.  

15. Гарантии по кредитам в иностранной валюте (кроме валют стран-членов ЕАЭС) должны классифицироваться минимум как удовлетворительные активы следующим образом: 

- в случае если у клиента доля доходов в иностранной валюте в общем объеме его совокупных доходов составляет более 75 процентов, размер РППУ по гарантии должен составлять 2,5%; 

- в случае если у клиента доля доходов в иностранной валюте в общем объеме его совокупных доходов составляет от 50 до 75 процентов, размер РППУ по гарантии должен составлять 5%; 

- в случае если у клиента доля доходов в иностранной валюте в общем объеме его совокупных доходов составляет менее 50 процентов, размер РППУ по гарантии должен составлять 10%. 

 

4. Классифицированные активы  

16. Субстандартными могут считаться активы, по которым появились признаки, свидетельствующие об ухудшении финансового состояния клиента/контрагента, и имеют четко определенные недостатки (недостаток) или слабые стороны, которые несут в себе риск неполного погашения актива. В том случае, если недостатки не будут исправлены, то существует вероятность, что клиент/контрагента не сможет полностью погасить свои обязательства. 

17. Активы могут быть классифицированы как субстандартные активы, если:  

- актив гарантийного фонда был реструктуризирован; 

- просроченная задолженность по плановым платежам по активам гарантийного фонда составляет от 40 до 100 дней; 

- недостаточные денежные потоки для выполнения обязательств по сумме активов гарантийного фонда. 

18. Активы должны классифицироваться как «субстандартные» при просроченной задолженности по ним 100 дней. При этом качественные признаки такого актива не могут улучшать категорию классификации актива. 

19. Сомнительные активы имеют такие же недостатки, как и субстандартные, но, кроме того, они имеют дополнительные проблемы, которые в совокупности с другими недостатками, делают возможность погашения задолженности на основе известных фактов и условий, довольно сомнительной и маловероятной. Возможность потерь от сомнительных активов очень велика, но из-за некоторых важных специфических ожидаемых факторов, которые могут укрепить актив, его классификация, как предполагаемых потерь, может быть отсрочена до определения более точного статуса.  

20. Активы могут классифицироваться как «сомнительные», если:  

- просроченная задолженность по плановым платежам по активам гарантийного фонда составляет от 100 до 150 дней; 

- финансовое состояние клиента/контрагента серьезно ухудшилось (либо клиент/контрагент находится на грани банкротства); 

- выплата задолженности зависит в основном от реализации активов клиента/контрагента. 

21. Активы, по которым имеется просроченная задолженность сроком 150 дней и более, должны классифицироваться, как «сомнительные», при этом качественные признаки такого актива не могут улучшать категорию классификации актива. 

22. Активы, возврат которых представляется для клиента/контрагента невозможным, необходимо классифицировать как потери. 

23. Активы могут быть классифицированы как «потери» в следующих случаях: 

- имеется просроченная задолженность по активам гарантийного фонда сроком от 150 до 170 дней;  

- неспособность, отказ клиента/контрагента погасить задолженность либо выражение намерения оплаты, но без осуществления реального погашения;  

- нежелание клиента сотрудничать с ФКО и гарантийными фондами либо недоступность клиента; 

- прекращение работы или бизнеса клиента/контрагента, либо объявление его банкротом.  

24. При наличии у клиента просроченной задолженности сроком 170 и более дней и/или в случае, когда ФКО начинает проведение принудительных мер взыскания, в том числе путем обращения взыскания на заложенное имущество, гарантийным фондам необходимо классифицировать актив, как потери, при этом качественные признаки такого актива при его классификации не применяются.  

25. Активы должны классифицироваться, как потери, за 10 дней до момента, когда ФКО имеет право направить к гарантийному фонду требование (претензию) в порядке, соответствующем документам, правоустанавливающим и регулирующим отношения сторон. 

26. При погашении просроченной части задолженности активы, классифицированные, как «сомнительные» или «потери», переводятся в категорию «субстандартные».  

Актив, классифицированный, как «субстандартный», может быть переведен в категорию неклассифицированных активов, когда будут выполнены все следующие условия: 

- при отсутствии просроченных сумм; 

- при своевременной полной оплате последних трех взносов, согласно графику;  

- если клиент/контрагент не имеет обстоятельств, которые могут привести к несоблюдению условий реструктуризации. 

 

5. Классификация реструктуризированных активов 

27. Реструктуризация представляет собой:  

- изменение условий действующего договора гарантии (далее Договор) в связи с ухудшением финансового состояния клиента/контрагента путем предоставления более благоприятных условий клиенту/контрагенту по погашению обязательства; 

- изменение условий Договора путем частичного списания суммы обязательства.  

Изменение первоначальных условий Договора, не связанное с ухудшением финансового состояния клиента/контрагента, не является реструктуризацией актива.  

В случае если изменение первоначальных условий Договора не связано с ухудшением финансового состояния клиента/контрагента, гарантийный фонд должен указать в решении Гарантийного комитета/уполномоченного органа причину изменений условий Договора с приложением подтверждающих документов и аналитических данных гарантийного фонда. 

28. Реструктуризированные активы, а также гарантии, выданные по рефинансированным кредитам, должны классифицироваться минимум, как субстандартные.  

Если по таким активам возникли просроченные платежи более чем на 50 дней или данный актив был реструктуризирован повторно, то такой актив должен классифицироваться, как «сомнительный».  

Если по повторно реструктуризированному активу возникли просроченные платежи более чем на 20 дней, то такой актив должен классифицироваться, как «потери». 

29. Реструктуризация может применяться в отношении как классифицированных, так и неклассифицированных активов.  

При каждой повторной реструктуризации актива гарантийный фонд должен ухудшить его классификацию на одну категорию. При этом гарантийный фонд при повторной реструктуризации может сохранить категорию классифицированного актива на прежнем уровне в случае выполнения следующих требований: 

- гарантийным фондом проведен тщательный анализ финансового состояния клиента/контрагента (с соответствующими расчетами, финансовыми показателями), с документальным подтверждением приведенных расчетов; 

- гарантийный фонд может продемонстрировать (на основе разумных, документально подтвержденных финансовых данных) возможность для клиента/контрагента осуществлять платежи по предлагаемому плану реструктуризации;  

- льготный период по погашению суммы кредита (гарантии) не превышает 6 месяцев (9 месяцев для кредитов (гарантий), выданных на развитие сельского хозяйства); 

- последняя реструктуризация была более 1 (одного) года назад. 

30. Гарантийный фонд может перевести реструктуризированный актив на 1 категорию классификации в сторону улучшения, когда будут выполнены все следующие условия: 

- при отсутствии просроченных сумм;  

- при своевременной оплате основной суммы и начисленных процентов по графику в течение 3 (трех) последних месяцев в случае осуществления ежемесячных аннуитетных платежей; в течение 6 последних месяцев в случае осуществления ежеквартальных равномерных платежей по сумме активов;  

- в случае если по графику срок между платежами превышает 3 месяца - своевременная оплата не менее трех последних платежей, включающих равномерное погашение суммы активов;  

- при своевременной оплате суммы активов по графику в течение последних 12 месяцев с даты проведения реструктуризации (выполнение данного условия обязательно для перевода активов в категорию «удовлетворительные»); 

- в случае если клиентом/контрагентом после реструктуризации погашено не менее 20% остатка суммы актива на момент принятия решения о реструктуризации (выполнение данного условия обязательно для перевода активов в категорию «субстандартные» и «сомнительные»); 

- если клиент/контрагент не имеет обстоятельств, которые могут привести к невыполнению обязательств по погашению активов. 

31. Внесение изменений в Договор, когда клиент/контрагент испытывает финансовые трудности путем частичного погашения задолженности по активу за счет реализации имеющихся активов, должно рассматриваться в качестве реструктуризации активов. 

 

6. Классификация прочей собственности гарантийных фондов,  

принятой в погашение актива 

32. Гарантийные фонды в целях возврата суммы выданной клиенту/контрагенту по активам могут принимать в погашение имущество, а также любое имущество, которое имеется в собственности клиента/контрагента (далее прочая собственность). 

Прочая собственность, принятая в погашение остатка по сумме актива, сразу классифицируется, как «субстандартный» актив. 

33. Прочая собственность гарантийных фондов, принятая в погашение актива, классифицируется, как «потери», если она не продана по истечении следующих сроков:  

а) одного года для движимого имущества;  

б) трех лет с момента возникновения права собственности для недвижимого имущества, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, сроки по которым устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.  

34. При составлении финансовой отчетности, по мере необходимости, но не реже одного раза в год, гарантийные фонды должны оценивать прочую собственность на предмет ухудшения ее стоимости в соответствии со стандартами бухгалтерского учета. 

 

7. Резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков 

35. Резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков создается за счет расходов гарантийных фондов. 

Резерв по забалансовым обязательствам является обязательством гарантийных фондов.  

36. РППУ подразделяется на две части общие и специальные резервы. Общие резервы создаются по неклассифицированным активам, специальные резервы по классифицированным активам гарантийных фондов. 

37. Национальный банк устанавливает следующие размеры отчислений в РППУ по активам: 

Общие резервы  

Специальные резервы  

Нормальные 

0% 

Субстандартные  

25%;  

Удовлетворительные  

2/2,5%/5%/10% 

Сомнительные  

50%;  

 

 

Потери  

100%.  

 

38. После подсчета размеров всех требуемых отчислений они суммируются по каждому виду резерва и определяются общие требуемые размеры отчислений в РППУ. Эти суммы сравниваются с суммой текущих размеров РППУ по балансу. В случае недостатка текущего размера РППУ по балансу, гарантийные фонды должны привести его в соответствие с рассчитанным требуемым размером РППУ до конца отчетного месяца.  

39. Адекватность РППУ во многом зависит от систематической оценки активов гарантийных фондов. Гарантийные фонды должны разработать систему проверки качества своих активов. Такая проверка должна фокусироваться не только на качестве активов, но и на политике выдачи гарантий в целом.  

Проверка может быть произведена как за счет внутренних ресурсов гарантийных фондов, так и с помощью привлеченных внешних экспертов. Проверяющее лицо должно быть опытным и независимым от структурного подразделения, непосредственно задействованного в процедурах выдачи гарантий. Проверяющему лицу должен быть предоставлен полный доступ к необходимой информации при проверке любого актива, а в отчете должны быть указаны все недостатки, обнаруженные в ходе проверки. Отчет о проверке должен представляться Совету директоров и председателю Правления гарантийного фонда. 

40. Гарантийные фонды должны разработать и утвердить соответствующие внутренние документы, содержащие политику и организационную структуру гарантийных фондов в отношении анализа и классификации активов, методологию и внутренние нормативные правовые акты о формировании и отчислениях в РППУ, о порядке проведения проверок адекватности РППУ в соответствии с настоящим Положением. Эти документы должны быть включены в номенклатуру дел гарантийных фондов. 

41. Предварительная классификация активов и расчет РППУ производится соответствующим отделом гарантийных фондов ежемесячно по состоянию на последний день месяца включительно. Окончательная классификация активов и расчет РППУ производится после получения отчетности контрагентов, в том числе от банков-партнеров по кредитам, обеспеченным гарантиями гарантийных фондов. 

42. Первоначальная классификация активов присваивается соответствующим коллегиальным органом гарантийного фонда, ответственным за управление, обеспечение и/или администрирование гарантий в соответствии с организационной структурой гарантийного фонда, а по остальным активам другим коллегиальным органом, ответственным по вопросам классификации в соответствии с внутренними документами гарантийных фондов, который также принимает решение по изменению классификации по всем активам и созданию РППУ.  

43. В случае недостаточности информации для классификации гарантий гарантийные фонды должны производить их классификацию на категорию хуже, чем категория классификации кредитов, по которым данные гарантии выступают обеспечением.