Вернуться назад

РЕЕСТР 

предложений и ответов 

по результатам публичных консультаций  уведомление от 11.03.2022 г. о проведении анализа регулятивного воздействия к проекту нормативного правового акта по вопросам внесения изменений в Положение «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям», утвержденные постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14-50-3-(ПС)», а также о сборе предложений заинтересованных лиц 

 

Регистрационный № 

Замечания и (или) предложения 

Автор (участник публичных консультаций) 

Дата получения 

Позиция органа-разработчика 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно пункту 7 Главы 2 настоящего Положения, меры воздействия применяются в зависимости от ситуации, сложности и серьезности нарушения и последствий для пользователей и участников платежных систем.  

При применении мер воздействия не предусматривается их очередность и последовательность. Национальный банк (далее  НБ КР) имеет право за одно нарушение применить несколько мер воздействий. 

Учитывая, что институт платежной системы на пути становления в Кыргызстане, предлагаем в случае выявления нарушений вначале применить меру воздействия в виде «предписания», в случае несвоевременного выполнения предписаний, применить меру воздействия в виде штрафа и др., предусматривая очередность и последовательность при применении мер воздействия и исключить норму положений, предоставляющей возможность НБКР применить к платежным системам несколько мер воздействий за одно нарушение. Так, Конституция Кыргызской Республики, имеющая высшую юридическую силу, частью 3 статьей 59 устанавливает, что никто не должен дважды нести юридическую ответственность за одно и то же правонарушение. 

Кроме того, ч.3 и ч.4. ст.2З Конституции Кыргызской Республики запрещается принятие подзаконных нормативных правовых актов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина. Законом не могут устанавливаться ограничения прав и свобод человека в иных целях и в большей степени, чем это предусмотрено Конституцией. 

Помимо этого, пересмотреть сумму штрафа, предусмотренного пунктами 10, 11 вышеуказанного Положения, в связи с их нецелесообразностью и как противоречащими принципу справедливости, предусмотренного ст.3 Закона КР «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и нарушающий законные интересы и права тех лиц, которые находятся на иждивении должностного лица. Наложение крупной суммы штрафа на должностноые лица, по сути является взысканием, применяемом членам его семьи, его иждивенцев, которые ни в чем не виноваты. 

Так, пунктом 11 вышеуказанного Положения, штраф на должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций в размере не более среднего годового вознаграждения, включая все виды выплат в данной организации (должностной оклад, премии, бонусы и др.), налагается в размере от 30 до 50 процентов от среднего годового вознаграждения. 

Кодексом Кыргызской Республики  

«О правонарушениях», имеющего приоритетную юридическую силу перед подзаконными нормативными актами, при применении взысканий учитываются характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, смягчающие либо отягчающие обстоятельства, а относительно физического лица, также личность правонарушителя, в целях соблюдения принципа справедливости. 

Согласно ст. 468 Кодекса Кыргызской Республики  

«О правонарушениях», Национальный банк Кыргызской Республики рассматривает дела о правонарушениях и налагает взыскания, предусмотренные статьями 299-306, 323 и частями 1 и 2 статьи 355 настоящего Кодекса. Санкцией вышеуказанных статей налагаются штрафы физическому лицу (либо должностному лицу, юридическому лицу в зависимости от правонарушений) в размере 30 расчетных показателей до 570 расчетных показателей. 

Согласно вышеуказанному Положению, штраф на операторов платежных систем/платежных организаций применяется в размере не более 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату), а на их должностных лиц с учетом размера среднего годового вознаграждения должностных лиц, включая все виды выплат в данной организации (должностной оклад, премии, бонусы и др.) в размере от 30 до 50 процентов от среднего годового вознаграждения, который превышает размер взысканий, применяемых по Кодексу Кыргызской Республики  

«О правонарушениях». 

Так как размер заработной платы, включая премии, бонусы каждая организация определяет самостоятельно, налицо возможность применения неравнозначных мер воздействия по отношению к должностным лицам разных юридических лиц за одно и то же нарушение. 

Учитывая вышеизложенное, пересмотреть принцип определения размера штрафа на операторов платежных систем/платежных организаций и их должностных лиц, выразить их в виде расчетных показателей и установить размеры штрафов не превышающие 570 расчетных показателей, согласно Кодексу Кыргызской Республики «О правонарушениях». 

На основании статьи 16 закона о «Национальном банке КР, банках и банковской деятельности» № 206 от  

16 декабря 2016 г., просим НБ КР, как гарант обеспечения эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной систем Кыргызской Республики принять во внимание изложенные выше замечания и предложения. 

 

Согласно пункту 7 Главы 2 настоящего положения, Национальный банк имеет право за одно нарушение применить несколько мер воздействий.  

Данная норма противоречит основополагающим принципам применения наказаний за правонарушения, закрепленным на уровне кодексов КР: к примеру, в Кодексе КР о правонарушениях прямо указано: 

Статья 11. Принцип справедливости 

1. Взыскание, применяемое к лицу на основании настоящего Кодекса, должно соответствовать характеру совершенного правонарушения и обстоятельствам его совершения. 

2. Привлечение к ответственности дважды за одно и то же правонарушение не допускается. 

Предлагаем применение мер воздействия осуществлять в порядке «возрастания» влияния, последствий меры. Последовательность применения между мерами могла бы содержать промежутки времени на оценку ситуации после применение 1-й меры перед 2-й. 

Также прописать в Положении норму из Закона о банках, как это сделано в НПА НБКР по мерам воздействия к банкам: 

Мера воздействия может быть применена Национальным банком не позднее 12 (двенадцати) месяцев со дня обнаружения нарушения. При этом в части непредставления финансовой или другой отчетности либо представления несвоевременной/ недостоверной/  

неполной информации, финансовой или другой отчетности или сведений под датой обнаружения нарушения понимается день получения соответствующей информации/отчетности/сведений НБКР. 

Согласно пункту 10 Главы 2 настоящего положения, Национальный банк вправе наложить штраф на операторов платежных систем/платежные организации.  

Штраф на операторов платежных систем/платежные организации в размере не более 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату) оператора платежных систем/платежной организации налагается в случае:  

- невыполнения предписания Национального банка;   

- систематического (2 и более раза в течение  

12 последовательных календарных месяцев) непредставления финансовой или другой отчетности либо представления несвоевременной/недостоверной/неполной информации, финансовой или другой отчетности или сведений; 

Предложения:  

- снизить до 7% в виду роста балансовой стоимости активов из-за внедрения новых технологий, удорожания рабочего капитала; 

- изменить на 3 и более последовательных раза; 

- критерий несвоевременности свыше 2 рабочих дней от графика исключить, т.к. формы отчетов меняются регулярно. 

Согласно пункту 14 Главы 2 настоящего положения, Национальный банк вправе отстранить или потребовать замену должностных лиц оператора платежной системы/платежной организации в случае:  

- несоответствия должностных лиц требованиям нормативных правовых актов Национального банка или невыполнения/ненадлежащего выполнения должностных функций;  

- осуществления ненадлежащего уровня внутреннего контроля и управления рисками деятельности оператора платежных систем/платежной организации в соответствии с Политикой по управлению рисками в платежной системе Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2016 года № 25/8;  

- неспособности должностных лиц обеспечить исполнение распоряжений органов управления самой организации и регулирующих органов по осуществлению деятельности оператора платежной системы/платежной организации, согласно уставу;  

- осуществления операций с аффилированными и связанными с ними лицами в нарушение требований Национального банка или законодательства Кыргызской Республики;  

- непредоставления в Национальный банк информации либо предоставления несвоевременной/недостоверной/неполной информации операторами платежных систем/платежных организаций или их органами управления/должностными лицами;  

- непредоставления или предоставления в Национальный банк несвоевременных, неполных или недостоверных отчетов;  

Предложения: 

Критерии несвоевременности от 3х дней и более исключить, ввиду изменяющихся форм отчетов, что может вызвать всегда диспут. 

Алишев Р., «Ассоциация операторов платежных систем KG» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронцова Е.,  

ОсОО «Баланс КГ»  

 

 

 

22.03.2022 г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.03.2022 г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложения будут рассмотрены в рамках проведения анализа регулятивного воздействия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложения будут рассмотрены в рамках проведения анализа регулятивного воздействия.