Вернуться назад

СПРАВКАОБОСНОВАНИЕ 

к проекту внесения изменений в Положение 

«О специальном регулятивном режиме» 

 

 

1. Цель и задачи  

Проект внесения изменений в Положение «О специальном регулятивном режиме» (далее Положение) разработан в целях конкретизации условий и критериев для участия в специальном регулятивном режиме для снижения барьеров внедрения инновационных услуг/технологий на рынок банковских и платежных систем существующими и новыми игроками, в интересах повышения доступности услуг, в том числе в регионах Кыргызской Республики, развития конкуренции и снижения стоимости финансовых услуг, упорядочения и контроля инновационной деятельности, а также для принятия решений по иным вопросам на основе анализа такой деятельности.  

Основными задачами проекта изменений в Положение являются: 

- поддержка инноваций и обеспечение доступности финансовых продуктов и услуг для населения и бизнеса, проникновение новых финансовых продуктов/услуг на рынок банковских и платежных услуг, в т.ч. в регионы Кыргызской Республики; 

- уточнение форм и перечня документов для участия в специальном регулятивном режиме. 

 

2. Описательная часть 

Механизм Положения предполагает, что Национальный банк принимает решение о создании специального регулятивного режима, которое размещается на официальном интернет-сайте в виде общей информации, и осуществляет полный контроль от приема заявки и консультирования до момента предоставления отчетности по завершению тестирования, на который распространяются специальные ограничения (территориальные, по числу клиентов, размеру обязательств и иные).  

На начальном этапе запуска механизма специальных регулятивных режимов требования по предоставлению документов для создания специальных регулятивных режимов были представлены в виде общего описания приема и обработки заявок. Имеется необходимость включения мер по снижению операционных рисков и целевого стимулирования внедрения инновационных услуг и технологий. В текущих условиях существующее регулирование не в полной мере покрывает риски, связанные с внедрением инновационных решений, имеющих существенный потенциал для развития цифровых форм предоставления услуг, а именно: 

- сложности оценки рисков инновационных услуг и технологий;  

- недостаточность нормативно-правовой базы по критериям инновационности услуг и технологий.  

Из имеющего опыта обработки заявок также выявлена необходимость уточнения форм заявки на создание специального регулятивного режима. 

В соответствии с изложенным проект изменений в Положение предусматривает пересмотр требований к заявителям, исключение неактуальных норм, обновление формы заявки на создание специального регулятивного режима, установление порядка создания специальных регулятивных режимов и особые требования к выдаче лицензий в рамках специальных регулятивных режимов. 

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

В результате внесения изменений в Положение ожидается конкретизация содержания заявок, подаваемых для расширения спектра оказываемых на территории Кыргызской Республики инновационных финансовых услуг, уточнение критериев и оптимизация ресурсов проведения тестирования финансовых услуг в целом, что должно сказаться на эффективности работы механизма специальных регулятивных режимов. 

Проект внесения изменений нормативного правового акта не содержит норм, ограничивающих правовые, правозащитные, гендерные, экологические, коррупционные последствия, так как внедрение предлагаемых норм проекта позволит упорядочить деятельность участников по внедрению инновационных технологий в целях обеспечения эффективной, надежной и безопасной работы банковской и платежной системы Кыргызской Республики. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения  

Данный раздел будет дополнен после общественного обсуждения.  

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект внесения изменений нормативного правового акта не противоречит нормам действующего законодательства Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Реализация норм указанного проекта внесения изменений нормативного правового акта не несет дополнительной финансовой нагрузки на государственный бюджет. 

Закрепление в нормативных правовых актах изменений в части специальных регулятивных режимов также не повлечет дополнительных затрат со стороны участников рынка. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия  

К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной Правительством Кыргызской Республики от 30 сентября 2020 года №504. 

 

 

 

 

Проект 

 

Изменения в постановление Правления  

Национального банка Кыргызской Республики  

Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме» 

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме» от 12 августа 2020 года №2020-П-12/45-3-(НПА) следующие изменения: 

 

в Положении «О специальном регулятивном режиме», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1 изложить в следующей редакции: 

«1. Настоящее Положение «О специальном регулятивном режиме» (далее Положение) определяет порядок создания специального регулятивного режима для внедрения инновационных банковских операций и услуг/технологий, порядок участия и требования к участникам специального регулятивного режима в условиях необходимости адаптации новых услуг и технологий, которые ранее не были представлены в банковской и платежной системах Кыргызской Республики. Требования нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) применяются к правоотношениям по деятельности специальных регулятивных режимов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением и решениями Комитета по надзору/Комитета по платежной системе Национального банка (далее Комитет). 

Критерии определения соответствия операций и услуг, относящихся к банковским операциям в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, для участия в специальном регулятивном режиме: 

- технологии, используемые при проведении операций и (или) оказании услуг, являются принципиально новыми для рынка; 

- операции и услуги, которые не предоставляются другим субъектом в рамках специального регулятивного режима; 

- потребительские свойства операций и услуг являются улучшенными по сравнению с имеющимися идентичными продуктами и существенно повышают эффективность проведения операций; 

- операции и услуги ранее не применялись субъектами на банковском рынке или были ограничены нормативными правовыми актами Кыргызской Республики; 

- операции и услуги не регулируются нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и отсутствует прямой запрет на проведение операций.  

Соответствие предлагаемой для тестирования операции и (или) услуги первым двум вышеизложенным критериям является обязательным для создания специального регулятивного режима.»; 

- пункт 4 изложить в следующей редакции: 

«4. Создание специального регулятивного режима осуществляется на основе принципов добровольности, публичности, равенства отчетности и введения ограничений в отношении всех участников специального регулятивного режима, а также с учетом рекомендаций международных стандартов по банковской деятельности и эффективному надзору. При этом реализация специального регулятивного режима не должна влиять на изменение основной цели, операций и принципов деятельности Национального банка, как центрального банка, указанных в законодательстве Кыргызской Республики. 

В рамках специального регулятивного режима не допускается предоставление преференций отдельным юридическим лицам, которые обеспечивают им более выгодные условия участия в специальном регулятивном режиме. 

Качество управление рисками участником должно быть соразмерно масштабам его деятельности и рискам, связанным с внедрения инновационных банковских операций и услуг/технологий в рамках специального регулятивного режима.»; 

- пункт 5 изложить в следующей редакции: 

«5. Ответственность за соблюдение условий специального регулятивного режима несет Заявитель совместно с Созаявителем (при наличии). 

При этом Заявителем/Созаявителем (при наличии) для вхождения в специальный регулятивный режим выступает юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, которое должно отвечать следующим требованиям: 

- отсутствие неисполненных мер воздействия в отношении Заявителя (Созаявителя) либо его руководителя или учредителя (акционера, участника), примененных за последние 3 (три) года до подачи заявки; 

- не должно находиться в процессе ликвидации или банкротства или в специальном режиме; 

- отсутствие запрета в отношении Заявителя (Созаявителя) либо его руководителя или учредителя (акционера, участника) заниматься данным видом деятельности по решению суда или согласно законодательству Кыргызской Республики;  

- отсутствие в составе учредителей Заявителя (Созаявителя) аффилированных лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, либо физических лиц, проживающих на территории оффшорных зон или являющихся акционерами (участниками) юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, перечень которых устанавливается Национальным банком; 

- финансовое состояние Заявителя (Созаявителя) должно быть удовлетворительным (или Заявитель (Созаявитель) обязан обладать достаточными финансовыми и иными ресурсами для создания и ведения специального регулятивного режима).»; 

- в пункте 6 после 9 абзаца дополнить абзацем следующего содержания: 

«Определение и содержание тестируемых банковских операций и услуг в техническом задании должны быть неизменны в ходе проведения тестирования.»; 

- пункт 8 изложить в следующей редакции: 

«8. В состав Заявки включаются:  

- заявление по форме Приложения 1 к настоящему Положению, оформленное на бланке Заявителя, с ходатайством о создании специального регулятивного режима в соответствии с настоящим Положением, содержащее опись приложенных к заявлению документов, с подписью руководителя и заверенные печатью Заявителя и Созаявителя (при наличии), либо аналоги в электронном виде, оформленные согласно требованиям законодательства Кыргызской Республики;  

- информация о Заявителе и Созаявителе (при наличии) по форме Приложения 2 к настоящему Положению и письменное согласия Созаявителя;  

- информация об операции, услуге/технологии по форме Приложения 3 к настоящему Положению, тестирование которой предлагается Заявителем;  

- нотариально заверенные копии или электронные формы учредительных документов Заявителя/Созаявителя (при наличии) с реквизитами для получения подтверждения из соответствующих государственных органов с указанием суммы объявленного уставного капитала;  

- заверенная надлежащим образом бухгалтерская/финансовая отчетность заявителя за последний отчетный финансовый год;  

- экономические прогнозы развития предлагаемой операции и услуги.  

Требование о предоставлении учредительных документов и бухгалтерской/финансовой отчетности не распространяется на лиц, поднадзорных Национальному банку, выступающих в качестве Заявителя и Созаявителя (при наличии).»; 

- пункт 9 изложить в следующей редакции: 

«9. Информация об операции, услуге/технологии (Приложения 3) должна кратко раскрывать содержание и суть предполагаемой операции, услуги/технологии. При этом подробное описание операции, услуги/технологии должно быть дополнительно приложено в свободной форме, в том числе в графической и схематичной формах.»; 

- абзац 4 пункта 10 изложить в следующей редакции: 

«Если документы, полученные Национальным банком, не отвечают требованиям, предъявляемым Национальным банком, и/или не содержат сведений (описания), достаточных для их рассмотрения и принятия решения по ним, отсчет срока рассмотрения документов начинается с даты получения Национальным банком документов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям.»; 

- пункт 14 изложить в следующей редакции:  

«14. В адрес Заявителя (Созаявителя) направляется письмо с отказом в создании специального регулятивного режима с указанием причин отказа, если по итогам рассмотрения заявки обнаружено несоответствие Заявителя (Созаявителя) требованиям, установленным настоящим Положением, либо выявлено:  

- существенные риски в части нарушения прав и/или интересов потребителей банковской операции и услуги; 

- наличие недостоверных сведений и информации в предоставленных документах;  

- наличие идентичной банковской операции или услуги, оказываемой или используемой в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

- признание предлагаемой для тестирования услуги/операции не соответствующей критериям инновационной услуги/ операции, указанным в пункте 1 настоящего Положения.»; 

- пункт 15 изложить в следующей редакции: 

«15. Соответствующий комитет или комитеты на основании рассмотренных документов, включенных в состав Заявки, принимает/принимают следующие решения:  

- о создании или об отказе в создании специального регулятивного режима;  

- о выдаче лицензии на право проведение ограниченного перечня банковских операций в рамках специального регулятивного режима;  

- об определении параметров специального регулятивного режима;  

- об условиях оказания услуг и/или полном/частичном освобождении участников от исполнения отдельных требований нормативных правовых актов Национального банка во время тестирования;  

- об установлении условий прекращения действия специального регулятивного режима;  

- об уполномочивании структурного подразделения ответственностью за проведение специального регулятивного режима;  

- о продлении срока специального регулятивного режима; 

- об установлении дополнительных требований по экономическим нормативам Участнику специального регулятивного режима с учетом особенностей предлагаемой операции для тестирования; 

- при успешном тестировании о продлении срока лицензии до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Кыргызской Республики.»; 

- пункт 21 изложить в следующей редакции: 

«21. В случае если тестирование банковской операции и услуги, согласно техническому заданию, не начаты в течение 3 (трех) месяцев с момента получения лицензии, действие лицензии прекращается. Уведомление о прекращении действия лицензии направляется Национальным банком Участнику специального регулятивного режима.»; 

- первый абзац пункта 31 изложить в следующей редакции: 

«31. В срок не позднее 30 календарных дней до окончания срока лицензии или при достижении критериев с количественными и качественными показателями тестирования, установленных в техническом задании, Участник специального регулятивного режима направляет в Национальный банк отчет о результатах тестирования (далее отчет), включающий:»; 

- пункт 31 дополнить абзацем следующего содержания: 

«- предложения по дальнейшему нормативному регулированию банковской операции.»;  

- Приложение 2 к Положению «О специальном регулятивном режиме» изложить в следующей редакции: 

« 

ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЯВИТЕЛЕ  

Полное наименование организации  

  

Юридический и фактический адреса организации  

  

Реквизиты свидетельства о государственной регистрации организации  

  

Дата выдачи свидетельства  

  

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)  

  

Веб-сайт организации (при наличии)  

  

Наличие других разрешительных документов от других государственных органов  

  

Ф.И.О. и должность контактного лица Заявителя  

  

Электронный адрес контактного лица Заявителя  

  

Телефон контактного лица Заявителя  

  

ИНФОРМАЦИЯ О СОЗАЯВИТЕЛЕ  

Полное наименование организации  

  

Юридический и фактический адреса организации  

  

Реквизиты свидетельства о государственной регистрации организации  

  

Дата выдачи свидетельства  

  

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)  

  

Веб-сайт организации  

  

 

 

»;  

 

 

- Приложение 3 к Положению «О специальном регулятивном режиме» изложить в следующей редакции: 

« 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ УСЛУГЕ/ ТЕХНОЛОГИИ  

Подробное описание предлагаемой инновационной услуги/ технологии (графическая/ схематичная форма прилагается). 

Описание банковской операции и услуги 

Описание бизнес-процесса оказания инновационной услуги/ реализации инновационной технологии   

Описание бизнес-процесса, также прилагается графическое описание бизнес-процесса 

Описание новшества услуги/ технологии для рынка. Каковы ожидаемые положительные социальные и экономические эффекты?  

Отличие предлагаемой банковской операции и услуги от иных банковских операций и услуг, оказываемых на рынке, либо новой технологии предоставления банковской операции и услуги. Указание на положительные эффекты от оказания услуги, с указанием количественных показателей  

Описание оказания идентичных инновационной услуги/ технологии за пределами локального рынка (при его наличии) либо указание на отсутствие такого опыта  

Краткое описание практики оказания идентичных банковских операций и услуг за пределами локального рынка либо указание на отсутствие такой практики  

Положения нормативных актов Национального банка, которые препятствуют оказанию инновационной услуги/ технологии без создания специального регулятивного режима.  

Выдержки из соответствующих нормативных правовых актов со ссылками на нормативные документы   

Иные обстоятельства, которые препятствуют оказанию инновационной услуги/ технологии без создания специального регулятивного режима 

Указывается при наличии  

Описание рисков, связанных с оказанием /реализацией инновационной услуги/ технологии  

Описание риска с указанием 

- уровня риска (низкий, средний, высокий, критичный);  

- методов минимизации риска. 

Каждый риск должен быть описан отдельно по вышеприведенной структуре, при этом риск информационной безопасности должен быть описан с раскрытием предлагаемых мер по их минимизации или исключению. 

Перечень ограничений, которые могут быть установлены в рамках тестирования или пробелов, которые подлежат восполнению

Описание ограничений, которые могут быть установлены в рамках тестирования для снижения потенциальных рисков 

Описание технической готовности для оказания инновационной услуги/ технологии  

Описание технической готовности и используемой технологии с учетом мер по обеспечению информационной безопасности   

Длительность тестирования 

Не более 12 месяцев  

Перечень критериев успешности тестирования 

Описание критериев, в соответствии с которыми может быть проведена оценка успешности тестирования 

Информация о предлагаемом распределении функций между Заявителем и Созаявителем (при наличии) 

Краткое описание функций Созаявителя (при наличии) 

Порядок прекращения тестирования 

Порядок обслуживания клиентов или расторжения договоров, возврата средств и прочие действия при завершении тестирования 

»; - Приложение 6 к Положению «О специальном регулятивном режиме» изложить в следующей редакции: 

« 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ   

  

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ  

к лицензии на право проведения тестирования  

банковских операций и услуг в рамках специального регулятивного режима  

__________________________________________________________________   

(полное фирменное наименование юридического лица, далее  Участник)   

  

1. Наименование банковских операций и услуг в рамках специального регулятивного режима. 

…… 

2. Параметры специального регулятивного режима на право проведения тестирования банковских операций:  

…… 

3. Перечень обязательств, вводимых в отношении участника специального регулятивного режима. 

…… 

4. Форма отчетности 

…… 

5. Перечень критериев с количественными и качественными показателями для оценки успешности тестирования. 

…… 

6. Порядок действий участника специального регулятивного режима при прекращении тестирования. 

…… 

Настоящее техническое задание является неотъемлемой частью лицензии.   

   

Заместитель председателя/ член Правления Национального банка   

  

___________________________ Ф.И.О., подпись   

Печать Национального банка  

».