Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций»» 

 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» (далее  проект постановления) разработан в целях уточнения действующего порядка проведения инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций Кыргызской Республики (далее  поднадзорные организации). 

 

2. Описательная часть 

Проектом постановления предлагается утвердить Инструкцию «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» (далее  Инструкция) в новой редакции. Действующая редакция Инструкции была утверждена постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики (далее  Национальный банк) «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций»» от 30 ноября 2016 года № 47/10. 

Новая редакция Инструкции предусматривает: 

- расширение полномочий руководителей областных управлений/ представительства Национального банка в Баткенской области при проведении инспекторских проверок деятельности поднадзорных организаций в части принятия решений о проведении внезапных целевых проверок и продлении сроков проверок; 

- расширение целей проведения проверок путем дополнения нормы об оценке выполнения поднадзорными организациями рекомендаций и предписаний, направленных Национальным банком в ходе осуществления внешнего надзора; 

- расширение оснований для проведения внезапных целевых проверок (в случаях, если имеются сомнения в полноте и достоверности отчетности, предоставляемой в Национальный банк поднадзорными организациями); 

уточнение порядка взаимодействия, в том числе в части формирования и обмена документами, между Национальным банком/группой проверки и поднадзорными организациями в ходе и по итогам проверок; 

- продление срока передачи поднадзорным организациям отчетов об инспекторских проверках с 10 до 15 рабочих дней с даты проведения заключительной встречи по итогам проверки; 

- иные изменения редакционного/технического характера. 

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий 

Принятие проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, подлежат общественному обсуждению посредством размещения на официальном сайте нормотворческого органа. 

В соответствии со статьей 23 обозначенного выше Закона срок общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов составляет не менее одного месяца. 

Материалы по проекту постановления по итогам информационного заседания Правления Национального банка будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка и на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит нормам действующего законодательства Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие проекта постановления не потребует дополнительного финансирования, а также не повлечет финансовых затрат со стороны поднадзорных организаций. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

В соответствии со статьей 19 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование предпринимательской деятельности, подлежат анализу регулятивного воздействия в соответствии с Методикой, утвержденной Правительством Кыргызской Республики. 

Предлагаемая к утверждению проектом постановления новая редакция Инструкции «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» не затрагивает вопросы осуществления поднадзорными организациями предпринимательской деятельности, не определяет порядок предоставления поднадзорными организациями услуг клиентам/участникам платежных систем. В связи с этим анализ регулятивного воздействия к проекту постановления не проводился. 

 

 

 

 

 

Проект постановления 

 

 

 

Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем  

и платежных организаций» 

 

 

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Утвердить Инструкцию «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» (прилагается). 

 

2. Признать утратившими силу: 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок операторов платежных систем и платежных организаций»» от 30 ноября 2016 года № 47/10; 

- в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики» от 8 июня 2017 года № 2017-П-14/23-11-(ПС): 

десятый абзац пункта 1 постановления; 

пункт 9 Приложения к постановлению; 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 30 ноября 2016 года № 47/10» от 2 сентября 2019 года № 2019-П-14/46-4-(НПА). 

 

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования. 

 

4. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

5. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения операторов платежных систем и платежных организаций Кыргызской Республики. 

 

6. Отделу развития государственного языка и документооборота довести настоящее постановление до сведения соответствующих структурных подразделений, областных управлений, представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

 

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление платежных систем. 

 

 

 

 

 

Приложение 

к постановлению 

Правления Национального банка 

Кыргызской Республики 

от «____» _____________ 2022 года 

№ ____________________________ 

ИНСТРУКЦИЯ 

о проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций 

 

 

Глава 1. Общие положения 

1. Настоящая Инструкция «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» (далее Инструкция) устанавливает цели, виды и порядок осуществления инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций (далее поднадзорные организации), имеющих лицензию/и Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) на право осуществления следующих видов деятельности: 

- оказание услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах и способах проведения платежей; 

- оказание услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра. 

2. Проведение инспекторских проверок, а также применение мер воздействия в случае нарушения поднадзорной организацией требований законодательства Кыргызской Республики является частью деятельности Национального банка по надзору за соблюдением поднадзорными организациями установленных требований. 

3. Национальный банк осуществляет надзор за соблюдением поднадзорными организациями требований законодательства Кыргызской Республики для обеспечения безопасности, эффективности и непрерывности функционирования платежной системы Кыргызской Республики. 

4. Для целей настоящей Инструкции используются следующие сокращенные обозначения и определения: 

- группа проверки группа лиц, сформированная из сотрудников Национального банка, для проведения инспекторской проверки деятельности поднадзорной организации, в полномочия которой входит выполнение задач и функций, определенных в настоящей Инструкции; 

- уполномоченное структурное подразделение структурное подразделение Национального банка, осуществляющее функции регулирования, надзора и контроля за платежными системами, операторами платежных систем и платежными организациями; 

- должностные лица члены наблюдательного, исполнительного органов управления поднадзорной организации и/или лица, приравненные к ним по своим функциональным обязанностям, осуществляющие общее и текущее руководство деятельностью поднадзорной организации; 

- наблюдательный орган управления орган управления поднадзорной организации, осуществляющий общее руководство ее деятельностью и подотчетный высшему органу управления поднадзорной организации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и учредительными документами организации; 

- исполнительный орган управления орган управления поднадзорной организации, осуществляющий текущее руководство ее деятельностью и подотчетный наблюдательному (при наличии) или высшему органу управления поднадзорной организации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и учредительными документами организации. 

5. В ходе инспекторской проверки Национальный банк/группа проверки имеет право запрашивать и получать любую информацию, касающуюся деятельности поднадзорных организаций, их отчетности, агентов, субагентов, поставщиков товаров/услуг и иных контрагентов, дочерних организаций, а также требовать разъяснения по полученной информации и при необходимости получать копии подтверждающих документов, заверенные подписью уполномоченного представителя и печатью поднадзорной организации. 

По дочерним организациям поднадзорная организация предоставляет следующие документы и сведения: 

- учредительные документы; 

- финансовую отчетность; 

- сведения о руководителе. 

Запрашиваемая информация должна быть предоставлена в соответствии со сроками, указанными в запросе Национального банка/группы проверки. 

6. Взаимодействие и обмен информацией Национального банка/группы проверки с поднадзорными организациями при рассмотрении отчета по итогам проверки осуществляются в виде официальных переговоров, встреч и путем предоставления других письменных документов. 

 

Глава 2. Цели проведения инспекторских проверок 

7. Основными целями проведения инспекторских проверок деятельности поднадзорных организаций являются: 

- оценка общего финансового состояния поднадзорной организации, качества процессов управления; 

- определение рисков поднадзорной организации, которые могут угрожать непрерывности и эффективности платежной системы; 

- установление соответствия и соблюдения поднадзорной организацией законодательства Кыргызской Республики; 

- оценка точности и достоверности финансовой и другой отчетности поднадзорной организации, представляемой в Национальный банк; 

- выработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков, улучшения состояния деятельности поднадзорной организации и снижения ее рисков, а при необходимости  выработка предупредительных мер и/или мер воздействия; 

- оценка выполнения поднадзорной организацией рекомендаций и предписаний, направленных по итогам предыдущей инспекторской проверки и/или в ходе осуществления внешнего надзора. 

 

Глава 3. Виды инспекторских проверок 

8. Инспекторские проверки в зависимости от поставленных задач могут быть комплексными и целевыми. 

9. План инспекторских проверок поднадзорных организаций составляется на каждый год и утверждается заместителем председателя/ членом Правления Национального банка, курирующим уполномоченное структурное подразделение, или лицом, его замещающим. 

Планирование инспекторских проверок осуществляется с учетом следующих основных критериев (но не ограничивается ими): 

- значимости платежной системы, которая определяется Комитетом по платежной системе Национального банка в соответствии с Политикой по надзору (оверсайту) за платежной системой Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 15 июля 2015 года № 38/4; 

- размера уставного капитала; 

- осуществления приема бюджетных платежей; 

- предыдущих проведенных инспекторских проверок; 

- исполнения предписаний и других мер воздействия и т.д. 

В план инспекторских проверок при необходимости могут вноситься изменения. 

10. Комплексная проверка определяет общее финансовое состояние, качество менеджмента поднадзорной организации, соблюдение поднадзорной организацией законодательства Кыргызской Республики, а также определяет риски, недостатки и слабые стороны поднадзорной организации, которые могут угрожать ее устойчивости и стабильности. 

11. Целевая проверка предусматривает проверку одного или нескольких видов деятельности поднадзорной организации. 

12. В зависимости от порядка уведомления проверки могут быть плановыми (с предварительным уведомлением поднадзорной организации) и внезапными (без предварительного уведомления о предстоящей проверке). 

13. Целевые проверки могут носить внезапный характер. В случае проведения внезапной проверки направление на проверку предъявляется поднадзорной организации непосредственно в момент прибытия группы проверки. 

14. Инспекторская проверка поднадзорной организации проводится на основании направления на проведение инспекторской проверки (далее направление на проверку). Направление на проверку вправе подписывать: 

- председатель Национального банка или лицо, его замещающее; 

- заместитель председателя/член Правления Национального банка, курирующий уполномоченное структурное подразделение, или лицо, его замещающее; 

- руководитель областного управления/руководитель представительства Национального банка в Баткенской области по месту нахождения поднадзорных организаций или лицо, его замещающее. 

15. Проведение внезапных целевых инспекторских проверок может осуществляться на основании решения одного из лиц, указанных в пункте 14 настоящей Инструкции, если: 

- обнаружено нарушение непрерывности функционирования платежной системы; 

- имеются факты мошенничества, злоупотреблений и прочей незаконной деятельности, проводимой поднадзорной организацией либо по обращениям граждан, организаций; 

- на основании предоставленной отчетности выявлены негативные тенденции, которые могут привести к ухудшению финансового состояния поднадзорной организации, либо имеются сомнения в полноте и достоверности предоставляемой в Национальный банк отчетности; 

- в деятельности поднадзорной организации имеют место обстоятельства, противоречащие законодательству Кыргызской Республики; 

- не исполняются требования и/или решения Национального банка; 

- имеется предписание/иное требование в рамках применения мер воздействия Национального банка, с целью проверки его исполнения поднадзорной организацией; 

- имеются сведения/ информация/ обращения граждан/организаций о разногласиях (конфликтах) между учредителями/ участниками/ акционерами, должностными лицами поднадзорной организации (связанные с поднадзорной организацией), которые могут привести к нарушению бесперебойности функционирования платежной системы, и/или которые могут привести к невыполнению обязательств перед пользователями; 

- имеются сведения/ информация/ события, которые могут привести к нарушению бесперебойности функционирования платежной системы, и/или которые могут привести к невыполнению обязательств перед пользователями; 

- имеется информация от правоохранительных органов о незаконной деятельности поднадзорной организации. 

 

Глава 4. Порядок проведения инспекторских проверок 

16. Национальный банк проводит плановые инспекторские проверки поднадзорных организаций не чаще одного раза в два года в соответствии с утвержденным планом инспекторских проверок поднадзорных организаций, согласно пункту 9 настоящей Инструкции. 

17. Для проведения плановой инспекторской проверки формируется группа проверки в составе не менее двух человек, в которую могут входить представители структурных подразделений Национального банка и/или областного управления/представительства Национального банка в Баткенской области, назначаются ее руководитель и член/члены группы проверки (далее  уполномоченные представители Национального банка). Документом, подтверждающим полномочия уполномоченных представителей Национального банка на проведение инспекторской проверки поднадзорной организации, является направление на проверку, подписанное лицом, указанным в пункте 14 настоящей Инструкции. 

18. Общий срок проведения инспекторской проверки не превышает 20 (двадцати) рабочих дней. 

19. В случае необходимости по решению лица, подписавшего направление на проверку, либо лица, замещающего его, срок проведения инспекторской проверки может быть продлен на срок до 10 (десяти) рабочих дней, о чем в проверяемую поднадзорную организацию направляется соответствующее уведомление за подписью указанного лица, принявшего решение о продлении. 

20. Направление на проверку оформляется Национальным банком по форме Приложения 1 к настоящей Инструкции. 

21. Направление на проверку должно содержать информацию о дате начала проверки, о длительности проверки (в рабочих днях), о вопросах, подлежащих проверке (за исключением случаев проведения комплексных проверок), о проверяемом периоде, а также о составе группы проверки. 

В ходе проверки группой проверки у поднадзорной организации могут запрашиваться документы/сведения, сформированные вне пределов указанного в направлении на проверку проверяемого периода, если при практическом изучении указанных в направлении вопросов возникнет необходимость охвата более раннего или позднего периода деятельности организации для полноценного изучения вопросов. 

22. В случае если инспекторская проверка является плановой, то руководитель проверки направляет в поднадзорную организацию письмо-уведомление с приложением перечня необходимых к предоставлению документов/сведений/доступов в системы (по форме Приложения 2 к настоящей Инструкции) не позднее чем за 10 (десять) рабочих дней до начала проверки, а направление на проверку предъявляется по прибытию. 

Перечень документов/сведений/доступов в системы, указанный в Приложении 2 к настоящей Инструкции, может в каждом конкретном случае меняться в зависимости от задач, целей, сроков предстоящей проверки и специфики деятельности поднадзорной организации. 

23. Датой начала проверки считается дата, указанная в направлении на проверку, или дата вручения группой проверки Национального банка уполномоченному представителю поднадзорной организации направления на проверку. 

24. Оригинал направления на проверку передается уполномоченному представителю поднадзорной организации, копия направления на проверку с отметкой о дате и времени вручения, удостоверенная подписью уполномоченного представителя и печатью поднадзорной организации, передается поднадзорной организации уполномоченным представителем Национального банка. 

25. По прибытию на место проверки руководитель группы проверки проводит встречу с руководителем поднадзорной организации (или лицом, исполняющим его обязанности) для того, чтобы: 

- вручить направление на проверку, а также сообщить о масштабах и задачах проверки; 

- обсудить процесс проведения проверки; 

- представить члена/членов группы проверки с указанием участков его/их работы; 

- определить методы осуществления контактов с руководством и сотрудниками поднадзорной организации; 

- ответить на вопросы представителей поднадзорной организации. 

26. В первый день проверки поднадзорная организация обязана предоставить все документы/сведения/доступы в системы, указанные в письме-уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции. Отсутствие документов оформляется отдельным актом и подписывается руководителем группы проверки и уполномоченным представителем поднадзорной организации. 

На период проверки поднадзорная организация обязана предоставить группе проверки отдельное помещение с оборудованными рабочими местами. Помещение не должно содержать аудио- и видеозаписывающих устройств. В случае если в помещении, предоставленном поднадзорной организацией группе проверки, имеются аудио- и видеозаписывающие устройства, то поднадзорная организация предоставляет группе проверки письменное обязательство, что в период проверки в данном помещении не будет осуществляться аудио- и видеозапись. 

27. В случае замены/дополнения отдельных членов группы проверки (уполномоченных представителей Национального банка) или необходимости включения для проверки дополнительных вопросов оформляется дополнение к направлению на проверку, которое также вручается уполномоченному представителю поднадзорной организации в день вступления в силу дополнения к направлению на проверку (днем вступления в силу дополнения к направлению на проверку считается дата его подписания и регистрации в Национальном банке). Дополнение к направлению на проверку является неотъемлемой частью направления на проверку. 

28. В ходе инспекторской проверки поднадзорная организация предоставляет группе проверки оригиналы документов для изучения. В исключительных случаях, когда по объективным причинам невозможно предоставить оригиналы документов, поднадзорная организация предоставляет копии документов, заверенные подписью уполномоченного представителя и печатью поднадзорной организации, с указанием причин непредоставления оригиналов документов в письменном виде. 

По запросу группы проверки поднадзорная организация предоставляет электронные версии запрашиваемых документов (при их наличии). 

29. Во время инспекторской проверки руководство и персонал поднадзорной организации должны оказывать группе проверки всестороннее содействие. 

30. Уполномоченные представители Национального банка вправе: 

- получать свободный доступ в места осуществления деятельности поднадзорной организации; 

- своевременно получать и проверять документы и информацию поднадзорной организации, в том числе проводить проверку деятельности агентов/субагентов поднадзорной организации. В этом случае поднадзорная организация должна оказать содействие в получении группой проверки информации и доступа к помещениям, системам и записям агента/субагента; 

- при необходимости получать заверенные подписью уполномоченного представителя и печатью поднадзорной организации копии с соответствующих документов для приобщения к материалам инспекторской проверки; 

- получать устные и письменные пояснения должностных лиц и сотрудников поднадзорной организации по вопросам деятельности поднадзорной организации; 

- по запросу получить права доступа к автоматизированным/ информационным системам поднадзорной организации с возможностью получения информации обо всех проводимых операциях (чтение, формирование и печать отчетов); 

- запрашивать и получать у поднадзорной организации и участников платежной системы любые документы и информацию по вопросам, касающимся функционирования платежной системы. 

В ходе проведения проверки формирование и запуск отчетов в автоматизированных системах поднадзорной организации осуществляется по согласованию с уполномоченным лицом поднадзорной организации. 

31. В случае введения специального режима уполномоченные представители Национального банка выполняют действия, установленные решением Комитета по платежной системе Национального банка о введении специального режима и Положением «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем и платежным организациям», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14-50-3-(ПС). 

32. При проведении инспекторской проверки уполномоченные представители Национального банка вправе запросить у поднадзорной организации документы и информацию для оценки мер по обеспечению эффективности и непрерывности функционирования платежной системы. 

33. При осуществлении проверки уполномоченные представители Национального банка могут проводить обсуждения по возникающим в ходе проверки вопросам непосредственно с сотрудниками поднадзорной организации, которые подготовили и предоставили запрошенную информацию, по согласованию с руководством или уполномоченным представителем поднадзорной организации. 

34. В случае отказа со стороны поднадзорной организации предоставить уполномоченным представителям Национального банка беспрепятственный доступ в места осуществления деятельности поднадзорной организации, к запрашиваемым информации и документам, в том числе их заверенным копиям, а также соответствующим пояснениям по вопросам деятельности поднадзорной организации, к автоматизированным/ информационным системам поднадзорной организации в режиме просмотра, информацию из информационных систем поднадзорной организации в электронном виде, уполномоченные представители Национального банка составляют акт о противодействии проведению инспекторской проверки. Акт о противодействии проведению инспекторской проверки составляется по форме Приложения 3 к настоящей Инструкции в двух экземплярах (по одному экземпляру для Национального банка и поднадзорной организации). 

В случае необходимости зафиксировать какой-либо факт и/или событие во время проведения проверки поднадзорной организации (отсутствие должностных лиц, штатного персонала, снятия остатков кассы и т.д.) уполномоченными представителями Национального банка составляется акт о подтверждении установленных фактов и/или событий инспекторской проверки. Акт о подтверждении установленных фактов и/или событий инспекторской проверки составляется по форме Приложения 4 к настоящей Инструкции в двух экземплярах (по одному экземпляру для Национального банка и поднадзорной организации). 

35. Акт о противодействии проведению инспекторской проверки/ о подтверждении установленных фактов и/или событий инспекторской проверки подписывается уполномоченными представителями Национального банка и уполномоченным представителем/ должностными лицами/ сотрудниками поднадзорной организации. 

В случае отказа от подписания акта поднадзорной организацией либо отсутствия уполномоченного представителя/ должностных лиц/ сотрудников поднадзорной организации в акте делается отметка об отказе/ отсутствии должностных лиц, которая удостоверяется подписью уполномоченных представителей Национального банка (руководителя и членов группы проверки). 

36. Факты противодействия проведению инспекторской проверки, зафиксированные в акте о противодействии проведению инспекторской проверки, являются основанием для применения к поднадзорной организации мер воздействия и иных мер, в соответствии с законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», «О платежной системе Кыргызской Республики», Положением «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем и платежным организациям», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14-50-3-(ПС), и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

 

Глава 5. Предварительная и заключительная встреча  

с руководством поднадзорной организации 

37. В последнюю неделю инспекторской проверки проводится предварительная встреча группы проверки с руководством поднадзорной организации, которая организуется для информирования поднадзорной организации о предварительных результатах проверки, выявленных недостатках и нарушениях в деятельности поднадзорной организации, обсуждения предварительных выводов и необходимых корректирующих мер, обязательных для исполнения. 

38. В ходе предварительной встречи поднадзорная организация вправе представить свои комментарии и разъяснения по вопросам, озвученным членами группы проверки по проверенным участкам деятельности поднадзорной организации, а также при наличии вопросов регулирования деятельности поднадзорных организаций получить разъяснения, выяснить и уточнить имеющиеся проблемы, задать вопросы членам группы проверки. 

39. По итогам предварительной встречи группы проверки и руководства поднадзорной организации составляется краткий протокол, который должен быть подписан участниками встречи в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты проведения встречи. 

В случае отказа представителей поднадзорной организации подписать протокол по результатам встречи, поднадзорная организация в течение 3 (трех) рабочих дней направляет в Национальный банк письмо с обоснованием причин отказа в подписании протокола. 

40. В течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты завершения проверки руководителем группы проверки организуется заключительная встреча группы проверки с руководством/должностными лицами поднадзорной организации для обсуждения выводов и результатов проверки. На встрече присутствует начальник уполномоченного структурного подразделения/руководитель областного управления/представительства Национального банка в Баткенской области (в зависимости от места нахождения поднадзорной организации) или лица, замещающие их, при необходимости  заместитель председателя/член Правления Национального банка, курирующий уполномоченное структурное подразделение, и/или иные представители/работники Национального банка. 

41. В ходе заключительной встречи руководитель группы проверки информирует руководство поднадзорной организации о выводах, сделанных в ходе проверки, которые включают в себя: 

- случаи нарушения поднадзорной организацией законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативных правовых актов Национального банка, выявленные в ходе инспекторской проверки; 

- оценку действующей системы учета и отчетности, системы информирования и системы внутреннего контроля; 

- оценку управления рисками; 

и/или иные выводы в соответствии с поставленными задачами и целями конкретной инспекторской проверки. 

42. В ходе заключительной встречи руководитель и члены группы проверки озвучивают руководству поднадзорной организации о необходимости устранить все недостатки и нарушения, выявленные в ходе проверки, а также рекомендуют приемлемые решения указанных проблем и сроки их исполнения. 

43. В течение 5 (пяти) рабочих дней после заключительной встречи составляется и подписывается протокол, в котором фиксируются все обсужденные вопросы. Протокол заключительной встречи подписывается участниками встречи (в случае отсутствия отдельных лиц протокол подписывается лицами, исполняющими их обязанности). 

В случае отказа представителей поднадзорной организации подписать протокол по результатам заключительной встречи, поднадзорная организация в течение 3 (трех) рабочих дней направляет в Национальный банк письмо с обоснованием причин отказа в подписании протокола. 

 

Глава 6. Отчет об инспекторской проверке 

44. Результаты инспекторской проверки оформляются отчетом в письменной форме, составляемым уполномоченными представителями Национального банка в двух экземплярах,  по одному экземпляру для Национального банка и поднадзорной организации. 

45. Отчет об инспекторской проверке отражает в письменном виде результаты проверки для использования Национальным банком в ходе выполнения своих надзорных функций и для информирования об итогах проверки исполнительного органа управления, наблюдательного органа управления (при наличии) и учредителей/участников/акционеров поднадзорной организации. 

46. Отчет об инспекторской проверке информирует об основных выводах и заключениях проверки, включая все существенные риски и/или недостатки, проблемы и корректирующие меры, которые необходимо предпринять поднадзорной организации, а также содержит требования, обязательные для исполнения поднадзорной организацией для исправления и/или улучшения ситуации. 

47. Заверенные копии документов/ письменные пояснения поднадзорной организации, содержащие сведения о фактах нарушения, прилагаются к отчету об инспекторской проверке в экземпляре для Национального банка и являются его неотъемлемой частью. 

48. Отчет об инспекторской проверке является собственностью Национального банка, в то же время передача поднадзорной организацией отчета об инспекторской проверке третьим лицам осуществляется с разрешения Национального банка. Поднадзорные организации должны обеспечить сохранность отчета об инспекторской проверке и не должны распространять его в бумажном или электронном видах. 

49. Отчет об инспекторской проверке является собственностью Национального банка и содержит конфиденциальные сведения, не подлежащие разглашению третьим лицам. Поднадзорные организации должны обеспечить сохранность отчета об инспекторской проверке и не должны распространять его (целиком или в части) в бумажном или электронном видах третьим лицам. 

При необходимости передачи поднадзорной организацией отчета об инспекторской проверке (целиком или в части) третьим лицам (для целей проведения внешнего независимого аудита, получения консалтинговых услуг и т.п.) такая передача может осуществляться (по запросу поднадзорной организации) с письменного согласия Национального банка в лице руководителя уполномоченного структурного подразделения/ областного управления/ представительства Национального банка в Баткенской области (в зависимости от места нахождения поднадзорной организации) или лиц, замещающих их. 

50. Отчет об инспекторской проверке подписывается уполномоченными представителями Национального банка, проводившими инспекторскую проверку. 

51. В случае несогласия поднадзорной организации или отдельных ее представителей с результатами инспекторской проверки, отраженными в отчете об инспекторской проверке, уполномоченный представитель поднадзорной организации вправе направить возражения или замечания в Национальный банк в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения поднадзорной организацией отчета. 

Возражения и замечания оформляются в письменной форме, подписываются уполномоченным представителем поднадзорной организации и скрепляются печатью поднадзорной организации. Возражения и/или замечания к отчету об инспекторской проверке, а также обосновывающие их документы или их копии прикладываются к отчету об инспекторской проверке. 

 

Глава 7. Меры воздействия 

52. При обнаружении в деятельности поднадзорной организации недостатков и/или нарушений законодательства Кыргызской Республики группа проверки готовит рекомендацию/и о применении к поднадзорной организации мер воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

53. Решение о применении к поднадзорной организации мер воздействия принимается в установленном порядке соответствующими должностными лицами и органами Национального банка, уполномоченными принимать такие решения в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. 

 

Глава 8. Ознакомление с отчетом о проверке 

54. Отчет об инспекторской проверке с сопроводительным письмом нарочно передается руководителю или иному уполномоченному представителю поднадзорной организации не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты проведения заключительной встречи по итогам проверки. При получении отчета представитель поднадзорной организации предъявляет удостоверяющий его личность документ, предоставляет оригинал или заверенную копию уполномочивающего документа (для иных представителей, кроме руководителя) и расписывается в журнале выдачи отчетов с отметкой о получении отчета нарочно. 

В исключительных случаях (невозможность вручения отчета нарочно в связи с нахождением уполномоченных представителей поднадзорной организации за пределами территории Кыргызской Республики, их временной нетрудоспособностью по медицинским показаниям и т.п.) отчет об инспекторской проверке с сопроводительным письмом направляется почтовым отправлением на фактический адрес поднадзорной организации. В данном случае в обязательном порядке должно быть получено подтверждение о доставке почтового отправления с обратным уведомлением, включающим Ф.И.О. лица, получившего отчет, и дату доставки. 

55. В сопроводительном письме к отчету об инспекторской проверке указывается: 

- о том, что поднадзорная организация в зависимости от рекомендаций/ корректирующих мер, содержащихся в отчете, должна принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений и отмеченных недостатков; 

- необходимость подписания листа ознакомления с отчетом по форме в Приложении 5 к настоящей Инструкции после ознакомления с отчетом об инспекторской проверке членов исполнительного и наблюдательного (при наличии) органов управления, учредителей/участников/акционеров поднадзорной организации. При этом несогласие с выводами и заключениями, содержащимися в отчете, не является основанием для отказа в подписании листа ознакомления с отчетом. 

56. Члены исполнительного и наблюдательного (при наличии) органов управления, учредители/участники/акционеры поднадзорной организации должны ознакомиться с отчетом об инспекторской проверке и подписать лист ознакомления. После ознакомления с отчетом подписанный лист ознакомления сопроводительным письмом поднадзорной организации возвращается в Национальный банк не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты получения поднадзорной организацией отчета с сопроводительным письмом от Национального банка. 

В случае если указанные лица поднадзорной организации, обязанные подписать лист ознакомления, являются нерезидентами, то срок предоставления листа ознакомления в Национальный банк по запросу поднадзорной организации может быть продлен до 30 (тридцати) календарных дней. 

57. В случае отсутствия того или иного члена наблюдательного органа управления (при наличии) и/или учредителя/участника/акционера поднадзорной организации, и/или в случае невозможности установления контакта с ними в течение установленного периода времени для ознакомления с отчетом поднадзорная организация в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения отчета должна известить Национальный банк о причинах, по которым тот или иной член наблюдательного органа управления и/или учредитель/участник/акционер поднадзорной организации не может подписать лист ознакомления с отчетом. При этом лист ознакомления в установленный срок может быть возвращен в Национальный банк без подписи указанных отсутствующих лиц поднадзорной организации, с последующим досылом в Национальный банк отдельного письменного уведомления об ознакомлении. 

58. Отчет об инспекторской проверке не подлежит обжалованию. 

59. Меры воздействия, примененные на основании выводов и результатов инспекторской проверки, могут быть обжалованы поднадзорной организацией в соответствии с Положением «О досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 17 мая 2017 года № 19/13. 

 

 

 

Приложение 1 

НАПРАВЛЕНИЕ 

на проверку деятельности 

___________________________________________  

___________________________________________  

(полное наименование оператора платежной 

системы / платежной организации) 

Настоящим удостоверяется, что следующие работники Национального банка Кыргызской Республики: 

1. ______________________________________________________________________ 

(ФИО и должность) 

2. ______________________________________________________________________ 

(ФИО и должность) 

3. ______________________________________________________________________ 

(ФИО и должность) 

4. ______________________________________________________________________ 

(ФИО и должность) 

5. ______________________________________________________________________ 

(ФИО и должность) 

 

направляются на инспекторскую проверку деятельности _____________________________ с «___» _______________ 20__ года, сроком на ____ рабочих дней. В случае возникновения в период проверки непредвиденных обстоятельств срок проведения проверки может быть увеличен. 

Программа проверки включает период деятельности организации с «___» _______________ 20__ года по «___» _______________ 20__ года и проверку следующих направлений и вопросов: 

- _______________________________________________________________________ 

- _______________________________________________________________________ 

 

 

Заместитель председателя/ Имя, фамилия 

Член Правления/ 

Руководитель областного управления/ 

Представительства Национального банка 

в Баткенской области 

 

 

 

Приложение 2 

 

______________________________ 

Наименование и адрес оператора платежной системы / платежной организации 

УВЕДОМЛЕНИЕ 

Национальный банк Кыргызской Республики уведомляет, что с «___» _______________ 20__ года в _____________________________ (полное наименование оператора платежной системы/платежной организации) (включая филиалы) (далее Общество) будет проводиться плановая комплексная/целевая проверка деятельности оператора платежной системы/платежной организации. 

В целях эффективного проведения проверки, а также сокращения времени пребывания членов группы проверки в Обществе просим подготовить документы и иную информацию, подлежащие проверке, согласно приложению к настоящему уведомлению. При этом документы и иную информацию по деятельности Общества необходимо предоставить членам группы проверки в день прибытия. Все документы и сведения должны быть подготовлены за проверяемый период с «___» _______________ 20__ года по «___» _______________ 20__ года и переданы руководителю проверки. 

Если в ходе подготовки указанных документов у сотрудников Общества возникнут какие-либо вопросы, а также в том случае, если они не в состоянии подготовить запрашиваемые документы и сведения в срок, необходимо заблаговременно, до указанной выше даты начала инспекторской проверки, связаться с ____________________________ (ФИО, должность и номер телефона сотрудника Национального банка)

Планируется, что в проверке примут участие _____ проверяющих, в связи с этим необходимо подготовить служебное помещение с рабочими местами на _____ человек, оборудованное техническими средствами (телефонная связь, сейф для хранения документов, если имеется возможность, компьютер с настроенным доступом в автоматизированные/информационные системы и принтер). 

Просим оказывать всемерное содействие членам группы проверки по вопросам, связанным с проверкой, обеспечить возможность опроса должностных лиц и работников Общества, доступ к источникам информации, необходимым для выполнения проверки. 

 

Приложение: Перечень документов/сведений/доступов, предоставляемых поднадзорной организацией для проверки  на ____ л. 

 

 

Заместитель председателя/ Имя, фамилия 

Член Правления/ 

Руководитель областного управления/ 

Представительства Национального банка 

в Баткенской области 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ 

документов/сведений/доступов в системы, предоставляемых поднадзорной организацией для проверки 

1. Учредительные документы (учредительный договор, устав с изменениями и дополнениями), решения высшего, наблюдательного (при наличии) и исполнительного органов управления организации за проверяемый период. 

2. Пакет документов, регламентирующих деятельность организации и определяющих ее политику (внутренние нормативные документы: положения, правила, политики, инструкции и т.п.). 

3. Организационная структура и штатное расписание организации за проверяемый период. 

4. Список сотрудников организации с указанием занимаемых должностей, контактных номеров телефонов и электронной почты. 

5. Базы данных агентов/субагентов/поставщиков товаров и услуг. 

6. Финансовая отчетность в разбивке по кварталам, отчеты/декларации в налоговые органы за проверяемый период. 

7. Договоры с коммерческими банками/агентами/поставщиками товаров/услуг. 

8. Перечень операций и видов услуг, предоставляемых организацией (по категориям платежных систем, видам инструментов приема/проведения платежей, в качестве сопутствующих к основным видам деятельности). 

9. Сведения и документы по АПК (договоры на разработку и предоставление технического сопровождения программного обеспечения с приложением технических заданий и требований, акты приема-передачи (при наличии стороннего разработчика), паспорта систем, акты ввода АПК в промышленную эксплуатацию и журналы испытаний опытной эксплуатации, программа и методика испытаний, протоколы проверки безопасности АПК, документы на размещение серверных помещений и пр.). 

10. Хозяйственные договоры (по открытию банковских счетов и их обслуживанию, аренде/покупке помещений для размещения офиса Общества и его обособленных подразделений, лицензионные соглашения по покупке антивирусного программного обеспечения и пр.). 

11. Переписка с Национальным банком Кыргызской Республики и другими органами государственной власти за проверяемый период. 

и другие документы (при необходимости). 

 

 

 

Приложение 3 

АКТ 

о противодействии проведению проверки 

 

________________________________________________________________________ 

(наименование оператора платежной системы или платежной организации) 

________________________________________________________________________ 

(местонахождение, адрес, телефон) 

__________________________________________ «___» _______________ 20__ года 

(место и дата составления) 

 

Нами, работниками Национального банка Кыргызской Республики 

_____________________________________________________________________________ 

(ФИО уполномоченных представителей Национального банка) 

 

составлен настоящий Акт о том, что работник ______________________________ (наименование оператора платежной системы/платежной организации) 

_____________________________________ (ФИО работника оператора платежной системы/платежной организации) воспрепятствовал проведению проверки деятельности данной организации: 

_____________________________________________________________________________ 

(было отказано в доступе в здание или помещение, не предоставлены запрашиваемые членами группы проверки документы/сведения/доступы в системы др.) 

 

В связи с воспрепятствованием проведению проверки членами группы проверки работник ______________________________ (наименование оператора платежной системы/платежной организации) _____________________________________ (ФИО работника оператора платежной системы/платежной организации) предупрежден об ответственности за противодействие проведению проверки платежной организации/оператора платежной системы. 

 

Акт составили: 

_________________ 

________________________________ 

______________ 

_________________ 

________________________________ 

______________ 

(ФИО уполномоченных представителей 

Национального банка) 

(должность) 

(подпись) 

 

С актом ознакомлены, с установленными фактами/событиями согласны: 

_________________ 

________________________________ 

______________ 

_________________ 

________________________________ 

______________ 

(ФИО представителей/ работников организации) 

(должность) 

(подпись) 

 

 

 

Второй экземпляр акта получил(а): 

_________________ 

________________________________ 

______________ 

(ФИО представителя организации) 

(должность) 

(подпись) 

 

 

 

 

Приложение 4 

АКТ 

о подтверждении установленных фактов и/или событий инспекторской проверки 

________________________________________________________________________ 

(наименование оператора платежной системы или платежной организации) 

________________________________________________________________________ 

(местонахождение, адрес, телефон) 

__________________________________________ «___» _______________ 20__ года 

(место и дата составления) 

 

Нами, работниками Национального банка Кыргызской Республики 

_____________________________________________________________________________ 

(ФИО уполномоченных представителей Национального банка) 

 

составлен настоящий Акт о том, что ______________________________________________ 

_____________________________________________________________________________ 

_____________________________________________________________________________ 

(излагается установленный факт и /или событие) 

 

 

Акт составили: 

_________________ 

________________________________ 

______________ 

_________________ 

________________________________ 

______________ 

(ФИО уполномоченных представителей 

Национального банка) 

(должность) 

(подпись) 

 

С Актом ознакомлены, с установленными фактами/событиями согласны: 

_________________ 

________________________________ 

______________ 

_________________ 

________________________________ 

______________ 

(ФИО представителей/ работников организации) 

(должность) 

(подпись) 

 

 

 

Второй экземпляр акта получил(а): 

_________________ 

________________________________ 

______________ 

(ФИО представителя организации) 

(должность) 

(подпись) 

 

 

 

 

Приложение 5 

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ  

с отчетом об инспекторской проверке  

____________________________  

(наименование оператора платежной системы / платежной организации) 

 

Мы, нижеподписавшиеся члены коллегиального исполнительного органа управления, члены наблюдательного органа управления (при наличии), а также учредители/участники/акционеры _________________________ (наименование оператора платежной системы/платежной организации) лично ознакомились с содержанием отчета о результатах инспекторской проверки ____________________________ (наименование оператора платежной системы/платежной организации), проведенной в период с «___» _______________ 20__ года по «___» _______________ 20__ года. 

 

 

 

Отчет от «___» _____ 20__ года 

 

 

 

ФИО и наименование должности 

Дата 

Подпись 

______________________________  

______________ 

___________________________  

______________________________  

______________ 

___________________________  

______________________________  

______________ 

___________________________  

______________________________  

______________ 

___________________________  

______________________________  

______________ 

___________________________  

 

 

*Примечание: подписи членов исполнительного/наблюдательного органов управления заверяются печатью поднадзорной организации, подписи представителей участников/акционеров-юридических лиц печатью представляемого юридического лица (за исключением случаев, когда представитель действует на основании доверенности без требования о заверении его подписи).