Вернуться назад

Проект 

 

О минимальном размере уставного капитала  

небанковских финансово-кредитных организаций 

 

В целях укрепления устойчивости, безопасности и надежности банковской системы, а также повышения доверия населения к небанковским финансово-кредитным организациям, на основании статей 20 и 68 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Установить с 1 июля 2023 года минимальный размер уставного капитала для вновь открываемых небанковских финансово-кредитных организаций в следующих размерах:  

1) для микрофинансовых компаний: 

- не осуществляющих операции по приему срочных вкладов от физических и юридических лиц в размере не менее 300 (трехсот) млн сомов. Данное требование также распространяется на микрокредитные компании, микрокредитные агентства и кредитные союзы, преобразующиеся в микрофинансовые компании;  

- претендующих на получение права приема срочных вкладов от физических и юридических лиц в размере не менее 600 (шестисот) млн сомов; 

2) для микрокредитных компаний в размере не менее 50 (пятидесяти) млн сомов; 

3) для кредитных союзов: 

- не имеющих право на привлечение вкладов (депозитов) от участников кредитного союза в размере не менее 2 (двух) млн сомов;  

- имеющих право на привлечение вкладов (депозитов) от участников кредитного союза в размере не менее 5 (пяти) млн сомов; 

4) для жилищно-сберегательных кредитных компаний в размере не менее 600 (шестисот) млн сомов; 

5) для гарантийных фондов 700 (семисот) млн сомов. 

 

2. Установить с 2025 года для специализированных финансово-кредитных организаций минимальный размер уставного капитала на уровне не менее 300 (трехсот) млн сомов. 

 

3. Установить для действующих небанковских финансово-кредитных организаций минимальный размер уставного капитала (для кредитных союзов капитала) и следующие сроки его формирования:  

до 1 июля 2023 года: 

1) для микрофинансовых компаний: 

- не осуществляющих операции по приему срочных вкладов от физических и юридических лиц в размере не менее 100 (ста) млн сомов;  

- осуществляющих операции по приему срочных вкладов от физических и юридических лиц в размере не менее 300 (трехсот) млн сомов; 

2) для микрокредитных компаний в размере не менее 10 (десяти) млн сомов; 

3) для кредитных союзов: 

- не имеющих право на привлечение вкладов (депозитов) от участников кредитного союза в размере не менее 300 (трехсот) тысяч сомов;  

- имеющих право на привлечение вкладов (депозитов) от участников кредитного союза в размере не менее 3 (трех) млн сомов;  

4) для жилищно-сберегательных кредитных компаний в размере не менее 200 (двухсот) млн сомов; 

5) для гарантийных фондов 700 (семисот) млн сомов;  

до 1 июля 2024 года:  

1) для микрофинансовых компаний: 

- не осуществляющих операции по приему срочных вкладов от физических и юридических лиц в размере не менее 150 (ста пятидесяти) млн сомов;  

- осуществляющих операции по приему срочных вкладов от физических и юридических лиц в размере не менее 350 (трехсот пятидесяти) млн сомов;  

2) для микрокредитных компаний в размере не менее 17 (семнадцати) млн сомов; 

3) для кредитных союзов: 

- не имеющих право на привлечение вкладов (депозитов) от участников кредитного союза в размере не менее 700 (семисот) тысяч сомов;  

- имеющих право на привлечение вкладов (депозитов) от участников кредитного союза в размере не менее 4 (четырех) млн сомов. 

4) для жилищно-сберегательных кредитных компаний в размере не менее 300 (трехсот) млн сомов; 

до 1 июля 2025 года:  

1) для микрофинансовых компаний: 

- не осуществляющих операции по приему срочных вкладов от физических и юридических лиц в размере не менее 200 (двухсот) млн сомов;  

- осуществляющих операции по приему срочных вкладов от физических и юридических лиц в размере не менее 400 (четырехсот) млн сомов;  

2) для микрокредитных компаний в размере не менее 25 (двадцати пяти) млн сомов; 

3) для кредитных союзов: 

не имеющих право на привлечение вкладов (депозитов) от участников кредитного союза в размере не менее 1,2 (одного миллиона двухсот тысяч) млн сомов;  

имеющих право на привлечение вкладов (депозитов) от участников кредитного союза в размере не менее 5 (пяти) млн сомов. 

4) для жилищно-сберегательных кредитных компаний в размере не менее 400 (четырехсот) млн сомов; 

до 1 июля 2026 года: 

1) для микрофинансовых компаний: 

- не осуществляющих операции по приему срочных вкладов от физических и юридических лиц в размере не менее 250 (двухсот пятидесяти) млн сомов;  

- осуществляющих операции по приему срочных вкладов от физических и юридических лиц в размере не менее 500 (пятисот) млн сомов;  

2) для микрокредитных компаний в размере не менее 35 (тридцати пяти) млн сомов; 

3) для кредитных союзов, не имеющих право на привлечение вкладов (депозитов) от участников кредитного союза, в размере не менее 1,6 (одного миллиона шестисот тысяч) млн сомов;  

4) для жилищно-сберегательных кредитных компаний в размере не менее 500 (пятисот) млн сомов; 

до 1 июля 2027 года: 

1) для микрофинансовых компаний: 

- не осуществляющих операции по приему срочных вкладов от физических и юридических лиц в размере не менее 300 (трехсот) млн сомов;  

- осуществляющих операции по приему срочных вкладов от физических и юридических лиц в размере не менее 600 (шестисот) млн сомов;  

2) для микрокредитных компаний в размере не менее 50 (пятидесяти) млн сомов; 

3) для кредитных союзов, не имеющих право на привлечение вкладов (депозитов) от участников кредитного союза, в размере не менее 2 (двух) млн сомов;  

4) для жилищно-сберегательных кредитных компаний в размере не менее 600 (шестисот) млн сомов. 

 

4. Действующим небанковским финансово-кредитным организациям, размер минимального уставного капитала которых составляет менее установленных размеров, совместно с акционерами / учредителями /участниками разработать план исполнения требований пунктов 2 и 3 настоящего постановления и представить в Национальный банк Кыргызской Республики в срок до 30 ноября 2022 года. 

 

5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 дней после официального опубликования. 

 

6. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

7. Управлению надзора за небанковскими финансово-кредитными организациями довести настоящее постановление до сведения структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», ОЮЛ «Национальная ассоциация кредитных союзов и кооперативов», микрофинансовых организаций, кредитных союзов, жилищно-сберегательных кредитных компаний Кыргызской Республики и ОАО «Гарантийный фонд». 

 

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление надзора за небанковскими финансово-кредитными организациями. 

 

 

Председатель К. Боконтаев 

Члены Правления: А. Айбалаева 

М. Жакыпов 

Н. Жениш 

Н. Сагындыков 

Р. Сейткасымова 

З. Чокоев 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка  

«О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» 

 

 

1. Цель и задачи  

Настоящий проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» разработан в целях увеличения минимального размера уставного капитала для повышения уровня финансовой устойчивости деятельности небанковских финансово-кредитных организаций (далее НФКО). 

Основными задачами являются:  

- установление и обеспечение повышения минимального размера уставного капитала НФКО; 

- предоставление возможностей для расширения деятельности НФКО;  

- обеспечение роста объемов и качества предоставляемых услуг;  

- повышение уровня финансовой устойчивости деятельности НФКО 

 

2. Описательная часть 

В рамках лицензирования деятельности НФКО действующие требования к минимальному размеру уставных капиталов НФКО следующие:  

- для микрофинансовых компаний: 

а) не обладающих лицензией на право привлечения срочных вкладов (депозитов) от физических и юридических лиц в размере не менее 50 млн сомов;  

б) обладающих лицензией на право привлечения срочных вкладов (депозитов) от физических и юридических лиц в размере не менее 100 млн сомов; 

- для микрокредитных компаний в размере не менее 5 млн сомов; 

- для кредитных союзов: 

а) не обладающих лицензией на право привлечения депозитов в размере не менее 30 тыс. сомов;  

б) обладающих лицензией на право привлечения вкладов (депозитов) от участников кредитного союза в размере не менее 2 млн сомов. 

- для жилищно-сберегательных кредитных компаний в размере не менее 100 млн сомов; 

- для специализированных финансово-кредитных организаций 300 млн сомов (начиная с 2025 года) 

- для гарантийных фондов 300 млн сомов; 

По состоянию на 01.01.2022 г. количество НФКО, лицензируемых и регулируемых УННО, включает одну специализированную финансово-кредитную организацию ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» (СФКО), 88 кредитных союзов (КС), 133 микрофинансовых организации (в том числе 10 микрофинансовых компаний (МФК),  

86 микрокредитных компаний (МКК) и 37 микрокредитных агентств (МКА)), один гарантийный фонд и одну жилищно-сберегательную кредитную компанию.  

Проект постановления Правления Национального банка предусматривает увеличение минимального размера уставного капитала для деятельности НФКО, который влияет на уровень и масштабы предоставляемых услуг, способствует расширению деятельности НФКО. 

Проектом постановления Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» предлагается следующий размер минимального размера уставного капитала НФКО: 

- для микрофинансовых компаний: 

а) не обладающих лицензией на право привлечения срочных (вкладов) депозитов от физических и юридических лиц в размере не менее 300 млн сомов;  

б) обладающих лицензией на право привлечения срочных вкладов (депозитов) от физических и юридических лиц в размере не менее 600 млн сомов; 

- для микрокредитных компаний в размере не менее 50 млн сомов; 

- для кредитных союзов: 

а) не обладающих лицензией на право привлечения депозитов в размере не менее 2 млн сомов;  

б) обладающих лицензией на право привлечения вкладов (депозитов) от участников кредитного союза в размере не менее 5 млн сомов. 

- для жилищно-сберегательных кредитных компаний в размере не менее 600 млн сомов; 

- для специализированных финансово-кредитных организаций 300 млн сомов (начиная с 2025 года) 

- для гарантийных фондов 700 млн сомов; 

В целях сглаживания процесса перехода к новым требованиям в соответствии с проектом постановления Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» предлагается поэтапное увеличение минимального размера уставного капитала действующих НФКО. 

Согласно регулятивной отчетности, представленный компаниями на 31 декабря 2021 г., можно сделать вывод о следующем. 

В связи с растущими темпами роста активов, обязательств, нераспределенной прибыли и кредитного портфеля НФКО, в том числе на основании неоднократных обращений со стороны отдельных НФКО, а также в целях стабильности небанковского финансово-кредитного сектора и защиты интересов и прав потребителей финансовых услуг, оказываемых НФКО, отмечаем о необходимости увеличения требований к минимальному размеру уставного капитала НФКО.  

Кроме того, увеличение требований к минимальному размеру уставного капитала НФКО направлено на повышение качества небанковского финансово-кредитного сектора, связанного с институциональным развитием небанковского финансово-кредитного сектора. 

Во избежание коллизий по срокам действия новых размеров капитала данное постановление должно приняться в тот же день, что и постановление Правления Национального банка «О внесении изменений по вопросам уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики». 

На основании изложенного УННО предлагает следующие шаги поэтапного увеличения минимального размера уставного капитала НФКО: 

Для микрофинансовых компаний, не привлекающих депозиты (вклады) 

Из существующих восьми МФК требование к предлагаемому минимальному размеру уставного капитала (300 млн сомов) не выполняет ни одна, при этом отмечаем, что у всех имеется нераспределенная прибыль. 

до 1 июля 2023 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала первого этапа (100 млн сомов) выполняют 7 из 8 МФК. 

до 1 июля 2024 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала второго этапа (150 млн сомов) выполняют 4 из 8 МФК, с учетом нераспределенной прибыли 5. 

до 1 июля 2025 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала третьего этапа (200 млн сомов) выполняет 1 из 8 МФК, с учетом нераспределенной прибыли 2. 

до 1 июля 2026 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала четвертого этапа (250 млн сомов) выполняет одна МФК с учетом нераспределенной прибыли. 

до 1 июля 2027 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала пятого этапа (300 млн сомов) выполняет одна МФК с учетом нераспределенной прибыли. 

На основании изложенного, а также учитывая возможную будущую прибыль МФК УННО считает возможным увеличение минимального размера уставного капитала МФК. 

Для микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты (вклады): 

Из существующих двух МФК требование к предлагаемому минимальному размеру уставного капитала (600 млн сомов) не выполняют обе МФК.  

до 1 июля 2023 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала первого этапа (300 млн сомов) выполнят обе МФК. 

до 1 июля 2024 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала второго этапа (350 млн сомов) выполняет одна МФК с учетом нераспределенной прибыли. 

до 1 июля 2025 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала третьего этапа (400 млн сомов) выполняет одна МФК с учетом нераспределенной прибыли. 

до 1 июля 2026 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала четвертого этапа (500 млн сомов) не выполняет ни одна МФК. 

до 1 июля 2027 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала пятого этапа (600 млн сомов) не выполняет ни одна МФК. 

На основании изложенного, а также учитывая возможную будущую прибыль МФК УННО считает возможным увеличение минимального размера уставного капитала МФК. 

Для микрокредитных компаний 

Из существующих 86 МКК требование к предлагаемому минимальному размеру уставного капитала (50 млн сомов) выполняют 10 МКК, при этом у большинства (76) МКК имеется нераспределенная прибыль. 

до 1 июля 2023 года 

С учетом нераспределенной прибыли данных компаний, резервов на будущие потребности, а также наличия дополнительного капитала, который в ближайшем будущем будет направлен на увеличение уставного капитала, требование по увеличению минимального размера уставного капитала первого этапа (10 млн сомов) выполняют 47 МКК, что составляет 55%. 

до 1 июля 2024 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала второго этапа (17 млн сом) выполняют 30 МКК, что составляет 35%. 

до 1 июля 2025 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала третьего этапа (25 млн сом) выполняют 23 МКК, что составляет 27%. 

до 1 июля 2026 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала четвертого этапа (35 млн сом) выполняют 18 МКК, что составляет 21%. 

до 1 июля 2027 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала пятого этапа (50 млн сом) выполняют 10 МКК, что составляет 12%. 

На основании изложенного, учитывая возможную будущую прибыль МКК, а также принимая во внимание неоднократные обращения отдельных МКК по увеличению минимального размера уставного капитала МКК для увеличения максимального размера микрокредита, выдаваемого одному лицу, УННО считает возможным увеличение минимального размера МКК. При увеличении минимального размера уставного капитала, максимальный размер микрокредита, выдаваемого одному лицу, возрастет с 500 тыс. сомов до 5 млн сомов. 

Для кредитных союзов, не обладающих лицензией на право привлечения депозитов 

В соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка минимальный размер капитала кредитных союзов, не обладающих лицензией на право привлечения депозитов, составляет не менее 30 000 (тридцати тысяч) сомов.  

до 1 июля 2023 года 

Требование по увеличению минимального размера капитала первого этапа  

(300 тыс. сом) выполняют 75 КС из 82 КС, что составляет 91%. 

до 1 июля 2024 года 

Требование по увеличению минимального размера капитала второго этапа  

(700 тыс. сом) выполняют 75 КС из 82 КС, что составляет 91%. 

до 1 июля 2025 года 

Требование по увеличению минимального размера капитала третьего этапа  

(1,2 млн сом) выполняют 67 КС из 82 КС, что составляет 82%. 

до 1 июля 2026 года 

Требование по увеличению минимального размера капитала четвертого этапа  

(1,6 млн сом) выполняют 64 КС из 82 КС, что составляет 78%. 

до 1 июля 2027 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала пятого этапа (2 млн сом) выполняют 62 КС из 82 КС, что составляет 76%. 

На основании изложенного УННО считает возможным увеличение минимального размера капитала КС. 

Для кредитных союзов, обладающих лицензией на право привлечения депозитов 

В соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка минимальный размер капитала кредитных союзов, обладающих лицензией на право привлечения вкладов (депозитов) от участников кредитного союза, составляет не менее 2,0 млн (двух миллионов) сом. 

до 1 июля 2023 года 

Согласно регулятивной отчетности, требование по увеличению минимального размера уставного капитала первого этапа (3 млн сом) выполняют все 6 КС. 

до 1 июля 2024 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала второго этапа (4 млн сом) выполняют все 6 КС. 

до 1 июля 2025 года 

Требование по увеличению минимального размера уставного капитала третьего этапа (5 млн сом) выполняют 5 из 6 КС. 

На основании изложенного, учитывая возможную будущую прибыль КС, а также принимая во внимание минимальное количество участников КС (минимум 10 физических лиц) при увеличении минимального размера капитала нагрузка будет диверсифицирована на всех участников КС. В этой связи УННО считает возможным увеличение минимального размера капитала КС. 

Жилищно-сберегательная кредитная компания выполняет только действующие требования к минимальному уставному капиталу. Норматив максимального размера риска на одного участника также подразумевает привязку максимальной совокупной задолженности участника к собственному капиталу таким образом, чтобы выдавать большие суммы, необходимо увеличивать капитал.  

Таким образом, учитывая будущую прибыль жилищно-сберегательной кредитной компании и растущие цены на недвижимость, УННО считает возможным также поэтапное, разделенное на 5 лет, увеличение минимального размера капитала жилищно-сберегательной кредитной компании. 

Размер уставного капитала действующего гарантийного фонда составляет 6 632 000 тыс. сомов, что во много раз превышает предлагаемые минимальные требования к уставному капиталу гарантийных фондов. 

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий 

Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

Информация по данному разделу будет представлена по результатам общественного обсуждения. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект нормативного правового акта не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости и источниках финансирования 

Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделение дополнительного финансирования. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

Представленный проект постановления требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку направлен на регулирование предпринимательской деятельности. В связи с чем к данному проекту постановления разработан анализ регулятивного воздействия в установленном порядке.