Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики в части гарантийных фондов» 

 

 

1. Цели и задачи 

Проект постановления «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики в части гарантийных фондов» разработан в целях приведения требований нормативных правовых актов Национального банка в соответствие с принятым Законом Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике».  

Проект постановления предусматривает внесение изменений в следующие нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики: 

- Положение «О создании и регистрации гарантийных фондов в Кыргызской Республике», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 09 сентября 2019 г. № 2019-П-33\47-(НФКУ); 

- Правила регулирования деятельности гарантийных фондов, утвержденные постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 09 сентября 2019 г. № 2019-П-33\47-(НФКУ). 

 

2. Описательная часть  

Ежегодно ОАО «Гарантийный фонд» стремится к увеличению гарантийного портфеля, охвату всех сфер экономической деятельности субъектов предпринимательства, выявлению новых инструментов для предоставления помощи населению в получении финансирования бизнеса, способствуя увеличению занятости населения и созданию рабочих мест. Особое внимание при этом, уделяется развитию предпринимательства. С каждым последующим годом количество выдаваемых гарантий и суммы выданных гарантий растет, а вместе с тем идет и рост экономических показателей страны в различных сферах деятельности.  

Для введения передового опыта развитых стран мира и совершенствования института гарантийных инструментов для поддержки малого и среднего предпринимательства, а также унификации гарантийной системы Кыргызской Республики, был разработан и в последующем принят Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике (далее по тексту Закон). 

Закон предусматривает применение различных форм и видов гарантий (гарантийных инструментов), которые позволят сектору снизить кредитные риски путем распределения ответственности между финансово-кредитными организациями (далее по тексту ФКО) и гарантийными фондами, автоматизировать процесс приема и обработки заявок, что в значительной степени улучшит и ускорит работу ФКО и гарантийных фондов. 

Таким образом, апробация новых гарантийных инструментов позволит в значительной степени увеличить объем выдаваемых кредитов, обеспеченных гарантией субъектам предпринимательства, способствуя их динамичному развитию.  

Ввиду вышеизложенного, проектом постановления предлагается предусмотреть в содержаниях вышеуказанных нормативных правовых актах общие и отдельные аспекты о гарантийных инструментах, в том числе о портфельных гарантиях. 

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

Информация по данному разделу будет представлена по результатам общественного обсуждения. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект нормативного правового акта не противоречит законодательству Кыргызской Республики.  

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделение дополнительного финансирования.  

 

7. Информация об Анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

Проект постановления разработан в целях приведения требований нормативных правовых актов Национального банка в соответствие с принятым Законом Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике». 

Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 7 пункта 4 Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2020 года №504, к представленному проекту постановления проведение анализа регулятивного воздействия не требуется. 

 

 

Проект  

 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики  

от ___________________2022 года  

№____________________________  

 

Изменения в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики в части гарантийных фондов 

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О создании и регистрации гарантийных фондов в Кыргызской Республике» от 9 сентября 2019 года № 2019-П-33/47-2-(НФКУ) следующие изменения: 

в Положении «О создании и регистрации гарантийных фондов в Кыргызской Республике», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- предложение первое пункта 1 изложить в следующей редакции: 

«1. Гарантийный фонд юридическое лицо, создаваемое в форме акционерного общества, прошедшее процедуру учетной регистрации в Национальном банке Кыргызской Республики (далее Национальный банк) и осуществляющее гарантийную деятельность.»; 

- пункт 3 изложить в следующей редакции: 

«3. ГФ вправе осуществлять деятельность по предоставлению гарантий по обязательствам субъектов предпринимательства и участников государственных жилищных программ (далее клиенты) при наличии свидетельства об учетной регистрации Национального банка в соответствии с политикой представления гарантий.»; 

- в пункте 8: 

- в первом предложении после слов слова «заверен печатью ГФ» дополнить словами «(при наличии)»;  

- во втором предложении слова «и предоставление таких документов» заменить словами «документов, предоставляемых»; 

- пункт 30 дополнить подпунктом 9) следующего содержания: 

«9) политику представления гарантий ГФ (в двух экземплярах).»; 

- дополнить пунктами 30-1, 30-2 и 30-3 следующего содержания: 

«30-1. Гарантийная деятельность ГФ осуществляется в соответствии с его внутренней политикой представления гарантий, утверждаемой уполномоченным органом ГФ, требованиями нормативных правовых актов Национального банка и законодательства Кыргызской Республики. 

30-2. Совет директоров ГФ обязан пересматривать политику представления гарантий на ее адекватность, систему лимитов, инструменты и процедуры управления рисками и систему внутреннего аудита. Совет директоров ГФ также при необходимости обязан пересматривать политику представления гарантий, по мере изменений в нормативных правовых актах Национального банка, организационной структуре и кадровом составе ГФ, а также развития и совершенствования операций ГФ, оказавших влияние на процесс представления гарантийных инструментов, но не реже чем один раз в год.  

Правление ГФ несет ответственность за исполнение политики представления гарантий ГФ, для чего обязано разработать и внедрять в деятельность ГФ политики и процедуры по выявлению, измерению, мониторингу и контролю рисков. 

30-3. Политика представления гарантий должна включать в себя все основные положения, охватывающие процесс представления гарантийных инструментов, в том числе портфельных гарантий: 

- общие положения и термины; 

- подробное описание процедур представления гарантийных инструментов; 

- критерии представления гарантийных инструментов; 

- перечень принимаемых мер по взысканию задолженности финансово-кредитной организацией, необходимых для исполнения ГФ требования по гарантийному инструменту; 

- другие положения, затрагивающие вопросы и отношения, возникающие в процессе основной (операционной) деятельности ГФ.»; 

- в пункте 34 слова «указанных в подпунктах 2, 3 и 4» заменить словами «указанных в подпунктах 2, 3, 4 и 9»; 

- пункт 56 на государственном языке изложить в следующей редакции: 

«56. Кепилдик фонддун уюштуруу документтерине өзгөртүүлөр жана/же толуктоолор милдеттүү түрдө Улуттук банк менен макулдашылууга тийиш. Уставга киргизилүүчү өзгөртүүлөрдү жана/же толуктоолорду Улуттук банк менен макулдашуу үчүн кепилдик фонду Улуттук банкка төмөнкү документтерди кошо тиркөө менен өзгөртүүлөрдү жана/же толуктоолорду киргизүү жөнүндө өтүнүч катты сунуштайт: 

1) мамлекеттик кайра каттоодон өтүүгө макулдук берүү жөнүндө өтүнүч (1-тиркеме); 

2) кепилдик фонддун катышуучуларынын жалпы жыйынынын уставга өзгөртүүлөрдү жана/же толуктоолорду киргизүү жөнүндө протоколун (эки нускада); 

3) 5-тиркемеге ылайык уставга киргизилүүчү өзгөртүүлөр жана/же толуктоолор тексти (эки нускада); 

4) кепилдик фонддун жаңы редакциядагы уставы (эки нускада); 

5) акционерлер реестри; 

6) юридикалык жактарды каттоодон өткөргөн ыйгарым укуктуу мамлекеттик органдан жана интеллектуалдык менчик чөйрөсүндө ыйгарым укуктуу мамлекеттик органдан кепилдик фонддун болжолдонгон аталышына алмаштырып алуу мүмкүнчүлүгүнө чейин окшош эмес же бирдей эместиги жөнүндө документ (кепилдик фонддун аталышы өзгөргөн учурда); 

7) каттоо органынын аталышка макулдук берүү жана резервге коюу жөнүндө корутундусу.»; 

- пункт 58 изложить в следующей редакции: 

«58. ГФ уведомляет Национальный банк о других изменениях в документах, на основании которых было выдано свидетельство на осуществление деятельности ГФ в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента наступления таких изменений.»; 

- по всему тексту пунктов 59, 61-63 цифры и слова «20 (двадцати)» заменить цифрами и словами «10 (десяти)»; 

- в приложении 4 слова «деятельность с целью повышения доступности финансирования путем предоставления гарантий для субъектов предпринимательства, направляемого ими на развитие бизнеса, расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, инновационную деятельность и открытие новых предприятий. При этом под финансированием понимаются предоставление кредитов и их заменителей, а также сделки/операции, осуществляемые в соответствии с исламскими принципами финансирования в соответствии с Законом «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике»» заменить словами «гарантийную деятельность в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике».». 

 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Правил регулирования деятельности гарантийных фондов» от 9 сентября 2019 года № 2019-П-33/47-3-(НФКУ) следующие изменения: 

в Правилах регулирования деятельности гарантийных фондов, утвержденных вышеуказанным постановлением: 

- абзац четвертый пункта 1 изложить в следующей редакции: 

«- по выдаче гарантий и гарантийных инструментов и исполнению обязательств по ним;»; 

- первое предложение пункта 2 изложить в следующей редакции: 

«2. Гарантийные фонды осуществляют свою деятельность путем предоставления гарантий на часть обязательств клиентов по договору финансирования, а также в рамках соглашений с финансово-кредитными организациями.»; 

- пункт 3 изложить в следующей редакции: 

«3. Термины и определения, используемые в настоящих Правилах, понимаются в соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности», Законом Кыргызской Республики «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике» и нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики.»; 

- пункты 5 и 6 изложить в следующей редакции: 

«5. Предоставление гарантий осуществляется путем заключения договора гарантии между гарантийным фондом, финансово-кредитной организацией и клиентом с учетом требований нормативных правовых актов Национального банка.  

Портфельные гарантии предоставляются в рамках соответствующих соглашений о сотрудничестве с финансово-кредитными организациями.  

Гарантийные инструменты предоставляются в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике», нормативными правовыми актами Национального банка и политикой предоставлении гарантий гарантийного фонда. 

6. Гарантийные инструменты предоставляются на часть обязательства клиента по договору финансирования.»; 

- пункт 8 изложить в следующей редакции: 

«8. Размер вознаграждения за услуги гарантийного фонда устанавливается соответствующим уполномоченным органом гарантийного фонда.»; 

- пункт 9 изложить в следующей редакции: 

«9. Отбор обязательств клиентов, обеспечиваемых гарантией гарантийного фонда, и требования к ним регулируются внутренними документами гарантийного фонда.» 

- в пункте 10 слова «Гарантии гарантийных фондов предоставляются только в национальной валюте» заменить словами «Гарантии предоставляются в национальной валюте»;  

8) в пункте 11: 

- в абзаце шестом слова «в коммерческих банках» заменить словами «в финансово-кредитной организации»; 

- дополнить абзацем двенадцатым следующего содержания: 

«- лимит по портфельным гарантиям.»; 

- абзац третий пункта 13 изложить в следующей редакции: 

«Минимальный размер уставного капитала и условия по его формированию для гарантийных фондов установлены в Положении "О создании и регистрации гарантийных фондов в Кыргызской Республике", утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 9 сентября 2019 года № 2019-П-33/47-2-(НФКУ)».»; 

- в абзаце первом пункта 23-1 текста на государственном языке слова «уставдык капиталынан» заменить словами «өздүк капиталынан»; 

- дополнить пунктом 23-2 следующего содержания: 

«23-2. Гарантийные фонды должны соблюдать лимит по портфельным гарантиям. Лимит по портфельным гарантиям, представленным в рамках сотрудничества с финансово-кредитной организацией установлен в пределах 30% от собственного капитала ГФ на одну финансово-кредитную организацию.»; 

- в пункте 25 слова «в размере, указанном в договоре гарантии» исключить; 

- пункты 28 и 29 изложить в следующей редакции: 

«28. В случае подтверждения выполнения условий, предусмотренных пунктом 27 настоящих Правил, гарантийный фонд исполняет обязательства по гарантии, за счет собственных средств в соответствии с договором гарантии и/или соглашением о сотрудничестве с финансово-кредитной организацией. 

29. После исполнения обязательств, гарантийный фонд приобретает право требования на возмещение суммы выплаченной (исполненной) гарантии. В трехдневный срок со дня исполнения обязательств гарантийным фондом, финансово-кредитная организация обязана предоставить заверенные надлежащим образом копии документов, удостоверяющих право требования, предусмотренные политикой предоставления гарантий.»; 

- в пункте 30 после слов «по договору гарантии» дополнить словами «и/или соглашению о сотрудничестве с финансово-кредитной организацией»; 

- пункт 32 изложить в следующей редакции: 

«32. Порядок предоставления гарантийных инструментов и виды гарантийных инструментов самостоятельно устанавливаются во внутренних документах гарантийного фонда с учетом требований, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального банка.»; 

- в пункте 37 текста на официальном языке второе предложение исключить; 

- пункт 38 изложить в следующей редакции: 

«38. Порядок проведения инспекторских проверок деятельности гарантийных фондов устанавливается соответствующим нормативным правовым актом Национального банка.»; 

- в пункте 51 слова «и дополнения» исключить; 

- абзац первый пункта 64 изложить в следующей редакции: 

«64. Основания, случаи и порядок применения Национальным банком мер воздействия к гарантийным фондам, а также порядок установления признаков нездоровой и небезопасной практики гарантийных фондов и определения причастности к ней гарантийного фонда и его должностных лиц осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка в части мер воздействия.