Вернуться назад

Проект 

 

 

 

 

 

О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики по вопросам антимонопольного регулирования, ценообразования, дочерних и зависимых компаний 

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются): 

- «Об утверждении Политики и основных принципов антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг Кыргызской Республики, оказываемых коммерческими банками, другими финансово-кредитными организациями, операторами платежных систем и платежными организациями, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком Кыргызской Республики» от 2 марта 2005 года № 4/1; 

- «О Положении «Об определении доминирующего положения на рынке банковских услуг» от 28 марта 2007 года № 16/5; 

- «Об утверждении «Правил создания и/или приобретения дочерних или зависимых компаний коммерческими банками Кыргызской Республики» от 10 июня 2009 года № 26/3; 

- «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и к осуществлению маркетинговых мероприятий» от 29 декабря 2021 года № 2021-П-12/75-1-(БС). 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования. 

3. Юридическому управлению: 

-  после получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление  

в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

4. Управлению методологии надзора после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», ОЮЛ «Национальная ассоциация кредитных союзов и кооперативов», небанковских и специализированных финансово-кредитных организаций, кредитных бюро, обменных бюро, структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

5. Управлению платежных систем после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих довести настоящее постановление до сведения платежных организаций и операторов платежных систем.  

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора. 

 

 

 

 

 

Приложение  

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от ________________2022 года  

№_________________________ 

 

О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты 

Национального банка Кыргызской Республики по вопросам антимонопольного регулирования, ценообразования, дочерних и зависимых компаний 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Политики и основных принципов антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг Кыргызской Республики, оказываемых коммерческими банками, другими финансово-кредитными организациями, операторами платежных систем и платежными организациями, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком Кыргызской Республики» от 2 марта 2005 года № 4/1 следующие изменения: 

в Политике и основных принципах антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг Кыргызской Республики, оказываемых коммерческими банками, другими финансово-кредитными организациями, операторами платежных систем и платежными организациями, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденной вышеуказанным постановлением: 

- наименование изложить в следующей редакции: 

«Политика и основные принципы антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг Кыргызской Республики, оказываемых коммерческими банками, небанковскими финансово-кредитными организациями, иными юридическими лицами, операторами платежных систем и платежными организациями, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком Кыргызской Республики»; 

- пункт 1.2. изложить в следующей редакции: 

«1.2. Национальный банк Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) осуществляет контроль деятельности коммерческих банков, небанковских финансово-кредитных организаций, иных юридических лиц, операторов платежных систем и платежных организаций, предоставляющих банковские услуги на основании лицензии (свидетельства), выдаваемой Национальным банком Кыргызской Республики, и Государственного банка развития Кыргызской Республики, по соблюдению ими антимонопольного законодательства и нормативных правовых актов Национального банка о развитии конкуренции на рынке банковских услуг, маркетинговой деятельности, ценообразовании, зашиты прав потребителей (далее антимонопольное законодательство) на рынке банковских услуг Кыргызской Республики.»;  

- в пункте 1.3.: 

слово «другими» заменить словом «небанковскими»; 

после слов «финансово-кредитными организациями,» дополнить словами «иными юридическими лицами»

- в пункте 1.4.: 

слово «другими» заменить словом «небанковскими»; 

после слов «финансово-кредитными организациями,» дополнить словами «иными юридическими лицами,»

слово «влияющие» заменить словом «влияющими»; 

- пункт 2.1. признать утратившим силу; 

- пункт 2.2. изложить в следующей редакции: 

«2.2. В настоящей Политике используются следующие термины и определения:  

антиконкурентные соглашения (согласованные действия) - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, доказательством которой может быть анализ изменений ситуации на рынке банковских услуг;  

банковские услуги - операции и услуги ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций, предоставляемые юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;  

доминирующее положение на рынке банковских услуг исключительное положение ФКО, оператора платежных систем или платежной организации, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления банковских услуг и/или затруднять доступ на рынок банковских услуг другим ФКО, операторам платежных систем и платежным организациям Кыргызской Республики;  

конкуренция на рынке банковских услуг  свободная состязательность между ФКО, операторами платежных систем и платежными организациями, при которой их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия осуществления деятельности на рынке банковских услуг, в том числе в разрезе сегментов услуг;  

монополистическая деятельность на рынке банковских услуг - злоупотребление ФКО, операторами платежных систем и платежными организациями, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, противоречащие антимонопольному законодательству, действия (бездействие) ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций (группы лиц), направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;  

недобросовестная конкуренция на рынке банковских услуг -действия ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций, которые противоречат антимонопольному законодательству и обычаям делового оборота, устанавливают необоснованное преимущество при предоставлении банковских услуг и причинили или могут причинить убытки другим ФКО, операторам платежных систем и платежным организациям - конкурентам на рынке банковских услуг либо нанести ущерб их деловой репутации;  

ненадлежащая рекламная деятельность на рынке банковских услуг -деятельность ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций, нарушающая общие и/или специальные требования законодательства Кыргызской Республики в сфере рекламы, Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» и нормативных правовых актов Национального банка; 

необоснованно высокая/низкая цена банковской услуги - цена банковской услуги, которая существенно отличается от конкурентной цены банковских услуг и (или) затрудняет доступ на рынок банковских услуг другим организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию; 

рынок банковских услуг -сфера деятельности ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций на территории Кыргызской Республики или ее части, определяемая исходя из места предоставления банковской услуги потребителям.»; 

- подпункты «в» и «г» пункта 3.3. изложить в следующей редакции: 

«в) установления необоснованно высоких (низких) цен на предоставляемые услуги;  

г) создания препятствий доступа на рынок банковских услуг другим ФКО, предоставляющему банковские услуги;»; 

- в пункте 4.1.: 

подпункт б) изложить в следующей редакции:  

«б) нарушение форм и методов рекламной деятельности в соответствии с законодательством в сфере рекламы, Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности», нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики;»;  

дополнить подпунктом «в-1» следующего содержания: 

«в-1) привлечение клиентов путем введения в заблуждение с предоставлением заведомо ложных, неточных, нераскрытых или искаженных сведений о предоставляемых банковских услугах, в том числе влекущих за собой дополнительные расходы потребителей;»; 

- в пункте 5.2. слова «тарифов» заменить словом «цен»; 

- в пункте 7.1.: 

подпункт 7.1.5. признать утратившим силу; 

подпункт 7.1.6. изложить в следующей редакции: 

«7.1.6. Принимать решения:  

а) о наложении взыскания в виде штрафа на ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций и на их должностных лиц в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях; 

б) об обращении в суд с заявлением о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о развитии конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг, в том числе о признании недействительными полностью или частично соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству и иным нормативным правовым актам о развитии конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг;  

в) об обращении в суд о перечислении прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о развитии конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг, в государственный бюджет;  

г) о направлении в соответствующие правоохранительные органы заявления о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о развитии конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг, а также материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о развитии конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг.»; 

- дополнить пунктом 7.2. следующего содержания: 

«7.2. Национальный банк применяет меры воздействия в отношении ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций и к их должностным лицам за нарушение антимонопольного законодательства в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка и законодательством Кыргызской Республики.»; 

- пункт 8.2. изложить в следующей редакции: 

«8.2. Доминирующее положение ФКО на рынке банковских услуг определяется в соответствии с Положением «Об определении доминирующего положения на рынке банковских услуг», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 28.03.2007 года № 16/5.»; 

- в пункте 8.3. после слова «анализ» дополнить словами «маркетинговой деятельности»; 

- пункт 8.4. изложить в следующий редакции: 

«8.4. Национальный банк рассматривает случаи несоблюдения ФКО, операторами платежных систем и платежными организациями антимонопольного законодательства на основании информации, содержащейся как в отчетах по результатам проверок, так и обнаруженной в процессе осуществления внешнего надзора и лицензирования в части:  

- действий при совершении сделок, противоречащих антимонопольному законодательству;  

- нарушения порядка ценообразования, в том числе установление, поддержание необоснованно высокой/низкой цены банковской услуги;  

- установления сговора в целях ограничения конкуренции, доказательством которого может служить анализ изменений ситуации на рынке банковских услуг;  

- ненадлежащей рекламной деятельности на рынке банковских услуг; 

- заявления потребителей банковских услуг в письменной форме с приложением имеющихся документов, свидетельствующих о наличии фактов нарушения.». 

 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О Положении «Об определении доминирующего положения на рынке банковских услуг» от 28 марта 2007 года № 16/5 следующие изменения: 

в Положении «Об определении доминирующего положения на рынке банковских услуг», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1.2. изложить в следующей редакции: 

«1.2. Настоящее Положение определяет действия, применяемые Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) в области антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских, микрофинансовых и платежных услуг (далее банковские услуги) и операций в Кыргызской Республике, оказываемых коммерческими банками, небанковскими финансово-кредитными организациями, иными юридическими лицами, операторами платежных систем и платежными организациями и иными юридическими лицами, поднадзорными Национальному банку и Государственным банком развития Кыргызской Республики (далее лица, предоставляющие банковские услуги).»; 

- пункт 1.3. изложить в следующей редакции: 

«1.3. В целях настоящего Положения используются понятия, указанные в Политике и основных принципах антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг Кыргызской Республики, оказываемых коммерческими банками, другими финансово-кредитными организациями, операторами платежных систем и платежными организациями, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком Кыргызской Республики.»; 

- в абзаце четвертом пункта 2.3. слова «высоких (низких)» заменить словами «высоких/низких»; 

- пункт 2.5. дополнить абзацем вторым следующего содержания: 

«Злоупотребление доминирующим положением являются действия лиц, предоставляющих банковские услуги, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц, предоставляющих банковские услуги - конкурентов на рынке банковских услуг.». 

 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении «Правил создания и/или приобретения дочерних или зависимых компаний коммерческими банками Кыргызской Республики» от 10 июня 2009 года № 26/3 следующие изменения:  

в Правилах создания и/или приобретения дочерних или зависимых компаний коммерческими банками Кыргызской Республики, утвержденных вышеуказанным постановлением: 

- подпункт 5 пункта 1.4. изложить в следующей редакции: 

«5) участниками компании являются лица, для которых установлены ограничения Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности».»; 

- абзац второй пункта 1.5. изложить в следующий редакции:  

«Примечание: Требования и ограничения при осуществлении инвестиций установлены в соответствии со статьей 50 Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности».»;  

- дополнить пунктом 3.7. следующего содержания: 

«3.7. При создании и/или приобретении банком дочерней или зависимой компании, осуществляющей операции по исламским принципам банковского дела и финансирования, в компании должен быть создан свой Шариатский совет. Список членов Шариатского совета должен быть представлен в Национальный банк.».  

 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и к осуществлению маркетинговых мероприятий» от 29 декабря 2021 года № 2021-П-12/75-1-(БС)» следующие изменения:  

в Положении «О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и к осуществлению маркетинговых мероприятий», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в подпункте 10 пункта 7 после слов «процентным ставкам,» дополнить словами «комиссионным вознаграждениям»; 

- в пункте 11 после слов «размерах процентных ставок,» дополнить словами «комиссионных вознаграждениях». 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики по вопросам антимонопольного регулирования, ценообразования, дочерних и зависимых компаний» 

 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам антимонопольного регулирования, ценообразования, дочерних и зависимых компаний» (далее проект постановления) разработан в целях приведения в соответствие нормативных правовых актов Национального банка с Конституционным законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности». 

 

2. Описательная часть  

Проектом постановления предусмотрены изменения содержательного  

и технического характера, касающиеся вопросов антимонопольного регулирования, применения мер воздействий за нарушение антимонопольного законодательства и нормативных правовых актов Кыргызской Республики, создания и/или приобретения дочерних и зависимых компаний, ценообразования банковских услуг. 

В соответствии с проектом постановления изменения вносятся в следующие нормативные правовые акты Национального банка: 

- Политика и основные принципы антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг Кыргызской Республики, оказываемых коммерческими банками, другими финансово-кредитными организациями, операторами платежных систем и платежными организациями, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком Кыргызской Республики от 2 марта 2005 года № 4/1; 

- Положение «Об определении доминирующего положения на рынке банковских услуг» от 28 марта 2007 года № 16/5; 

Правила создания и/или приобретения дочерних или зависимых компаний коммерческими банками Кыргызской Республики от 10 июня 2009 года № 26/3; 

- Положение «О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и к осуществлению маркетинговых мероприятий» от 29 декабря 2021 года № 2021-П-12/75-1-(БС). 

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий. 

Принятие данного проекта негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения  

«О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики», проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан  

и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению.  

Материалы по проекту постановления будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка и Едином портале общественного обсуждения нормативных правовых актов Кыргызскй Республики. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта не потребует дополнительного финансирования. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

К представленному проекту постановления анализ регулятивного воздействия  

не проводится на основании положений подпункта 4 пункта 4 Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 10 августа 2022 года № 444, в части, касающейся приведения  

в соответствие с вышестоящими по степени юридической силы нормативными правовыми актами. 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» 

 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

ПОЛИТИКА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  

антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг Кыргызской Республики, оказываемых коммерческими банками, другими финансово-кредитными организациями, операторами платежных систем и платежными организациями, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком Кыргызской Республики 

 

ПОЛИТИКА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  

антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг Кыргызской Республики, оказываемых коммерческими банками, другими финансово-кредитными организациями, операторами платежных систем и платежными организациями, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком Кыргызской Республики. 

ПОЛИТИКА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  

антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг Кыргызской Республики, оказываемых коммерческими банками, небанковскими финансово-кредитными организациями, иными юридическими лицами, операторами платежных систем и платежными организациями, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком Кыргызской Республики. 

1. Общие положения 

1.2. Национальный банк Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) осуществляет контроль деятельности коммерческих банков, других финансово-кредитных организаций, операторов платежных систем и платежных организаций, предоставляющих банковские услуги на основании лицензии (свидетельства), выдаваемой Национальным банком Кыргызской Республики, и Государственного банка развития Кыргызской Республики, по соблюдению ими антимонопольного законодательства на рынке банковских услуг Кыргызской Республики.  

1.2. Национальный банк Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) осуществляет контроль деятельности коммерческих банков, небанковских финансово-кредитных организаций, иных юридических лиц, операторов платежных систем и платежных организаций, предоставляющих банковские услуги на основании лицензии (свидетельства), выдаваемой Национальным банком Кыргызской Республики, и Государственного банка развития Кыргызской Республики, по соблюдению ими антимонопольного законодательства и нормативных правовых актов Национального банка о развитии конкуренции на рынке банковских услуг, маркетинговой деятельности, ценообразовании, зашиты прав потребителей (далее антимонопольное законодательство) на рынке банковских услуг Кыргызской Республики. 

1.3. Настоящая Политика определяет действия, которые будут применяться Национальным банком в области антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг Кыргызской Республики, оказываемых коммерческими банками, другими финансово-кредитными организациями, операторами платежных систем и платежными организациями, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком, а также Государственным банком развития Кыргызской Республики.  

1.3. Настоящая Политика определяет действия, которые будут применяться Национальным банком в области антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг Кыргызской Республики, оказываемых коммерческими банками, небанковскими финансово-кредитными организациями, иными юридическими лицами, операторами платежных систем и платежными организациями, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком, а также Государственным банком развития Кыргызской Республики.  

1.4. Настоящая Политика регулирует отношения между коммерческими банками, другими финансово-кредитными организациями (далее  ФКО), операторами платежных систем и платежными организациями, влияющие на конкуренцию на рынке банковских услуг Кыргызской Республики.  

1.4. Настоящая Политика регулирует отношения между коммерческими банками, небанковскими финансово-кредитными организациями, иными юридическими лицами (далее - ФКО), операторами платежных систем и платежными организациями, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком, влияющими на конкуренцию на рынке банковских услуг Кыргызской Республики  

2. Основные термины и определения 

2.1. Термины и определения, используемые в настоящей Политике, соответствуют терминам и определениям, используемым в нормативных правовых актах, приведенных в п.1.1 настоящей Политики.  

Признать утратившим силу  

2.2. Дополнительно в настоящей Политике используются следующие термины и определения:  

банковские услуги - операции и услуги ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций, предоставляемые юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;  

рынок банковских услуг - сфера деятельности ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций на территории Кыргызской Республики или ее части, определяемая исходя из места предоставления банковской услуги потребителям;  

конкуренция на рынке банковских услуг - свободная состязательность между ФКО, операторами платежных систем и платежными организациями, при которой их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия осуществления деятельности на рынке банковских услуг, а также услуг иных финансово-кредитных организаций, в том числе в разрезе сегментов услуг;  

монополистическая деятельность на рынке банковских услуг - злоупотребление ФКО, операторами платежных систем и платежными организациями, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, противоречащие антимонопольному законодательству, действия (бездействие) ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций (группы лиц), направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;  

недобросовестная конкуренция на рынке банковских услуг - действия ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций, которые противоречат антимонопольному законодательству и обычаям делового оборота, устанавливают необоснованное преимущество при предоставлении банковских услуг и причинили или могут причинить убытки другим ФКО, операторам платежных систем и платежным организациям - конкурентам на рынке банковских услуг либо нанести ущерб их деловой репутации;  

ненадлежащая рекламная деятельность на рынке банковских услуг - деятельность ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций, нарушающая общие и/или специальные требования законодательства Кыргызской Республики о рекламе;  

доминирующее положение на рынке банковских услуг - исключительное положение ФКО, оператора платежных систем или платежной организации, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления банковских услуг и/или затруднять доступ на рынок банковских услуг другим ФКО, операторам платежных систем и платежным организациям Кыргызской Республики. Доминирующее положение устанавливается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;  

антиконкурентные соглашения (согласованные действия) - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, доказательством которой может быть анализ изменений ситуации на рынке банковских услуг.  

2.2. В настоящей Политике используются следующие термины и определения:  

антиконкурентные соглашения (согласованные действия) - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, доказательством которой может быть анализ изменений ситуации на рынке банковских услуг;  

банковские услуги - операции и услуги ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций, предоставляемые юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;  

доминирующее положение на рынке банковских услуг  исключительное положение ФКО, оператора платежных систем или платежной организации, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления банковских услуг и/или затруднять доступ на рынок банковских услуг другим ФКО, операторам платежных систем и платежным организациям Кыргызской Республики;  

конкуренция на рынке банковских услуг  свободная состязательность между ФКО, операторами платежных систем и платежными организациями, при которой их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия осуществления деятельности на рынке банковских услуг, в том числе в разрезе сегментов услуг;  

монополистическая деятельность на рынке банковских услуг - злоупотребление ФКО, операторами платежных систем и платежными организациями, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, противоречащие антимонопольному законодательству, действия (бездействие) ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций (группы лиц), направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;  

недобросовестная конкуренция на рынке банковских услуг - действия ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций, которые противоречат антимонопольному законодательству и обычаям делового оборота, устанавливают необоснованное преимущество при предоставлении банковских услуг и причинили или могут причинить убытки другим ФКО, операторам платежных систем и платежным организациям - конкурентам на рынке банковских услуг либо нанести ущерб их деловой репутации;  

ненадлежащая рекламная деятельность на рынке банковских услуг - деятельность ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций, нарушающая общие и/или специальные требования законодательства Кыргызской Республики в сфере рекламы, Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» и нормативных правовых актов Национального банка; 

необоснованно высокая/низкая цена банковской услуги - цена банковской услуги, которая существенно отличается от конкурентной цены банковских услуг и (или) затрудняет доступ на рынок банковских услуг другим организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию; 

рынок банковских услуг - сфера деятельности ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций на территории Кыргызской Республики или ее части, определяемая исходя из места предоставления банковской услуги потребителям.  

 

  

3. Доминирующее положение ФКО, оператора платежных систем, платежной организации 

3.3. Доминирующее положение ФКО, оператора платежных систем или платежной организации на рынке банковских услуг является нарушением антимонопольного законодательства, если оно достигнуто путем:  

а) немотивированного отказа заключать договор с потребителями банковских услуг;  

б) принуждения потребителя к заключению договора только при включении в него невыгодных, неприемлемых для потребителя, или не относящихся к предмету договора условий;  

в) установление монопольно высоких (низких) цен на предоставляемые услуги, которые определяются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;  

г) затруднения доступа на рынок банковских услуг другим ФКО, операторам платежных систем и платежным организациям;  

д) оказания негативного влияния на общие условия предоставления банковских услуг на рынке банковских услуг, а также ущемления прав потребителей.  

3.3. Доминирующее положение ФКО, оператора платежных систем или платежной организации на рынке банковских услуг является нарушением антимонопольного законодательства, если оно достигнуто путем:  

а) немотивированного отказа заключать договор с потребителями банковских услуг;  

б) принуждения потребителя к заключению договора только при включении в него невыгодных, неприемлемых для потребителя, или не относящихся к предмету договора условий; 

в) установления необоснованно высоких/низких цен на предоставляемые услуги;  

г) создания препятствий доступа на рынок банковских услуг другим ФКО, предоставляющему банковские услуги;  

д) оказания негативного влияния на конкурентную среду на рынке банковских услуг действиями, противоречащими антимонопольному законодательству; 

 

4. Недобросовестная конкуренция 

4.1. ФКО, операторы платежных систем и платежные организации в ходе своей деятельности не должны вести недобросовестную конкуренцию, которая может причинить убытки другим ФКО, операторам платежных систем или платежным организациям - конкурентам на рынке банковских услуг, либо нанести ущерб их деловой репутации, либо привести к нарушению прав потребителей. К числу таких действий, в частности, относится:  

а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений о другом ФКО, операторах платежных систем и платежных организациях или ФКО;  

б) нарушение форм и методов рекламной деятельности;  

в) получение, использование и разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;  

г) иные формы действий, противоречащие законодательству Кыргызской Республики.  

4.1. ФКО, операторы платежных систем и платежные организации в ходе своей деятельности не должны вести недобросовестную конкуренцию, которая может причинить убытки другим ФКО, операторам платежных систем или платежным организациям - конкурентам на рынке банковских услуг, либо нанести ущерб их деловой репутации, либо привести к нарушению прав потребителей. К числу таких действий, в частности, относится:  

а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений о другом ФКО, операторах платежных систем и платежных организациях;  

б) нарушение форм и методов рекламной деятельности в соответствии с законодательством в сфере рекламы, Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности», нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики;  

в) получение, использование и разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;  

в-1) привлечение клиентов путем введения в заблуждение с предоставлением заведомо ложных, неточных, нераскрытых или искаженных сведений о предоставляемых банковских услугах, в том числе влекущих за собой дополнительные расходы потребителей; 

г) иные формы действий, противоречащие законодательству Кыргызской Республики.  

5. Антиконкурентные соглашения (согласованные действия) ФКО, операторов платежных систем или платежных организаций, ограничивающие конкуренцию на рынке банковских услуг 

5.2. Соглашения, заключаемые с хозяйствующими субъектами, не должны содержать условий, которые приводят к необоснованному изменению тарифов на основные виды банковских услуг (открытие счета, расчетно-кассовое обслуживание и т.д.), к дифференциации тарифов для хозяйствующих субъектов из-за географического расположения или отсутствия на рынке других финансово-кредитных организаций или операторов платежных систем и платежных организаций.  

5.2. Соглашения, заключаемые с хозяйствующими субъектами, не должны содержать условий, которые приводят к необоснованному изменению цен на основные виды банковских услуг (открытие счета, расчетно-кассовое обслуживание и т.д.), к дифференциации цен для хозяйствующих субъектов из-за географического расположения или отсутствия на рынке других ФКО. 

 

6. Задачи и функции Национального банка по антимонопольному регулированию, развитию конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг 

7. Полномочия Национального банка 

7.1. В целях исключения монополии на рынке банковских услуг Национальный банк вправе:  

7.1.1. Устанавливать принципы ценообразования для ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций в случае их монопольного положения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

7.1.2. Давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства на рынке банковских услуг.  

7.1.3. В рамках государственных программ определять для ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций категорию потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию в целях защиты прав пользователей банковских услуг в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Участие в государственных программах определяется ФКО, операторами платежных систем и платежными организациями самостоятельно. 

7.1.4. Запрашивать от дочерних ФКО письмо-гарантию материнского ФКО об одобрении им его открытия. 

7.1.5. Издавать обязательные для исполнения ФКО, операторами платежных систем и платежными организациями предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о развитии конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг, и/или об устранении их последствий.  

7.1.6. Принимать решения:  

а) о наложении штрафов на ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций и на их должностных лиц в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики "Об административной ответственности", Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" и иными нормативными правовыми актами;  

б) об отзыве лицензии у ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций при невыполнении ими требований антимонопольного законодательства;  

в) об обращении в суд с заявлением о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о развитии конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг, в том числе о признании недействительными полностью или частично соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству и иным нормативным правовым актам о развитии конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг;  

г) об обращении в суд о перечислении прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о развитии конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг, в государственный бюджет;  

д) о направлении в соответствующие правоохранительные органы заявления о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о развитии конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг, а также материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о развитии конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг.  

7.1.7. Осуществлять иные действия в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.  

7.1. В целях исключения монополии на рынке банковских услуг Национальный банк вправе:  

7.1.1. Устанавливать принципы ценообразования для ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций в случае их монопольного положения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

7.1.2. Давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства на рынке банковских услуг.  

7.1.3. В рамках государственных программ определять для ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций категорию потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию в целях защиты прав пользователей банковских услуг в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Участие в государственных программах определяется ФКО, операторами платежных систем и платежными организациями самостоятельно. 

7.1.4. Запрашивать от дочерних ФКО письмо-гарантию материнского ФКО об одобрении им его открытия. 

7.1.5. признать утратившим силу 

7.1.6. Принимать решения:  

а) о наложении взыскания в виде штрафа на ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций и на их должностных лиц в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях

б) об обращении в суд с заявлением о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о развитии конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг, в том числе о признании недействительными полностью или частично соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству и иным нормативным правовым актам о развитии конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг;  

в) об обращении в суд о перечислении прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о развитии конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг, в государственный бюджет;  

г) о направлении в соответствующие правоохранительные органы заявления о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о развитии конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг, а также материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о развитии конкуренции и защите прав потребителей на рынке банковских услуг.  

7.1.7. Осуществлять иные действия в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.  

 

 

 

7.2. Национальный банк применяет меры воздействия в отношении ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций и к их должностным лицам за нарушение антимонопольного законодательства в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка и законодательством Кыргызской Республики. 

8. Механизм антимонопольного регулирования со стороны Национального банка  

8.2. Доминирующее положение ФКО на рынке банковских услуг определяется в соответствии с Положением об определении доминирующего положения на рынке банковских услуг, утвержденным постановлением Правления Национального банка от 28.03.2007 года N 16/5. Доминирующее положение оператора платежных систем и платежной организации на рынке банковских услуг определяется в соответствии с нормативным правовым актом Национального банка.  

8.2. Доминирующее положение ФКО на рынке банковских услуг определяется в соответствии с Положением «Об определении доминирующего положения на рынке банковских услуг», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 28.03.2007 года № 16/5. 

8.3. При проведении инспекторских проверок на местах Национальным банком проводится анализ ценообразования банковских услуг, порядка разработки и утверждения тарифов на соответствие внутренней политике ценообразования ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций, и соответствующая информация отражается в общем отчете по результатам проверки ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций.  

8.3. При проведении инспекторских проверок на местах Национальным банком проводится анализмаркетинговой деятельности, ценообразования банковских услуг, порядка разработки и утверждения тарифов на соответствие внутренней политике ценообразования ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций, и соответствующая информация отражается в общем отчете по результатам проверки ФКО, операторов платежных систем и платежных организаций

8.4. Национальный банк рассматривает случаи несоблюдения ФКО, операторами платежных систем и платежными организациями антимонопольного законодательства или нарушения иных нормативных правовых актов о развитии конкуренции и защите прав потребителей на основании информации, содержащейся как в отчетах по результатам проверок, так и обнаруженной в процессе осуществления внешнего надзора и лицензирования в части:  

- действий при совершении сделок, противоречащих антимонопольному законодательству;  

- нарушения порядка ценообразования, в том числе установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;  

- установления сговора в целях ограничения конкуренции, доказательством которого может служить анализ изменений ситуации на рынке банковских услуг;  

- заявления потребителей банковских услуг в письменной форме с приложением имеющихся документов, свидетельствующих о наличии фактов нарушения.  

8.4. Национальный банк рассматривает случаи несоблюдения ФКО, операторами платежных систем и платежными организациями антимонопольного законодательства на основании информации, содержащейся как в отчетах по результатам проверок, так и обнаруженной в процессе осуществления внешнего надзора и лицензирования в части:  

- действий при совершении сделок, противоречащих антимонопольному законодательству;  

- нарушения порядка ценообразования, в том числе установление, поддержание необоснованно высокой/низкой цены банковской услуги;  

- установления сговора в целях ограничения конкуренции, доказательством которого может служить анализ изменений ситуации на рынке банковских услуг;  

- ненадлежащей рекламной деятельности на рынке банковских услуг; 

- заявления потребителей банковских услуг в письменной форме с приложением имеющихся документов, свидетельствующих о наличии фактов нарушения. 

Положение об определении доминирующего положения на рынке банковских услуг, утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 марта 2007 года № 16/5  

1.2. Настоящее Положение определяет действия, применяемые Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) в области антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских, микрофинансовых и платежных услуг (далее  банковские услуги) и операций в Кыргызской Республике, оказываемых коммерческими банками, другими небанковскими финансово-кредитными организациями и юридическими лицами (операторами платежных систем и платежными организациями), поднадзорными Национальному банку и Государственным банком развития Кыргызской Республики (далее  лица, предоставляющие банковские услуги).   

1.2. Настоящее Положение определяет действия, применяемые Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) в области антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских, микрофинансовых и платежных услуг (далее  банковские услуги) и операций в Кыргызской Республике, оказываемых коммерческими банками, небанковскими финансово-кредитными организациями, иными юридическими лицами, операторами платежных систем и платежными организациями и иными юридическими лицами, поднадзорными Национальному банку и Государственным банком развития Кыргызской Республики (далее  лица, предоставляющие банковские услуги).   

1.3. В целях настоящего Положения используются следующие понятия:  

а) банковские услуги - услуги, в том числе операции и сделки лиц, предоставляющих банковские услуги, предоставляемые юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;  

б) рынок банковских услуг - сфера деятельности лиц, предоставляющих банковские услуги на территории Кыргызской Республики или ее части, определяемые исходя из места предоставления банковской услуги потребителям, и видов банковских услуг;  

в) конкуренция на рынке банковских услуг - свободная состязательность между лицами, предоставляющими банковские услуги, при которой их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия осуществления деятельности на рынке банковских услуг, в том числе в разрезе сегментов услуг;  

г) монополистическая деятельность на рынке банковских услуг - злоупотребление лицами, предоставляющими банковские услуги, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, противоречащие антимонопольному законодательству, действия (бездействие) лиц, предоставляющих банковские услуги (группы лиц), направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;  

д) недобросовестная конкуренция на рынке банковских услуг - действия лиц, предоставляющих банковские услуги, которые противоречат антимонопольному законодательству и обычаям делового оборота, устанавливают необоснованное преимущество при предоставлении банковских услуг и причиняют или могут причинить убытки другим лицам, предоставляющим банковские услуги - конкурентам на рынке банковских услуг либо нанести ущерб их деловой репутации;  

е) доминирующее положение на рынке банковских услуг - исключительное положение лиц, предоставляющих банковские услуги или группы лиц, предоставляющих банковские услуги, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления банковских услуг и/или затруднять доступ на рынок банковских услуг другим лицам, предоставляющим банковские услуги Кыргызской Республики;  

ж) антиконкурентные соглашения (согласованные действия) - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, доказательством которой может быть анализ изменений ситуации на рынке банковских услуг;  

з) злоупотребление доминирующим положением - действия лиц, предоставляющих банковские услуги, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц, предоставляющих банковские услуги - конкурентов на рынке банковских услуг.  

1.3. В целях настоящего Положения используются понятия, указанные в Политике и основных принципах антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских услуг Кыргызской Республики, оказываемых коммерческими банками, другими финансово-кредитными организациями, операторами платежных систем и платежными организациями, лицензируемыми и регулируемыми Национальным банком Кыргызской Республики

2.3. Доминирующее положение лиц, предоставляющих банковские услуги, на рынке банковских услуг является нарушением антимонопольного законодательства, если оно достигнуто путем:  

а) немотивированного отказа заключать договор с потребителями банковских услуг;  

б) принуждения потребителя к заключению договора на невыгодных, неприемлемых для потребителя, или не относящихся к предмету договора условиях;  

в) установления необоснованно высоких (низких) тарифов на предоставляемые услуги;  

г) создания препятствий доступа на рынок банковских услуг другому лицу, предоставляющему банковские услуги;  

д) оказания негативного влияния на конкурентную среду на рынке банковских услуг действиями, противоречащими антимонопольному законодательству.  

2.3. Доминирующее положение лиц, предоставляющих банковские услуги, на рынке банковских услуг является нарушением антимонопольного законодательства, если оно достигнуто путем:  

а) немотивированного отказа заключать договор с потребителями банковских услуг;  

б) принуждения потребителя к заключению договора на невыгодных, неприемлемых для потребителя, или не относящихся к предмету договора условиях;  

в) установления необоснованно высоких/низких цен на предоставляемые услуги;  

г) создания препятствий доступа на рынок банковских услуг другому лицу, предоставляющему банковские услуги;  

д) оказания негативного влияния на конкурентную среду на рынке банковских услуг действиями, противоречащими антимонопольному законодательству; 

2.5. Превышение лицом, предоставляющим банковские услуги, предельного значения (максимальной доли на рынке), установленного Национальным банком относительно доли на рынке банковских услуг, не является нарушением антимонопольного законодательства. При этом лицо, предоставляющее банковские услуги не должно злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке банковских услуг.  

2.5. Превышение лицом, предоставляющим банковские услуги, предельного значения (максимальной доли на рынке), установленного Национальным банком относительно доли на рынке банковских услуг, не является нарушением антимонопольного законодательства. При этом лицо, предоставляющее банковские услуги не должно злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке банковских услуг.   

Злоупотреблением доминирующим положением являются действия лиц, предоставляющих банковские услуги, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц, предоставляющих банковские услуги - конкурентов на рынке банковских услуг.  

1.4. Банки не вправе создавать и/или приобретать дочерние или зависимые компании, если:  

… 

5) участниками компании являются лица, для которых установлены ограничения Законом «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности».  

1.4. Банки не вправе создавать и/или приобретать дочерние или зависимые компании, если:  

… 

5) участниками компании являются лица, для которых установлены ограничения Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности».  

1.5. Размер любых инвестиций, включая любые финансовые вложения и кредиты в каждую небанковскую организацию, в том числе при создании и/или приобретении дочерней или зависимой компании, должен составлять менее пятнадцати процентов собственного (регулятивного) капитала банка. При этом общий размер таких инвестиций не может превышать шестидесяти процентов собственного (регулятивного) капитала банка. В целях настоящих Правил под собственным (регулятивным) капиталом банка подразумевается чистый суммарный капитал, который рассчитывается в соответствии с Инструкцией по определению стандартов достаточности (адекватности) капитала коммерческих банков Кыргызской Республики.  

Примечание: Требования и ограничения при осуществлении инвестиций установлены в соответствии со статьей 113 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике».  

1.5. Размер любых инвестиций, включая любые финансовые вложения и кредиты в каждую небанковскую организацию, в том числе при создании и/или приобретении дочерней или зависимой компании, должен составлять менее пятнадцати процентов собственного (регулятивного) капитала банка. При этом общий размер таких инвестиций не может превышать шестидесяти процентов собственного (регулятивного) капитала банка. В целях настоящих Правил под собственным (регулятивным) капиталом банка подразумевается чистый суммарный капитал, который рассчитывается в соответствии с Инструкцией по определению стандартов достаточности (адекватности) капитала коммерческих банков Кыргызской Республики.  

Примечание: Требования и ограничения при осуществлении инвестиций установлены в соответствии со статьей 50 Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности».  

 

3.7. При создании и/или приобретении банком дочерней или зависимой компании, осуществляющей операции по исламским принципам банковского дела и финансирования, в компании должен быть создан свой Шариатский совет. Список членов Шариатского совета должен быть представлен в Национальный банк. 

ПОЛОЖЕНИЕ 

«О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, 

платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, 

и к осуществлению маркетинговых мероприятий», утвержденный постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 29 декабря 2021 года № 2021-П-12/75-1-(БС) 

7. Политика ценообразования, в зависимости от специфики деятельности лица, предоставляющего банковские услуги, может предусматривать следующее:   

1) цели и задачи ценовой политики лица, предоставляющего банковские услуги при осуществлении активных и пассивных операций с учетом взвешенности риска и обоснования вознаграждения;  

2) требование к проведению рыночного анализа спроса и цен на банковские платежные услуги и услуги, оказываемые микрофинансовыми организациями;  

3) требование к анализу формирования структуры процентных ставок, в том числе процентных и непроцентных расходов, для достижения установленного лицом, предоставляющим банковские услуги, уровня рентабельности;  

4) требование к раскрытию компонентов, из которых складываются процентные ставки по всем видам кредитов (включая стоимость привлеченных средств, стоимость обслуживания кредита, операционные расходы, расходы на формирование резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков, налоги, плановую норму прибыльности (маржу) и другие затраты, обусловленные объективными факторами, региональными и иными особенностями функционирования лиц, предоставляющих банковские услуги), и приемлемые для лица, предоставляющего банковские услуги, нижние и верхние границы процентных ставок, а также требования к порядку их применения и периодического пересмотра;  

5) требования к раскрытию компонентов по процентным ставкам всех видов депозитов, приемлемые для лиц, предоставляющих банковские услуги, нижние и верхние границы процентных ставок и требования к их применению и периодическому пересмотру;  

6) требования к обоснованию стоимости других банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями в виде тарифов, комиссионных сборов, фиксированных платежей и требования к их применению и периодическому пересмотру;  

7) обоснование выбора метода определения цен на банковские, платежные услуги и услуги, оказываемые микрофинансовыми организациями лицам, предоставляющим банковские услуги, а также требования к методикам, основанным на реалистических предпосылках и особенностях ведения бизнес-деятельности лиц, предоставляющих банковские услуги;  

8) полномочия органов управления и соответствующих структурных подразделений лиц, предоставляющих банковские услуги, их ответственность за достижение целей политики ценообразования и реализацию стратегии ценообразования лиц, предоставляющих банковские услуги;  

9) требования к проведению мониторинга, контроля и анализа эффективности политики ценообразования лица, предоставляющего банковские услуги;  

10) требования о своевременности информирования клиентов об условиях предоставления банковских платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и последующих их изменениях и дополнениях к действующим процентным ставкам и тарифам лиц, предоставляющих банковские услуги;  

11) периодичность анализа действующих тарифов и требования к их пересмотру и предоставлению на рассмотрение уполномоченному органу управления.  

7. Политика ценообразования, в зависимости от специфики деятельности лица, предоставляющего банковские услуги, может предусматривать следующее:   

1) цели и задачи ценовой политики лица, предоставляющего банковские услуги при осуществлении активных и пассивных операций с учетом взвешенности риска и обоснования вознаграждения;  

2) требование к проведению рыночного анализа спроса и цен на банковские платежные услуги и услуги, оказываемые микрофинансовыми организациями;  

3) требование к анализу формирования структуры процентных ставок, в том числе процентных и непроцентных расходов, для достижения установленного лицом, предоставляющим банковские услуги, уровня рентабельности;  

4) требование к раскрытию компонентов, из которых складываются процентные ставки по всем видам кредитов (включая стоимость привлеченных средств, стоимость обслуживания кредита, операционные расходы, расходы на формирование резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков, налоги, плановую норму прибыльности (маржу) и другие затраты, обусловленные объективными факторами, региональными и иными особенностями функционирования лиц, предоставляющих банковские услуги), и приемлемые для лица, предоставляющего банковские услуги, нижние и верхние границы процентных ставок, а также требования к порядку их применения и периодического пересмотра;  

5) требования к раскрытию компонентов по процентным ставкам всех видов депозитов, приемлемые для лиц, предоставляющих банковские услуги, нижние и верхние границы процентных ставок и требования к их применению и периодическому пересмотру;  

6) требования к обоснованию стоимости других банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями в виде тарифов, комиссионных сборов, фиксированных платежей и требования к их применению и периодическому пересмотру;  

7) обоснование выбора метода определения цен на банковские, платежные услуги и услуги, оказываемые микрофинансовыми организациями лицам, предоставляющим банковские услуги, а также требования к методикам, основанным на реалистических предпосылках и особенностях ведения бизнес-деятельности лиц, предоставляющих банковские услуги;  

8) полномочия органов управления и соответствующих структурных подразделений лиц, предоставляющих банковские услуги, их ответственность за достижение целей политики ценообразования и реализацию стратегии ценообразования лиц, предоставляющих банковские услуги;  

9) требования к проведению мониторинга, контроля и анализа эффективности политики ценообразования лица, предоставляющего банковские услуги;  

10) требования о своевременности информирования клиентов об условиях предоставления банковских платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и последующих их изменениях и дополнениях к действующим процентным ставкам, комиссионным вознаграждениям и тарифам лиц, предоставляющих банковские услуги;  

11) периодичность анализа действующих тарифов и требования к их пересмотру и предоставлению на рассмотрение уполномоченному органу управления.  

11. Реклама о банке, о банковских продуктах и оказываемых услугах, размерах процентных ставок и тарифах, размещаемая в средствах массовой информации, на официальных интернет-сайтах и других носителях (рекламные буклеты, придорожные билборды, стенды и др.), а также информация, предоставляемая при консультировании клиентов, должны быть достоверными и полными в целях недопущения введения в заблуждение клиентов.   

В случае если в рекламе банка невозможно указание полной информации, реклама банка должна содержать ссылку на официальный интернет-сайт либо другой носитель информации, где размещена полная информация об условиях оказания соответствующих услуг.  

Реклама банка должна содержать полное наименование, номер лицензии в соответствии с лицензией, выданной Национальным банком.  

11. Реклама о банке, о банковских продуктах и оказываемых услугах, размерах процентных ставок, комиссионных вознаграждениях и тарифах, размещаемая в средствах массовой информации, на официальных интернет-сайтах и других носителях (рекламные буклеты, придорожные билборды, стенды и др.), а также информация, предоставляемая при консультировании клиентов, должны быть достоверными и полными в целях недопущения введения в заблуждение клиентов.   

В случае если в рекламе банка невозможно указание полной информации, реклама банка должна содержать ссылку на официальный интернет-сайт либо другой носитель информации, где размещена полная информация об условиях оказания соответствующих услуг.  

Реклама банка должна содержать полное наименование, номер лицензии в соответствии с лицензией, выданной Национальным банком.