Проект
О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей»
от 24 июня 2015 года №35/10
В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей» от 24 июня 2015 года №35/10 (прилагаются).
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
3. Юридическому управлению:
- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;
- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. Отделу по защите прав потребителей после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», ОЮЛ «Национальная ассоциация кредитных союзов и кооперативов», небанковских и специализированных финансово-кредитных организаций, кредитных бюро, обменных бюро, структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.
5. Управлению платежных систем после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения платежных организаций и операторов платежных систем.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего отдел по защите прав потребителей.
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от _____________2022 года
№______________________
Изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей»
от 24 июня 2015 года №35/10
Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей» от 24 июня 2015 года №35/10 следующие изменения:
в Положении о минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей, утвержденном вышеуказанным постановлением:
- пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящее Положение разработано в целях защиты прав и законных интересов потребителей и устанавливает минимальные требования к деятельности банков, небанковских финансово-кредитных организаций и иных юридических лиц, поднадзорных Национальному банку (лица, предоставляющие банковские услуги), (далее - ФКО), по предоставлению финансовых услуг и рассмотрению обращений потребителей данных услуг, а также определяет компетенцию и порядок взаимодействия Национального банка с ФКО в сфере защиты прав потребителей.»
- подпункт 2 пункта 3 изложить в следующей редакции:
«2) уполномоченное структурное подразделение Национального банка - структурное подразделение Национального банка, уполномоченное осуществлять надзор за соблюдением лицами, поднадзорными Национальному банку, законодательства Кыргызской Республики в сфере защиты прав потребителей банковских и платежных услуг;»
- пункт 11 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
Договора, а также другие соглашения, заключаемые с клиентом, составляются по выбору клиента на государственном или официальном языке, подтверждением которого будет являться письменное или электронное согласие клиента на составление договора на выбранном им языке. Данное согласие подшивается и хранится в досье клиента.
- в пункте 21:
подпункт 2 изложить в следующей редакции:
«2) до заключения кредитного договора должно быть обеспечено полное раскрытие потребителям (потенциальным заемщикам) исчерпывающей информации об условиях предоставления кредитов и обязаны предоставить информацию о полной стоимости кредита в абсолютном значении, показывая в отдельности основную сумму кредита, проценты, комиссионное вознаграждение и другие платежи, связанные с заключением и исполнением договора;»
в подпункте 4 после слова «заемщику» дополнить словами «, гаранту/поручителю, залогодателю»;
СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей»
от 24 июня 2015 года №35/10»
1. Цель и задачи
Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (далее – Национальный банк) «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей» от 24 июня 2015 года №35/10)» (далее – проект постановления) разработан в целях приведения в соответствие нормативных правовых актов Национального банка с конституционным Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности».
2. Описательная часть
Проектом постановления предусмотрены изменения содержательного и технического характера, касающиеся требований к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей банковских услуг.
В соответствии с проектом постановления изменения вносятся в Положение о минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей от 24 июня 2015 года №35/10.
3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий.
Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения
«О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики», проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан
и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению.
Материалы по проекту постановления будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка и Едином портале общественного обсуждения нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Представленный проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики.
6. Информация о необходимости финансирования
Принятие предлагаемого проекта не потребует дополнительного финансирования.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия
К представленному проекту постановления анализ регулятивного воздействия не проводится на основании положений подпункта 4 пункта 4 Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 10 августа 2022 года № 444, в части, касающейся приведения в соответствие с вышестоящими по степени юридической силы нормативными правовыми актами.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей» от 24 июня 2015 года №35/10» |
||
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
Примечание |
1. Настоящее Положение разработано в целях защиты прав и законных интересов потребителей и устанавливает минимальные требования к деятельности банков, микрофинансовых организаций, кредитных союзов и иных финансово-кредитных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком (далее - ФКО), по предоставлению финансовых услуг и рассмотрению обращений потребителей данных услуг, а также определяет компетенцию и порядок взаимодействия Национального банка с ФКО в сфере защиты прав потребителей. |
1. Настоящее Положение разработано в целях защиты прав и законных интересов потребителей и устанавливает минимальные требования к деятельности банков, небанковских финансово-кредитных организаций и иных юридических лиц, поднадзорных Национальному банку (лица, предоставляющие банковские услуги), (далее - ФКО), по предоставлению финансовых услуг и рассмотрению обращений потребителей данных услуг, а также определяет компетенцию и порядок взаимодействия Национального банка с ФКО в сфере защиты прав потребителей. |
Закон «О банках и банковской деятельности» Статья 6. Основы предоставления банковских и платежных услуг 1. Взаимоотношения банков, небанковских финансово-кредитных организаций и иных юридических лиц, поднадзорных Национальному банку (лица, предоставляющие банковские услуги), с клиентами строятся на основе принципа партнерства в соответствии с настоящим Законом, на основе гражданского и иного законодательства Кыргызской Республики. Под клиентами понимаются юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, пользующиеся банковскими услугами. 2. … Положения настоящей главы распространяются на банки, небанковские финансово-кредитные организации и иные юридические лица, поднадзорные Национальному банку, в том числе осуществляющие свою деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, с учетом особенностей, предусмотренных положениями исламских принципов банковского дела и финансирования. |
3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия: 2) уполномоченное структурное подразделение Национального банка - структурное подразделение Национального банка, уполномоченное осуществлять мероприятия по защите прав и законных интересов потребителей финансовых услуг; |
3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия: 2) уполномоченное структурное подразделение Национального банка - структурное подразделение Национального банка, уполномоченное осуществлять надзор за соблюдением лицами, поднадзорными Национальному банку, законодательства Кыргызской Республики в сфере защиты прав потребителей банковских и платежных услуг; |
Закон «О Национальном банке» Статья 5. Функции и полномочия Национального банка Национальный банк: 15) осуществляет надзор за соблюдением лицами, поднадзорными Национальному банку, законодательства Кыргызской Республики в сфере защиты прав потребителей банковских и платежных услуг; |
11. Договоры, заключаемые с клиентами, должны соответствовать банковскому и иному законодательству Кыргызской Республики. Договоры, заключаемые с клиентами в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, должны соответствовать также и стандартам Шариата. Тексты договоров должны быть напечатаны одинаковым шрифтом не менее двенадцатого размера, изложены предельно ясно и доступно для восприятия и понимания потребителями. По выбору потребителя текст договора составляется на государственном или официальном языке, о чем потребитель должен быть в обязательном порядке проинформирован до заключения договора. По усмотрению ФКО текст договора может быть переведен на другой язык с обязательным составлением экземпляра договора на государственном или официальном языке, который имеет преимущественную силу. До подписания договора (соглашения) потребитель вправе получить на руки проект договора (соглашения) со всеми прилагаемыми к нему документами для ознакомления за пределами ФКО на срок от одного до трех дней, о чем потребитель должен быть в обязательном порядке проинформирован до подписания договора. |
11. Договоры, заключаемые с клиентами, должны соответствовать банковскому и иному законодательству Кыргызской Республики. Договоры, заключаемые с клиентами в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, должны соответствовать также и стандартам Шариата. Тексты договоров должны быть напечатаны одинаковым шрифтом не менее двенадцатого размера, изложены предельно ясно и доступно для восприятия и понимания потребителями. По выбору потребителя текст договора составляется на государственном или официальном языке, о чем потребитель должен быть в обязательном порядке проинформирован до заключения договора. По усмотрению ФКО текст договора может быть переведен на другой язык с обязательным составлением экземпляра договора на государственном или официальном языке, который имеет преимущественную силу. До подписания договора (соглашения) потребитель вправе получить на руки проект договора (соглашения) со всеми прилагаемыми к нему документами для ознакомления за пределами ФКО на срок от одного до трех дней, о чем потребитель должен быть в обязательном порядке проинформирован до подписания договора. Договора, а также другие соглашения, заключаемые с клиентом, составляются по выбору клиента на государственном или официальном языке, подтверждением которого будет являться письменное или электронное согласие клиента на составление договора на выбранном им языке. Данное согласие подшивается и хранится в досье клиента. |
Закон «О банках и банковской деятельности» Статья 8. Требования к договорам 1. Договоры, заключаемые с клиентами, должны соответствовать банковскому и иному законодательству Кыргызской Республики. Договоры, заключаемые с клиентами в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, должны соответствовать также и стандартам Шариата. 2. Тексты договоров должны быть напечатаны шрифтом одинакового размера, изложены предельно ясно и доступно для восприятия и понимания клиентами. По согласованию с клиентом текст договора составляется на государственном или официальном языке. При необходимости текст договора может быть переведен на другой язык. |
21. 2) до заключения кредитного договора должна быть раскрыта исчерпывающая информация об условиях предоставления кредита, включая информацию о полной стоимости кредитного продукта (общая сумма основного долга, процентов, комиссий и иной платы, связанной с получением и обслуживанием кредита); |
21. 2) до заключения кредитного договора должно быть обеспечено полное раскрытие потребителям (потенциальным заемщикам) исчерпывающей информации об условиях предоставления кредитов и обязаны предоставить информацию о полной стоимости кредита в абсолютном значении, показывая в отдельности основную сумму кредита, проценты, комиссионное вознаграждение и другие платежи, связанные с заключением и исполнением договора. |
Закон «О банках и банковской деятельности» Статья 10. Ответственное кредитование 2) до заключения кредитного договора должно быть обеспечено полное раскрытие клиентам (потенциальным заемщикам) исчерпывающей информации об условиях предоставления кредитов, включая информацию о полной стоимости кредитного продукта. Национальный банк вправе устанавливать иные требования к раскрытию информации;
Статья 11. Комиссионное вознаграждение, тарифы и процентные ставки 5. Наряду с информацией о размере номинальной и эффективной процентной ставки, до заключения кредитного договора лица, предоставляющие банковские услуги, обязаны предоставить клиенту информацию о полной стоимости кредита в абсолютном значении, показывая в отдельности основную сумму кредита, проценты, комиссионное вознаграждение и другие платежи, связанные с заключением и исполнением договора. |
4) заемщику должны быть разъяснены под роспись последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых им обязательств и ответственность по кредитному договору; |
4) заемщику, гаранту/поручителю, залогодателю должны быть разъяснены под подпись последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых обязательств по соответствующим договорам; |
Закон «О банках и банковской деятельности» Статья 10. Ответственное кредитование 3) заемщику, гаранту/поручителю, залогодателю должны быть разъяснены под подпись последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых обязательств по соответствующим договорам; |