Вернуться назад

Проект 

 

 

 

 

 

 

О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей»  

от 24 июня 2015 года №35/10 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей» от 24 июня 2015 года №35/10 (прилагаются). 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования. 

3. Юридическому управлению: 

- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

4. Отделу по защите прав потребителей после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», ОЮЛ «Национальная ассоциация кредитных союзов и кооперативов», небанковских и специализированных финансово-кредитных организаций, кредитных бюро, обменных бюро, структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

5. Управлению платежных систем после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения платежных организаций и операторов платежных систем.  

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего отдел по защите прав потребителей. 

 

Приложение  

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от _____________2022 года  

№______________________ 

 

 

Изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей»  

от 24 июня 2015 года №35/10 

  

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей» от 24 июня 2015 года №35/10 следующие изменения:  

в Положении о минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1 изложить в следующей редакции:  

«1. Настоящее Положение разработано в целях защиты прав и законных интересов потребителей и устанавливает минимальные требования к деятельности банков, небанковских финансово-кредитных организаций и иных юридических лиц, поднадзорных Национальному банку (лица, предоставляющие банковские услуги), (далее - ФКО), по предоставлению финансовых услуг и рассмотрению обращений потребителей данных услуг, а также определяет компетенцию и порядок взаимодействия Национального банка с ФКО в сфере защиты прав потребителей.» 

- подпункт 2 пункта 3 изложить в следующей редакции:  

«2) уполномоченное структурное подразделение Национального банка - структурное подразделение Национального банка, уполномоченное осуществлять надзор за соблюдением лицами, поднадзорными Национальному банку, законодательства Кыргызской Республики в сфере защиты прав потребителей банковских и платежных услуг;» 

- пункт 11 дополнить абзацем третьим следующего содержания: 

Договора, а также другие соглашения, заключаемые с клиентом, составляются по выбору клиента на государственном или официальном языке, подтверждением которого будет являться письменное или электронное согласие клиента на составление договора на выбранном им языке. Данное согласие подшивается и хранится в досье клиента.  

- в пункте 21:  

подпункт 2 изложить в следующей редакции:  

«2) до заключения кредитного договора должно быть обеспечено полное раскрытие потребителям (потенциальным заемщикам) исчерпывающей информации об условиях предоставления кредитов и обязаны предоставить информацию о полной стоимости кредита в абсолютном значении, показывая в отдельности основную сумму кредита, проценты, комиссионное вознаграждение и другие платежи, связанные с заключением и исполнением договора;» 

в подпункте 4 после слова «заемщику» дополнить словами «, гаранту/поручителю, залогодателю»; 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей» 

от 24 июня 2015 года №35/10» 

 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей» от 24 июня 2015 года №35/10)» (далее проект постановления) разработан в целях приведения в соответствие нормативных правовых актов Национального банка с конституционным Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности». 

 

2. Описательная часть  

Проектом постановления предусмотрены изменения содержательного и технического характера, касающиеся требований к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей банковских услуг. 

В соответствии с проектом постановления изменения вносятся в Положение о минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей от 24 июня 2015 года №35/10.  

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий. 

Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения  

«О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики», проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан  

и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению.  

Материалы по проекту постановления будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка и Едином портале общественного обсуждения нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта не потребует дополнительного финансирования. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

К представленному проекту постановления анализ регулятивного воздействия не проводится на основании положений подпункта 4 пункта 4 Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 10 августа 2022 года № 444, в части, касающейся приведения в соответствие с вышестоящими по степени юридической силы нормативными правовыми актами. 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей»  

от 24 июня 2015 года №35/10» 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Примечание 

1. Настоящее Положение разработано в целях защиты прав и законных интересов потребителей и устанавливает минимальные требования к деятельности банков, микрофинансовых организаций, кредитных союзов и иных финансово-кредитных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком (далее - ФКО), по предоставлению финансовых услуг и рассмотрению обращений потребителей данных услуг, а также определяет компетенцию и порядок взаимодействия Национального банка с ФКО в сфере защиты прав потребителей.  

1. Настоящее Положение разработано в целях защиты прав и законных интересов потребителей и устанавливает минимальные требования к деятельности банков, небанковских финансово-кредитных организаций и иных юридических лиц, поднадзорных Национальному банку (лица, предоставляющие банковские услуги), (далее - ФКО), по предоставлению финансовых услуг и рассмотрению обращений потребителей данных услуг, а также определяет компетенцию и порядок взаимодействия Национального банка с ФКО в сфере защиты прав потребителей.  

Закон «О банках и банковской деятельности» 

Статья 6. Основы предоставления банковских и платежных услуг 

1. Взаимоотношения банков, небанковских финансово-кредитных организаций и иных юридических лиц, поднадзорных Национальному банку (лица, предоставляющие банковские услуги), с клиентами строятся на основе принципа партнерства в соответствии с настоящим Законом, на основе гражданского и иного законодательства Кыргызской Республики. Под клиентами понимаются юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, пользующиеся банковскими услугами. 

2. … 

Положения настоящей главы распространяются на банки, небанковские финансово-кредитные организации и иные юридические лица, поднадзорные Национальному банку, в том числе осуществляющие свою деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, с учетом особенностей, предусмотренных положениями исламских принципов банковского дела и финансирования. 

3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия: 

2) уполномоченное структурное подразделение Национального банка - структурное подразделение Национального банка, уполномоченное осуществлять мероприятия по защите прав и законных интересов потребителей финансовых услуг; 

3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия: 

2) уполномоченное структурное подразделение Национального банка - структурное подразделение Национального банка, уполномоченное осуществлять надзор за соблюдением лицами, поднадзорными Национальному банку, законодательства Кыргызской Республики в сфере защиты прав потребителей банковских и платежных услуг

Закон «О Национальном банке» 

Статья 5. Функции и полномочия Национального банка 

Национальный банк: 

15) осуществляет надзор за соблюдением лицами, поднадзорными Национальному банку, законодательства Кыргызской Республики в сфере защиты прав потребителей банковских и платежных услуг; 

11. Договоры, заключаемые с клиентами, должны соответствовать банковскому и иному законодательству Кыргызской Республики. Договоры, заключаемые с клиентами в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, должны соответствовать также и стандартам Шариата. Тексты договоров должны быть напечатаны одинаковым шрифтом не менее двенадцатого размера, изложены предельно ясно и доступно для восприятия и понимания потребителями. По выбору потребителя текст договора составляется на государственном или официальном языке, о чем потребитель должен быть в обязательном порядке проинформирован до заключения договора. По усмотрению ФКО текст договора может быть переведен на другой язык с обязательным составлением экземпляра договора на государственном или официальном языке, который имеет преимущественную силу. 

До подписания договора (соглашения) потребитель вправе получить на руки проект договора (соглашения) со всеми прилагаемыми к нему документами для ознакомления за пределами ФКО на срок от одного до трех дней, о чем потребитель должен быть в обязательном порядке проинформирован до подписания договора. 

11. Договоры, заключаемые с клиентами, должны соответствовать банковскому и иному законодательству Кыргызской Республики. Договоры, заключаемые с клиентами в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, должны соответствовать также и стандартам Шариата. Тексты договоров должны быть напечатаны одинаковым шрифтом не менее двенадцатого размера, изложены предельно ясно и доступно для восприятия и понимания потребителями. По выбору потребителя текст договора составляется на государственном или официальном языке, о чем потребитель должен быть в обязательном порядке проинформирован до заключения договора. По усмотрению ФКО текст договора может быть переведен на другой язык с обязательным составлением экземпляра договора на государственном или официальном языке, который имеет преимущественную силу. 

До подписания договора (соглашения) потребитель вправе получить на руки проект договора (соглашения) со всеми прилагаемыми к нему документами для ознакомления за пределами ФКО на срок от одного до трех дней, о чем потребитель должен быть в обязательном порядке проинформирован до подписания договора. 

Договора, а также другие соглашения, заключаемые с клиентом, составляются по выбору клиента на государственном или официальном языке, подтверждением которого будет являться письменное или электронное согласие клиента на составление договора на выбранном им языке. Данное согласие подшивается и хранится в досье клиента.  

Закон «О банках и банковской деятельности» 

Статья 8. Требования к договорам 

1. Договоры, заключаемые с клиентами, должны соответствовать банковскому и иному законодательству Кыргызской Республики. Договоры, заключаемые с клиентами в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, должны соответствовать также и стандартам Шариата. 

2. Тексты договоров должны быть напечатаны шрифтом одинакового размера, изложены предельно ясно и доступно для восприятия и понимания клиентами. По согласованию с клиентом текст договора составляется на государственном или официальном языке. При необходимости текст договора может быть переведен на другой язык. 

21. 

2) до заключения кредитного договора должна быть раскрыта исчерпывающая информация об условиях предоставления кредита, включая информацию о полной стоимости кредитного продукта (общая сумма основного долга, процентов, комиссий и иной платы, связанной с получением и обслуживанием кредита)

21. 

2) до заключения кредитного договора должно быть обеспечено полное раскрытие потребителям (потенциальным заемщикам) исчерпывающей информации об условиях предоставления кредитов и обязаны предоставить информацию о полной стоимости кредита в абсолютном значении, показывая в отдельности основную сумму кредита, проценты, комиссионное вознаграждение и другие платежи, связанные с заключением и исполнением договора. 

Закон «О банках и банковской деятельности» 

Статья 10. Ответственное кредитование 

2) до заключения кредитного договора должно быть обеспечено полное раскрытие клиентам (потенциальным заемщикам) исчерпывающей информации об условиях предоставления кредитов, включая информацию о полной стоимости кредитного продукта. Национальный банк вправе устанавливать иные требования к раскрытию информации; 

 

Статья 11. Комиссионное вознаграждение, тарифы и процентные ставки 

5. Наряду с информацией о размере номинальной и эффективной процентной ставки, до заключения кредитного договора лица, предоставляющие банковские услуги, обязаны предоставить клиенту информацию о полной стоимости кредита в абсолютном значении, показывая в отдельности основную сумму кредита, проценты, комиссионное вознаграждение и другие платежи, связанные с заключением и исполнением договора.  

4) заемщику должны быть разъяснены под роспись последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых им обязательств и ответственность по кредитному договору; 

4) заемщику, гаранту/поручителю, залогодателю должны быть разъяснены под подпись последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых обязательств по соответствующим договорам; 

Закон «О банках и банковской деятельности» 

Статья 10. Ответственное кредитование 

3) заемщику, гаранту/поручителю, залогодателю должны быть разъяснены под подпись последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых обязательств по соответствующим договорам;