Вернуться назад

Проект 

 

 

 

 

Об утверждения Положения  

«О минимальных требованиях по управлению кредитным риском  

при предоставлении проектного финансирования коммерческими банками» 

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Утвердить Положение «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском при предоставлении проектного финансирования коммерческими банками» (прилагается). 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования.  

3. Юридическому управлению: 

- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление  

в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

4. Управлению методологии надзора после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», Государственного банка развития Кыргызской Республики, ОАО «Гарантийный фонд», структурных подразделений, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора. 

 

 

Председатель К. Боконтаев  

 

 

Приложение к  

постановлению Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики 

от «___»__________ 2023 года  

№ _____________________ 

ПОЛОЖЕНИЕ 

«О минимальных требованиях по управлению кредитным риском при предоставлении проектного финансирования коммерческими банками» 

 

1. Общие положения 

1. Настоящее Положение распространяется на все коммерческие банки, в том числе банки, осуществляющие операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, Государственный банк развития Кыргызской Республики (далее банки). 

2. Целью настоящего Положения является определение минимальных требований по управлению кредитным риском при предоставлении проектного финансирования на территории Кыргызской Республики, в том числе по иcламским принципам финансирования. 

3. Проектное финансирование форма финансирования проектов, при которых основным источником погашение долговых обязательств служат потоки денежных поступлений и доходов, генерируемых от реализации финансируемого проекта

Проектное финансирование не относится к бланковым кредитам. 

4. В зависимости от масштаба и срока инвестиционных проектов различается краткосрочное и долгосрочное проектное финансирование.  

Краткосрочное проектное финансирование предоставляется для реализации конкретных этапов проекта со сроком от 1 до 3 лет.  

Долгосрочное проектное финансирование предоставляется для реализации масштабных проектов со сроком более 3 лет.  

5. Проектное финансирование основывается на таких принципах, как доходность, срочность, платежеспособность, безопасность и целевой характер финансирования. 

6. Банк в рамках осуществления проектного финансирования вправе предоставлять финансирование путем инвестирования в капитал проекта или предоставления кредита с целью создания капитала. 

При инвестировании в капитал проекта банк должен активно участвовать в управлении текущей деятельностью проекта с правом голоса и/или принятии решений на уровне органов управления в целях успешной реализации проекта и повышения эффективности участия банка в капитале.  

Требования, предусмотренные в Правилах создания и/или приобретения дочерних или зависимых компаний коммерческих банков в части предоставления документов в Национальный банк и получения письменного разрешения Национального банка по созданию и/или приобретению дочерних и/или зависимых компаний банка, не распространяются на проектное финансирование путем инвестирования в капитал.  

Получателем проектного финансирования вправе выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели. 

7. Проектное финансирование может быть обеспечено акциями и долей участия в капитале финансируемого объекта.  

8. Размер инвестиций в каждый проект, включая любые финансовые вложения и выданные кредиты, должен составлять менее десяти процентов собственного (регулятивного) капитала банка. Общий размер таких инвестиций не может превышать пятидесяти процентов собственного (регулятивного) капитала банка. Для банков, осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, менее тридцати процентов собственного (регулятивного) капитала банка. Общий размер таких инвестиций не может превышать шестидесяти процентов собственного (регулятивного) капитала банка.  

 

2. Инвестиционная политика и стратегия банка 

9. Проектное финансирование осуществляется в соответствии с инвестиционной политикой, а также кредитной стратегией и политикой банка, утверждаемой советом директоров банка.  

10. Банк самостоятельно определяет виды проектов, формирует инвестиционный портфель при осуществлении своей инвестиционной деятельности и устанавливает процентные ставки в пределах требований, установленных законодательством Кыргызской Республики.  

11. Инвестиционная политика, включающая деятельность банка по проектному финансированию, должна как минимум включать в себя следующее: 

- целевые рынки и их общие характеристики, которые банк планирует достичь  

(в том числе уровень диверсификации, планируемые показатели при оценке качества инвестиционного проекта и т.д.); 

- основные источники финансирования (банку необходимо указать источники финансирования, за счет каких средств планируется осуществлять проектное финансирование и т.д.); 

- требование о проведении анализа косвенно-валютного риска; 

- соотношение доли инвестиций к активам банка; 

- рыночные условия и финансовое состояние банка, а также его риск-аппетит; 

- ожидаемую прибыль; 

- возможные издержки, связанные с возвратом активов, подверженных кредитному риску; 

- краткосрочные/среднесрочные/долгосрочные планы банка; 

- требование о проведении анализа инвестиционного портфеля. В банке должны быть документы, регламентирующие порядок по проведению такого анализа, который позволит оценивать сопутствующие риски по инвестиционным проектам; 

- информация по соблюдению экономических нормативов и показателей банка; 

- организационную структуру банка, технические возможности и потенциал (квалификации, штатная численность) персонала и руководства банка, ответственных за осуществление деятельности по проектному финансированию.  

12. Инвестиционная стратегия может быть включена в бизнес-план банка отдельным/дополнительным разделом. 

13. В инвестиционной политике должны быть отражены все основные положения, касающиеся участия в проектном финансировании: 

Общие положения, включая: 

- состав потенциальных участников проекта; 

- виды проектного финансирования в зависимости от целей финансирования и других условий; 

- лимиты финансирования; 

- сроки финансирования; 

- критерии оценки платежеспособности участника проекта; 

- процентные ставки и методы их установления; 

- требования к финансовой информации участника проекта; 

- географические ограничения; 

- валюту финансирования; 

- критерии оценки стоимости и приемлемости обеспечения, в том числе по оценке рисков, в случае, если предмет залога является долей в капитале проекта; 

- контроль за соблюдением процедуры участия в проектном финансировании; 

- требования по использованию банком гарантий в качестве обеспечения проектного финансирования; 

- соотношение доли участия в проектном финансировании к активам; 

- удельный вес каждого инвестиционного проекта в кредитном портфеле; 

- и другие. 

14. Совет директоров банка с учетом пункта 8 настоящего Положения должен утвердить приемлемый уровень участия банка в осуществлении проектного финансирования, установить систему лимитов на каждый инвестиционный проект, инструменты и процедуры управления кредитным риском, систему внутреннего аудита инвестиционных проектов.  

15. Правление банка несет ответственность за исполнение инвестиционной политики и стратегии банка, для чего обязано разработать и внедрить в деятельность банка политики и процедуры по выявлению, измерению, мониторингу и контролю рисков в соответствии с требованиями нормативных актов Национального банка. 

 

3. Организация работы банков по проектному финансированию 

16. Организация проектного финансирования начинается с момента получения банком заявки на финансирование проекта на условиях, предусмотренных настоящим Положением. 

17. В банке должен быть установлен порядок рассмотрения заявок на финансирование проекта, который является неотъемлемой частью организации проектного финансирования, а также минимальные требования, предъявляемые к проекту. 

18. Банк для проведения анализа денежных потоков проекта и определения целесообразности финансирования проекта должен запросить у заявителя как минимум следующие документы на бумажном носителе или в форме электронного документа:  

1) заполненную заявку на финансирование: вид деятельности, размер оборотных средств, структуру доходов (выручки) в разрезе валют (при финансировании в иностранной валюте), план реализации проекта и основные бизнес-партнеры при их наличии и др.; 

2) копии учредительных документов, заверенные нотариально или печатью юридического лица и подписью руководителя в случае, когда в соответствии с законодательством невозможно нотариальное заверение копий (если заявитель юридическое лицо); 

3) бизнес-план с обязательным указанием как минимум следующей информации: 

- цели и задачи проекта; 

- описания технических и экономических путей реализации проекта; 

- общей планируемой стоимости реализации проекта; 

- планируемого объема финансирования с выделением размера собственных средств (собственный капитал), размера требуемого финансирования, средств партнеров по проекту и бюджетных средств при наличии; 

- прогноза денежных поступлений (денежного потока), которые должны охватывать весь срок проектного финансирования и планируемый размер прибыли в течение реализации проекта; 

- плана-графика реализации проекта по годам (промежуточные периоды могут быть предусмотрены специальным контрактом) с указанием ключевых событий инвестиционного проекта и лиц, ответственных за реализацию соответствующих мероприятий; 

- анализа рисков реализации проекта, в том числе макроэкономических, демографических, политических, географических факторов, способных негативно повлиять на реализацию проекта, анализ чувствительности инвестиционного проекта, дополнительные перспективы, возможности расширения и (или) масштабирования проекта в будущем; 

4) финансовой отчетности заявителя за последние отчетный год (при наличии). Если заявитель юридическое лицо, обязано проходить ежегодный аудит согласно законодательству Кыргызской Республики, то финансовая отчетность должна быть подтверждена внешним аудитором. При этом если юридическое лицо должно предоставлять промежуточную финансовую отчетность согласно законодательству Кыргызской Республики, тогда банк должен запросить данную отчетность у юридического лица

5) гарантии (поручительства) с указанием гаранта (поручителя), суммы гарантии (поручительства) и др. (если участники требуют предоставления гарантии (поручительства), а также финансовую отчетность гаранта (если гарант юридическое лицо) при необходимости); 

6) заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя;  

7) сведения об участнике проектного финансирования, хранящиеся в электронной базе данных юридических лиц, филиалов (представительств); 

8) перечень закладываемого имущества, виды которого также должны быть указаны в договоре о залоге при дальнейшем его составлении, а также документы, подтверждающие права владения (если обеспечением является движимое/недвижимое имущество), права пользования и другие документы в соответствии с внутренними документами банка; 

9) прочие необходимые банку документы, в том числе для оценки проекта (контракты, договора, рекомендательные письма, выписки из государственных реестров, информация из кредитного бюро и т.п.), которые могут быть предоставлены в форме электронного документа или на бумажном носителе.  

19. При анализе проекта оценка затрат и доходов осуществляется с учётом распределения риска между участниками проекта.  

20. Банк для принятия решения о выдаче или отказе в финансировании проекта составляет заключение, в котором указывается целесообразность предоставления или причины отказа заявителю в финансировании проекта. 

21. Банк вправе осуществлять финансирование проектов в виде кредитных линий с учетом выполнения условий и/или реализации конкретных этапов проекта, которые определены договором. 

22. Банк вправе финансировать проекты с недостаточным обеспечением при следующих условиях: 

- при наличии опыта работы заявителя в сфере финансируемого проекта, а также с учетом деловой репутации заявителя в отрасли и способности обеспечить гарантии успешной реализации проекта; 

- при наличии первоначального взноса заявителя не менее 10% от стоимости финансируемого проекта. 

При этом банк должен оценить перспективу инвестиционного проекта и возможные риски в реализации проекта, а также установить внутренние лимиты по финансированию проектов с недостаточным капиталом.  

23. Документация по проектному финансированию включает договор, устанавливающий основные условия (стоимость финансирования, срок финансирования, способы использования денег, возврат, гарантии, меры в случае недобросовестного исполнения обязательств сторонами и так далее). 

 

4. Мониторинг проектного финансирования 

24. Банку необходимо обеспечить комплексную систему постоянного выявления, оценки, мониторинга и контроля сопутствующих рисков для осуществления проектного финансирования, согласно требованиям нормативных правовых актов Национального банка. 

25. Банк должен проводить мониторинг за целевым использованием средств финансирования. 

26. Банк не реже одного раза в месяц проводит комплексный мониторинг проектов, включая финансовое состояние финансируемого субъекта, денежные потоки в рамках реализации проекта, рентабельность проекта и другие параметры. 

27. В процессе мониторинга реализации проектов банку необходимо сопоставлять финансовые показатели с плановыми показателями проекта и при отклонении выяснять причину. 

28. Банк должен проводить анализ рисков и чувствительность на основе собранной информации и принять меры по оптимизации/корректировке деятельности проекта.  

29. Независимая оценка инвестиционного портфеля должна проводиться самостоятельным отделом/управлением риск-менеджмента либо риск-менеджером банка, независимым от процесса выдачи финансирования. Результаты независимой оценки и рекомендации по снижению риска и формированию достаточного уровня резервов должны предоставляться не реже одного раза в месяц правлению банка, и не реже одного раза в квартал совету директоров банка. 

30. Совет директоров периодически, но не реже одного раза в квартал, рассматривает проекты, профинансированные банком, финансовые и экономические показатели участников проектного финансирования и при необходимости вносит необходимые рекомендации и решения по снижению рисков. 

 

5. Классификация кредитов,  

предоставляемых в рамках проектного финансирования 

31. Для своевременного покрытия потенциальных потерь и убытков, а также в целях определения реального финансового состояния и эффективности реализации проектов банки обязаны постоянно проводить оценку качества своих активов, предоставляемых в рамках проектного финансирования, и создавать резервы на покрытие потенциальных потерь и убытков. 

32. В связи с возможными различными толкованиями определений и категорий классификации вводятся количественные и качественные характеристики. Совокупность двух и более признаков определяет категорию классификации, если иное не установлено данным Положением. 

33. Оценка качества активов и их классификация, согласно данному Положению, распространяются на активы банка, предоставляемые в рамках проектного финансирования. 

34. Банки могут классифицировать активы, предоставляемые в рамках проектного финансирования как «нормальные активы» в случае: 

1) если актив обеспечен не менее чем на 50 процентов от размера выдаваемого кредита поручительством, выданным решением Кабинета Министров Кыргызской Республики; 

2) если актив обеспечен гарантией гарантийного фонда, при этом банк должен одновременно соблюдать все следующие условия:  

- более 50% активов гарантийного фонда являются безрисковыми активами на день выдачи гарантии;  

- объем активов, обеспеченных гарантией гарантийного фонда, не должен превышать суммы высоколиквидных активов гарантийного фонда более чем в два раза.  

В целях настоящего пункта под «безрисковыми активами» необходимо понимать ценные бумаги Кабинета Министров Кыргызской Республики и Национального банка, а также срочные депозиты, размещенные в банках, соответствующие следующим условиям: 

- наличие значительной доли государственного участия и/или доли участия органов государственной власти Кыргызской Республики со специальным статусом; 

- отсутствие ограничений в перечне разрешенных банковских операций в национальной и/или иностранной валютах; 

- соблюдение экономических нормативов и требований; 

- отсутствие введенных специальных режимов. 

3) если актив обеспечен залогом, который покрывает в полном объеме основную сумму финансирования и сумму процентной ставки; 

4) если актив выдан за счет средств фондов развития, созданных в рамках межгосударственных (межправительственных) соглашений (далее фонд развития); 

5) если актив гарантирован гарантией, выданной фондом развития, который обеспечен денежными средствами фонда развития, размещенных в коммерческом банке, при одновременном соблюдении следующих условий: 

- объем кредитов, гарантированных фондом развития, не должен превышать остаток денежных средств фонда развития, размещенных в коммерческом банке, не более чем в два раза; 

- договор гарантии между фондом развития и банком должен предусматривать право банка по безакцептному списанию денежных средств по возникшим перед банком просроченным платежам по обязательствам, гарантированным гарантиями фонда развития, с текущих счетов фонда развития, открытых и обслуживаемых в банке, в течение 5 (пяти) рабочих дней; 

- минимальный остаток денежных средств фонда развития на текущих счетах в банке должен поддерживаться на уровне не менее 50 процентов от балансовой стоимости кредитов банка, выданных под гарантию фонда развития до полной реализации общего объема финансирования; 

- в случае безакцептного списания денежных средств фонда развития по возникшим перед банком обязательствам, гарантированным гарантиями фонда развития, фонд развития должен пополнить текущий счет в банке в течение 3 (трех) рабочих дней как минимум на сумму списанных средств.  

35. В случае проявлении следующих признаков банки должны классифицировать активы как «актив под наблюдением», с созданием резерва в размере 15%: 

- полное отсутствие обеспечения актива или актив обеспечен менее 50 процентов от размера выдаваемого кредита; 

- просроченность возврата по основной сумме и/или процентам, на срок не более 30 (тридцати) дней; 

- отсутствие возможности проведения мониторинга и контроля за целевым использованием средств, в том числе анализа исполнения плановых показателей проекта, в связи с отсутствием информации, либо из-за отсутствия экспертов по оценке; 

- снижение ликвидности обеспечения (снижение цен, падение курса валюты) либо появление тенденции ухудшения финансового состояния гаранта/поручителя (если актив обеспечен гарантией/поручительством); 

- проявление тенденций к ухудшению финансового состояния клиента, отклонение финансовых показателей от плановых показателей проекта; 

- изменение рыночных условий, которые могут повлиять на возврат актива. 

36. При проявлении следующих признаков, банки должны классифицировать актив как «субстандартный» с созданием резерва в размере 25%: 

- просроченная задолженность по плановым платежам от 30 до 90 дней;  

- недостаточные денежные потоки для оплаты задолженности;  

- наличие у заемщика, просроченной задолженности более 30 дней по основной сумме и/или процентам по любому другому кредиту, в данном банке и/или другой финансово-кредитной организации; 

- при повторной реструктуризации актива, который обладал признаками «актива под наблюдением». 

37. Актив, полностью обеспеченный поручительством/гарантией, необходимо классифицировать как «субстандартный» (с созданием резерва в размере 25%) при наступлении 60-го дня просроченности по платежам. 

38. При проявлении следующих признаков, банки должны классифицировать актив как «сомнительный», с созданием резерва в размере 50%: 

- просроченная задолженность по основной сумме и/или процентам составляет от 90 до 180 дней; 

- финансовое состояние клиента серьезно ухудшилось (либо клиент находится на грани банкротства), отклонение реализации инвестиционного проекта от планируемого графика; 

ухудшение финансового состояния поручителя/гаранта и/или контрагента клиента, получившего кредит в рамках инвестиционного проекта; 

- зависимость выплаты задолженности, в основном, от реализации залога или за счет средств поручителя/гаранта;  

- повторная реструктуризация актива, который обладал признаками «субстандартного актива». 

39. Актив, полностью обеспеченный поручительством/гарантией, необходимо классифицировать как «сомнительный» (с созданием резерва в размере 50%) при наступлении 90-го дня просроченности по платежам. 

40. Актив должен классифицироваться как «потери» при просроченной задолженности более 180 дней, при этом качественные признаки такого актива, при его классификации, не применяются. 

6. Классификация инвестиций в капитал по проектному финансированию  

41. Инвестиции в капитал компании классифицируются, как минимум, как «субстандартные» с созданием резерва в размере 25%.   

42. Банки могут классифицировать инвестиции в проектное финансирование как «нормальный» актив в случае выполнения следующих требований:  

- компания осуществляет деятельность не менее 4 (четырех) лет;  

- имеет устойчивое финансовое состояние (безубыточное), подтвержденное финансовой отчетностью за последние 3 (три) года, заверенной независимой аудиторской организацией (если заявитель обязан проходить ежегодный аудит, согласно законодательству Кыргызской Республики), промежуточную финансовую отчетность (если заявитель должен предоставить согласно законодательству Кыргызской Республики) и положительные финансовые долгосрочные перспективы развития;  

- имеет достаточный опыт в реализации проектов и информацию о их полной положительной реализации, подтверждённые результатами тщательного анализа рентабельности/доходности проекта; 

- комплексный мониторинг и контроль за целевым использованием средств, в том числе контроль за проведением закупок и поставок на ежемесячной основе; 

- анализ реализации инвестиционного проекта, в том числе рентабельность, самоокупаемость и другие параметры;  

- участие в управлении инвестиционным проектом; 

- анализ финансовых показателей с показателями, предусмотренными инвестиционным проектом. 

43. В случае объявления неплатежеспособной компанию, в капитал которой банки инвестировали активы, такие инвестиции должны быть классифицированы как «потери». 

44. РППУ по инвестициям в капитал компании должен создаваться на общий размер инвестиций банка в данную компанию. 

7. Дополнительные требования классификация актива по проектному финансированию  

45. Требования Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 июля 2004 года № 18/3, применяются к банкам в части, не противоречащим настоящему Положению. 

46. При наличии разногласий в вопросе отнесения актива к той или иной категории классификации между банком и проверяющими инспекторами банковского надзора, в обязанность банка входит представление соответствующего анализа и доказательства правильности своей классификации. 

47. В случае несоблюдения требований настоящего Положения либо представления недостоверной и/или неполной информации Национальный банк вправе применить к банку меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«Об утверждения Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском при предоставлении проектного финансирования коммерческими банками» 

 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждения Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском при предоставлении проектного финансирования коммерческими банками» (далее проект постановления) разработан для расширения доступа к финансированию для инвестиционных проектов, а также в целях эффективного управления кредитными рисками банка при предоставлении проектного финансирования

 

2. Описательная часть  

В рамках предлагаемого проекта постановления предусматривается внедрение концептуально нового механизма предоставления финансирования коммерческими банками для кредитования стартапов. Так, документ содержит определение проектного финансирования, критерии, порядок и требования по осуществлению проектного финансирования коммерческими банками.  

Проект постановления по проектному финансированию направлен на расширение доступа к ресурсам как для действующих субъектов предпринимательства, так и для начинающих стартапов.  

В рамках данного инструмента, коммерческим банкам предоставляется возможность финансировать проекты путем распределения рисков между участниками проекта. Участниками проекта могут быть банки, фонды развития, Проектный офис при Координационном совете институтов развития Кыргызской Республики (далее Проектный офис), Финансово-кредитный фонд при Министерстве финансов Кыргызской Республики, ОАО «Гарантийный фонд» и другие участники.  

Критерии для потенциальных проектов, а также приоритетные направления, по которым необходимо финансирование определяются Координационным советом институтов развития Кыргызской Республики.  

Для обеспечения прозрачности и эффективности, предлагается в механизм включить проведение первоначального анализа проектов, разработку и сопровождение бизнес-планов Проектным офисом. Кроме того, необходима работа по структурированию проектов, а также последующий мониторинг и контроль за реализацией проектов.  

На основе заключения Проектного офиса будет формироваться реестр проектов, которые будут предлагаться банкам и фондам развития для финансирования. Таким образом, для финансирования будут подготовлены наиболее подходящие и проанализированные проекты.  

В части обеспечения проектов, можно использовать инструменты поручительства со стороны Финансово-кредитного фонда при Министерстве финансов Кыргызской Республики, а также ОАО «Гарантий фонд».  

В рамках предлагаемого проекта, могут быть отобраны как действующие субъекты предпринимательства, так и начинающие стартапы.  

Коммерческие банки в зависимости от проектов могут участвовать в финансировании проектов путем прямого финансирования или/и участия в капитале субъектов предпринимательства. При инвестировании в капитал проекта банку необходимо участвовать в управлении текущей деятельностью проекта с правом голоса и/или принятие решения на уровне органа управления в целях успешной реализации проекта и повышения эффективности участия банка в капитале.  

В целях повышения эффективности реализации проектов проектом постановления предложено финансировать проекты с недостаточным «стартовым капиталом» при следующих условиях: 

- при наличии опыта работы заявителя в сфере финансируемого проекта, а также деловая репутация заявителя в отрасли и способность обеспечить гарантии успешной реализации проекта; 

- при наличии первоначального взноса заявителя - не менее 10% от стоимости финансируемого проекта. 

Кроме того, проектом постановления в целях снижения кредитного риска предусмотрены минимальные требования к инвестиционной политике банка, организацию работы банка и проведению мониторинга инвестиционных проектов и критерии классификации проектного финансирования.  

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий. 

Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения  

«О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделения дополнительных средств. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 декабря 2022 года №2022-П-02/81-6-(НПА). 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

Национальный банк Кыргызской Республики 

(наименование органа-разработчика) 

  

  

  

                      УТВЕРЖДАЮ 

  

  

____________________________________ 

                       (должность) 

  

  

____________________________________ 

                         (подпись) 

  

  

"___" _______________ 20___ года 

 

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждения Положения о минимальных требованиях по управлению кредитным риском при предоставлении проектного финансирования коммерческими банками» 

 

 

 

Основания для разработки: приказ Национального банка от 27 октября 2022 г. № 2022-Пр-121/225-О  

«О создании постоянной рабочей группы для проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов управления методологии надзора Национального банка Кыргызской Республики по вопросам банковского регулирования». 

 

Сроки проведения АРВ: _______________ _________________  

(начало) (окончание) 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель рабочей группы: 

Жапарова Э.М, начальник управления методологии надзора Национального банка Кыргызской Республики 

 

_________ 

 

 

Рабочая группа: 

Исаев М.Б., начальник отдела по защите прав потребителей Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Иманходжаев И.А., начальник отдела законопроектных работ юридического управления Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Сарыажиев Э.А., начальник управления банковского надзора Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Биялиева Ч.А., главный специалист юридического управления ОАО «Халык Банк Кыргызстан» 

 

________ 

Мамырбаева Д.М., начальник юридического управления ОАО «Дос-Кредобанк» 

 

________ 

Жораев А.А., руководитель отдела внутреннего Шариатского контроля ОсОО «Микрокредитная компания «М Булак» 

 

________ 

 

Контактные данные ответственного лица: 

Ипасова Н.А., 31-28-81, nipasova@nbkr.kg 

(ФИО, тел., e-mail) 

  

  

 

 

 

I. Проблемы и основания для изменения регулирования 

 

1. Описание проблем 

На сегодняшний день коммерческие банки при предоставлении кредитов ориентированы на механизмы и порядок, предусматривающие кредитование традиционным методом. При этом практически не представлены на рынке финансовые инструменты, или продукты, специально направленные на поддержку и обеспечивающие финансирование крупных, краткосрочных или долгосрочных проектов, которые инициируются стартапами.  

В этой связи, для обеспечения и расширения доступа к финансированию инфраструктурных проектов, Национальным банком разработан проект постановления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском при предоставлении проектного финансирования коммерческими банками» (далее проект постановления).  

Учитывая, что проектное финансирование предполагает, что основным источником обслуживания долга являются денежные потоки, генерируемые в рамках представленного для финансирования проекта, и в большинстве случае не могут быть обеспечены какими-либо видами обеспечения, то данный инструмент имеет более высокие кредитные риски для коммерческих банков.  

Таким образом, проектом постановления предлагаются требования по управлению кредитным риском при предоставлении проектного финансирования для управления и их минимизации.  

 

2. Масштаб проблем  

Масштабы рассматриваемого вопроса затрагивает деятельность коммерческих банков, в частности, по управлению кредитным риском при предоставлении проектного финансирования. Учитывая особенности проектного финансирования, банкам предлагаются минимальные требования к инвестиционной политике банка, по организации работы банка и проведению мониторинга инвестиционных проектов и критерии для классификации активов при проектном финансировании.

 

3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы 

Как известно, успешность проектного финансирования основывается на тщательном анализе всех рисков, с которыми может столкнуться потенциально проект, и которые будут на протяжении всего этапа реализации проекта.  

Риск является решающим фактором в области проектного финансирования, так как именно он влияет на изменение в способности проекта покрывать расходы, обслуживать долг перед кредиторами. Также, риски влияют на денежные потоки, и, если риски не были выявлены заранее и тщательно оценены, это может вызвать трудности по возврату представленных кредитных средств. Если денежных средств недостаточно для выплаты кредиторам проект технически находится в состоянии дефолта. 

В действующих нормативных правовых актах Национального банка предусмотрены требования по управлению кредитным риском по кредитам. При этом проектное финансирование включает в себя отличительные признаки, которые требуют особого подхода и метода оценки риска.  

В этой связи, в целях минимизации риска проектом постановления предлагается установить для коммерческих банков требования по управлению кредитным риском при предоставлении проектного финансирования.  

Коммерческие банки в зависимости от проектов могут участвовать в финансировании проектов путем прямого финансирования или/и участия в капитале субъектов предпринимательства. При инвестировании в капитал проекта банку необходимо участвовать в управлении текущей деятельностью проекта с правом голоса и/или принятие решения на уровне органа управления в целях успешной реализации проекта и повышения эффективности участия банка в капитале. 

В отличие от традиционного банковского кредитования, где заемщиком является действующие юридические лица, возвратность проектного финансирования строится на основе финансовых потоков, генерируемых от реализации проекта. Зачастую данный вид финансирования не имеет достаточный уровень обеспечения.  

В этой связи, в рамках данного проекта постановления банкам предоставляется возможность финансировать проекты путем распределения рисков между участниками проекта. Участниками проекта могут быть банки, фонды развития, Проектный офис при Координационном совете институтов развития Кыргызской Республики, Финансово-кредитный фонд при Министерстве финансов Кыргызской Республики, ОАО «Гарантийный фонд» и другие участники.  

В целях повышения эффективности реализации проектов данным проектом постановления предложено финансировать проекты с недостаточным «стартовым капиталом» при следующих условиях: 

- при наличии опыта работы заявителя в сфере финансируемого проекта, а также деловая репутация заявителя в отрасли и способность обеспечить гарантии успешной реализации проекта; 

- при наличии первоначального взноса заявителя - не менее 10% от стоимости финансируемого проекта. 

Кроме того, проектом постановления в целях снижения кредитного риска предусмотрены минимальные требования к инвестиционной политике банка, организации работы банка и проведению мониторинга инвестиционных проектов, и критерии классификации проектного финансирования. 

 

4. Международный опыт 

В международной практике проектное финансирование чаще всего используется для финансирования крупномасштабных промышленных или инфраструктурных проектов, которые включают финансирование разных этапов проекта. К примеру, при строительстве - строительство дополнительной транспортной системы или объекта по производству электроэнергии. Подобные проекты требуют значительного первоначального капитала и не приносят прибыли до тех пор, пока этап строительства не будет завершен. Они также имеют относительно высокий риск, так как непредвиденные проблемы на этапе строительства могут привести к провалу проекта. Проектное финансирование хорошо подходит для таких инициатив, потому что оно обеспечивает доступ к значительной сумме денежных средств для покрытия первоначальных расходов. Многие страны применяют проектное финансирование на основе государственно-частного партнерства.  

В части регулирования кредитных рисков по рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору применяется стандартизированный подход к кредитному риску. Банками используются кредитные рейтинги рейтинговых агенств для расчета прунденциальных нормативов и создания резерва для покрытия ожидаемых убытков.  

Российская Федерация: В России кредитные операции регулирует законодательство о банках и банковской деятельности, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также нормативные требования Банка России.  

В части оценки кредитного риска Россией применяется стандартизированный поход в рамках стандарта Базель III, а также отдельные банки по разрешению Банка России используют оценку риска на основе внутреннего рейтинга.  

 Республика Казахстан: В Казахстане проектное финансирование регулируется Законом Республики Казахстан «О проектном финансировании и секьюритизации» от 20 февраля 2006 года № 126-III, в котором определяются особенности осуществления уступки прав требования и правовой режим имущества при проектном финансировании и секьюритизации, правовое положение специальной финансовой компании, а также правовые основы и условия синдицированного финансирования. 

С 2017 года Казахстан применяет стандартизированный подход при оценке кредитного риска в рамках стандарта Базель III, а также в части создания резервов на ожидаемые кредитные убытки применяют Международный стандарт финансовой отчетности 9 «Финансовые инструменты».  

 

II. Описание предлагаемого регулирования 

 

5. Цель регулирования 

5.1 Целью государственного регулирования является расширение доступа к кредитным ресурсам, а также минимизация рисков в деятельности коммерческих банков

5.2 Тенденция развития банковского сектора по состоянию на 30 сентября 2022 года.   

Объем кредитного портфеля банковского сектора составил 194,2 млрд сомов и увеличился с начала года на 6,8 процентов (на конец 2021 года  181,8 млрд сомов), в том числе в разрезе отраслей:  

Сектор экономики 

Кредитный портфель 

Изменение с начало года 

промышленность 

13,2 млрд сомов 

уменьшение на 4,5% 

сельское хозяйство 

37,6 млрд сомов 

увеличение на 13,3% 

торговля 

52,3 млрд сомов 

увеличение на 1,9% 

строительство 

13,1 млрд сомов 

уменьшение на 3,5% 

ипотека 

22,7 млрд сомов 

увеличение на 13,7% 

потребительские кредиты 

29,9 млрд сомов 

увеличение на 34,7% 

прочие кредиты 

25,5 млрд сомов 

уменьшение на 8,3% 

В кредитном портфеле банковской системы в целом доля классифицированных кредитов составила 12,8 процента или 24,8 млрд сомов.  

Суммарные обязательства банковского сектора увеличились с начала года на 16,4 процента и составили 360,2 млрд сомов (на конец 2021 года  309,4 млрд сомов).  

Показатель чистого суммарного капитала банковского сектора, применяемый для расчета установленных Национальным банком экономических нормативов, составил 75,6 млрд сомов и увеличился с начала года на 44,3 процента (на конец 2021 года  52,4 млрд сомов). Доля иностранного участия в капитале банковского сектора составила 24,4 процента или 10,8 млрд сомов (на конец 2021 года  29,2 процента или 10,8 млрд сомов) от оплаченного уставного капитала банковского сектора.  

Коэффициент достаточности (адекватности) суммарного капитала по банковскому сектору составил 25,1 процента (на конец 2021 года  22,2 процента) при нормативе 12,0 процента, коэффициент левеража по банковскому сектору составил 17,5 процента (на конец 2021 года  14,5 процента) при нормативе 6,0 процентов.  

Коэффициент ликвидности по банковской системе составил 79,6 процента (на конец 2021 года  71,3 процента) при нормативе 45,0 процента.  

Доходность активов банковского сектора (ROA) составила 6,2 процента (на конец 2021 года  1,2 процента), а доходность на вложенный капитал (ROE)  43,4 процента (на конец 2021 года  7,8 процента).  

Общий уровень финансового посредничества (активы/ВВП) составил 52,1 процента (на конец 2021 года  49,9 процента).  

 

6. Предлагаемое регулирование 

Предлагаемое регулирование утвердить проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском при предоставлении проектного финансирования коммерческими банками».  

Принятие проекта постановления позволит минимизировать риски коммерческих банков при предоставлении проектного финансирования, а также позволит расширить доступность кредитных ресурсов. Основные нормы регулирования - установление требований к инвестиционной политике банка, организации работы банка при осуществлении мониторинга и критерии классификации проектного финансирования.  

 

7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования  

7.1. Ожидаемая результативность данного вида регулирования направлено на снижение риска банка, а также организацию внутреннего контроля банка при предоставлении проектного финансирования.  

7.2. Ожидаемые воздействия на экономику, социальный сектор и экологию: 

1) воздействия на экономику: проект постановления направлен на расширение доступности к кредитным ресурсам, а также на реализацию инвестиционных проектов и бизнес идей. В этой связи, предлагаемое регулирование как ожидается будет иметь позитивное воздействие на субъектов предпринимательства и на экономику в целом; 

2) воздействие на социальную сферу: развитие субъектов предпринимательства как ожидается позитивное окажет воздействие на развитие экономики.  

 

8. Оценка рисков во время реализации предлагаемого регулирования 

Внедрение предлагаемых изменений направлено в целом на снижение кредитного риска при предоставлении проектного финансирование. 

Учитывая, что проект положения является новым нормативным правовым актом, во время внедрения возможно потребуется дополнения и изменения в целях реализации цели регулирования. 

 

9. Оценка воздействия на конкуренцию  

Принятие проекта постановления прямого воздействия на конкуренцию не окажет, так как проектом не представляются определенные льготы или дискриминирующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов. 

 

10. Мнение заинтересованных сторон 

Для проведения анализа регулятивного воздействия на официальном сайте Национального банка размещено уведомления об разработке нормативного правового акта по проектному финансированию. При этом, со стороны заинтересованных лиц не предоставлены предложения и замечания

 

11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования 

На основании вышеизложенного проект постановления должен быть рекомендован для принятия, поскольку обеспечит реализацию следующих аспектов: 

- расширения доступности кредитных ресурсов для действующих субъектов предпринимательства, так и начинающих стартапов; 

- минимизация кредитного риска при осуществлении проектного финансирования. 

 

12. Приложение  

- приказ о рабочей группе по АРВ.