Вернуться назад

Проект 

 

 

 

 

О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики 

по вопросу государственных ценных бумаг 

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются): 

- «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года № 26/5; 

- «Об утверждении Положения о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА); 

- «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и к осуществлению маркетинговых мероприятий» от 29 декабря 2021 года № 2021-П-12/75-1-(БС); 

- «Об утверждении Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики»  

от 14 декабря 2022 года № 2022-П-12/78-7-(НПА). 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 дней со дня официального опубликования.  

3. Установить срок соблюдения коммерческими банками общего размера инвестиций в государственные ценные бумаги с 1 августа 2023 года. 

4. Юридическому управлению: 

- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление  

в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

5. Управлению методологии надзора после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, ОАО «Государственный банк развития Кыргызской Республики», ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», ОЮЛ «Национальная ассоциация кредитных союзов и кооперативов», ОЮЛ «Ассоциация пользователей кредитной информацией», небанковских и специализированных финансово-кредитных организаций, кредитных бюро, обменных бюро, ОЮЛ «Ассоциация операторов платежных систем KG», платежных организаций и операторов платежных систем, структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора. 

 

 

Председатель К. Боконтаев  

 

 

Приложение  

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от ________________2023 года  

№_________________________ 

 

 

Изменения в некоторые нормативные правовые акты 

Национального банка Кыргызской Республики 

по вопросу государственных ценных бумаг 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года № 26/5 следующие изменения: 

в Положении о Периодическом регулятивном банковском отчете, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

в Приложении 2: 

- раздел 14 В. «Отчет о выполнении требований Национального банка» изложить в следующей редакции: 

«РАЗДЕЛ 14.В. ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

Обозначение 

Расчет норматива 

Фактическое значение (%) 

Установленное значение 

Отклонение от установленного значения 

Максимальный размер риска по бланковым кредитам 

Бланковые кредиты 

 

не более 50% от ЧСК 

 

ЧСК 

Максимальный размер риска по операциям с аффилированными и связанными с лицами 

Совокупная задолженность 

 

не более 60% от ЧСК 

 

ЧСК 

Максимальный размер общих инвестиций в небанковские организации 

Размер инвестиций 

 

менее 60% от собственного (регулятивного) капитала 

 

Собственный (регулятивный) капитал 

Максимальный размер инвестиций в банковские помещения (основные средства) 

Размер инвестиций 

 

не более 100% от размера оплаченного уставного капитала 

 

Оплаченный уставный капитал 

Максимальный размер инвестиций в ценные бумаги правительств и центральных банков других государств 

Размер инвестиций 

 

не более 100% от ЧСК 

 

ЧСК 

Максимальный размер инвестиций банка в негосударственные долговые ценные бумаги 

Размер инвестиций 

 

не более 50% от ЧСК 

 

ЧСК 

Общий размер крупных рисков банка 

Общая сумма крупных рисков банка 

 

не более 100% от пятикратного размера ЧСК 

 

Пятикратный размер ЧСК 

Максимальный размер инвестиций в государственные ценные бумаги  

Размер инвестиций 

 

не более 100% от собственного капитала 

 

Собственный капитал 

». 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА) следующее изменение: 

в Положении о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- главу 1 «Общие положения» дополнить пунктом 2-1 следующего содержания: 

«2-1. Аудит может быть обязательным и/или инициативным. Инициативный аудит проводится по решению аудируемого субъекта, также по требованию иного заказчика аудита с учетом конкретных обязательств, сроков и объемов аудита.». 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и к осуществлению маркетинговых мероприятий» от 29 декабря 2021 года № 2021-П-12/75-1-(БС) следующее изменение: 

в Положении «О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и к осуществлению маркетинговых мероприятий», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в абзаце первом пункта 7 слово «может» заменить словами «как минимум, должна». 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики» от 14 декабря 2022 года № 2022-П-12/78-7-(НПА) следующие изменения: 

в Положении «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 41 изложить в следующей редакции: 

«41. Максимальный размер риска по операциям с аффилированными и/или связанными с банком лицами, выраженный в качестве размера совокупной задолженности аффилированных и/или связанных с банком лиц перед банком, не должен превышать 60% размера чистого суммарного капитала банка. 

Из расчета максимального размера риска по операциям с аффилированными и/или связанными с банком лицами исключаются инвестиции банка в государственные ценные бумаги Кабинета Министров Кыргызской Республики.»; 

в главе 11: 

- наименование главы изложить в следующей редакции: 

«Глава 11. Размер инвестиций в государственные ценные бумаги, ценные бумаги других государств и негосударственные долговые ценные бумаги»; 

-  главу дополнить пунктом 53-1 и пунктом 54-1 следующего содержания: 

«53-1. Общий размер инвестиций банка в государственные ценные бумаги Кабинета Министров Кыргызской Республики не должен превышать 100% от собственного капитала банка. 

54-1. Банку необходимо предусмотреть внутренние максимальные значения для приобретения ценных бумаг, которые должны учитывать прогнозы по изменению курсов валют и быть ниже установленных в настоящей главе. 

В случае превышения размера установленных значений вследствие изменения курсов валют, банку необходимо в течение одного месяца с даты нарушения сократить фактическое значение до установленного размера.». 

 

 

 

 

Сравнительная таблица  

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики по вопросу государственных ценных бумаг»  

 

Действующая редакция  

Предлагаемая редакция 

1. Положение «О периодическом регулятивном банковском отчете», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 августа 2005 года № 26/5 

Приложение № 2 

РАЗДЕЛ 14.В. ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

Обозначение 

Расчет норматива 

Фактическое значение (%) 

Установленное значение 

Отклонение от установленного значения 

Максимальный размер риска по бланковым кредитам 

Бланковые кредиты 

 

не более 50% от ЧСК 

 

ЧСК 

Максимальный размер риска по операциям с аффилированными и связанными с лицами 

Совокупная задолженность 

 

не более 60% от ЧСК 

 

ЧСК 

Максимальный размер общих инвестиций в небанковские организации 

Размер инвестиций 

 

менее 60% от собственного (регулятивного) капитала 

 

Собственный (регулятивный) капитал 

Максимальный размер инвестиций в банковские помещения (основные средства) 

Размер инвестиций 

 

не более 100% от размера оплаченного уставного капитала 

 

Оплаченный уставный капитал 

Максимальный размер инвестиций в ценные бумаги правительств и центральных банков других государств 

Размер инвестиций 

 

не более 100% от ЧСК 

 

ЧСК 

Максимальный размер инвестиций банка в негосударственные долговые ценные бумаги 

Размер инвестиций 

 

не более 50% от ЧСК 

 

ЧСК 

Общий размер крупных рисков банка 

Общая сумма крупных рисков банка 

 

не более 100% от пятикратного размера ЧСК 

 

Пятикратный размер ЧСК 

 

 

РАЗДЕЛ 14.В. ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

Обозначение 

Расчет норматива 

Фактическое значение (%) 

Установленное значение 

Отклонение от установленного значения 

Максимальный размер риска по бланковым кредитам 

Бланковые кредиты 

 

не более 50% от ЧСК 

 

ЧСК 

Максимальный размер риска по операциям с аффилированными и связанными с лицами 

Совокупная задолженность 

 

не более 60% от ЧСК 

 

ЧСК 

Максимальный размер общих инвестиций в небанковские организации 

Размер инвестиций 

 

менее 60% от собственного (регулятивного) капитала 

 

Собственный (регулятивный) капитал 

Максимальный размер инвестиций в банковские помещения (основные средства) 

Размер инвестиций 

 

не более 100% от размера оплаченного уставного капитала 

 

Оплаченный уставный капитал 

Максимальный размер инвестиций в ценные бумаги правительств и центральных банков других государств 

Размер инвестиций 

 

не более 100% от ЧСК 

 

ЧСК 

Максимальный размер инвестиций банка в негосударственные долговые ценные бумаги 

Размер инвестиций 

 

не более 50% от ЧСК 

 

ЧСК 

Общий размер крупных рисков банка 

Общая сумма крупных рисков банка 

 

не более 100% от пятикратного размера ЧСК 

 

Пятикратный размер ЧСК 

Максимальный размер инвестиций в государственные ценные бумаги  

Размер инвестиций 

 

не более 100% от собственного капитала 

 

Собственный капитал 

2. Положение о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА) 

1. Общие положения 

2. Целью настоящего Положения является эффективная организация деятельности банка по привлечению услуг аудиторских организаций, внедрение общепринятых процедур по их выбору, обеспечение сохранения аудиторами банка независимости при предоставлении аудиторских услуг и недопущение конфликта интересов.  

2. Целью настоящего Положения является эффективная организация деятельности банка по привлечению услуг аудиторских организаций, внедрение общепринятых процедур по их выбору, обеспечение сохранения аудиторами банка независимости при предоставлении аудиторских услуг и недопущение конфликта интересов.  

2-1. Аудит может быть обязательным и/или инициативным. Инициативный аудит проводится по решению аудируемого субъекта, также по требованию иного заказчика аудита с учетом конкретных обязательств, сроков и объемов аудита. 

3. Положение «О минимальных требованиях к политике ценообразования банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и к осуществлению маркетинговых мероприятий» от 29 декабря 2021 года № 2021-П-12/75-1-(БС)  

2. Требования к политике ценообразования лиц, предоставляющих банковские услуги 

7. Политика ценообразования, в зависимости от специфики деятельности лица, предоставляющего банковские услуги, может предусматривать следующее:   

1) цели и задачи ценовой политики лица, предоставляющего банковские услуги при осуществлении активных и пассивных операций с учетом взвешенности риска и обоснования вознаграждения;  

2) требование к проведению рыночного анализа спроса и цен на банковские платежные услуги и услуги, оказываемые микрофинансовыми организациями;  

3) требование к анализу формирования структуры процентных ставок, в том числе процентных и непроцентных расходов, для достижения установленного лицом, предоставляющим банковские услуги, уровня рентабельности;  

4) требование к раскрытию компонентов, из которых складываются процентные ставки по всем видам кредитов (включая стоимость привлеченных средств, стоимость обслуживания кредита, операционные расходы, расходы на формирование резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков, налоги, плановую норму прибыльности (маржу) и другие затраты, обусловленные объективными факторами, региональными и иными особенностями функционирования лиц, предоставляющих банковские услуги), и приемлемые для лица, предоставляющего банковские услуги, нижние и верхние границы процентных ставок, а также требования к порядку их применения и периодического пересмотра;  

5) требования к раскрытию компонентов по процентным ставкам всех видов депозитов, приемлемые для лиц, предоставляющих банковские услуги, нижние и верхние границы процентных ставок и требования к их применению и периодическому пересмотру;  

6) требования к обоснованию стоимости других банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями в виде тарифов, комиссионных сборов, фиксированных платежей и требования к их применению и периодическому пересмотру;  

7) обоснование выбора метода определения цен на банковские, платежные услуги и услуги, оказываемые микрофинансовыми организациями лицам, предоставляющим банковские услуги, а также требования к методикам, основанным на реалистических предпосылках и особенностях ведения бизнес-деятельности лиц, предоставляющих банковские услуги;  

8) полномочия органов управления и соответствующих структурных подразделений лиц, предоставляющих банковские услуги, их ответственность за достижение целей политики ценообразования и реализацию стратегии ценообразования лиц, предоставляющих банковские услуги;  

9) требования к проведению мониторинга, контроля и анализа эффективности политики ценообразования лица, предоставляющего банковские услуги;  

10) требования о своевременности информирования клиентов об условиях предоставления банковских платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и последующих их изменениях и дополнениях к действующим процентным ставкам и тарифам лиц, предоставляющих банковские услуги;  

11) периодичность анализа действующих тарифов и требования к их пересмотру и предоставлению на рассмотрение уполномоченному органу управления.  

7. Политика ценообразования, в зависимости от специфики деятельности лица, предоставляющего банковские услуги, как минимум, должна предусматривать следующее:   

1) цели и задачи ценовой политики лица, предоставляющего банковские услуги при осуществлении активных и пассивных операций с учетом взвешенности риска и обоснования вознаграждения;  

2) требование к проведению рыночного анализа спроса и цен на банковские платежные услуги и услуги, оказываемые микрофинансовыми организациями;  

3) требование к анализу формирования структуры процентных ставок, в том числе процентных и непроцентных расходов, для достижения установленного лицом, предоставляющим банковские услуги, уровня рентабельности;  

4) требование к раскрытию компонентов, из которых складываются процентные ставки по всем видам кредитов (включая стоимость привлеченных средств, стоимость обслуживания кредита, операционные расходы, расходы на формирование резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков, налоги, плановую норму прибыльности (маржу) и другие затраты, обусловленные объективными факторами, региональными и иными особенностями функционирования лиц, предоставляющих банковские услуги), и приемлемые для лица, предоставляющего банковские услуги, нижние и верхние границы процентных ставок, а также требования к порядку их применения и периодического пересмотра;  

5) требования к раскрытию компонентов по процентным ставкам всех видов депозитов, приемлемые для лиц, предоставляющих банковские услуги, нижние и верхние границы процентных ставок и требования к их применению и периодическому пересмотру;  

6) требования к обоснованию стоимости других банковских, платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями в виде тарифов, комиссионных сборов, фиксированных платежей и требования к их применению и периодическому пересмотру;  

7) обоснование выбора метода определения цен на банковские, платежные услуги и услуги, оказываемые микрофинансовыми организациями лицам, предоставляющим банковские услуги, а также требования к методикам, основанным на реалистических предпосылках и особенностях ведения бизнес-деятельности лиц, предоставляющих банковские услуги;  

8) полномочия органов управления и соответствующих структурных подразделений лиц, предоставляющих банковские услуги, их ответственность за достижение целей политики ценообразования и реализацию стратегии ценообразования лиц, предоставляющих банковские услуги;  

9) требования к проведению мониторинга, контроля и анализа эффективности политики ценообразования лица, предоставляющего банковские услуги;  

10) требования о своевременности информирования клиентов об условиях предоставления банковских платежных услуг и услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, и последующих их изменениях и дополнениях к действующим процентным ставкам и тарифам лиц, предоставляющих банковские услуги;  

11) периодичность анализа действующих тарифов и требования к их пересмотру и предоставлению на рассмотрение уполномоченному органу управления.  

4. Положение «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 августа 2005 года № 26/5 

Глава 8. Максимальный размер риска по операциям с аффилированными и связанными с банком лицами  

41. Максимальный размер риска по операциям с аффилированными и/или связанными с банком лицами, выраженный в качестве размера совокупной задолженности аффилированных и/или связанных с банком лиц перед банком, не должен превышать 60% размера чистого суммарного капитала банка. 

41. Максимальный размер риска по операциям с аффилированными и/или связанными с банком лицами, выраженный в качестве размера совокупной задолженности аффилированных и/или связанных с банком лиц перед банком, не должен превышать 60% размера чистого суммарного капитала банка. 

Из расчета максимального размера риска по операциям с аффилированными и/или связанными с банком лицами исключаются инвестиции банка в государственные ценные бумаги Кабинета Министров Кыргызской Республики.  

Глава 11. Размер инвестиций в ценные бумаги других государств и негосударственные долговые ценные бумаги 

Глава 11. Размер инвестиций в государственные ценные бумаги, ценные бумаги других государств и негосударственные долговые ценные бумаги 

53. Общий размер инвестиций банка в ценные бумаги правительств и центральных банков государств, имеющих долгосрочный кредитный рейтинг не ниже уровня «А» или «А2», присвоенный одним из рейтинговых агентств Standard and Poors, Fitch Ratings или Moodys Investors Service, не должен превышать 100% размера чистого суммарного капитала банка.   

54. Общий размер инвестиций банка в негосударственные долговые ценные бумаги не должен превышать 50% размера чистого суммарного капитала банка.  

53. Общий размер инвестиций банка в ценные бумаги правительств и центральных банков государств, имеющих долгосрочный кредитный рейтинг не ниже уровня «А» или «А2», присвоенный одним из рейтинговых агентств Standard and Poors, Fitch Ratings или Moodys Investors Service, не должен превышать 100% размера чистого суммарного капитала банка.   

53-1. Общий размер инвестиций банка в государственные ценные бумаги Кабинета Министров Кыргызской Республики не должен превышать 100% от собственного капитала банка.   

54. Общий размер инвестиций банка в негосударственные долговые ценные бумаги не должен превышать 50% размера чистого суммарного капитала банка.  

54-1. Банку необходимо предусмотреть внутренние максимальные значения для приобретения ценных бумаг, которые должны учитывать прогнозы по изменению курсов валют и быть ниже установленных в настоящей главе.  

В случае превышения размера установленных значений вследствие изменения курсов валют, банку необходимо в течение одного месяца с даты нарушения сократить фактическое значение до установленного размера. 

 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка  

Кыргызской Республики по вопросу государственных ценных бумаг» 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросу государственных ценных бумаг» (далее проект постановления) разработан в целях поддержания стабильности банковской системы

 

2. Описательная часть  

В рамках предлагаемого проекта постановления предусматривается внесение изменений в расчет максимального размера риска по операциям с аффилированными и связанными с банком лицами, а также установление отдельного требования по операциям с государственными ценными бумагами. 

Максимальный размер риска по операциям с аффилированными и связанными с банком лицами установлен в целях избежания конфликта интересов, обеспечения прозрачности банковской деятельности, беспристрастности при проведении операций, предотвращения злоупотребления, возникающего при проведении операций со связанными сторонами, которые могут оказать неблагоприятные последствия для банков.  

На сегодняшний день государственные ценные бумаги являются ликвидными инструментами. При этом в действующих нормативных правовых актах не предусмотрены исключающие нормы по операциям с аффилированными и связанными с банком лицами.  

В этой связи, в проекте постановления предлагается исключить государственные ценные бумаги из расчета максимального размера риска по операциям с аффилированными и связанными с банком лицами. 

Согласно Основным принципам эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору, надзорные органы должны быть в состоянии реагировать на внешние условия, которые могут негативно повлиять на банки или банковскую систему. Чрезмерное накопление государственных ценных бумаг и чрезмерный избыток ликвидности могут ограничить доступ к рынку капитала, который также воздействует на деятельность банка.  

На текущей момент наблюдается рост вложений в государственные ценные бумаги в отдельных банках, который влияет на снижение доходности, а также разрывы активов и обязательств по срокам погашения. Данные факторы могут увеличить риск ликвидности и рыночный риск банков.  

В этой связи, для поддержания стабильности банков и снижения системных рисков в банковской системе в проекте постановления предлагается установить ограничения по общему размеру инвестиций банка в государственные ценные бумаги.  

Проектом постановления также включены нормы уточняющего характера по требованиям проведения внешнего аудита и инициативного аудита банками. 

Кроме того, проектом постановления предлагается включить императивную норму, обязывающую лиц, предоставляющих банковские услуги, раскрывать в политике ценообразования компоненты по тарифам предоставляемых услуг. 

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологическх, коррупционных последствий. 

Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения  

«О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

Проект постановления будет размещен на официальном интернет-сайте Национального банка и Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики для общественного обсуждения.  

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделения дополнительных средств. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 декабря 2022 года №2022-П-02/81-6-(НПА). 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

Национальный банк Кыргызской Республики 

(наименование органа-разработчика) 

  

  

  

                      УТВЕРЖДАЮ 

  

  

____________________________________ 

                       (должность) 

  

  

____________________________________ 

                         (подпись) 

  

  

"___" _______________ 20___ года 

 

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросу государственных ценных бумаг» 

 

 

 

Основания для разработки: приказ Национального банка от 27 октября 2022 г. № 2022-Пр-121/225-О «О создании постоянной рабочей группы для проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов управления методологии надзора Национального банка Кыргызской Республики по вопросам банковского регулирования». 

 

Сроки проведения АРВ: _______________ _________________  

(начало) (окончание) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель рабочей группы: 

Жапарова Э.М, начальник управления методологии надзора Национального банка Кыргызской Республики 

 

_________ 

 

 

Рабочая группа: 

Исаев М.Б., начальник отдела по защите прав потребителей Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Иманходжаев И.А., начальник отдела законопроектных работ юридического управления Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Сарыажиев Э.А., начальник управления банковского надзора Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Биялиева Ч.А., главный специалист юридического управления ОАО «Халык Банк Кыргызстан» 

 

________ 

Мамырбаева Д.М., начальник юридического управления ОАО «Дос-Кредобанк» 

 

________ 

Жораев А.А., руководитель отдела внутреннего Шариатского контроля ОсОО «Микрокредитная компания «М Булак» 

 

________ 

 

Контактные данные ответственного лица: 

Ипасова Н.А., 31-28-81, nipasova@nbkr.kg 

(ФИО, тел., e-mail) 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Проблемы и основания для изменения регулирования 

 

1. Описание проблем 

Государственные ценные бумаги играют значительную роль в финансировании государственных расходов, поддержании ликвидности банковской системы, развитии экономики в целом. В то же время, разумная макроэкономическая политика является основой стабильной финансовой и банковской системы. Без продуманной политики могут возникать различного рода риски, которые могут оказать влияние на стабильность финансовой системы в целом. Так, примерами могут служить большие государственные займы и расходы, а также чрезмерный недостаток или избыток ликвидности.  

В этой связи, в целях снижения риска концентрации необходимо установить требования к банкам в части управления или снижения риска. Надзорные органы должны устанавливать разумные лимиты для ограничения подверженности банков отдельным контрагентам или группам связанных контрагентов. 

На сегодняшний день наблюдается рост вложений в государственные ценные бумаги в отдельных банках, которые влияют на снижение доходности и возникают разрывы активов и обязательств по срокам погашения. Данные факторы могут увеличить риск концентрации и рыночный риск, а также повлиять на уровень ликвидности.  

Эффективная система банковского надзора должна быть в состоянии продуктивно разрабатывать, осуществлять, контролировать и обеспечивать соблюдение надзорной политики при нормальных и стрессовых экономических, финансовых условиях. Надзорные органы должны быть в состоянии реагировать на внешние условия, которые могут негативно повлиять на банки или банковскую систему. Существует ряд элементов или предпосылок, оказывающие непосредственное влияние на эффективность надзора на практике. Таким образом, когда у надзорных органов есть в наличии опасения, что предпосылки могут оказать влияние на эффективность или результативность регулирования и надзора за банками, надзорные органы должны уведомить соответствующие органы о них, их фактических или потенциальных негативных последствиях для надзорных целей.  

 

2. Масштаб проблем  

Масштабы рассматриваемого вопроса затрагивают деятельность коммерческих банков, в частности, по управлению риском концентрации по операциям с государственными ценными бумагами и максимального риска по операциям с аффилированными и связанными с банком лицами.  

 

3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы 

Особая роль банков, как финансовых посредников, аккумулирующих сбережения населения и компаний, и обеспечивающих инвестиционные процессы в рыночной экономике, определяет необходимость регулирования и надзора за их деятельностью в целях обеспечения стабильности и надежности банковской системы Кыргызской Республики, защиты интересов вкладчиков. 

В статье 41 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» (далее Закон) указано, что Национальный банк для целей регулирования и надзора устанавливает минимальный размер уставного и собственного (регулятивного) капитала банка, небанковских финансово-кредитных организаций и иных юридических лиц, поднадзорных Национальному банку, их структуру, а также экономические нормативы и показатели, требования, ограничения и запреты в соответствии со специальными законами, регулирующими деятельность банков, небанковских финансово-кредитных организаций и иных юридических лиц, поднадзорных Национальному банку, и нормативными правовыми актами Национального банка. 

В соответствии со статьей 9 Закона Национальный банк издает нормативные правовые акты, которые являются составной частью банковского законодательства Кыргызской Республики. Национальный банк вправе при разработке проектов нормативных правовых актов принимать во внимание международные стандарты банковского регулирования и надзора, включая стандарты Базельского комитета по эффективному банковскому надзору. 

Так, согласно Основным принципам эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору, надзорные органы должны быть в состоянии реагировать на внешние условия, которые могут негативно повлиять на банки или банковскую систему в целом. Накопление государственных ценных бумаг и чрезмерный избыток ликвидности могут ограничить доступ к рынку капитала, который также воздействует на деятельность банка.  

В этой связи, для поддержания стабильности банков и снижения системных рисков в банковской системе, Национальным банком разработан проект постановления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросу государственных ценных бумаг» (далее проект постановления).  

Кроме того, проектом постановления включены нормы уточняющего характера по требованиям по проведению внешнего аудита и инициативного аудита банками в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности».  

Также проектом постановления предлагается изменить диспозитивную норму о содержании политики ценообразования лица, предоставляющего банковские услуги на императивную норму. Данная норма включена в целях оценки регулятором компонентов комиссий/тарифов банковских услуг, устанавливаемых лицами, предоставляющими банковские услуги, а также определения их адекватности и обоснованности. 

 

4. Международный опыт  

Необходимость для банков измерять и ограничивать размер крупных рисков по отношению к их капиталу обозначены Базельским комитетом по банковскому надзору. Основные принципы эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору не определяют, как банки должны измерять и агрегировать свои риски по отношению к одному контрагенту, какие факторы следует принимать во внимание при рассмотрении вопроса о том, образуют ли отдельные юридические лица или группу связанных контрагентов. В этой связи определение связанных сторон с банком в каждый юрисдикции разнятся.  

Кроме того, согласно Базельским принципам по измерению и контролю крупных рисков предусмотрены исключения требований к государствам. При этом к данным видам контрагента используется стандартизированный подход, в котором применяются суверенные рейтинги рейтинговых агенств.  

Российская Федерация: Согласно Указанию Банка России от 17.11.2016 N 4203-У «О признаках возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией» предусмотрены исключающие нормы в отношении юридических лиц, которые являются стратегическими предприятиями.  

Республика Казахстан: В Казахстане постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 октября 2018 года № 273 «О некоторых вопросах установления запрета на предоставление льготных условий лицам, связанным с банком, филиалом банка-нерезидента Республики Казахстан особыми отношениями» установлено, что государственные учреждения считаются не связанные с банком.  

При этом, ограничения по операциям с государственными ценными бумагами не установлены в вышеуказанных странах.  

В части аудита Законом Республики Казахстана «Об аудиторской деятельности» предусмотрены виды аудита как обязательный и инициативный. Инициативный аудит проводится по налогам и по инициатива аудируемого объекта.  

На международной практике инициативный аудит проводится чаще всего в следующих случаях: 

- при смене должностных лиц; 

- реорганизации предприятие (слиянии, поглощении, ликвидации); 

- по требованию третьих сторон; 

- сомнениях в качестве ведения учета и т.д. 

 

II. Описание предлагаемого регулирования 

 

5. Цель регулирования 

5.1 Целью государственного регулирования является поддержание стабильности и надежности банков и снижение риска концентрации

 

6. Предлагаемое регулирование 

Предлагаемое регулирование внести изменения в нормативные правовые акты Национального банка в части установления ограничений к операциям с государственными ценными бумагами.  

Принятие проекта постановления позволит минимизировать риски коммерческих банков, а также соблюдать требования по операциям с аффилированными и связанными с банком лицами.  

Также проектом постановления вносится уточняющие нормы по инициативному аудиту и компоненту комиссий/тарифов банковских услуг для обеспечения прозрачности.  

 

7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования  

7.1. Ожидаемая результативность данного вида регулирования направлена на снижение риска банка, а также организацию внутреннего контроля банка при осуществлении операций с ценными бумагами.  

7.2. Ожидаемые воздействия на экономику, социальный сектор и экологию: 

1) воздействия на экономику: проект постановления направлен на поддержание стабильности и надежности банков. В этой связи, предлагаемое регулирование как ожидается будет иметь позитивное воздействие на банковский сектор в целом; 

2) воздействие на социальную сферу: нормы регулирования направлены на снижение рисков и защиту интересов вкладчиков.  

 

8. Оценка рисков во время реализации предлагаемого регулирования 

Внедрение предлагаемых изменений направлено на снижение риска концентрации и рыночного риска банков. На сегодняшний день, в отдельных банках объем государственных ценных бумаг превышает предлагаемое ограничение. В этой связи, в рамках реализации проекта постановления потребуется время банкам для соблюдения новых требований.  

 

9. Оценка воздействия на конкуренцию  

Принятие проекта постановления прямого воздействия на конкуренцию не окажет, так как проектом не представляются определенные льготы или дискриминирующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов. 

 

10. Мнение заинтересованных сторон 

Для проведения анализа регулятивного воздействия направлено уведомления о разработке нормативного правового акта по вопросу государственных ценных бумаг членам рабочей группы по АРВ. При этом, со стороны членов рабочей группы не предоставлены предложения и замечания

 

11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования 

На основании вышеизложенного проект постановления должен быть рекомендован для принятия, поскольку обеспечит реализацию следующих аспектов: 

- поддержания стабильности и надежности банковской системы; 

- снижение рисков концентрации и риска ликвидности банков; 

- расширения доступа к рынку капитала. 

 

12. Приложение  

- приказ о рабочей группе по АРВ; 

- анализ влияние государственных ценных бумаг на деятельность банков.