Вернуться назад

 

 

Проект 

 

 

 

О внесении изменений  

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 года №9/10 

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 года №9/10 (прилагается). 

 

2. Юридическому управлению: 

- после получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.  

 

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования. 

 

4. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения структурных подразделений, областных управлений и Представительства Национального банка в Баткенской области. 

 

5. Управлению денежной наличности после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных организаций.  

 

6. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление денежной наличности.  

 

 

Председатель К. Боконтаев 

Члены Правления А. Айбалаева  

М. Жакыпов 

У. Жамалидинов 

К. Куленбеков  

Р. Сейткасымова 

З. Чокоев 

 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка 

Кыргызской Республики 

«_____»_______________ 

№ ____________________ 

 

Изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 года №9/10 

 

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 года № 9/10 следующие изменения: 

в Положении «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 8 изложить в следующей редакции: 

«8. Оформление кассовых документов (за исключением денежного чека), ведение кассовых журналов, заполнение кассовыми работниками документов о проведенных операциях могут производиться с применением автоматизированных программ, компьютерного оборудования и электронных кассовых аппаратов, в том числе в форме электронных документов, подписанных посредством электронной подписи.»; 

- абзац 17 пункта 9 изложить в следующей редакции: 

«кассовый документ - денежный документ (приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, объявление на взнос наличными, чек, платежная ведомость и другой документ в письменной форме, в том числе в форме электронных документов, подписанных посредством электронной подписи служащий основанием для проведения операции), по которому осуществляется и которым оформляется кассовая операция по приему и выдаче ценностей;»; 

- пункт 23 изложить в следующей редакции: 

«23. Заведующий кассой по данным отчетных справок, составляет сводную справку (приложение 7) и сверяет ее итоги с данными бухгалтерского учета. Сверка итогов справки заверяется подписью/электронной подписью бухгалтерского работника.»;  

- пункт 25 изложить в следующей редакции: 

«25. Кассовые документы должны быть сформированы не позднее следующего рабочего дня. Формирование дела с кассовыми документами за каждый день производится заведующим кассой или кассовым работником, на которого возложены функции брошюрования. При формировании, кассовые документы подбираются по балансовым счетам, отдельно по приходу и расходу кассы. При использовании автоматизированных программ кассовые документы формируются, согласно выходным формам и отчетам и/или в электронной форме. После сверки суммы кассовых документов с книгами (приложение 8 и 9) на лицевой стороне папки ставится подпись/электронная подпись заведующего кассой и кассового работника, сформировавшего дело.»;  

- пункт 35 изложить в следующей редакции:  

«35. По окончании приема ценностей на соответствующих сопроводительных документах ставится подпись или электронная подпись заведующего кассой/кассового работника и инкассаторов.».  

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 года №9/10.  

 

Первоначальная редакция 

Измененная редакция 

Положение о минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 года № 9/10 

8. Оформление кассовых документов (за исключением денежного чека), ведение кассовых журналов, заполнение кассовыми работниками документов о проведенных операциях могут производиться с применением автоматизированных программ, компьютерного оборудования и электронных кассовых аппаратов.   

8. Оформление кассовых документов (за исключением денежного чека), ведение кассовых журналов, заполнение кассовыми работниками документов о проведенных операциях могут производиться с применением автоматизированных программ, компьютерного оборудования и электронных кассовых аппаратов, в том числе в форме электронных документов, подписанных посредством электронной подписи. 

Глава 2. Термины и определения  

  

9. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:  

кассовый документ - денежный документ (приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, объявление на взнос наличными, чек, платежная ведомость и другой документ, служащий основанием для проведения операции), по которому осуществляется и которым оформляется кассовая операция по приему и выдаче ценностей;   

 

Глава 2. Термины и определения  

  

9. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:  

кассовый документ - денежный документ (приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, объявление на взнос наличными, чек, платежная ведомость и другой документ в письменной форме, в том числе в форме электронных документов, подписанных посредством электронной подписи служащий основанием для проведения операции), по которому осуществляется и которым оформляется кассовая операция по приему и выдаче ценностей; 

23. Заведующий кассой по данным отчетных справок, составляет сводную справку (приложение 7) и сверяет ее итоги с данными бухгалтерского учета. Сверка итогов справки заверяется подписью бухгалтерского работника.  

23. Заведующий кассой по данным отчетных справок, составляет сводную справку (приложение 7) и сверяет ее итоги с данными бухгалтерского учета. Сверка итогов справки заверяется подписью/ электронной подписью бухгалтерского работника. 

25. Кассовые документы должны быть сформированы не позднее следующего рабочего дня. Формирование дела с кассовыми документами за каждый день производится заведующим кассой или кассовым работником, на которого возложены функции брошюрования. При формировании, кассовые документы подбираются по балансовым счетам, отдельно по приходу и расходу кассы. При использовании автоматизированных программ кассовые документы формируются, согласно выходным формам и отчетам. После сверки суммы кассовых документов с книгами (приложение 8 и 9) на лицевой стороне папки ставится подпись заведующего кассой и кассового работника, сформировавшего дело.  

25. Кассовые документы должны быть сформированы не позднее следующего рабочего дня. Формирование дела с кассовыми документами за каждый день производится заведующим кассой или кассовым работником, на которого возложены функции брошюрования. При формировании, кассовые документы подбираются по балансовым счетам, отдельно по приходу и расходу кассы. При использовании автоматизированных программ кассовые документы формируются, согласно выходным формам и отчетам и/или в электронной форме. После сверки суммы кассовых документов с книгами (приложение 8 и 9) на лицевой стороне папки ставится подпись/электронная подпись заведующего кассой и кассового работника, сформировавшего дело. 

35. По окончании приема ценностей заведующий кассой/кассовый работник и инкассаторы подписывают соответствующие сопроводительные документы.   

35. По окончании приема ценностей на соответствующих сопроводительных документах ставится подпись/электронная подпись заведующего кассой/кассового работника и инкассаторов. 

 

 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 года №9/10 

 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 года №9/10 (далее проект постановления) разработан в целях совершенствования нормативных правовых актов Национального банка в сфере регулирования банковской системы, стимулирование развития цифровизации через предоставление выбора коммерческим банкам и небанковским финансово-кредитным организациям осуществлять электронный документооборот в отношении бухгалтерских и кассовых документов с применением электронной подписи.  

2. Описательная часть  

Проектом постановления предусматриваются изменения в части выполнения кассовых операций, оформления кассовых и бухгалтерских документов посредством использования электронной подписи в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики «О неотложных мерах по активации внедрения цифровых технологий в государственных управлениях Кыргызской Республики» от 17.12.2020 года № 64 и Законом Кыргызской Республики «Об электронной подписи» от 19.07.2017 года № 128. Внесение изменений в требования вышеуказанного нормативно-правового акта Национального банка, согласно которым помимо действующего традиционного ведения документооборота в части кассовых и бухгалтерских документов, ФКО будут иметь право при наличии надежной инфраструктуры вести электронный документооборот с применением электронной подписи. В свою очередь эти изменения обеспечат право выбора для ФКО либо использовать действующий традиционный документооборот, либо использовать электронный документооборот с применением электронной подписи. В дальнейшем цифровизация этой части придаст дополнительный импульс развитию цифровизации в малом и среднем предпринимательстве, что особенно актуально для ФКО, осуществляющих свою деятельность в отдаленных сельских регионах Кыргызской Республики. 

Таким образом, предлагаемые проектом изменения направлены на актуализацию норм со вступившими в силу требованиями законодательства Кыргызской Республики.  

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий. 

Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

Материалы по проекту будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка и Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие проекта постановления не предусматривает выделения дополнительных средств. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

К проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной Национальным банком. 

 

 

 

 

Проект 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

Национальный банк Кыргызской Республики 

(наименование органа-разработчика) 

  

  

  

                      УТВЕРЖДАЮ 

  

  

____________________________________ 

                       (должность) 

  

  

____________________________________ 

                         (подпись) 

  

  

"___" _______________ 20___ года 

 

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ  

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики»  

от 27 марта 2013 года №9/10 

 

  

 

 

Основания для разработки: приказ Национального банка от 27 октября 2022 г. № 2022-Пр-121/225-О  

«О создании постоянной рабочей группы для проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов управления методологии надзора Национального банка Кыргызской Республики по вопросам банковского регулирования». 

 

Сроки проведения АРВ: _______________ _________________  

(начало) (окончание) 

 

 

 

 

 

Руководитель рабочей группы: 

Жапарова Э.М, начальник управления методологии надзора Национального банка Кыргызской Республики 

 

_________ 

 

Рабочая группа: 

Исаев М.Б., начальник отдела по защите прав потребителей Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Иманходжаев И.А., начальник отдела законопроектных работ юридического управления Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Сарыажиев Э.А., начальник управления банковского надзора Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Биялиева Ч.А., главный специалист юридического управления ОАО «Халык Банк Кыргызстан» 

 

________ 

Мамырбаева Д.М., начальник юридического управления ОАО «Дос-Кредобанк» 

 

________ 

Жораев А.А., член Шариатского Совета ОсОО «Микрокредитная Компания «М Булак» 

 

________ 

 

Контактные данные ответственного лица: 

Аубакирова С.К., 66-92-31, saubakirova@nbkr.kg 

(ФИО, тел., e-mail) 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

I. Проблемы и основания для изменения регулирования 

1. Описание проблем 

Действующие на данный момент минимальные требования при проведении кассовых операций и подписания кассовых документов, не позволяют использовать новые технологии, на которые последние годы государство уделяет огромное внимание и ресурсы. Требования в части документооборота в отношении бухгалтерских и кассовых документов подлежат пересмотру и актуализации, с учетом существующих тенденций в сфере цифровизации, специфики и масштабов деятельности финансово-кредитных организаций (далее по тексту ФКО). В настоящее время при взаимодействии с контрагентами/поставщиками и оформлении необходимых бухгалтерских документов, поставщики продолжают обмениваться первичными учетными документами на бумажных носителях с живой подписью, что значительно усложняет процессы быстрой и бесконтактной коммуникации в век цифровизации. Таким образом, из-за пробела в законодательстве на практике не используется простая электронная подпись при заключении первичных учетных документов: закупочных актов, актов приема-передачи (накладных) и счетов на оплату между покупателем и продавцом.  

Кроме этого, необходимо отметить, что на текущий момент в стране в рамках реализуемых мер согласно утвержденной «Дорожной картой» по реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023», а также в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики «О неотложных мерах по активизации внедрения цифровых технологий в государственное управление Кыргызской Республики» от 17 декабря 2020 года УП № 64, активно внедряется цифровизация во всех отраслях экономики, в том числе и в банковской сфере. Необходимо отметить, что государством были ранее приняты такие нормативно-правовые акты, как Закон Кыргызской Республики «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», Закон Кыргызской Республики «Об электронной подписи». Однако, несмотря на то, что страна уже достигла определенных успехов в цифровизации отдельных секторов и сфер, таких как избирательная система, интеграции и взаимодействии государственных органов посредством единой системы «Түндүк»; отдельные услуги государственных органов, которые переведены в цифровой формат и доступны через Интернет посредством единого Портала электронных услуг, существует на сегодняшний день отдельные области экономической активности, куда еще цифровые технологии не внедрены.  

Также в связи с ситуацией распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) и глобальной угрозы пандемии, в стране активно идет внедрение цифровизации населения во всех сферах услуг, в том числе в банковской/финансовой сфере, в соответствии c Законом Кыргызской Республики «Об электронной подписи». Инструменты дистанционного и бесконтактного обслуживания населения и взаимодействия с третьими лицами становятся основными и приоритетными способами обслуживания и сотрудничества с физическими и юридическими лицами Продолжая реализовывать цели, поставленные государством, учитывая экономический спад, который наблюдается в настоящее время, а также отрицательную ценовую динамику на импортируемые в республику товары, в том числе на бумагу, необходимо перевести в электронный документооборот кассовую (бухгалтерскую) документацию, оформляемую при взаимодействии с третьими лицами в случаях покупки/продажи товаров/услуг, в том числе, но не ограничиваясь всеми видами первичных бухгалтерских документов. В этой связи, не теряя заданного темпа, необходимо продолжить проектировать клиентские ориентированные цифровые услуги в целях дистанционного обслуживания населения и быстрой, бесконтактной коммуникации с третьими лицами в случаях покупки/продажи товаров/услуг, в том числе, но не ограничиваясь закупочными актами, актами приема-передачи (накладные), кассовые ордера (объявление на взнос наличными/приходно-кассовые ордера). 

Таким образом, инструменты дистанционного и бесконтактного обслуживания населения и взаимодействия с третьими лицами должны стать основными и приоритетными способами обслуживания и сотрудничества с физическими и юридическими лицами. В целях исполнения и реализации нормативных документов по цифровизации», минимизации расходов на бумажный документооборот в условиях экономического кризиса, перевод бухгалтерского документооборота в электронный формат необходимая и актуальная мера. 

 

2. Масштаб проблем  

Масштабы рассматриваемого вопроса затрагивают деятельность коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных организаций, в частности, по выполнению кассовых операций с использованием цифровых технологий, а именно электронной подписи.  

 

3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы   

В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики «О неотложных мерах по активации цифровых технологий в государственное управление Кыргызской Республики» №64 от 17 декабря 2020 в республике активно ведется работа цифровизации государственных и иных услуг. Развитие и цифровизация финансового, а именно банковского и частично микрофинансового сектора Кыргызстана стало возможным предложить клиенту весь спектр финансовых услуг посредством цифровых технологий.  

Учитывая отсутствие в требованиях, определяемых нормативными правовыми актами Национального банка, введение и оформление кассовых документов (заявки для подкрепления филиалов коммерческих банков денежными средствами, ведение кассовых журналов, кассовые документы, отчеты, сводные справки, документы дня кассы, сопроводительные документы), в том числе такие виды первичных учетных документов как закупочные акты, акты приема-передачи (накладные), счета на оплату в электронной форме подписанных посредством электронной подписи появляется необходимость во внесении изменений в нормативные правовые акты Национального банка.  

В этой связи следует внести изменения в требования вышеуказанного нормативно-правового акта Национального банка, согласно которым помимо действующего традиционного ведения документооборота в части бухгалтерских документов, ФКО будут иметь право при наличии надежной инфраструктуры вести электронный документооборот в отношении своих бухгалтерских документов, с применением электронной подписи. В свою очередь эти изменения обеспечат право выбора для ФКО либо использовать действующий традиционный документооборот, либо использовать электронный документооборот с применением электронной подписи. В дальнейшем цифровизация этой части придаст дополнительный импульс развитию цифровизации в малом и среднем предпринимательстве, что особенно актуально для ФКО, осуществляющих свою деятельность в отдаленных сельских регионах Кыргызской Республики. 

Помимо этого, согласно требованиям нормативно-правовых актов НБКР, оформление кассовых документов (за исключением денежного чека), ведение кассовых журналов, заполнение кассовыми работниками документов о проведенных операциях производиться с применением автоматизированных программ, компьютерного оборудования и электронных кассовых аппаратов. Необходимо предоставить ФКО возможность осуществлять эти же действия в форме электронных документов, подписанных посредством электронной подписи.  

 

4. Международный опыт 

Российская Федерация: В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений развития в Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, является распространения информационных и телекоммуникационных технологий для формирования информационного общества. Федеральный Закон Российской Федерации «Об электронной цифровой подписи» был принят еще 10 января 2002 года №1-ФЗ, затем 6 апреля 2011 года был принят с изменениями как Федеральный Закон Российской Федерации №63-ФЗ «Об электронной подписи». 

Первыми электронную цифровую подпись (далее ЭЦП) взяли на внедрение банки, в том числе Банк России, и кредитные организации, которые использовали ее, в первую очередь, как инструмент информационной безопасности в своих корпоративных информационных системах, а чуть позже и для безопасной работы в системах «банк-клиент». В хозяйствующих субъектах также применялась ЭЦП, но там она получила значительно меньшее распространение. Сегодня применение технологии ЭЦП в России является реальным, доступным и неотъемлемым для значительного числа людей. Начинает формироваться понимание того, что использование подписей может существенно облегчить обмен и хранение документов, а вновь принимаемые законодательные акты лишь ускоряют этот процесс.  

Республика Казахстан: в   Республике Казахстан, электронная цифровая подпись широко используется в хозяйственном обороте на основании Закона Республики Казахстан от 7 января 2003 года №370-II «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Банки Республики эффективно используют ЭЦП для осуществления своих операций путем пересылки банковских электронных документов по корпоративным и общедоступным телекоммуникационным сетям. Согласно Закону Республики, Казахстан №370-II «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 7 января 2003 года, электронной цифровой подписью считается набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания. 

К сожалению, в Казахстане чёткого разделения полномочий различных категорий сотрудников юридических лиц на пользование ЭЦП на программно-техническом уровне не предусмотрено в отличии от ЭЦП в РФ. 

 

II. Описание предлагаемое регулирования 

 

5. Цель регулирования 

Целью государственного регулирования является совершенствование нормативных правовых актов Национального банка в сфере регулирования банковской системы, стимулирование развития цифровизации через предоставления выбора коммерческим банкам и небанковским финансово-кредитным организациям осуществлять электронный документооборот в отношении бухгалтерских и кассовых документов с применением электронной подписи.  

Достижение вышеуказанных целей предусматривается путем внесения изменений и дополнений в банковское законодательство Кыргызской Республики.  

 

6. Предлагаемое регулирование 

Предлагаемое регулирование утвердить проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики о внесении изменений «Об утверждении Положения о минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики».  

Принятие проекта постановления позволит: 

- обеспечит совершенствование нормативных правовых актов Национального банка в сфере регулирования деятельности ФКО;  

- установит право выбора для ФКО осуществлять документооборот в действующем, традиционном формате, либо осуществлять электронный документооборот в отношении бухгалтерских и кассовых документов с применением электронно-цифровой подписи; 

- снизит расходы на ведения документооборота части бухгалтерии и кассы, оформление, транспортировка, хранения первичных документов;  

- повысит оперативность обработки бухгалтерских и кассовых документов;  

- устранит сложности в контроле и отслеживании движения бухгалтерских и кассовых первичных документов; 

- положительно повлияет на качество и скорость обслуживания поставщиков, контрагентов, клиентов.  

 

7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования  

7.1. Ожидаемая результативность данного вида регулирования направлена на снижение риска ФКО, а также организацию внутреннего контроля при проведении кассовых операций ФКО.  

7.2. Ожидаемые воздействия на экономику, социальный сектор и экологию: 

1) воздействия на экономику: проект постановления направлен на расширение предоставления банковских услуг посредством использования цифровых технологий. В этой связи, предлагаемое регулирование как ожидается будет иметь позитивное воздействие на субъекты предпринимательства и на экономику в целом; 

2) воздействие на социальную сферу: развитие субъектов предпринимательства как ожидается позитивно окажет воздействие на развитие экономики.  

8. Оценка рисков во время реализации предлагаемого регулирования 

Внедрение предлагаемых изменений направлено в целом на улучшение кассовой работы в ФКО, а именно развитие дистанционного и бесконтактного обслуживания населения и взаимодействие с третьими лицами, искоренение пробелов законодательства, из-за которых население продолжает обмениваться первичными учетными документами на бумажных носителях с живой подписью, что тормозит цифровизацию и усложняет процессы быстрой и бесконтактной коммуникации. Кроме того, продолжается сбор и хранение бумажной документации Хранение документации требует больших площадей архивных и специальных условий хранения.  

9. Оценка воздействия на конкуренцию 

Принятие проекта постановления позволит добавить еще ряд компонентов цифровых возможностей к существующим банковским услугам улучшит состояние конкуренции на рынке банковских услуг, предоставляемых ФКО, так как проект не предусматривает новые преимущества для отдельных ФКО, а также отменяет преимущества для вновь открываемых ФКО. 

10. Мнение заинтересованных сторон 

Для проведения анализа регулятивного воздействия на официальном сайте Национального банка размещено уведомления о внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных учреждениях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 года №9/10.  

 

11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования 

На основании вышеизложенного проект постановления должен быть рекомендован для принятия, поскольку обеспечит реализацию следующих аспектов: 

- обеспечит совершенствование нормативных правовых актов Национального банка в сфере регулирования деятельности ФКО;  

- установит право выбора для ФКО осуществлять документооборот в действующем, традиционном формате, либо осуществлять электронный документооборот в отношении бухгалтерских и кассовых документов с применением электронно-цифровой подписи; 

- снизит расходы на ведения документооборота части бухгалтерии и кассы, оформление, транспортировка, хранения первичных документов;  

- повысит оперативность обработки бухгалтерских и кассовых документов;  

- устранит сложности в контроле и отслеживании движения бухгалтерских и кассовых первичных документов; 

- положительно повлияет на качество и скорость обслуживания поставщиков, контрагентов, клиентов. 

 

12. Приложение  

К Аналитической записке прилагаются: 

1. Оценка ожидаемых экономических последствий для предлагаемого регулирования. 

2. Сравнительная таблица к проекту постановления Правления Национального банка «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 года №9/10 (по результатам общественного обсуждения). 

3. Приказ о рабочей группе по АРВ. 

Приложение № 1 

к Аналитической справке 

 

Оценка ожидаемых экономических последствий для предлагаемого регулирования. 

Принятие данного проекта не требует дополнительного финансирования со стороны Национального банка и ФКО Кыргызской Республики. 

Принятие данного варианта регулирования: 

- улучшит состояние конкуренции на рынке банковских услуг финансово-кредитных организаций; 

- обеспечит совершенствование нормативных правовых актов Национального банка в сфере регулирования ФКО; 

- установит право выбора осуществлять документооборот в действующем, традиционном формате, либо осуществлять электронный документооборот в отношении бухгалтерских и кассовых документов с применением электронной подписи; 

- снизит расходы на ведения документооборота в бухгалтерской и кассовой деятельности, в частности оформление, транспортировка, хранение первичных документов;  

- повысит оперативность обработки бухгалтерских и кассовых документов;  

- устранит сложности в контроле и отслеживании движения первичных бухгалтерских и кассовых документов; 

- положительно повлияет на качество и скорость обслуживания клиентов, поставщиков, контрагентов.