Вернуться назад

Проект 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О внесении изменений 

в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики  

по вопросам проведения расчетов и платежей в иностранной валюте 

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О безналичных расчетах в Кыргызской Республике» от 8 декабря 2021 года № 2021-П-14/68-7-(ПС) следующее изменение. 

в Положении «О безналичных расчетах в Кыргызской Республике», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 88 изложить в следующей редакции: 

«88. Все расчеты с использованием банковских платежных карт на территории Кыргызской Республики должны осуществляться в национальной валюте. Расчеты с использованием банковских платежных карт на территории Кыргызской Республики по платежам за услуги онлайн-казино и электронных (виртуальных) казино, имеющих лицензию на право осуществления игорной деятельности в Кыргызской Республике, могут осуществляться в национальной и (или) в иностранной валютах.». 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) следующее изменение: 

в Положении «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 36 изложить в следующей редакции: 

«36. Платежи на территории Кыргызской Республики должны осуществляться в национальной валюте. Платежи на территории Кыргызской Республики за услуги онлайн-казино и электронных (виртуальных) казино, имеющих лицензию на право осуществления игорной деятельности в Кыргызской Республике, могут осуществляться в национальной и (или) иностранной валютах.». 

3. Юридическому управлению: 

- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования.  

5. Управлению платежных систем со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения Министерства цифрового развития Кыргызской Республики, Государственной службы финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики, коммерческих банков, операторов платежных систем и платежных организаций Кыргызской Республики. 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление платежных систем. 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам проведения расчетов и платежей в иностранной валюте» 

 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Положение «О безналичных расчетах в Кыргызской Республике» 

88. Все расчеты с использованием карт на территории Кыргызской Республики должны осуществляться в национальной валюте. 

88. Все расчеты с использованием банковских платежных карт на территории Кыргызской Республики должны осуществляться в национальной валюте. Расчеты с использованием банковских платежных карт на территории Кыргызской Республики по платежам за услуги онлайн-казино и электронных (виртуальных) казино, имеющих лицензию на право осуществления игорной деятельности в Кыргызской Республике, могут осуществляться в национальной и (или) иностранной валютах. 

Положение «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» 

36. Платежи на территории Кыргызской Республики должны осуществляться в национальной валюте. 

36. Платежи на территории Кыргызской Республики должны осуществляться в национальной валюте. Платежи на территории Кыргызской Республики за услуги онлайн-казино и электронных (виртуальных) казино, имеющих лицензию на право осуществления игорной деятельности в Кыргызской Республике, могут осуществляться в национальной и (или) иностранной валютах. 

 

 

 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка  

Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам проведения расчетов и платежей в иностранной валюте» 

 

 

1. Цель и задачи  

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам проведения расчетов и платежей в иностранной валюте» (далее проект постановления) разработан в целях определения требований к проведению платежей и расчетов в сфере онлайн-казино и электронного (виртуального) казино на территории Кыргызской Республики.  

 

2. Описательная часть 

30 июня 2022 года был подписан Закон Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике» (далее Закон об игорной деятельности), который определяет правовые основы деятельности игорных заведений на территории Кыргызской Республики. 

В соответствии со статьей 15 Закона об игорной деятельности граждане Кыргызской Республики не могут быть клиентами игорных заведений. 

Таким образом, деятельность субъектов игорной деятельности в Кыргызской Республике полностью ориентирована на иностранных граждан.  

Следует отметить, что иностранные клиенты онлайн-казино и электронных (виртуальных) казино будут осуществлять платежи в пользу казино посредством банковских платежных карт международных платежных систем в иностранной валюте. 

Однако потенциальные субъекты игорной деятельности отмечали наличие проблем, связанных с невозможностью приема платежей и проведения расчетов с клиентами в иностранной валюте в силу требований законодательства Кыргызской Республики.  

В целях дальнейшей регламентации осуществления платежей в сфере онлайн-казино и электронного (виртуального) казино Кабинетом Министров Кыргызской Республики принято постановление «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «О некоторых вопросах в сфере лицензирования игорной деятельности в Кыргызской Республике» от 1 августа 2022 года №404» от 4 апреля 2023 года № 183, где Национальному банку рекомендовано в двухмесячный срок привести свои акты в соответствие с указанным постановлением.  

Следует отметить, что в Положении «О безналичных расчетах в Кыргызской Республике», утвержденном постановлением Правления Национального банка от 8 декабря 2021 года № 2021-П-14/68-7-(ПС), установлено, что все расчеты с использованием карт на территории Кыргызской Республики должны осуществляться в национальной валюте.  

Помимо этого, пунктом 36 Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) установлено, что платежи на территории Кыргызской Республики должны осуществляться в национальной валюте. 

Принимая во внимание, что Закон об игорной деятельности принят в целях создания благоприятных условий для стимулирования привлечения инвестиций и увеличения доходной части республиканского бюджета Кыргызской Республики, представленным проектом постановления предлагается внести соответствующие изменения в положения «О безналичных расчетах в Кыргызской Республике» и «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем», направленные на предоставление возможности принятия платежей в иностранной валюте онлайн-казино и электронным (виртуальным) казино. 

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Принятие проекта постановления не повлечет негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения  

В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проект постановления будет размещен для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка, а также на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики (koomtalkuu.gov.kg). 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие данного проекта постановления не потребует дополнительного финансирования из бюджета Национального банка или государственного бюджета. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

В соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка от от 21 декабря 2022 года № 2022-П-02/81-6-(НПА) к проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия. 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

Национальный банк Кыргызской Республики 

 

Анализ регулятивного воздействия 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам проведения расчетов и платежей в иностранной валюте» 

 

 

Основания для разработки: 

Приказ Национального банка Кыргызской Республики «О создании рабочей группы по проведению анализа регулятивного воздействия» от  

Сроки проведения АРВ: 

 

 

  

 

 

  

Руководитель рабочей группы: 

Султаналиев А.З. Начальник управления платежных систем Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк).  

Члены рабочей группы: 

- Акулуева М.Ш., начальник отдела методологии, анализа и развития платёжных систем управления платежных систем Национального банка; 

- Ташбекова Н.М., начальник отдела методологии надзора управления методологии надзора Национального банка; 

- Исмаилов А.Б., начальник отдела правового сопровождения структурных подразделений юридического управления Национального банка; 

- Арстанбекова С.А., и.о. начальника отдела контроля и надзора за платежными системами управления платежных систем Национального банка; 

- Айылчиев Б.К., и.о. начальника отдела по операторам платежных систем и платежным организациям  управления платежных систем Национального банка; 

- Даакыбаева А.Б., главный инспектор группы анализа системных рисков противодействия финансированию терроризма/отмывания денег отдела анализа системных рисков управления банковского надзора Национального банка; 

- Кулмурзаев А.Ш., главный экономист отдела финансовой статистики Управления финансовой статистики и обзора Национального банка; 

- Эркинбек уулу А. ведущий экономист отдела денежно-кредитной политики Экономического управления Национального банка; 

- Сыргатаев А.Т., главный специалист отдела методологии, анализа и развития платежных систем управления платежных систем Национального банка (секретарь рабочей группы); 

- Момбеков Н.Т., ведущий специалист управления правового обеспечения Министерства цифрового развития Кыргызской Республики; 

- Кузекеева Н.Э., главный специалист юридического сектора административного управления Государственной службы финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики; 

- Джумагулова А.К., начальник юридического управления ЗАО «Межбанковский Процессинговый Центр»; 

- Ахметов Т.А., заместитель начальника Департамента дистанционных банковских сервисов ОАО «РСК банк»; 

- Джусупова Н.К., Советник Председателя Правления ОАО «Айыл банк»; 

- Ченгиз Л.Г., заместитель председателя Правления ОАО «Бакай банк»; 

- Ниязова М.Э., директор департамента банковских карт ОАО «Бакай банк». 

 

Контактные данные ответственного лица:  

Сыргатаев А.Т., 66-90-99, asyrgataev@nbkr.kg  

 

 

I. Проблемы и основания для изменения регулирования 

1. Описание проблемы 

30 июня 2022 года был подписан Закон Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике» (далее Закон об игорной деятельности), который определяет правовые основы деятельности игорных заведений на территории Кыргызской Республики, государственного регулирования игорной деятельности, основные понятия, порядок создания и содержания игорных заведений, организации азартных игр и их лицензирования, контроль за организацией и проведением азартных игр и ответственность субъектов игорной деятельности. 

В соответствии со статьей 15 Закона об игорной деятельности граждане Кыргызской Республики не могут быть клиентами игорных заведений. Учитывая вышеуказанное ограничение, деятельность субъектов игорной деятельности в Кыргызской Республике полностью ориентирована на иностранных граждан. Следует отметить, что иностранные клиенты онлайн-казино и электронных (виртуальных) казино будут осуществлять платежи в пользу казино посредством банковских платежных карт международных платежных систем в иностранной валюте. 

В настоящее время потенциальные субъекты игорной деятельности отмечают наличие проблем, связанных с невозможностью приема платежей и проведения расчетов с клиентами в иностранной валюте в силу требований законодательства Кыргызской Республики.  

Так, в соответствии со статьей 21 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» установлено, что сом является единственным законным платежным средством на всей территории Кыргызской Республики, обязательным к приему без ограничений по всем видам платежей. На территории Кыргызской Республики расчеты и платежи осуществляются в национальной валюте Кыргызской Республики, если законодательством Кыргызской Республики не предусмотрено иное.  

При этом в законодательстве Кыргызской Республики не предусмотрены нормы, позволяющие онлайн-казино и электронным (виртуальным) казино осуществлять платежи и расчеты с клиентами в иностранной валюте. Следовательно, онлайн-казино и электронные (виртуальные) казино не вправе принимать платежи в иностранной валюте от своих клиентов  граждан иностранных государств.  

Принимая во внимание, что Закон об игорной деятельности принят в целях создания благоприятных условий для стимулирования привлечения инвестиций и увеличения доходной части республиканского бюджета Кыргызской Республики возникает необходимость в изменении государственного регулирования в части возможности проведения платежей и расчетов за услуги, оказываемые онлайн-казино и электронным (виртуальным) казино на территории Кыргызской Республики в иностранной валюте.  

 

2. Масштаб проблемы 

Масштабы рассматриваемого вопроса непосредственно затрагивают деятельность онлайн-казино и электронных (виртуальных) казино, а также косвенно затрагивают деятельность коммерческих банков, операторов международных платежных систем в части исполнения и реализации Закона Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике».  

 

 

3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы 

В соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики все платежи и расчеты на территории Кыргызской Республики должны осуществляться в национальной валюте, если иное не предусмотрено законодательством.  

Согласно статье 21 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» установлено, что сом является единственным законным платежным средством на всей территории Кыргызской Республики, обязательным к приему без ограничений по всем видам платежей. На территории Кыргызской Республики расчеты и платежи осуществляются в национальной валюте Кыргызской Республики, если законодательством Кыргызской Республики не предусмотрено иное. Цены на товары и услуги должны быть указаны в сомах и без привязки к курсу иностранной валюты, за исключением договоров на поставку экспортируемых и импортируемых товаров и услуг, когда валюта платежа определяется соглашением сторон. Запрещается реклама с указанием цен на товары и услуги в иностранной валюте. 

При этом частью 1 статьи 26 вышеуказанного конституционного Закона установлено, что расчеты и платежи в иностранной валюте на территории Кыргызской Республики осуществляются в порядке, установленном Национальным банком. 

Аналогичные нормы содержатся и в статье 35 Гражданского Кодекса Кыргызской Республики которой установлено, что сом является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Кыргызской Республики. Случаи, порядок и условия расчетов в иностранной валюте на территории Кыргызской Республики определяются банковским законодательством Кыргызской Республики. 

Статьей 13 Закона Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики» установлено, что расчеты с использованием платежных карт за товары и услуги на территории Кыргызской Республики осуществляются в национальной валюте и могут проводиться по национальной системе, по локальным и международным платежным системам в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. 

На уровне подзаконных актов вышеуказанное требование закреплено в Положении «О безналичных расчетах в Кыргызской Республике», утвержденном постановлением Правления Национального банка от 8 декабря 2021 года № 2021-П-14/68-7-(ПС) которым установлено, что все расчеты с использованием карт на территории Кыргызской Республики должны осуществляться в национальной валюте. Также пунктом 36 положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) установлено, что платежи на территории Кыргызской Республики должны осуществляться в национальной валюте. По информации коммерческих банков, в Кыргызской Республике юридические лица могут открывать банковские счета в иностранной валюте и проводить по ним операции без ограничений. Однако, в силу требований Положения «О безналичных расчетах в Кыргызской Республике», расчеты с использованием банковских платежных карт не могут проводится в иностранной валюте. 

Таким образом, в настоящее время в законодательстве Кыргызской Республики не предусмотрены нормы, позволяющие онлайн-казино и электронным (виртуальным) казино осуществлять платежи и расчеты с клиентами в иностранной валюте. Следовательно, в настоящее время онлайн-казино и электронные (виртуальные) казино не вправе принимать платежи в иностранной валюте от своих клиентов  граждан иностранных государств.  

Данное ограничение вынуждает онлайн-казино и электронные (виртуальным) казино при оказании своих услуг клиентам осуществлять конвертацию иностранной валюты. По информации Министерства цифрового развития Кыргызской Республики при проведении предварительного тестирования услуг онлайн-казино было выявлено, что игроки, пополняя свои лицевые счета за границей, сталкиваются с двойной конвертацией, которая составляет порядка 13% (10% услуги конвертации, 3% комиссия коммерческих банков Кыргызской Республики).  

Указанная ситуация существенно снижает рыночную конкурентоспособность онлайн-казино и электронных (виртуальных) казино, которые будут осуществлять деятельность в Кыргызской Республике по сравнению с организаторами азартных игр, работающих в других странах. По информации Министерства цифрового развития Кыргызской Республики, являющегося лицензиаром онлайн-казино и электронных (виртуальных) казино, на текущий момент ни один субъект не получил лицензию на право осуществления игорной деятельности в онлайн сфере.  

В случае, если государственное регулирование в данной сфере останется без изменений, то вероятно субъекты игорной деятельности не будут заинтересованы в получении лицензии и осуществлении своей деятельности на территории Кыргызской Республики. В таком случае цели и задачи Закона Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике» не будут достигнуты. 

В целях дальнейшей регламентации осуществления платежей в сфере онлайн-казино и электронного (виртуального) казино Кабинетом Министров Кыргызской Республики принято постановление «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «О некоторых вопросах в сфере лицензирования игорной деятельности в Кыргызской Республике» от 1 августа 2022 года №440» от 4 апреля 2023 года № 183.  

Указанным постановлением внесены изменения в Положение о государственном регулировании игорной деятельности в Кыргызской Республике, утвержденное постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 1 августа 2022 года № 440) в части проведения платежей и расчетов за услуги, предоставляемые онлайн-казино и электронными (виртуальными) казино. 

Так, согласно пункту 181 Положения о государственном регулировании игорной деятельности в Кыргызской Республике платежи и расчеты в сфере онлайн-казино и электронного (виртуального) казино осуществляются в национальной валюте или в иностранной валюте в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

Согласно пункту 2 указанного постановления Национальному банку рекомендовано в двухмесячный срок привести свои акты в соответствие с данным постановлением. 

В этой связи, в целях реализации возможности по приему платежей в иностранной валюте для онлайн-казино и электронных (виртуальных) казино, предлагается внести соответствующие изменения в Положение «О безналичных расчетах в Кыргызской Республике», утвержденное постановлением Правления Национального банка от 8 декабря 2021 года № 2021-П-14/68-7-(ПС) и в Положение «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем», утвержденное постановлением Правления Национального банка от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) 

 

4. Международный опыт.  

Российская Федерация. В Российской Федерации действует Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который направлен на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Указанный Закон устанавливает случаи и порядок осуществления операций с иностранной валютой на территории Российской Федерации. 

Республика Казахстан. В Республике Казахстан вопросы расчетов и платежей в иностранной валюте регулируются Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле».  

 

II. Описание предлагаемого регулирования 

5. Цель регулирования 

Целью государственного регулирования является создание благоприятных условий для стимулирования привлечения инвестиций и увеличения доходной части республиканского бюджета Кыргызской Республики посредством развития сферы онлайн-казино и электронных (виртуальных) казино. 

6. Предлагаемое регулирование 

Предлагаемое регулирование внести изменение в нормативные правовые акты Национального банка, предусматривающие возможность проведения платежей и расчетов в иностранной валюте за услуги, оказываемые онлайн-казино и электронным (виртуальным) казино на территории Кыргызской Республики. 

7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования 

7.1. При реализации предлагаемого регулирования для онлайн-казино и электронных (виртуальных) казино будет предусмотрена возможность приема платежей в иностранной валюте от клиентов граждан иностранных государств. 

7.2. Ожидаемое воздействие на экономику, социальный сектор и экологию: 

1) воздействие на экономику: ожидается, что предлагаемое регулирование окажет позитивное воздействие на экономику за счет привлечения инвестиций в сферу игорной деятельности и увеличения поступлений в государственный бюджет. 

В части потенциальных рисков в области денежно-кредитной и валютной политик необходимо отметить следующее. 

Возможность проведения платежей и расчетов в иностранной валюте за услуги, оказываемые онлайн-казино и электронным (виртуальным) казино, вполне сравнимо с явлением долларизации. Это ограничивает регулирование экономики с помощью инструментов денежно-кредитной и фискальной политик, так как макроэкономическая политика эффективно воздействует только на ту часть экономики, которая номинирована в национальной валюте. В результате способность внутреннего денежного рынка к передаче воздействия мер денежно-кредитной и валютной политик будет ослабевать, что крайне нежелательно для обеспечения ценовой и финансовой стабильности. Кроме того, данное обстоятельство будет противоречить мерам, предпринимаемым со стороны Национального банка и Кабинета Министров Кыргызской Республики, направленных на повышение доверия населения к национальной валюте и снижению уровня долларизации экономики. В период 2015-2019 гг. долларизация депозитов в банковской системе имела устойчивую тенденцию к снижению (с 68% до 38%), однако в постпандемийный период данный показатель демонстрирует некоторое усиление (в 2020-2022 гг. рост с 40% до 45%). В связи с чем, на текущий момент как никогда необходимы меры по сокращению долларизации экономики.  

2) воздействие на социальную сферу: предлагаемое регулирование не окажет воздействия на социальную сферу, поскольку гражданам Кыргызской Республики запрещено быть клиентами игорных заведений. 

3) воздействие на экологию отсутствует. 

7.3. Ожидаемое воздействие на основные группы заинтересованных сторон - адресатов регулирования: 

1) государственные органы: позитивное влияние ожидается на фискальные органы в связи с увеличением налоговых поступлений от онлайн-казино и электронных (виртуальных) казино; 

2) предприниматели: позитивное влияние на предпринимателей заключается в повышении привлекательности для клиентов и конкурентоспособности на рынке онлайн-казино за счет организации приема платежей в иностранной валюте посредством банковских платежных карт международных платежных систем; 

3) население: непосредственное влияние на население отсутствует. 

 

8. Оценка рисков во время реализации предлагаемого регулирования 

Основным риском при реализации предлагаемого регулирования могут стать высокие риски финансирования террористической деятельности и легализации преступных доходов (далее ПФТД/ЛПД) у коммерческих банков, осуществляющих обслуживание онлайн-казино и электронных (виртуальных) казино 

По международным стандартам банковского дела обслуживание банками деятельности казино/онлайн-казино и проведение платежей игроков азартных игр относится к высокорискованному виду транзакций. 

В соответствии со статьей 1 Закона Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике» деятельность субъектов игорной деятельности в части предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с финансированием терроризма и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов».  

Однако, на сегодняшний день в законодательстве КР имеется пробел в отношении требований к онлайн-казино в части ПФТД/ЛПД. 

Так в Законе Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» субъекты игорной деятельности и в частности онлайн-казино и электронные (виртуальные) казино не включены в перечень субъектов ПФТД/ЛПД. Также подзаконными нормативными правовыми актами в сфере ПФТД/ЛПД, утвержденными постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606 онлайн-казино и электронные (виртуальные) казино не являются субъектами ПФТД/ЛПД. 

Таким образом, можно отметить, что на сегодняшний день все требования законодательства в части ПФТД/ЛПД фактически не распространяются на онлайн-казино.  

Согласно информации государственного портала общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов (koomtalkuu.gov.kg) Министерство финансов Кыргызской Республики вынесло на общественное обсуждение законопроект, направленный на устранение вышеуказанного пробела. Однако, на данный момент неизвестно, когда этот законопроект будет принят, так как общественное обсуждение проекта завершилось только 16 марта 2023 года. 

 

В связи с этим могут возникнуть следующие риски: 

1) несоблюдение онлайн-казино и электронными (виртуальными) казино законодательства Кыргызской Республики по ПФТД/ЛПД. Это может привести к применению санкций в отношении обслуживающих коммерческих банков со стороны международных платежных систем; 

2) несоблюдение онлайн-казино и электронными (виртуальными) казино законодательства некоторых стран, запрещающих играть в онлайн-казино свои гражданам. Это может привести к применению санкций в отношении обслуживающих коммерческих банков со стороны международных платежных систем; 

3) в процессе предоставления услуг онлайн-казино и электронное (виртуальное) казино может нарушить требования Правил международных платежных систем. 

В настоящее время данный риск может быть смягчен посредством усиления мер противодействия финансированию террористической деятельности и легализации преступных доходов в отношении онлайн-казино и электронных (виртуальных) казино. 

Для минимизации вышеуказанных рисков рекомендуется принять следующие меры: 

1) предусмотреть обязательные требования к онлайн-казино и электронным (виртуальным) казино по ПФТД/ЛПД, аналогичные требованиям, предъявляемым к коммерческим банкам, с подробным описанием обязанностей онлайн-казино по проведению соответствующих процедур (надлежащая проверка клиента, включая идентификацию и верификацию клиентов, проверка клиента по Санкционным спискам, передача сообщений в подразделение финансовой разведки по операциям, подлежащим обязательному контролю согласно перечню критериев подразделения финансовой разведки и т.д.). 

До снятия запрета игорной деятельности в Кыргызской Республике, в законодательстве страны игорный бизнес относился к видам деятельности, подверженным более высокому риску ПФТД/ЛПД. 

Несоблюдение ТСП, предоставляющим услуги онлайн-казино, требований Кыргызской Республики по ПФТД/ЛПД может стать причиной для включения Кыргызской Республики в юрисдикцию усиленного контроля (серый список) ФАТФ. 

2) предусмотреть обязательное требование к ТСП, предоставляющим услуги онлайн-казино запрет на доступ к игре клиентов из стран, законодательство которых запрещает своим гражданам играть в онлайн-казино. 

3) предусмотреть обязательное требование к ТСП, предоставляющим услуги онлайн-казино о соблюдении требований правил международных платежных систем, инструменты которых использует ТСП с своей деятельности. 

 

9. Оценка воздействия на конкуренцию 

Предлагаемое регулирование не окажет воздействия на конкуренцию, поскольку не предполагает введение каких-либо ограничений или преимуществ для участников рынка. 

10. Мнения заинтересованных сторон 

Мнения заинтересованных сторон будут отражены по итогам общественного обсуждения. 

11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования 

Предлагаемое регулирование рекомендуется к выбору поскольку является наиболее оптимальным решением, направленным на решение проблемы.