Вернуться назад

Проект 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об утверждении Положения «О регулятивной банковской отчетности в  

Кыргызской Республике»  

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:  

 

1. Утвердить Положение «О регулятивной банковской отчетности в Кыргызской Республике» (прилагается). 

 

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года за исключением пункта 3 настоящего постановления.  

 

3. В рамках тестового режима коммерческим банкам: 

- предоставлять в Национальный банк Кыргызской Республики отчетность  

в соответствии с Положением «О регулятивной банковской отчетности в Кыргызской Республике» утвержденным настоящим постановлением в период с 1 июля 2023 года до 1 ноября 2023 года. 

 

4.  Признать утратившими силу: 

1) пункт 1 постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года № 26/5; 

2) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в Положение о Периодическом регулятивном банковском отчете и утверждения формы «Сведения о тарифах на услуги коммерческих банков Кыргызской Республики» от 28 декабря 2005 года № 41/7; 

3) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в Положение о Периодическом регулятивном банковском отчете, утвержденном постановлением Правления НБКР № 26/5 от 25.08.2005 г. «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 28 февраля 2007 года 10/4; 

4) пункт II приложения к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 28 марта 2007 года  

16/4; 

5) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в постановление Правления НБКР «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики № 26/5 от 25 августа 2005 года» от 28 мая 2008 года 22/10; 

6) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 августа 2005 года 26/5 «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики», зарегистрированное  

в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 16 сентября 2005 года, регистрационный номер 132-05» от 28 мая 2008 года 22/12; 

7) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 августа 2005 года № 26/5 «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики», зарегистрированное  

в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 16 сентября 2005 года, регистрационный номер 132-05» от 20 августа 2008 года № 32/4; 

8) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» № 26/5 от 25 августа 2005 года» от 27 августа 2008 года № 33/2; 

9) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года № 26/5» от 17 сентября 2008 года № 35/2; 

10) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 августа 2005 года № 26/5 «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики», зарегистрированное  

в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 16 сентября 2005 года, регистрационный номер 132-05» от 22 декабря 2008 года № 48/6; 

11) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 августа 2005 года № 26/5 «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики», зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 16 сентября 2005 года, регистрационный номер 132-05» от 22 декабря 2008 года № 48/3; 

12) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 августа 2005 года № 26/5 «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики», зарегистрированное  

в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 16 сентября 2005 года, регистрационный номер 132-05» от 11 мая 2009 года № 24/1; 

13) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 августа 2005 года № 26/5 «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики», зарегистрированное  

в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 16 сентября 2005 года, регистрационный номер 132-05» от 23 сентября 2009 года № 38/14; 

14) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 августа 2005 года № 26/5 «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики», зарегистрированное  

в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 16 сентября 2005 года, регистрационный номер 132-05» от 16 декабря 2009 года № 49/8; 

15) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 августа 2005 года № 26/5 «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики», зарегистрированное  

в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 16 сентября 2005 года, регистрационный номер 132-05» от 9 августа 2010 года № 61/10; 

16) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 августа 2005 года № 26/5 «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики», зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 16 сентября 2005 года, регистрационный номер 132-05» от 18 ноября 2010 года № 85/3; 

17) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 30 ноября 2011 года № 67/8: 

- пункт 1; 

- пункт 3; 

- пункт I приложения; 

18) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в Положение «О Периодическом регулятивном банковском отчете», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года№ 26/5» от 21 декабря 2011 года № 69/15; 

19) пункт 16 приложения к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 16 ноября 2012 года  

№ 43/1; 

20) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в Положение «О Периодическом регулятивном банковском отчете», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 августа 2005 года № 26/5, зарегистрированное  

в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 16.09.2005 г., регистрационный номер 132-05» от 26 июня 2013 года № 20/7; 

21) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 23 декабря 2013 года № 52/10; 

22) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 26 марта 2014 года № 12/8; 

23) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года № 26/5» от 11 июня 2014 года № 25/2; 

24) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года № 26/5» от 17 декабря 2014 года № 55/6; 

25) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года № 26/5» от 15 июля 2015 года № 38/2; 

26) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики» от 23 декабря 2015 года № 78/23: 

- абзацы седьмой и восьмой пункта 1; 

- пункты 6 и 7 приложения; 

27) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики» от 5 февраля 2016 года № 5/1: 

- абзацы четырнадцатый и пятнадцатый пункта 1; 

- пункты 13 и 14 приложения; 

28) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года № 26/5» от 11 апреля 2016 года № 17/5; 

29) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики» от 15 июня 2016 года № 25/1; 

30) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики» от 14 октября 2016 года № 42/3: 

- абзац второй пункта 1; 

- пункт 1 приложения; 

31) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики» от 30 ноября 2016 года № 47/5: 

- абзац пятый пункта 1; 

- пункт 4 приложения; 

32) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-5-(НПА): 

- абзацы восьмой и девятый пункта 1; 

- пункты 7 и 8 приложения; 

33) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 16 августа 2017 года № 2017-П-12/34-1-(НПА): 

- абзацы второй и третий пункта 1; 

- пункты 1 и 2 приложения; 

34) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 27 сентября 2017 года № 2017-П-10/42-4-(НПА): 

- абзацы второй и третий пункта 1; 

- пункты 1 и 2 приложения; 

35) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 13 декабря 2017 года № 2017-П-12/51-13-(НПА): 

- абзацы второй и третий пункта 1; 

- пункты 1 и 2 приложения; 

36) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 11 апреля 2018 года № 2018-П-13/12-1-(НПА): 

- абзац второй пункта 1; 

- пункт 1 приложения; 

37) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 15 августа 2018 года № 2018-П-12/33-6-(НПА); 

38) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года № 26/5» от 27 февраля 2019 года  

№ 2019-П-10/9-5-(НПА); 

39) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 10 апреля 2019 года № 2019-П-12/19-3-(НПА): 

- абзацы четвертый и пятый пункта 1; 

- пункты 3 и 4 приложения; 

40) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 28 июня 2019 года № 2019-П-12/34-3-(НПА): 

- абзац четвертый пункта 1; 

- пункт 3 приложения; 

41) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении дополнений и изменения в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 9 сентября 2019 года № 2019-П-33/47-4-(НФКУ): 

- абзац четвертый пункта 1; 

- пункт 3 приложения; 

42) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 25 сентября 2019 года № 2019-П-12/49-4-(НПА): 

- абзацы третий и четвертый пункта 1; 

- пункты 2 и 3 приложения; 

43) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 11 декабря 2019 года № 2019-П-10/62-3-(НПА): 

- абзацы второй и третий пункта 1; 

- пункты 1 и 2 приложения; 

44) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 27 декабря 2019 года № 2019-П-12/68-2-(НПА): 

- абзац третий пункта 1; 

- пункт 2 приложения; 

45) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года № 26/5» от 9 декабря 2020 года № 2020-П-09/71-1-(НПА); 

46) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 23 декабря 2020 года № 2020-П-12/73-10-(НПА): 

- абзац пятый пункта 1; 

- пункт 4 приложения; 

47) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 20 января 2021 года № 2021-П-10/2-1-(НПА); 

48) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам управления рисками и капитала банков» от 15 сентября 2021 года № 2021-П-12/51-1-(НПА): 

- абзац пятый пункта 1; 

- пункт 4 приложения; 

49) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 15 декабря 2021 года № 2021-П-12/70-2-(НПА): 

- абзацы пятый и шестой пункта 1; 

- пункты 4 и 5 приложения; 

50) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 15 декабря 2021 года № 2021-П-12/70-3-(НПА): 

- абзацы третий и пятый пункта 1; 

- пункты 2 и 4 приложения; 

51) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 29 декабря 2021 года № 2021-П-12/75-3-(НПА): 

- абзацы третий и четвертый пункта 1; 

- пункты 2 и 3 приложения; 

52) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики в сфере бухгалтерского учета» от 23 марта 2022 года  

№ 2022-П-12/17-4-(НПА): 

- абзац третий пункта 1; 

- пункт 2 приложения; 

53) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О дополнительных временных решениях Национального банка Кыргызской Республики по регулированию деятельности коммерческих банков Кыргызской Республики»  

от 23 марта 2022 года № 2022-П-12/17-6-(НПА); 

54) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 6 апреля 2022 года № 2022-П-12/20-1-(НПА): 

- абзац второй пункта 1; 

- пункт 1 приложения; 

55) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 16 ноября 2022 года № 2022-П-12/70-1-(НПА): 

- абзацы второй и девятый пункта 1; 

- пункты 1 и 8 приложения; 

56) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам бухгалтерского учета, аудита и отчетности»  

от 14 декабря 2022 года № 2022-П-12/78-9-(НПА): 

- абзац четвертый пункта 1; 

- пункт 3 приложения; 

57) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения «О периодическом регулятивном отчете банков, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела  

и финансирования» от 30 марта 2011 года № 20/4; 

58) пункт 14 приложения в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 25 апреля 2012 года  

№ 18/9; 

59) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О Периодическом регулятивном отчете банков, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» от 30 марта 2011 года № 20/4» от 28 сентября  

2016 года № 40/3; 

60) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О Периодическом регулятивном отчете банков, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела  

и финансирования» от 30 марта 2011 года № 20/4» от 16 ноября 2016 года № 44/3; 

61) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 16 августа 2017 года № 2017-П-12/34-1-(НПА): 

- абзац третий пункта 1; 

- пункт 2 приложения; 

62) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 15 сентября 2021 года № 2021-П-12/51-2-(НПА): 

- абзац третий пункта 1; 

-пункт 2 приложения; 

63) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 14 декабря 2022 года № 2022-П-12/78-10-(НПА): 

- абзац пятнадцатый пункта 1; 

- пункт 14 приложения. 

 

5. Юридическому управлению:  

- после получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;  

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.  

 

6. Управлению методологии надзора в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков. 

 

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора. 

 

 

Председатель К. Боконтаев 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект 

Приложение  

к постановлению Правления Национального банка  

Кыргызской Республики  

от _____________ 2023 года  

№ ______________________  

 

   

ПОЛОЖЕНИЕ  

«О регулятивной банковской отчетности в Кыргызской Республике» 

 

1. Общие положения  

1. Настоящее Положение «О регулятивной банковской отчетности в Кыргызской Республике» (далее Положение) определяет единую регулятивную банковскую отчетность (далее РБО) для отражения банковских операций, в том числе операций, осуществляющихся в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования.  

2. Положение распространяется на все коммерческие банки, в том числе коммерческие банки, имеющие «исламское окно», коммерческие банки, осуществляющие операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования (далее банк).  

 

2. Цели и задачи  

3. Целью РБО является предоставление достоверной и полной информации о деятельности банка и их клиентов для обеспечения выполнения следующих задач: 

- проведение анализа финансового состояния банка в рамках, выполняемых Национальным банком Кыргызской Республики функций, закрепленных в конституционном Законе Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики»

- раскрытие полной, детальной и достоверной информации по акционерам (с указанием информации по бенефициарным владельцам), должностным лицам банка, а также по деятельности и операциям клиентов; 

- составление денежно-кредитной статистики, необходимой для проведения макроэкономического анализа финансового сектора экономики, статистики платежного баланса и международной инвестиционной позиции Кыргызской Республики в соответствии с международными стандартами; 

- обеспечение информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк). 

  

3. Содержание и периодичность представления РБО  

4. РБО включает информацию о деятельности банка и их клиентов.  

5. Структура, состав, периодичность, формат передачи и сроки предоставления РБО приведены в Приложении №1 к настоящему Положению. 

6. Банки предоставляют РБО на консолидированной основе или с разделением данных на операции головного офиса и каждого филиала в отдельности согласно Приложению №1. 

 

 

 

4. Основные принципы и правила составления РБО 

7. РБО предоставляется в электронном формате через Портал сбора данных РБО Национального банка. 

8. При составлении РБО должны применяться основные принципы международных стандартов финансовой отчетности, как непрерывности, метод начисления, понятности, достоверности и правдивости, завершенности, сопоставимости, последовательности и конфиденциальности. 

9. При заполнении форм РБО должны соблюдаться следующие правила:  

а) операции должны отражаться в номинале валюты, в которой совершена операция (в национальной или иностранной валюте). При этом отчеты, содержащие информацию в иностранной валюте, где необходимо указывать в национальной валюте, должны быть отражены эквиваленте в национальной валюте по официальному курсу Национального банка на дату совершения операции

б) операции должны отражаться на основе данных бухгалтерского и забалансового учета в отчетном периоде; 

в) отчетность представляется на государственном и/или официальном языках; 

г) отчетность предоставляется за электронной подписью уполномоченных лиц банка в электронном формате; 

д) отчетность предоставляется в установленные сроки. 

 

5. Порядок предоставления РБО 

10. РБО представляется в Национальный банк по установленным формам, согласно Приложению 2 к настоящему Положению в электронном формате с использованием электронной подписи (далее ЭП).  

11. В случае отсутствия со стороны Национального банка замечаний к электронным форматам РБО либо после предоставления отчета в соответствии с замечаниями Национального банка РБО считается принятым Национальным банком.  

12. После проведения ежегодного внешнего аудита финансовой отчетности банка или при наличии обоснованных корректировок в РБО по итоговому заключению независимой аудиторской компании необходимо предоставить откорректированный РБО в течение 15 рабочих дней после получения заключения независимой аудиторской компании. 

13. РБО должен предоставляться в установленные сроки, включая все проводимые банком операции, за выходные и праздничные дни, объявленные Кабинетом Министров Кыргызской Республики для Национального банка и банков рабочими по состоянию на последний календарный день отчетного месяца, независимо от того, был ли объявлен рабочий день в банке в этот период или нет.  

14. В случае каких-либо несоответствий, ошибок, неполного предоставления либо некорректного заполнения форм РБО, соответствующее структурное подразделение Национального банка уведомляет банк о необходимости корректировки отчета с отражением в финансовой отчетности в следующие сроки:   

- для ежедневного и еженедельного отчета  в течение 2 рабочих дней;   

- для ежемесячного отчета  в течение 5 рабочих дней;   

- для ежеквартального отчета  в течение 5 рабочих дней;   

- для полугодового отчета  в течение 5 рабочих дней;   

- для годового отчета  в течение 15 рабочих дней.   

Откорректированные отчеты в электронном формате, подписанные ЭП ответственного должностного лица, должны быть представлены через Портал сбора данных РБО в Национальный банк: ежедневные отчеты  в течение 1 рабочего дня, еженедельные отчеты  в течение 2 рабочих дней, все остальные отчеты  в течение 3 рабочих дней. 

6. Заключительные положения 

15. Ответственность за полноту, достоверность, сопоставимость данных и своевременность предоставления РБО несет руководство банка и ответственное должностное лицо банка.  

16. В банке должен быть назначен ответственный сотрудник, отвечающий за загрузку РБО через Портал сбора данных РБО. Кроме того, на данного сотрудника возлагается ответственность за взаимодействие с Национальным банком по всем вопросам, касающимся информации, содержащейся в РБО. 

17. Процесс составления, контроля и предоставления РБО в Национальный банк должен быть регламентирован во внутренних документах банка с определением ответственных структурных подразделений на каждом этапе. 

18. В случае систематического предоставления недостоверных данных в отчетах и нарушения установленных сроков к банку могут быть применяются меры воздействия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Национального банка. 

 

 

 

 

 

Приложение 1  

СТРУКТУРА И СОСТАВ  

регулятивной банковской отчетности (РБО)  

 

Раздел 

Название РБО 

Периодичность отчета  

Формат передачи 

Состав данных 

Отчет о финансовом положении и забалансовых обязательствах банка 

Ежедневно, до 11:00 часов следующего рабочего дня. 

««.xlsx» 

Консолидированые данные  

1.1.1 

Активы 

1.1.2 

Активы в соответствии с ИПФ 

1.2.1 

Обязательства 

1.2.2 

Обязательства в соответствии с ИПФ 

1.3.1 

Капитал 

1.3.2 

Капитал в соответствии с ИПФ 

1.4.1 

Забалансовые обязательства 

1.4.2 

Забалансовые обязательства в соответствии с ИПФ 

1.5.1 

Внесистемный учет 

1.5.2 

Внесистемный учет в соответствии с ИПФ 

Отчет о результатах финансовой деятельности банка 

Ежедневно, до 11:00 часов следующего рабочего дня. 

«.xlsx» 

Консолидированые данные 

2.1.1 

Доходы 

2.1.2 

Доходы в соответствии с ИПФ 

2.2.1 

Расходы 

2.2.2 

Расходы в соответствии с ИПФ 

Реестр операций  

 

«.xlsx» 

Данные по головному офису, по каждому филиалу отдельно  

3.1 

Реестр национальных и международных операций 

Еженедельно, не позднее 11:00ч. первого рабочего дня недели, следующего за отчетным периодом 

3.2 

Реестр операций по корреспондентским счетам 

3.3 

Национальные и международные операции по системам расчетов электронными деньгами 

Консолидированные данные 

3.4 

Операции коммерческих банков с наличной \ безналичной иностранной валютой 

Ежедневно, до 11:00 часов следующего рабочего дня. 

«.xlsx» 

Консолидированые данные 

3.5 

Внутренние сделки коммерческих банков с клиентами по покупке / продаже безналичной / наличной иностранной валюты за сомы 

 

Пруденциальные отчеты 

В течение первых 5 рабочих дней месяца следующего за отчетным/ до 11:00 первого рабочего дня недели, следующей за отчетной/ до 09:00 следующего рабочего дня 

«.xlsx» 

Консолидированые данные 

4.1.1 

Взвешивание по степени кредитного риска 

Ежемесячно, в течение 5 рабочих дней месяца следующего за отчетным периодом  

 

 

4.1.2 

Взвешивание по степени кредитного риска в соответствии с ИПФ  

 

 

4.2 

Операционный риск 

4.2.1 

Информация о несанкционированных операциях в платежной системе  

4.2.2 

Информация о проведенных претензионных работах по несанкционированным операциям в платежной системе  

Ежеквартально, в течение 5 рабочих дней месяца следующего за отчетным периодом  

4.3 

Прочая собственность 

Ежемесячно, в течение 5 рабочих дней месяца следующего за отчетным периодом  

4.4.1 

Информация об аффилированных и связанных с банком лицах 

4.4.2 

Информация о хозяйствующих субъектах, в которых имеется доля участия акционеров, должностных и связанных с банком лиц  

4.4.3 

Информация о наличии обязательств акционеров/должностных лиц 

4.4.4 

Список родственных связей акционеров и связанных с банком лиц 

4.4.5 

Сведения об операциях со связанными с банком лицами (за исключением операций по выдаче кредитов/финансирования) 

4.5.1 

Списание и восстановление активов и забалансовых обязательств 

4.5.2 

Списание и восстановление активов и забалансовых обязательств в соответствии с ИПФ  

4.6.1 

Определение степени подверженности экономической стоимости банковского портфеля риску процентной ставки 

4.6.2 

Определение степени подверженности экономической стоимости банковского портфеля риску процентной ставки в соответствии с ИПФ 

4.7.1 

GAP по срокам 

4.7.2 

GAP по срокам в соответствии с ИПФ  

4.8 

Информация о банках-корреспондентах (в том числе по лоро счетам) 

4.9 

Экономические нормативы/показатели 

4.9.1 

Сведения о соблюдении экономических нормативов и поддержке дополнительного запаса капитала банка (показатель «Буфер капитала»)  

4.9.2 

Средние значения за отчетный период (К3.1) 

 

 

4.9.3 

Отчет о выполнении требований Национального банка 

4.9.4 

Отчет о соблюдении норматива ликвидности (К3.1) 

Ежедневно (до 09:00 следующего рабочего дня) 

4.9.5 

Отчет о соблюдении норматива краткосрочной ликвидности (К3.2) 

Еженедельно (до 11:00 первого рабочего дня недели, следующей за отчетной) 

4.9.6 

Ежедневный отчет о соблюдении норматива мгновенной ликвидности (К3.3) 

Ежедневно (до 09:00 следующего рабочего дня) 

4.9.7 

Ежедневный отчет о соблюдении норматива максимального размера риска по срочным депозитам и прочим обязательствам перед физическими лицами (К 5.1) 

4.9.8. 

Отчет о соблюдении норматива максимального размера риска по депозитам до востребования физических лиц (К 5.2) 

Ежемесячно, в течение 5 рабочих дней месяца следующего за отчетным периодом  

4.9.8.2 

Ежедневный отчет о соблюдении норматива максимального размера риска по депозитам до востребования физических лиц (К 5.2) 

Ежедневно (до 09:00 следующего рабочего дня) 

4.9.9 

Отчет об открытых позициях в драгоценных металлах (ОПДМ) 

Ежедневно (до 09:00 следующего рабочего дня) 

4.9.10 

Отчет об открытых валютных позициях 

4.9.11 

Отчет о расчете коэффициента покрытия ликвидности 

Ежемесячно, в течение 5 рабочих дней месяца следующего за отчетным периодом  

4.9.12 

Ежедневный отчет о соблюдении коэффициента покрытия ликвидности 

Ежедневно (до 09:00 следующего рабочего дня) 

4.10 

Комплаенс-риск 

Ежемесячно, в течение 5 рабочих дней месяца следующего за отчетным периодом  

4.10.1 

Сведения об операциях банка по доверительному управлению 

4.10.2 

Сведения о количестве и сумме сообщений в ГСФР 

4.10.3 

Сведения по клиентам с наибольшими оборотами по счетам 

4.11.1 

Классификация активов 

4.11.2 

Классификация активов в соответствии с ИПФ 

4.12.1 

Справочная информация 

4.12.2 

Справочная информация в соответствии с ИПФ  

4.13.1 

Информация о депозитах  

4.13.2 

Информация о депозитах в соответствии с ИПФ  

4.14.1 

Пруденциальный баланс 

4.14.2 

Пруденциальный баланс в соответствии с ИПФ 

4.15.1 

Пруденциальный отчет о прибылях и убытках 

 

 

4.15.2 

Доходы и убытки по операциям в соответствии с ИПФ 

Отчет о внешнеэкономических потоках и запасах банка 

Ежеквартально 20 число месяца следующего за отчётным периодом 

«.xlsx» 

Консолидированые данные 

5.1 

Информация о капитале банка (заполняется банками с участием иностранного капитала) 

5.2 

Информация об участии банка в капитале иностранного предприятия (заполняется банками имеющие долю в иностранном предприятии) 

5.3 

Движение иностранных активов банка и доходов по ним 

5.4 

Движение иностранных обязательств банка и расходов по ним 

5.5 

Прогноз (график) выплаты основной суммы и процентов по иностранным кредитам банка 

Платежные карты и электронные кошельки  

Ежемесячно, в течение 5 рабочих дней, следующего за отчетным периодом  

«.xlsx» 

Данные по головному офису, по каждому филиалу отдельно  

6.1 

Реестр банковских платежных карт 

6.2 

Остаток денежных средств на счетах по банковским платежным картам 

6.3 

Реестр электронных кошельков  

Консолидированные данные 

6.4 

Информация о платежных системах 

Раз в полгода, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем 

Консолидированные данные 

Реестр клиентов и их учредителей  

Ежедневно, до 11:00 часов следующего рабочего дня. 

«.xlsx» 

Данные по головному офису, по каждому филиалу отдельно  

7.1 

Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) 

7.2 

Юридические лица, филиалы (представительства) 

7.3 

Учредители 

Часть А. Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) 

Часть Б. Юридические лица или общественные организации 

Реестр операций банка и клиентов с ценными бумагами 

Ежемесячно, в течение 5 рабочих дней месяца следующего за отчетным периодом  

 

«.xlsx» 

Консолидированные данные 

8.1 

Реестр операций банка и клиентов с корпоративными и государственными ценными бумагами 

8.2 

Реестр инвестиций и финансового участия 

Операции банка на финансовом рынке 

Еженедельно, каждую пятницу до 11:00 часов. 

«.xlsx» 

Консолидированные данные 

9.1 

Реестр кредитных и депозитных операций банка 

9.1.1 

Залоговый реестр кредитных операций 

9.2 

Реестр валютных операций банка 

10 

Депозиты 

Ежемесячно, в течение 5 рабочих дней месяца следующего за отчетным периодом  

«.xlsx» 

Данные по головному офису, по каждому филиалу отдельно  

10.1 

Депозитный реестр банка 

10.2 

Инструменты дистанционного обслуживания 

11 

Кредитный регистр банка 

Ежемесячно, в течение 5 рабочих дней месяца следующего за отчетным периодом 

«.xlsx» 

Данные по головному офису, по каждому филиалу отдельно  

11.1 

Информация о выданном кредите/финансировании 

11.2 

Информация о кредитном портфеле/портфеле финансирования 

11.3 

Информация о залоге 

12 

Периферийные устройства  

Ежемесячно, в течение 5 рабочих дней, следующего за отчетным периодом 

«.xlsx» 

Консолидированные данные 

12.1 

Реестр периферийных устройств банка 

12.2 

Наименование платежных систем, обслуживаемых периферийным устройством 

13 

Реестр акционеров и должностных лиц  

Ежемесячно, в течение 5 рабочих дней месяца следующего за отчетным периодом 

«.xlsx» 

Консолидированные данные 

13.1 

Досье банка 

13.2 

Должностные лица, проходящие согласование / процедуру согласования с НБ КР 

13.3 

Акционеры банка Физические лица 

13.4 

Акционеры банка - Юридические лица 

13.5 

Информация об осуществлении должностным лицом трудовой деятельности и владении акциями в других компаниях 

13.6 

Информация о владении акционером банка физическим лицом акциями в других компаниях 

13.7 

Информация о владении акционером банка юридическим лицом акциями в других компаниях 

13.8 

Информация о связанных лицах и конечных бенефициарах банка 

14 

Розничные агенты 

Ежемесячно, в течение 5 рабочих дней, следующего за отчетным периодом 

«.xlsx» 

Консолидированные данные 

14.1 

Реестр розничных агентов банка 

14.2 

Местоположение розничных агентов банка 

14.3 

Виды предоставляемых услуг розничными агентами банка 

15 

Отчет о кассовых оборотах банка 

 

 

 

15.1 

Поступления денежных средств в кассу за месяц 

Ежемесячно, в течение 5 рабочих дней месяца следующего за отчетным периодом 

«.xlsx» 

Данные по головному офису, по каждому филиалу отдельно  

15.2 

Выдача денежных средств из кассы за месяц 

15.1.1 

Поступление наличных денег 

Еженедельно в пятницу до 15-00 часов 

«.xlsx» 

Данные по головному офису, по каждому филиалу отдельно  

15.1.2 

Выдача наличных денег 

15.1.3 

Остаток наличных денег в операционной кассе Коммерческого банка на конец дня 

15.1.4 

Остаток наличных денег в операционной кассе Национального банка на конец дня 

16 

Реестр забалансовых обязательств банка 

Ежемесячно, в течение 5 рабочих дней месяца следующего за отчетным периодом 

«.xlsx» 

Данные по головному офису, по каждому филиалу отдельно 

16.1 

Валютные операции 

16.2 

Другие забалансовые обязательства 

17 

Отчет о тарифах банка 

Ежеквартально, в течение 5 рабочих дней месяца следующего за отчетным периодом 

«.xlsx» 

Консолидированные данные 

17.1 

Расшифровка услуги «Локальные системы денежных переводов» 

17.2 

Расшифровка услуги «Международные системы денежных переводов» 

17.3 

Процентные ставки по депозитам и кредитам в головных офисах и в регионах для физических лиц 

17.4 

Процентные ставки по депозитам и кредитам в головных офисах и в регионах для юридических лиц 

17.5 

Процентные ставки по депозитам и кредитам в головных офисах и регионах 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«Об утверждении Положения «О регулятивной банковской отчетности  

Кыргызской Республики» 

 

 

1. Цель и задачи 

Целью проекта постановления Правления Национального банка «Об утверждении Положения «О регулятивной банковской отчетности Кыргызской Республики» (далее проект постановления) является совершенствование регулятивной банковской отчетности и создание оперативного портала сбора данных для получения расширенной и детализированной информации от коммерческих банков.  

Для достижения целей проекта постановления выполняются следующие задачи: 

1. Создана новая структура регулятивной банковской отчетности (далее РБО) по принципу «один раздел одна тематика»; 

2. Внедрен «дата-центричный» подход в сборе данных, в частности детализирована информация об основных объектах анализа: 

- коммерческий банк; 

- клиент; 

- депозит; 

- кредит; 

- залог; 

- финансовые условия сделок; 

- операции клиентов и коммерческих банков; 

- банковские платежные карты; 

- электронные деньги; 

- розничные агенты банков; 

- периферийные устройства; 

- риски. 

 

2. Описательная часть  

РБО является одним из наиболее часто используемых и важных источников информации для выполнения функций Национального банка.  

Следует отметить, что действующая периодическая регулятивная банковская отчетность (далее ПРБО) коммерческих банков состоит из 37 разделов. Сведения коммерческих банков представляют собой установленный массив данных, получаемых с разной периодичностью и степенью детализации, а также наличием дублирования общих сумм одного и того же показателя базовой информации. Однако, как показывает практика, наличие большого перечня банковских показателей с недостаточной детализацией не в полной мере позволяет раскрывать полноту финансовых операций и, соответственно, может затруднять процесс принятия соответствующих решений со стороны руководства. 

Например, Национальный банк с 2014 г. начал собирать информацию о кредитных историях заемщиков в целях улучшения банковского надзора. Сбор информации предназначен для сбора данных о кредитах, выданных коммерческими банками в разрезе заемщиков. Однако имеющаяся информация не так детализирована и полна и не позволяет надлежащим образом отслеживать кредитный риск и другие риски, связанные с процессом кредитования. Схожая ситуация также наблюдается и в других данных, предоставляемых в Национальный банк. 

В этой связи Национальный банк разработал новую структуру РБО, который объединит или заменит некоторые существующие формы отчетности банков. 

Проект новой РБО направлен на устранение следующих значительных пробелов, которые на сегодняшний день ПРБО имеет: 

- отсутствие необходимых детальных данных для анализа; 

- данные предоставляются с разной периодичностью; 

- требует значительно длительного времени (2-3 месяца) для создания и внедрения новых входных и выходных отчетов; 

- дублирует информацию из различных разделов: ранее входящие отчеты действующего ПРБО разработаны эволюционно, некоторые новые отчеты были внедрены без учета доступных данных в существующих регулятивных отчетах, доступных данных в платежных системах Национального банка. Таким образом, существующее дублирование отчетов в действующем ПРБО, что не только усложняет работу коммерческих банков, но и приводит к неэффективности и малой информативности предоставляемого пласта данных; 

- приводит к получению противоречивых данных в отчетах банков; 

- требует дополнительного времени и ресурсов Национального банка для поиска, обработки и анализа информации, что часто совершается вручную; 

- имеет большое число локальных справочников и баз данных, содержащих информацию и отчеты. 

С учетом изложенных выше пунктов следует отметить, что в настоящее время подготовка и публикация статистических данных занимает много ресурсов и влечет операционные риски.  

Кроме того, в целях совершенствования инструментов надзора и регулирования деятельности коммерческих банков Национальным банком внедрен новый подход надзора за банками, а именно: риск-ориентированный надзор (далее РОН). Одним из ключевых бизнес-процессов по РОН является автоматизация анализа данных, а также подготовка необходимых выходных данных для оценки рисков на ранних этапах их возникновения, что также может быть решено в случае принятия нового проекта РБО.  

В этой связи, Национальным банком разработаны проекты входных форм РБО в количестве 17 разделов: 

1) Отчет о финансовом положении и забалансовых обязательствах банка; 

2) Отчет о результатах финансовой деятельности банка; 

3) Реестр операций; 

4) Пруденциальные отчеты; 

5) Отчет о внешнеэкономических потоках и запасах банка; 

6) Реестр банковских платежных карт и электронных кошельков банка; 

7) Реестр клиентов и их учредителей; 

8) Реестр операций банка и клиентов с ценными бумагами;  

9) Операции банка на финансовом рынке; 

10) Депозитный реестр банка; 

11) Кредитный регистр банка; 

12) Реестр периферийных устройств банка; 

13) Реестр акционеров и должностных лиц банка; 

14) Реестр розничных агентов банка; 

15) Отчет о кассовых оборотах банка; 

16) Реестр забалансовых обязательств банка; 

17) Отчет о тарифах банка. 

Представленный перечень форм направлен также на сбор информации по операциям клиентов и коммерческих банков, в том числе данных по исламским принципам финансирования.  

Из 17 разделов РБО 6 разделов составляют отчеты и 11 разделов составляют реестры. В формах РБО многие отчеты были уточнены для получения детализированной, расширенной информации, которые не были предусмотрены в действующем ПРБО. Например, разработанные реестры по банковским платежным картам, электронным деньгам, клиентам, операциям с ценными бумагами, межбанковским операциям, кредитным договорам, вкладчикам, периферийным устройствам, акционерам и должностным лицам, розничным агентам банка и забалансовым обязательствам, которые позволят Национальному банку получать детальную и специфичную информацию в рамках проводимых мероприятий по надзору и регулированию деятельности коммерческих банков. 

В целях унифицирования данных при заполнении РБО и дальнейшей систематизации хранения информации в НБКР рабочая группа разработала новые справочники, которые позволяют коммерческим банкам выбирать из готового списка необходимую информацию. Для сравнения в текущем ПРБО банки используют около 10 унифицированных справочник, тогда как в РБО стандартизированных справочников стало более 100 единиц.  

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий. 

Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения  

«О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия. 

В связи с этим, проект постановления прошел общественное обсуждение с 17 декабря 2021 года по 1 февраля 2022 года, в ходе которого поступили комментарии от 14 коммерческих банков, из них 3 банков не имеют предложений и замечаний, 6 коммерческих банков представили предложения и замечания, отраженные в таблице замечаний (прилагается).  

Кроме того, в рамках общественного обсуждения, проведены две онлайн встреча с представителями коммерческих банков для разъяснения цели и задачи внедрение новой системы регулятивной отчетности. 

По результатам общественного обсуждения с коммерческими банками проведено 2 тестирования новой системы отчетности по загрузке их в Портал: первый тест проведен в период с мая по август 2022 года, второй тест - в период с 12 декабря 2022 года по 10 февраля 2023 года. Информация о тестировании в приложении А (прилагается). Оба тестирования принесли положительные результаты. В первом тестирования приняли участие 22 коммерческих банков и предоставили частично или в полном объеме все 17 разделов РБО и члены рабочей группы от лица коммерческих банков загружали в систему через Портал сбора данных, во втором тестировании 18 коммерческих банков и заполнили частично или в полном объеме 17 разделов РБО и коммерческие банки самостоятельно загружали заполненные разделы в Портал сбора данных и видели свои ошибки, допущенные при заполнении в режиме реального времени. В среднем процент заполнения РБО по итогам последнего тестирования составил около 50% от общего объема данных предоставленных 18 коммерческими банками. Некоторые разделы 3, 7, 10, 11 из-за большого объема, которые необходимо было автоматизировать, предоставлены отдельными банками не заполненными.  

Однако, это тоже можно считать положительным явлением, потому что это позволило протестировать функциональность системы АС ФИНЫ и у коммерческих банков появилось понимание, как загружать разделы РБО в Портал и что должно содержаться в формах, т.к. параллельно поступали вопросы от КБ по заполнению форм. Неполное заполнение РБО, а в отдельных случаях отсутствие данных, говорит о том, что коммерческие банки ждут утвержденного РБО, чтобы начать или продолжить сбор и автоматизацию процесса предоставления данных. Со стороны коммерческих банков вопрос о получении ими окончательных и утвержденных форм РБО постоянно запрашивался. 

По результатам общественного обсуждения и результатов двух тестов в проект постановления и РБО были внесены изменения, в связи с чем проект постановления повторно выносится на общественное обсуждение. 

Информация о процессе тестирования РБО с участием коммерческих банков (прилагается).  

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделения дополнительных средств. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов Нацонального банка Кыргызской Республики, утвержденной Национальным банком Кыргызской Республики от 21 декабря 2022 года за №2022-П-02/81-6-(НПА). 

 

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

  

  

 

  

Национального банка Кыргызской Республики 

(наименование органа-разработчика) 

  

  

  

УТВЕРЖДАЮ 

  

  

____________________________________ 

                       (должность) 

  

  

____________________________________ 

                         (подпись) 

  

  

"___" _______________ 20___ года 

 

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения «О регулятивной банковской отчетности Кыргызской Республики» 

 

 

Основания для разработки: приказ Национального банка от 27 октября 2022 г. № 2022-Пр-121/225-О «О создании постоянной рабочей группы для проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов управления методологии надзора Национального банка Кыргызской Республики по вопросам банковского регулирования». 

 

Сроки проведения АРВ: _______________ _________________  

(начало) (окончание) 

 

 

 

 

Руководитель рабочей группы: 

Жапарова Э.М, начальник управления методологии надзора Национального банка Кыргызской Республики 

 

_________ 

 

 

Рабочая группа: 

Исаев М.Б., начальник отдела по защите прав потребителей Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Иманходжаев И.А., начальник отдела законопроектных работ юридического управления Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Сарыажиев Э.А., начальник управления банковского надзора Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Биялиева Ч.А., главный специалист юридического управления ОАО «Халык Банк Кыргызстан» 

 

________ 

Мамырбаева Д.М., начальник юридического управления ОАО «Дос-Кредобанк» 

 

________ 

Жораев А.А., руководитель отдела внутреннего Шариатского контроля ОсОО «Микрокредитная компания «М Булак» 

 

________ 

 

Контактные данные ответственного лица: 

Ипасова Н.А., 31-28-81, nipasova@nbkr.kg 

(ФИО, тел., e-mail) 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

I. Проблемы и основания для изменения регулирования 

 

1. Описание проблем 

Регулятивная банковская отчетность (далее РБО) является одним из наиболее часто используемых и важных источников информации для выполнения функций Национального банка.  

Действующая периодическая регулятивная банковская отчетность (далее ПРБО) коммерческих банков состоит из 37 разделов. Сведения коммерческих банков представляют собой установленный массив данных, получаемых с разной периодичностью, разной степенью детализации и наличием дублирования. Большое количество производной информации представляет собой различные группировки одной и той же базовой информации. Однако, как показывает практика, наличие большого перечня банковских показателей с недостаточной детализацией может и не раскрывать полноту финансовых операций и, соответственно, может затруднять процесс принятия решений. В этой связи возникла потребность в масштабном пересмотре и переработке действующих форм ПРБО, которые позволили бы получать тот объем и ту структуру данных, которые были бы достаточными и удобными для детализации или наоборот группировки информации в рамках проводимого анализа деятельности банков.  

Кроме того, следует отметить, что Национальный банк с 2014 г. собирает информацию о задолженности по кредитам заемщиков в целях улучшения банковского надзора. Сбор информации предназначен для сбора данных о кредитах, выданных коммерческими банками в разрезе заемщиков. Однако в связи с необходимостью получения более детальной информации для отслеживания кредитного риска и других рисков, связанные с процессом кредитования, в рамках проекта новой РБО также разработан проект нового расширенного кредитного регистра, который будет покрывать существующие в настоящее время потребности и заменит дублирование некоторых форм ПРБО.  

В целом проект нового РБО направлен на устранение следующих значительных пробелов, которые на сегодняшний день ПРБО имеет, то есть: 

- требует значительно длительного времени (2-3 месяца) для создания и внедрения новых входных и выходных отчетов; 

- дублирует информацию из различных разделов: ранее входящие отчеты действующего ПРБО разработаны эволюционно, некоторые новые отчеты были внедрены без учета доступных данных в существующих регулятивных отчетах, доступных данных в платежных системах Национального банка. Таким образом, существующее дублирование отчетов в действующем ПРБО не только усложняет работу коммерческих банков, но и приводит к неэффективности и малой информативности предоставляемого пласта данных; 

- данные, полученные через отчеты от банков по ПРБО трудно сопоставимы; 

- требует дополнительного времени и ресурсов Национального банка для поиска, обработки и анализа информации, что часто совершается вручную; 

- имеет большое число локальных справочников и баз данных, содержащих информацию и отчеты. 

 

2. Масштаб проблемы  

Действующие формы ПРБО требуют масштабной переработки для получения регулятором необходимого массива данных в целях выполнения своих функций регулирования и надзора с учетом роста банковского сектора, проводимых операций и рисков, с которыми сталкиваются банки в их деятельности. 

Внедрение оптимизированной формы и структуры регулятивной банковской отчетности позволит Национальному банку получать расширенную и детализированную информацию для выполнения своей функции, а также увеличит оперативность получения актуальных данных для осуществления эффективного надзора и принятия решений.  

 

3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблем 

Основаниями для внедрения новой банковской регулятивной отчетности является решение соответствующих вышеуказанных проблем путём разработки новой структуры и формы регулятивной банковской отчетности. Данная задача может быть решена введением государственного регулирования, что позволит минимизировать дублирующие данные и систематизировать данные в соответствии с унифицированными справочниками, а также осуществлять Национальным банком риск-ориентированный надзор (далее РОН) за деятельностью банков, а также денежно-кредитную политику и валютное регулирование. Одним из ключевых бизнес-процессов по РОН является автоматизация анализа данных, а также подготовка необходимых выходных данных для оценки рисков на ранних этапах их возникновения, что также может быть решено в случае принятия нового проекта РБО.  

В соответствии с частью 6 статьи 40 конституционного Закона «О Национальном банке Кыргызской Республики» (далее - Закон) Национальный банк устанавливает порядок и условия предоставления отчетности банками, банковскими группами, небанковскими финансово-кредитными организациями и иными юридическими лицами, поднадзорными Национальному банку. 

Национальный банк вправе запрашивать и получать у банков, банковских групп, небанковских финансово-кредитных организаций и иных юридических лиц, поднадзорных Национальному банку, их акционеров (участников) любую информацию, включая информацию, составляющую банковскую тайну, для осуществления регулирования и надзора в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Кроме того, согласно статьи 9 Закона Национальный банк издает нормативные правовые акты, которые являются составной частью банковского законодательства Кыргызской Республики. 

Учитывая вышеизложенное, Национальным банком был разработан проект постановления «Об утверждении Положения «О регулятивной банковской отчетности Кыргызской Республики», направленный на сбор информации о деятельности и операциях коммерческих банков, в том числе по исламским принципам финансирования.  

 

4. Международный опыт 

Центральные (национальные) банки используют различные подходы при автоматизации сбора данных. Центральный банк России и Национальный банк Казахстана используют «дата-центричный» подход. При этом на данный момент Центральный банк Российской Федерации и Национальный банк Казахстана проводят работу по переходу на «дата-центричный» подход.  

Информация о подходах и формате, используемых центральными/национальными банками СНГ. 

 

Страна 

Подход 

Формат 

Стандарт финансовой отчетности 

Армения 

форма-центричный 

xls, doc 

IFRS, AM GAAP 

Молдова 

дата-центричный 

xbrl, xml 

IFRS, MD GAAP 

Беларусь 

форма-центричный 

 xls, doc 

IFRS, BY GAAP 

Российская Федерация 

форма-центричный (переход на дата-центричный) 

xbrl, xml, edifact, xls 

IFRS, RAS 

Узбекистан 

форма-центричный 

xbrl  

IFRS, UZ GAAP 

Казахстан 

форма-центричный (переход на дата-центричный) 

xbrl,xml 

IFRS, KAZ GAAP 

 

 

Для справки: XBRL широко используемый в мире открытый стандарт обмена деловой информацией. XBRL позволяет выражать с помощью семантических средств общие для участников рынка и регулирующих органов требования к представлению отчетности. Стандарт основан на расширяемом языке разметки XML и использует такие относящиеся к XML технологии, как XML Schema, XLink, XPath и пространство имен. Одной из главных задач XBRL является регламентация обмена финансовой информацией, такой как финансовые отчеты. Спецификация языка XBRL разрабатывается и публикуется независимой международной организацией XBRL International. 

По автоматизации системы: 

 

Стандарт финансовой отчетности 

Подход 

Начало проекта 

Обязателен ли формат для отчетности 

IFRS 

Ближе к форма-центричному 

2002 

В некоторых странах обязателен с 2005 года 

COREP/FINREP 

Дата-центричный 

2005 

В некоторых странах ЕС обязателен с 2008 года 

SOLVENCY II 

Дата-центричный 

2012 

Обязателен в ЕС с 1 января 2016 года 

ECB Statistics 

Дата-центричный 

2011 

ЕЦБ начал сбор отчетности в XBRL в 2016 году 

 

 

II. Описание регулирования 

5. Цель регулирования 

Целью регулирования является совершенствование формы регулятивной банковской отчетности для получения детализированной информации для составления денежно-кредитной и финансовой статистики, статистики платежного баланса и международной инвестиционной позиции Кыргызской Республики в соответствии с международными стандартами, а также раскрытие необходимой информации по проведенным операциям в целях осуществления эффективного надзора за деятельностью коммерческих банков, в том числе исламских банков и банков, имеющих «исламское окно». 

 

6. Предлагаемое регулирование  

Предпочтительный вариант регулирования является внедрение новой регулятивной банковской отчетности.  

Качественная информационная база является одним из основных инструментов осуществления эффективного надзора и одним из важнейших источников для составления денежно-кредитной и финансовой статистики, статистики платежного баланса и международной инвестиционной позиции, соответствующей международным стандартам. Соответственно, регулятивная банковская отчетность должна быть максимально прозрачной, актуальной и достаточно детализированной.  

 

7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования 

7.1. Ожидаемая результативность данного вида регулирования направлено на получения расширенной и детализированной информации от коммерческих банков для исполнения функции Национального банка.  

7.2. Ожидаемые воздействия на экономику, социальный сектор и экологию: 

1) воздействия на экономику: проект постановления направлен на сбор информации и данных от коммерческих банков. В этой связи предлагаемое регулирования оптимизирует бизнес процессы Национального банка для принятия решений в области денежно-кредитной политики, в том числе на основании качественной и соответствующей международным стандартам статистике платежного баланса и денежно-кредитной и финансовой статистике, осуществления надзора за деятельностью коммерческих банков, в том числе исламских банков и банков, имеющих «исламское окно». Кроме того, официальная статистика по платежному балансу и международной инвестиционной позиции, составляемая Национальным банком в соответствии с конституционным Законом КР «О Национальном банке Кыргызской Республики», является составной частью данных, используемых для принятия решений Кабинетом министров Кыргызской Республики в области внешнеэкономической политики и международного сотрудничества; 

2) воздействие на социальную сферу: нормы регулирования направлены на обеспечение полной и достоверной информации в банковской системе.  

7.3. Ожидаемое воздействие на основные группы заинтересованных сторон-адресатов регулирования: 

2) предприниматели: проект постановления направлен на сбор информации и данных от коммерческих банков. В связи с этим, ожидается, что со стороны коммерческих банков будут необходимы финансовые затраты на автоматизацию форм РБО.  

8. Оценка рисков во время реализации предлагаемого регулирования 

Внедрение предлагаемых изменений направлено в целом на оптимизацию и автоматизацию системы регулятивной банковской отчетности. 

Учитывая, что будет меняться подход к получению банковских данных, то есть будет запрашиваться более подробная информация об операциях, клиентах и деятельности банков, коммерческим банкам необходимо будет менять систему формирования и подготовки данных для регулятора, что потребует дополнительного времени и ресурсов для автоматизации отчетности для тех коммерческих банков, у которых система не автоматизирована.  

Помимо этого, Национальному банку потребуется провести анализ на полноту и на сопоставимость информации, в связи с чем во время внедрения новой РБО потребуются тестовый период и дополнительное время для сбора тех данных, которые отсутствуют в формах действующего ПРБО, которой запланирован в период с 1 июля по 1 ноября 2023 года. 

 

9. Оценка воздействия на конкуренцию 

Принятие данного варианта прямого воздействия на конкуренцию не окажет, так как проектом не представляются определенные льготы или дискриминирующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов. 

 

10. Результаты публичных консультаций 

В соответствии со статьей 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

В связи с этим, проект постановления прошел общественное обсуждение с 17 декабря 2021 года по 1 февраля 2022 года, в ходе которого поступили комментарии от 14 коммерческих банков, из них 3 банков не имеют предложений и замечаний, 6 коммерческих банков представили предложения и замечания, отраженные в таблице замечаний в Приложении 2 (прилагается).  

С февраля 2022 года по 30 марта 2023 года вносились изменения в формы РБО, общий объем которых составляет около 5 процентов.  

Кроме того, в рамках общественного обсуждения, проведены две онлайн встречи с представителями коммерческих банков для разъяснения цели и задачи внедрение новой системы регулятивной отчетности. 

По результатам общественного обсуждения с коммерческими банками проведено 2 тестирования новой системы отчетности по загрузке их в Портал: первый тест проведен в период с мая по август 2022 года, второй тест - в период с 12 декабря 2022 года по 10 февраля 2023 года. Приложении 3 (прилагается) 

В рамках тестирования рабочей группой РБО рассматривались вопросы банков для полного понимания сбора информации в Приложении 4 (прилагается), а также для разработки детального описание разделов в Методических указаниях по заполнению РБО.  

 

11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования 

На основании вышеизложенного проект постановления рекомендован для принятия, поскольку обеспечит реализацию следующих аспектов: 

- получение расширенной и детализированной информации от банков; 

- минимизацию дублирующих данных;  

- систематизацию данных в соответствии с унифицированными справочниками; 

- осуществление Национальным банком эффективного надзора за деятельностью банков; 

- оперативность в предоставлении актуальной информации; 

- расширение инструментов по риск-ориентированному надзору. 

 

12. Приложение  

К аналитической записке прилагаются: 

1. Оценка ожидаемых экономических последствий для предлагаемого регулирования

2. Таблица комментариев банка к проекту постановления правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулятивной банковской отчетности Кыргызской Республики»; 

3. Результаты тестирование формы отчетов РБО; 

4. Журнал вопросов банка в процессе тестирования; 

5. Сравнение РБО и ПРБО; 

6. Приказ о рабочей группе по АРВ. 


 Методические указания по заполнению регулятивной банковской отчетности

Общие справочники

Специальные справочники

Формы РБО