Вернуться назад

Проект 

 

О внесении изменений  

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О некоторых временных решениях Национального банка Кыргызской Республики по вопросам выдачи кредитов заемщикам Баткенской области» от 18 ноября 2022 года  

№ 2022-П-12/71-1-(НПА)» 

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:  

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых временных решениях Национального банка Кыргызской Республики по вопросам выдачи кредитов заемщикам Баткенской области» от 18 ноября 2022 года № 2022-П-12/71-1-(НПА) следующие изменения: 

- пункты 5 и 6 признать утратившими силу; 

- в пункте 8 слова «до 1 мая» заменить словами «до 1 ноября».  

 

2. Настоящее постановление вступает в силу с 28 апреля 2023 года.  

 

3. Юридическому управлению:  

- со дня получения соответствующих документов в течение 1 (одного) рабочего дня опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;  

- после официального опубликования направить настоящее постановление  

в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.  

 

4. Управлению методологии надзора после официального опубликования в течение 1 (одного) рабочего дня довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», микрофинансовых организаций и ОАО «Гарантийный фонд». 

 

5. Отделу «Секретариат Правления» в течение 1 (одного) рабочего дня довести настоящее постановление до сведения структурных подразделений, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора. 

 

 

Исполняющий обязанности 

председателя З. Чокоев  

Члены Правления М. Аттокуров 

М. Жакыпов 

У. Жамалидинов 

К. Куленбеков  

Р. Сейткасымова  

 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка  

Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых временных решениях Национального банка Кыргызской Республики по вопросам выдачи кредитов заемщикам Баткенской области» от 18 ноября 2022 года  

№ 2022-П-12/71-1-(НПА)» 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых временных решениях Национального банка Кыргызской Республики по вопросам выдачи кредитов заемщикам Баткенской области» от 18 ноября 2022 года № 2022-П-12/71-1-(НПА)» (далее  проект постановления) разработан в связи с необходимостью продления действия постановления «О некоторых временных решениях Национального банка Кыргызской Республики по вопросам выдачи кредитов заемщикам Баткенской области» от 18 ноября 2022 года № 2022-П-12/71-1-(НПА)» (далее постановление), которое было принято в целях оказания поддержки клиентов коммерческих банков/микрофинансовых организаций, пострадавших в результате вооруженного конфликта, произошедшего в Баткенской области в сентябре 2022 года, а также в целях реализации Указа Президента Кыргызской Республики «О первоочередных мерах по восстановлению и развитию административно-территориальных единиц Баткенской и Ошской областей» от 17 сентября 2022 года УП № 313. 

Проект постановления направлен на регулирование вопросов по упрощению процедур по выдаче коммерческими банками и микрофинансовыми организациями кредитов заемщикам, проживающим и/или ведущим хозяйственную деятельность в Баткенской области. 

 

2. Описательная часть  

В целях восстановления административно-территориальных единиц Баткенской области, а также для создания необходимых условий для жизнедеятельности граждан и организаций, пострадавших в результате вооруженного конфликта в Баткенской и Ошской областях, 17 сентября 2022 года Президентом Кыргызской Республики подписан Указ «О первоочередных мерах по восстановлению и развитию административно-территориальных единиц Баткенской и Ошской областей» УП № 313 (далее Указ). 

Согласно Указу, Кабинетом Министров Кыргызской Республики образована межведомственная рабочая группа по оценке ущерба собственности граждан и юридических лиц Кыргызской Республики, причиненного в результате вооруженного конфликта. 

30 октября 2022 года Государственной комиссией по восстановлению и развитию административно-территориальных единиц, поврежденных и разрушенных в результате вооруженного конфликта в Баткенской и Ошской областях, принято Решение № 2 (далее Решение Государственной комиссии).  

Согласно пункту 11 Решения Государственной комиссии, Национальному банку (по согласованию) дано поручение в срок до 18 ноября 2022 года внести изменения в соответствующие нормативные правовые акты, предусматривающие упрощение процедуры выдачи заемных средств коммерческими банками и микрофинансовыми организациями субъектам предпринимательства, зарегистрированным и ведущим хозяйственную деятельность в Баткенской области Кыргызской Республики. 

Во исполнения указанного решения, 18 ноября 2022 года Правлением Национального банка Кыргызской Республики было принято постановление. 

Согласно указанному постановлению, Национальным банком были даны рекомендации коммерческим банкам, микрофинансовым организациям и ОАО «Гарантийный фонд» в приоритетном порядке рассматривать заявки на получение кредитов/гарантий заемщиков, проживающих и/или осуществляющих хозяйственную деятельность в Баткенской области, а также пересмотреть свои внутренние процедуры по выдаче кредитов/гарантий в целях оптимизации и ускорения процессов по их выдаче.  

Постановление также предусматривает нормы по облегчению требований Национального банка в части предоставления документов заемщиками при получении кредитов/гарантий.  

Помимо этого, согласно постановлению, были увеличены суммы кредитов, выдаваемых на основе кредитного рейтинга заемщикам, а также пересмотрено соотношение планируемых ежемесячных платежей по кредиту к среднемесячному совокупному доходу при выдаче потребительских кредитов.  

Информация по исполнению постановления: 

- с 18.11.2022 года по 31.03.2023 года финансово-кредитными организациями выдано жителям Баткенской области 36 299 кредитов на сумму 3 884,4 млн сомов (из них: коммерческие банки 14 378 кредитов на сумму 2 839 млн сомов и НФКО 21 921 кредитов на сумму 1 045,4 млн сомов); 

- ОАО «Гарантийный фонд» выдал жителям Баткенской области гарантии по 255 кредитам на сумму 129,4 млн сомов. 

Необходимо отметить, что в настоящее время продолжает действовать режим чрезвычайной ситуации в Баткенской области, который был введен 16 сентября 2022 г. распоряжением № 284-б полномочного представителя Президента Кыргызской Республики в Баткенской области «О введении режима чрезвычайной ситуации». 

В этой связи, а также принимая во внимание продолжающиеся работы по восстановлению Баткенской области, в целях поддержки субъектов предпринимательства, зарегистрированным и ведущим хозяйственную деятельность в Баткенской области, проектом постановления предлагается продлить срок действия постановления до 1 ноября 2023 года, то есть на 6 месяцев.  

При этом, учитывая, что 5 апреля 2023 года постановлением Правления Национального банка «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам кредитного риска» внесены изменения в Положение «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», в части увеличения суммы кредитов, выдаваемых заемщикам на основе кредитного рейтинга, а также изменения соотношения планируемых ежемесячных платежей по кредиту к среднемесячному совокупному доходу при выдаче потребительских кредитов, предлагается признать утратившими силу пункты 5 и 6 постановления. 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий 

Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

Проект постановления носит временный характер и предусматривает продление мер, направленных на развитие и поддержку заемщиков, проживающих и/или осуществляющих хозяйственную деятельность в Баткенской области.  

В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению.  

Материалы по проекту постановления будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка, а также на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики (koomtalkuu.gov.kg).  

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта не предусматривает выделения дополнительных средств. 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

В соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 декабря 2022 года №2022-П-02/81-6-(НПА), к проекту постановления не требуется проведения АРВ.  

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления Правления Национального банка 

Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых временных решениях Национального банка Кыргызской Республики по вопросам выдачи кредитов заемщикам Баткенской области» от 18 ноября 2022 года № 2022-П-12/71-1-(НПА)» 

 

Действующая редакция  

Предлагаемая редакция 

В целях сохранения стабильности банковской системы и небанковского сектора, оказания поддержки заемщикам, а также создания необходимых условий для восстановления и развития административно-территориальных единиц, в том числе поврежденных в результате вооруженного конфликта, произошедшего в сентябре 2022 года в Баткенской области, учитывая режим чрезвычайной ситуации, введенный в Баткенской области с 16 сентября 2022 года, на основании распоряжения полномочного представителя Президента Кыргызской Республики в Баткенской области № 284-б и в соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

В целях сохранения стабильности банковской системы и небанковского сектора, оказания поддержки заемщикам, а также создания необходимых условий для восстановления и развития административно-территориальных единиц, в том числе поврежденных в результате вооруженного конфликта, произошедшего в сентябре 2022 года в Баткенской области, учитывая режим чрезвычайной ситуации, введенный в Баткенской области с 16 сентября 2022 года, на основании распоряжения полномочного представителя Президента Кыргызской Республики в Баткенской области № 284-б и в соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Рекомендовать: 

- коммерческим банкам и микрофинансовым организациям: 

1) в приоритетном порядке рассматривать заявки на получение кредитов заемщиков, проживающих и/или осуществляющих хозяйственную деятельность в Баткенской области; 

2) пересмотреть свои внутренние процедуры по выдаче кредитов и рассмотреть возможность внести соответствующие изменения в части упрощения и ускорения процедур по выдаче кредитов заемщикам, проживающим и/или осуществляющим хозяйственную деятельность в Баткенской области, в том числе использовать возможности автоматизации процессов по получению необходимых документов от заемщиков через систему межведомственного электронного взаимодействия "Түндүк"; 

- ОАО "Гарантийный фонд": 

1) в приоритетном порядке рассматривать заявки на выдачу гарантий по кредитам заемщиков, проживающих и/или осуществляющих хозяйственную деятельность в Баткенской области; 

2) пересмотреть свои внутренние процедуры по выдаче гарантий и рассмотреть возможность внести соответствующие изменения в части упрощения и ускорения процедур по их выдаче по кредитам заемщиков, проживающих и/или осуществляющих хозяйственную деятельность в Баткенской области; 

3) рассмотреть возможность предоставления гарантий для обеспечения кредитов, выдаваемых заемщикам, проживающим и/или осуществляющим деятельность в Баткенской области, на льготных условиях, в том числе по размеру гарантии. 

1. Рекомендовать: 

- коммерческим банкам и микрофинансовым организациям: 

1) в приоритетном порядке рассматривать заявки на получение кредитов заемщиков, проживающих и/или осуществляющих хозяйственную деятельность в Баткенской области; 

2) пересмотреть свои внутренние процедуры по выдаче кредитов и рассмотреть возможность внести соответствующие изменения в части упрощения и ускорения процедур по выдаче кредитов заемщикам, проживающим и/или осуществляющим хозяйственную деятельность в Баткенской области, в том числе использовать возможности автоматизации процессов по получению необходимых документов от заемщиков через систему межведомственного электронного взаимодействия "Түндүк"; 

- ОАО "Гарантийный фонд": 

1) в приоритетном порядке рассматривать заявки на выдачу гарантий по кредитам заемщиков, проживающих и/или осуществляющих хозяйственную деятельность в Баткенской области; 

2) пересмотреть свои внутренние процедуры по выдаче гарантий и рассмотреть возможность внести соответствующие изменения в части упрощения и ускорения процедур по их выдаче по кредитам заемщиков, проживающих и/или осуществляющих хозяйственную деятельность в Баткенской области; 

3) рассмотреть возможность предоставления гарантий для обеспечения кредитов, выдаваемых заемщикам, проживающим и/или осуществляющим деятельность в Баткенской области, на льготных условиях, в том числе по размеру гарантии. 

2. Банки и микрофинансовые организации вправе выдавать кредиты заемщикам, проживающим и/или осуществляющим хозяйственную деятельность в Баткенской области, на основе документов и/или информации, свидетельствующих об их платежеспособности. 

2. Банки и микрофинансовые организации вправе выдавать кредиты заемщикам, проживающим и/или осуществляющим хозяйственную деятельность в Баткенской области, на основе документов и/или информации, свидетельствующих об их платежеспособности. 

3. Банки и микрофинансовые организации при выдаче кредита, а также ОАО "Гарантийный фонд" при выдаче гарантий по кредиту заемщику, проживающему и/или осуществляющему хозяйственную деятельность в Баткенской области, вправе не требовать от него документ установленной формы, выдаваемый уполномоченным органом и подтверждающий факт прохождения государственной регистрации (перерегистрации) (свидетельства) в качестве индивидуального предпринимателя, или копию документа, подтверждающего факт занятия предпринимательской деятельностью без государственной регистрации (патента), предусмотренного требованиями нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики. 

3. Банки и микрофинансовые организации при выдаче кредита, а также ОАО "Гарантийный фонд" при выдаче гарантий по кредиту заемщику, проживающему и/или осуществляющему хозяйственную деятельность в Баткенской области, вправе не требовать от него документ установленной формы, выдаваемый уполномоченным органом и подтверждающий факт прохождения государственной регистрации (перерегистрации) (свидетельства) в качестве индивидуального предпринимателя, или копию документа, подтверждающего факт занятия предпринимательской деятельностью без государственной регистрации (патента), предусмотренного требованиями нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики. 

4. Банки и микрофинансовые организации вправе не требовать представления юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем (резидентом), осуществляющим хозяйственную деятельность в Баткенской области, в банк и микрофинансовую организацию документа органа налоговой службы о факте налоговой регистрации налогоплательщика при открытии счета для целей получения кредита, предусмотренного Инструкцией по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам), утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 31 октября 2012 года № 41/12. 

4. Банки и микрофинансовые организации вправе не требовать представления юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем (резидентом), осуществляющим хозяйственную деятельность в Баткенской области, в банк и микрофинансовую организацию документа органа налоговой службы о факте налоговой регистрации налогоплательщика при открытии счета для целей получения кредита, предусмотренного Инструкцией по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам), утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 31 октября 2012 года № 41/12. 

5. Банки вправе выдавать на основе кредитного рейтинга кредиты заемщикам, проживающим и/или осуществляющим хозяйственную деятельность в Баткенской области, которые впервые обращаются в банк с заявкой о выдаче кредита (новым клиентам), в сумме до 200000 сомов, а клиентам банка, которые ранее получали в данном банке кредит (повторным клиентам - физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим положительную кредитную историю согласно законодательству Кыргызской Республики), в размере до 500000 сомов. 

5. Признать утратившим силу 

6. Банки и микрофинансовые компании, привлекающие депозиты, вправе выдавать потребительский кредит заемщику в национальной валюте только в случае, если соотношение планируемых ежемесячных платежей по кредиту (основной долг и процентные платежи) к среднемесячному совокупному доходу заемщика составляет: 

- не более 40%, если среднемесячный совокупный доход составляет менее 500 расчетных показателей; 

- не более 50%, если среднемесячный совокупный доход составляет от 500 до 2000 расчетных показателей; 

- не более 60%, если среднемесячный совокупный доход составляет более 2000 расчетных показателей. 

При этом требования данного пункта не распространяются на кредиты, выдаваемые на основании кредитного рейтинга. 

6. Признать утратившим силу 

7. Признать утратившим силу постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "О дополнительных временных мерах регулирования деятельности коммерческих банков Кыргызской Республики" от 29 апреля 2020 года № 2020-П-12/25-6-(НПА). 

7. Признать утратившим силу постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "О дополнительных временных мерах регулирования деятельности коммерческих банков Кыргызской Республики" от 29 апреля 2020 года № 2020-П-12/25-6-(НПА). 

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 1 мая 2023 года. 

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 1 ноября 2023 года. 

9. Юридическому управлению: 

- со дня получения соответствующих документов в течение 1 (одного) рабочего дня опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

9. Юридическому управлению: 

- со дня получения соответствующих документов в течение 1 (одного) рабочего дня опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

10. Управлению методологии надзора после официального опубликования в течение 1 (одного) рабочего дня довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ "Союз банков Кыргызстана", коммерческих банков, ОЮЛ "Ассоциация микрофинансовых организаций", микрофинансовых организаций, ОАО "Гарантийный фонд", всех структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка в Баткенской области. 

10. Управлению методологии надзора после официального опубликования в течение 1 (одного) рабочего дня довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ "Союз банков Кыргызстана", коммерческих банков, ОЮЛ "Ассоциация микрофинансовых организаций", микрофинансовых организаций, ОАО "Гарантийный фонд", всех структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка в Баткенской области. 

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора. 

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора.