Проект
О внесении изменений
в Положение «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов»
В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», Положения «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА) (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 дней со дня официального опубликования.
3. Юридическому управлению:
- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;
- после официального опубликования направить настоящее постановление
в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. Управлению методологии надзора после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, ОАО «Государственный банк развития Кыргызской Республики», ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», ОАО «ЖСКК «Народная жилищная компания».
5. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения структурных подразделений, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора.
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от ________________2023 года
№_________________________
Изменения в Положение «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов»
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», Положения «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА) следующие изменения:
Положение «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», утвержденное вышеуказанным постановлением:
дополнить пунктом 32-1 следующего содержания:
«32-1. В целях обеспечения контрольных мер в отношении клиентов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг онлайн-казино/электронного (виртуального) казино в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике», помимо усиленных мер надлежащей проверки клиента, указанных в пункте 32 настоящего Положения, банку также необходимо провести следующие мероприятия:
- получение от клиента копии лицензии на осуществление деятельности онлайн-казино/электронного (виртуального) казино и ее проверка на достоверность;
- оценка соблюдения клиентом законодательства по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов;
- оценка наличия механизмов, обеспечивающих надлежащую проверку игрока, включая идентификацию, верификацию и др. мероприятия;
- получение документов, подтверждающих наличие соответствующих механизмов по идентификации игрока и ограничению доступа гражданам Кыргызской Республики, иностранным гражданам, не достигшим 21-летнего возраста, недееспособным иностранным гражданам и гражданам тех стран, законодательство которых запрещает участие в любых видах азартных игр;
- оценка механизмов, обеспечивающих соблюдение требований платежных систем;
- получение и оценка других документов, в целях минимизации рисков транзакционного, репутационного, странового и др. характеров;
- получение и оценка документов, регламентирующих процедуру оперативного выявления и устранения ошибок по оплате услуг онлайн-казино/электронного (виртуального) казино, выплате выигрышей и т.п.».
СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменений в Положение «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов»»
1. Цель и задачи
Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в Положение «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» (далее – проект постановления) разработан в целях регламентации требований по внутреннему контролю для банков в рамках обеспечения контрольных мер в отношении клиентов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг онлайн-казино/электронного (виртуального) казино в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике».
2. Описательная часть
30 июня 2022 года был принят Закон Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике».
Согласно международным стандартам банковского дела обслуживание банками клиентов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг онлайн казино/электронного (виртуального) казино относится к высокорикованному виду транзакций.
В соответствии с требованиями преамбулы указанного Закона Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике», деятельность субъектов игорной деятельности в части предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с финансированием терроризма и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов».
При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день, в Законе Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» субъекты игорной деятельности отсутствуют в списке субъектов, осуществляющих меры по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
Также на сегодняшний день в Типичных критериях высоких рисков от 24.12.2020 г. № 61/п отсутствует игорная деятельность.
С учетом изложенного, принимая во внимание необходимость минимизации рисков банков в рамках обслуживания субъектов игорной деятельности был подготовлен проект постановления, согласно которому предлагается установить перечень мероприятий, которые необходимо проводить банку в целях обеспечения контрольных мер в отношении клиентов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг онлайн-казино/электронного (виртуального) казино в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике».
3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологическх, коррупционных последствий.
Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
В соответствии со статьями 19 и 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.
Проект постановления будет размещен на официальном интернет-сайте Национального банка и Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики для общественного обсуждения.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики.
6. Информация о необходимости финансирования
Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделения дополнительных средств.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия
К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 декабря 2022 года №2022-П-02/81-6-(НПА).
Приложение ____л.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Национальный банк Кыргызской Республики
(наименование органа-разработчика)
|
|
УТВЕРЖДАЮ |
|
|
____________________________________ (должность) |
|
|
____________________________________ (подпись) |
|
|
"___" _______________ 20___ года |
АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
«О внесении изменений в Положение «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов»»
Основания для разработки: приказ Национального банка от 27 октября 2022 г. № 2022-Пр-121/225-О «О создании постоянной рабочей группы для проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов управления методологии надзора Национального банка Кыргызской Республики по вопросам банковского регулирования».
Сроки проведения АРВ: _______________ _________________
(начало) (окончание)
I. Проблемы и основания для изменения регулирования
1. Описание проблем
30 июня 2022 года был принят Закон Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике».
В соответствии с требованиями преамбулы указанного Закона Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике», деятельность субъектов игорной деятельности в части предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с финансированием терроризма и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов».
При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день, в Законе Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» субъекты игорной деятельности отсутствуют в списке субъектов, осуществляющих меры по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
Также на сегодняшний день в Типичных критериях высоких рисков от 24.12.2020 г. № 61/п отсутствует игорная деятельность.
Дополнительно, постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 01.08.2022 года № 440 приняты Положение о лицензировании игорной деятельности в Кыргызской Республике и Положение о государственном регулировании игорной деятельности в Кыргызской Республике. Данные нормативные правовые акты устанавливают различные требования для игорных заведений, участников игр, субъектов игорной деятельности.
Согласно требованиям пункта 19 Положение о государственном регулировании игорной деятельности в Кыргызской Республике онлайн-система организатора азартных игр должна обеспечивать идентификацию клиента, фиксацию каждой операции по принятию ставки, выплаты (выдачи) выигрыша (приза), осуществление выплаты и другие операции, связанные с организацией и проведением азартных игр, защиту данных от потери, искажения, подделки, уничтожения, копирования, несанкционированного доступа и любого другого постороннего (несанкционированного) вмешательства.
Вместе с тем, учитывая, риски, присущие деятельности онлайн казино/электронного (виртуального) казино, предполагается что уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов проведет соответствующую работу по актуализации нормативных правовых актов в связи с принятием Закона Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике» для обеспечения нормативной базы, которая позволит соответствовать международным требованиям.
Эффективная система банковского надзора должна быть в состоянии продуктивно разрабатывать, осуществлять, контролировать и обеспечивать соблюдение надзорной политики при нормальных и стрессовых экономических, финансовых условиях. Надзорные органы должны быть в состоянии реагировать на внешние условия, которые могут негативно повлиять на банки или банковскую систему. В этой связи Национальный банк, являясь органом надзора за банками, в рамках своей компетенции считает необходимым предусмотреть общие требования для банков в рамках обслуживания клиентов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг онлайн казино/электронного (виртуального) казино в целях минимизации возможных рисков.
При этом, с учетом того, что предполагается проведение соответствующей работы уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, в перспективе, при необходимости, требования нормативных правовых актов Национального банка будут дополнительно актуализированы.
Одним из важных условий для запуска игорного бизнеса требуется открытие счета мерчанта в банке. Мерчант счет – это торговый счет без которого не может функционировать онлайн бизнес. Данный вид счета позволяет принимать к оплате платежи с карт мировых брендов VISA, Master Card и других. Данный счет обеспечивает функционирование бизнеса в режиме 24/7, так как обеспечивает прием платежей круглосуточно. Также, мерчант счет предоставляет возможность принимать платежи с разных стран, что расширяет географию бизнеса. Мерчант счет открывается исключительно на юридическое лицо, которое соответствует ряду требований.
Согласно международным стандартам банковского дела обслуживание банками клиентов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг онлайн казино/электронного (виртуального) казино относится к высокорискованному виду транзакций.
Это обусловлено высокими рисками кибератак, мошеннических схем, финансирования террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов и др.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание возможные риски, а также в целях их минимизации и обеспечения надлежащего внутреннего контроля, необходимо установление соответствующих требований для банков в рамках обслуживания клиентов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг онлайн-казино/электронного (виртуального) казино.
2. Масштаб проблем
Масштабы рассматриваемого вопроса затрагивают деятельность коммерческих банков в рамках обслуживания клиентов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг онлайн-казино/электронного (виртуального) казино в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике».
3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы
В связи с принятием Закона Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике» возникла необходимость установления дополнительных требований для банков в рамках организации внутреннего контроля при обслуживании клиентов, осуществляющих деятельность по онлайн-казино.
Игорный бизнес является одним из самых быстрорастущих и прибыльных бизнесов мира.
В то же время игорный бизнес традиционно является высокорисковым с точки зрения банков и платежных систем. Такая ситуация связана с тем, что интернет эквайринг подразумевает различного рода риски для банка.
Риски в интернет эквайринге связаны в первую очередь с качеством мерчантов, которыми предоставляется услуга.
Чтобы заниматься интернет-эквайрингом и не попадать под санкции и штрафы, банкам придется тщательно контролировать своих эквайринговых клиентов.
В этой связи необходимо:
· профессиональное сертифицированное программное обеспечение;
· отдельный защищенный сервер;
· лицензия на ведение игорного бизнеса в стране с хорошей репутацией;
· мультивалютный мерчант-счет;
· текущий счет в надежном банке;
· маркетинговая стратегия.
С учетом изложенного, банкам необходимо обеспечить тщательную проверку всей документации потенциального клиента, осуществляющего деятельность по предоставлению услуг онлайн казино/электронного (виртуального) казино, в частности, соответствующих разрешительных документов, бизнес-плана, интернет-сайта и т.п.
Кроме того, банкам необходима также эффективная система внутреннего контроля в рамках обслуживания указанной выше категории клиентов.
Качественная система внутреннего контроля должна позволить банкам минимизировать риски в рамках присущей деятельности клиентов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг онлайн казино/электронного (виртуального) казино.
С учетом изложенного, принимая во внимание необходимость минимизации рисков банков в рамках обслуживания субъектов игорной деятельности был подготовлен проект постановления, согласно которому предлагается установить перечень мероприятий, которые необходимо проводить банку в целях обеспечения контрольных мер в отношении клиентов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг онлайн-казино/электронного (виртуального) казино в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике».
4. Международный опыт
На сегодняшний день игорная деяетельность процветает во многих странах мира. В Европе (Черногория, Великобритания, Италия, Германия, Польша, Швейцария, Латвия, Литва, Румыния, Франция, Испания, Люксембург, Швеция и т. д.), Азии (Индия, Южная Корея, Филиппины, Камбоджа, Шри-Ланка, Макао, Ливан и т. д.), Африке (Египет, Ботсвана, Либерия, Марокко, Тунис, Намибия, Гана, Танзания, Кения, Южно-Африканская Республика и т. д.), Америке (США, Канада, Аргентина, Панама, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Никарагуа, Парагвай, Гондурас, Чили, Уругвай и т. д.), Австралии и Океании (Австралия, Новая Зеландия, Вануату и т. д.). В некоторых странах, несмотря на легальное присутствие различных видов азартных игр и пари деятельность организаторов азартных игр находится под запретом (Мексика, Турция, Азербайджан, Исландия, Норвегия, Кипр (греческая часть), Израиль, Бразилия и т.д.).
В рамках изучения международного опыта следует отметить, что в тех странах, где разрешена игорная деятельность, например, в США, Великобритании, Швеции на законодательном уровне установлены жесткие требования к организаторам указанных игр. Так, детальные и строгие требования выставлены начиная с процесса получения соответствующих разрешительных документов и заканчивая требованиями по обеспечению мер организаторами игорной деятельности по ПФТД/ЛПД. Также необходимо отметить, что предусматриваются достаточно жесткие меры ответственности в виде штрафов, приостановления действия лицензии или ее отзыва.
Основным Законом в Великобритании, регулирующим азартные игры является Закон «Об азартных играх». Вместе с тем, на основании данного Закона в 2007 году в целях регулирования отрасли азартных игр Великобритании совместно с лицензирующими органами была создана Комиссия азартных игр Великобритании - официальный игорный регулятор государства, контролирующий соответствие осуществления деятельности большинства игорных заведений положениям законодательных норм. Целью является предотвращение проблемных азартных игр и противодействие отмыванию денег.
В соответствии с положениями об азартных играх Комиссия осуществляет регулирование отрасли и надзор за соблюдением действующего законодательства, а также следит за выполнением условий выданных лицензий и кодексов поведения, обязательных для всех лицензиатов. В случае необходимости регулятор принимает меры в целях недопущения и пресечения незаконной организации и проведения азартных игр, отмывания денег, полученных преступным путем, коррупции в спортивных и прочих тотализаторах.
Дополнительно необходимо отметить, что на интернет-сайте Комиссии указано, что операторы обязаны проводить собственную оценку рисков отмывания денег и финансирования терроризма.
В Российской Федерации действует четыре игорные зоны — в Алтайском, Краснодарском, Приморском краях и Калининградской области. Согласно действующему законодательству, игорный бизнес разрешен только в специальной игорной зоне, а на территории одного субъекта может существовать только одна такая зона. Деятельность по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи запрещена.
Согласно Положению «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма должна предусматривать, что риск использования услуг кредитной организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма должен оцениваться кредитной организацией как до начала, так и в ходе предоставления клиентам соответствующих услуг. Вместе с тем Положение предусматривает ряд мероприятий, включенных в программу управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Отдельных требований по внутреннему контролю для организаторов онлайн/виртуальных казино не предусмотрено.
В Республике Беларусь разрешено осуществление следующих видов деятельности в сфере игорного бизнеса:
- содержание букмекерской конторы;
- содержание виртуального игорного заведения;
- содержание зала игровых автоматов;
- содержание казино;
- содержание тотализатора.
Разрешены организация и (или) проведение следующих видов азартных игр:
- букмекерская игра;
- букмекерская онлайн-игра;
- игра бинго;
- игра в карты;
- игра в кости;
- игра на игровых автоматах;
- игра тотализатора;
- онлайн-игра в карты;
- онлайн-игра тотализатора;
- слот-игра;
- цилиндрическая игра (рулетка).
Игорным бизнесом могут заниматься как юридические лица, так и частные предприниматели
В Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения при осуществлении банковских операций установлены требования к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
Таким образом необходимо отметить, что в Российской Федерации и Республике Беларусь имеются общие требования к организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Отдельных требований к банкам по внутреннему контролю в рамках обслуживания деятельности организаторов онлайн/виртуальных казино нет.
Как указано выше, обслуживание банками клиентов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг онлайн казино/электронного (виртуального) казино относится к высокорикованному виду транзакций. Риски, связанные с эквайрингом подробно описаны в документах международных платежных систем: Правила и меры по защите бренда Visa описаны в Global Brand Protection Program (GBPP), аналогичная программа MasterCard называется Business Risk Assessment and Mitigation (BRAM).
В этой связи, считаем полезными также привести отдельные положения из «Visa Global Brand Protection Programme Guide (GBPP) for acquirers» (неофициальный перевод: «Руководство по программе глобальной защиты бренда Visa (GBPP) для покупателей») (далее – GBPP) и «Revised Standards for the Business Risk Assessment and Mitigation (BRAM) Program» (неофициальный перевод: Пересмотренные стандарты для программы оценки и смягчения бизнес-рисков (BRAM) (далее – BRAM).
В GBPP указано, что коды категорий продавцов с высоким риском для бренда (MCC), в том числе такие как азартные игры в Интернете, без надлежащего контроля может подвергнуть приобретателя нарушениям комплаенса, финансовым и репутационным рискам.
При этом указано также, что член Visa Europe соглашается внедрить надежный механизм выявления и мониторинга незаконных или запрещенных действий, начиная с предварительного приобретения и заканчивая постоянным мониторингом существующих и новых продавцов, осуществляющих электронную коммерцию, в том числе включая азартные игры онлайн (если в сообщении об авторизации и клиринге не указано иное).
В BRAM MasterCard призывает эквайеров отслеживать и обнаруживать клиентов, причастных/занимающихся отмыванием доходов, полученных преступным путем.
MasterCard также в указанном документе напоминает эквайерам, что они несут единоличную ответственность за то, чтобы деятельность их клиентов полностью соответствовала стандартам MasterCard.
Дополнительно, учитывая, что в международной практике деятельность онлайн казино признается высокорискованной областью, в презентации Евразийской группы по ПФТ/ОД представлены риски в области интернет-эквайринга и способы их минимизации.
Так, согласно указанной презентации обозначены следующие риски в рамках интернет-эквайринга:
Финансовые риски:
- убытки по оспоренным операциям (чарджбэкам);
- комиссии и штрафы от международных платежных систем (МПС) за превышение уровня фрода, запрещенную деятельность, нарушение правил работы;
- штрафы Банка России за несоответствие требованиям законодательства.
Правовые и репутационные риски:
- потеря банком деловой репутации;
- прекращение сотрудничества с клиентами и партнерами;
- последствия от судебных исков со стороны держателей карт.
В качестве рекомендаций по снижению рисков банкам необходимо обеспечить:
- многоуровневую проверку мерчантов при подключении;
- систему антифрода и мониторинга транзакций;
- работу с обращениями мерчантов и немедленное взаимодействие.
II. Описание предлагаемого регулирования
5. Цель регулирования
5.1 Целью государственного регулирования является установление требований для банков по внутреннему контролю в целях минимизации рисков, связанных с обслуживанием клиентов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг онлайн-казино/электронного (виртуального) казино в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике».
6. Предлагаемое регулирование
Предлагаемое регулирование – внести изменения в нормативные правовые акты Национального банка в части установления дополнительных требований по внутреннему контролю.
Принятие проекта постановления направлено на обеспечение требований, которые позволят банкам минимизировать риски в рамках обслуживания клиентов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг онлайн-казино/электронного (виртуального) казино.
7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования
7.1. Ожидаемая результативность данного вида регулирования направлена на минимизацию рисков банков, а также организацию внутреннего контроля банка при осуществлении операций с ценными бумагами.
7.2. Ожидаемые воздействия на экономику, социальный сектор и экологию:
1) воздействия на экономику: проект постановления косвенно может влиять на экономику в связи с обслуживанием клиентов, предоставляющих услуги онлайн-казино/электронного (виртуального) казино;
2) воздействие на социальную сферу: нормы регулирования направлены на снижение рисков банков.
8. Оценка рисков во время реализации предлагаемого регулирования
Внедрение предлагаемых изменений направлено на обеспечение соответствующего уровня внутреннего контроля в банках в целях обеспечения снижения рисков в обслуживании клиентов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг онлайн-казино/электронного (виртуального) казино.
9. Оценка воздействия на конкуренцию
Принятие проекта постановления прямого воздействия на конкуренцию не окажет, так как проектом не предоставляются определенные льготы или дискриминирующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов.
10. Мнение заинтересованных сторон
Для проведения анализа регулятивного воздействия направлено уведомление о разработке нормативного правового акта по вопросу реализации требований законодательства по игорной деятельности членам рабочей группы по АРВ.
11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования
На основании вышеизложенного проект постановления должен быть рекомендован для принятия, поскольку обеспечит реализацию следующих аспектов:
- выявление и управление банком своих рисков, связанных с обслуживанием клиентов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг онлайн-казино/электронного (виртуального) казино.
- соответствующего уровня внутреннего контроля в банках.
12. Приложение
- приказ о рабочей группе по АРВ.
Сравнительная таблица по внесению изменений в Положение «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА)
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
Глава 7. Риск-ориентированный подход при проведении надлежащей проверки клиента |
|
32. В случае установления высокого риска банк применяет следующие усиленные меры надлежащей проверки клиента: 1) сбор дополнительных идентификационных сведений и документов в отношении клиента из доступных и надежных источников информации, а также использование данных сведений при оценке риска, связанного с клиентом; 2) сбор дополнительной информации о клиенте и бенефициарном владельце для глубокого понимания риска возможной вовлеченности такого клиента и бенефициарного владельца в преступную деятельность; 3) запрос дополнительной информации у клиента относительно цели и предполагаемого характера деловых отношений, а также источника денежных средств клиента; 4) проверка источников денежных средств клиента, используемых в рамках установления деловых отношений, для того, чтобы убедиться, что денежные средства не являются доходами от преступной деятельности; 5) регулярное обновление идентификационных данных клиента и бенефициарного владельца, но не реже одного раза в год; 6) запрос у клиента дополнительной информации, разъясняющей причину или экономический смысл запланированных или проведенных операций (сделок); 7) получение разрешения Правления/председателя Правления либо члена Правления, курирующего операционную деятельность банка (при условии делегирования ему таких полномочий председателем правления банка), на установление или продолжение деловых отношений с клиентом; 8) осуществление усиленного мониторинга деловых отношений путем ежедневного мониторинга операций (сделок), анализа информации, рассмотрения и учета назначения денежных средств, с использованием как информационных автоматизированных систем, так и в ручном режиме, в целях выявления признаков подозрительных операций (сделок) и операций (сделок), не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, а также доведение результатов мониторинга до сведения должностного лица по ПФТД/ЛПД и Правления банка; 9) предложение о проведении операции (сделки) через банковский счет, в случае если операцию (сделку) планируется провести без открытия банковского счета. Присвоение высокого уровня риска клиенту влечет применение банком усиленных мер надлежащей проверки клиента для эффективного управления и (или) снижения рисков. Усиленные меры надлежащей проверки клиента также должны применяться к клиентам из высокорискованных стран. Банку необходимо устанавливать разумные сроки представления клиентом дополнительных документов, в том числе информации о контрагенте, но не более 10 (десяти) рабочих дней в целях определения экономической целесообразности и законности проводимых операций, а также источника происхождения денежных средств клиента и бенефициарного владельца. |
32. В случае установления высокого риска банк применяет следующие усиленные меры надлежащей проверки клиента: 1) сбор дополнительных идентификационных сведений и документов в отношении клиента из доступных и надежных источников информации, а также использование данных сведений при оценке риска, связанного с клиентом; 2) сбор дополнительной информации о клиенте и бенефициарном владельце для глубокого понимания риска возможной вовлеченности такого клиента и бенефициарного владельца в преступную деятельность; 3) запрос дополнительной информации у клиента относительно цели и предполагаемого характера деловых отношений, а также источника денежных средств клиента; 4) проверка источников денежных средств клиента, используемых в рамках установления деловых отношений, для того, чтобы убедиться, что денежные средства не являются доходами от преступной деятельности; 5) регулярное обновление идентификационных данных клиента и бенефициарного владельца, но не реже одного раза в год; 6) запрос у клиента дополнительной информации, разъясняющей причину или экономический смысл запланированных или проведенных операций (сделок); 7) получение разрешения Правления/председателя Правления либо члена Правления, курирующего операционную деятельность банка (при условии делегирования ему таких полномочий председателем правления банка), на установление или продолжение деловых отношений с клиентом; 8) осуществление усиленного мониторинга деловых отношений путем ежедневного мониторинга операций (сделок), анализа информации, рассмотрения и учета назначения денежных средств, с использованием как информационных автоматизированных систем, так и в ручном режиме, в целях выявления признаков подозрительных операций (сделок) и операций (сделок), не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, а также доведение результатов мониторинга до сведения должностного лица по ПФТД/ЛПД и Правления банка; 9) предложение о проведении операции (сделки) через банковский счет, в случае если операцию (сделку) планируется провести без открытия банковского счета. Присвоение высокого уровня риска клиенту влечет применение банком усиленных мер надлежащей проверки клиента для эффективного управления и (или) снижения рисков. Усиленные меры надлежащей проверки клиента также должны применяться к клиентам из высокорискованных стран. Банку необходимо устанавливать разумные сроки представления клиентом дополнительных документов, в том числе информации о контрагенте, но не более 10 (десяти) рабочих дней в целях определения экономической целесообразности и законности проводимых операций, а также источника происхождения денежных средств клиента и бенефициарного владельца. |
|
32-1. В целях обеспечения контрольных мер в отношении клиентов, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг онлайн-казино/электронного (виртуального) казино в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике», помимо усиленных мер надлежащей проверки клиента, указанных в пункте 32 настоящего Положения, банку также необходимо провести следующие мероприятия: - получение от клиента копии лицензии на осуществление деятельности онлайн-казино/электронного (виртуального) казино и ее проверка на достоверность; - оценка соблюдения клиентом законодательства по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов; - оценка наличия механизмов, обеспечивающих надлежащую проверку игрока, включая идентификацию, верификацию и др. мероприятия; - получение документов, подтверждающих наличие соответствующих механизмов по идентификации игрока и ограничению доступа гражданам Кыргызской Республики, иностранным гражданам, не достигшим 21-летнего возраста, недееспособным иностранным гражданам и гражданам тех стран, законодательство которых запрещает участие в любых видах азартных игр; - оценка механизмов, обеспечивающих соблюдение требований платежных систем; - получение и оценка других документов, в целях минимизации рисков транзакционного, репутационного, странового и др. характеров; - получение и оценка документов, регламентирующих процедуру оперативного выявления и устранения ошибок по оплате услуг онлайн-казино/электронного (виртуального) казино, выплате выигрышей и т.п. |