Проект
О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты
Национального банка Кыргызской Республики по вопросам выдачи кредитов
в рамках реализации государственных программ
В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагается):
- «Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3;
- «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 30 июня 2010 года № 52/4;
- «Об утверждении Инструкции «О требованиях к операциям банка с аффилированными и связанными с банком лицами» от 31 мая 2017 года № 21/5.
2. Юридическому управлению:
- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;
- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования.
4. Управлению методологии надзора после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», микрофинансовых компаний, привлекающие срочные депозиты, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» и ОАО «Гарантийный фонд».
5. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия настоящего постановления довести его до сведения структурных подразделений, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора.
Председатель М. Тургунбаев
Члены Правления М. Аттокуров
М. Жакыпов
У. Жамалидинов
К. Куленбеков
Р. Сейткасымова
К. Темиров
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от «_____» _________ 2024 года
№ __________________________
Изменения в некоторые нормативные правовые акты
Национального банка Кыргызской Республики по вопросам
выдачи кредитов в рамках реализации государственных программ
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3 следующее изменение:
в Положении «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- шестнадцатый абзац пункта 4.1.1 изложить в следующей редакции:
«Банки могут классифицировать кредиты в национальной валюте как «нормальные активы» в случае, если они соответствуют требованиям, указанным в пункте 4.2. настоящего Положения, а также если они, выданы в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Кабинетом Министров Кыргызской Республики.».
2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 30 июня 2010 года № 52/4 следующие изменения:
в Положении «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- пункт 21 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Банк в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Кабинетом Министров Кыргызской Республики, должен установить определенный порядок рассмотрения заявок на получение кредита, а также требования, предъявляемые к лицу, обратившемуся за кредитом с учетом условий реализации государственных программ.»;
- дополнить пунктом 25-1следующего содержания:
«25-1. При определении целесообразности предоставления кредита, а также проведении анализа платежеспособности заемщика в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Кабинетом Министров Кыргызской Республики, банк должен требовать от заемщика документы (на бумажном носителе или в форме электронного документа) учитывая условия и порядок реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности).»;
- абзац третий в подпункте 5 пункта 30 изложить в следующей редакции:
«По гарантии /поручительству, выданной решением Кабинета Министров Кыргызской Республики по кредитам субъектам национальной экономики, в том числе выданных в целях реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), а также в целях содействия в обеспечении продовольственной безопасности страны, анализ платежеспособности поручителя может не проводиться.»;
- пункт 2 Приложения 1 дополнить абзацем следующего содержания:
«Анализ кредитоспособности заемщика в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Кабинетом Министров Кыргызской Республики, проводится с учетом особенностей реализации государственных программ.».
3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О требованиях к операциям банка с аффилированными и связанными с банком лицами» от 31 мая 2017 года № 21/5 следующие изменения:
в Инструкции «О требованиях к операциям банка с аффилированными и связанными с банком лицами», утвержденной вышеуказанным постановлением:
- пункт 24 дополнить абзацем следующего содержания:
«Запреты, установленные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, не распространяются на сделки банка, заключаемые в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Кабинетом Министров Кыргызской Республики. При этом, совокупный объем кредитов/финансирование в рамках каждой государственной программы должен составлять менее пятнадцати процентов собственного (регулятивного) капитала банка.».
СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам выдачи кредитов в рамках реализации государственных программ»
1. Цель и задачи
Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам выдачи кредитов в рамках реализации государственных программ» (далее – проект постановления) разработан в целях приведения в соответствие с Законом Кыргызской Республики «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности», который принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 27 июня 2024 года и подписан Президентом Кыргызской Республики 22 июля 2024 г.
2. Описательная часть
В соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года № 221, предусмотрено улучшение жилищных условий молодых семей. В условиях сокращения бюджетного финансирования строительства и обеспечения населения жильем, основным источником средств для приобретения жилья становятся доходы граждан, средства финансово-кредитных организаций, как это происходит в большинстве экономически развитых стран мира.
Учитывая потребность государства в улучшении жилищных и социальных условий граждан, в часть 5 статьи 53 Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности», внесены изменения, согласно которым, для реализации со стороны Кабинетом Министров Кыргызской республики государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), по сделкам между государственными организациями и банками, предусмотрены исключения.
Проектом постановления предусмотрены изменения, касающиеся анализа платежеспособности заемщика, гаранта/поручителя, классификации кредитов, выдаваемых в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Кабинетом Министров Кыргызской Республики, а также установления ограничения совокупного объема сделок в каждую государственную программу.
Предлагамые ограничение совокупного объема сделок в каждую государственную программу установлено частью 1 статьей 50 Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности».
Проектом постановления предусмотрены изменения в следующие нормативные правовые акты Национального банка:
- Положение «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3;
- Положение «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 30 июня 2010 года № 52/4;
- Инструкция «О требованиях к операциям банка с аффилированными и связанными с банком лицами» от 31 мая 2017 года № 21/5.
3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий
Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
В соответствии со статьями 19 и 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения
«О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению.
Информация по данному разделу будет представлена по результатам общественного обсуждения.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Представленный проект нормативного правового акта не противоречит законодательству Кыргызской Республики.
6. Информация о необходимости и источниках финансирования
Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделение дополнительного финансирования.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия
К представленному проекту постановления анализ регулятивного воздействия не проводился на основании пункта 4 Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 декабря 2022 года №2022-П-02/81-6-(НПА), в части, касающейся приведения в соответствие с вышестоящими по степени юридической силы нормативными правовыми актами.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
к проекту постановления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам выдачи кредитов в рамках реализации государственных программ»
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
1. Положение «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 июля 2004 года № 18/3 |
|
4. Неклассифицированные активы |
|
4.1.1. Нормальными называются те активы, обеспечение по которым покрывает в полном объеме основную сумму актива и сумму процентной ставки, рассчитанную как произведение основной суммы актива и номинальной процентной ставки в годовом выражении согласно договору (например, основная сумма актива составляет 100 тыс. сом, а процентная ставка 10%, соответственно, покрытие должно составлять 110 тыс. сом). При этом данное обеспечение состоит из: - государственных ценных бумаг Кыргызской Республики и нот Национального банка (далее - ГЦБ) (если срок погашения ГЦБ наступает до срока погашения актива, то банк должен в качестве залогового обеспечения принять денежные средства, полученные от погашения ГЦБ, либо принять в качестве обеспечения дополнительно аналогичный (аналогичные) ГЦБ); - средств, находящихся на отдельном депозитном счете в этом банке. Под отдельным депозитным счетом понимают обособленный депозитный счет физического или юридического лица. Расчетный счет клиентов и корреспондентский счет банка не могут использоваться в качестве обеспечения; - других ценных бумаг, включенных в листинги фондовых бирж Кыргызской Республики по наивысшей и следующей за наивысшей категорией листинга в соответствии с законодательством Кыргызской Республики (далее - другие ценные бумаги) при условии соблюдения минимальных требований, установленных Приложением 1 к настоящему Положению. Нормальными также называются те активы, которые обеспечены как минимум на 100% от суммы актива залогом (в виде заклада), состоящим из золота в виде аффинированных мерных слитков, эмитируемых Национальным банком. Примечание: Аффинированные мерные слитки - изготовленные и маркированные слитки из драгоценных металлов, эмитируемые (выпускаемые) Национальным банком или аффинажным предприятием, сертифицированным Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов, массой 1000 грамм и менее, с содержанием химически чистого основного металла не менее 99,95-99,99 процентов лигатурной массы слитка для золота и не менее 99,90 процентов лигатурной массы слитка для серебра/платины. При этом должны выполняться следующие условия: 1) в договоре о предоставлении актива и договоре о залоге должно быть указано, что денежные средства на отдельном депозитном счете, ГЦБ и другие ценные бумаги являются обеспечением выданных банком средств, и банк вправе в безакцептном порядке обратить на них взыскание в случае неисполнения клиентом своих обязательств; 2) депозитный сертификат или депозитная книжка должны находиться на хранении в банке; 3) в договоре о залоге должно быть предусмотрено недопущение дальнейшего перезалога денежных средств на отдельном депозитном счете, ГЦБ и других ценных бумаг; 4) в любом случае в банке должны быть разработаны соответствующие процедуры и осуществляться внутренний контроль, обеспечивающие все процедуры, связанные с оформлением залога, и сохранность денежных средств, ГЦБ и других ценных бумаг до окончания срока, предусмотренного договором; 5) средства на депозите, обеспечивающие активы, должны быть в национальной валюте Кыргызской Республики, либо в валюте, свободно конвертируемой в кыргызские сомы, на основании общедоступных и достоверных котировок валют; 6) обязательное проведение еженедельной переоценки депозита, в случае, если в качестве обеспечения актива предоставлены денежные средства в валюте, отличной от валюты актива; 7) если по результатам переоценки стоимость залога уменьшилась, то банк обязан немедленно потребовать увеличения его стоимости в соответствие с требованиями настоящего Положения и обеспечить исполнение этого требования в течение 10 рабочих дней; 8) в случае если требования, указанные в подпунктах 1-7, не выполнены, то такой актив будет считаться не полностью обеспеченным, и он должен быть переведен в другую категорию классификации. Банки могут классифицировать кредиты в национальной валюте как «нормальные активы» в случае, если они соответствуют требованиям, указанным в пункте 4.2. настоящего Положения.
Банки могут классифицировать вновь выданные кредиты в долларах США как "нормальные активы" в случае, если они соответствуют требованиям, указанным в пункте 4.2. настоящего Положения, с формированием РППУ в размере от 0 до 2 процентов вне зависимости от структуры доходов в соответствии с внутренней политикой банка. При этом данные требования распространяются на льготные кредиты, выданные фондами развития, созданными в рамках межгосударственных (межправительственных) соглашений (далее - Фонд развития), в том числе по кредитам за счет средств, привлеченных и гарантированных Фондом развития от иных зарубежных финансовых институтов, включая ранее выданные кредиты, погашение которых будет осуществляться за счет финансирования из средств Фонда развития и предусматривает изменение первоначальных условий кредитного договора. |
4.1.1. Нормальными называются те активы, обеспечение по которым покрывает в полном объеме основную сумму актива и сумму процентной ставки, рассчитанную как произведение основной суммы актива и номинальной процентной ставки в годовом выражении согласно договору (например, основная сумма актива составляет 100 тыс. сом, а процентная ставка 10%, соответственно, покрытие должно составлять 110 тыс. сом). При этом данное обеспечение состоит из: - государственных ценных бумаг Кыргызской Республики и нот Национального банка (далее - ГЦБ) (если срок погашения ГЦБ наступает до срока погашения актива, то банк должен в качестве залогового обеспечения принять денежные средства, полученные от погашения ГЦБ, либо принять в качестве обеспечения дополнительно аналогичный (аналогичные) ГЦБ); - средств, находящихся на отдельном депозитном счете в этом банке. Под отдельным депозитным счетом понимают обособленный депозитный счет физического или юридического лица. Расчетный счет клиентов и корреспондентский счет банка не могут использоваться в качестве обеспечения; - других ценных бумаг, включенных в листинги фондовых бирж Кыргызской Республики по наивысшей и следующей за наивысшей категорией листинга в соответствии с законодательством Кыргызской Республики (далее - другие ценные бумаги) при условии соблюдения минимальных требований, установленных Приложением 1 к настоящему Положению. Нормальными также называются те активы, которые обеспечены как минимум на 100% от суммы актива залогом (в виде заклада), состоящим из золота в виде аффинированных мерных слитков, эмитируемых Национальным банком. Примечание: Аффинированные мерные слитки - изготовленные и маркированные слитки из драгоценных металлов, эмитируемые (выпускаемые) Национальным банком или аффинажным предприятием, сертифицированным Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов, массой 1000 грамм и менее, с содержанием химически чистого основного металла не менее 99,95-99,99 процентов лигатурной массы слитка для золота и не менее 99,90 процентов лигатурной массы слитка для серебра/платины. При этом должны выполняться следующие условия: 1) в договоре о предоставлении актива и договоре о залоге должно быть указано, что денежные средства на отдельном депозитном счете, ГЦБ и другие ценные бумаги являются обеспечением выданных банком средств, и банк вправе в безакцептном порядке обратить на них взыскание в случае неисполнения клиентом своих обязательств; 2) депозитный сертификат или депозитная книжка должны находиться на хранении в банке; 3) в договоре о залоге должно быть предусмотрено недопущение дальнейшего перезалога денежных средств на отдельном депозитном счете, ГЦБ и других ценных бумаг; 4) в любом случае в банке должны быть разработаны соответствующие процедуры и осуществляться внутренний контроль, обеспечивающие все процедуры, связанные с оформлением залога, и сохранность денежных средств, ГЦБ и других ценных бумаг до окончания срока, предусмотренного договором; 5) средства на депозите, обеспечивающие активы, должны быть в национальной валюте Кыргызской Республики, либо в валюте, свободно конвертируемой в кыргызские сомы, на основании общедоступных и достоверных котировок валют; 6) обязательное проведение еженедельной переоценки депозита, в случае, если в качестве обеспечения актива предоставлены денежные средства в валюте, отличной от валюты актива; 7) если по результатам переоценки стоимость залога уменьшилась, то банк обязан немедленно потребовать увеличения его стоимости в соответствие с требованиями настоящего Положения и обеспечить исполнение этого требования в течение 10 рабочих дней; 8) в случае если требования, указанные в подпунктах 1-7, не выполнены, то такой актив будет считаться не полностью обеспеченным, и он должен быть переведен в другую категорию классификации. Банки могут классифицировать кредиты в национальной валюте как «нормальные активы» в случае, если они соответствуют требованиям, указанным в пункте 4.2. настоящего Положения, а также если они, выданы в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Кабинетом Министров Кыргызской Республики Банки могут классифицировать вновь выданные кредиты в долларах США как «нормальные активы» в случае, если они соответствуют требованиям, указанным в пункте 4.2. настоящего Положения, с формированием РППУ в размере от 0 до 2 процентов вне зависимости от структуры доходов в соответствии с внутренней политикой банка. При этом данные требования распространяются на льготные кредиты, выданные фондами развития, созданными в рамках межгосударственных (межправительственных) соглашений (далее - Фонд развития), в том числе по кредитам за счет средств, привлеченных и гарантированных Фондом развития от иных зарубежных финансовых институтов, включая ранее выданные кредиты, погашение которых будет осуществляться за счет финансирования из средств Фонда развития и предусматривает изменение первоначальных условий кредитного договора. |
2. Положение «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 30 июня 2010 года № 52/4 |
|
4. Организация работы банка по предоставлению банковских кредитов |
|
4.1. Анализ заявок на получение кредита |
|
21. В каждом банке должен быть установлен определенный порядок рассмотрения заявок на получение кредита, а также требования, предъявляемые к лицу, обратившемуся за кредитом. |
21. В каждом банке должен быть установлен определенный порядок рассмотрения заявок на получение кредита, а также требования, предъявляемые к лицу, обратившемуся за кредитом. Банк в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Кабинетом Министров Кыргызской Республики, должен установить определенный порядок рассмотрения заявок на получение кредита, а также требования, предъявляемые к лицу, обратившемуся за кредитом с учетом условий реализации государственных программ. |
25. Для определения целесообразности предоставления кредита, а также проведения анализа платежеспособности заемщика банк должен потребовать от заемщика следующие документы (на бумажном носителе или в форме электронного документа): - заполненную анкету/заявку, в которой должны быть указаны основные сведения о заемщике (если заемщик юридическое лицо - основной вид деятельности, приблизительный размер оборотных средств), структуру доходов (выручки) в разрезе валют (по кредитам в иностранной валюте), план погашения кредита, основные бизнес-партнеры и др.; - копии учредительных документов (если заемщик - юридическое лицо), заверенные нотариально или печатью юридического лица и подписью руководителя в случае, когда в соответствии с законодательством невозможно нотариальное заверение копий; - финансовую отчетность заемщика (если заемщик - юридическое лицо) за последний отчетный год. Если заемщик - юридическое лицо обязано проходить ежегодный аудит согласно законодательству Кыргызской Республики, финансовая отчетность должна быть подтверждена внешним аудитором. При этом, если юридическое лицо должно предоставлять промежуточную финансовую отчетность согласно законодательству Кыргызской Республики, тогда банк должен запросить данную отчетность у юридического лица; - (абзац пятый утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 10 февраля 2016 года № 7/3) - документ из государственных органов о регистрации (если заемщик - юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на основе свидетельства или патента) за исключением, физических лиц - сельскохозяйственных производителей, которым выдан кредит в размере не более 500000 сомов с предоставлением документов, удостоверяющих право землепользования или документов о наличии скота а также лиц, которым выданы кредиты в рамках правительственных программ, направленных на развитие сельского хозяйства. В случае предоставления электронного патента юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, в целях подтверждения факта получения электронного патента может распечатать копию электронного патента или предоставить в банк в электронном формате, для проверки в информационных системах соответствующих государственных органов Кыргызской Республики. При этом ответственный сотрудник банка должен проверить достоверность электронного патента на бумажном носителе (копия) либо в форме электронного документа путем сканирования QR-кода, нанесенного на электронный патент, посредством мобильного или иного устройства, имеющего соответствующее программное обеспечение, или через информационные системы соответствующих государственных органов Кыргызской Республики. Примечание: QR-код - матричный код (двумерный штрих код), содержащий информацию о патенте, созданный специально для распознавания мобильными устройствами; - бизнес-план (если заемщик - юридическое лицо и сумма кредита составляет более 3500000 сомов, за исключением кредитов, предоставляемых на пополнение оборотных средств), включающий в себя цель получения кредита, примерный прогноз движения средств заемщика (объем годовой выручки), источники погашения в разрезе валют, сроки и план по погашению кредита. При этом банк в целях минимизации кредитных рисков должен установить дополнительные требования к бизнес-плану по инвестиционным кредитам, по кредитам, имеющим сезонность, крупным кредитам и другим кредитам, требующим более тщательной оценки бизнеса заемщика; - опись закладываемого имущества, документы, подтверждающие права владения (если залогом является движимое/недвижимое имущество) и права пользования и другие документы в соответствии с внутренними документами банка; - гарантии (поручительства) с указанием гаранта (поручителя), суммы гарантии (поручительства) и др. (если банк требует предоставления гарантии (поручительства), а также финансовую отчетность гаранта (если гарант - юридическое лицо); - документ, удостоверяющий личность (если заемщик - физическое лицо); - справку о заработной плате за последние 3-12 месяцев (при этом банк вправе самостоятельно определить период, за который должна быть представлена справка о заработной плате), или другие документы, подтверждающие информацию о доходах/платежеспособности заемщика (если заемщик физическое лицо); - прочие документы, которые необходимы банку, в том числе для оценки платежеспособности заемщика (контракты, договора, рекомендательные письма, выписки из государственных реестров и т.п.) по усмотрению банка, которые могут быть предоставлены в форме электронного документа или на бумажном носителе. В банке должны быть внутренние процедуры по работе с данными клиентов, содержащие требования по обеспечению сохранности и защиты данных. Сотрудники банка при сборе информации и проведении бесед с клиентами должны дать четкое разъяснение клиентам: в каких случаях могут быть использованы данные клиента в соответствии с законодательством. Для использования фотоснимков или видеозаписей с изображением клиента(ов), аудиозаписей и иной информации о них в рекламных, маркетинговых материалах и в других публичных целях необходимо получение на это согласия клиента(ов) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. |
25. Для определения целесообразности предоставления кредита, а также проведения анализа платежеспособности заемщика банк должен потребовать от заемщика следующие документы (на бумажном носителе или в форме электронного документа): - заполненную анкету/заявку, в которой должны быть указаны основные сведения о заемщике (если заемщик юридическое лицо - основной вид деятельности, приблизительный размер оборотных средств), структуру доходов (выручки) в разрезе валют (по кредитам в иностранной валюте), план погашения кредита, основные бизнес-партнеры и др.; - копии учредительных документов (если заемщик - юридическое лицо), заверенные нотариально или печатью юридического лица и подписью руководителя в случае, когда в соответствии с законодательством невозможно нотариальное заверение копий; - финансовую отчетность заемщика (если заемщик - юридическое лицо) за последний отчетный год. Если заемщик - юридическое лицо обязано проходить ежегодный аудит согласно законодательству Кыргызской Республики, финансовая отчетность должна быть подтверждена внешним аудитором. При этом, если юридическое лицо должно предоставлять промежуточную финансовую отчетность согласно законодательству Кыргызской Республики, тогда банк должен запросить данную отчетность у юридического лица; - (абзац пятый утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 10 февраля 2016 года № 7/3) - документ из государственных органов о регистрации (если заемщик - юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на основе свидетельства или патента) за исключением, физических лиц - сельскохозяйственных производителей, которым выдан кредит в размере не более 500000 сомов с предоставлением документов, удостоверяющих право землепользования или документов о наличии скота а также лиц, которым выданы кредиты в рамках правительственных программ, направленных на развитие сельского хозяйства. В случае предоставления электронного патента юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, в целях подтверждения факта получения электронного патента может распечатать копию электронного патента или предоставить в банк в электронном формате, для проверки в информационных системах соответствующих государственных органов Кыргызской Республики. При этом ответственный сотрудник банка должен проверить достоверность электронного патента на бумажном носителе (копия) либо в форме электронного документа путем сканирования QR-кода, нанесенного на электронный патент, посредством мобильного или иного устройства, имеющего соответствующее программное обеспечение, или через информационные системы соответствующих государственных органов Кыргызской Республики. Примечание: QR-код - матричный код (двумерный штрих код), содержащий информацию о патенте, созданный специально для распознавания мобильными устройствами; - бизнес-план (если заемщик - юридическое лицо и сумма кредита составляет более 3500000 сомов, за исключением кредитов, предоставляемых на пополнение оборотных средств), включающий в себя цель получения кредита, примерный прогноз движения средств заемщика (объем годовой выручки), источники погашения в разрезе валют, сроки и план по погашению кредита. При этом банк в целях минимизации кредитных рисков должен установить дополнительные требования к бизнес-плану по инвестиционным кредитам, по кредитам, имеющим сезонность, крупным кредитам и другим кредитам, требующим более тщательной оценки бизнеса заемщика; - опись закладываемого имущества, документы, подтверждающие права владения (если залогом является движимое/недвижимое имущество) и права пользования и другие документы в соответствии с внутренними документами банка; - гарантии (поручительства) с указанием гаранта (поручителя), суммы гарантии (поручительства) и др. (если банк требует предоставления гарантии (поручительства), а также финансовую отчетность гаранта (если гарант - юридическое лицо); - документ, удостоверяющий личность (если заемщик - физическое лицо); - справку о заработной плате за последние 3-12 месяцев (при этом банк вправе самостоятельно определить период, за который должна быть представлена справка о заработной плате), или другие документы, подтверждающие информацию о доходах/платежеспособности заемщика (если заемщик физическое лицо); - прочие документы, которые необходимы банку, в том числе для оценки платежеспособности заемщика (контракты, договора, рекомендательные письма, выписки из государственных реестров и т.п.) по усмотрению банка, которые могут быть предоставлены в форме электронного документа или на бумажном носителе. В банке должны быть внутренние процедуры по работе с данными клиентов, содержащие требования по обеспечению сохранности и защиты данных. Сотрудники банка при сборе информации и проведении бесед с клиентами должны дать четкое разъяснение клиентам: в каких случаях могут быть использованы данные клиента в соответствии с законодательством. Для использования фотоснимков или видеозаписей с изображением клиента(ов), аудиозаписей и иной информации о них в рекламных, маркетинговых материалах и в других публичных целях необходимо получение на это согласия клиента(ов) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. |
|
25-1. При определении целесообразности предоставления кредита, а также проведении анализа платежеспособности заемщика в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Кабинетом Министров Кыргызской Республики, банк должен требовать от заемщика документы (на бумажном носителе или в форме электронного документа) учитывая условия и порядок реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности). |
30. В целом анализ заявки на получение кредита должен основываться на политике банка, одобренной Советом директоров, и концентрироваться на следующих ключевых факторах: 1) право заимствовать средства. Банк должен убедиться в том, что заемщик имеет право на получение кредита и подписание кредитного договора; …….. 5) гарантия/поручительство. При обеспечении кредита гарантией/поручительством для определения целесообразности предоставления такого кредита банк проводит анализ платежеспособности гаранта/поручителя в таком же объеме, как и самого заемщика Банк должен потребовать от гаранта/поручителя документы, запрашиваемые для анализа платежеспособности самого заемщика в соответствии с требованиями настоящего Положения, изучить его профессиональную репутацию, ответственность и готовность выполнять свои обязательства. При этом несоблюдение данного условия влечет признание таких кредитов в части, обеспеченных гарантией/поручительством в качестве бланковых. По гарантии /поручительству, выданной решением Кабинета Министров Кыргызской Республики по кредитам субъектам национальной экономики, в том числе выданным в целях содействия в обеспечении национальной и продовольственной безопасности страны, анализ платежеспособности поручителя может не проводиться
При рассмотрении заявки на получение кредита участников группой солидарной ответственности (далее - ГСО) кредитный специалист должен обращать внимание на то, чтобы члены одной семьи, совместно проживающие и/или ведущие совместный бизнес, не были участниками одного ГСО;
|
30. В целом анализ заявки на получение кредита должен основываться на политике банка, одобренной Советом директоров, и концентрироваться на следующих ключевых факторах: 1) право заимствовать средства. Банк должен убедиться в том, что заемщик имеет право на получение кредита и подписание кредитного договора; …….. 5) гарантия/поручительство. При обеспечении кредита гарантией/поручительством для определения целесообразности предоставления такого кредита банк проводит анализ платежеспособности гаранта/поручителя в таком же объеме, как и самого заемщика Банк должен потребовать от гаранта/поручителя документы, запрашиваемые для анализа платежеспособности самого заемщика в соответствии с требованиями настоящего Положения, изучить его профессиональную репутацию, ответственность и готовность выполнять свои обязательства. При этом несоблюдение данного условия влечет признание таких кредитов в части, обеспеченных гарантией/поручительством в качестве бланковых. По гарантии /поручительству, выданной решением Кабинета Министров Кыргызской Республики по кредитам субъектам национальной экономики, в том числе выданных в целях реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), а также в целях содействия в обеспечении продовольственной безопасности страны, анализ платежеспособности поручителя может не проводиться. При рассмотрении заявки на получение кредита участников группой солидарной ответственности (далее - ГСО) кредитный специалист должен обращать внимание на то, чтобы члены одной семьи, совместно проживающие и/или ведущие совместный бизнес, не были участниками одного ГСО;
|
Приложение 1 к Положению о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики |
|
I. Общая информация о заемщике |
|
2. Анализ кредитоспособности заемщика. |
2. Анализ кредитоспособности заемщика. Анализ кредитоспособности заемщика в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Кабинетом Министров Кыргызской Республики, проводится с учетом особенностей реализации государственных программ. |
3. Инструкция о требованиях к операциям банка с аффилированными и связанными с банком лицами, утвержденная постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 31 мая 2017 года № 21/5 |
|
24. Банк не вправе вступать в сделку с любым лицом, чтобы предоставить ему возможность: 1) оплатить или другим образом выполнить обязательство перед аффилированным или связанным с банком лицом; 2) приобрести какое-либо имущество у аффилированного или связанного с банком лица; 3) приобрести ценные бумаги, эмитированные аффилированным или связанным с банком лицом. |
24. Банк не вправе вступать в сделку с любым лицом, чтобы предоставить ему возможность: 1) оплатить или другим образом выполнить обязательство перед аффилированным или связанным с банком лицом; 2) приобрести какое-либо имущество у аффилированного или связанного с банком лица; 3) приобрести ценные бумаги, эмитированные аффилированным или связанным с банком лицом. Запреты, установленные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, не распространяются на сделки банка, заключаемые в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Кабинетом Министров Кыргызской Республики. При этом, совокупный объем кредитов/финансирование в рамках каждой государственной программы должен составлять менее пятнадцати процентов собственного (регулятивного) капитала банка. |