Вернуться назад

Проект 

 

 

 

 

 

 

 

О внесении изменений  

в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагается): 

- «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 30 июня 2010 года № 52/4; 

- «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском при осуществлении операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» от 25 сентября 2013 года № 35/13; 

- «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в микрофинансовых организациях, не привлекающих вклады (депозиты)» от 25 сентября 2013 года № 35/14; 

- «О порядке идентификации и верификации клиентов в удаленном режиме» от 13 мая 2020 года № 2020-П-12/27-1-(НПА); 

- «О Порядке идентификации и верификации клиентов микрофинансовых организаций в удаленном режиме» от 30 сентября 2020 года № 2020-П-33/54-3-(НФКУ). 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования. 

3. Юридическому управлению:  

- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

4. Управлению методологии надзора в течение 3 (трех) рабочих дней со дня опубликования настоящего постановления довести его до сведения коммерческих банков, ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», ОЮЛ «Национальная ассоциация кредитных союзов и кооперативов Кыргызстана», микрофинансовых организаций, имеющих лицензию на привлечение депозитов. 

5. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия настоящего постановления довести его до сведения управления банковского надзора, управления надзора за небанковскими организациями, юридического управления, отдела по защите прав потребителей, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора. 

 

 

Приложение  

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от «__»_____________2024 года  

№___________________________ 

 

 

Изменения 

в некоторые нормативные правовые акты 

Национального банка Кыргызской Республики 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 30 июня 2010 года № 52/4 следующие изменения: 

в Положении «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

1) дополнить пунктом 3-3 следующего содержания:  

«3-3. Период охлаждения это период времени после подписания кредитного договора, в течение которого банк не перечисляет денежные средства заемщику. В течение этого периода заемщик имеет право отказаться от получения кредита.». 

2) пункт 34-3 изложить в следующей редакции: 

«34-3. Банк вправе выдавать кредиты через удаленный/дистанционный канал обслуживания при условии соблюдения требований, указанных в Положении  

«О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике», утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 апреля 2015 года № 22/3, иных нормативных правовых актов Национального банка и в соответствии с внутренними политиками и процедурами Банка. 

Сумма выдаваемого кредита через удаленный/дистанционный канал обслуживания не должна превышать 200 000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договору, подписанному простой электронной подписью, и 300 000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договору, подписанному усиленной электронной подписью. 

Для кредитов, выдаваемых через удаленный/дистанционный канал обслуживания путем подписания кредитного договора электронной подписью, устанавливается следующий минимальный период охлаждения, в течение которого банк не может перечислить денежные средства заемщику: 

Для кредитов до 50 000 сомов 3 часа. 

Для кредитов от 50 000 до 100 000 сомов 6 часов. 

Для кредитов свыше 100 000 сомов 24 часа. 

При этом банк дополнительно должен провести процедуру контрольного звонка в течение вышеуказанного периода охлаждения для получения подтверждения клиента на оформление кредита, выдаваемого через удаленный/дистанционный канал обслуживания. 

Суммы кредитов для клиентов, идентифицированных удаленно, установлены в Порядке идентификации и верификации клиентов в удаленном режиме, утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 13 мая2020 года № 2020-П-12/27-1-(НПА).». 

3) во втором абзаце пункта 36 слово «может» заменить словом «должно». 

4) Приложение 1 к Положению: 

- дополнить пунктом 16-2 следующего содержания: 

«16-2. В электронном кредитном досье заемщика, получившего кредит посредством удаленного/дистанционного канала обслуживания, должна храниться запись контрольного звонка с клиентом согласно требованиям пункта 34-3 настоящего Положения.». 

 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском при осуществлении операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» от 25 сентября 2013 года № 35/13 следующие изменения: 

в Положении о минимальных требованиях по управлению кредитным риском при осуществлении операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

1) дополнить пунктом 3-3 следующего содержания:  

«3-3. Период охлаждения - это период времени после подписания договора, в течение которого банк не перечисляет денежные средства клиенту/партнеру. В течение этого периода клиент/партнер имеет право отказаться от получения денежных средств.». 

2) пункт 38-3 изложить в следующей редакции: 

«38-3. Банк вправе выдавать актив, несущий в себе кредитный риск, через удаленный/дистанционный канал обслуживания, при условии соблюдения требований, указанных в Положении «О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике», утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 апреля 2015 года № 22/3, иных нормативных правовых актов Национального банка и в соответствии с внутренними политиками и процедурами Банка. 

Сумма выдаваемого актива, несущего в себе кредитный риск, через удаленный/ дистанционный канал обслуживания, не должна превышать 200 000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договору, подписанному простой электронной подписью, и 300 000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договору, подписанному усиленной электронной подписью. 

Для удаленно выдаваемого актива через удаленный/дистанционный канал обслуживания, несущего в себе кредитный риск, путем подписания договора электронной подписью, устанавливается следующий минимальный период охлаждения, в течение которого банк не может перечислить денежные средства клиенту/партнеру: 

Для актива, несущего в себе кредитный риск, до 50 000 сомов 3 часа. 

Для актива, несущего в себе кредитный риск, от 50 000 до 100 000 сомов 6 часов. 

Для актива, несущего в себе кредитный риск, свыше 100 000 сомов 24 часа. 

При этом банк дополнительно должен провести процедуру контрольного звонка в течение вышеуказанного периода охлаждения для получения подтверждения клиента/партнера на оформление актива, несущего в себе кредитный риск, выдаваемого через удаленный/дистанционный канал обслуживания. 

Суммы активов, несущих в себе кредитный риск, для клиентов, идентифицированных удаленно, установлены в Порядке идентификации и верификации клиентов в удаленном режиме, утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 13 мая 2020 года № 2020-П-12/27-1-(НПА).». 

3) во втором абзаце пункта 39 слово «может» заменить словом «должно». 

4) Приложение 1 к Положению: 

дополнить пунктом 16-1 следующего содержания: 

«16-1-. В электронном досье клиента/партнера, получившего актив, несущий в себе кредитный риск посредством удаленного/дистанционного канала обслуживания, должна храниться запись контрольного звонка с клиентом/партнером согласно требованиям пункта 38-3 настоящего Положения.». 

 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в микрофинансовых организациях, не привлекающих вклады (депозиты)» от 25 сентября 2013 года № 35/14 следующие изменения: 

в Положении о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в микрофинансовых организациях, не привлекающих вклады (депозиты), утвержденном вышеуказанным постановлением: 

1) пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания: 

«- Период охлаждения это период времени после подписания кредитного договора, в течение которого МФО не перечисляет денежные средства заемщику. В течение этого периода заемщик имеет право отказаться от получения кредита.». 

2) пункт 10-1 изложить в следующей редакции: 

«10-1. МФО вправе выдавать кредиты через удаленный/дистанционный канал обслуживания при условии соблюдения требований, указанных в Положении  

«О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике», утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 апреля 2015 года № 22/3, иных нормативных правовых актов Национального банка и в соответствии с внутренними политиками и процедурами МФО.  

Суммы выдаваемых кредитов через удаленный/дистанционный канал обслуживания не должны превышать 15 000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договорам, подписанным простой электронной подписью, и 150 000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договорам, подписанным усиленной неквалифицированной электронной подписью.  

Для кредитов, выдаваемых через удаленный/дистанционный канал обслуживания путем подписания кредитного договора электронной подписью, устанавливается следующий минимальный период охлаждения, в течение которого МФО не может перечислить денежные средства заемщику: 

Для кредитов до 15 000 сомов 3 часа. 

Для кредитов свыше 15 000 сомов 24 часа. 

При этом МФО дополнительно должна провести процедуру контрольного звонка в течение вышеуказанного периода охлаждения для получения подтверждения клиента на оформление кредита, выдаваемого через удаленный/дистанционный канал обслуживания.». 

3) в третьем абзаце пункта 38 слово «может» заменить словом «должно». 

4) Приложение 1 к Положению: 

дополнить пунктом 13-1 следующего содержания: 

«13-1. В электронном кредитном досье заемщика, получившего кредит посредством удаленного/дистанционного канала обслуживания, должна храниться запись контрольного звонка с клиентом согласно требованиям пункта 10-1 настоящего Положения.». 

 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О порядке идентификации и верификации клиентов в удаленном режиме» от 13 мая 2020 года № 2020-П-12/27-1-(НПА) следующие изменения:  

в Порядке идентификации и верификации клиентов в удаленном режиме, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

1) в Приложении 1 к Порядку: 

- в таблице 5 «Операции при удаленной идентификации и верификации с использованием видеосвязи» 7 строку столбца «Установленные ограничения» изложить в следующей редакции: 

«Максимальная сумма операции 150 расчетных показателей. Сумма операций в течение месяца 300 расчетных показателей. 

Кредитные денежные средства перечисляются клиентам только после прохождения минимального периода охлаждения и проведения контрольного звонка.». 

 

5. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О Порядке идентификации и верификации клиентов микрофинансовых организаций в удаленном режиме» от 30 сентября 2020 года № 2020-П-33/54-3-(НФКУ) следующие изменения:  

в Порядке идентификации и верификации клиентов микрофинансовых организаций в удаленном режиме, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

1) в Приложении 1 к Порядку: 

- в таблице 3 «Операции при удаленной идентификации и верификации клиентов с использованием видеосвязи» 1 строку столбца «Установленные ограничения» изложить в следующей редакции: 

«Максимальная сумма операции 150 расчетных показателей. Сумма операций в течение месяца 300 расчетных показателей 

Кредитные денежные средства перечисляются клиентам только после прохождения минимального периода охлаждения и проведения контрольного звонка.». 

 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» (далее проект постановления) разработан в целях снижения подверженности клиентов финансово-кредитных организаций мошенническим действиям при оформлении кредитов удаленным способом. 

 

2. Описательная часть 

Национальным банком в целях достижения целей Стратегии повышения финансовой доступности на 2022-2026 года, утвержденной распоряжением Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики Жапарова А.У. от 16 марта 2022 года № 119-р, на постоянной основе ведется работа по совершенствованию своих нормативных правовых актов по предоставлению финансово-кредитным организациям возможности предоставлять свои услуги посредством удаленных/дистанционных каналов обслуживания. 

В соответствии с абзацем 2 пункта 34-3 Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденного постановлением Правления Национального банка от 30 июня 2010 года № 52/4, сумма выдаваемого кредита через удаленный/дистанционный канал обслуживания не должна превышать 200 000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договору, подписанному простой электронной подписью, и 300 000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договору, подписанному усиленной электронной подписью. 

Согласно Порядку идентификации и верификации клиентов в удаленном режиме, утвержденному постановлением Правления Национального банка от 13 мая 2020 года № 2020-П-12/27-1-(НПА), коммерческим банкам предоставлена возможность представлять кредиты в удаленном/дистанционном режиме для клиентов, прошедших удаленную идентификацию и верификацию посредством видеосвязи. При этом установлен лимит в размере 15 000 сомов. 

Данные лимиты были установлены Национальным банком для снижения уровня кредитного риска банков, при этом предоставляя им возможность для расширения доступности кредитных средств широкому кругу лиц, в особенности лицам, проживающим в отдаленных регионах страны.  

Согласно требованиям Национального банка, кредитная политика банка также должна содержать методики по оценке платежеспособности заемщиков. Для этих целей банк может разработать систему внутреннего кредитного рейтинга. Система внутреннего рейтинга рисков должна соответствовать природе, размерам и сложности осуществляемых видов деятельности банка. Система внутреннего кредитного рейтинга должна содержать комплексную оценку финансового состояния заемщика как основного показателя его будущей платежеспособности, а также отражать раскрытие данных о заемщиках. 

При этом Национальному банку ввиду мошеннической активности на территории Кыргызской Республики необходимо предпринять меры для обеспечения защиты интересов граждан, а также сохранения доверия населения к банковской системе Кыргызской Республики.  

В этой связи, учитывая характер мошеннических действий предлагается дополнить нормативные правовые акты Национального банка понятием период охлаждения и установить следующий минимальный период охлаждения для кредитов, выдаваемых удаленным способом: 

- кредиты до 50 000 сомов, период охлаждения 3 часа; 

- кредиты от 50 000 до 100 000 сомов, период охлаждения 6 часов; 

- кредиты от 100 000 сомов, период охлаждения 24 часа. 

Микрофинансовые организации не могут перечислить денежные средства заемщику: 

- кредиты до 15 000 сомов: 3 часа; 

- кредиты от 15 000 сомов: 24 часа. 

Дополнительно предлагается установить финансово-кредитным организациям требования по проведению процедуры контрольного звонка в течение вышеуказанного периода охлаждения для получения подтверждения клиента на оформление кредита, выдаваемого через удаленный/дистанционный канал обслуживания.  

При этом финансово-кредитные организации должны самостоятельно определить во внутренних политиках перечень контрольных вопросов в рамках контрольного звонка, а также хранить в электронном досье клиента запись контрольного звонка с клиентом. 

В случае, если финансово-кредитная организация не провела процедуру контрольного звонка в течение вышеуказанного периода охлаждения для получения подтверждения клиента на оформление кредита, то денежные средства не могут быть перечислены клиентам.  

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий. 

Принятие проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению.  

Информация по данному разделу будет дополнена по итогам проведения общественного обсуждения проекта. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие проекта постановления не потребует дополнительного финансирования. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

К представленному проекту постановления анализа регулятивного воздействия проведен в соответствии с пунктом 4 Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 21 декабря 2022 года № 2022-П-02/81-6-(НПА). 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики» 

№ 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

1. Положение о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики 30 июня 2010 года № 52/4 

1. 

отсутствует 

3-3. Период охлаждения - это период времени после подписания кредитного договора, в течение которого банк не перечисляет денежные средства заемщику. В течение этого периода заемщик имеет право отказаться от получения кредита. 

2. 

34-3. Банк вправе выдавать кредиты через удаленный/дистанционный канал обслуживания, при условии соблюдения требований, указанных в Положении "О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике", утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 апреля 2015 года № 22/3, иных нормативных правовых актов Национального банка и в соответствии с внутренними политиками и процедурами Банка. 

Сумма выдаваемого кредита через удаленный/дистанционный канал обслуживания не должна превышать 200000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договору, подписанному простой электронной подписью, и 300000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договору, подписанному усиленной электронной подписью. 

Суммы кредитов для клиентов, идентифицированных удаленно, установлены в Порядке идентификации и верификации клиентов в удаленном режиме, утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 13.05.2020 г. № 2020-П-12/27-1-(НПА). 

34-3. Банк вправе выдавать кредиты через удаленный/дистанционный канал обслуживания, при условии соблюдения требований, указанных в Положении «О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике», утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 апреля 2015 года № 22/3, иных нормативных правовых актов Национального банка и в соответствии с внутренними политиками и процедурами Банка. 

Сумма выдаваемого кредита через удаленный/дистанционный канал обслуживания не должна превышать 200 000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договору, подписанному простой электронной подписью, и 300 000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договору, подписанному усиленной электронной подписью. 

Для кредитов, выдаваемых через удаленный/дистанционный канал обслуживания путем подписания кредитного договора электронной подписью, устанавливается следующий минимальный период охлаждения, в течение которого банк не может перечислить денежные средства заемщику: 

Для кредитов до 50 000 сомов: 3 часа. 

Для кредитов от 50 000 до 100 000 сомов: 6 часов. 

Для кредитов свыше 100 000 сомов: 24 часа. 

При этом, банк дополнительно должен провести процедуру контрольного звонка в течение вышеуказанного периода охлаждения для получения подтверждения клиента на оформление кредита, выдаваемого через удаленный/дистанционный канал обслуживания. 

Суммы кредитов для клиентов, идентифицированных удаленно, установлены в Порядке идентификации и верификации клиентов в удаленном режиме, утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 13 мая 2020 года № 2020-П-12/27-1-(НПА). 

3. 

36. В случае, если вопрос о выдаче кредита заемщику решен положительно, то из полученных от него документов формируется кредитное досье заемщика, в которое в дальнейшем должны подшиваться все документы, касающиеся как данного кредита, так и всех последующих кредитов, если таковые будут выдаваться ему в будущем (минимальные требования к кредитному досье заемщика приведены в Приложении 1). Дополнительно банк может вести кредитное досье в электронном виде. 

По кредитам, выданным через удаленный/дистанционный канал обслуживания, кредитное досье заемщика может вестись в электронном виде в базе данных (на электронных носителях) не менее сроков хранения документов на бумажных носителях. 

Банк должен иметь утвержденные процедуры по формированию, порядку ведения, хранения и доступа к кредитным досье, в том числе к кредитным досье в электронном формате, при этом к базам данных электронных документов должен обеспечиваться доступ в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

36. В случае, если вопрос о выдаче кредита заемщику решен положительно, то из полученных от него документов формируется кредитное досье заемщика, в которое в дальнейшем должны подшиваться все документы, касающиеся как данного кредита, так и всех последующих кредитов, если таковые будут выдаваться ему в будущем (минимальные требования к кредитному досье заемщика приведены в Приложении 1). Дополнительно банк может вести кредитное досье в электронном виде. 

По кредитам, выданным через удаленный/дистанционный канал обслуживания, кредитное досье заемщика должно вестись в электронном виде в базе данных (на электронных носителях) не менее сроков хранения документов на бумажных носителях. 

Банк должен иметь утвержденные процедуры по формированию, порядку ведения, хранения и доступа к кредитным досье, в том числе к кредитным досье в электронном формате, при этом к базам данных электронных документов должен обеспечиваться доступ в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

4. 

Приложение 1 

к Положению о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики 

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 

к кредитному досье заемщика 

 

….. 

Приложение 1 

к Положению о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики 

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 

к кредитному досье заемщика 

 

16-2. В электронном кредитном досье заемщика, получившего кредит посредством удаленного/дистанционного канала обслуживания, должна храниться запись контрольного звонка с клиентом согласно требованиям пункта 34-3 настоящего Положения. 

2. Положение о минимальных требованиях по управлению кредитным риском при осуществлении операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования от 25 сентября 2013 года № 35/13 

5. 

3-3. Период охлаждения - это период времени после подписания договора, в течение которого банк не перечисляет денежные средства клиенту/партнеру. В течение этого периода клиент/партнер имеет право отказаться от получения денежных средств. 

6. 

38-3. Банк вправе выдавать актив, несущий в себе кредитный риск, через удаленный/дистанционный канал обслуживания, при условии соблюдения требований, указанных в Положении "О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике", утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 апреля 2015 года № 22/3, иных нормативных правовых актов Национального банка и в соответствии с внутренними политиками и процедурами Банка.   

Сумма выдаваемого актива, несущего в себе кредитный риск, через удаленный/ дистанционный канал обслуживания не должна превышать 200000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договору, подписанному простой электронной подписью, и 300000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договору, подписанному усиленной электронной подписью.   

Суммы активов, несущих в себе кредитный риск, для клиентов, идентифицированных удаленно, установлены в Порядке идентификации и верификации клиентов в удаленном режиме, утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 13.05.2020 г. № 2020-П-12/27-1-(НПА).  

38-3. Банк вправе выдавать актив, несущий в себе кредитный риск, через удаленный/дистанционный канал обслуживания, при условии соблюдения требований, указанных в Положении "О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике", утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 апреля 2015 года № 22/3, иных нормативных правовых актов Национального банка и в соответствии с внутренними политиками и процедурами Банка.   

Сумма выдаваемого актива, несущего в себе кредитный риск, через удаленный/ дистанционный канал обслуживания не должна превышать 200 000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договору, подписанному простой электронной подписью, и 300 000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договору, подписанному усиленной электронной подписью.   

Для удаленно выдаваемого актива через удаленный/дистанционный канал обслуживания, несущего в себе кредитный риск, путем подписания договора электронной подписью, устанавливается следующий минимальный период охлаждения, в течение которого банк не может перечислить денежные средства клиенту/партнеру: 

Для актива, несущего в себе кредитный риск, до 50 000 сомов: 3 часа. 

Для актива, несущего в себе кредитный риск, от 50 000 до 100 000 сомов: 6 часов. 

Для актива, несущего в себе кредитный риск, свыше 100 000 сомов: 24 часа. 

При этом, банк дополнительно должен провести процедуру контрольного звонка в течение вышеуказанного периода охлаждения для получения подтверждения клиента/партнера на оформление актива, несущего в себе кредитный риск, выдаваемого через удаленный/дистанционный канал обслуживания. 

Суммы активов, несущих в себе кредитный риск, для клиентов, идентифицированных удаленно, установлены в Порядке идентификации и верификации клиентов в удаленном режиме, утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 13 мая 2020 года № 2020-П-12/27-1-(НПА).  

7. 

39. В случае, если вопрос о выдаче клиенту/партнеру актива, несущего в себе кредитный риск решен положительно, то из полученных от него документов формируется досье клиента/партнера, в которое в дальнейшем должны подшиваться все документы, касающиеся как данного актива, несущего в себе кредитный риск, так и всех последующих активов, несущих в себе кредитный риск, если таковые будут выдаваться ему в будущем (минимальные требования к досье клиента/партнера приведены в Приложении 1). Дополнительно банк может вести досье клиента/партнера в электронном виде.  

По активам, несущим в себе кредитный риск, выданным через удаленный/дистанционный канал обслуживания, досье клиента/партнера может вестись в электронном виде в базе данных (на электронных носителях) не менее сроков хранения документов на бумажных носителях.  

Банк должен иметь утвержденные процедуры по формированию, порядку ведения, хранения и доступа к досье клиента/партнера, в том числе к досье клиента/партнера в электронном формате, при этом к базам данных электронных документов должен обеспечиваться доступ в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

39. В случае, если вопрос о выдаче клиенту/партнеру актива, несущего в себе кредитный риск решен положительно, то из полученных от него документов формируется досье клиента/партнера, в которое в дальнейшем должны подшиваться все документы, касающиеся как данного актива, несущего в себе кредитный риск, так и всех последующих активов, несущих в себе кредитный риск, если таковые будут выдаваться ему в будущем (минимальные требования к досье клиента/партнера приведены в Приложении 1). Дополнительно банк может вести досье клиента/партнера в электронном виде.  

По активам, несущим в себе кредитный риск, выданным через удаленный/дистанционный канал обслуживания, досье клиента/партнера должно вестись в электронном виде в базе данных (на электронных носителях) не менее сроков хранения документов на бумажных носителях.  

Банк должен иметь утвержденные процедуры по формированию, порядку ведения, хранения и доступа к досье клиента/партнера, в том числе к досье клиента/партнера в электронном формате, при этом к базам данных электронных документов должен обеспечиваться доступ в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

8. 

Приложение 1 

к Положению о минимальных требованиях по управлению кредитным риском при осуществлении операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования 

 

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 

к досье клиента/партнера 

 

Приложение 1 

к Положению о минимальных требованиях по управлению кредитным риском при осуществлении операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования 

 

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 

к досье клиента/партнера 

 

16-1-. В электронном досье клиента/партнера, получившего актив, несущий в себе кредитный риск посредством удаленного/дистанционного канала обслуживания, должна храниться запись контрольного звонка с клиентом/партнером согласно требованиям пункта 38-3 настоящего Положения. 

3. Положение о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в микрофинансовых организациях, непривлекающих вклады (депозиты) от 25 сентября 2013 года № 35/14 

9. 

5. Для целей настоящего Положения применяются следующие основные понятия:  

……. 

- Форс-мажорные обстоятельства - обстоятельства, включающие, но не ограничивающие такие события, как стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, пожары и иные природные либо техногенные катастрофы), эпидемии, введение чрезвычайного положения, массовые беспорядки, мародерство, военные действия и т.п.  

 

5. Для целей настоящего Положения применяются следующие основные понятия:  

……. 

- Форс-мажорные обстоятельства - обстоятельства, включающие, но не ограничивающие такие события, как стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, пожары и иные природные либо техногенные катастрофы), эпидемии, введение чрезвычайного положения, массовые беспорядки, мародерство, военные действия и т.п.  

- Период охлаждения - это период времени после подписания кредитного договора, в течение которого МФО не перечисляет денежные средства заемщику. В течение этого периода заемщик имеет право отказаться от получения кредита. 

10. 

10-1. МФО вправе выдавать кредиты через удаленный/дистанционный канал обслуживания при условии соблюдения требований, указанных в Положении "О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике", утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 апреля 2015 года № 22/3, иных нормативных правовых актов Национального банка и в соответствии с внутренними политиками и процедурами МФО.  

Суммы выдаваемых кредитов через удаленный/дистанционный канал обслуживания не должны превышать 15000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договорам, подписанным простой электронной подписью, и 150000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) - по договорам, подписанным усиленной неквалифицированной электронной подписью.  

10-1. МФО вправе выдавать кредиты через удаленный/дистанционный канал обслуживания при условии соблюдения требований, указанных в Положении "О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике", утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 апреля 2015 года № 22/3, иных нормативных правовых актов Национального банка и в соответствии с внутренними политиками и процедурами МФО.  

Суммы выдаваемых кредитов через удаленный/дистанционный канал обслуживания не должны превышать 15 000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) по договорам, подписанным простой электронной подписью, и 150 000 сомов (эквивалент в иностранной валюте) - по договорам, подписанным усиленной неквалифицированной электронной подписью.  

Для кредитов, выдаваемых через удаленный/дистанционный канал обслуживания путем подписания кредитного договора электронной подписью, устанавливается следующий минимальный период охлаждения, в течение которого МФО не может перечислить денежные средства заемщику: 

Для кредитов до 15 000 сомов: 3 часа. 

Для кредитов свыше 15 000 сомов: 24 часа. 

При этом, МФО дополнительно должен провести процедуру контрольного звонка в течение вышеуказанного периода охлаждения для получения подтверждения клиента на оформление кредита, выдаваемого через удаленный/дистанционный канал обслуживания. 

11. 

38. Кредитное досье заемщика (приложение 1 к настоящему Положению) формируется с момента получения от клиента заявки и в него подшиваются все соответствующие документы, касающиеся данного кредита. Документы, касающиеся другого кредитного продукта, выданного данному заемщику, подшиваются в отдельное досье. 

Допускается хранение кредитного досье на электронном носителе в виде сканированных версий с оригиналов документов, не требующих подписания сторонами и/или в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, при условии обеспечения МФО информационной безопасности цифровых данных, в том числе с применением уровней доступа, соблюдением резервного копирования и т.п. в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка и законодательством Кыргызской Республики. 

По кредитам, выданным через удаленный/дистанционный канал обслуживания, кредитное досье заемщика может вестись в электронном виде в базе данных (на электронных носителях) не менее сроков хранения документов на бумажных носителях. При этом к базам данных электронных документов должен обеспечиваться доступ в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

38. Кредитное досье заемщика (приложение 1 к настоящему Положению) формируется с момента получения от клиента заявки и в него подшиваются все соответствующие документы, касающиеся данного кредита. Документы, касающиеся другого кредитного продукта, выданного данному заемщику, подшиваются в отдельное досье. 

Допускается хранение кредитного досье на электронном носителе в виде сканированных версий с оригиналов документов, не требующих подписания сторонами и/или в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, при условии обеспечения МФО информационной безопасности цифровых данных, в том числе с применением уровней доступа, соблюдением резервного копирования и т.п. в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка и законодательством Кыргызской Республики. 

По кредитам, выданным через удаленный/дистанционный канал обслуживания, кредитное досье заемщика должно вестись в электронном виде в базе данных (на электронных носителях) не менее сроков хранения документов на бумажных носителях. При этом к базам данных электронных документов должен обеспечиваться доступ в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

12. 

Приложение 1 

к Положению о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в микрофинансовых организациях, непривлекающих вклады (депозиты) 

Минимальные требования к кредитному досье заемщика 

….. 

Приложение 1 

к Положению о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в микрофинансовых организациях, непривлекающих вклады (депозиты) 

Минимальные требования к кредитному досье заемщика 

13-1. В электронном кредитном досье заемщика, получившего кредит посредством удаленного/дистанционного канала обслуживания, должна храниться запись контрольного звонка с клиентом согласно требованиям пункта 10-1 настоящего Положения. 

4. Порядок идентификации и верификации клиентов в удаленном режиме от 13 мая 2020 года № 2020-П-12/27-1-(НПА) 

Приложение 1 к Порядку идентификации и верификации клиента в удаленном режиме 

13. 

Таблица 5. Операции при удаленной идентификации и верификации с использованием видеосвязи  

Электронные кошельки и ограниченно функциональные банковские счета  

Тип операции  

Установленные ограничения  

Переводы в целях оплаты товаров и услуг (в пользу получателей-резидентов)  

Максимальная сумма операции: 2000 расчетных показателей; Сумма переводов в течение месяца: 4000 расчетных показателей. Платежи некоммерческим организациям высокого риска запрещены  

Переводы в целях оплаты товаров и услуг (в пользу получателей-нерезидентов)  

Максимальная сумма операции: 2000 расчетных показателей; Сумма переводов в течение месяца: 4000 расчетных показателей  

Переводы между физическими лицами (между резидентами)  

Максимальная сумма операции: 1000 расчетных показателей; Сумма переводов в течение месяца: 2000 расчетных показателей. И плательщик, и получатель обязаны пройти как минимум упрощенную процедуру надлежащей проверки клиента  

Переводы между физическими лицами (одна сторона нерезидент)  

Максимальная сумма операции: 1000 расчетных показателей; Сумма переводов в течение месяца: 2000 расчетных показателей. Фиксируется информация о получателе и отправителе. Резидент Кыргызской Республики должен пройти как минимум упрощенную процедуру надлежащей проверки клиента. Должна быть обеспечена передача информации о плательщике и получателе в составе платежного сообщения  

Переводы в пользу государственного бюджета  

Без ограничений  

Получение наличных  

Максимальная сумма операции: 1000 расчетных показателей; Сумма операций в течение месяца: 2000 расчетных показателей  

Получение кредита  

Максимальная сумма операции: 150 расчетных показателей; Сумма операций в течение месяца: 300 расчетных показателей  

Погашение электронных денег/перевод на собственные счета  

Без ограничений, с зачислением денежных средств на собственный банковский счет резидента Кыргызской Республики, открытый с проведением стандартных процедур НПК  

Переводы от юридического лица или индивидуального предпринимателя в пользу физического лица  

Запрещены, за исключением случаев, когда операция совершается в связи с возвратом ранее совершенного платежа (например, в связи с отказом от товара или услуги)  

Пополнение электронного кошелька/банковского счета  

Без ограничений в рамках лимита на максимальный баланс  

Таблица 5. Операции при удаленной идентификации и верификации с использованием видеосвязи  

Электронные кошельки и ограниченно функциональные банковские счета  

Тип операции  

Установленные ограничения  

Переводы в целях оплаты товаров и услуг (в пользу получателей-резидентов)  

Максимальная сумма операции: 2000 расчетных показателей; Сумма переводов в течение месяца: 4000 расчетных показателей. Платежи некоммерческим организациям высокого риска запрещены  

Переводы в целях оплаты товаров и услуг (в пользу получателей-нерезидентов)  

Максимальная сумма операции: 2000 расчетных показателей; Сумма переводов в течение месяца: 4000 расчетных показателей  

Переводы между физическими лицами (между резидентами)  

Максимальная сумма операции: 1000 расчетных показателей; Сумма переводов в течение месяца: 2000 расчетных показателей. И плательщик, и получатель обязаны пройти как минимум упрощенную процедуру надлежащей проверки клиента  

Переводы между физическими лицами (одна сторона нерезидент)  

Максимальная сумма операции: 1000 расчетных показателей; Сумма переводов в течение месяца: 2000 расчетных показателей. Фиксируется информация о получателе и отправителе. Резидент Кыргызской Республики должен пройти как минимум упрощенную процедуру надлежащей проверки клиента. Должна быть обеспечена передача информации о плательщике и получателе в составе платежного сообщения  

Переводы в пользу государственного бюджета  

Без ограничений  

Получение наличных  

Максимальная сумма операции: 1000 расчетных показателей; Сумма операций в течение месяца: 2000 расчетных показателей  

Получение кредита  

Максимальная сумма операции: 150 расчетных показателей; Сумма операций в течение месяца: 300 расчетных показателей  

Кредитные денежные средства перечисляются клиентам только после прохождения минимального периода охлаждения и проведения контрольного звонка. 

Погашение электронных денег/перевод на собственные счета  

Без ограничений, с зачислением денежных средств на собственный банковский счет резидента Кыргызской Республики, открытый с проведением стандартных процедур НПК  

Переводы от юридического лица или индивидуального предпринимателя в пользу физического лица  

Запрещены, за исключением случаев, когда операция совершается в связи с возвратом ранее совершенного платежа (например, в связи с отказом от товара или услуги)  

Пополнение электронного кошелька/банковского счета  

Без ограничений в рамках лимита на максимальный баланс  

5. Порядок идентификации и верификации клиентов микрофинансовых организаций в удаленном режиме от 30 сентября 2020 года № 2020-П-33/54-3-(НФКУ) 

Приложение 1 

к Порядку идентификации и верификации клиентов  

микрофинансовых организаций в удаленном режиме 

14. 

Таблица 3. Операции при удаленной идентификации и верификации клиентов с использованием видеосвязи  

Тип операции 

Установленные ограничения 

Выдача кредита 

Максимальная сумма операции: 150 расчетных показателей. Сумма операций в течение месяца: 300 расчетных показателей 

Выдача наличных 

В рамках лимитов по сумме кредита 

Прием заявок на пополнение электронного кошелька/банковского счета (перечисление денежных средств по полученному кредиту) 

В рамках лимитов по сумме кредита 

Таблица 3. Операции при удаленной идентификации и верификации клиентов с использованием видеосвязи  

Тип операции 

Установленные ограничения 

Выдача кредита 

Максимальная сумма операции: 150 расчетных показателей. Сумма операций в течение месяца: 300 расчетных показателей 

Кредитные денежные средства перечисляются клиентам только после прохождения минимального периода охлаждения и проведения контрольного звонка. 

Выдача наличных 

В рамках лимитов по сумме кредита 

Прием заявок на пополнение электронного кошелька/банковского счета (перечисление денежных средств по полученному кредиту) 

В рамках лимитов по сумме кредита