Проект
О внесении изменений
в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Правил регулирования деятельности микрофинансовых организаций, осуществляющих операции по исламским принципам банковского дела и финансирования»
В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Правил регулирования деятельности микрофинансовых организаций, осуществляющих операции по исламским принципам банковского дела и финансирования» от 30 мая
2014 года № 24/11 (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении
15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования.
3. Юридическому управлению:
- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;
- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. Управлению методологии надзора в течение 3 (трех) рабочих дней со дня официального опубликования довести настоящее постановление до сведения Объединения юридических лиц «Ассоциация микрофинансовых организаций» и микрофинансовых организаций.
5. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения управления надзора за небанковскими организациями, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора.
Проект
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от______________2024 года
№______________________
Изменения
в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Правил регулирования деятельности микрофинансовых организаций, осуществляющих операции по исламским принципам банковского дела и финансирования» от 30 мая 2014 года №24/11
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Правил регулирования деятельности микрофинансовых организаций, осуществляющих операции по исламским принципам банковского дела и финансирования» от 30 мая 2014 года № 24/11 следующие изменения:
в Правилах регулирования деятельности микрофинансовых организаций, осуществляющих операции по исламским принципам банковского дела и финансирования, утвержденных вышеуказанным постановлением:
в главе первой:
- пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящие Правила регулируют деятельность лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики микрофинансовых организаций, осуществляющих операции по исламским принципам банковского дела и финансирования (далее – Правила), в том числе микрофинансовых организаций, имеющих «исламское окно» (далее – МФО).»;
- пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. МФО могут устанавливать более высокие требования по экономическим нормативам, согласно своей внутренней политике управления рисками, не нарушая при этом значения, установленные для МФО в нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики.»;
- в пункте 6 слова «Микрофинансовые организации» заменить словом «МФО»;
- пункт 8. изложить в следующей редакции:
«8. МФО осуществляют внутренний аудит с целью проверки достоверности счетов, оценки адекватности и эффективности систем внутреннего контроля, управления рисками и соответствия деятельности МФО нормативным правовым актам Кыргызской Республики. Для этого микрофинансовая компания (далее – МФК) обязана, а микрокредитная компания (далее – МКК) и микрокредитное агентство (далее – МКА) может создать свою службу внутреннего аудита.»;
- абзац второй пункта 8-2 изложить в следующей редакции;
«Под МФО, занимающейся оптовым финансированием, подразумевается МФО, в которой доля оптового финансирования составляет более 70 процентов от его портфеля по финансированию.»;
в главе второй:
- название главы 2 изложить в следующей редакции:
«Глава 2. Регулирование деятельности микрофинансовых компаний, не осуществляющих прием вкладов»;
- абзац пятый пункта 9 изложить в следующей редакции:
«- максимальный совокупный размер финансирования, предоставляемого одному и тому же клиенту или группе связанных лиц, в размере не более трех процентов от минимального размера уставного капитала для вновь создаваемой МФК (не привлекающей срочные вклады от физических и юридических лиц);»;
- абзац девятый пункта 12 исключить;
- главу дополнить пунктом 12-1 следующего содержания:
«12-1. Значение норматива минимального размера собственного капитала необходимо поддерживать на уровне не менее 100 процентов от минимального размера уставного капитала.
Норматив минимального размера собственного капитала определяется по формуле:
СК / УК * 100%, где:
СК – собственный капитал МФК на дату оценки (в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил);
УК – минимальный уставный капитал для вновь создаваемых МФК, не осуществляющих прием вкладов, установленный постановлением Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» от 05.10.2022 года №2022-П-33/61-2-(НФКУ).»;
- в пункте 13 слово «сделке» заменить словом «договору»;
- главу дополнить пунктом 13-4 следующего содержания:
«13-4. Максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства) не должен превышать 20 процентов размера собственного капитала МФК.
Под имуществом понимается имущество (включая строящееся/устанавливаемое недвижимое имущество, транспортные средства и т.д.), которое принадлежит МФК или находится в распоряжении МФК по договору аренды и/или используется/будет использоваться в качестве основного средства.»;
- пункт 15 изложить в следующей редакции:
«15. МФК, не осуществляющие прием вкладов, вправе заимствовать средства от юридических и физических лиц – учредителей (акционеров) МФК, аффилированных лиц и юридических лиц.
Наценка/ставка доходности по средствам, заимствованным от учредителей (акционеров) и аффилированных лиц, не должна превышать учетную ставку Национального банка более чем на 5 процентных пунктов.»;
- главу дополнить пунктом 15-2 следующего содержания:
«15-2. Формы финансовой отчетности и сведения об инвестициях, заимствованиях от учредителей, должны быть подписаны председателем правления МФК либо другим лицом, официально имеющим право первой подписи, а также лицом, ответственным за подготовку и представление сведений.»;
в главе четвертой:
- название главы 4 изложить в следующей редакции:
«Глава 4. Регулирование деятельности микрофинансовых компаний, осуществляющих прием вкладов»
- пункт 22 изложить в следующей редакции:
«22. МФК, осуществляющие операции по приему вкладов, обязаны соблюдать установленные Национальным банком экономические нормативы, включая:
- минимальный размер оплаченного уставного капитала;
- минимальный размер собственного капитала (М1);
- норматив достаточности (адекватности) капитала (М2);
- максимальный размер риска на одного клиента (М3);
- норматив ликвидности (М4);
- норматив ограничения риска по возврату вкладов (М5);
- максимальный размер риска по операциям с аффилированными и связанными с МФК лицами;
- максимальную совокупную задолженность одного работника МФК по финансированию, предоставленную компанией;
- максимальный совокупный размер инвестиций в МФО, лизинговые компании и банки;
- размер инвестиций в негосударственные долговые ценные бумаги;
- максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства).»;
- главу дополнить пунктом 22-1 следующего содержания:
«22-1. Микрофинансовые компании имеют право привлекать только срочные вклады от физических и юридических лиц на срок не менее 30 дней.»;
- абзац первый пункта 23 изложить в следующей редакции:
«23. МФК, осуществляющие операции по приему вкладов, не имеют права:»;
в главе пятой:
- название главы 5 изложить в следующей редакции:
«Глава 5. Экономические нормативы и порядок их расчета для микрофинансовых компаний, осуществляющих операции по приему вкладов»;
- пункт 24 изложить в следующей редакции:
«24. Требования к уставному капиталу микрофинансовых компаний, осуществляющих операции по приему срочных вкладов, установлены постановлением Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» от 05.10.2022 года №2022-П-33/61-2-(НФКУ).»;
- пункт 25 изложить в следующей редакции:
«Значение норматива минимального собственного капитала (M1) необходимо поддерживать на уровне не менее 100 процентов от минимального размера уставного капитала.
Норматив минимального собственного капитала МФК (M1) определяется по формуле:
М1 = СК / УК Ч 100%, где:
СК – собственный капитал МФК на дату оценки (пункт 12 настоящих Правил);
УК – минимальный уставный капитал для вновь создаваемых МФК, осуществляющих прием вкладов, установленный постановлением Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» от 05.10.2022 года №2022-П-33/61-2-(НФКУ).»;
- в пункте 27:
четвертом абзаце слово «сделке» заменить словом «договору»;
в одиннадцатом абзаце на официальном языке слово «одни» заменить словом «один»;
- в пункте 28:
- во втором абзаце слова «денежные средства» заменить словом «вклады»;
- пятый абзац изложить в следующей редакции:
«ОБ – обязательства МФК, включая привлеченные вклады, расчеты по которым наступают в течение 30 дней с момента оценки.»;
- восьмой абзац изложить в следующей редакции:
«- структуру и устойчивость депозитной базы (сроки возврата вкладов, концентрацию источников, политику определения величины наценок)»;
- в пункте 29:
- в первом абзаце слова «денежных средств» заменить словом «вкладов»;
- в четвертом абзаце «денежных средств» заменить словом «вкладов»;
- пункт 30 изложить в следующей редакции:
«30. МФК, привлекающие депозиты, должны осуществлять операции с аффилированными и связанными с МФК лицами в соответствии с Инструкцией
«О требованиях к операциям микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, с аффилированными и связанными с микрофинансовой компанией и жилищно-сберегательной кредитной компанией лицами», утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-6-(НПА). Максимальный совокупный размер риска по операциям с аффилированными и связанными с МФК лицами, выраженный в качестве размера совокупной задолженности аффилированных и связанных с МФК лиц перед МФК, не должен превышать 60 процентов собственного капитала МФК;
Совокупная задолженность одного работника МФК, которому МФК предоставила финансирование, не должна превышать 5 процентов от размера собственного капитала МФК и определяется по формуле:
СЗС / СК Ч 100% ≤ 5%, где:
СЗС – совокупная задолженность одного работника МФК, которому МФК предоставила финансирование на дату оценки;
СК – собственный капитал МФК на дату оценки.
МФК не вправе предоставлять финансирование аффилированным или связанным с МФК лицам, если общая сумма всего финансирования и их заменителей, предоставленных всем аффилированным и/или связанным с МФК лицам, превышает 60 процентов от собственного капитала МФК.
Операции по предоставлению финансирования должностным лицам и сотрудникам МФК могут осуществляться только при условии соблюдения требований, указанных в Инструкции «О требованиях к операциям микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, с аффилированными и связанными с микрофинансовой компанией и жилищно-сберегательной кредитной компанией лицами», утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-6-(НПА).»;
- в пункте 31:
- абзац первый изложить в следующей редакции:
«31. Устанавливаются следующие требования в части совокупного размера инвестиций в МФО, лизинговые компании и банки:»;
- в абзаце третьем слово «сделке» заменить словом «договору»;
- главу дополнить пунктом 32-1 следующего содержания:
«32-1. Максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства) для МФК, осуществляющих прием вкладов.
Максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства) не должен превышать 20 процентов размера собственного капитала МФК.
Под имуществом понимается имущество (включая строящееся/устанавливаемое недвижимое имущество, транспортные средства и т.д.), которое принадлежит МФК или находится в распоряжении МФК по договору аренды и/или используется/будет использоваться в качестве основного средства.»;
- главу дополнить пунктом 32-2 следующего содержания:
«32-2. МФК, привлекающие вклады, вправе заимствовать средства от юридических и физических лиц – учредителей (акционеров) МФК, аффилированных лиц и юридических лиц.
Наценка/ставка доходности по средствам, заимствованным от учредителей (акционеров) и аффилированных лиц, не должна превышать учетную ставку Национального банка более чем на 5 процентных пунктов.»;
в главе шестой:
- название главы 6 изложить в следующей редакции:
«Глава 6. Порядок соблюдения МФК экономических нормативов и требований и представления ими сведений в Национальный банк»;
- пункт 35 изложить в следующей редакции:
«35. МФК должны представлять в Национальный банк информацию по исполнению экономических нормативов в соответствии с требованиями и сроками, установленными в рамках периодической регулятивной отчетности.»;
- главу дополнить пунктом 35-1 следующего содержания:
«35-1. Ежегодно, после проведения независимого внешнего аудита силами независимых внешних аудиторов, МФК обязана представлять в Национальный банк один экземпляр (копию) полного отчета внешнего аудитора без изменений, включая письмо руководству, в течение 30 (тридцати) дней с момента представления отчета внешним аудитором микрофинансовой компании.»;
- главу дополнить пунктом 38-1 следующего содержания:
«38-1. МФК должны в течение 5 (пяти) рабочих дней после публикации с приложением 1 (одного) экземпляра (копии) публикации представить в Национальный банк и/или с указанием ссылки на официальный интернет – сайт НФКО (портал информационного агентства), в котором была опубликована финансовая отчетность, с приложением копии публикации. Ссылка на официальный интернет сайт/портал информационного агентства также должна быть направлена по электронной почте в уполномоченное структурное подразделение Национального банка.»;
- главу дополнить пунктом 38-2 следующего содержания:
«38-2. В случае если МФК имеет обязательства перед третьими лицами, а также в случае наличия одной из нижеследующих угроз стабильности деятельности МФК, Национальный банк может ограничить выплату дивидендов МФК, если:
1) это приведет к нарушению экономических нормативов, установленных Национальным банком;
2) не обеспечен минимальный размер уставного капитала и/или минимальный размер собственного (регулятивного) капитала, установленный Национальным банком;
3) при наличии убытков прошлых лет, а также в случае невыполнения требований нормативных правовых актов Национального банка.
Примечание: Под обязательствами перед третьими лицами понимаются денежные средства, привлеченные МФК от несвязанных с МФК юридических и физических лиц и направленные на основную деятельность.»;
в главе седьмой:
- в пункте 39 слово «сделки» заменить словом «договора»;
- пункт 40. изложить в следующей редакции:
«40. Максимальный совокупный размер финансирования, выдаваемый МКК одному и тому же лицу или группе связанных лиц, должен быть определен в размере не более 10 (десяти) процентов от минимального размера уставного капитала для вновь создаваемых МКК, установленный постановлением Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» от 05.10.2022 года №2022-П-33/61-2-(НФКУ).»;
- в пункте 42-1:
- в первом абзаце слово «сделке» заменить словом «договору»;
- в пятом абзаце слово «сделке» заменить словом «договору»;
- главу дополнить пунктом 43-1. следующего содержания:
«43-1. МКК, в том числе МКК, занимающаяся оптовым финансированием, имеет право заимствовать средства от юридических и физических лиц – учредителей (акционеров) МКК, аффилированных лиц и юридических лиц.
Наценка/ставка доходности по средствам, заимствованным от учредителей (акционеров) и аффилированных лиц, не должна превышать учетную ставку Национального банка более чем на 5 процентных пунктов.»;
- пункт 44 изложить в следующей редакции:
«44. МКК, занимающиеся оптовым финансированием и имеющие обязательства перед кредиторами (в том числе ФКО), должны соблюдать норматив достаточности (адекватности) капитала.
Значение норматива достаточности (адекватности) капитала М2 необходимо поддерживать на уровне не менее 15 процентов.
Норматив достаточности (адекватности) капитала определяется по формуле:
M2 = СК / СА * 100%, где:
СК – собственный капитал МКК на дату оценки;
СА – сумма балансовых активов на дату оценки за минусом суммы депозитов от клиентов, размещенных в ФКО в качестве залога в размере суммы привлеченных денежных средств во вклады в национальной валюте в целях хеджирования валютных рисков.»;
- главу дополнить пунктом 45-1 следующего содержания:
«45-1. Значение норматива минимального размера собственного капитала необходимо поддерживать на уровне не менее 100 процентов от минимального размера уставного капитала.
Норматив минимального размера собственного капитала МКК определяется по формуле:
СК / УК * 100%, где:
СК – собственный капитал МКК на дату оценки в соответствии с пунктом 45 настоящих Правил;
УК – минимальный уставный капитал для вновь создаваемых МКК, установленный постановлением Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» от 05.10.2022 года №2022-П-33/61-2-(НФКУ).»;
- главу дополнить пунктом 45-2 следующего содержания:
«45-2. В случае если МКК имеет обязательства перед третьими лицами, а также в случае наличия одной из нижеследующих угроз стабильности деятельности МКК, Национальный банк может ограничить выплату дивидендов/распределения прибыли МКК, если:
1) это приведет к нарушению экономических нормативов, установленных Национальным банком;
2) не обеспечен минимальный размер уставного капитала и/или минимальный размер собственного (регулятивного) капитала, установленный Национальным банком;
3) при наличии убытков прошлых лет, а также в случае невыполнения требований нормативных правовых актов Национального банка.
Примечание: Под обязательствами перед третьими лицами понимаются денежные средства, привлеченные МФК от несвязанных с МФК юридических и физических лиц и направленные на основную деятельность.»;
- в пункте 47 слово «сделке» заменить словом «договору»;
- главу дополнить пунктом 47-1 следующего содержания:
«47-1. Выдача финансирования, в том числе по договору иджара мунтахийя биттамлик, свыше максимального размера финансирования, выдаваемой МКА одному и тому же клиенту или группе связанных лиц, установленного пунктом 47 настоящих Правил, учитывая цели статьи 2 Закона Кыргызской Республики «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике», допускается в размере не более 2 (двух) процентов от собственного капитала (балансовая стоимость капитала) МКА, на следующие цели:
а) создание бизнеса (приобретение основных и оборотных средств для организации предпринимательской деятельности) или нового направления в деятельности;
б) расширение и развитие действующего бизнеса/деятельности, при выполнении одного из следующих вопросов:
- внедрение новых технологий, нацеленных на технологическое обновление, внедрение инновационного оборудования и техники;
- автоматизация бизнес-процессов;
- создание дополнительных рабочих мест;
- увеличение масштабов производства.
При выдаче МКА финансирования, в том числе по договору иджара мунтахийя биттамлик, указанных в абзаце первом настоящего пункта, необходимо выполнение следующих условий:
1) наличие у МКА разработанной в соответствии с целями и задачами микрофинансирования политики финансирования с определением конкретных видов продуктов и порядок последующего мониторинга целевого использования предоставляемого финансирования;
2) наличие информации о клиенте (кредитный отчет) и по усмотрению МКА о связанных с клиентом лицах (при наличии их согласия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики) в существующих кредитных бюро;
3) наличие необходимых документальных подтверждений платежеспособности заявителя (права владения активами, генерирующими доход заявителя, справка о заработной плате с места работы, патент, или решение органа налоговой службы о применении/отказе применения уплаты налога в зоне торговли с особым режимом, или свидетельство и т.д.), а также проведение оценки платежеспособности заявителя, подтвержденная заключением ответственного кредитного специалиста или работника в соответствии с кредитной политикой и/или иными внутренними документами МКА;
4) предоставляется бизнес-план на получение финансирования заявителя, при этом в бизнес-плане на получение финансирование должны быть указаны цели использования финансирования с соответствующими расчетами и прогнозами.
При этом в случае если в портфеле по финансированию МКА доля вышеуказанного финансирования занимает 70 и более процентов, ограничения, указанные в пункте 47, на данные МКА не распространяются.
В случае если в портфеле по финансированию МКА доля вышеуказанного финансирования составляет менее 70 процентов, то финансирование до 100 тыс. сомов должны составлять 20 и более процентов от общего портфеля по финансированию МКА.».
СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правления Национального банка
«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка
«Об утверждении Правил регулирования деятельности микрофинансовых организаций, осуществляющих операции по исламским принципам банковского дела и финансирования»
1. Цель и задачи
Управлением методологии надзора (далее – УМН) Национального банка Кыргызской Республики (далее – Национальный банк) разработан проект постановления Правления Национального банка «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка «Об утверждении Правил регулирования деятельности микрофинансовых организаций, осуществляющих операции по исламским принципам банковского дела и финансирования» (далее – проект постановления).
Проект постановления разработан в целях создания равной правовой среды как для традиционных небанковских финансово-кредитных организаций, так и для небанковских финансово-кредитных организаций, осуществляющих операции по исламским принципам финансирования, через приведение нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики, регулирующих деятельность небанковских финансово-кредитных организаций, работающих по исламским принципам банковского дела и финансирования, в соответствие с нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики.
2. Описательная часть
Проектом постановления предусмотрены изменения содержательного
и технического характера, в том числе связанные с внесением изменений в Правила регулирования деятельности микрофинансовых организаций на территории Кыргызской Республики, касающихся:
- установления требований к микрокредитным агентствам по предоставлению ими финансирования свыше максимального размера микрофинансирования, выдаваемой МКА одному и тому же клиенту или группе связанных лиц;
- требований к микрофинансовым компаниям в части собственного капитала, который необходимо поддерживать на уровне не менее 100 процентов от минимального размера уставного капитала;
- ограничений по выплате дивидендов микрофинансовыми организациями и предельные размеры наценки при заимствовании денежных средств от участников и юридических лиц;
- другое.
3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий
Принятие проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
Информация по данному пункту будет представлена по результатам общественного обсуждения.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 «Исламские принципы банковского дела и финансирования» Закона «О банках и банковской деятельности» к банкам и небанковским финансово-кредитным организациям, осуществляющим свою деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, нормы настоящего Закона и банковского законодательства Кыргызской Республики применяются с учетом специфики и особенностей, предусмотренных положениями исламских принципов банковского дела и финансирования.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 9 «Нормативные правовые акты Национального банка» конституционного Закона «О Национальном банке Кыргызской Республики», Национальный банк вправе издавать нормативные правовые акты, которые являются составной частью банковского законодательства Кыргызской Республики.
6. Информация о необходимости финансирования
Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделения дополнительных финансовых средств.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия
В соответствии с подпунктами 4 и 6 пункта 4 Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 декабря 2022 года № 2022-П-02/81-6-(НПА), к представленному проекту постановления проведение анализа регулятивного воздействия не требуется, так как предлагаемые изменения направлены на приведение в соответствие с вышестоящими по степени юридической силы нормативными правовыми актами, а также устранение коллизии между НПА Национального банка, имеющими равную юридическую силу.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
к проекту постановления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Правила регулирования деятельности микрофинансовых организаций, осуществляющих операции по исламским принципам банковского дела и финансирования» от 30 мая 2014 года № 24/11»
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
Примечание |
1. Настоящие Правила регулирования деятельности микрофинансовых организаций, осуществляющих операции по исламским принципам банковского дела и финансирования (далее - Правила), распространяют свое действие на микрофинансовые организации, осуществляющие операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, а также на микрофинансовые организации, имеющие «исламское окно» (далее - МФО). |
1. Настоящие Правила регулируют деятельность лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики микрофинансовых организаций, осуществляющих операции по исламским принципам банковского дела и финансирования (далее – Правила), в том числе микрофинансовых организаций, имеющих «исламское окно» (далее – МФО). |
Пункт 1.1. Правил регулирования деятельности микрофинансовых организаций на территории Кыргызской Республики (далее – Правила регулирования деятельности МФО) (постановление Правления Национального банка от 30 января 2019 года №2019-П-33/4-2) |
3. Микрофинансовые организации в целях выполнения экономических нормативов, указанных в настоящих Правилах, и снижения рисков могут в своих внутренних политиках установить внутренние пределы по экономическим нормативам, которые должны быть ниже максимальных и выше минимальных пределов, установленных Национальным банком. |
3. МФО могут устанавливать более высокие требования по экономическим нормативам, согласно своей внутренней политике управления рисками, не нарушая при этом значения, установленные для МФО в нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики. |
Пункт 1.4. Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 20 января 2016 г. №4/6) |
6. Микрофинансовые организации оформляют предоставление финансирования клиентам/поставщикам/партнерам (далее - клиент) договором финансирования в соответствии с требованиями законодательства, в том числе под субсидиарную или солидарную ответственность группы лиц. |
6. МФО оформляют предоставление финансирования клиентам/поставщикам/партнерам (далее - клиент) договором финансирования в соответствии с требованиями законодательства, в том числе под субсидиарную или солидарную ответственность группы лиц. |
Техническая корректировка |
8. МФО осуществляет внутренний аудит с целью проверки достоверности счетов, оценки адекватности и эффективности своей системы внутреннего контроля и соответствия ее нормативным правовым актам Кыргызской Республики. Для этого микрофинансовая компания (далее - МФК) обязана, а микрокредитная компания (далее - МКК) и микрокредитное агентство (далее - МКА) может создать свою службу внутреннего аудита. |
8. МФО осуществляют внутренний аудит с целью проверки достоверности счетов, оценки адекватности и эффективности систем внутреннего контроля, управления рисками и соответствия деятельности МФО нормативным правовым актам Кыргызской Республики. Для этого микрофинансовая компания (далее - МФК) обязана, а микрокредитная компания (далее - МКК) и микрокредитное агентство (далее - МКА) может создать свою службу внутреннего аудита. |
Пункт 1.9 Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 20 января 2016 г. №4/6) |
8-2. В целях настоящих Правил под оптовым финансированием понимаются активы, несущие в себе кредитный риск, предоставляемые ФКО для последующего предоставления финансирования клиентам с соблюдением принципов и условий, соответствующих стандартам шариата, в целях продвижения финансовых услуг и поддержки предпринимательской активности. Под МФО, занимающимся оптовым финансированием, подразумевается МФО, в которой доля оптового финансирования составляет более 70 процентов от его портфеля по финансированию. |
8-2. В целях настоящих Правил под оптовым финансированием понимаются активы, несущие в себе кредитный риск, предоставляемые ФКО для последующего предоставления финансирования клиентам с соблюдением принципов и условий, соответствующих стандартам шариата, в целях продвижения финансовых услуг и поддержки предпринимательской активности. Под МФО, занимающейся оптовым финансированием, подразумевается МФО, в которой доля оптового финансирования составляет более 70 процентов от его портфеля по финансированию. |
Техническая корректировка |
Глава 2. Регулирование деятельности микрофинансовых компаний, не осуществляющих привлечение денежных средств |
Глава 2. Регулирование деятельности микрофинансовых компаний, не осуществляющих прием вкладов |
Техническая корректировка |
9. МФК должна иметь утвержденную Советом директоров внутреннюю политику финансирования, определяющую: - основной регион деятельности; - направление финансирования; - продукты, предоставляемые клиентам; - максимальный совокупный размер офинансирования, предоставляемого одному и тому же клиенту или группе связанных лиц, в размере не более трех процентов от минимального размера уставного капитала, установленного Национальным банком для вновь создаваемой МФК (не привлекающей денежные средства от физических и юридических лиц); - (абазц 6 утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 20 января 2016 года № 4/6) - для МФК, занимающихся оптовым финансированием, максимальный совокупный размер финансирования, выдаваемый одному и тому же клиенту или группе связанных лиц, не должен превышать 20 процентов от размера собственного капитала. |
9. МФК должна иметь утвержденную Советом директоров внутреннюю политику финансирования, определяющую: - основной регион деятельности; - направление финансирования; - продукты, предоставляемые клиентам; - максимальный совокупный размер финансирования, предоставляемого одному и тому же клиенту или группе связанных лиц, в размере не более трех процентов от минимального размера уставного капитала для вновь создаваемой МФК (не привлекающей срочные вклады от физических и юридических лиц); - (абазц 6 утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 20 января 2016 года № 4/6) - для МФК, занимающихся оптовым финансированием, максимальный совокупный размер финансирования, выдаваемый одному и тому же клиенту или группе связанных лиц, не должен превышать 20 процентов от размера собственного капитала. |
Техническая корректировка |
12. Расчет собственного капитала МФК (на дату оценки) производится на основе следующих показателей: - полностью оплаченного уставного капитала; - капитала, внесенного сверх номинала; - дополнительного капитала, внесенного физическими и юридическими лицами; - резервов для будущих потребностей; - нераспределенной прибыли/убытков прошлых лет; - убытков текущего года; - за минусом инвестиций в капитал (акции, долевое участие) других МФО, лизинговых компаний и банков. Требования по соблюдению норматива минимального собственного капитала МФК устанавливаются Национальным банком. При этом под инвестициями в капитал (акции, долевое участие) понимается остаток фактически вложенных средств в капитал МФО, лизинговых компаний и банков. |
12. Расчет собственного капитала МФК (на дату оценки) производится на основе следующих показателей: - полностью оплаченного уставного капитала; - капитала, внесенного сверх номинала; - дополнительного капитала, внесенного физическими и юридическими лицами; - резервов для будущих потребностей; - нераспределенной прибыли/убытков прошлых лет; - убытков текущего года; - за минусом инвестиций в капитал (акции, долевое участие) других МФО, лизинговых компаний и банков. При этом под инвестициями в капитал (акции, долевое участие) понимается остаток фактически вложенных средств в капитал МФО, лизинговых компаний и банков. |
Исключено в связи с тем что вводится пункт 12-1 |
Отсутствует |
12-1. Значение норматива минимального размера собственного капитала необходимо поддерживать на уровне не менее 100% от минимального размера уставного капитала. Норматив минимального размера собственного капитала определяется по формуле: СК / УК * 100%, где: СК - собственный капитал МФК на дату оценки (в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил);
УК - минимальный уставный капитал для вновь создаваемых МФК, не осуществляющих прием вкладов, установленный постановлением Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» от 05.10.2022 года №2022-П-33/61-2-(НФКУ). |
Пункт 2.3.2. Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 30 января 2019 года №2019-П-33/4-2) |
13. МФК вправе осуществлять инвестиции в капитал МФО, лизинговых компаний и банков, деятельность которых не противоречит стандартам Шариата. При этом инвестиции МФК в МФО, лизинговые компании и банки должны соответствовать целям МФО, определенной Законом "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике". Максимальный совокупный размер инвестиций МФК (инвестиции в капитал (акции, долевое участие), долговые обязательства, финансовые вложения по сделке иджара мунтахийя биттамлик и любые другие подобные финансовые вложения) в МФО, лизинговые компании и банки, не должен превышать 30 процентов от размера собственного капитала МФК и определяется по формуле: СИ / СК Ч 100% ≤ 30%, где: СИ - совокупный размер инвестиций МФК на дату оценки; СК - собственный капитал МФК на дату оценки (пункт 12 настоящих Правил). При расчете данного норматива учитывается финансирование, предоставленное МФО, лизинговым компаниям и банкам, в капитал (акции, долевое участие) которых размещены инвестиции МФК. |
13. МФК вправе осуществлять инвестиции в капитал МФО, лизинговых компаний и банков, деятельность которых не противоречит стандартам Шариата. При этом инвестиции МФК в МФО, лизинговые компании и банки должны соответствовать целям МФО, определенной Законом "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике". Максимальный совокупный размер инвестиций МФК (инвестиции в капитал (акции, долевое участие), долговые обязательства, финансовые вложения по договору иджара мунтахийя биттамлик и любые другие подобные финансовые вложения) в МФО, лизинговые компании и банки, не должен превышать 30 процентов от размера собственного капитала МФК и определяется по формуле: СИ / СК Ч 100% ≤ 30%, где: СИ - совокупный размер инвестиций МФК на дату оценки; СК - собственный капитал МФК на дату оценки (пункт 12 настоящих Правил). При расчете данного норматива учитывается финансирование, предоставленное МФО, лизинговым компаниям и банкам, в капитал (акции, долевое участие) которых размещены инвестиции МФК. |
В соответствии со статьей 738-24 Гражданского кодекса |
Отсутствует |
13-4. Максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства) не должен превышать 20 процентов размера собственного капитала МФК. Под имуществом понимается имущество (включая строящееся/устанавливаемое недвижимое имущество, транспортные средства и т.д.), которое принадлежит МФК или находится в распоряжении МФК по договору аренды и/или используется/будет использоваться в качестве основного средства. |
В соответствии с проектом «О внесении изменений в Правила регулирования деятельности МФО». |
15. Ежеквартально, не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным, МФК должны представлять в Национальный банк в рамках периодической регулятивной отчетности информацию по исполнению экономических нормативов. |
15. МФК, не осуществляющие прием вкладов, вправе заимствовать средства от юридических и физических лиц - учредителей (акционеров) МФК, аффилированных лиц и юридических лиц. Наценка/ставка доходности по средствам, заимствованным от учредителей (акционеров) и аффилированных лиц, не должна превышать учетную ставку Национального банка более чем на 5 процентных пунктов. |
пункт 2.4-1 Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 30 января 2019 года №2019-П-33/4-2) |
Отсутствует |
15-2. Формы финансовой отчетности и сведения об инвестициях, заимствованиях от учредителей, должны быть подписаны председателем правления МФК, либо другим лицом, официально имеющим право первой подписи, а также лицом, ответственным за подготовку и представление сведений. |
пункт 2.5.2 Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 11 марта 2015 года №16/2) |
Глава 4. Регулирование деятельности микрофинансовых компаний, осуществляющих привлечение денежных средств |
Глава 4. Регулирование деятельности микрофинансовых компаний, осуществляющих прием вкладов |
Техническая корректировка |
22. МФК, имеющие право на осуществление операций по привлечению денежных средств, обязаны соблюдать установленные Национальным банком экономические нормативы, включая: - минимальный размер оплаченного уставного капитала; - минимальный размер собственного капитала (М1); - норматив достаточности (адекватности) капитала (М2); - максимальный размер риска на одного клиента (М3); - норматив ликвидности (М4); - норматив ограничения риска по возврату привлеченных денежных средств (М5); - максимальный размер риска по операциям с аффилированными и связанными с МФК лицами; - максимальную совокупную задолженность служащих МФК, которым МФК предоставила финансирование на потребительские цели; - максимальный совокупный размер инвестиций в микрофинансовые организации, лизинговые компании и банки; - размер инвестиций в негосударственные долговые ценные бумаги; |
22. МФК, осуществляющие операции по приему вкладов, обязаны соблюдать установленные Национальным банком экономические нормативы, включая: - минимальный размер оплаченного уставного капитала; - минимальный размер собственного капитала (М1); - норматив достаточности (адекватности) капитала (М2); - максимальный размер риска на одного клиента (М3); - норматив ликвидности (М4); - норматив ограничения риска по возврату вкладов (М5); - максимальный размер риска по операциям с аффилированными и связанными с МФК лицами; - максимальную совокупную задолженность одного работника МФК по финансированию, предоставленную компанией; - максимальный совокупный размер инвестиций в МФО, лизинговые компании и банки; - размер инвестиций в негосударственные долговые ценные бумаги; - максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства).
|
Пункт 4.2. Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 30 января 2019 года №2019-П-33/4-2) |
Отсутствует |
22-1. Микрофинансовые компании имеют право привлекать только срочные вклады от физических и юридических лиц на срок не менее 30 дней. |
Пункт 4.2-2 Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 23 октября 2013 года №39/4) |
23. МФК, имеющие право на осуществление операций по привлечению денежных средств, не имеют права: 1) предоставлять финансирование на приобретение ценных бумаг, выпущенных самой МФК, а также принимать их в качестве залога; 2) выдавать поручительства; 3) выдавать гарантии в размере, превышающем в совокупности с предоставленным микрофинансированием норматив максимального размера финансирования на одного клиента; 4) осуществлять иные банковские операции и сделки, кроме операций и сделок, предусмотренных Законом «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике»; 5) осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; 6) выдавать аккредитивы, осуществлять операции с драгоценными металлами и доверительное управление имуществом. |
23. МФК, осуществляющие операции по приему вкладов, не имеют права: 1) предоставлять финансирование на приобретение ценных бумаг, выпущенных самой МФК, а также принимать их в качестве залога; 2) выдавать поручительства; 3) выдавать гарантии в размере, превышающем в совокупности с предоставленным финансированием норматив максимального размера финансирования на одного клиента; 4) осуществлять иные банковские операции и сделки, кроме операций и сделок, предусмотренных Законом «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике»; 5) осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; 6) выдавать аккредитивы, осуществлять операции с драгоценными металлами и доверительное управление имуществом. |
Техническая корректировка |
Глава 5. Экономические нормативы и порядок их расчета для микрофинансовых компаний, осуществляющих операции по привлечению денежных средств |
Глава 5. Экономические нормативы и порядок их расчета для микрофинансовых компаний, осуществляющих операции по приему вкладов |
Техническая корректировка |
24. Устанавливаются следующие требования к уставному капиталу. 1) минимальный размер уставного капитала и условия по его формированию для МФК, осуществляющих операции по привлечению денежных средств, должны соответствовать требованиям, установленным постановлением Правления Национального банка "О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций"; 2) МФК должны поддерживать значение размера уставного капитала не ниже минимальных требований к уставному капиталу МФК, осуществляющих операции по привлечению денежных средств, установленных Национальным банком. |
24. Требования к уставному капиталу микрофинансовых компаний, осуществляющих операции по приему срочных вкладов, установлены постановлением Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» от 05.10.2022 года №2022-П-33/61-2-(НФКУ). |
Для удобства восприятия текста пункт откорректирован |
25. Значение норматива минимального собственного капитала (M1) необходимо поддерживать на уровне не менее 100%. Норматив минимального собственного капитала МФК (M1) определяется по формуле: М1 = СК / УК Ч 100%, где: СК - собственный капитал МФК на дату оценки (пункт 12 настоящих Правил); УК - минимальный уставный капитал, установленный для МФК, привлекающих денежные средства (подпункт 1 пункта 24 настоящих Правил). |
25. Значение норматива минимального собственного капитала (M1) необходимо поддерживать на уровне не менее 100 процентов от минимального размера уставного капитала. Норматив минимального собственного капитала МФК (M1) определяется по формуле: М1 = СК / УК Ч 100%, где: СК - собственный капитал МФК на дату оценки (пункт 12 настоящих Правил); УК - минимальный уставный капитал для вновь создаваемых МФК, осуществляющих прием вкладов, установленный постановлением Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» от 05.10.2022 года №2022-П-33/61-2-(НФКУ). |
Пункт 5.2.2 Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 5 октября 2022 года №2022-П-33/61-3)
|
27. Значение норматива максимального размера риска на одного клиента (М3) устанавливается на уровне не более 5%; Расчет норматива максимального размера риска на одного клиента производится по формуле: М3 = СЗ / СК Ч 100%, где: СЗ - совокупная задолженность клиента по предоставленному финансированию (независимо от срочности), по сделке иджара мунтахийя биттамлик на дату оценки; СК - собственный капитал МФК на дату оценки. Настоящий норматив не распространяется на МФК, занимающиеся оптовым финансированием. При расчете норматива максимального размера риска на одного клиента любая задолженность различных клиентов должна суммироваться и рассматриваться как единый риск, если: - один клиент контролируется другим клиентом; - несколько клиентов контролируются одним и тем же лицом; - невозврат задолженности одним клиентом неминуемо приведет к проблемам с возвратом задолженности другого клиента; - для возврата задолженности используется одни и тот же источник, включая вторичный источник погашения (залоговое обеспечение). Примечание. В настоящем пункте под контролем понимается способность прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые решения, в том числе в силу договора (включая устный договор) или иной сделки. |
27. Значение норматива максимального размера риска на одного клиента (М3) устанавливается на уровне не более 5%; Расчет норматива максимального размера риска на одного клиента производится по формуле: М3 = СЗ / СК Ч 100%, где: СЗ - совокупная задолженность клиента по предоставленному финансированию (независимо от срочности), по договору иджара мунтахийя биттамлик на дату оценки; СК - собственный капитал МФК на дату оценки. Настоящий норматив не распространяется на МФК, занимающиеся оптовым финансированием. При расчете норматива максимального размера риска на одного клиента любая задолженность различных клиентов должна суммироваться и рассматриваться как единый риск, если: - один клиент контролируется другим клиентом; - несколько клиентов контролируются одним и тем же лицом; - невозврат задолженности одним клиентом неминуемо приведет к проблемам с возвратом задолженности другого клиента; - для возврата задолженности используется один и тот же источник, включая вторичный источник погашения (залоговое обеспечение). Примечание: Под обязательствами перед третьими лицами понимаются денежные средства, привлеченные МФК от несвязанных с МФК юридических и физических лиц и направленные на основную деятельность.»; |
В соответствии со статьей 738-24 Гражданского кодекса |
28. Значение норматива ликвидности (М4) устанавливается на уровне не ниже 30%. Норматив ликвидности для МФК, привлекающих денежные средства, определяется по формуле: М4 = ЛА / ОБ Ч 100%, где: ЛА - ликвидные активы МФК, которые включают: наличные денежные средства (касса); средства на расчетных и депозитных (со сроком возврата не превышающем 30 дней с момента оценки) счетах в банках; ценные бумаги Кабинета Министров Кыргызской Республики и ценные бумаги Национального банка, которые могут быть обращены в денежные средства в течение 30 дней с момента оценки; ОБ - обязательства МФК, включая привлеченные денежные средства со сроком погашения не более 30 дней. МФК должна разработать политику управления риском ликвидности, учитывая следующие факторы: - как минимум, еженедельное измерение и мониторинг достаточности активов МФК для контроля потребности в ликвидности и выполнения наступивших обязательств; - структуру и устойчивость базы привлеченных средств (сроки возврата привлеченных средств, концентрацию источников, политику определения величины наценок); - способность заимствовать на рынке; - планирование на случаи кризиса ликвидности. |
28. Значение норматива ликвидности (М4) устанавливается на уровне не ниже 30%. Норматив ликвидности для МФК, привлекающих вклады, определяется по формуле: М4 = ЛА / ОБ Ч 100%, где: ЛА - ликвидные активы МФК, которые включают: наличные денежные средства (касса); средства на расчетных и депозитных (со сроком возврата не превышающем 30 дней с момента оценки) счетах в банках; ценные бумаги Кабинета Министров Кыргызской Республики и ценные бумаги Национального банка, которые могут быть обращены в денежные средства в течение 30 дней с момента оценки; ОБ - обязательства МФК, включая привлеченные вклады, расчеты по которым наступают в течение 30 дней с момента оценки. МФК должна разработать политику управления риском ликвидности, учитывая следующие факторы: - как минимум, еженедельное измерение и мониторинг достаточности активов МФК для контроля потребности в ликвидности и выполнения наступивших обязательств; - структуру и устойчивость депозитной базы (сроки возврата вкладов, концентрацию источников, политику определения величины наценок); - способность заимствовать на рынке; - планирование на случаи кризиса ликвидности. |
Техническая корректировка |
29. Норматив ограничения риска по возврату привлеченных денежных средств (М5) устанавливается на уровне не ниже 100% и определяется по формуле: М5 = К / В Ч 100%, где: К - финансирование, по которому отсутствует какая-либо просроченная задолженность по сумме наценки или основной сумме на дату оценки; В - сумма привлеченных денежных средств на дату оценки. |
29. Норматив ограничения риска по возврату привлеченных вкладов (М5) устанавливается на уровне не ниже 100% и определяется по формуле: М5 = К / В Ч 100%, где: К - финансирование, по которому отсутствует какая-либо просроченная задолженность по сумме наценки или основной сумме на дату оценки; В - сумма привлеченных вкладов на дату оценки. |
Техническая корректировка |
30. К операциям с аффилированными и связанными с МФК лицами устанавливаются следующие ограничения: 1) МФК, привлекающие денежные средства, должны осуществлять операции с аффилированными и связанными с МФК лицами в соответствии с Инструкцией «О требованиях к операциям микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, с аффилированными и связанными с микрофинансовой компанией лицами», утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики. Максимальный размер риска по операциям с аффилированными и связанными с МФК лицами, выраженный в качестве размера совокупной задолженности аффилированных и связанных с МФК лиц перед МФК, не должен превышать 60 процентов собственного капитала МФК; 2) операции по предоставлению финансирования на потребительские цели служащим МФК могут осуществляться только при условии соблюдения следующих требований: - финансирование должно быть обеспечено как минимум на 100% заработной платой служащих либо депозитами, которые оформлены соответствующим залоговым договором, и срок возврата которых наступает не раньше, чем срок погашения суммы финансирования на потребительские цели; - финансирование должно предоставляться на условиях и требованиях (наценка, залоговое обеспечение, сроки предоставления финансирования), которые не уступают условиям и требованиям, применяемым при предоставлении финансирования лицам, не являющимся служащими МФК. Совокупная задолженность служащих МФК, которым МФК предоставила финансирование на потребительские цели, не должна превышать 5% от размера собственного капитала МФК и определяется по формуле: СЗС / СК Ч 100% ≤ 5%, где: СЗС - совокупная задолженность служащих МФК, которым МФК предоставила финансирование на потребительские цели на дату оценки; СК - собственный капитал МФК на дату оценки. Операции по предоставлению финансирования должностным лицам и сотрудникам МФК могут осуществляться только при условии соблюдения требований, указанных в Инструкции «О требованиях к операциям микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, с аффилированными и связанными с микрофинансовой компанией лицами», утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики. |
30. МФК, привлекающие депозиты, должны осуществлять операции с аффилированными и связанными с МФК лицами в соответствии с Инструкцией «О требованиях к операциям микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, с аффилированными и связанными с микрофинансовой компанией и жилищно-сберегательной кредитной компанией лицами», утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-6-(НПА). Максимальный совокупный размер риска по операциям с аффилированными и связанными с МФК лицами, выраженный в качестве размера совокупной задолженности аффилированных и связанных с МФК лиц перед МФК, не должен превышать 60 процентов собственного капитала МФК; Совокупная задолженность одного работника МФК, которому МФК предоставила финансирование, не должна превышать 5 процентов от размера собственного капитала МФК и определяется по формуле: СЗС / СК Ч 100% ≤ 5%, где: СЗС - совокупная задолженность одного работника МФК, которому МФК предоставила финансирование на дату оценки; СК - собственный капитал МФК на дату оценки. МФК не вправе предоставлять финансирование аффилированным или связанным с МФК лицам, если общая сумма всего финансирования и их заменителей, предоставленных всем аффилированным и/или связанным с МФК лицам, превышает 60 процентов от собственного капитала МФК. Операции по предоставлению финансирования должностным лицам и сотрудникам МФК могут осуществляться только при условии соблюдения требований, указанных в Инструкции «О требованиях к операциям микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, с аффилированными и связанными с микрофинансовой компанией и жилищно-сберегательной кредитной компанией лицами», утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-6-(НПА).
|
Пункты 5.7.1. и 5.7.2 Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 1 ноября 2019 года №2019-П-33/55-3)
|
31. Устанавливаются следующие требования в части совокупного размера в МФО, лизинговые компании и банки: 1) МФК вправе осуществлять инвестиции в капитал МФО, лизинговых компаний и банков, деятельность которых не противоречит стандартам Шариата. При этом инвестиции МФК в МФО, лизинговые компании и банки должны соответствовать целям МФО, определенным Законом "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике"; 2) Максимальный совокупный размер инвестиций МФК (инвестиции в капитал (акции, долевое участие), долговые обязательства, финансовые вложения по сделке иджара мунтахийя биттамлик и любые другие подобные финансовые вложения) в МФО, лизинговые компании и банки, не должен превышать 30 процентов от размера собственного капитала МФК и рассчитывается в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил. При расчете данного норматива учитывается предоставленное финансирование МФО, лизинговым компаниям и банкам, в капитал (акции, долевое участие) которых размещены инвестиции МФК. |
31. Устанавливаются следующие требования в части совокупного размера инвестиций в МФО, лизинговые компании и банки: 1) МФК вправе осуществлять инвестиции в капитал МФО, лизинговых компаний и банков, деятельность которых не противоречит стандартам Шариата. При этом инвестиции МФК в МФО, лизинговые компании и банки должны соответствовать целям МФО, определенным Законом "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике"; 2) Максимальный совокупный размер инвестиций МФК (инвестиции в капитал (акции, долевое участие), долговые обязательства, финансовые вложения по договору иджара мунтахийя биттамлик и любые другие подобные финансовые вложения) в МФО, лизинговые компании и банки, не должен превышать 30 процентов от размера собственного капитала МФК и рассчитывается в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил. При расчете данного норматива учитывается предоставленное финансирование МФО, лизинговым компаниям и банкам, в капитал (акции, долевое участие) которых размещены инвестиции МФК. |
В соответствии со статьей 738-24 Гражданского кодекса и пункты 5.8.1. и 5.8.3 Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 11 марта 2015 года №16/2)
|
Отсутствует |
32-1. Максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства) для МФК, осуществляющих прием вкладов. Максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства) не должен превышать 20 процентов размера собственного капитала МФК. Под имуществом понимается имущество (включая строящееся/устанавливаемое недвижимое имущество, транспортные средства и т.д.), которое принадлежит МФК или находится в распоряжении МФК по договору аренды и/или используется/будет использоваться в качестве основного средства |
В соответствии с проектом «О внесении изменений в Правила регулирования деятельности МФО». |
Отсутствует |
32-2. МФК, привлекающие вклады, вправе заимствовать средства от юридических и физических лиц - учредителей (акционеров) МФК, аффилированных лиц и юридических лиц. Наценка/ставка доходности по средствам, заимствованным от учредителей (акционеров) и аффилированных лиц, не должна превышать учетную ставку Национального банка более чем на 5 процентных пунктов. |
Пункт 5.10 Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 30 января 2019 года №2019-П-33/4-2) |
Глава 6. Порядок и сроки предоставления сведений о соблюдении экономических нормативов, регулятивной и другой отчетности |
Глава 6. Порядок соблюдения МФК экономических нормативов и требований и представления ими сведений в Национальный банк |
Глава 6 Правила регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 19 февраля 2003 года №4/2 |
35. Ежемесячно, не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным, МФК должны представлять в Национальный банк в рамках периодической регулятивной отчетности информацию по исполнению экономических нормативов. |
35. МФК должны представлять в Национальный банк информацию по исполнению экономических нормативов в соответствии с требованиями и сроками, установленными в рамках периодической регулятивной отчетности. |
Оптимизация пунктов |
Отсутствует |
35-1. Ежегодно, после проведения независимого внешнего аудита силами независимых внешних аудиторов, МФК обязана представлять в Национальный банк один экземпляр (копию) полного отчета внешнего аудитора без изменений, включая письмо руководству, в течение 30 (тридцати) дней с момента представления отчета внешним аудитором микрофинансовой компании. |
Пункты 2.5.3. и 6.5 Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 19 февраля 2003 года №4/2) |
Отсутствует |
38-1. МФК должны в течение 5 (пяти) рабочих дней после публикации с приложением 1 (одного) экземпляра (копии) публикации представить в Национальный банк и/или с указанием ссылки на официальный интернет – сайт НФКО (портал информационного агентства), в котором была опубликована финансовая отчетность, с приложением копии публикации. Ссылка на официальный интернет сайт/портал информационного агентства также должна быть направлена по электронной почте в уполномоченное структурное подразделение Национального банка. |
Пункт 46 Положения «О требованиях к формированию, публикации и предоставлению в Национальный банк Кыргызской Республики финансовой отчетности небанковских финансово-кредитных организаций» (постановление Правления Национального банка от 14 июня 2023 года №2023-П-12/38-2-(НФКУ)) |
Отсутствует
|
38-2. В случае если МФК имеет обязательства перед третьими лицами, а также в случае наличия одной из нижеследующих угроз стабильности деятельности МФК, Национальный банк может ограничить выплату дивидендов МФК, если: 1) это приведет к нарушению экономических нормативов, установленных Национальным банком; 2) не обеспечен минимальный размер уставного капитала и/или минимальный размер собственного (регулятивного) капитала, установленный Национальным банком; 3) при наличии убытков прошлых лет, а также в случае невыполнения требований нормативных правовых актов Национального банка. Примечание: Под обязательством перед третьими лицами понимаются обязательства МФК перед несвязанными с МФК юридическими и физическими лицами, денежные средства привлеченные от которых были направлены на основную деятельность. |
Пункт 2.7 Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 30 января 2019 года №2019-П-33/4-2) |
39. МКК или МКА не имеют права выпускать ценные бумаги, кроме акций, выпускаемых МКК в форме акционерных обществ, а также не имеют права осуществлять иные банковские операции, не предусмотренные статьей 33 Закона Кыргызской Республики «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике», за исключением сделки иджара мунтахийя биттамлик. |
39. МКК или МКА не имеют права выпускать ценные бумаги, кроме акций, выпускаемых МКК в форме акционерных обществ, а также не имеют права осуществлять иные банковские операции, не предусмотренные статьей 33 Закона Кыргызской Республики «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике», за исключением договора иджара мунтахийя биттамлик. |
В соответствии со статьей 738-24 Гражданского кодекса |
40. Максимальный совокупный размер финансирования, выдаваемый МКК одному и тому же лицу или группе связанных лиц, должен быть определен в размере не более десяти процентов от минимального размера уставного капитала, установленного Национальным банком для вновь создаваемой МКК. |
40. Максимальный совокупный размер финансирования, выдаваемый МКК одному и тому же лицу или группе связанных лиц, должен быть определен в размере не более 10 (десяти) процентов от минимального размера уставного капитала для вновь создаваемых МКК, установленный постановлением Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» от 05.10.2022 года №2022-П-33/61-2-(НФКУ). |
Техническая корректировка |
42-1. МКК, уставный капитал которых превышает размер уставного капитала, установленного для вновь создаваемых МКК, а также если показатель отношения собственного капитала к сумме уставного капитала равен не менее 150 процентам, имеют право выдавать финансирование одному и тому же клиенту или группе связанных лиц, в максимальном совокупном размере финансирования не более двух процентов от размера действующего зарегистрированного уставного капитала МКК, за исключением финансирования по операции иджара мунтахийя биттамлик. Максимальный совокупный размер финансирования по сделке иджара мунтахийя биттамлик, не должен превышать 10 процентов от собственного капитала. При выдаче МКК финансирования в размере, указанном в абзаце первом настоящего пункта, необходимо выполнение следующих условий: 1) значение наценки/дохода по финансированию, за исключением значения прибыли по операциям мудараба и шарика/мушарака, не должно превышать предельно допустимого процента, рассчитываемого исходя из учетной ставки Национального банка плюс 20 процентов; 2) совокупный объем финансирования в размере, указанном в абзаце первом настоящего пункта не должен превышать 50 процентов от портфеля финансирования МКК; 3) максимальный совокупный размер финансирования по сделке иджара мунтахийя биттамлик, не должен превышать 10 процентов от собственного капитала; 4) наличие необходимых документальных подтверждений платежеспособности заявителя (права владения активами, генерирующими доход заявителя, справка о заработной плате с места работы, патент, свидетельство и т.д.), а также проведение оценки платежеспособности заявителя, подтвержденной заключением ответственного специалиста по финансированию или сотрудника в соответствии с политикой по финансированию и/или иными внутренними документами МКК; 5) предоставление Анкеты-заявки на получение финансирования заявителя, при этом в Анкете-заявке на получение финансирования должны быть указаны цели использования финансирования с соответствующими расчетами и прогнозами; 6) коэффициент покрытия долга клиента, равен отношению совокупного дохода клиента к месячному взносу по активу, несущему в себе кредитный риск (по основной сумме и наценке), должен составлять не менее 130 процентов. |
42-1. МКК, уставный капитал которых превышает размер уставного капитала, установленного для вновь создаваемых МКК, а также если показатель отношения собственного капитала к сумме уставного капитала равен не менее 150 процентам, имеют право выдавать финансирование одному и тому же клиенту или группе связанных лиц, в максимальном совокупном размере финансирования не более двух процентов от размера действующего зарегистрированного уставного капитала МКК, за исключением финансирования по операции иджара мунтахийя биттамлик. Максимальный совокупный размер финансирования по договору иджара мунтахийя биттамлик, не должен превышать 10 процентов от собственного капитала. При выдаче МКК финансирования в размере, указанном в абзаце первом настоящего пункта, необходимо выполнение следующих условий: 1) значение наценки/дохода по финансированию, за исключением значения прибыли по операциям мудараба и шарика/мушарака, не должно превышать предельно допустимого процента, рассчитываемого исходя из учетной ставки Национального банка плюс 20 процентов; 2) совокупный объем финансирования в размере, указанном в абзаце первом настоящего пункта не должен превышать 50 процентов от портфеля финансирования МКК; 3) максимальный совокупный размер финансирования по договору иджара мунтахийя биттамлик, не должен превышать 10 процентов от собственного капитала; 4) наличие необходимых документальных подтверждений платежеспособности заявителя (права владения активами, генерирующими доход заявителя, справка о заработной плате с места работы, патент, свидетельство и т.д.), а также проведение оценки платежеспособности заявителя, подтвержденной заключением ответственного специалиста по финансированию или сотрудника в соответствии с политикой по финансированию и/или иными внутренними документами МКК; 5) предоставление Анкеты-заявки на получение финансирования заявителя, при этом в Анкете-заявке на получение финансирования должны быть указаны цели использования финансирования с соответствующими расчетами и прогнозами; 6) коэффициент покрытия долга клиента, равен отношению совокупного дохода клиента к месячному взносу по активу, несущему в себе кредитный риск (по основной сумме и наценке), должен составлять не менее 130 процентов. |
В соответствии со статьей 738-24 Гражданского кодекса |
Отсутствует |
43-1. МКК, в том числе МКК, занимающаяся оптовым финансированием, имеет право заимствовать средства от юридических и физических лиц - учредителей (акционеров) МКК, аффилированных лиц и юридических лиц. Наценка/ставка доходности по средствам, заимствованным от учредителей (акционеров) и аффилированных лиц, не должна превышать учетную ставку Национального банка более чем на 5 процентных пунктов. |
Пункт 7.5.1 Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 30 января 2019 года №2019-П-33/4-2) |
44. Для МКК, занимающихся оптовым финансированием и имеющих обязательства перед кредиторами (в том числе ФКО), установить норматив достаточности (адекватности) капитала. Значение норматива достаточности (адекватности) капитала М2 необходимо поддерживать на уровне не менее 15 процентов. Норматив достаточности (адекватности) капитала определяется по формуле:
M2 = СК / СА * 100%, где:
СК - собственный капитал МКК на дату оценки; СА - сумма балансовых активов на дату оценки за минусом суммы привлеченных денежных средств от клиентов (депозитов), размещенных в ФКО в качестве залога в размере суммы привлеченных средств в национальной валюте в целях хеджирования валютных рисков. |
44. МКК, занимающиеся оптовым финансированием и имеющие обязательства перед кредиторами (в том числе ФКО), должны соблюдать норматив достаточности (адекватности) капитала. Значение норматива достаточности (адекватности) капитала М2 необходимо поддерживать на уровне не менее 15 процентов. Норматив достаточности (адекватности) капитала определяется по формуле:
M2 = СК / СА * 100%, где:
СК - собственный капитал МКК на дату оценки; СА - сумма балансовых активов на дату оценки за минусом суммы депозитов от клиентов, размещенных в ФКО в качестве залога в размере суммы привлеченных денежных средств во вклады в национальной валюте в целях хеджирования валютных рисков. |
Техническая корректировка |
Отсутствует |
45-1. Значение норматива минимального размера собственного капитала необходимо поддерживать на уровне не менее 100 процентов от минимального размера уставного капитала. Норматив минимального размера собственного капитала МКК определяется по формуле:
СК / УК * 100%, где:
СК - собственный капитал МКК на дату оценки в соответствии с пунктом 45 настоящих Правил; УК - минимальный уставный капитал для вновь создаваемых МКК, установленный постановлением Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» от 05.10.2022 года №2022-П-33/61-2-(НФКУ). |
Пункт 7.7.1 Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 30 января 2019 года №2019-П-33/4-2) |
Отсутствует |
45-2. В случае если МКК имеет обязательства перед третьими лицами, а также в случае наличия одной из нижеследующих угроз стабильности деятельности МКК, Национальный банк может ограничить выплату дивидендов/распределения прибыли МКК, если: 1) это приведет к нарушению экономических нормативов, установленных Национальным банком; 2) не обеспечен минимальный размер уставного капитала и/или минимальный размер собственного (регулятивного) капитала, установленный Национальным банком; 3) при наличии убытков прошлых лет, а также в случае невыполнения требований нормативных правовых актов Национального банка. Примечание: Под обязательствами перед третьими лицами понимаются денежные средства, привлеченные МФК от несвязанных с МФК юридических и физических лиц и направленные на основную деятельность.». |
Пункт 7.10 Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка от 30 января 2019 года № 2019-П-33/4-2) |
47. Максимальный совокупный размер финансирования, в том числе по сделке иджара мунтахийя биттамлик, выдаваемого МКА одному и тому же клиенту или группе связанных лиц, должен быть определен в размере не более 500 тыс. сом. При этом финансирование, выданное одному и тому же клиенту или группе связанных лиц, в размере, не превышающем 100 тыс. сом, должно составлять 20 и более процентов от общего портфеля по финансированию МКА. |
47. Максимальный совокупный размер финансирования, в том числе по договору иджара мунтахийя биттамлик, выдаваемого МКА одному и тому же клиенту или группе связанных лиц, должен быть определен в размере не более 500 тыс. сом. При этом финансирование, выданное одному и тому же клиенту или группе связанных лиц, в размере, не превышающем 100 тыс. сом, должно составлять 20 и более процентов от общего портфеля по финансированию МКА. |
В соответствии со статьей 738-24 Гражданского кодекса |
|
47-1. Выдача финансирования, в том числе по договору иджара мунтахийя биттамлик, свыше максимального размера финансирования, выдаваемой МКА одному и тому же клиенту или группе связанных лиц, установленного пунктом 47 настоящих Правил, учитывая цели статьи 2 Закона Кыргызской Республики «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике», допускается в размере не более 2 (двух) процентов от собственного капитала (балансовая стоимость капитала) МКА, на следующие цели: а) создание бизнеса (приобретение основных и оборотных средств для организации предпринимательской деятельности) или нового направления в деятельности; б) расширение и развитие действующего бизнеса/деятельности, при выполнении одного из следующих вопросов: - внедрение новых технологий, нацеленных на технологическое обновление, внедрение инновационного оборудования и техники; - автоматизация бизнес-процессов; - создание дополнительных рабочих мест; - увеличение масштабов производства. При выдаче МКА финансирования, в том числе по договору иджара мунтахийя биттамлик, указанных в абзаце первом настоящего пункта, необходимо выполнение следующих условий: 1) наличие у МКА разработанной в соответствии с целями и задачами микрофинансирования политики финансирования с определением конкретных видов продуктов и порядок последующего мониторинга целевого использования предоставляемого финансирования; 2) наличие информации о клиенте (кредитный отчет) и по усмотрению МКА о связанных с клиентом лицах (при наличии их согласия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики) в существующих кредитных бюро; 3) наличие необходимых документальных подтверждений платежеспособности заявителя (права владения активами, генерирующими доход заявителя, справка о заработной плате с места работы, патент, или решение органа налоговой службы о применении/отказе применения уплаты налога в зоне торговли с особым режимом, или свидетельство и т.д.), а также проведение оценки платежеспособности заявителя, подтвержденная заключением ответственного кредитного специалиста или работника в соответствии с кредитной политикой и/или иными внутренними документами МКА; 4) предоставляется бизнес-план на получение финансирования заявителя, при этом в бизнес-плане на получение финансирование должны быть указаны цели использования финансирования с соответствующими расчетами и прогнозами. При этом в случае если в портфеле по финансированию МКА доля вышеуказанного финансирования занимает 70 и более процентов, ограничения, указанные в пункте 47, на данные МКА не распространяются. В случае если в портфеле по финансированию МКА доля вышеуказанного финансирования составляет менее 70 процентов, то финансирование до 100 тыс. сомов должны составлять 20 и более процентов от общего портфеля по финансированию МКА. |
Пункт 7.8.2 Правил регулирования деятельности МФО (постановление Правления Национального банка 30 января 2019 года №2019-П-33/4-2), пункт 34 Положения о минимальных требованиях по управлению кредитным риском при осуществлении операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования и в соответствии с проектом «О внесении изменений в Правила регулирования деятельности МФО». |