Проект
О внесении изменения
в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих
отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков»
от 21 июля 2004 года № 18/3
В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3 (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования.
3. Юридическому управлению:
- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;
- после официального опубликования направить настоящее постановление
в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. Управлению методологии надзора в течение 3 (трех) рабочих дней со дня официального опубликования довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков и ОАО «Гарантийный фонд».
5. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия настоящего постановления довести его до сведения управления методологии надзора, управления банковского надзора, управления надзора за небанковскими организациями, юридического управления, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора.
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от ________________2024 года
№_________________________
Изменение
в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков»
от 21 июля 2004 года № 18/3
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3 следующее изменение:
в Положении о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков, утвержденном вышеуказанным постановлением:
- в пункте 4.2.5. исключить слова «(в национальной валюте)».
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3»
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
Положение о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков |
|
4. Неклассифицированные активы |
|
4.2.5. Банк вправе создавать РППУ в размере от 0 до 2,5% по кредиту (в национальной валюте), обеспеченному гарантией/поручительством, выданной решением Кабинета Министров Кыргызской Республики, субъекту национальной экономики, в том числе в целях содействия в обеспечении национальной и продовольственной безопасности страны. |
4.2.5. Банк вправе создавать РППУ в размере от 0 до 2,5% по кредиту, обеспеченному гарантией/поручительством, выданной решением Кабинета Министров Кыргызской Республики, субъекту национальной экономики, в том числе в целях содействия в обеспечении национальной и продовольственной безопасности страны. |
СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменения в постановление Правления Национального банка
Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков»
от 21 июля 2004 года № 18/3»
1. Цель и задачи
Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3 разработан в целях содействия в обеспечении национальной и продовольственной безопасности страны.
2. Описательная часть
Проектом постановления предусмотрено внесение изменений в Положение
«О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков», утвержденного постановлением Правления Национального банка от 21 июля 2004 года № 18/3 (далее – Положение), в части предоставления возможности коммерческим банкам предоставлять валютные кредиты под гарантию Кабинета Министров Кыргызской Республики в целях содействия в обеспечении национальной и продовольственной безопасности страны.
В в пункте 4.2.5. действующей редакции Положения предусмотрено требование, согласно которому банк вправе создавать РППУ в размере от 0 до 2,5% по кредиту, обеспеченному гарантией/поручительством, выданной решением Кабинета Министров Кыргызской Республики, субъекту национальной экономики, в том числе в целях содействия в обеспечении национальной и продовольственной безопасности страны. Данное требование ограничивает банки в выдаче кредитов в иностранной валюте, в связи с тем, что требование по созданию РППУ по данным кредитам выше чем по кредитам, выданным в национальной валюте.
При этом Кабинет Министров Кыргызской Республики, наряду с гарантиями в национальной валюте, предоставляет гарантии в иностранной валюте, тем не менее банки должны создавать по таким кредитам РППУ в размере,как минимум 5%. Данные ограничения препятствуют реализации стратегических государственных проектов.
Принятие проекта постановления позволит коммерческим банкам выдавать валютные кредиты, обеспеченные гарантией Кабинета Министров Кыргызской Республики, с формированием РППУ на уровне, аналогичном размеру РППУ по кредитам, выдаваемым в национальной валюте.
ДАННЫЕ
по кредитному портфелю (в том числе, на строительство и на промышленность)
коммерческих банков с начала 2019 года по 31 августа 2024 года (млн сомов)
Годы |
Кредитный портфель БС |
Промышленность |
Строительство |
|||||
общий остаток на конец периода |
доля кредитов в иностранной валюте, % |
остаток на конец периода |
доля промышленности в общем КП системы, % |
доля кредитов в иност. валюте к остатку кредитов, выданных на промышленность,% |
остаток на конец периода |
доля строительства в общем КП системы,% |
доля кредитов в иностранной валюте к остатку кредитов, выданных на строительство,% |
|
2019 |
146 438,6 |
35,1 |
11 617,7 |
7,9 |
55,9 |
13 050,7 |
8,9 |
64,6 |
2020 |
162 550,2 |
32,9 |
14 055,2 |
8,6 |
55,7 |
13 737,3 |
8,5 |
60,9 |
2021 |
181 783,3 |
27,9 |
13 821,2 |
7,6 |
53,6 |
13 523,9 |
7,4 |
49,1 |
2022 |
204 031,3 |
23,5 |
13 664,1 |
6,7 |
48,0 |
12 921,3 |
6,3 |
50,9 |
2023 |
257 781,8 |
22,0 |
13 395,2 |
5,2 |
33,7 |
11 881,3 |
4,6 |
51,5 |
авг.24 |
294 956,1 |
20,4 |
12 762,9 |
4,3 |
39,0 |
13 443,7 |
4,6 |
55,6 |
3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий
Принятие проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
В соответствии со статьями 19 и 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.
Проект будет размещен на официальном интернет-сайте Национального банка и на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики (koomtalkuu.gov.kg) для общественного обсуждения.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики.
6. Информация о необходимости финансирования
Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделения дополнительных средств.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия
К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 декабря 2022 года № 2022-П-02/81-6-(НПА).
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Национальный банк Кыргызской Республики
(наименование органа-разработчика)
АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков»
от 21 июля 2004 года № 18/3»
I. Проблемы и основания для изменения регулирования
1. Описание проблем
В настоящее время в пункте 4.2.5. Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3 предусмотрено требование, согласно которому банк вправе создавать резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков (далее – РППУ) в размере от 0 до 2,5% по кредиту, обеспеченному гарантией/поручительством, выданной решением Кабинета Министров Кыргызской Республики, субъекту национальной экономики, в том числе в целях содействия в обеспечении национальной и продовольственной безопасности страны. Однако данное требование ограничивает банки в выдаче валютных кредитов. При этом Кабинет Министров Кыргызской Республики, наряду с сомовыми гарантиями, предоставляет гарантии в иностранной валюте, тем не менее банки должны создавать по таким кредитам РППУ в размере как минимум 5%. Данные ограничения препятствуют реализации стратегических государственных проектов.
2. Масштаб проблем
Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3 (далее – проект постановления) разработан в целях предоставления возможности коммерческим банкам предоставлять валютные кредиты под гарантию Кабинета Министров Кыргызской Республики в целях содействия в обеспечении национальной и продовольственной безопасности страны.
3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы
В соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года № 221, экономическая политика государства должна стимулировать развитие отраслей, имеющих высокий экспортный потенциал, создающих рабочие места и повышающих благосостояние народа.
Кроме того, одним из основных приоритетных направлений Национальной энергетической программы Кыргызской республики до 2035 г. является строительство малых гидроэлектростанций.
Сложившаяся экономическая ситуация в отраслях теплоэнергетики и электроэнергетики Кыргызской Республики характеризовалась дефицитностью как по вводу мощностей, так и по финансовым ресурсам в развитии отрасли. Это выражается в опережающих темпах роста расходов в целом по энергосистеме по сравнению с темпами роста доходов, который обусловлен неэффективной тарифной политикой, что привело к убыточному состоянию отрасли.
В связи с чем 24 июля 2023 года Президентом Кыргызской Республики был утвержден Указ УП № 178 «О чрезвычайной ситуации в энергетической отрасли Кыргызской Республики» в соответствии с которым Кабинету Министров Кыргызской Республики было поручено принять все необходимые меры для вывода страны из энергетического кризиса и обеспечения энергетической безопасности.
Таким образом, государством предпринимаются все меры по поддержке стратегических отраслей экономики, в том числе посредством предоставления гарантий для финансирования крупных проектов как в национальной, так и в иностранной валютах.
Основанием для изменения требований по классификации кредитов является предложение банковского сектора, учитывая важность реализуемых государственных программ в целях содействия в обеспечении национальной и продовольственной безопасности страны.
Общая информация по кредитному портфелю
По состоянию на 31.08.2024 г. общий кредитный портфель коммерческих банков составил 294 956,1 млн сомов, из них 60 221,2 млн сомов составили кредиты в иностранной валюте.
Следует отметить, что за прошедшие 20 лет доля кредитов в иностранной валюте в кредитном портфеле банковского сектора показывает тренд к снижению, сократив долю в кредитном портфеле с 70,3% (декабрь 2004 г.) до 20,4% к августу 2024 г.
Наиболее динамичное снижение доли кредитов в иностранной валюте наблюдается с 2015 г., причиной которого послужили активные меры по дедоларизации экономики, в частности внесение ограничительных требований в нормативные акты Национального банка при выдаче кредитов финансово-кредитными организациями.
По состоянию на 31.08.2024 г. большая часть кредитов в иностранной валюте сконцентрирована в торговле и коммерческих операциях (53,5%), в том числе в виду значительного абсолютного значения по остаткам таких кредитов в портфеле.
В отраслевой дифференциации по состоянию на 31.08.2024 г. наибольшая доля кредитов сконцентрирована в торговле, коммерческих операциях (26,3%) и кредитах, выданных на потребительские цели (26,2%).
Следует отметить значительное сокращение доли кредитов в кредитном портфеле банковского сектора выданных на промышленность с 20% с середины 2000-х годов до 4,33% к августу 2024 г. Доля кредитов, выданных на строительство, также демонстрирует тренд к снижению, при относительно стабильных абсолютных значениях по остаткам кредитов с 2019 г. (снижение доли связано с увеличением кредитного портфеля по системе).
Полагаем, что на замедление роста абсолютных значений кредитов, выданных на вышеуказанные сектора с 2019 года, оказали влияние распространение COVID-19 и его последствия.
Доли кредитов в иностранной валюте, выданные на сектора промышленности и строительства остаются традиционно высокими и на 31.08.2024 г. составили 39% и 55,6% соответственно (доля кредитов в иностранной валюте сектора к сумме кредитов по сектору), в связи с использованием предприятий, в большей части, иностранной валюты при проведении платежей и расчетов.
млн.сомов
Годы |
Кредитный портфель БС |
Промышленность |
Строительство |
||
абс. |
% |
абс. |
% |
||
2019 |
146 438,6 |
11 617,7 |
7,9 |
13 050,7 |
8,9 |
2020 |
162 550,2 |
14 055,2 |
8,6 |
13 737,3 |
8,5 |
2021 |
181 783,3 |
13 821,2 |
7,6 |
13 523,9 |
7,4 |
2022 |
204 031,3 |
13 664,1 |
6,7 |
12 921,3 |
6,3 |
2023 |
257 781,8 |
13 395,2 |
5,2 |
11 881,3 |
4,6 |
авг. 2024 |
294 956,1 |
12 762,9 |
4,3 |
13 443,7 |
4,6 |
С начала 2024 года продолжается планомерное сокращение выдачи кредитов коммерческими банками на промышленность (-5%) и незначительный рост кредитов на строительство (+13%), который обусловлен увеличением строительного комплекса (строительство зданий для производства, малых ГЭС и другие).
Учитывая, что данные отрасли являются приоритетными направлениями социально-экономического развития страны, что закреплено в ряде страновых программных документах, предлагаем рассмотреть отдельные механизмы для стимулирования расширения финансирования данных отраслей со стороны коммерческих банков.
4. Международный опыт
Система классификации кредитов в иностранной валюте применяется в каждом государстве в зависимости от экономического роста государства и вовлеченности иностранной валюты в экономику государства.
Республика Казахстан
В соответствии со статьей 43 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон) в целях обеспечения надлежащего уровня контроля и надежности своей деятельности в соответствии с характером и масштабом проводимых операций банки обязаны создавать провизии (резервы) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Оценка достаточности созданных банком провизий (резервов) осуществляется уполномоченным органом, в том числе с использованием мотивированного суждения, на предмет соответствия, соблюдения и применения международных стандартов финансовой отчетности.
Республика Армения
Согласно статье 36 Закона Республики Армения «О Центральном Банке Республики Армения», центральный банк в соответствии с законом устанавливает нормативы банковской деятельности, порядок их расчета, порядок резервирования средств для покрытия возможных убытков и правила расчета капитала.
Республика Беларусь
Согласно статье 109 Банковского кодекса Республики Беларусь, банк обязан постоянно обеспечивать свою финансовую надежность, своевременное и полное исполнение обязательств перед клиентами и контрагентами, осуществлять надлежащее управление рисками, возникающими в ходе деятельности, поддерживать нормативный капитал банка на уровне, достаточном для компенсации рисков, формировать резервы на покрытие убытков, а также соблюдать иные требования, устанавливаемые Национальным банком в соответствии с настоящим Кодексом.
Банк обязан сформировать резервный фонд для использования его на покрытие убытков. Размер отчислений в резервный фонд должен составлять не менее пяти процентов прибыли банка, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь и иные государственные внебюджетные фонды, до достижения резервным фондом размера не менее десяти процентов размера нормативного капитала банка. Акционер банка вправе внести денежные средства в резервный фонд банка либо на покрытие его убытков. Национальный банк вправе увеличить для банка предусмотренные настоящей частью размер резервного фонда и (или) размер отчислений в него в случаях и порядке, предусмотренных статьями 134 и 1341 настоящего Кодекса.
Банк обязан постоянно осуществлять классификацию активов и операций, не отраженных на балансе, по степени их надежности и создавать специальные резервы на покрытие возможных убытков по таким активам и операциям, в том числе резервы под обесценение активов. Национальный банк вправе на основании мотивированного суждения изменять осуществленную банком классификацию активов и операций, не отраженных на балансе, по степени их надежности. Банк обязан формировать специальные резервы на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, с учетом произведенных Национальным банком изменений осуществленной банком классификации активов и операций, не отраженных на балансе, по степени их надежности.
Банк обязан соблюдать устанавливаемые в соответствии с Кодексом нормативы безопасного функционирования, запреты и ограничения, обеспечивающие его безопасную и надежную деятельность.
Национальный банк Республики Беларусь, согласно Инструкции «О порядке формирования и использования специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе» (далее – Инструкция), определяет порядок формирования и использования банками следующих специальных резервов на покрытие возможных убытков (далее, если не указано иное, – специальные резервы):
- специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, включая резерв на покрытие возможных убытков по портфелям однородных кредитов;
- специальный резерв на покрытие возможных убытков по операциям, не отраженным на балансе (далее, если не указано иное, – условные обязательства).
Согласно пункту 21 Инструкции, по задолженности в иностранной валюте банк оценивает достаточность у должника поступлений в иностранной валюте для своевременного и полного погашения задолженности в иностранной валюте по активам, подверженным кредитному риску.
Оценка достаточности у должника поступлений в иностранной валюте для своевременного и полного погашения задолженности в иностранной валюте по активам, подверженным кредитному риску, проводится банком на основании расчета, входящего и исходящего потоков денежных средств должника не реже одного раза в 6 месяцев с учетом особенностей указанных в данном пункте.
II. Описание предлагаемого регулирования
5. Цель регулирования
5.1. Целью государственного регулирования является предоставление возможности коммерческим банкам предоставлять валютные кредиты под гарантию Кабинета Министров Кыргызской Республики в целях содействия в обеспечении национальной и продовольственной безопасности страны.
6. Предлагаемое регулирование
Предлагаемое регулирование – внести изменения в нормативные правовые акты Национального банка в части изменения требований к формированию РППУ по валютным кредитам под гарантию Кабинета Министров Кыргызской Республики.
Принятие проекта постановления позволит коммерческим банкам выдавать валютные кредиты, обеспеченные гарантией Кабинета Министров Кыргызской Республики, с формированием РППУ на уровне, аналогичном размеру РППУ по сомовым кредитам.
7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования
7.1. Ожидаемая результативность данного вида регулирования направлена на стимулирование кредитования стратегических отраслей экономики.
7.2. Ожидаемые воздействия на экономику, социальный сектор и экологию:
1) воздействия на экономику: проект постановления направлен на стимулирование кредитования стратегических отраслей экономики, как ожидается, будет иметь позитивное воздействие на рост кредитования без значительных расходов на создание РППУ для банковского сектора;
2) воздействие на социальную сферу: в связи с тем, что нормы регулирования направлены на стимулирование кредитования стратегических отраслей экономики, в том числе энергетики, в конечном итоге ожидается положительное влияние на рост рабочих мест, благосостояние начеления и обеспечение энергетической безопасности страны.
7.3. Ожидаемое воздействие на основные группы заинтересованных сторон – адресатов регулирования: учитывая, что в проекте постановления предусмотрены нормы, ослабляющие требования по классификации валютных кредитов, у банков будет возможность предоставлять валютные кредиты под гарантии Кабинета Министров Кыргызской Республики.
8. Оценка рисков во время реализации предлагаемого регулирования
Внедрение предлагаемых изменений может привести к росту кредитов в иностранной валюте, однако другие меры по ограничению долларизации сдержат данный рост и изменят тренд на дедолларизацию экономики.
9. Оценка воздействия на конкуренцию
Принятие проекта постановления прямого воздействия на конкуренцию не окажет, так как проектом постановления не представляются определенные льготы или дискриминирующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов.
10. Мнение заинтересованных сторон
Для проведения анализа регулятивного воздействия направлено уведомление о разработке нормативного правового акта членам рабочей группы по АРВ.
В соответствии со статьей 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению. В этой связи проект постановления будет размещен на официальном интернет-сайте Национального банка и на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики (koomtalkuu.gov.kg) для общественного обсуждения.
11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования
На основании вышеизложенного проект постановления должен быть рекомендован для принятия, поскольку предоставит возможность банкам выдавать валютные кредиты под гарантию Кабинета Министров, не создавая излишние РППУ.
12. Приложение
- приказ о создании рабочей группы по АРВ.