Проект
О внесении изменений
в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме»
от 12 августа 2020 года № 2020-П-12/45-3-(НПА)
В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме» от 12 августа 2020 года № 2020-П-12/45-3-(НПА) (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования.
3. Юридическому управлению:
- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;
- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. Управлению методологии надзора в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», ОЮЛ «Национальная ассоциация кредитных союзов и кооперативов Кыргызстана», микрофинансовых организаций, кредитных союзов, имеющих лицензию на привлечение депозитов.
5. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения управления банковского надзора, управление методологии и лицензирования платежных систем, управление надзора за платежными системами, юридического управления, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора.
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от «____» ________2024 года
№________________________
Изменения
в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме»
от 12 августа 2020 года № 2020-П-12/45-3-(НПА)
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме» от 12 августа 2020 года № 2020-П-12/45-3-(НПА) следующее изменение:
в Положении «О специальном регулятивном режиме», утвержденном вышеуказанным постановлением:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящее Положение «О специальном регулятивном режиме» (далее - Положение) определяет порядок создания специального регулятивного режима для внедрения инновационных банковских операций и услуг/технологий в сфере банковских и платежных услуг (далее – банковские операции и/или услуги), порядок участия и требования к участникам специального регулятивного режима в условиях необходимости адаптации новых услуг и технологий, которые ранее не были представлены в банковской и платежной системах Кыргызской Республики. Требования нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) применяются к правоотношениям по деятельности специальных регулятивных режимов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением и решениями Комитета по надзору/Комитета по платежной системе Национального банка (далее - Комитет).
Операции и услуги в рамках специального регулятивного режима должны быть готовы к тестированию в реальных рыночных условиях в ограниченном масштабе и на стадии минимального коммерческого жизнеспособного продукта.
Внедряемые инновационные услуги/технологии в сфере банковских операций и/или услуг, относящихся к банковским операциям в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, в рамках специального регулятивного режима должны соответствовать следующим критериям:
- предлагаемые инновационные операции и/или услуги для применения в банковских операциях и/или оказании банковских услуг, являются новыми в сфере банковских операций и/или услуг;
- совершение банковских операций и/или услуг были ограничены нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;
- отсутствуют ограничения по совмещению своей деятельности с иной деятельностью, в том числе ограничения по виду и перечню предоставляемых операций, согласно законодательству Кыргызской Республики;
- операции и услуги не регулируются нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и отсутствует прямой запрет на проведение операций.
В рамках специального регулятивного режима участниками апробируются инновационные операции и/или услуги, применяемые в сфере банковских операций и/или услуг, которые дополняют, а не заменяют основную бизнес-деятельность.
Соответствие предлагаемой для тестирования операции и (или) услуги вышеизложенным критериям является обязательным для создания специального регулятивного режима.
Специальный регулятивный режим не предназначен и не может быть использован как средство обхода требований законодательства Кыргызской Республики и предъявляемых требований к участникам, оказывающим аналогичные виды банковских операций и/или услуг.».
2) в пункте 2:
- абзац шестой изложить в следующей редакции:
«- повышение доступности, клиентоориентированности банковских услуг для потребителей и снижение затрат на их внедрение.»;
- абзац седьмой признать утратившим силу.
3) абзац первый пункта 3 изложить в следующей редакции:
«3. Национальный банк для внедрения инновационных операций и/или услуг в сфере банковских операций и/или услуг в рамках специального регулятивного режима осуществляет контроль за процессом реализации данного режима и принимает решение в соответствии с нормами настоящего Положения.».
4) абзац второй пункта 4 признать утратившим в силу.
5) дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:
«4-1. Методы управления рисками должны соответствовать масштабам деятельности участника и рискам, связанным с внедрением инновационной банковской услуги или технологии в рамках специального регулятивного режима.».
6) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Ответственность за соблюдение условий специального регулятивного режима несет Заявитель совместно с Созаявителем (при наличии).
При этом Заявителем/Созаявителем (при наличии) для вхождения в специальный регулятивный режим выступает юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, которое должно отвечать следующим требованиям:
1) отсутствие нарушений обязательных экономических нормативов, запретов и ограничений, а также нарушений в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмывании) преступных доходов, связанных с предлагаемой к тестированию инновационных операций и/или услуг в сфере банковских операций и/или услуг, на дату подачи заявки;
2) заявитель не должен находиться в процессе ликвидации, банкротства или в специальном режиме;
3) отсутствие запрета в отношении Заявителя (Созаявителя) либо его руководителя или учредителя (акционера, участника) заниматься данным видом деятельности по решению суда или согласно законодательству Кыргызской Республики;
4) отсутствие в составе учредителей Заявителя (Созаявителя) аффилированных лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, либо физических лиц, проживающих на территории оффшорных зон или являющихся акционерами (участниками) юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, перечень которых устанавливается Национальным банком;
5) заявитель/и (созаявитель/и) должен быть платежеспособным(и) и иметь удовлетворительное финансовое состояние или Заявитель (Созаявитель/и) обязан обладать достаточными финансовыми и иными ресурсами для ведения специального регулятивного режима за последний отчетный финансовый год на момент подачи заявки;
6) наличие профессиональной, технической компетентности, опыта и репутации, обладать финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, необходимых для участия в специальном регулятивном режиме.».
7) абзац одиннадцатый пункта 6 изложить в следующей редакции:
«В случае принятия решения о продлении специального регулятивного режима увеличение установленных ограничений не допускается.».
8) в пункте 7:
- дополнить третьим абзацем следующего содержания:
«При этом, срок одновременного участия участников специального регулятивного режима не может превышать срок действующего специального регулятивного режима тестирующего аналогичную операцию и/услугу.».
- дополнить четвертым абзацем следующего содержания:
«Прием заявок на одновременное участие в специальном регулятивном режиме прекращается по истечении 6 (шести) месяцев с даты начала действия действующего специального регулятивного режима.».
9) в абзаце втором пункта 8 после слов «Заявителя и Созаявителя (при наличии)» исключить слова «либо аналоги в электронном виде, оформленные».
10) пункт 15 дополнить абзацем следующего содержания:
«- о признании успешным или неуспешным тестирование в рамках специального регулятивного режима.».
11) пункт 17 дополнить абзацем следующего содержания:
«Заявитель (Созаявитель) может быть приглашен на заседание соответствующего Комитета Национального банка с презентацией предлагаемой банковской операции и/или услуги для тестирования и предоставить разъяснения, при необходимости.».
12) пункт 20 дополнить абзацем шестым следующего содержания:
«- разработка механизмов разрешения споров и доведения его до сведения потребителей;».
13) дополнить пунктом 20-1 следующего содержания:
«При проведении специального регулятивного режима, Участники должны соблюдать требования по реализации политики «знай своего клиента» и требования в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмывании) преступных доходов, соблюдения конфиденциальности и защиты персональных данных клиентов, защиты прав и интересов потребителей и обеспечения безопасности проведения операций.».
14) пункт 28 изложить в следующей редакции:
«28. В случае, предусмотренном пунктом 27 настоящего Положения, Национальный банк направляет Участнику специального регулятивного режима соответствующее уведомление о приостановлении действия лицензии до устранения нарушений в установленные Национальным банком сроки.».
15) в пункте 29:
- абзац второй изложить в следующей редакции:
«- выявления фактов недостоверности данных и/или неспособность предоставления данных, указанных в заявке на применение специального режима регулирования;»;
- абзац третий изложить в следующей редакции:
«- выявления систематического (два и более раза в течение тестирования) несоблюдения Участником специального регулятивного режима условий оказания услуг и/или представления технологий, предусмотренных условиями специального регулятивного режима, а также выявления негативных последствий для потребителей и/или финансовую стабильность в целом;»;
- дополнить абзацем третьим следующего содержания:
«- в случае если тестирование банковской операции и/или услуги не начато, в том числе в связи с техническими условиями, по истечении 6 (шести) месяцев со дня получения лицензии.»;
- дополнить абзацем следующего содержания:
«- признания тестирования неуспешным».
16) в пункте 31:
- дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«- информацию о периоде (начале/завершении) предоставления услуг;»;
- десятый абзац изложить в следующей редакции:
«- предложения по дальнейшему нормативному регулированию банковской операции, в том числе по минимизации рисков.»;
17) В Приложении 3 к Положению «Информация об инновационной услуге/технологии» в столбце «Описание банковской операции и услуги» пятую строку изложить в следующей редакции:
«Детальное описание практики оказания идентичных банковских операций и услуг на локальном рынке, а также за пределами локального рынка и/или указание на отсутствие такой практики, детальный анализ конкурентов, продуктов/услуг. Необходимо рассчитать следующие метрики:
- рентабельность продукта (ROI);
- маржинальность;
- доходность на активы (ROA);
- объем продаж/услуг;
- долю рынка;
- оценку уровня удовлетворенности клиентов (CSAT);
- прогнозируемую совокупную прибыль, полученную от клиента за весь период его взаимодействия с продуктом;
- темпы роста клиентской базы;
- cкорость внедрения (Time-to-Market);
- операционную эффективность;
- надежность и доступность (System Uptime);».
СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 12 августа 2020 года № 2020-П-12/45-3-(НПА)
«Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме»
1. Цель и задачи
Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (далее – Национальный банк) «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 12 августа 2020 года № 2020-П-12/45-3-(НПА) «Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме» (далее – проект постановления) разработан в целях совершенствования условий создания и проведения специального регулятивного режима (далее – СРР).
2. Описательная часть
В рамках мандата Национального банка на создание СРР с 2020 года по настоящее время были рассмотрены 27 заявок на создание СРР, из них пять заявок были одобрены (ОсОО «Микрокредитная компания «М Булак» и ЗАО «Межбанковский Процессинговый Центр», ОсОО «Региональные платежные системы» (далее – «РПС»), ОАО «БАКАЙ БАНК», ОсОО «Грин Телеком Сервис» и ОсОО «Система Квикпэй») и выданы лицензии Национального банка на право проведения ограниченного перечня банковских операций и услуг в рамках СРР.
В соответствии с постановлением Комитета по надзору Национального банка от 30.03.2021 года № 13/2 действие вышеобозначенной лицензии ОАО «БАКАЙ БАНК» прекращено.
В соответствии с постановлением Комитета по платежной системе Национального банка были признаны успешными СРР ОсОО «Микрокредитная компания «М Булак» совместно с ЗАО «Межбанковский Процессинговый Центр» и ОсОО «Региональные платежные системы» («РПС») и ОсОО «Грин Телеком Сервис». В настоящее время ОсОО «Система Квикпэй» проводит тестирование в рамках СРР.
В рамках проекта постановления предлагается усилить Положение «О специальном регулятивном режиме» (далее – Положение) критериями создания СРР и участия в режиме.
Учитывая также, что СРР создается Национальным банком в целях апробирования инновационных банковских операций и услуг, предлагается определить, что тестируемая банковская операция участника должна дополнять его деятельность, а не заменять.
Дополнительно в критериях предлагается указать, что СРР не предназначен и не может быть использован как средство обхода требований законодательства Кыргызской Республики и предъявляемых требований к участникам, оказывающим аналогичные виды банковских операций.
Проектом постановления предложено усилить требования к участникам СРР в части отсутствия нарушений банковского законодательства на момент подачи заявки в Национальный банк и требования по платежеспособности и обладания достаточными финансовыми ресурсами для участия в СРР.
В целях общего понимания заявки на СРР предлагается Положение дополнить возможностью участия заявителя (созаявителя) на заседаниях комитетов Национального банка для презентации предлагаемой банковской услуги для тестирования и при необходимости предоставить разъяснения по возможным вопросам.
Кроме того, проектом постановления предлагается исключить возможность увеличения лимитов в техническом задании в случае принятия решения о продлении срока тестирования в рамках специального регулятивного режима.
Результаты СРР будут использованы Национальным банком для подготовки анализа регулятивного воздействия к проекту нормативного правового акта.
3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий.
Принятие проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению.
Материалы по проекту постановления будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка и Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Представленный проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики.
6. Информация о необходимости финансирования
Принятие проекта постановления не потребует дополнительного финансирования.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия
К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 21 декабря 2022 года № 2022-П-02/81-6-(НПА).
Сравнительная таблица к проекту «О внесении изменений постановление
Правления Национального банка Кыргызской Республики от 12 августа 2020 года № 2020-П-12/45-3-(НПА)
«Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме»
№ |
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Положение «О специальном регулятивном режиме» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
1. Настоящее Положение "О специальном регулятивном режиме" (далее - Положение) определяет порядок создания специального регулятивного режима для внедрения инновационных банковских операций и услуг/технологий, порядок участия и требования к участникам специального регулятивного режима в условиях необходимости адаптации новых услуг и технологий, которые ранее не были представлены в банковской и платежной системах Кыргызской Республики. Требования нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) применяются к правоотношениям по деятельности специальных регулятивных режимов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением и решениями Комитета по надзору/Комитета по платежной системе Национального банка (далее - Комитет). Критерии определения соответствия операций и услуг, относящихся к банковским операциям в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, для участия в специальном регулятивном режиме: - технологии, используемые при проведении банковских операций и (или) оказании банковских услуг, являются новыми для рынка; - (абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1) - потребительские свойства операций и услуг являются улучшенными по сравнению с имеющимися идентичными продуктами и существенно повышают эффективность проведения операций; - операции и услуги ранее не применялись субъектами на банковском рынке или были ограничены нормативными правовыми актами Кыргызской Республики; - операции и услуги не регулируются нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и отсутствует прямой запрет на проведение операций. Соответствие предлагаемой для тестирования операции и (или) услуги вышеизложенным критериям является обязательным для создания специального регулятивного режима. |
1. Настоящее Положение «О специальном регулятивном режиме» (далее - Положение) определяет порядок создания специального регулятивного режима для внедрения инновационных банковских операций и услуг/технологий в сфере банковских и платежных услуг (далее – банковские операции и/или услуги), порядок участия и требования к участникам специального регулятивного режима в условиях необходимости адаптации новых услуг и технологий, которые ранее не были представлены в банковской и платежной системах Кыргызской Республики. Требования нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) применяются к правоотношениям по деятельности специальных регулятивных режимов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением и решениями Комитета по надзору/Комитета по платежной системе Национального банка (далее - Комитет). Операции и услуги в рамках специального регулятивного режима должны быть готовы к тестированию в реальных рыночных условиях в ограниченном масштабе и на стадии минимального коммерческого жизнеспособного продукта. Внедряемые инновационные услуги/технологии в сфере банковских операций и/или услуг, относящихся к банковским операциям в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, в рамках специального регулятивного режима должны соответствовать следующим критериям: - предлагаемые инновационные операции и/или услуги для применения в банковских операциях и/или оказании банковских услуг, являются новыми в сфере банковских операций и/или услуг; - совершение банковских операций и/или услуг были ограничены нормативными правовыми актами Кыргызской Республики; - отсутствуют ограничения по совмещению своей деятельности с иной деятельностью, в том числе ограничения по виду и перечню предоставляемых операций, согласно законодательству Кыргызской Республики; - операции и услуги не регулируются нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и отсутствует прямой запрет на проведение операций. В рамках специального регулятивного режима участниками апробируются инновационные операции и/или услуги, применяемые в сфере банковских операций и/или услуг, которые дополняют, а не заменяют основную бизнес-деятельность. Соответствие предлагаемой для тестирования операции и (или) услуги вышеизложенным критериям является обязательным для создания специального регулятивного режима. Специальный регулятивный режим не предназначен и не может быть использован как средство обхода требований законодательства Кыргызской Республики и предъявляемых требований к участникам, оказывающим аналогичные виды банковских операций и/или услуг. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
2. Основными задачами специального регулятивного режима для внедрения инновационных банковских операций и услуг являются: - снижение правовой неопределенности и правовых рисков для участников рынка; - определение приемлемых и доступных правил для пилотного использования инновационных банковских операций и услуг; - ускорение выбора и ввода на рынок инновационных банковских операций и услуг; - выработка правовых и иных регулятивных требований для новых общественных отношений, возникших в результате внедрения инновационных банковских операций и услуг; - повышение доступности банковских операций и услуг для потребителей и снижение затрат на их внедрение; - развитие конкуренции. |
2. Основными задачами специального регулятивного режима для внедрения инновационных банковских операций и услуг являются: - снижение правовой неопределенности и правовых рисков для участников рынка; - определение приемлемых и доступных правил для пилотного использования инновационных банковских операций и услуг; - ускорение выбора и ввода на рынок инновационных банковских операций и услуг; - выработка правовых и иных регулятивных требований для новых общественных отношений, возникших в результате внедрения инновационных банковских операций и услуг; - повышение доступности, клиентоориентированности банковских операций и услуг для потребителей и снижение затрат на их внедрение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
3. Национальный банк принимает решение о создании специального регулятивного режима для внедрения инновационных банковских операций, осуществляет контроль за процессом реализации режима. Информация о создании специального регулятивного режима на основании выданной Национальным банком лицензии на право проведения ограниченного перечня банковских операций в рамках специального регулятивного режима размещается на официальном интернет-сайте Национального банка. |
3. Национальный банк для внедрения инновационных операций и/или услуг в сфере банковских операций и/или услуг в рамках специального регулятивного режима осуществляет контроль за процессом реализации данного режима и принимает решение в соответствии с нормами настоящего Положения. Информация о создании специального регулятивного режима на основании выданной Национальным банком лицензии на право проведения ограниченного перечня банковских операций в рамках специального регулятивного режима размещается на официальном интернет-сайте Национального банка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
4. Создание специального регулятивного режима осуществляется на основе принципов добровольности, публичности, равенства отчетности и введения ограничений в отношении всех участников специального регулятивного режима, а также с учетом рекомендаций международных стандартов по банковской деятельности и эффективному надзору. При этом реализация специального регулятивного режима не должна влиять на изменение основной цели, операций и принципов деятельности Национального банка, указанных в законодательстве Кыргызской Республики. Методы управления рисками должны соответствовать масштабам деятельности участника и рискам, связанным с внедрением инновационной банковской услуги или технологии в рамках специального регулятивного режима. |
4. Создание специального регулятивного режима осуществляется на основе принципов добровольности, публичности, равенства отчетности и введения ограничений в отношении всех участников специального регулятивного режима, а также с учетом рекомендаций международных стандартов по банковской деятельности и эффективному надзору. При этом реализация специального регулятивного режима не должна влиять на изменение основной цели, операций и принципов деятельности Национального банка, указанных в законодательстве Кыргызской Республики. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
|
4-1. Методы управления рисками должны соответствовать масштабам деятельности участника и рискам, связанным с внедрением инновационной банковской услуги или технологии в рамках специального регулятивного режима. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
5. Ответственность за соблюдение условий специального регулятивного режима несет Заявитель совместно с Созаявителем (при наличии). При этом Заявителем/Созаявителем (при наличии) для вхождения в специальный регулятивный режим выступает юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, которое должно отвечать следующим требованиям: - отсутствие неисполненных мер воздействия в отношении Заявителя (Созаявителя) либо его руководителя или учредителя (акционера, участника), примененных за последние 3 (три) года до момента подачи заявки; - заявитель не должен находиться в процессе ликвидации или банкротства, или в специальном режиме; - отсутствие запрета в отношении Заявителя (Созаявителя) либо его руководителя или учредителя (акционера, участника) заниматься данным видом деятельности по решению суда или согласно законодательству Кыргызской Республики; - отсутствие в составе учредителей Заявителя (Созаявителя) аффилированных лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, либо физических лиц, проживающих на территории оффшорных зон или являющихся акционерами (участниками) юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, перечень которых устанавливается Национальным банком; - финансовое состояние Заявителя (Созаявителя) должно быть удовлетворительным или Заявитель (Созаявитель) обязан обладать достаточными финансовыми и иными ресурсами для создания и ведения специального регулятивного режима. |
5. Ответственность за соблюдение условий специального регулятивного режима несет Заявитель совместно с Созаявителем (при наличии). При этом Заявителем/Созаявителем (при наличии) для вхождения в специальный регулятивный режим выступает юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, которое должно отвечать следующим требованиям: 1) отсутствие нарушений обязательных экономических нормативов, запретов и ограничений, а также нарушений в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмывании) преступных доходов, связанных с предлагаемой к тестированию инновационных операций и/или услуг в сфере банковских операций и/или услуг, на дату подачи заявки; 2) заявитель не должен находиться в процессе ликвидации, банкротства или в специальном режиме; 3) отсутствие запрета в отношении Заявителя (Созаявителя) либо его руководителя или учредителя (акционера, участника) заниматься данным видом деятельности по решению суда или согласно законодательству Кыргызской Республики; 4) отсутствие в составе учредителей Заявителя (Созаявителя) аффилированных лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, либо физических лиц, проживающих на территории оффшорных зон или являющихся акционерами (участниками) юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, перечень которых устанавливается Национальным банком; 5) заявитель/и (Созаявитель/и) должен быть платежеспособными и иметь удовлетворительное финансовое состояние или Заявитель (Созаявитель/и) обязан обладать достаточными финансовыми и иными ресурсами для ведения специального регулятивного режима за последний отчетный финансовый год на дату подачи заявки; 6) наличие профессиональной, технической компетентности, опыта и репутации, обладать финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, необходимых для участия в специальном регулятивном режиме. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
6. В настоящем Положении используются следующие термины и определения: Оказание услуги - совершение операций и предоставление услуг в рамках специального регулятивного режима в соответствии со статьей 48 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и требованиями Национального банка. Специальный регулятивный режим - совокупность правил, которые позволяют участникам, занимающимся внедрением инновационных услуг/технологий на рынке банковских и платежных услуг Кыргызской Республики, апробировать их в ограниченной контролируемой среде (по территории, во времени, по количеству и объему операций и пользователей и иное), согласно требованиям Национального банка. Тестирование - процесс оказания, исследования, мониторинга и анализа услуги/технологий, имеющий своей целью апробацию услуги в соответствии с требованиями и условиями специального регулятивного режима. Заявитель - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, обратившееся в Национальный банк с заявкой о создании специального регулятивного режима для внедрения инновационных/ой банковских операций и услуг/технологии и их дальнейшего тестирования. Созаявитель - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, направившее совместно с Заявителем в Национальный банк заявку о проведении тестирования инновационных/ой банковских операций и услуг/технологий в рамках специального регулятивного режима. Участник специального регулятивного режима - Заявитель и Созаявитель (при наличии), осуществляющие тестирование инновационных банковских операций и услуг в соответствии с условиями специального регулятивного режима. Лицензия на право проведения ограниченного перечня банковских операций в рамках специального регулятивного режима - документ (Приложение 5 к настоящему Положению), удостоверяющий право участника на осуществление деятельности (отдельных банковских операций) в рамках специального регулятивного режима. Техническое задание - Приложение к лицензии (Приложение 6 к настоящему Положению) на право проведения ограниченного перечня банковских операций в рамках специального регулятивного режима, является неотъемлемой частью лицензии с отображением разрешенных операций. В ходе проведения тестирования содержание технического задания должно быть неизменным. В случае принятия решения о продлении специального регулятивного режима содержание технического задания при необходимости может быть изменено на основании соответствующего заявления Заявителя (Созаявителя) по решению Комитета Национального банка. Определения и термины в части инноваций соответствуют определениям и терминам, согласно законодательству Кыргызской Республики об инновационной деятельности. В зависимости от вида операции, услуги/технологии, проходящей тестирование в рамках специального регулятивного режима, основные определения и термины могут содержаться в справке об операции, услуге/технологии. |
6. В настоящем Положении используются следующие термины и определения: Оказание услуги - совершение операций и предоставление услуг в рамках специального регулятивного режима в соответствии со статьей 48 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и требованиями банковского законодательства. Специальный регулятивный режим - совокупность правил, которые позволяют участникам, занимающимся внедрением инновационных услуг/технологий в сфере банковских и платежных услуг Кыргызской Республики, апробировать их в ограниченной контролируемой среде (по территории, во времени, по количеству и объему операций и пользователей и иное), согласно требованиям Национального банка. Тестирование - процесс оказания, исследования, мониторинга и анализа услуги/технологий, имеющий своей целью апробацию услуги в соответствии с требованиями и условиями специального регулятивного режима. Заявитель - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, обратившееся в Национальный банк с заявкой о создании специального регулятивного режима для внедрения инновационных/ой банковских операций и услуг/технологии и их дальнейшего тестирования. Созаявитель - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, направившее совместно с Заявителем в Национальный банк заявку о проведении тестирования инновационных услуг/технологий в сфере банковских услуг в рамках специального регулятивного режима. Участник специального регулятивного режима - Заявитель и Созаявитель (при наличии), осуществляющие тестирование инновационных банковских операций и услуг в соответствии с условиями специального регулятивного режима. Лицензия на право проведения ограниченного перечня банковских операций в рамках специального регулятивного режима - документ (Приложение 5 к настоящему Положению), удостоверяющий право участника на осуществление деятельности (отдельных банковских операций) в рамках специального регулятивного режима. Техническое задание - Приложение к лицензии (Приложение 6 к настоящему Положению) на право проведения ограниченного перечня банковских операций в рамках специального регулятивного режима, которое является неотъемлемой частью лицензии с отображением разрешенных операций. В ходе проведения тестирования содержание технического задания должно быть неизменным. В случае принятия решения о продлении специального регулятивного режима увеличение установленных ограничений не допускается. Определения и термины в части инноваций соответствуют определениям и терминам, согласно законодательству Кыргызской Республики об инновационной деятельности. В зависимости от вида операции, услуги/технологии, проходящей тестирование в рамках специального регулятивного режима, основные определения и термины могут содержаться в справке об операции, услуге/технологии. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
7. Заявка о создании специального регулятивного режима (далее – Заявка) подается Заявителем и Созаявителем (при наличии) в Национальный банк. В специальном регулятивном режиме для тестирования аналогичных операций и услуг или применяемых технологий при проведении операций и оказании услуг допускается одновременное участие участников специального регулятивного режима с учетом пункта 14-1 настоящего Положения. |
7. Заявка о создании специального регулятивного режима (далее – Заявка) подается Заявителем и Созаявителем (при наличии) в Национальный банк. В специальном регулятивном режиме для тестирования аналогичных операций и услуг или применяемых технологий при проведении операций и оказании услуг допускается одновременное участие участников специального регулятивного режима с учетом пункта 14-1 настоящего Положения. При этом, срок одновременного участия участников специального регулятивного режима не может превышать срок действующего специального регулятивного режима тестирующего аналогичную операцию и/или услугу. Прием заявок на одновременное участие в специальном регулятивном режиме прекращается по истечении 6 (шести) месяцев с даты начала действия действующего специального регулятивного режима. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
8. В состав Заявки включаются: - заявление по форме Приложения 1 к настоящему Положению, оформленное на бланке Заявителя, с ходатайством о создании специального регулятивного режима в соответствии с настоящим Положением, содержащее опись приложенных к заявлению документов, с подписью руководителя и заверенные печатью Заявителя и Созаявителя (при наличии), либо аналоги в электронном виде, оформленные согласно требованиям законодательства Кыргызской Республики; - информация о Заявителе и Созаявителе (при наличии) по форме Приложения 2 к настоящему Положению и письменное согласие Созаявителя; - информация об операции, услуге/технологии по форме Приложения 3 к настоящему Положению, тестирование которой предлагается Заявителем; - нотариально заверенные копии или электронные формы учредительных документов Заявителя/Созаявителя (при наличии) с реквизитами для получения подтверждения из соответствующих государственных органов с указанием суммы объявленного уставного капитала; - заверенная надлежащим образом бухгалтерская/финансовая отчетность заявителя за последний отчетный финансовый год; - документ, подтверждающий оплату за лицензию. Размер государственной пошлины за лицензию определяется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; - оригинал доверенности на получение лицензии; - письменное согласие Заявителя и Созаявителя на осуществление плановых/внеплановых инспекторских проверок на местах в рамках специального регулятивного режима со стороны Национального банка, если Заявитель и/или Созаявитель не являются юридическими лицами, поднадзорными Национальному банку (Приложение 1-1); - прогнозные экономические расчеты результатов, ожидаемых от проведения предлагаемой операции и услуги. Требование о предоставлении учредительных документов и бухгалтерской/финансовой отчетности не распространяется на лиц, поднадзорных Национальному банку, выступающих в качестве Заявителя и Созаявителя (при наличии). |
8. В состав Заявки включаются: - заявление по форме Приложения 1 к настоящему Положению, оформленное на бланке Заявителя, с ходатайством о создании специального регулятивного режима в соответствии с настоящим Положением, содержащее опись приложенных к заявлению документов с подписью руководителя и заверенные печатью Заявителя и Созаявителя (при наличии) согласно требованиям законодательства Кыргызской Республики; - информация о Заявителе и Созаявителе (при наличии) по форме Приложения 2 к настоящему Положению и письменное согласие Созаявителя; - информация об операции, услуге/технологии по форме Приложения 3 к настоящему Положению, тестирование которой предлагается Заявителем; - нотариально заверенные копии учредительных документов Заявителя/Созаявителя (при наличии) с реквизитами для получения подтверждения из соответствующих государственных органов с указанием суммы объявленного уставного капитала; - заверенная надлежащим образом бухгалтерская/финансовая отчетность заявителя за последний отчетный финансовый год; - документ, подтверждающий оплату за лицензию. Размер государственной пошлины за лицензию определяется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; - оригинал доверенности на получение лицензии; - письменное согласие Заявителя и Созаявителя на осуществление плановых/внеплановых инспекторских проверок на местах в рамках специального регулятивного режима со стороны Национального банка, если Заявитель и/или Созаявитель не являются юридическими лицами, поднадзорными Национальному банку (Приложение 1-1); - прогнозные экономические расчеты результатов, ожидаемых от проведения предлагаемой операции и услуги. Требование о предоставлении учредительных документов и бухгалтерской/финансовой отчетности не распространяется на лиц, поднадзорных Национальному банку, выступающих в качестве Заявителя и Созаявителя (при наличии). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
15. Соответствующий комитет или комитеты на основании рассмотренных документов, включенных в состав Заявки, принимает/принимают следующие решения: - о создании или об отказе в создании специального регулятивного режима; - о выдаче лицензии на право проведение ограниченного перечня банковских операций в рамках специального регулятивного режима; - об определении ограничений специального регулятивного режима; - об утверждении критериев оценки успешности на основании количественных и качественных показателей проведения предполагаемого тестирования; - об условиях оказания услуг и/или полном/частичном освобождении участников от исполнения отдельных требований нормативных правовых актов Национального банка во время тестирования; - об установлении условий прекращения действия специального регулятивного режима; - об уполномочивании структурного подразделения ответственностью за проведение специального регулятивного режима; - о продлении срока специального регулятивного режима; - об установлении дополнительных требований по экономическим нормативам Участнику специального регулятивного режима с учетом особенностей предлагаемой операции для тестирования; - при успешном тестировании о продлении срока лицензии до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Кыргызской Республики. |
15. Соответствующий комитет или комитеты на основании рассмотренных документов, включенных в состав Заявки, принимает/принимают следующие решения: - о создании или об отказе в создании специального регулятивного режима; - о выдаче лицензии на право проведение ограниченного перечня банковских операций в рамках специального регулятивного режима; - об определении ограничений специального регулятивного режима; - об утверждении критериев оценки успешности на основании количественных и качественных показателей проведения предполагаемого тестирования; - об условиях оказания услуг и/или полном/частичном освобождении участников от исполнения отдельных требований нормативных правовых актов Национального банка во время тестирования; - об установлении условий прекращения действия специального регулятивного режима; - об уполномочивании структурного подразделения ответственностью за проведение специального регулятивного режима; - о продлении срока специального регулятивного режима; - об установлении дополнительных требований по экономическим нормативам Участнику специального регулятивного режима с учетом особенностей предлагаемой операции для тестирования; - при успешном тестировании о продлении срока лицензии до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Кыргызской Республики; - о признании успешным или неуспешным тестирование в рамках специального регулятивного режима. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. |
17. Решение Комитета может включать также и иные положения с учетом специфики предоставления/применения инновационных банковских операций и услуг в рамках специального регулятивного режима. |
17. Решение Комитета может включать также и иные положения с учетом специфики предоставления/применения инновационных банковских операций и услуг в рамках специального регулятивного режима. Заявитель (Созаявитель) может быть приглашен на заседание соответствующего Комитета Национального банка с презентацией предлагаемой банковской операции и/или услуги для тестирования и предоставить соответствующие разъяснения, при необходимости. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. |
20. В рамках специального регулятивного режима Комитетом могут быть установлены следующие обязательства Участника специального регулятивного режима: - дополнительная отчетность, связанная с оказанием тестируемой банковской операции и услуги; - допуск представителей Национального банка в рамках периодических проверок на местах, целевых проверок, а также допуск к информационным системам Участника специального регулятивного режима для получения информации, связанной с оказанием тестируемой банковской операции и услуги, в том числе для участника, не являющегося лицом, поднадзорным Национальному банку; - уведомление потребителей о том, что банковская операция и услуга оказывается в тестовом режиме и о возможности прекращении тестового режима в течение 1 (одного) рабочего дня с момента прекращения действия лицензии Национальным банком и уведомления Участника; - безусловное возмещение всех финансовых обязательств по банковским операциям и услугам; - иные обязательства, с учетом специфики предоставления инновационной банковской операции и услуги. |
20. В рамках специального регулятивного режима Комитетом могут быть установлены следующие обязательства Участника специального регулятивного режима: - дополнительная отчетность, связанная с оказанием тестируемой банковской операции и услуги; - допуск представителей Национального банка в рамках периодических проверок на местах, целевых проверок, к информационным системам Участника специального регулятивного режима для получения информации, связанной с оказанием тестируемой банковской операции и услуги, в том числе для участника, не являющегося лицом, поднадзорным Национальному банку; - уведомление потребителей о том, что банковская операция и услуга оказывается в тестовом режиме и о возможности прекращении тестового режима в течение 1 (одного) рабочего дня с момента прекращения действия лицензии Национальным банком и уведомления Участника; - безусловное возмещение всех финансовых обязательств по банковским операциям и услугам; - разработка механизмов разрешения споров и доведения его до сведения потребителей; - иные обязательства, с учетом специфики предоставления инновационной банковской операции и услуги. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. |
- |
20-1. При проведении специального регулятивного режима, Участники должны соблюдать требования по реализации политики «знай своего клиента» и требования в сфере противодействия финансирования террористической деятельности и легализации (отмывании) преступных доходов, соблюдения конфиденциальности и защиты персональных данных клиентов, защиты прав и интересов потребителей и обеспечения безопасности проведения операций. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. |
28. В случае, предусмотренном пунктом 27 настоящего Положения, Национальный банк направляет Участнику специального регулятивного режима соответствующее уведомление о приостановлении действия лицензии, до устранения нарушений. |
28. В случае, предусмотренном пунктом 27 настоящего Положения, Национальный банк направляет Участнику специального регулятивного режима соответствующее уведомление о приостановлении действия лицензии до устранения нарушений в установленные Национальным банком сроки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. |
29. Национальный банк направляет в адрес Участника специального регулятивного режима решение о прекращении тестирования и отзывает лицензию, с указанием причин прекращения, в случае: - выявления фактов недостоверности данных, указанных в заявке на применение особого режима регулирования; - выявления систематического (два и более раза в течение тестирования) несоблюдения Участником специального регулятивного режима условий оказания услуг и/или представления технологий, предусмотренных условиями специального регулятивного режима; - по истечении срока тестирования, указанного в лицензии; - по истечении сроков согласно пунктов 21 и 24 настоящего Положения; - получения от Участника специального регулятивного режима запроса о прекращении тестирования и выходе из специального регулятивного режима с указанием срока и причин окончания тестирования. |
29. Национальный банк направляет в адрес Участника специального регулятивного режима решение о прекращении тестирования и отзывает лицензию, с указанием причин прекращения, в случае: - выявления фактов недостоверности данных и/или неспособность предоставления данных, указанных в заявке на применение специального режима регулирования; - выявления систематического (два и более раза в течение тестирования) несоблюдения Участником специального регулятивного режима условий оказания услуг и/или представления технологий, предусмотренных условиями специального регулятивного режима, а также выявления негативных последствий для потребителей и/или финансовую стабильность в целом; - в случае если тестирование банковской операции и/или услуги не начато, в том числе в связи с техническими условиями, по истечении 6 (шести) месяцев со дня получения лицензии; - по истечении срока тестирования, указанного в лицензии; - по истечении сроков согласно пунктов 21 и 24 настоящего Положения; - получения от Участника специального регулятивного режима запроса о прекращении тестирования и выходе из специального регулятивного режима с указанием срока и причин окончания тестирования; - признания тестирования неуспешным. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. |
31. В срок не позднее 30 календарных дней до окончания срока лицензии или при достижении критериев с количественными и качественными показателями тестирования, установленных в техническом задании, Участник специального регулятивного режима направляет в Национальный банк отчет о результатах тестирования (далее - отчет), включающий: - информацию о количественных и качественных показателях, достигнутых в ходе тестирования, в соответствии с указанными в условиях технического задания и причин расхождения (при наличии); - описание проблем, с которыми столкнулся Участник специального регулятивного режима в ходе тестирования и принятых мерах; - оценку востребованности услуги потребителями; - указание на положения нормативных правовых актов, которые могут препятствовать дальнейшему оказанию услуги; - сведения о фактах жалоб потребителей, связанных с оказанием услуги; - сведения о рисках, реализовавшихся в ходе тестирования и принятых мерах; - заполненную форму согласно Приложению 4 настоящего Положения; - предложения по дальнейшему нормативному регулированию банковской операции. |
31. В срок не позднее 30 календарных дней до окончания срока лицензии или при достижении критериев с количественными и качественными показателями тестирования, установленных в техническом задании, Участник специального регулятивного режима направляет в Национальный банк отчет о результатах тестирования (далее - отчет), включающий: - информацию о периоде (начале/завершении) предоставления услуг; - информацию о количественных и качественных показателях, достигнутых в ходе тестирования, в соответствии с указанными в условиях технического задания; - описание проблем, с которыми столкнулся Участник специального регулятивного режима в ходе тестирования и принятых мерах; - оценку востребованности услуги потребителями; - указание на положения нормативных правовых актов, которые могут препятствовать дальнейшему оказанию услуги; - сведения о фактах жалоб потребителей, связанных с оказанием услуги; - сведения о рисках, реализовавшихся в ходе тестирования и принятых мерах; - заполненную форму согласно Приложению 4 настоящего Положения; - предложения по дальнейшему нормативному регулированию банковской операции, в том числе по минимизации рисков. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. |
Приложение 3 к Положению "О специальном регулятивном режиме" (В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-12/47-4)
|
Приложение 3 к Положению "О специальном регулятивном режиме" (В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-12/47-4)
|