Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту дополнения и изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 25 марта 2015 года № 19/10» 

 

 

С 2015 года во исполнение Закона «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» Национальным банком проводится лицензирование платежных организаций и операторов платежных систем. На сегодняшний день выданы 20 лицензий оператора платежной системы и 19 лицензий платежной организации. 

Платежные организации принимают платежи в пользу третьих лиц через платежные терминалы, агентскую сеть и электронные деньги. 

В настоящее время в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики рассматривается проект внесения изменений в Бюджетный кодекс Кыргызской Республики с предоставлением возможности платежным организациям приема платежей в бюджет для расширения возможности населения оплачивать налоги, штрафы и другие поступления в бюджет через платежные терминалы при минимальных тарифах. 

По существующей схеме оплаты платежей в бюджет платежные организации заключают агентские договора с коммерческими банками и принимают платежи за налоги и штрафы. При этом для гарантированности бюджетных платежей, платежные организации должны обеспечить предоплату или держать финансовое обеспечение в коммерческом банке в размере 20% от суммы среднедневного оборота платежной организации за последний квартал.  

Количество платежей в пользу государственного бюджета за 2017 год через платежные терминалы платежных организаций составило 5,48 млн платежей (3% от общего количества платежей) на сумму 2,97 млрд сом (12% от общего объема платежей платежных организаций). 

В случае включения платежных организаций в статью 105 Бюджетного кодекса, необходимо предусмотреть требования для обеспечения платежными организациями финансовых гарантий по выполнению обязательств перед плательщиками и бюджетом государства. 

В этой связи Управление платежных систем Национального банка разработало проект дополнения и изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 25 марта 2015 года № 19/10», в котором предусматриваются необходимые нормы и требования для полного обеспечения платежными организациями финансовых гарантий по выполнению своих обязательств перед плательщиками и государством по приему платежей в бюджет. 

 

 

Начальник УПС Э.В. Лелевкина  

 

 

 

 

Проект 

 

 

Дополнения и изменения 

в постановление Правления Национального банка  

Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 25 марта 2015 года № 19/10» 

 

 

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 25 марта 2015 года № 19/10 следующие дополнения и изменения:  

в Положении, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

главу 3 дополнить пунктом 32-1 следующего содержания: 

- «32-1. Для осуществления приема денежных средств плательщиков по уплате налогов, сборов и платежей, подлежащих зачислению в бюджет на Единый казначейский счет Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики (ЦК МФ КР), платежная организация должна: 

- иметь уставный капитал в размере не менее десяти миллионов сомов; 

- предоставить 100 % предоплату и/или безотзывную банковскую гарантию в пользу бюджетной системы/ЦК МФ КР на всю/полную сумму принимаемых платежей в бюджет, с установлением данного требования в соответствующих договорных отношениях с ЦК МФ КР и реализацией необходимых механизмов контроля и управления рисками между платежной организацией и ЦК МФ КР. При предоставлении безотзывной банковской гарантии, критерии и требования к коммерческим банкам, которые могут предоставлять такую безотзывную банковскую гарантию в пользу бюджетной системы/ЦК МФ КР, устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.».; 

- пункт 71 признать утратившим силу. 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА  

к проекту дополнения и изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций"  

от 25 марта 2015 года № 19/10 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Положение о регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций  

3. Основные требования к деятельности операторов платежных систем и платежных организаций 

§3. Требования к деятельности платежной организация 

32. В целях страхования возможных рисков, связанных с деятельностью платежной организации и поставщиков услуг, где договорные отношения не предусматривают предоплату поставщику, платежная организация должна депонировать денежные средства на счете в коммерческом банке, страховой депозит либо представить безотзывную банковскую гарантию в пользу поставщика товаров/услуг. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

71. Отчетность предоставляется оператором платежной системы/платежной организацией не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчетность может предоставляться в указанные сроки в электронном виде (сканированная версия документа), с последующим предоставлением бумажной версии. 

32. В целях страхования возможных рисков, связанных с деятельностью платежной организации и поставщиков услуг, где договорные отношения не предусматривают предоплату поставщику, платежная организация должна депонировать денежные средства на счете в коммерческом банке, страховой депозит либо представить безотзывную банковскую гарантию в пользу поставщика товаров/услуг. 

 

32-1. Для осуществления приема денежных средств плательщиков по уплате налогов, сборов и платежей, подлежащих зачислению в бюджет на Единый казначейский счет Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики (ЦК МФ КР), платежная организация должна: 

- иметь уставной капитал в размере не менее 10 млн (десяти миллионов сомов); 

- предоставить 100% предоплату и/или безотзывную банковскую гарантию в пользу бюджетной системы/ЦК МФ КР на всю/полную сумму принимаемых платежей в бюджет, с установлением данного требования в соответствующих договорных отношениях с ЦК МФ КР и реализацией необходимых механизмов контроля и управления рисками между платежной организацией и ЦК МФ КР. При предоставлении безотзывной банковской гарантии, критерии и требования к коммерческим банкам, которые могут предоставлять такую безотзывную банковскую гарантию в пользу бюджетной системы/ЦК МФ КР, устанавливаются Правительством Кыргызской Республики. 

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

к проекту дополнения и изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций»  

от 25 марта 2015 года № 19/10» 

 

1. Описание проблем и основания для регулирования Национальным банком 

В настоящее время, соотношение уровня безналичных платежей в общем обороте денежной массы составляет 40 процентов безналичного денежного обращения на 60 процентов наличного. В развитых странах, этот показатель достигает 80-90 процентов безналичных платежей, что означает дальнейшее стремление к совершенствованию, созданию благоприятной среды, развитие инфраструктуры в Кыргызской Республике. Это остается одной из цели и важных задач, стоящих перед Правительством Кыргызской Республики, Национальным банком Кыргызской Республики, государственными органами, коммерческими банками, операторами платежных систем, платежными организациями и бизнес-сообществом Кыргызской Республики. Данная проблема была также обозначена экспертами-оценщиками Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) в ходе взаимной оценки Национальной системы Кыргызской Республики по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. В настоящее время прием платежей в бюджет осуществляется только коммерческими банками, для развития и доступности платежных услуг платежными организациями было инициировано предложение о допуске данных организаций для осуществления приема бюджетных платежей. 

При предоставлении данными организациями услуг по проведению платежей и расчетов населения и бюджетных организаций необходимо выставление к ним определенных требований для минимизации рисков. 

Целью государственного регулирования является обеспечение финансовых гарантий по выполнению обязательств перед плательщиками и государством по приему платежей в бюджет. Данная цель может быть достигнута за счет внесения дополнения в Положение «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 25 марта 2015 года № 19/10».  

 

2. Анализ причин, по которым необходимо принятие  

нормативного правового акта 

Основной причиной разработки проекта является необходимость введения требований по обеспечению платежными организациями финансовых гарантий по выполнению обязательств перед плательщиками и государством при осуществлении приема платежей в бюджет, а также обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынка банковских услуг Кыргызской Республики для новых участников платежных организаций. 

 

3. Цель, которую необходимо достичь 

Основная цель предоставление условий для активного роста предпринимательства в реальном секторе путем расширения инфраструктуры по безналичным расчетам и использования платежных карт, электронных кошельков и других инновационных технологий при проведении бюджетных, розничных и регулярных платежей населения в национальной валюте. 

 

4. Правовой анализ 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

В связи с этим проект дополнения и изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 25 марта 2015 года № 19/10» прошел общественное обсуждение.  

При проведении оценки положений предлагаемого проекта нормативного правового акта содержание в них коррупциогенных факторов не выявлено.  

Представленный на рассмотрение проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики не противоречит законодательству Кыргызской Республики.  

 

5. Экономический анализ (расчет затрат и выгод) 

Количественная оценка затрат не представляется возможной. Каких-либо прямых или косвенных затрат со стороны государственных органов реализация данного проекта не повлечет.  

Согласно данным Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики в 1-м квартале текущего года посредством периферийных устройств (платежные терминалы, мобильный и электронный кошелек, интернет-банкинг, мобильный банкинг) налогоплательщики осуществили 65 тысяч 137 налоговых платежей в бюджет на сумму 70,1 млн сомов. 

В том числе посредством платежных терминалов 57 тыс. 465 платежей на 45,5 млн сомов, через банкоматы 1 тыс. 358 платежей на 1,1 млн сомов, посредством веб-кассы проведены 3 тыс. 158 платежей на 21,5 млн сомов, через электронный кошелек осуществлены 2 тыс. 806 платежей на 1,1 млн сомов, посредством интернет-банкинга 328 платежей на 872 тыс. сомов и мобильного банкинга 12 платежей на 3,4 тыс. сомов. 

Анализ показывает ежегодный рост как суммы уплаченных налогов, так и количества платежей инновационными методами. Например, в 1 квартале 2017 года было осуществлено 28 тысяч 81 платеж в бюджет через периферийные устройства на 25,1 млн сомов, а за аналогичный период 2016 года 24 тысячи 964 платежей на сумму 31,3 млн сомов. 

 

 

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА 

к анализу проекта нормативного правового акта Национального банка 

 

Структурное подразделение: Управление платежных систем 

наименование проекта нормативного правового акта: 

О дополнении и изменении в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 25 марта 2015 года № 19/10 

проблема, которую предполагается решить принятием данного нормативного правового акта: 

Обеспечение платежными организациями финансовых гарантий по выполнению обязательств перед плательщиками и государством по приему платежей в бюджет. 

рабочая группа, подготовившая проект нормативного правового акта (ФИО, должность): 

Лелевкина Э.В. начальник УПС; 

Султаналиев А.З. начальник ООПО УПС; 

Ибрагимова С.З. главный специалист ООПО УПС. 

сроки оценки нормативного правового акта (указать дату начала и окончания оценки проекта): 

25.04.2018 г. - 11.05.2018 г. 

субъекты, попадающие в поле действия проекта (перечислить): 

1) банки и другие ФКУ 

Платежные организации. 

2) государственные органы  

3) негосударственные организации  

3) физические и юридические лица  

затраты при принятии проекта (включают издержки как вовлеченных сторон, так и экономики в целом), сом/долл. США  

Принятие проекта не повлечет увеличение расходов Национального банка. 

ожидаемые выгоды от принятия проекта (включают выгоды как для всех вовлеченных сторон, так и для экономики в целом), сом/долл. США 

Выгоды: 

Принятие проекта повлечет выгоду для вовлеченных сторон и для экономики в целом. 

альтернативные варианты решения проблемы:  

1) ничего не менять (оставить все как есть) 

В настоящее время прием платежей в бюджет платежными организациями осуществляется только на основе агентских соглашений с коммерческими банками. Количество пунктов приема платежей как за услуги связи, Интернет, за коммунальные услуги, а также уплата за налоги, в том числе с использованием терминалов, увеличивается с каждым днем. Для банка предоставление подобной услуги для широких слоев населения является высокозатратным, поэтому себестоимость услуги выше в сравнении со стоимостью услуги, предоставляемой нефинансовой компанией, специализирующейся только на услуге по сбору и проведению платежей через электронные системы в пользу третьих лиц. Кроме того, высокотехнологичные информационные системы обеспечивают не только быстрый обмен электронной информацией, но и позволяют в короткое время создавать широкую инфраструктуру в территориальном плане и охват населения услугами по проведению быстрых платежей. 

Скорость развития бизнеса у этих компаний значительно выше по сравнению с коммерческими банками, предоставляющими данный вид услуги наряду со всеми видами традиционных банковских услуг. 

2) отменить действующие нормы регулирования 

3) провести дерегулирование на основе действия рыночных механизмов. 

Невозможно, в связи с необходимостью введения требований по обеспечению платежными организациями финансовых гарантий по выполнению обязательств перед плательщиками и государством при осуществлении приема платежей в бюджет. 

3) другие решения: 

необходимость внесения изменений/дополнений в проект (указать какие): 

необходимость в создании/пересмотре других нормативных правовых актов (указать каких): 

-  

замечания по проекту нормативного правового акта: 

Замечания и предложения к проекту, поступившие по итогам общественного обсуждения, а также по итогам рассмотрения структурными подразделениями Национального банка, были частично учтены (сравнительная таблица замечаний и предложений прилагается). 

проводилось ли общественное слушание (нужное подчеркнуть) 

Да  

контактные данные ответственного лица: 

Ф.И.О. 

Ибрагимова С.З. 

должность 

Главный специалист ООПО УПС 

Подпись 

 

дата, печать 

11.05.2018 г.