Постановление Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от 24 июня 2021 года
№ 2021-П-14/34-5-(ПС)
О внесении изменений
в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем»
от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС)
В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики
«О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и статьей 26 Закона Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правления Национального банка «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) (прилагаются).
2. Юридическому управлению:
- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;
- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
4. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения платежных организаций и операторов платежных систем, ОЮЛ «Ассоциация операторов платежных систем Кыргызской Республики» и коммерческих банков.
5. Отделу развития государственного языка и документооборота довести настоящее постановление до сведения соответствующих структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка в Баткенской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление платежных систем.
Председатель Т. Абдыгулов
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от 24 июня 2021 года
№ 2021-П-14/34-5-(ПС)
Изменения
в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем»
от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-ПС
Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) следующие изменения:
в Положении «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- абзац четвертый пункта 1 изложить в следующей редакции:
«Платежные организации, операторы платежных систем, а также агенты/субагенты платежной организации должны соблюдать требования законодательства, включая в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов в соответствии с Положением «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в платежных организациях и операторов платежных систем в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 августа 2020 года №2020-П-14/46-4-(ПС).»;
- пункт 6 дополнить абзацем семнадцатым следующего содержания:
«Веб-касса агента – это доступ к платежной системе платежной организации с помощью различных устройств (мобильный телефон, персональный компьютер, планшет и др.), предоставляемый агенту платежной организации для осуществления платежей.»;
- наименование главы 3 изложить в редакции:
«Глава 3. Основные требования к деятельности платежных организаций и операторов платежных систем и их агентов»;
- пункт 7 изложить в следующей редакции:
«7. Оператор платежной системы вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в лицензии, а также оказывать консультационные/ информационные услуги и осуществлять иную деятельность, которая является сопутствующей к основной или необходима для обеспечения его основной деятельности.
Иная деятельность, которая является сопутствующей к основной или необходима для обеспечения основной деятельности оператора платежной системы, должна ограничиваться оказанием только следующих услуг:
- оказание услуг по распространению/передаче сообщений/сведений информационного характера (размещение рекламы на собственном сайте, на поверхности платежных терминалов, информационных/интерфейсных экранах терминалов, мобильных приложениях и зданиях, принадлежащих оператору платежной системы, а также на чеках при оказании соответствующих услуг);
- оказание услуг по разработке и дальнейшему обслуживанию/технической поддержке программного обеспечения для платежных систем;
- оказание услуг по сбору и передаче фискальных данных в защищенном виде уполномоченному налоговому органу/деятельности оператора фискальных данных;
- реализация программного обеспечения (лицензии или продукты интеллектуальной собственности)/ банковского оборудования/ оборудования для осуществления приема платежей;
- предоставление вычислительных мощностей, серверного и сетевого оборудования, арендной площади для серверного оборудования.
Оператор платежной системы может оказывать банковские розничные услуги в соответствии с агентским договором, заключенным с коммерческим банком Кыргызской Республики в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.
Оператор платежной системы может совмещать свою деятельность только с деятельностью платежной организации.
Запрещается передача лицензии и прав по ней другому лицу для осуществления деятельности, подлежащей лицензированию.»;
- Положение дополнить пунктом 7-1 следующего содержания:
«7-1. Оператор платежной системы в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты получения лицензии должен заключить договор/ы с участниками платежной системы и начать осуществлять деятельность по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра. В противном случае лицензия оператора платежной системы подлежит отзыву в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.»;
- пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10. Оператор платежной системы может быть реорганизован (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) при соблюдении требований, установленных законодательством Кыргызской Республики.
В случае реорганизации оператор платежной системы должен предоставить уведомление в Национальный банк с приложением соответствующего решения по реорганизации, заверенного надлежащим образом, в срок не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней после прохождения государственной перерегистрации в связи с реорганизацией.»;
- пункт 12 изложить в следующей редакции:
«12. Оператор платежной системы должен разработать и утвердить тарифную политику и принципы ценообразования стоимости своих услуг и один раз в год с момента получения лицензии предоставлять в Национальный банк сведения об утвержденных и действующих тарифах.
В последующем оператор платежной системы предоставляет сведения о тарифной политике в Национальный банк не реже 1 (одного) раза в год в срок до конца I (первого) квартала текущего календарного года.
Оператор платежной системы должен в течение 10 (десяти) рабочих дней после изменения тарифной политики и/или тарифов уведомить Национальный банк обо всех изменениях.»;
- пункт 17 изложить в следующей редакции:
«17. Оператор платежной системы должен:
1) контролировать соблюдение действующих правил и процедур, а также их соответствие требованиям настоящего Положения и законодательства Кыргызской Республики;
2) предъявлять требования к необходимым техническим и программным средствам для проведения платежей другим участникам платежной системы;
3) вести базу данных по агентам, субагентам и поставщикам товаров/услуг платежной организации, которая должна содержать, как минимум:
- реквизиты договора (дата, номер, вид договорных отношений);
- наименование юридического лица/ФИО индивидуального предпринимателя;
- данные о государственной регистрации юридического лица, паспортные данные индивидуального предпринимателя, патент, свидетельство о регистрации;
- местонахождение/адрес проживания, адрес осуществления предпринимательской деятельности;
- сведения о руководителях;
- контактные данные;
- сведения о собственниках/учредителях (для юридических лиц);
- сведения о бенефициарных собственниках поставщиков товаров/услуг;
- сведения о виде деятельности юридического лица/индивидуального предпринимателя (банковская деятельность, коммунальные услуги и т.д.);
- цель и предполагаемый характер деловых отношений с данным юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем (если поставщик, то указать услугу);
- финансовые условия (верхний и нижний предел комиссии, стоимость услуг и т.д.);
4) оценивать и управлять рисками в платежной системе;
5) обеспечить безопасное функционирование средств обработки информации;
6) обеспечить единый подход к управлению инцидентами и вести реестр инцидентов;
7) обеспечить своевременное доведение информации по принятым в систему платежам до поставщика товаров/услуг при возникновении нештатной ситуации в соответствии с условиями договора и требованиями нормативных правовых актов Национального банка.»;
- в пункте 20 второе предложение абзаца первого изложить в следующей редакции:
«В соответствии с функциональными обязанностями персонал оператора платежной системы должен быть ответственным за:»;
- Положение дополнить пунктом 20-1 следующего содержания:
«20-1. Оператор платежной системы должен иметь утвержденную учетную политику, соответствующую требованиям нормативных правовых актов Национального банка.»;
- пункт 29 изложить в следующей редакции:
29. Платежная организация вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в лицензии, а также оказывать консультационные/ информационные услуги и осуществлять иную деятельность, которая является сопутствующей к основной или необходима для обеспечения ее основной детальности.
Иная деятельность, которая является сопутствующей к основной или необходима для обеспечения основной деятельности платежной организации, должна ограничиваться оказанием только следующих услуг:
- оказание услуг по распространению/передаче сообщений/сведений информационного характера (размещение рекламы на платежных терминалах, на собственном сайте, на поверхности платежных терминалов, информационных/интерфейсных экранах терминалов, мобильных приложениях и зданиях, принадлежащих платежной организации, а также на чеках при оказании соответствующих услуг);
- оказание услуг по разработке и дальнейшему обслуживанию/технической поддержки программного обеспечения для платежных систем (при совмещении деятельности с деятельностью оператора платежных систем);
- оказание услуг по сбору и передаче фискальных данных в защищенном виде уполномоченному налоговому органу/деятельности оператора фискальных данных;
- оказание инкассаторских услуг для собственных агентов и субагентов;
- техническое обслуживание периферийных устройств (терминалов) агентов/субагентов;
- реализация программного обеспечения (лицензии или продукты интеллектуальной собственности) / оборудования для осуществления приема платежей;
- предоставление вычислительных мощностей, серверного и сетевого оборудования, арендной площади для серверного оборудования.
Платежная организация может оказывать банковские розничные услуги в соответствии с агентским договором, заключенным с коммерческим банком Кыргызской Республики, и нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики.
Платежная организация может совмещать свою деятельность только с деятельностью оператора платежной системы.
Запрещается передача лицензии другому лицу для осуществления деятельности, подлежащей лицензированию.».
- Положение дополнить пунктом 32-1 следующего содержания:
«32-1. Платежная организация должна иметь как минимум технический персонал (штатные должности), ответственный за функционирование аппаратно-программного комплекса и его безопасность, главного бухгалтера (штатная должность), а также другой персонал в соответствии со своей организационной структурой. В соответствии с функциональными обязанностями персонал платежной организации должен быть ответственным за:
- оценку адекватности систем контроля информационной системы – осуществление проверок звеньев управления, предоставление обоснованных предложений исполнительному органу по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;
- оценку обеспечения безопасности – повышение уровня информационной безопасности, а также минимизацию возможных потерь, вызванных действиями злоумышленников, аварийными сбоями и ошибками персонала;
- проверку соответствия функционирования системы требованиям настоящего Положения и законодательства Кыргызской Республики;
- оценку эффективности деятельности – осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию;
- обеспечение надежности, полноты и своевременности финансовой информации, используемой для принятия решений, составления финансовой и регулятивной отчетности;
- подготовку предложений по выбору внешних аудиторов и при необходимости инициирование проведения специальных аудиторских проверок;
- ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Платежная организация должна обеспечить преемственность выполняемых функций персонала, при необходимости обеспечить дублирование функций персонала, принимающего участие в выполнении основных функций платежной организации. При увольнении/смене персонала должен быть определен порядок обеспечения приема-передачи функциональных обязанностей и документации с надлежащим оформлением (акт, протокол).»;
- пункт 33 изложить в следующей редакции:
«33. В целях страхования возможных рисков поставщиков товаров/услуг платежная организация должна обеспечить:
1) предоставление предоплаты или безотзывной банковской гарантии или страхового депозита в размере не менее 100 (ста) процентов от всей суммы принимаемых платежей в бюджеты бюджетной системы Кыргызской Республики с установлением данного требования в соответствующих договорных отношениях (при заключении прямых договоров) c государственным органом и/или органом местного самоуправления, администрирующим уплату налогов, сборов и платежей, и реализацией необходимых механизмов контроля и управления рисками для осуществления приема денежных средств плательщиков по уплате налогов, сборов и платежей, подлежащих зачислению на Единый казначейский счет уполномоченного органа по прогнозированию и исполнению бюджета в Национальном банке Кыргызской Республики.
В договоре с государственным органом и/или органом местного самоуправления должно быть предусмотрено, что безотзывная банковская гарантия или страховой депозит будут использоваться при наступлении случаев неисполнения/нарушения платежной организацией обязательств по перечислению принятых платежей на Единый казначейский счет. В случае превышения суммы платежей над размером предоплаты или безотзывной банковской гарантии или страхового депозита услуга поставщика товаров/услуг должна автоматически отключаться;
2) предоставление безотзывной банковской гарантии или страхового депозита в размере 50 (пятидесяти) процентов среднедневного оборота за последний квартал по каждому поставщику товаров/услуг для поставщиков товаров/услуг, частично находящихся в государственной собственности, коммунальных предприятий и бюджетных организаций, где договорные отношения не предусматривают предоплату либо депозит, размещенный на банковском счете поставщика товаров/услуг.
В договоре с поставщиком товаров/услуг должно быть предусмотрено, что безотзывная банковская гарантия или страховой депозит будут использоваться по целевому назначению при наступлении случаев неисполнения/нарушения платежной организацией обязательств по перечислению принятых платежей на расчетный счет поставщика товаров/услуг, а также условия контроля банковского счета, на котором размещен страховой депозит, и/или возможность безакцептного списания денежных средств поставщиком товаров/услуг;
3) представление безотзывной банковской гарантии или страхового депозита в пользу поставщика товаров/услуг, где договорные отношения не предусматривают предоплату поставщику товаров/услуг. Размер безотзывной банковской гарантии или страхового депозита должен составлять не менее 10 (десяти) процентов от суммы среднедневного оборота платежной организации за последний квартал по каждому поставщику товаров/услуг.
4) денежные средства, предназначенные поставщику товаров/услуг, не должны аккумулироваться на расчетном счете платежной организации, предназначенном для проведения операций, связанных с хозяйственной деятельностью платежной организации. Страховые депозиты могут размещаться на одном банковском счете по всем поставщикам товаров/услуг либо на отдельных банковских счетах.»;
- пункт 34 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
«Прием, хранение, передача/перечисление денежных средств (инкассация) и кассовые операции, связанные с выдачей денежных средств, должны осуществляться платежной организацией по целевому назначению и для обслуживания только своей административно-хозяйственной деятельности.»;
- Положение дополнить пунктом 34-1 следующего содержания:
«34-1. Платежная организация в случае введения ограничений по передвижению в городах и населенных пунктах из-за наступления нештатных ситуаций (введение режимов чрезвычайного положения (ЧП)/чрезвычайной ситуации (ЧС) и др.) вправе заключить договор с инкассаторской службой (государственной или частной) для осуществления инкассации своих платежных терминалов и/или платежных терминалов своих агентов.»;
- Положение дополнить пунктом 34-2 следующего содержания:
«34-2. Платежная организация должна иметь утвержденную учетную политику, соответствующую требованиям нормативных правовых актов Национального банка.»;
- Положение дополнить пунктом 38-1 следующего содержания:
«38-1. Аппаратная часть аппаратно-программного комплекса платежной организации должна состоять из оборудования промышленного класса. Платежная организация должна иметь в наличии:
- договор, заключенный с организацией, которая разработала программное обеспечение, или организацией, уполномоченной правообладателем программного обеспечения (в случае приобретенного программного обеспечения);
- договор по обеспечению технической поддержки с компанией-разработчиком (в случае приобретенного программного обеспечения) или лицами, разработавшими/поддерживающими функционирование программного обеспечения, в соответствии с заключенными договорами или трудовыми соглашениями с сотрудниками;
- руководство или сопровождающие документы для администраторов системы и пользователей программного обеспечения;
- программу и методику испытаний;
- акт ввода и журнал испытаний опытной эксплуатации;
- акт ввода в промышленную эксплуатацию;
- акт приема-передачи, подписанный платежной организацией и организацией, разработавшей программное обеспечение или организацией, уполномоченной правообладателем программного обеспечения.»;
- пункт 40 изложить в следующей редакции:
«40. Платежная организация должна не реже 1 (одного) раза в 6 (шесть) месяцев проводить протоколированную проверку безопасности аппаратно-программного комплекса на соответствие требованиям внутренних правил и процедур, а также на соответствие требованиям Национального банка.
Результаты проверки должны быть оформлены протокольно и подписаны участниками проверки и предоставлены в Национальный банк не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента подписания.»;
- первый абзац пункта 43 изложить в следующей редакции:
«Платежная организация вправе заключать агентские договора с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для организации своей деятельности и обязана иметь электронный реестр договоров с агентами, содержащий следующую информацию по агентам, включая его пункты приема платежей:»;
- пункт 49 изложить в следующей редакции:
«49. Платежная организация должна иметь документы для обучения агентов/субагентов принципам использования платежной системы в рамках выполняемых ими функций. При заключении договора с агентами платежная организация обязана обеспечить:
- проведение инструктажа в соответствии с имеющимися внутренними правилами и процедурами, в том числе в дистанционной форме;
- ознакомление (письменное/электронное) агента/субагентов с требованиями законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативными правовыми актами Национального банка, в части касающейся агентов, и законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
Платежная организация обеспечивает последующий мониторинг за деятельностью агентов/субагентов по соблюдению указанных требований.»;
- пункт 64 признать утратившим силу;
- абзац шестой пункта 69 изложить в следующей редакции:
«- схему (топологию) сетевого взаимодействия оборудования и смежных систем.»;
- абзац второй пункта 73 изложить в следующей редакции:
«Результаты проверки должны быть оформлены протокольно и подписаны участниками проверки и предоставлены в Национальный банк не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента подписания.»;
- пункт 79 изложить в следующей редакции:
«79. Платежная организация для осуществления деятельности по приему платежей должна заключить с поставщиком товаров/услуг договор об осуществлении деятельности по приему платежей от потребителей товаров/услуг, по условиям которого платежная организация вправе от имени поставщика осуществлять только прием денежных средств от плательщиков, а также обязана осуществлять расчеты с поставщиком товаров/услуг в установленном договором порядке в соответствии с пунктом 33 настоящего Положения и законодательством Кыргызской Республики.
Платежная организация в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента получения лицензии должна заключить договор/договора и начать осуществлять прием платежей и расчеты, в противном случае лицензия платежной организации подлежит отзыву в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.»;
- в пункте 82 слова и цифры «отчета 1-5» заменить словами и цифрами «отчета 1-7»;
- пункт 83 изложить в следующей редакции:
«83. Оператор платежной системы/платежные организации при возникновении оснований для изменений либо после принятия решения об изменениях в следующих сведениях должны в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней предоставить в Национальный банк информацию, с приложением анкет и копий подтверждающих документов:
- о размере уставного капитала;
- о составе коллегиального исполнительного органа управления, учредителях, либо их анкетных данных;
- об изменениях доли участия учредителей/ участников/ акционеров и сумме соглашений о передаче долей;
- об аффилированных и связанных лицах должностных лиц и участников;
- об источниках происхождения денежных средств;
- о фактическом и юридическом адресах;
- о наличии дочерних организаций/филиалов/представительств;
- о вводимых в коммерческую эксплуатацию новых продуктов/услуги, элементов и компонентов платежной системы и других автоматизированных систем, в том числе МПА;
- о противоправных действиях и инцидентах сотрудников организации, приведшие к убыткам;
- об изменениях в паспортах информационных систем организации;
- об изменениях в организационной структуре и увольнениях 25 и более процентов сотрудников в течение 30 (тридцати) календарных дней.»;
- в пункте 85:
в первом предложении пункта слова и цифры «отчета 1-5» заменить словами и цифрами «отчета 1-7»;
пункт дополнить абзацем третьим следующего содержания:
«Оператор платежной системы/платежная организация и их должностные лица несут ответственность за предоставление своевременной, корректной и достоверной информации.»;
- пункт 88 изложить в следующей редакции:
«88. Оператор платежной системы/платежная организация обязаны ежемесячно предоставлять в Национальный банк информацию о вновь заключенных, перезаключенных и расторгнутых договорах с поставщиками товаров/услуг в срок не позднее 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в соответствии с формой отчета 2 Приложения 1 настоящего Положения.»;
- пункт 89 дополнить абзацами следующего содержания:
«Оператор платежной системы/платежная организация обязан(а) предоставить запрашиваемые сведения и документы в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения запроса Национального банка, если иной срок не установлен в запросе.
Оператор платежной системы/платежная организация обязан(а) обеспечить исполнение требований и рекомендаций Национального банка, направленных по результатам инспекторской проверки, в установленные сроки.»;
- пункт 92 дополнить абзацами следующего содержания:
«Срок проведения независимого аудита информационных систем определяется из расчета 3 (трех) последовательных лет с даты проведения последнего внешнего аудита информационных систем.
В случае если аудит информационных систем не проводился с момента получения лицензии оператора платежной системы, оператор платежной системы подлежит аудиту информационных систем в течении года с момента вступления настоящего Положения в силу.»;
- пункт 95 изложить в следующей редакции:
«95. В ходе и для аудита информационных систем внешний аудитор должен осуществить анализ и оценку соответствия информационных систем оператора платежных систем требованиям:
а) нормативных правовых актов Национального банка в части управления рисками информационных систем, информационной безопасности и нештатных ситуаций;
б) внутренних политик/процедур информационных систем оператора платежных систем.
При проведении внешнего аудита информационных систем необходимо как минимум:
а) изучить внутренние нормативные документы по обеспечению информационной безопасности на предмет их достаточности и соответствия требованиям законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка;
б) изучить бизнес-планы, политики и процедуры по управлению рисками информационных систем в целях оценки их адекватности, достаточности и актуальности;
в) оценить систему управления качеством информационных систем и систему управления операционными рисками;
г) оценить систему обеспечения непрерывности деятельности информационных систем и планов восстановления информационных систем в случае чрезвычайных ситуаций;
д) оценить уровень обеспечения безопасности сети, операционных систем, приложений и баз данных, персонала и физической безопасности;
е) оценить систему управления доступом и распределения ролей в автоматизированных системах;
ж) оценить уровень осведомленности персонала оператора платежной системы в области информационной безопасности;
з) рассмотреть вопросы соблюдения требований законодательства в отношении прав интеллектуальной собственности и использования лицензионных программных продуктов.»;
- наименование главы 7 изложить в редакции:
«Глава 7. Требования к автоматизированному терминалу самообслуживания»;
- абзац первый пункта 98 изложить в следующей редакции:
«Автоматизированный терминал самообслуживания (с функцией сash-in для приема платежей) должен:»;
- Положение дополнить пунктом 98-1 следующего содержания:
«98-1. Автоматизированный терминал самообслуживания (с функцией сash-out для выдачи денежных средств) должен:
1) давать возможность плательщику ознакомиться с краткой инструкцией/информацией по использованию устройства для выдачи денежных средств;
2) осуществлять идентификацию и верификацию клиента-получателя денежных средств с применением риск-ориентированного подхода, установленного в процедурах/программах внутреннего контроля;
3) иметь онлайн-соединение с аппаратно-программным комплексом платежной организации: его размещение должно отвечать требованиям безопасности, установленным законодательством Кыргызской Республики;
4) выдавать информацию по комиссии/тарифам за выдачу денежных средств, до момента совершения операции;
5) быть оснащен устройством по выдаче чека в качестве подтверждения проведенной операции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.»;
- Положение дополнить пунктом 98-2 следующего содержания:
«98-2. Автоматизированный терминал самообслуживания (с функцией сash-out для выдачи денежных средств) должен использоваться платежной организацией только при предоставлении розничных банковских услуг от имени банка при наличии агентского договора с коммерческими банками. Без наличия договора с банком осуществление услуги выдачи денежных средств платежной организацией запрещено.»;
- Приложение 1 изложить в следующей редакции:
«Приложение 1
к Положению «О регулировании
деятельности платежных
организаций и операторов
платежных систем»
Титульный лист
периодического регулятивного отчета платежных организаций и операторов платежных систем
Настоящим (ОсОО/ОАО/ЗАО)_____________________________________________
наименование платежной организации/ оператора платежной системы), действующее на основании лицензии Национального банка
№ _________, предоставляет регулятивный отчет за _____________ 20___ года по платежной системе.
Члены исполнительного органа (ОсОО/ОАО/ЗАО наименование платежной организации/ оператора платежной системы):
1) |
(должность) |
______________________________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии) |
2) |
(должность) |
______________________________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии) |
3) |
(должность) |
______________________________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии) |
Приложение:
- Форма отчета № 1 «Сведения о платежной организации/операторе платежной системы»
- Форма отчета № 2 «Сведения о договорах платежной организации/оператора платежной системы»
- Форма отчета № 3 «Сведения о принятых платежах в пользу поставщиков товаров и услуг»
- Форма отчета № 4 «Сведения о принятых платежах в пользу агрегаторов»
- Форма отчета № 5 «Сведения об агентах, объемах и количестве платежей»
- Форма отчета № 6 «Сведения о клиентах/ пользователях МПА, объемах и количестве платежей»
- Форма отчета № 7 «Сведения об объеме и количестве платежей в разрезе услуг, проведенных через платежную систему»
Первый руководитель (на период его отсутствия – лицо, его замещающее) |
_______________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии) |
______________ (подпись) |
Исполнитель ______________ (должность) (номер тел.) |
_______________________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии) |
__________________ (подпись) |
Дата подписания отчета «______» ______________ 20 __ года
Печать
Форма отчета 1
Наименование организации
_________________________
СВЕДЕНИЯ
о платежной организации/операторе платежной системы
за __________ месяц 20___ года
Отчет № 1-А «Банковские счета»
№ |
Наименование банка |
Вид счета |
Остаток денежных средств на банковских счетах на конец отчетного периода |
||
гарантийный счет (№ счета) |
расчетный счет (№ счета) |
валюта |
Сумма (или эквивалент в сомах) |
||
|
ИТОГО в нац.валюте: |
|
|
сом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО в ин.валюте: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ 1-Б «Участники платежной системы»
Общее количество участников платежной системы |
(указывается количество) |
В том числе: |
|
- поставщики |
__________ |
- агенты |
__________ |
- агрегаторы (платежные организации, комм. банки) |
|
- субагенты |
__________ |
другие лица (указать): |
__________ |
__________________ |
__________ |
__________________ |
__________ |
№ 1-С «Пункты приема платежей»
Общее количество пунктов приема платежей |
(указывается количество) |
В том числе: |
|
собственные платежные терминалы |
__________ |
платежные терминалы агентов (платежных организаций, комм. банков) |
__________ |
платежные терминалы агентов (ИП, др.юр.лиц) |
__________ |
другие (указать): |
__________ |
веб-кассы |
__________ |
POS-терминалы |
__________ |
SMS-агенты |
__________ |
__________________ |
__________ |
Форма отчета 2
Наименование организации
________________________
СВЕДЕНИЯ
о договорах платежной организации /оператора платежной системы
за __________ месяц 20___ года
Общее количество действующих договоров: (указать количество)
Количество заключенных договоров в отчетном месяце: (указать количество)
Количество перезаключенных договоров в отчетном месяце: (указать количество)
Количество расторгнутых договоров в отчетном месяце: (указать количество)
№ |
Наименование организации/ ФИО физического лица |
Юридический адрес и контактные данные |
Номер и дата договора |
Вид предоставляемых услуг |
Договора с поставщиками товаров/услуг: |
||||
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Договора с агентами по приему платежей: |
||||
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Договора с агрегаторами (платежные организации; коммерческие банки принимающие платежи в пользу третьих лиц): |
||||
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Форма отчета 3
Наименование организации
________________________
СВЕДЕНИЯ
о принятых платежей в пользу поставщиков товаров и услуг
за __________ месяц 20___ года
№ |
Наименование организации – поставщика товаров и услуг |
Общая сумма предоплаты, сом |
Форма обеспечения |
Общий объем* платежей, сом |
Общее количество* платежей, ед |
Сумма фактически произведенной оплаты поставщикам |
|
сумма страхового депозита, сом |
банковская гарантия, сом |
||||||
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*указываются данные из автоматизированной системы за исключением платежей, проводимых в пользу агрегаторов (платежных организаций и коммерческих банков)
Примечание:
1) Итоговые значения «Общий объем» и «Общее количество» платежей должны быть равны итоговым значениям, указанным в форме № 7 «Объем и количество платежей по видам предоставляемых услуг».
2) Указываются данные, взятые из автоматизированной системы, за исключением платежей, проведенных в пользу поставщиков товаров и услуг через агрегаторов.
3) Платежи, прошедшие в пользу коммерческих банков, выступающих в роли поставщиков своих же банковских услуг, указываются в данной форме отчета.
Форма отчета 4
Наименование организации
________________________
СВЕДЕНИЯ
о принятых платежах в пользу агрегаторов*
(где организация выступает в качестве агента другой платежной организации, коммерческого банка)
за __________ месяц 20___ года
№ |
Наименование платежной организации/банка |
Общая сумма предоплаты, сом |
Форма обеспечения |
Общий объем* платежей, сом |
Общее количество* платежей, ед. |
Сумма фактически произведенной оплаты агрегаторам |
|
сумма страхового депозита, сом |
банковская гарантия, сом |
||||||
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*указываются данные из автоматизированной системы, т.е. платежи, проведенные в пользу агрегаторов (платежных организаций и коммерческих банков)
Примечание:
1) Под агрегаторами в рамках настоящего отчета понимаются коммерческие банки и платежные организации (их агенты), принимающие и обрабатывающие платежи в пользу третьих лиц, в конечном итоге поступающие в пользу поставщиков товаров/услуг и т.п.
2) Указываются данные, взятые из автоматизированной системы прошедших только в пользу поставщиков товаров и услуг через другие платежные организации, коммерческие банки и/или прошедших в пользу платежных организаций, коммерческих банков, которые выступают в качестве агрегатора платежей.
Форма отчета 5
Наименование организации
________________________
СВЕДЕНИЯ
об агентах, объемах и количестве платежей
за __________ месяц 20___ год
№ |
Наименование агентов |
Количество пунктов приема платежей: (указать отдельно: кол-во платёжных терминалов, веб-касс и др.). |
Объем платежей, сом |
Количество платежей, ед. |
1) через платежные терминалы платежных организаций и коммерческих банков: |
||||
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
|
2) через платежные терминалы других агентов (не включенных в 1 пункт): |
||||
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
|
3) веб – кассы: |
||||
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
|
4) другие пункты приема агентов/субагентов: |
||||
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма отчета 6
Наименование организации
________________________
СВЕДЕНИЯ
о клиентах/ пользователях МПА, объемах и количестве платежей
за __________ месяц 20___ год
Наименование МПА: _________
Наименование агента-разработчика/владельца сервиса МПА: __________
Наименования систем электронных денег, доступ к которым может быть обеспечен через МПА путем привязки электронного кошелька, с указанием наименований банков-эмитентов/банков-агентов МСЭД:
1. ___________
2. ___________
3. ___________
Наименования банков, чьи банковские платежные карты могут быть привязаны к МПА (эквайринг):
1. ___________
2. ___________
3. ___________
Отчет № 1-А «Объем и количество платежей через МПА»
№ |
Количество активных пользователей МПА |
За счет возврата авансовых платежей (предоплаты) |
|
Объем платежей, сом |
Количество платежей, ед. |
||
|
|
|
|
№ |
Количество пользователей МПА- клиентов банков |
Через привязанные банковские карты |
Через привязанные электронные кошельки |
||
Объем платежей, сом |
Количество платежей, ед. |
Объем платежей, сом |
Количество платежей, ед. |
||
|
|
|
|
|
|
Отчет № 1-Б «Количество пользователей МПА»
№ |
Категории пользователей МПА |
В отчетном периоде (прирост (+ед.)) |
Всего на конец отчетного периода (ед.) |
1 |
Количество пользователей МПА, зарегистрированных в системе |
|
|
2 |
Количество идентифицированных пользователей МПА, из них: |
|
|
2.1 |
количество пользователей МПА, идентифицированных платежной организацией/ агентом, из них: |
|
|
|
а) посредством сверки изображений (в автоматизированном режиме) |
|
|
|
б) посредством сеанса видеосвязи (путем проведения интервью) |
|
|
2.2 |
количество пользователей МПА, идентифицированных банком-партнером |
|
|
Форма отчета 7
Наименование организации
________________________
СВЕДЕНИЯ
об объеме и количестве платежей в разрезе услуг,
проведенных через платежную систему
за __________ месяц 20___ год
№ |
Вид платежа |
Количество платежей (ед.) |
Объем платежей (тыс. сом) |
ИТОГО: |
|
|
|
1 |
Мобильная связь |
|
|
2 |
Фиксированная телефонная связь |
|
|
3 |
Интернет |
|
|
4 |
Коммунальные услуги |
|
|
5 |
Налоговые сборы |
|
|
6 |
Штрафы в ГУОБДД МВД КР |
|
|
7 |
Другие платежи в бюджет государства |
|
|
8 |
Пополнение банковского счета |
|
|
9 |
Оплата за кредит ФКО |
|
|
10 |
Другие банковские услуги |
|
|
11 |
Пополнение электронного кошелька |
|
|
12 |
Интернет-магазины |
|
|
13 |
Социальные сети |
|
|
14 |
Интернет-игры |
|
|
15 |
Пополнение счета в других интернет- приложениях |
|
|
16 |
Оплата услуг такси |
|
|
17 |
Рекламные услуги |
|
|
18 |
Объявления |
|
|
19 |
Благотворительность |
|
|
20 |
Образование |
|
|
21 |
Туристические поездки |
|
|
22 |
Другие платежи |
|
|
Примечание: Итоговые значения «Объем» и «Количество» платежей должны быть равны итоговым значениям указанных в форме 3 «Сведения о произведенной оплате в пользу поставщиков товаров и услуг»
».