Кайта келүү

РЕЕСТР 

предложений и ответов 

по результатам рассмотрения предложений в рамках уведомления о разработке проекта нормативного правового акта от 04.12.2020 г. в части внесения уточнений в нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по приему электронных документов и увеличению лимитов по кредитованию через удаленные каналы обслуживания 

 

Регистрационный № 

Замечания и (или) предложения 

Автор (участник публичных консультаций) 

Дата получения 

Позиция органа-разработчика 

- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования:  

Расширение доступности банковских услуг с использованием современных технологий требуют системных изменений в регулировании не только в банковском секторе, но также путем изменений процессов на стороне НБКР в части цифровизации внутренних процессов регулятора и цифровизации процессов регулирования (RegTech/ SupTech).  

Также проблема дистанционного обслуживания не должна ограничиваться только изменениями в банковском секторе, а учитывать взаимодействие сектора со всеми участниками (бизнес, государство, ИТ компании) и бенефициарами банковских услуг. 

 

- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения:  

Цель регулирования помимо указанной в документе должна охватить взаимодействие и интеграцию банковских услуг в другие сектора экономики в целях обеспечения «бесшовного», встроенного в бизнес-процесс, удобного предоставления банковских услуг. Конечная цель предлагаемого регулирования должна учитывать требования цифровой экономики: интернет вещей, блокчейн, большие данные (искусственный интеллект), цифровые платформы.  

- является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем:  

Предлагаемое регулирование является недостаточным, так как охватывает только прямое дистанционное обслуживание(взаимодействие) клиентов с банками. Фокус также должен быть сделан на устранение монополии банковских интерфейсов и стандартизацию цифрового взаимодействия банковского сектора и бизнеса, открытые АПИ, устранение монополии банков на взаимодействие с клиентами (по аналогии с PSD2 в ЕС) и расширение инфраструктуры для «сквозного» встраивания банковских продуктов в бизнес процессы.  

Для ускорения запуска новых сервисов необходимо рассмотреть нормативную базу для тестового технического инкубатора на базе саморегулируемой организации или регулятора, который позволит получить разработчикам, стартапам, бизнесу тестовый доступ к сервисам банков путем присоединения к правилам. 

- какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования:  

В случае учета комментариев выше основными выгодами будет существенное увеличение безналичных платежей и рост остатков в банковской системе; увеличение числа сервисов, которые пользователи могут получать дистанционно без обращения в банки; банки станут выполнять роль провайдеров банковских услуг, а бизнес будет обеспечивать диверсификацию продуктов с использование банковских сервисов.  

Увеличится скорость запуска новых продуктов, со «встроенными» банковскими сервисами, по принципу «единого окна» с взаимодействием между клиентом-бизнесом-банком на уровне фонового обмена данными и документами.  

- какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования:  

Принятие предлагаемого регулирования требует одновременного учета требований информационной безопасности, хранения и обработки персональных данных, требований к центрам обработки данных и правилам резервирования, правилам работы с облачными технологиями.  

- существуют ли альтернативные, более эффективные способы решения проблем:  

В условиях цифровизации учитывая возникающие риски и затраты на развитие существующей инфраструктуры банков можно было бы предусмотреть ограниченные лицензии по аналогии с европейскими странами выдаваемые финтех компаниям для быстрого запуска проектов на базе лицензии платежной организации (https://www.lb.lt/en/authorisation-of-payment-institutions#ex-1-1), лицензии специализированного банка (https://www.lb.lt/en/authorisation-of-banks#ex-1-2) или электронных денег . 

- ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования:  

Предлагаемое регулирование рассматривает дистанционное обслуживание только как взаимодействие клиента (физическое или юридическое лицо) с банком. Однако учитывая то, что банковские сервисы не могут и недолжны предоставляться в изолированной среде необходимо рассматривать дистанционное обслуживание как сферу регулирования, которая должна учитывать требования цифровой экономики и обязательное встраивание банковских сервисов в существующие и новые экосистемы и платформы. 

Талантбек Омуралиев 

08.12.2020 г. 

Учитывая характер и количество изменений, детальное рассмотрение указанного предложения будет проводиться в рамках исполнения мероприятий стратегических программ Национального банка Кыргызской Республики. 

В текущий момент предполагается внесение точечных изменений для получения эффекта в краткосрочный период. 

… 

Предлагаемые изменения послужат фактором расширения онлайн-кредитования в стране и определенного снижения себестоимости кредитования, что может благоприятно повлиять на процентные ставки для конечного потребителя банковских услуг. 

ЗАО «Банк Компаньон» 

11.12.2020 г. 

Предложение не содержит ответов на вопросы в соответствии методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства.  

Предложения в части формулировок нормативных правовых актов по количественным показателям ограничений будут проработаны в ходе общественного обсуждения, с учетом возможных рисков.  

- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования ДА; 

- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения ДА; 

- является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем НЕТ; 

- какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования: 

1. увеличение клиентской базы, расширение спектра банковских услуг, как следствие рост доходности банка; 

2. сокращение штатной численности сотрудников банка, как следствие снижение расходов;  

3. возможность получения клиентами банковских услуг в режиме 24/7; 

- какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования: 

1. риски мошенничества в связи с недостаточно защищенными каналами связи; 

2. закрытие точек продаж банков, как следствие сокращение численности сотрудников, рост безработицы; 

3. банкротство мелких банков, монополизация крупными банками сектора банковских продуктов и услуг; 

4. в перспективе - сложности для клиентов в случае необходимости обратиться в банк из-за их физического отсутствия в ближайших населенных пунктах; 

- существуют ли альтернативные, более эффективные способы решения проблем: 

1. трудно сказать, такие способы могут возникнуть в будущем, на базе наработанной практики по предоставлению банковских услуг дистанционно; 

ваше мнение относительно предлагаемого регулирования: 

для внедрения предлагаемого регулирования необходимо создать фундамент:  

1. возможность удаленной идентификации клиентов; 

2. надежные методы контроля за достоверностью предоставляемых клиентами документов; 

3. возможность налаживания надежной и бесперебойной связи между клиентом и банком, по возможности по нескольким каналам, позволяющая своевременно извещать клиента о наступлении срока погашения кредита, необходимости переоформления или закрытия банковского счета и т.д.  

ОАО «ФинансКредитБанк» 

16.12.2020 г. 

Предложения приняты для использования при проведении АРВ. 

Обозначенные риски будут дополнительно рассмотрены в проекте изменений в нормативные правовые акты. 

- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путём изменения регулирования - да, мы считаем, что вы верно указали существующие проблемы и решение этих проблем предложенными нами способами положительно скажется на качестве предоставляемых банками услуг; 

- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения - да, считаем указанную цель важной и с нетерпением ожидаем их достижения; 

- является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем - предлагаемое регулирование считаем наиболее предпочтительным способом решения описанных проблем и предлагаем свои варианты решения проблем; 

- какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования - внесение изменений повысит качества предоставляемых банками услуг, окажет положительный эффект по сдерживанию темпов распространения заболевания COVID - 19 и др.; 

- какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования - на данном этапе, Банк считает риски незначительными и они не должны мешать прогрессу рынка банковских услуг; 

- существуют ли альтернативные, более эффективные способы решения проблем - считаем, что на данном этапе предлагаемый выше вариант является наиболее эффективным способом решения существующих проблем; 

- ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования - общее мнение Банка выражено в письме.  

ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН» 

16.12.2020 г. 

Предложения приняты для использования при проведении АРВ. Предложения в части формулировок конкретных нормативных правовых актов по количественным показателям ограничений будут проработаны в ходе общественного обсуждения, с учетом возможных рисков