Кайта келүү

РЕЕСТР 

предложений и ответов 

(по результатам рассмотрения предложений в рамках  

уведомления о разработке проекта нормативного правового акта от 13.11.2020 г.) 

 

 

Регистрационный № 

Автор (участник публичных консультаций)  

Дата получения 

Замечания и (или) предложения 

Позиция органа-разработчика 

№1  

 Талантбек Омуралиев 

 16.11.2020 г. 

1) Появление регулирования рынка обращения криптовалют позволит избежать произвольного толкования подобных операций со стороны госорганов, а также возможных рисков связанных возможным появлением финансовых пирамид и тд. 

Предложения приняты для использования при проведении АРВ 

2) Наличие регулирования обращения криптовалют позволит начать процесс создания нормативной базы для дальнейшего развития рынка криптовалют, создание продуктов и новых возможностей для участников рынка. 

3) Наличие регулирования обращения криптовалют позволит заложить начало развития системного рынка и создаст предпосылки для участия для более широкого круга участников включая инвесторов, населения и бизнеса. Регулирование даст возможность более широкому кругу бизнесменов, населения получить представление о подобных операциях, а также защитить их права в случае совершения операций с обменом криптовалют. 

4) Наличие регулирования позволит легализовать подобные операции, а также получить статистику потенциала и динамики развития данного рынка. Также регулирование рынка позволит применить налоговый режим, распространяемый на аналогичные виды операций связанных с обменом фиатных валют. Также опыт регулирования криптовалют, позволит в будущем наложить его на возможную эмиссию цифрового сома. 

5) Возможные риски предлагаемого регулирования будут связаны с низкой способностью регулятора контролировать подобные операции и возможное использование операций для влияния на денежную массу, эмиссию и перетоки капитала. Также учитывая высокую волатильность криптовалют(аналог операций в казино), возможные потери сбережений участниками, покупки и продажи связанные со спекуляцией итд, могут повлечь негативную реакцию населения. В этой связи регулирование должно предусматривать возможные ограничения для населения(по аналогии лимитов с банковскими картами), а также возможно привлечение профессиональных участников (брокеров, консультантов) которые могут совершать операции от имени частного инвестора(населения) на более крупные суммы. Необходимо прописать цели обменных операций криптовалют и использовать единый онлайн реестр, где все операции будут регистрироваться: При покупке: инвестиции, сбережение, бизнес операции, кредитование и тд. При продаже: сбережения, оплата поставки, кредит и тд. 

 6) - Рассмотреть выдачу лицензий для криптовалютных бирж через регулятор рынка ценных бумаг. Рассмотреть криптовалюту как необеспеченный вексель;  

- Или выдавать лицензии только через коммерческие банки, для обеспечения саморегулирования рынка;  

- Сформировать регулирование на основе саморегулируемой организации. В этом случае любая обменная точка должна быть членом саморегулируемой организации. Совет саморегулируемой организации можно формировать из участников рынка, представителей госорганов, экспертов.  

7) Регулирование необходимо, чтобы задать вектор развития и не довести данное направление до запрета со стороны государства ввиду того, что рынок будет использован для сомнительных операций и целей. 

№2 

ЗАО «Финка Банк» 

27.11.2020 

Необходимо выделить несколько классов криптоактивов, так как каждый вариант технической реализации подразумевает разное применение. Без выделения классов криптовалют регулирование будет проводиться некорректно, аналогичным образом невозможно накладывать одни и те же требования к валютам, драг металлам, акциям и т.д. 

Возможные классы:  

a. Криптовалюты (Crypto Currencies) - монеты, нацеленные на транзакционные операции.  

b. Криптоактивы (Crypto Assets) - монеты для сохранения стоимости, аналоги драг металлов.  

c. Токенизированные активы (Tokenized Assets, Tokenized Securities, ICO) - монеты для размещения в блокчейне информации о правах собственности на активы. Например, в США отдельные токенизированные ценные бумаги регулируются комиссией по ценным бумагам. 

d. Стабильные монеты (Stable Coins, CBDC) - монеты - аналоги фиатных валют, включая Central Banks Digital Currencies. 

Новый закон должен выделить классы, а также каждый класс должен получить свое требование, включая и органы регулирования. Аналогами являются законы по ценным бумагам, акты НБКР по валютному регулированию, налоговое законодательство и др. Все акты должны быть адаптированы.  

Предложения приняты для использования при проведении АРВ 

2)Необходимо внедрение новых субъектов финансового рынка, таких как криптобиржи, где происходит обмен криптоактивами. Соответственно, необходимо как регулирование, так и лицензирование. В данный момент нет никаких ограничений, а скорее ограничение и невозможно по торговле криптоактивами гражданами страны на площадках других стран. Официальное лицензирование позволит самостоятельно контролировать требования ПФТ/ЛПД и т.д. Банки также должны получить возможность лицензирования по данному направлению деятельности.  

3)Необходимо инициировать процессы обмена информацией между странами, где концентрируются юридические адреса основных криптобирж с целью обмена информацией по идентификации граждан. Также, каждая соответствующая криптобиржа должна исполнять требования страны при идентификации граждан страны. 

4)Необходимо кроме всего прочего начать активное изучение применения технологии блокчейн как в государственном, так и частном секторе. Так, например, токенизация активов может помочь избавиться от нотариата, повысить прозрачность сделок. 

5)Необходимо внедрение основных понятий, например: смарт контрактов (самоисполняемых контрактов) и его участников, майнинг и его субъекты.  

6)Необходимо четко определить, что является юридически владением, наличием права собственности на криптоактивы. Соответственно и отчуждение, получение прав и т.д.  

7) Также, считаем, что наличие на рынке криптовалютных услуг предоставляемые ФКО, окажет более конкурентные условия для конечных потребителей этих услуг, а для ФКО предоставление таких услуг будет дополнительным доходом.